Восприятие цвета человеком

Posted On 16.01.2018

Восприятие цвета человеком

www.yugzone.ru — www.log-in.ru

В процессе познания природы человек открывал для себя всё новые и новые принципы организации мира – ритм, симметрию, пропорции, контраст и др. Этими принципами он руководствовался – сначала бессознательно, потом осознанно, — преобразуя окружающий мир, создавая искусственную среду обитания. Природные и созданные человеком объекты действительности породили в его сознании устойчивые образы, сопровождаемые определёнными эмоциями. Эти символические ассоциативные значения геометрических фигур, линий учитываются во всех видах деятельности, связанных с созданием визуальных форм. Вертикаль при отсутствии членений воспринимается как нечто несоизмеримое, бесконечное, лёгкое, устремлённое ввысь. Если она имеет утолщения в нижней части или стоит на горизонтальном основании – как нечто более устойчивое. Горизонталь ассоциируется с надёжностью, стабильностью, движением, развитием. Диагональ символизирует динамику. Соответственно композиция, построенная на чётких горизонталях и вертикалях, тяготеет к устойчивости, статичности, торжественности, а композиция, базирующаяся на диагоналях, — к движению, изменчивости, нестабильности. Горизонтальная композиция будет выглядеть более основательной, тяжеловесной, чем вертикальная. Справедливость этого утверждения в большой степени зависит и от соотношения сторон прямоугольников, и от размещения материала внутри них.

Русский художник В.В. Кандинский, работавший в своё время во ВХУТЕМАСе, а после эмиграции в Германию – в Баухаузе, приписывал геометрическим фигурам определённые цвета и даже различия в тепловом восприятии. Горизонталь ему виделась чёрной и тёплой; вертикаль – белой, холодной; диагональ – красной, серой, зелёной; прямой угол – красным; острый – жёлтым; тупой – голубым.

В живописи давно является общепризнанным, что цвет обладает наибольшей степенью эмоционального воздействия. Впервые попытку систематизировать значения отдельных цветов предпринял И.-В. Гёте. «В своих самых общих элементарных проявлениях, независимо от строения и форм того материала, на поверхности которого мы его воспринимаем, цвет оказывает известное воздействие на чувство зрения, к которому он преимущественно приурочен, а через него и на душу.» Так, жёлтый цвет производит безусловно тёплое впечатление и создаёт благодушное настроение. Синий он считал цветом тени – холодным и тёмным. Поэтому синие объекты кажутся более удалёнными. Красному приписывается серьёзность и достоинство, но также грация и прелесть. При этом Гёте имел в виду только чистые цвета и практически не учитывал ни особенностей воспринимающего их человека, ни контекста восприятия.

В.В. Кандинский предложил более сложный взгляд на данную проблему. Он отмечал двоякое воздействие цвета на человека. В первую очередь, это физическое воздействие, при котором глаз очарован красотой цвета или же, наоборот, испытывает сильнейшее раздражение. Это впечатление поверхностно и быстро забывается, если речь идёт о привычных предметах. «Но как физическое ощущение ледяного холода, если оно проникает глубже, вызывает более глубокие чувства и может вызвать целую цепь психических переживаний, так и поверхностное впечатление от цвета может развиться в переживание.» Причём этот процесс во многом обусловлен степенью развития самого человека. Но и при низкой душевной восприимчивости, цвет воспринимается неоднозначно. Так, светлые краски больше притягивают глаз, чем тёмные. Ещё более притягательной способностью обладают светлые и тёплые тона. Окрашенные таким образом объекты кажутся ближе. В то же время светлый, но чрезмерно ядовитый цвет вызывает беспокойство, и глаз ищет отдохновения в холодном синем или зелёном.

Физическое воздействие цвета было многократно подтверждено многочисленными экспериментами физиологов и психологов. Так, М. Деребире приводит следующее описание воздействия цвета на психику, данное доктором Подольским.

Зелёный цвет – болеутоляющий, гипнотический. Он влияет на нервную систему, снимая раздражительность. Бессонницу, усталость, понижает кровяное давление и поднимает тонус.

Голубой цвет – антисептический. Он эффективен при воспалениях и нагноениях. Чувствительному человеку голубой помогает больше, чем зелёный, но от его «передозировки» возникают некоторая усталость и угнетённость.

Оранжевый цвет стимулирует чувства и ускоряет пульсацию крови, не влияя при этом на кровяное давление. Он имеет сильное стимулирующее действие, создаёт чувство благополучия и веселья, но может утомить.

Жёлтый цвет оказывает стимулирующее воздействие на мозг и поэтому эффективен при умственной недостаточности.

Красный цвет обладает теплотой. Он стимулирует мозг, эффективен при меланхолии, но в то же время легко оказывает раздражающее воздействие.

Фиолетовый цвет увеличивает выносливость ткани, воздействуя на сердце, лёгкие и кровеносные сосуды.

Однако В.В. Кандинский отметил, что при более высоком развитии это элементарное воздействие переходит в более глубокое впечатление. Тогда можно говорить о втором виде воздействия цвета на человека.

Психическое воздействие цвета вызывает душевную вибрацию. Необходимо отметить связь между ассоциативными переживаниями, вызываемыми определённым цветом, и его значением в природе: «Например, красный цвет может вызывать душевную вибрацию, подобную той, какую вызывает огонь, так как красный цвет есть в то же время цвет огня. Тёплый красный цвет действует возбуждающим образом; такой цвет может усилиться до болезненной мучительной степени, может быть, также и вследствие его сходства с текущей кровью. Красный цвет в таком случае пробуждает воспоминание о другом физическом факторе, который, безусловно, болезненным образом действует на душу.»

Интересна следующая классификация цветов по их психологическому воздействию на человека.

  1. Стимулирующие (тёплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители:
    • Красный – волевой, жизнеутверждающий;
    • Оранжевый – тёплый, уютный;
    • Жёлтый – контактирующий, лучезарный.
  2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение:
    • Фиолетовый – углублённый, тяжёлый;
    • Синий – подчёркивающий дистанцию;
    • Светло-синий – уводит в пространство, направляющий;
    • Сине-зелёный – подчёркивает движение, изменчивость.
  3. Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета:
    • Розовый – нежный, производящий впечатление некоторой таинственности;
    • Лиловый – замкнутый, изолированный;
    • Пастельно-зелёный – ласковый, мягкий;
    • Серовато-голубоватый – сдержанный.
  4. Статичные цвета, способные уравновесить, отвлечь от других возбуждающих цветов:
    • Чисто-зеленый – требовательный, освежающий;
    • Оливковый – успокаивающий, смягчающий;
    • Желто-зеленый – обновляющий, раскрепощающий;
    • Пурпурный – изысканный, претенциозный.
    • Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражения (серые), гасят его (белые), помогают сосредоточиться (черный).
  5. Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно:
    • Охра – смягчает рост раздражения;
    • Коричневый, землистый – стабилизирующий;
    • Темно-коричневый – смягчающий возбудимость.
  6. Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение:
    • Темно-серые, черно-синие, темные – зелено-синие.

Следовательно, и физическое, и психическое воздействие цвета во многом определяются личностными характеристиками воспринимающего человека. Индивидуальность восприятия цветовых композиций позднее была обоснована в работах немецкого психолога М.Люшера, который доказал, что состояние (содержание сознания, эмоциональность) реципиента в момент контакта с объектом может влиять на его отношение к одному и тому же цвету.

Выбор цвета в рекламном обращении, а тем более в фирменных константах не может зависеть от вкуса дизайнера. С одной стороны, это одно из простейших средств привлечения непроизвольного внимания реципиента, с другой, сильнейший раздражитель, способный затруднить восприятие. И дизайнеру необходимо найти оптимальное решение этого противоречия. И тогда оно может быть самым неожиданным. Так, например, на изобилующих цветом полосах рекламного еженедельника скорее привлечет непроизвольное внимание читателя и будет легко воспринята черно-белая реклама, в которой цвет как таковой отсутствует. С этой точки зрения логично отказаться от использования цвета, в том числе и цветных иллюстраций, в изданиях с низким уровнем полиграфии. Качество бумаги, неточность совмещения могут значительно изменить цвет, возможно, придав обращению нежелательный подтекст.

Таким образом, кроме самостоятельного значения цвета, в рекламе на его выбор влияют следующие факторы:

  • Создаваемый образ;
  • Психологические характеристики аудитории, которые зависят от ее социально-демографического состава;
  • Характер объекта рекламы;
  • Средства рекламирования и технология передачи цвета.

Воздействие цвета в рекламном обращении будет также зависеть от следующих обстоятельств контекста:

  • Общего цветового фона и непосредственно контактирующих цветов;
  • Освещенности воспринимаемого обращения;
  • Его места расположения относительно воспринимающих систем человека.

Особенности психофизиологии восприятия определяют различную значимость зон чистого листа. В искусствоведении продолжаются споры о том, можно ли сводить сложный процесс восприятия картины к привычному восприятию текста: слева направо и сверху вниз. Одни считают, что это именно так, и доказывают свою точку зрения, анализируя зеркальное отражение картин известных художников, проводя эксперименты по восприятию фигур, расположенных в различных частях белого листа. Действительно, изображая последовательно происходящие события, художник расположит элементы композиции по горизонтали слева направо. Классический пример подобного решения – расположение «кадров» в комиксе. Одно и то же дерево, изображенное на двух листах, будет восприниматься по-разному. На одном – ближе, на другом – дальше от зрителя только потому, что в первом случае оно изображено у левого края, а во втором – у правого края листа, и для его «увидения» глазу необходимо пройти некоторое расстояние, затратить определенные усилия. Таким же образом был доказал условный приоритет верхней части листа над нижней. Противники этой точки зрения считают, что движение глаз зрителя картины подчинены задаче ее рассматривания, а не привычкам чтения вербального текста. Опыты А.Ярбуса доказали, что глаз находится в постоянном движении, общее направление которого диктуется построением сюжета картины Что же касается неоднородности белого листа, то сторонники этой точки зрения признают «тяжелый низ и легкий верх» только как предрасположение восприятия, или рефлекс на положение в раме картины.

Статью подготовили:
Никонов Владимир, Дмитрий Трость

Cтатьи о природе, изобретениях, архитектуре, иллюзиях…

Подписаться

Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию.
Уже подписалось более 17 тысяч человек.

Цвет несет в себе информацию об окружающем нас мире, а так же влияет на настроение человека, его поступки и решения. Он может вызывать некоторые ассоциации или же воздействовать на мозг человека, заставляя его чувствовать соответствующие эмоции и совершать определённые действия.

Все материальные объекты в окружающем нас мире имею свои характеристики, одной из которых является их цвет. Он несет в себе информацию, необходимую для коммуникации и воспринимается как сенсорное впечатление. Однако, это восприятие субъективно, так как формируется только в мозгу смотрящего. Ощущение цвета создается при условии преобладания в цвете волн определенной длины. Например, если трава зеленая. Это значит, что из всего диапазона волн она отражает волны зеленой части спектра, а остальные поглощает. Если интенсивность всех волн одинаковая, то цвет воспринимается как белый или серый. Не излучающий волн – черный.

Цветоведенье (колористика) – наука о цвете, изучающая его природу, характеристики, смешивание, гармонию, культуру, восприятие человеком и т.д.

Первый кто создал систему цветов был Леонардо Да Винчи, он выделил 6 основных цветов: белый, черный, желтый, красны, синий, зеленый.Один из аспектов колористики – изучение психологического восприятия цвета человеком. Почему красный значит «стоп», а зеленый «идите». Цвет воздействует на физиологию и психологию человека, поэтому с его помощью можно вызвать ту или иную эмоцию. Так «стоп» красного цвета оказывает стимулирующее воздействие на мозг, так как имеет наибольшую длину волны, что требует большего количества энергии. С зеленым или синим же наоборот. Мягкие, пастельные цвета вызывают ощущение спокойствия, когда яркие раздражают.

Восприятие цвета может часто меняться в зависимости от психофизиологического состояния человека. Например, уменьшатся, если наблюдатель устал, или наоборот увеличиваться в случае опасности. В таблице ниже приведены краткое описание цветовых ассоциации и то, как цвет может воздействовать на человека.

Таблица 1. Цветовые ассоциации, восприятие цвета

Цвет

Ассоциации

Воздействие

Белый

Чистота, невинность, нейтральность, легкость.

Увеличивает пространство, при использовании на большой площади создает ощущение стерильности.

Черный

Тайна, анонимность, глубина, траур.

Передает глубину, может действовать депрессивно.

Желтый

Приветливость, веселость, энергия.

Способствует решению задач и проблем, стимулирует мозг.

Красный

Энергия, скорость, любовь, агрессия, опасность, огонь, кровь, война.

Улучшает настроение, возбуждает, лидерство.

Синий, голубой

Лед, море, небо, депрессия, верность, мир, спокойствие, устойчивость, чистота, безопасность, истина.

Прохлада, снимает воспаления, уменьшает уровень тревожности, при слишком долгом воздействии возникают утомление и усталость.

Зеленый

Природа, здоровье, умиротворение, зависть, неудача.

Успокаивает нервную систему, снижает усталость, концентрирует внимание.

Оранжевый

Тепло, уверенность, свет.

Оказывает благоприятное воздействие на работоспособность, при длительном восприятии оранжевого может появиться утомление.

Коричневый

Земля, очаг, устойчивость.

Создает атмосферу уюта и безопасности, располагает к коммуникации.

Стоит учесть, что в культуре разных народов эмоциональное и прикладное восприятия цвета очень различно, и связано с длительной исторической традицией внутри относительно изолированного развития этноса, религии.

Психология восприятия цвета: как с помощью цвета улучшить настроение?

Отсюда различие восприятия, например, белого и чёрного цветов (траур или радость — в зависимости от культуры, религии).

Цвет так же очень важен в интерьере. Как, например, красный хорошо подойдет столовой, так как повышает аппетит, а в кабинете с преобладанием голубых тонов будет лучше сосредотачиваться внимание.

Так же цвета зрительно могут изменять восприятие поверхностей интерьера. В маленьких комнатах стены рекомендуется делать светлых тонов, для того что бы зрительно увеличить ее. Яркие же или темные цвета в таком случае будут давить на человека, их рациональнее использовать в больших помещениях или для выделения отдельных функциональных зон.

А вот светлый пол, вне зависимости от комнаты будет создавать эффект меньшей устойчивости и надежности, чем темный.

В таблице ниже разобрано эмоциональное восприятие отдельных цветов плоскостей комнаты.

Таблица 2. Эмоциональное восприятие цвета в интерьере

Цвета

Поверхности

Потолок

Стены

Пол

Бежевый, розовый, светло-желтый

Возбуждают

Создают ощущение тепла, зрительно сужают пространство

Вызывают чувство зыбкости, хрупкости, ненадежности

Красный, коричневый, желто-зеленый

Угнетают, вызывают чувство одиночества

Сужают пространство

Вызывают чувство устойчивости, безопасности

Голубой, светло-зеленый, светло-серый

Создают ощущение света, высоты

Простор, прохлада

Тревога, неуверенность, выглядят скользкими, неустойчивыми

Серый, синий, темно-зеленый

Удручают

Вызывают чувство отчуждения, охлаждают эмоции

Создают ощущение прохлады и устойчивости

Знания о восприятии цветов активно используются в маркетинге и рекламе. При создании логотипа для того или иного товара необходимо, прежде всего, заинтересовать будущего клиента. Кроме того, дизайнер должен точно определить какие эмоции вызовет у человека разработанное им изображение. Например, если мы создаем логотип кукол для девочек, то непременно выигрышным вариантом будет розовый цвет, поскольку он сочетает в себе сладость и сказочность. Или же идея логотипа для закусочной — неплохим цветовым вариантом будет желтый, так как он несет в себе веселье и дружелюбие. Такое место будет веять уютом и теплом, и, несомненно, обеспечит большой поток клиентов.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что цвета не только делают жизнь ярче, но и воздействуют на наши мысли и поступки, определяя наше настроение. Знания о восприятии цветов можно рационально использовать маркетинге, дизайне, психологии (для определения типа человека). Исходя из вышеизложенного, подведем итог – у цветов есть своя система, которая была осознанно замечена человеком множество столетий назад. Вследствие чего сложилась целая наука о цвете. Человек с младенческого возраста учится цветовосприятию, которое в дальнейшем зависит от личностных характеристик индивида. Немаловажную роль в восприятии цвета играет культура, а также многие другие факторы.

Психология восприятия цвета

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *