Гедонистическая модель ценностных ориентаций личности основана на

Posted On 01.01.2018

На выполнение социальной роли личностью, на деятельность человека в обществе оказывают влияние ценностные ориентации. Это предпочтения общества чему- либо, которые находят выражения в различных формах и содержании поведения человека.

В зависимости от ценностных ориентаций выделяются типы личности:

– традиционалисты – ориентированы на долг, порядок, дисциплину, законопослушание, желание самореализации;

– идеалисты – ориентированы критически к нормам, авторитетам, имеют установки на саморазвитие;

– фрустрированный тип – имеет низкую самооценку, подавленное самочувствие, ощущение выброшенности из жизни;

– реалисты – сочетают стремление самореализации с чувством долга и самоконтролем

– гедонистические материалисты – желают удовольствий здесь и сейчас, гонятся за наслаждениями;

– модальный тип – преобладает реально в данном обществе;

– идеальный тип – это желаемая личность, гармонично развитая;

– базисный тип – отвечает потребностям конкретного общества.

Общество стимулирует появление определенных качеств личности и типов поведения. Так, капитализм развивает хитрость, прагматизм, расчетливость, эгоизм, карьеризм. Авторитарное общество формирует беспомощность, безответственность, практику двойных стандартов, паразитическую новацию, которая проявляется в желании перехитрить государство, обмануть систему в достижении своих целей.

Решающую роль в самореализации человека играет социализация как важнейший фактор развития личности. Социализация отличается от понятия «развитие», которое означает развертывание имманентных (внутренне присущих) индивидуальных свойств, от «воспитания», которое отражает целенаправленный процесс формирования личности, согласно принятым в обществе нормам и ожиданиям. Социализацияохватывает не только процесс, но и результат взаимодействия индивида со всей совокупностью социальных влияний среды общения.

Спектры социализации отражаются в деятельности, общении и самосознании личности:

– в сфере деятельности идет расширение видов социализации, изменение ее содержания, осмысление ее духовно-практической направленности;

– в сфере общения идет расширение социальных контактов, взаимодействий, углубление социального познания, развитие навыков общения;

– в сфере самосознания осуществляется становление образа собственного «Я» как активного субъекта социализации, осмысление своей социальной принадлежности, роли, формирование самоуважения, самооценки.

Многие ученые, разрабатывая концепции социализации, предлагали свое видение этой непростой проблемы.

Г. Тард – французский социолог – в основу социализации положил принцип подражания, в котором определены личностные формы общения «воспитатель – воспитуемый» как базовое социальное взаимодействие.

З. Фрейд – в психодинамической теории социализации придерживается биогенетической, неизменной природы человека, в то же время подчеркивает значение влияния окружения, особенно родителей.

Г. Блумер и Д. Мид в теории о личности придерживаются мнения, что отдельный индивид не является исходным моментом, приоритет – социальному общению, в ходе которого формируются индивидуальные качества личности. Социализация, согласно данной теории, есть процесс усвоения индивидом системы социальных ролей, с которыми связаны определенные социокультурные значения, смыслы, символы.

Э. Эриксон рассматривает социализацию как ответную реакцию человека на кризисы его жизненных циклов. Основное направление развития личности – есть социальная адаптация на основе мышления, внимания, памяти.

Таким образом, социализация – есть процесс усвоения личностью социального опыта, образцов поведения, установок общества, социальной группы, системы связей и отношений, в которую личность включена в качестве субъекта труда, общения и познания.

В качестве источника социализации человека выступают:

– первичный опыт, связанный с периодом детства;

– передача культуры как формы деятельности через социальные институты (семья, детсад, школа, трудовой коллектив и др.).

– интерактивное общение и взаимное влияние людей в процессе их совместной деятельности;

– процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.

Различаются социализации – первичная и вторичная. Первичная идет через непосредственное воздействие на человека ближайшего окружения, родителей, семьи, школы. Вторичная социализация идет через опосредованное влияние на человека социальных групп, институтов, организаций в общей форме воздействия.

В качестве общих факторов первичной и вторичной социализации личности выступают элементы социальной среды:

– роли и статусы, которые группа и общество предлагают человеку для выбора;

– ценности, социальные нормы, знания, умения и навыки, которыми человек овладевает, чтобы исполнять роли и поддерживать приобретенный статус;

– социальные институты, создающие технологии по производству, воспроизводству и передаче культурных образцов, ценностей и норм;

– реальный жизненный процесс: экономический, политический, социальный и духовный.

Социологи выделяют две модели социализации – «модель подчинения» – социализация в условиях регламентации, отбора информации, контроля, выполнения предписанных стандартов поведения, – «модель интереса» – свобода выбора индивидом путей самореализации.

В качестве моделей социализации также можно отметить следующие:

гармоническая модель социализации проявляет себя в том, что индивида вводят в социальную реальность через объективное восприятие им существующих отношений, институтов власти, выработку у него уважения к законам, адекватной реакции на социальные изменения и выполнение им своих обязанностей, ролей.

гегемонистическая модель социализации – индивид, проходя процесс познания мира и вхождения в него, воспринимает больше негативных явлений, ему прививаются чувства неуважения к любым социальным и политическим структурам, явлениям, пренебрежительное отношения к другим индивидам, чувства собственного превосходства над другими, гордости собой, недоступности;

плюралистическая модель социализации свидетельствует о признании индивидом равноправия с другими, признания их прав, свобод, способности менять политические пристрастия, ценностные ориентации;

конфликтная модель социализации: индивид формируется в обстановке нетерпимости, противостояния, противоборства на основе межличностной, межгрупповой борьбы, различных конфликтов, в результате – конфликты, борьбу он воспринимает как естественное состояние.

Часто на социализацию личности влияет окружение индивида. Американский ученый А. Хейлер разработал концепцию «значимого другого». Это та личность, одобрения которой индивид добивается, и указания которой он принимает. В качестве «значимого другого» могут выступать родители, учителя, наставники, популярные личности, участники игр.

Российский ученый В.А. Ядов предложил в качестве социализации индивида учитывать несколько диспозиционных уровней, в которых различные ценностные ориентации, потребности, цели, интересы, установки, начиная от простейших – витальных потребностей – до высоких социальных установок и высших целей индивида.

Социализация личности включает в себя две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию.

Интериоризация – это формирование внутренней структуры личности с помощью усвоения ее норм, ценностей, и процесс перевода этих элементов внешней среды во внутреннее «Я». Интериоризация формирует индивидуальность, неповторимость духовного мира личности, способы познания им мира.

Социолог Р. Мертон в зависимости от условий, в которых адаптируется индивид, от решаемых противоречий, предложил реализуемые им типы поведения.

Конформист – лояльно принимает цели и институциональные средства, одобряемые в обществе.

Новатор – принимает цели, одобряемые обществом, но достигнуть их пытается неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные).

Ритуалист – формально использует институциональные средства, не учитывая, что они не соответствуют целям, имеющим общественную поддержку (идеальный тип бюрократа, индивид, формально выполняющий инструкции, но непонятно, ради каких целей).

Ретриатист (изолированный тип) – не принимает ни целей, ни средств, одобряемых обществом. Таких людей воспринимают как бегущих от действительности (наркоманы, алкоголики).

Мятежник (бунтарь) – пытается создать новую систему ценностей и достичь целей новыми средствами. К ним можно отнести гениев, революционеров, сумасшедших.

Отметим, как утверждают ученые, что отсутствие смысла жизни для личности – тяжелейшая социальная патология.

Поиск смысла жизни и стремление его реализовать, утверждает австрийский психиатр В. Франкл, есть имманентное (внутреннее) человеческое качество. Он выделил три группы ценностей, которые могут составлять смысл жизни:

– ценности творчества (что мы даем миру: научные результаты, произведения искусства, добротные товары);

– ценности переживания (что мы получаем от мира: любовь, уважение, риск, победа);

– ценности отношения (какую позицию мы занимаем по отношению к судьбе, если не можем ее изменить).

Социальные ценности в обществе выполняют ряд функций. Они выступают как:

1. Желательное, предпочтительное для данного субъекта (индивида, социальной общности, общества) состояние социальных связей, содержание идей, художественных форм.

2. Критерии оценки реальных изменений.

3. Смысл целенаправленной деятельности.

4. Регуляторы социальных взаимодействий.

5. Внутренние побудители к деятельности.

Социальные ценности ориентируют человека в окружающем мире, побуждают, мотивируют на конкретные действия. Социальные ценности – это убеждения группы или общества по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям.

Фундаментом, основанием каждой системы ценностей выступают нравственные ценности, которые выражают варианты предпочтительных взаимоотношений людей, их связи друг с другом, с обществом, а также пронизаны формами контроля (стыд, совесть, покаяние) и, как правило, несут различие между добром и злом, долгом, ответственностью и безответностью, честью и бесчестием.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

Содержание

Система ценностных ориентаций личности

Репетитор.

«ЕГЭ скоро отменят,» – я слышу эти слова уже который год. Да, формат итогового тестирования вызывает много споров. Свое мнение по этому поводу я уже высказывала в одном из своих постов.

Как бы то ни было, в этом учебном году изменения системы ждать не приходится, так что нам предстоит еще один год подготовки к экзамену именно в этом формате. По сравнению с прошлым годом практически ничего не изменилось.

Немного модифицировано задание А2 на различение паронимов – сходных по звучанию, на разных по значению слов. Раньше во всех четырех предложениях для анализа значения в контексте было дано одно слово:

A2 В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить ЦЕННОСТНЫЙ?

1) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.
2) В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.
3) В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения.
4) В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.

В версии 2012-года во всех четырех предложениях разные слова:

A2 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы
Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.
2) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих
красок, созданных на основе этих минералов.
3) ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.
4) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и
здоровье человека.

Задание А26 (трансформация придаточного предложения в причастный оборот) переместилось на позицию А6, заняв логичное место среди других заданий по грамматике.

Также была уточнена формулировка задания С1 (сочинение-эссе) и текст критерия К2 (комментарий). Речь здесь идет о том, что сочинение должно быть написано «с опорой на исходный текст». О том, что бы это значило, я расскажу в следующем посте.

Удачного всем старта!

Автор: AlinaMelnik | 22 сентября 2011 10:09 | Просмотров: 9742 |

Не пропустите

Ценностные ориентации личности

Предыдущая13141516171819202122232425262728Следующая

Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности, показателем её сформированности. Не случайно различные аспекты ценностных ориентаций являются предметом изучения философии, социологии, психологии, педагогики.

Проблема ценностных ориентаций имеет длительную историю исследования. Джон Девис считает, что уже Аристотелю было что сказать о содержании данной категории.

Наиболее последовательно это понятие начало изучаться в зарубежной психологии со второй половины ХIХ века. Основоположником этих исследований является Г. Спенсер, который уже в 1862 году писал, что в понятии правильных суждений по спорному вопросу многое зависит от позиции ума, которую мы сохраняем в то время, когда слушаем и принимает участие в споре.

Г. Спенсер положил начало концепции моторных аттитюдов. Основываясь на этой теории, ученые Ланге, Мюстенберг, Ферре стали изучать не только моторные реакции, но и внимание, память, мышление. Наиболее активно экспериментальные исследования проводились в Германии. Однако сам термин «аттитюд» немецкими учеными не использовался, его заменяло множество синонимов.

Термин «аттитюд» был предложен У. Томасом и Ф. Знанецким в работе «Польский крестьянин в Европе и Америке»
(1918–1920). На русский язык «аттитюд» переводят как «социальную установку» или же принимают беспереводно с английского «аттитюд». Под данным термином в зарубежной социальной психологии понимают внутреннюю позицию человека, готовность действовать в соответствии с предыдущим ценностным опытом. У. Томас и Ф. Знанецкий определяли аттитюд как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта» или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».

Ценность, по мнению этих авторов, обычно является социальной по природе, т.е. является «объектом уважения со стороны социализированных людей». Они определяют социальные ценности как любую данную величину, имеющую эмпирическое содержание, доступное членам некой социальной группы, и значение, относительно которого она есть или может быть объектом активности.

В работе У. Томаса и Ф. Знанецкого социальная установка впервые была обозначена как общее состояние субъекта, обращенное на ценности.

В 20–30-е годы отмечался резкий подъем в исследовании аттитюда. Появляется несколько самостоятельных направлений в изучении данной проблемы. Так, Г. Олпорт в 1935 г. насчитал
17 вариантов этого понятия. Проанализировав их, он выделил моменты, общие для всех исследователей: аттитюд понимается как определенное состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к реакции, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

Он установил зависимость аттитюда от предыдущего опыта и отметил его важную регулятивную роль.

Интересен подход к данной проблеме Т. Парсонса
(1902–1979). В своей теории действия он выделял такие основные понятия, как ситуация, деятель и ориентация. Т. Парсонс делит ориентации деятеля на мотивационную и ценностные ориентации. Знание содержания ценностных ориентаций позволяет объяснять и прогнозировать поведение людей, т.е. осуществлять социальный контроль, который в свою очередь, по-мнению Т. Парсонса, позволит добиться: во-первых, социализации человека, в результате которой он приобретает ориентацию, необходимую для нормальной жизнедеятельности в социальной системе, и, во-вторых, развить процессы, которые предотвращали бы условия, порождающие отклоняющееся поведение. Все это поможет обществу управлять поведением отдельных людей.

Дальнейшие экспериментальные исследования выявили три компонента аттитюда:

1) когнитивный;

2) аффективный;

3) поведенческий.

Когнитивный компонент представляет собой осознание объекта аттитюда. Он включает мнения и убеждения, которых человек придерживается относительно тех или иных предметов и людей, которые позволяют ему судить о том, что является истинным, а что ложным. Аффективный компонент представляет собой положительные или отрицательные эмоции, связанные с этими убеждениями, они придают аттитюду эмоциональную окраску и ориентируют действие, которое человек собирается совершить. Поведенческий компонент представляет реакцию человека, соответствующую его убеждениям и переживаниям.

Исходя из этих компонентов, были выделены четыре функции аттитюда:

1) приспособительная (адаптивная, утилитарная), где аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

2) функция знания, здесь аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3) функция выражения ценности, саморегуляции – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4) функция защиты, способствующая разрешению внутренних конфликтов личности.

Однако многие вопросы по данной проблеме оставались без ответа. Особые затруднения были вызваны экспериментом Ла Пьера. Он обнаружил два уровня поведения. На первом уровне наблюдаемое поведение выражалось следующим образом.

1.2 Классификации ценностей и ценностных ориентаций личности

Ла Пьер с двумя студентами-китайцами путешествовал по южным штатам США и посетил 252 отеля, где их обслуживали в гостиницах, ресторанах в соответствии с принятыми стандартами сервиса. Никакого различия в обслуживании самого Ла Пьера и его учеников-китайцев не было обнаружено.

После завершения путешествия Ла Пьер обратился письменно в те отели, где он встретил нормальный прием. Второй уровень поведения выразился в том, что на запрос, может ли он надеяться вновь на гостеприимство, если посетит отель в сопровождении тех же двух студентов-китайцев, получил отказ в обслуживании «цветных». Расхождение в поведении, с одной стороны, обеспечивающее поведение с помощью положительного аттитюда, а с другой стороны – с помощью отрицательного аттитюда, получило название «парадокс Ла Пьера».

Многие психологи усомнились в регулятивной роли аттитюдов. И только когда появились соответствующие теоретические представления и экспериментальные методики, позволяющие объяснить «парадокс Ла Пьера», в зарубежной психологии вновь повысился интерес к данной проблеме. Особую роль при этом сыграли эксперименты М. Рокича. Помимо трехкомпонентной структуры, он выделил «объектные» и «ситуационные» социальные установки. Первые являются аттитюдами по поводу объектов действий (отрицательное отношение к китайцам), а вторые – по способу действий (хорошее обслуживание всех клиентов). Другое объяснение «парадоксу Ла Пьера» предлагают Д. Катц и И. Стотленд. В зависимости от ситуации по-разному проявляются различные стороны аттитюда: то когнитивный, то аффективный компонент. Результат поэтому будет различный.

В отечественной психологии выделяется несколько основных подходов к рассмотрению понятия «ценностные ориентации». Б.В. Ольшанский исследовал ценностные ориентации в контексте выбора ценностей: ценности, в его представлении, это своеобразные «маяки», которые позволяют выделить в потоке информации то, что наиболее значимо в жизнедеятельности человека как в позитивном, так и в негативном смысле. То есть под ценностью понимается значимость предмета или явления действительности для человека, а под ценностными ориентациями – выбор определенных ценностей. Придерживаясь ориентиров, человек сохраняет определенную внутреннюю последовательность своего поведения.

Рассматривают ценностную ориентацию как ориентацию на существующие в обществе ценности и другие исследователи. Так, И.С. Кон пишет: «Ориентации, направленные на какие-то социальные ценности, называются ценностными ориентациями». Такая трактовка ценностных ориентаций не раскрывает их сущность. Ориентироваться можно на обширный круг ценностей, в то время как ценностными ориентациями становятся лишь осознанные ценности, которые вошли во внутреннюю структуру личности.

Некоторые ученые соотносят понятие ценностных ориентаций с понятием направленности. Так, Б.Г. Ананьев характеризует ценностные ориентации как «направленность на те или иные ценности». Направленность характеризует личность через её социальную и нравственную ценность и проявляется в интересах, мировоззрениях, убеждениях. К.Д. Шафранская, Т.Г. Суханова исходят из равнозначности понятий ценностных ориентаций и направленности. Сопоставления ценностных ориентаций с индивидуально-типологическими особенностями личности дало основание этим авторам говорить о синдроме ценностных ориентаций, включающем в себя основные свойства личности, характеризующие тип направленности. Однако ценностные ориентации не сводимы к направленности. Понятие направленности личности является более широким, родовым. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности. Через направленность личности ценностные ориентации находят свое реальное выражение.

Предыдущая13141516171819202122232425262728Следующая

Похожие главы из других работ:

Взаимосвязь ценностных ориентаций и акцентуаций характера юношей и девушек в подростковом возрасте

1.3 Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций подростков

Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов. Роль ценностного влияния на их формирование минимальна…

Влияние ценностных ориентаций на психологическую готовность к материнству

1.1 Понятие ценностных ориентаций

Ценности — это духовные и материальные феномены, имеющих личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Ценностные ориентации — это отражение в сознании человека ценностей…

Гендерные различия в сфере ценностных ориентаций старшеклассников

1.1 Природа ценностей и ценностных ориентаций

Завершающийся XX век вывел проблему осмысления ценностей человеческого бытия на первый план научного познания, ознаменовав тем самым современный, аксиологический, этап развития науки…

Исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте

1.2.

Содержание и структура ценностных ориентаций

Существует большое количество классификаций и подходов к изучению ценностных ориентаций. Можно утверждать, что определение ценностных ориентаций начинается с попытки их соотнесения с другими понятиями. Тем не менее…

Особенности ценностной ориентации сотрудников, мотивированных на успех

1.1 ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТИ, ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Жизнь человека всегда опосредствуется системой общественных ценностей, определяемой той социальной средой, в которой он живет и действует. Категория ценности — одна из самых сложных в психологии…

Особенности ценностных ориентаций старшеклассников-воспитанников детского дома

1.1 Понятие ценностей и ценностных ориентаций

Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений…

Проблемы ценностных ориентаций в подростковом возрасте

2.1 Исследование ценностных ориентаций по М. Рокичу

Исследование проводилось на основе адаптированного варианта методики ценностных ориентации М. Рокича/ Испытуемым предлагалось ранжировать (пронумеровать) 16 ценностей-целей в порядке убывания значимости их для собственной жизни…

Специфика ценностных ориентаций молодежи

1.1 Понятие ценностных ориентаций

Одной из важнейших проблем современной психологии является проблема ценностных ориентаций. «Ценностные ориентации — это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов…

Специфика ценностных ориентаций молодежи

1.1 Понятие ценностных ориентаций

Одной из важнейших проблем современной психологии является проблема ценностных ориентаций. «Ценностные ориентации — это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов…

Специфика ценностных ориентаций неженатых мужчин

1.2. Структура и динамика ценностных ориентаций

Одной из важнейших проблем современной философии, социологических и психологических исследований является проблема структурного строения и регуляционных функций ценностных ориентаций…

Ценностные ориентации и представления, их формирование

4. Формирование ценностных ориентаций

Американский ученый Е. Берн выдвинул гипотезу о том, что человек формирует свои основные жизненные позиции, принимая важные реше-ния в отношении себя и других людей. Эти решения имеют фундамен-тальное влияние на весь ход его жизни…

Ценностные ориентации современных подростков

2. Формирование ценностных ориентаций у подростков

Проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших для наук, занимающихся изучением человека и общества. Это вызвано, прежде всего тем, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятой личности…

Ценностные ориентации современных подростков

3. Система ценностных ориентаций подростков

Современное общество многие века находится в состоянии постоянного конфликта поколений…

Ценностные ориентации учащихся

1.2 Содержание и структура ценностных ориентаций

Существует большое количество классификаций и подходов к изучению ценностных ориентаций.

Типы личности, зависящие от ценностных ее ориентаций

Можно утверждать, что определение ценностных ориентаций начинается с попытки их соотнесения с другими понятиями. Тем не менее…

Юность: возрастные и социально-психологические аспекты

1.2 Формирование ценностных ориентаций в процессе социализации

Ценностные ориентации — разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения и поэтому приобретающие функцию важнейших регуляторов соц. поведения индивидов…

Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятия «идентичность», «когнитивная сложность» и «временная перспектива» находятся в неразрывном единстве и обуславливают смысловое отношение человека к окружающей действительности. В то же время, данное отношение следует рассматривать в контексте конкретной жизненной ситуации. Любое изменение ситуации может изменить характер взаимосвязи между составляющими компонентами этого отношения.

Основываясь на вышеперечисленных аспектах организации системы личностных смыслов, мы попытаемся описать ее уровневую структуру (см. приложение. 1).

Первым уровнем в такой системе является уровень биологически обусловленных смыслов. Они возникают на базе ощущений и обуславливают функционирование организма и его реакции на физическое воздействие окружающей действительности. Здесь смыслы представлены как неосознаваемые медиаторы биологической адаптации организма к изменениям окружающей среды. Несомненно, этот уровень смыслов нельзя назвать личностным, поскольку эти смыслы обусловлены не личностью, или человеком, а самой природой жизни всего живого. Кроме того, в данном случае невозможно говорит о каком-либо уровне когнитивной сложности, поскольку еще не сформирована структура сознания и отсутствуют конструкты. Вследствие этого невозможно говорить и о временной перспективе. Реакции организма на раздражители окружающей действительности протекают только «сейчас», они не имеют под собой осознанных опыта и целей. Если они и осознаются, то это происходит «потом», на более высоком уровне, и их осознавание, скорее, носит характер интерпретации, чем осмысления. Следует согласиться с Б.С. Братусем, относящим биологически обусловленные смыслы к доличностному уровню. Это, скорее, предсмыслы, строительный материал, на основании которого возникает ощущение реальности. А.Н. Леонтьев определял биологический смысл как «смысл в себе», главной характеристикой которого является неконстантность. Это начальная стадия развития: «…основное изменение, скачок в развитии есть превращение инстинктивного смысла в сознательный смысл – превращение инстинктивной деятельности в сознательную деятельность» . Однако уже здесь смыслы обуславливают первичное разделение «Я» и «не Я». Таким образом, уровень биологических смыслов во многом определяет первичную интерпретацию ощущений и является базовым для возникновения потребностей, драйвов, мотивов.

На втором уровне смыслы носят индивидный характер и отражают потребностную сферу личности. Это еще слабоосознаваемые образования, которые выражают отношение мотива к цели. В качестве целей, мотивирующих это отношение, выступают желания, элементы предметного мира и ограничения социального окружения.

Отношения к элементам действительности строятся на определенных знаниях, которые носят характер представлений, а сами элементы реальности предстают в сознании в номинативной форме. Смыслы данного уровня характеризуются низкой когнитивной сложностью. Конструкты представлены либо жесткими стереотипными понятиями, клише, строящимися на смысловой связи двух (максимум трех) значений, либо понятийной путаницей. В силу вышесказанного, смыслы носят исключительно ситуативный характер, поскольку отражают удовлетворение потребностей. Временные рамки обуславливаются контекстом ситуации, смыслы локализуются либо в «настоящем», либо в «недалеком прошлом». Этим обуславливается и основная функция смыслов этого уровня – адаптация индивида к окружающим условиям социальной действительности. Однако, в силу накопленных знаний об объективной действительности и субъективных потребностях, а также способах их удовлетворения, смысловые связи постепенно генерализуются и приобретают характер значений. В определенных ситуациях отношения индивида и действительности приобретают характер значимости, что позволяет человеку дифференцировать себя от окружающей действительности и чувствовать себя субъектом этих отношений.

Третий уровень представляют собственно личностные смыслы. Это устойчивые личностные образования, опосредующие всю жизнедеятельность человека. На этом уровне смыслы выступают в виде ценностных ориентаций личности, основная функция которых заключается в интегрировании личности в новые условия социальной жизни. В отличие от адаптации, под которой мы понимаем процесс приспособления, направленный на поддержание жизнедеятельности человека в определенных условиях, интеграция предполагает активное, осознанное поддержание определенного напряжения для творческой реализации своих возможностей в условиях социального взаимодействия. Интеграция предполагает достаточно высокий уровень сформированности «Я-концепции», осмысленного отношения к своим способностям и социальным ролям, другим людям и миру в целом. Временная перспектива включает на этом уровне долгосрочное планирование, основанное на осмысленном отношении к личностному опыту и объективной действительности. Соответственно, личностные конструкты должны носить системный характер, предполагающий способность обобщения, основанную на различении процесса и результата деятельности. Такой уровень когнитивной сложности предполагает наличие восприимчивых конструктов и способность «метафорического» осмысливания, позволяющих творчески и гибко подходить к решению жизненных задач.

Четвертый уровень системы личностных смыслов отражает смысложизненные отношения человека. Это уже не комплекс отдельных отношений к себе, другим, миру. Это целостное восприятие человеком своей жизни как значимости. Когнитивная сложность на этом уровне отличается возрастающей концептуализацией, терпимостью к противоречиям и неопределенности, объективностью. Временная перспектива охватывает широкий спектр событий прошлого, настоящего и будущего. Личностные смыслы на этом уровне выполняют функцию генерализации и операционализации смыслов нижележащих уровней и выступают в качестве смысложизненных ориентаций личности. Соответственно, личностные конструкты, в которых проявляются личностные смыслы, имеют широкий диапазон и четкую структурную соподчиненность. Отношение человека к себе, его Я-концепция определяются идентичностью себя как субъекта жизни, за которую человек принимает и несет ответственность.

В норме, под воздействием конкретных (иногда очень жестких) обстоятельств ситуации, человек сталкивается с необходимостью менять свои ценности и смыслы. Актуализируя в сознании свой опыт (прошлое), смысл настоящего (элементы и явления реальности) и будущего (ближние или дальние цели), человек осуществляет смысловое отношение к действительности, переживая определенное состояние. Подобная череда актуальных смысловых состояний, переживаемых временно и носящих статус фаз развития, выполняет функцию генерализации отдельных смыслов различных уровней индивидуальной смысловой системы в высший – смысложизненный уровень, который, в свою очередь, выражается в определенной степени осмысленности всей жизни.

Если индивид, в силу неважно каких причин, не способен развернуть и расширить временную перспективу личностных смыслов системы, его зафиксированное, обездвижимое смысловое состояние приобретает статус личностного свойства и меняет все остальное психологическое содержание. Ужесточение личностных конструктов ведет к недифференцированному, диффузному статусу идентичности, что, в свою очередь, может выражаться в акцентуировании личностных черт (скорее всего, в первую очередь) и в формировании пограничных и патологических состояний и синдромов. Еще в 1964 г. Дж. Крамбо и Л. Махолик выделяли три группы испытуемых: не относящиеся к ноогенному неврозу, относящиеся к нему и «пациенты».

Таким образом, так же как и личность, система личностных смыслов находится в непрерывной динамике. В определенных жизненных ситуациях человек может функционировать на различных уровнях этой системы. Смыслы нижележащих уровней не исчезают при переходе человека на более высокий уровень развития, они генерализуются в более сложные смысловые образования и включаются в более сложную смысловую систему отношений, синхронизируя временные локусы и расширяя границы субъективной реальности, что и обеспечивает развитие как самой системы, так и личности в целом. Соответственно, рассматривая тот или иной уровень индивидуальной смысловой системы, необходимо помнить, что причинность реакции, действия, поступка, жизнедеятельности не может находиться снаружи или внутри психологического события. Она охватывает взаимодействие человека и действительности в целом, включая контекст ситуации.

1.3 Формирование ценностно-смысловых ориентаций личности

Психологической основой ценностно-смысловых ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности, выражающих социально-детерминированные отношения личности к действительности.

По мнению большинства авторов, ценностно-смысловые ориентации, определяя центральную позицию личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направление деятельности человека, определяют его поведение и поступки. Человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остаётся нереализованным.

Ценностно-смысловые ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации.

На различных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного и институализированного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно-историческими условиями и в случае аномального развития личности таким фактором может выступать психотерапия (целенаправленное психологическое воздействие).

Психологическими механизмами формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций выступают индивидуально-психологические особенности протекания психических процессов и, прежде всего, мышления, памяти, эмоций и воли, существующие в форме интериоризации, идентификации и интернализации социальных ценностей.

Ценностно-смысловым ориентациям присущ динамический характер. Если их существование не поддерживается человеком, если они не создаются, не реализуются и не актуализируются, то они постепенно теряются. Принятие и освоение ценностей долгий и длительный процесс. Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов.

Глава II. Характеристика ценностных ориентаций молодежи

Чтобы рассматривать проблемы молодёжи, необходимо представлять себе, что же такое молодёжь, чем она отличается от других общественных групп.

Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. Ученые разделяют разные подходы к предмету изучения — с позиций социологии, психологии, физиологии, демографии, а также традиции классификации, сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Немалую роль играют идеологические факторы, так как молодежь находится на острие политической борьбы.

В отечественном обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о молодежи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, другое — признавать ее социальные особенности как некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление молодежи другим социальным группам

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет».

ГЕДОНИСТИЧЕСКОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ

Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

Страницы: ← предыдущаяследующая →

1234567891011121314Смотреть все

Похожие страницы:

Словарь

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

при использовании материалов www.psi.webzone.ru
Данный словарь создан специально для пользователей сайта psihotesti.ru чтобы можно было найти любой психологический термин в одном месте. Если вы не нашли какое то определение или наоборот знаете его, а унас его нету, обязательно пишите нам и мы его добавим в словарь психологического портала «Психотест».

Ценностные ориентации
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — компонент направленности личности. Это разделяемые и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Ценностные ориентации служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения. Субъективное предпочтение тех или иных ценностей — начало определения иерархии ценностных ориентаций: семья, богатство, творчество, карьера, честь, совесть, здоровье, интимные отношения, заботы о других и т. д. Непротиворечивость ценностных ориентаций — показатель устойчивости личности. В системе ценностных ориентаций каждого человека происходят изменения, есть своя динамика и развитие. Детерминантами ценностных ориентаций личности выступают условия жизни, деятельность, а также склонности, способности, интересы, потребности человека.

Список случайных тегов:
,
Деятельность — ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели. Первым выделил деятельность в особую, ни к каким другим формам жизни не сводимую категорию русский психолог М. Я. Басов (1892—1931). В структуру деятельности наряду с целями, мотивами включены способы и приемы. Особенности деятельности определяются содержанием целей, предметом, на который она направлена, средствами и способами, с помощью которых происходит ее осуществление, и результатами.

Ценностные ориентации — важнейший компонент структуры личности

Важнейшими видами деятельности являются игра, учение, труд. Виды профессиональной деятельности многообразны: деятельности учителя, инженера, врача, архитектора, писателя, артиста, композитора, агронома, офицера и т. д. Психологическое содержание профессиональной деятельности включает развитые, с учетом ее требований, психические процессы, состояния, образования и свойства личности. Важнейшее условие успешной деятельности — творческий подход, осуществление ее со знанием дела и перспективой
,
Пафос — Пафос (греч. pathos – страдание) — античное понятие, обозначающее страдание, к которому привели собственные действия человека, ведомого сильной страстью, т.е. — разрешение страсти в страдании. В учении Аристотеля пафос рассматривался как одно из основных понятий эстетики: смерть или другое трагическое событие, происходящее с героем произведения, вызывает у зрителя сострадание или страх, которые разрешаются затем в катартическом переживании. От термина «пафос» образована основа пато—.
,
Детская психология — ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики на стадии детства, закономерности функционирования и изменения познавательных, волевых и эмоциональных процессов, особенности формирования ребенка как личности. Детская психология изучает также особенности различных видов детской деятельности (игры, учения, труда), формирования возрастных и индивидуальных особенностей детей. Детская психология тесно связана с педагогической психологией, педагогикой, биологией, физиологией, медициной, семейной психотерапией. В детской психологии используются методы количественных оценок, различная аппаратура, информационные модели экспериментальное обучение в детских садах и т.д. Детская психология разрабатывает стандартизованные методы психологической диагностики, позволяющие устанавливать уровень развития психических процессов и свойств, характерный для каждого возрастного этапа