Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях

Posted On 14.12.2017

1

Климанова В.Е. 1 Чалов В.Н. 1

1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»

1.Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/ Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Институт Психотерапии, 2005. – 490с.

В настоящее время достаточно остро стоит проблема повышения эффективности обучения молодых специалистов. Существенно увеличиваются объемы и сложность материала, который необходимо усвоить студентам для полноценного овладения своей профессией. При этом важным фактором в процессе обучения являются разного рода экзаменационные испытания, призванные оценить качество усвоения студентами учебного материала. Усложнение учебных программ, повышение ответственности за результаты своей учебной деятельности приводит к усилению нервно-психи­ческого напряжения обучающихся.

Объектом исследования является стресс, как состояние эмоциональной напряженности, у студентов в период сдачи экзаменов.

Предметом исследования стали ко­пинг стратегии в стрессовых ситуациях у студентов в период сессии.

Целью исследования стало исследование стрессовых состояний студентов и причины их возникновения в экзаменационный период, и изучение способов их преодоления.

Исходя из поставленных целей были поставлены следующие задачи:

  1. Осуществить теоретический анализ источников по проблеме актуализации стрессовых состояний в экстраординарных ситуациях, и в частности, возникновение таких состояний у студентов в период сессии.
  2. Подобрать диагностические процедуры, способствующие изучению стрессовых состояний и копинг стратегий, как способов преодолений этих состояний.
  3. Провести эмпирические исследования по методикам способствующим изучению стрессовых состояний у студентов способом совладающего поведения в экзаменационный период.
  4. Осуществить анализ и интерпретацию результатов теоретического и эмпирического исследований, для определения возможных методов и средств коррекции стрессовых состояний.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в большинстве случаев в стрессовых ситуациях обусловленных экзаменационным периодом студенты будут использовать дизадаптивные копинг стратегии, что может быть связано прежде всего с различными причинами, включающими в себя также и элементы личностной незрелости, которые определяются рядом психоэмоциональных проблем, имеющих свою основу в более раннем биографическом периоде жизни.  

Базой исследования стал краснодарский муниципальный институт высшего сестринского образования. В исследовании принимали участие студенты 2 курса специальности «Сестринское дело (бакалавриат)» в количестве 40 человек. Исследование проводилось в период зимней сессии.

Методологическая основа: исследование базируется на трудах в области:

— психологии стресса: Ганс Селье, Ричард Лазарус

— глубинной психологии: З. Фрейд, А. Фрейд, Жан Лапланш

На первом этапе проводился анализ теоретических источников по проблеме возникновения стрессовых состояний и выбора копинг стратегии, способствующих избавлению от них.

На втором этапе проводили эмпирические исследования: тестирование по методикам:

«Тест на учебный стресс» (Ю.В.Щербатых); «Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды» (В.В. Бойко); « Диагностика типологий психологической защиты» (Р. Плутчик в адаптации Л.И.Вас-сермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б.Клубовой и др.); « Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях» (Л. И. Вассерман и Н. В. Гуменюк).

Результаты эмпирических исследований показали, что основными причинами возникновения стресса у студентов являются излишне серьезное отношение к учебе и большая учебная нагрузка. Меньше всего студентов волнует проблема неумения правильно организовывать свой режим дня.

Важно отметить что проявляется стресс у студентов в спешке, ощущении постоянной нехватки времени, повышенной отвлекаемости, плохой концентрации внимания, и невозможности избавиться от посторонних мыслей. Главным или даже основным способом снятия стресса является сон. Положительно то, что алкоголь, сигареты, наркотики в качестве приема снятия стресса в группе практически не используются. Из биологических признаков проявления стресса можно выделить головные или иные боли, а также учащенное сердцебиение. Остальные признаки присутствуют у меньшей части студентов. Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условия показала, что среди студентов преобладает промежуточный (переходный) тип поведенческой активности (АБ). Для людей этого типа характерна активная целенаправленная деловитость, разносторонность интересов, умение сбалансировать деловую активность, напряженную работу со сменой занятий и умело организованным отдыхом.

При помощи методики диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды (В.В.Бойко) можно с уверенностью сказать, что среди студентов у 50% встречается эйфорическая активность вовне. Для человека свойственны: созидательная, конструктивная активность, стремление к коллективным формам деятельности, созидательные идеи, предложения, решения, нескрываемый оптимизм, умение радоваться, свободное проявление положительных чувств, безусловная любовь к ближнему, т. е. принятие ого таким, каков он есть, свободное отношение к нравственности.

У 37,5% — Рефрактерная активность вовнутрь.

Для человека свойственны: ритуальный, размеренный образ жизни, избирательность контактов, знакомств, партнеров, предпочтение подчиненных ролей, склонности проводить время в одиночестве, фантазирование, изобретательство.

И всего у 12,5% — Дисфорическая активность вовне.

Для человека свойственны: стрем­ление разрушать, буйствовать, оппозицион-ность, враждебная активность, деструктивный интеллект, пессимизм, недовольство, разочарование, доминирование злобы и неприятия, безнравственность. Данные обследований показывают, что «чистые» формулы преобразования энергии воздействий встречаются редко, и обычно их демонстрируют личности с акцентуациями в характере, с признаками невротичности.

На завершающем этапе было проведено исследование, нацеленное на выявление типологий психологической защиты. Нами была использована диагностика типологий психологической защиты (Р.Плутчик в адаптации Л.И.Вас­сермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б.Клу­­бо­­вой ).

Было выявлено, что наиболее встречающимися стали такие механизмы защиты как:

Отрицание, реактивное образование, компенсация, регрессия, проекция, интеллектуализация, замещение, вытеснение.

В большей степени это: отрицание, реактивное образование и компенсация.

Несмотря на то, что основными причинами возникновения стресса у студентов являются излишне серьезное отношение к учебе и большая учебная нагрузка, основным способом снятия стресса является сон. Исследования показали, что большая часть студентов обладает разносторонностью интересов, умением сбалансировать деловую активность, напряженную работу со сменой занятий и умело организованным отдыхом. И при этом имеют такие качества как: созидательная, конструктивная активность, стремление к коллективным формам деятельности, созидательные идеи, предложения, решения, нескрываемый оптимизм, умение радоваться, свободное проявление положительных чувств. И все это не мешает студенту при выборе наиболее приемлемым механизмам защиты.

Библиографическая ссылка

Климанова В.Е., Чалов В.Н. СТРАТЕГИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД СЕССИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 875-877;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9502 (дата обращения: 19.06.2018).

Метод 7

Диагностика уровня невротизации П.П.Вассермана

Невротизация─это состояние эмоциональной нестабильности, которая может привести к неврозу и невротической тенденции в поведении личности. Невротизация формируется на основе следующих личностных факторов-предпосылок: эмоционального (личность склонна к тревожности и легкой возбудимости); мотивационного (личность имеет эгоцентрическую направленность); адаптационного (личность отличается плохой приспосабливаемостью). Невротизация не обязательно развивается и достигает уровня невроза, поэтому у личности есть шанс уберечься от развития психической деформации.

Тем не менее очевидны неблагоприятные коммуникативные последствия невротизации: личность становится сложной и неприятной во взаимодействии, психический статус мешает ей эффективно сотрудничать с партнерами и исполнять профессиональные обязанности. Если уровень невротизации высок, это ставит вопрос о профпригодности всех тех, кто работает с людьми: медика, учителя, воспитателя, руководителя, политика, следователя, адвоката, судьи, прокурора, милиционера.

Инструкция: Ознакомьтесь с приведенными ниже суждениями и ситуациями, выбирая ответ «да» или «нет». Приводимые вопросы для определения уровня невротизации имеют ориентировочный характер.

Опросник:

1. В различных частях своего тела я часто чувствую жжение, покалывание, ощущение мурашек, онемение.

2. Я иногда задыхаюсь, и у меня бывают сильные сердцебиения.

3. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным или взволнованным.

4. Голова у меня болит часто.

5. Два-три раза в неделю по ночам меня мучают кошмары.

6. В последнее время я себя чувствую хуже, чем когда-либо.

7. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

8. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.

9. Обычно работа стоит мне большого напряжения.

10. Иногда я бываю так возбужден, что это мешает мне заснуть.

11. Большую часть времени я испытываю неудовлетворенность жизнью.

12. Меня постоянно что-нибудь тревожит.

13.Я стараюсь реже встречаться со своими знакомыми и друзьями.

14. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.

15. Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

16. Я очень устаю за день.

17. Я не верю в светлое будущее.

18. Я часто предаюсь грустным размышлениям.

19. Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее, чем обычно.

20. Самая трудная борьба для меня ─ это борьба с самим собой.

21. Я почти всегда о чем-нибудь или о ком-нибудь тревожусь.

22. У меня мало уверенности в себе.

23. Я часто чувствую неуверенность в себе.

24. Несколько раз в неделю меня беспокоят неприятные ощущения в верхней части живота (под ложечкой).

25. Иногда у меня бывает такое чувство, что передо мной выросло столько трудностей, что одолеть ихпросто невозможно.

26. Раз в неделю или чаще я без видимой причины внезапно ощущаю жар во

всем теле.

27. Временами я изматываю себя тем, что слишком много насебя беру.

28. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

29. Мое здоровье ухудшилось в последнее время.

30. В отношениях между людьми чаще всего торжествует несправедливость.

31. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте.

32. Я стесняюсь танцевать в незнакомой компании.

33. По возможности я стараюсь избегать большого скопления людей.

34. Мой желудок сильно беспокоит меня.

35. Должен признаться, что временами я волнуюсь из-за пустяков.

36. Часто сам огорчаюсь, что я такой раздражительный и ворчливый.

37.

Диагностика типа поведенческой активности

Несколько раз в неделю у меня бывает такое чувство, что должно случиться

что-то страшное.

33. Мне кажется, что близкие меня плохо понимают.

39. У меня часто бывают боли в сердце или груди.

40. В гостях я обычно сижу где-нибудь в стороне или разговариваю с кем-нибудь одним.

Обработка и интерпретация результатов

При обработке результатов надо подсчитать число положительных ответов. Чем больше полученный результат, тем выше уровень невротизации.

Уровни выраженности невротизации:

0-14баллов ─ низкий;

• 15-24 балла ─ средний;

• 25-32 балла ─ отчетливо выраженный;

• 33-40 баллов ─ высокий.

Высокий уровень невротизации свидетельствует о выраженной эмоциональной возбудимости, в результате чего появляются негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность), о безынициативности, которая формирует переживания, связанные с неудовлетворенностью желаний, об эгоцентрической личностной направленности, приводящей к ипохондрической фиксации на соматических ощущениях и личностных недостатках, о трудностях в общении, о социальной робости и зависимости.

Низкий уровень невротизации свидетельствует об эмоциональной устойчивости, положительном фоне переживаний (спокойствие, оптимизм), инициативности, чувстве собственного достоинства, независимости, социальной смелости, легкости в общении.

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 661 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях

Тестовая методика Тип поведенческой активности разработана на основе опросника Jenkins Activity Survey (JAS), опубликованного в 1974 году С. Дженкинсом (C. David Jenkins).

Русскоязычная адаптация выполнена в НИПНИ им. Бехтерева (Л. И. Вассерман, Н. В. Гуменюк).

Пройти диагностику типа поведенческой активности, 61 вопрос

Методика предназначена для диагностики поведения типа А, для которого характерна высокая эмоциональная напряженность, сверхвовлеченность в работу, длительная борьба за достижение целей, нетерпеливость, несдержанность, враждебность и агрессивность при блокировании потребностей, динамичная и интенсивная экспрессия. Противоположному типу поведения – типу Б такие проявления не свойственны. Понятие типов А и Б было введено в 60-е годы кардиологами М. Фридманом и Р. Роземан, когда была обнаружена связь поведенческой активности типа А с повышенным риском возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.

Особенности реализации:

  • удобная онлайн-версия: ответы в один клик, большие кнопки для тач-экранов;
  • для каждого результата формируется короткая ссылка, которой можно поделиться;
  • совершенно бесплатно и анонимно, регистрация не требуется.

Литература | Описание

В. В. Бойко
• Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других
М.: Филинъ, 1996, ISBN 5-900855-60-0

Энергия эмоций в повседневной жизни облегчает или осложняет межличностную коммуникацию, способна активировать, угнетать и даже разрушать личность. Автор книги – известный ученый, заведующий кафедрой философии и социальной психологии Санкт-Петербургской медицинской академии, показывает нормальные и аномальные проявления эмоций в деловом общении и семье. Приведены методики, с помощью которых можно охарактеризовать различные стороны эмоционального поведения личности – реакции, состояния, свойства.

» ознакомиться с содержанием

Н. П. Фетискин и др.
• Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп
М.: ИИП, 2009, ISBN 978-5-903182-45-9

Учебное пособие является наиболее комплексным и систематичным изложением социально-психологических методов диагностики развития личности и малых групп. Особое отличие приведенных в книге инструментов исследования – их апробированность в российской психологической науке и надежность в использовании.

Учебное пособие предназначено для аспирантов и студентов высших учебных заведений, а также психологов, социологов, педагогов и всех, кого интересуют проблемы личности и малых групп.

» ознакомиться с содержанием

Tест на активность направлен на исследование степени Вашей активности, другими словами Вашей энергичности, которая позволяет в более полной или меньшей мере реализовывать Ваш потенциал. Под потенциалом мы понимаем некий склад, хранилище Ваших ресурсов и перспектив.

Вопрос 4. Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях

Под активностью подразумевается также динамика, которая присуща, исключительна Вам, и с которой Вы взаимодействуете с окружающим миром и людьми.

Безусловно, у каждого из нас есть уже некое представление о себе, но возможно, Вы когда-нибудь ощущали дискомфорт в форме таких переживаний, например, как ощущения чрезмерной усталости из-за того, что на Вас повесили слишком много дел или напротив невостребованности Вы можете куда больше, чем Вам поручают.

Тест также помогает выявить Ваше отношение к деятельности в целом. И помогает узнать относитесь Вы к категории людей, которые охотно берутся за любое дело, не боясь ответственности или напротив, осторожничаете и предпочитаете оставаться в стороне избегая лишней ответственности.

Узнав, степень своей жизненной активности, легче планировать любую деятельность, ведь тогда мы знаем, сколько у нас сил и ресурсов, чтобы осуществить задуманное. Тогда мы действуем в согласии со своей природой.

Психологический тест «Tест на активность» из раздела «Психология личности» содержит13вопроса

Тест на самостоятельность ребенка позволит определить насколько он способен справляться с бытовыми задачами без родительского контроля и помощи, насколько осознает необходимость самодисциплины и поддержания чистоты в своей комнате.

Тест-опросник Вассермана и Гуменюка. Методика диагностики типа поведенческой активности

Мини тест из 5 вопросов помогу определить уровень самостоятельности.

Психическое развитие ребенка в период школьного детства идет наиболее интенсивно. В этот период происходит личностное и социальное становление, духовно-интеллектуальное развитие детей. Принцип «самостоятельности Я» начинает реализовываться на глубинном уровне личности, становится центром, который позволяет ребенку более уверенно действовать и принимать решения в новых условиях. В структуре личности формируется творческая инициативность, критичность, чувство личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Узнайте насколько самостоятелен ваш ребенок!

Тест предназначен для изучения самостоятельности детей школьного возраста как одной из базовых составляющих ядра характера человека. Под самостоятельностью понимается личностная особенность, проявляющаяся в принципиальной независимости при выполнении той или иной деятельности.

Диагностическая методика включает перечень вопросов, позволяющих оценить взаимосвязь интеллектуальных, эмоционально-волевых процессов и сознательно мотивированных действий в структуре самостоятельности личности ребенка школьного возраста.

похожие тесты:

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *