Профстандарт в сфере закупок
Содержание
Контрактный управляющий — профессиональный стандарт «специалист»
Профстандарт «работник контрактной службы», или специалист в сфере закупок, утвержден Приказом Минтруда от 10.09.2015 № 625н, зарегистрирован в Минюсте 07.10.2015 № 39210, является нормативным актом, обязательным для применения. Профстандарт «специалист в сфере закупок» разработан для тех, кто осуществляет закупочную деятельность ради обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд с целью эффективного и результативного использования денежных средств. Профстандарт специалиста определяет четыре направления в сфере закупок:
- Обеспечение (уровень квалификации 5).
- Осуществление (уровень квалификации 6).
- Экспертиза результатов (уровень квалификации 7).
- Контроль (уровень квалификации 8).
Разберем их подробнее.
Обеспечение конкурсных мероприятий
Работник, занятый в сфере закупок, должен иметь среднее профессиональное образование. Требования к опыту не предъявляются.
Права и обязанности:
- предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы и услуги;
- подготовка закупочной документации;
- обработка результатов;
- подготовка и составление необходимой документации для размещения заказов;
- формирование описательной части объектов заказа.;
- мониторинг поставщиков и т. д.
Для более подробной информации можно заглянуть в единый квалификационный справочник, контрактный управляющий там проходит под кодом 26541 (Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367).
Осуществление закупочных процедур
Для работы в этом направлении сотрудник должен иметь высшее образование по программе бакалавриата и опыт практической работы не менее трех лет в области закупок. Основные задачи и цели:
- составление планов и их обоснование;
- осуществление конкурсных процедур;
- организация общественного обсуждения;
- определение и обоснование цены контракта;
- составление и публичное размещение отчета об объемах заказов и т. д.
Экспертиза результатов
Для выполнения задач работник должен иметь высшее образование по программе специалитета или магистратуры и опыт практической работы не менее четырех лет. В этом профстандарт контрактный управляющий с 2018 года не претерпел никаких изменений. Компетенции работника предполагают решение следующих задач:
- проверка соблюдений условий контракта;
- проверка качества предоставленных товаров, работ и услуг;
- организация процедуры приемки отдельных этапов исполнения контрактов и создание приемочной комиссии;
- взаимодействие с поставщиком при изменении, расторжении контракта;
- привлечение сторонних экспертов для проверки соответствия результатов, предусмотренных контрактом, и т. д.
Контроль конкурсных мероприятий
Для выполнения профессиональной деятельности в области контроля закупок сотрудник должен иметь высшее образование по программе специалитета или магистратуры и опыт практической работы в данной области не менее пяти лет, в том числе на руководящих должностях не менее двух лет. Основные направления деятельности:
- Мониторинг, аудит и контроль в сфере конкурсных процедур (не за работниками).
- Оценка обоснованности проведенных конкурсных процедур.
- Оценка эффективности обеспечения соответствующих нужд.
- Разработка локальных нормативных актов в сфере закупок, их адаптация к изменениям в законодательстве и т. д.
Профстандарт «специалист контрактной службы»: итоги
Все категории работников, занятые этим видом деятельности, должны пройти соответствующее дополнительное обучение по программе повышения квалификации или переподготовки в сфере закупок (если образование не в данной профессиональной области). Для всех четырех направлений работы профстандарт контрактного управляющего по 44-ФЗ устанавливает единые требования к знанию законодательства РФ, в том числе гражданского, бюджетного, земельного и др. в части применения к закупкам, а также этические нормы:
- соблюдать конфиденциальность и этику делового общения;
- активно бороться с профессиональной недобросовестностью;
- не допускать конфликты на работе;
- не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;
- не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег (при этом в стандарте напрочь отсутствуют положения о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов).
В области профессиональных навыков все работники должны знать законодательство в части регулирования закупок и уметь выполнять необходимые и соответствующие функциональные обязанности по каждому из направлений.
Профстандарт «руководитель контрактной службы»
Руководители — к этим специалистам предъявляются высокие требования и ожидается от них высокий уровень компетенций. Стандарт утвержден Приказом Минтруда от 10.09.2015 № 626н, зарегистрирован в Минюсте 09.10.2015 № 39275. В отличие от технических специалистов, руководители занимаются:
- консультированием;
- экспертизой;
- организацией работы технических специалистов.
Именно этих специалистов принято называть контрактный управляющий, требования 2019 года к ним следующие: высшее образование, стаж работы в закупках от трех лет и выше.
Консультирование
По уровню образования человек должен быть минимум бакалавром, да еще и дополнительно обученным по программе повышения квалификации в закупках. Требования к опыту — от трех лет. Знания, умения и навыки по большей части относятся к нормам права, регламентирующим сферу закупочных процедур:
- создание и ведение баз данных;
- расчеты степеней влияния на ценообразующие параметры;
- составление заключений;
- непосредственное консультирование.
Экспертиза
Чтобы соответствовать требованиям, человеку нужно иметь высшее образование (специалитет или магистратура) и пройти дополнительное обучение по работе в сфере закупок. Опыт работы необходим не менее четырех лет. Других особых условий не предусмотрено. Аналогичной работой, по мнению составителей стандарта, занимаются бухгалтеры, оценщики, юристы, экономисты и т. д. Подробнее можно посмотреть, чем занимается контрактный управляющий (код должности) в ОКЗ или ОКПДТР, например, в общероссийском классификаторе код этой должности 27779.
Что должен делать эксперт в закупках:
- Проводить экспертные оценки закупочной документации и заявок в процедуре закупки.
- Давать экспертную оценку при подведении итогов процедур закупок, при необходимости вести пересчет баллов.
- Разрабатывать методологические базы в рамках закупочной деятельности.
- Составлять и оформлять по результатам экспертизы документы в виде заключения.
Организация работ
Уровень образования здесь аналогичен предыдущему, а вот опыт работы должен быть не менее пяти лет непременно в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях — от трех лет. Речь идет о руководителях в сфере закупок. Их функции и задачи:
- распределение заданий между работниками и контроль их выполнения;
- планирование текущей деятельности организации, подразделения;
- осуществление контроля соблюдения условий, предусмотренных заключенными договорами на консультирование или экспертизу;
- организация работ по контролю качества итоговых документов по экспертизе;
- осуществление контроля рационального использования ресурсов;
- осуществление контроля соблюдения требований охраны труда.
Должностная инструкция работника контрактной службы по профстандарту разрабатывается в каждой конкретной организации с учетом специфики деятельности этой организации, поэтому универсальной должностной инструкции не существует. За основу можно взять наш образец