Внимание в психологии

Posted On 15.11.2017

Свойства внимания в психологии

Внимание объединяет интеллектуальные и сенсорные процессы мозга, способствующие концентрации и изучению какого-либо объекта или явления. В психологии виды и основные свойства внимания широко используются для повышения обучаемости и восприятия информации у детей и взрослых.

Основные свойства внимания в психологии

Свойства внимания и их характеристика относятся к одной из важных тем изучения психических и интеллектуальных способностей человека. От этих качеств во многом зависит деятельность и работоспособность каждого из нас.

Свойства внимания в психологии являются одним из инструментов понимания поведенческих и психических факторов, которые влияют на процесс и способность получения и восприятия различной информации. К свойствам внимания относятся такие характеристики:

  1. Устойчивость внимания – это индивидуальная особенность человеческой психики, которая характеризуется способностью определенное время сосредотачиваться на одно объекте. У каждого человека это свойство различно, но его можно тренировать, чтобы добиться более высоких результатов в изучении предметов и достижении цели.
  2. Концентрация – способность не только долгое время удерживать внимание на одном предмете, но и максимально отключаться от посторонних объектов (звуков, движения, помех). Противоположным качеством концентрации является рассеянность.
  3. Сосредоточенность – логическое продолжение концентрации. Это сознательный процесс, при котором человек целенаправленно вникает в изучение того или иного объекта. Этот фактор имеет большое значение в интеллектуальной и творческой работе человека.
  4. Распределение – субъективная способность человека удерживать одновременно некоторое количество объектов одновременно. Наиболее показательно проявляется в общении, когда человек может слышать сразу нескольких собеседников и удерживать под контролем диалог с каждым из них.
  5. Переключаемость – индивидуальная возможность личности переключаться с одного объекта или вида деятельности на другой. Скорость переключения и способность быстро перестраивать внимание, например, с чтения на диалог с преподавателем является важным инструментом обучаемости и в дальнейшем в рабочих моментах.
  6. Объем – способность человека направлять и удерживать определенное количество объектов в минимальный период времени. С помощью специальной аппаратуры было доказано, что в одну долю секунды человек может удерживать во внимании конкретное число (4-6) субъектов.

Внимание может быть произвольным (преднамеренным) и непроизвольным (сенсорным, моторным). Первый тип относится к осознанной интеллектуальной работе мозга, когда человек целенаправленно концентрируется на изучении материала, восприятии информации и сосредоточении на определенном вопросе или предмете. Непроизвольное внимание – это сенсорный механизм, обоснованный на восприятии и ощущениях, когда заинтересованность больше связана с эмоциональной сферой.

Статьи по теме:

Типы личности в психологии

Личность – один из важных терминов в психологии. На сегодняшний день известно несколько типов личности, которые отличаются друг от друга. В этой статье вы сможете найти информацию о восьми наиболее известных типах личности.

Как перестать зависеть от чужого мнения?

Чужое мнение для многих имеет огромное значение. Чаще всего, если кому-то что-то не нравиться, особенно, если таких людей много, то человек прогибается. Он делает это не потому, что он слабее, а просто ради обретения чувства комфорта.

Кто такой меланхолик?

Многие воспринимают меланхолию как отрицательное качество. Это очень поверхностное мнение, так как благодаря меланхоликам миру удалось явить лучшие труды по философии, литературе, музыке. Черты характера меланхолика дают ему возможность, не спеша, познавать этот мир.

Кто такой холерик?

Довольно сложно правильно выстроить взаимоотношения с человеком, если не знаешь особенности его темперамента. В данной статье речь пойдет о холериках и о качествах характера, присущих таким людям.

общая психология

Внимание. Свойства внимания. Виды внимания.

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Характеристики внимания:

Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия.

Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.

Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды.

Свойства внимания в психологии

Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

Виды внимания:

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.

Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать

Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций). Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений.

Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К.К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом). Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.

Материалы к госэкзамену специальности маркетинг 

Ответы на билеты набрал: Елькин Р.

Вопрос №27

Психологические процессы. Обработка информации (контакт, внимание, понимание, реакция, запоминание). Обучение. 

Есть разные модели ПП, одна из моделей в качестве основы берет модель экономического человека.

Модель обработки информации: 

Контакт (получение информации) – внимание (происходит раскодирование полученной информации) –понимание – принятие(реакция) – запоминание.

1. Контактпроисходит с внешней средой – комплексом раздражителей. Чтобы информация из внешней среды была замечена, она должна преодолеть определенный порог восприятия. Закон Вебера: любые изменения замечаются людьми, когда они достигают определенного масштаба.

3 типа контактов:

-намеренный (осознанный) индивид ищет информацию сам;

-случайный: она бросается в глаза (реклама на ТВ);

-избирательный: в потоке информации индивид ищет полезную

2. Внимание – концентрация познавательной активности инд-да на чем-то. Зависит от ряда факторов:

1)личностные (связ.с индивид. особенностями): 

а)осознанная потребность – что ч-ку необходимо; 

б)установка – субъективная ориентация члена той или иной группы; 

в)уровень адаптации к стимулу; 

г)период внимания. 

2)характ-ка раздражителей:

а)размер рекламы; 

б)цвет; 

в)контраст;

г)положение; 

д)динамика; 

е)изоляция; 

ж)новизна; 

з)привычность раздражителей.

Внимание: Чтобы мы обратили внимание. Прочли. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. То есть в поле нашего зрения одновременно попадает масса информационных сообщений, которые мы заметили, какой из них мы прочтем. 

Внимание делится на произвольное и непроизвольное:

Непроизвольное – рефлекс нашего организма на какое то раздражение среды. Произвольное: мучаемся, но слушаем. Я заставляю себя сконцентрировать свое внимание на предмете.

На внимание влияет  группа факторов: 

1 группа личностные факторы:

А. Осознание потребности или интереса. Мы осознали необходимость сдачи экзамена, интерес путь в лежит в усвоении материала, как результат интереса. Потребность интересов – они ситуативны. Нет потребности – нет внимания. Когда мы голодны у нас один интерес, когда сыты другие.

Б. Установки. Установка – это ориентация личности на те или иные ценности. Это ориентация предопределяет наше отношение ко многим вещам, людям. Есть фильтр, который сформировался в течение всей жизни. Пример: «нужно быть как все». Общая ценностная ориентация является фильтром.

В. Устойчивость внимания. Внимание, которое сформировалось в результате длительного повторения. Устойчивость внимание – это результат тренировки. Если речь идет о новом товаре необходимы большие затраты на привлечение внимания Потребителей…Традиционный товар – малейший сигнал – вы среагировали на кусок хлеба.

2 группа факторов. Характеристики раздражителей:

А. Размер. В американской рекламе лозунг «Чем шире, тем лучше». Чем больше размер раздражителя – тем больше он привлечет внимание.

Б. Цвет. Воздействие двухцветной и цветной (на 41% возрастали продажи). Глаз реагирует лучше

В. Интенсивность раздражителя.

Г. Контраст. Объект, который контрастирует со средой привлекает внимание в самой разной форме.

Д. Положение. При одном расположении объект оказывается заметным. Расположение вызывает внимание.

Е. Динамика. Статичный образ имеет меньше шансов быть замеченным. Сам факт движения.

Ж. Изоляция. Самый яркие объекты расположенные рядом привлекают внимание.

З.

Виды внимания в психологии. Функции и виды внимания

Новизна. В силу новизны. Старому товару придают элемент новизны.

Сообщение о нем подчеркивается как несущее собой важное следование . Например, ученые открыли…Использование известных людей… Подчеркивание выгодности (привлекаются механизмы рационального человека)

И. Привычность. Тот раздражитель, который повторяется, перестает привлекать внимание, заменяется на новый.

3. Понимание процесс интерпретации раздражителей и приписывания им опред.смыслов. Предполагает процесс классификации. Актуализация раздражителя – степень связи, которая сущ-ет м/д новой и старой инф-ей.

Факторы понимания: 

Личностные (мотивация, знание, ожидание приводит к нарушению понимания, т.к. человек может ожидать большего от товара). 

Характеристика раздражителя (физ., психологич. хар-ки ).

Реакция

— из памяти извлекаются аргументы за и против, установки позитивные и негативные.

Понимание — интерпретация товара. Понимание – классификация. Товар мы относим к той или иной категорий. Мир мы воспринимаем к той или иной категории. Воспринимая внешнюю среду мы ее классифицируем. Процесс понимания мы связываем с процессом актуализации. Актуализация – процесс связывания нового и старого. Появляется новый элемент – но он лучше будет усвоен, если мы свяжем его с известными элементами.

Факторы влияющие на процесс понимания:

1.Личностные факторы.

— Мотивация. Нет мотивации в эту информацию вникать.

— Наличие знаний. Механизм актуализации. Если мы уже ездили на автомобили, мы начинаем на товар-автомобиль смотреть иначе. Знание –как фактор понимания

2.Характеристики раздражителя.

Характеристики раздражителя могут способствовать или препятствовать пониманию. Эксперименты понимания устных и письменных текстов. Когда речь шла о простом сообщении – нет разницы, если идет сложный текст (технические параметры нового товара) – эксперименты показали, что письменный текст эффективнее. У каждого из нас свой уровень понимания.

Психолингвистические раздражители. Слова несущие позитивную окраску воспринимаются легче, чем те которые несут негативную окраску. Можно использовать обыденную лексику. Сообщение, которое содержит простой текст, если рекламируется сложный продукт, 99% населения сможет не понять текст.

Главная цель понимания – это принятие этого товара, рекламного сообщения. Принятие означает изменение установки.

4. Обучение– процесс приобретения новых знаний, привычек, установок, которые могут привести к изменению поведения.

Обучение может идти в двух формах: в форме образования и в форме пропаганды:

Образование – самостоятельный поиск и анализ информации. Самостоятельно находить правильные решения.

Пропаганда – вбивание в голову определенной информации. Реклама – это форма пропаганды. Механизм. 

Промежуточный вариант – обучение в форме инструктажа. Инструкции к новым товарам.

Обучение является инструментом продвижения товара. При обучении – механизм актуализации…

Повторение.Механизм повторения. Повторяй много раз – люди тебе поверят.

5. Запоминание –краткосрочная память; -долгосрочная.

Конечным результатом обучения – является запоминание информации. Противоположная ситуация – забывание. Нормальная голова обладает способностью к забыванию.

По сооциокультурной среде – можно взять из учебника.

Понимание —

> принятие -> обучение –запоминание – забывание

Комментарии

Пока нет ни одного комментария

Виды и свойства внимания

Существует несколько подходов к классификации видов внимания.

I. По особенности объектов, на которые направлено внимание, выделяют чувственное и интеллектуальное внимание.

Чувственное внимание – это внимание, которое направлено на непосредственно воспринимаемые объекты

Интеллектуальное внимание– это внимание, которое направлено на представления об этих объектах.

II. По наличию или отсутствию культурных средств внимание делят на непосредственное и опосредованное.

Непосредственное внимание не направляется ни чем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов.

III. По своему происхождению и способам осуществления выделяют непроизвольное, произвольное и комплексное (прослепроизвольное).

Непроизвольное внимание – это внимание, которое возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека.

Причины, вызывающие непроизвольное внимание связаны в первую очередь с особенностями внешних воздействий, т.е. это внимание, которое привлекается самим объектом. Активности, волевых усилий, задачи быть внимательным, культурных средств не нужно для поддержания непроизвольного внимания.

К свойствам объектов, вызывающих непроизвольное внимание относятся новизна, яркость, необычность, контраст, изменчивость.

Кроме этого непроизвольное внимание зависит и от субъективных особенностей человека.

Виды и свойства внимания

Объекты, связанные с актуальными потребностями, интересами, эмоциональными состояниями непроизвольно привлекают к себе внимание.

Непроизвольное внимание есть и у животных и у человека. В основе непроизвольного внимания лежит ориентировочный рефлекс.

Произвольное внимание носит отчетливо выраженный сознательный характер и наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности.

Благодаря произвольному вниманию люди могут заниматься не только тем, что их непосредственно интересует, захватывает, волнует, но и тем, что непосредственной привлекательностью не обладает.

Чем меньше увлекает человека работа, тем больше требуется волевых усилий для поддержания внимания.

Причиной вызывающей и поддерживающей произвольное внимание, является осознание объекта внимания для выполнения данной деятельности, удовлетворения потребностей.

Произвольное внимание является одной из высших психических функций, которая формируется в ходе онтогенеза и социогенеза. Произвольное внимание является опосредованным процессом и его формирование происходит в ходе культурного развития.

Внимательность – это свойство личности, связанное со способностью к произвольному вниманию.

Комплексное (послепроизвольное) внимание – это внимание, которое произвольно по своему происхождению и непроизвольно по своему протеканию. Появление этого вида внимания связано с возникновением интереса к данной деятельности.

Прилагая немалые усилия, чтобы втянуться в работу, например, приступая к решению сложной геометрической задачи, ученик, найдя интересные способы ее решения, может настолько увлечься работой, что волевые усилия станут не нужны, хотя сознательно поставленная цель сохраняется.

Заканчивая рассматривать виды внимания, следует отметить, что все они одинаково важны.

Каждый из них актуализируется в различных ситуациях и является необходимым условием и инструментом реализации жизненно важных целей и задач субъекта.

Date: 2015-09-02; view: 160; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Внимание: свойства, функции и виды

Внимание— направленность психики на определенные объекты, сосредоточенность на них. Внимание — психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности, которые выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.

Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Пять основных свойств внимания:

1. устойчивость,

2. сосредоточенность,

3. переключаемость,

4. распределение,

5. объем.

Устойчивость внимания — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество -рассеянность) — проявляется в различиях, в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

Переключаемость внимания — переводвнимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.

Распределение внимания — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Объем внимания — количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации.

Функции внимания:

  • активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,
  • способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,
  • обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
  • определяет точность и детализацию восприятия,
  • определяет прочность, и избирательность памяти,
  • определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
  • является своеобразным усилителем для перцептивных процессов, позволяющим различать детали изображений.
  • выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.
  • для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.
  • в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.
  • о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению.
  • внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Основные виды внимания:

  • природное и социально обусловленное внимание,
  • непосредственное и опосредствованное внимание,
  • непроизвольное и произвольное внимание,
  • чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание — дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны (ориентировочный рефлекс).

Социально обусловленное внимание — складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание — не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание — регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное внимание — не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание.

Произвольное внимание — обязательно включает волевую регуляцию, требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов,

Чувственное внимание —связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.

Интеллектуальное внимание — преимущественно связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса является мысль.

Формы расстройств внимания:

1. Повышенная отвлекаемость – чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому;

2. Уменьшение объема внимания;

3. Инертность (малая подвижность) внимания – невозможность своевременной быстрой переключаемости или патологическая фиксация внимания;

4. Гипо- и апрозекксияневозможность в течение необходимого периода времени сосредоточить на чем-нибудь внимание и полное выпадение внимания.

Методы общей психологии

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

  1. определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
  2. выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
  3. выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
  4. выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
  5. обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу к эксперимент.

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты.

Внимание: свойства, функции и виды

Анамнез (лат. по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал). Однако главным методом психологического исследования является эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать.

Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений.

Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

Дата добавления: 2016-12-18; просмотров: 564 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Внимание: свойства, функции и виды

Внимание— направленность психики на определенные объекты, сосредоточенность на них. Внимание — психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности, которые выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.

Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Пять основных свойств внимания:

1. устойчивость,

2. сосредоточенность,

3. переключаемость,

4. распределение,

5. объем.

Устойчивость внимания — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество -рассеянность) — проявляется в различиях, в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

Переключаемость внимания — переводвнимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

Психология внимания

Проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.

Распределение внимания — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Объем внимания — количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации.

Функции внимания:

  • активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,
  • способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,
  • обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
  • определяет точность и детализацию восприятия,
  • определяет прочность, и избирательность памяти,
  • определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
  • является своеобразным усилителем для перцептивных процессов, позволяющим различать детали изображений.
  • выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.
  • для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.
  • в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.
  • о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению.
  • внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Основные виды внимания:

  • природное и социально обусловленное внимание,
  • непосредственное и опосредствованное внимание,
  • непроизвольное и произвольное внимание,
  • чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание — дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны (ориентировочный рефлекс).

Социально обусловленное внимание — складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание — не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание — регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное внимание — не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание.

Произвольное внимание — обязательно включает волевую регуляцию, требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов,

Чувственное внимание —связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.

Интеллектуальное внимание — преимущественно связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса является мысль.

Формы расстройств внимания:

1.

Повышенная отвлекаемость – чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому;

2. Уменьшение объема внимания;

3. Инертность (малая подвижность) внимания – невозможность своевременной быстрой переключаемости или патологическая фиксация внимания;

4. Гипо- и апрозекксияневозможность в течение необходимого периода времени сосредоточить на чем-нибудь внимание и полное выпадение внимания.

Методы общей психологии

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

  1. определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
  2. выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
  3. выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
  4. выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
  5. обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу к эксперимент.

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Анамнез (лат. по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал). Однако главным методом психологического исследования является эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений.

Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

Дата добавления: 2016-12-18; просмотров: 563 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *