Единицы наблюдения в психологии

Posted On 11.11.2017

Методы психологических исследований

Теоретические методы — это методы, следуя которым, исследователь «взаимодействует» с моделью объекта исследования, которая формируется в его воображении, то есть с «мыслительной» моделью.

Интерпретационные-описательные методы применяются на этапе обработки и анализа результатов, полученных с помощью эмпирических методов (хотя при применении на разных этапах они имеют различия).

Эмпирические методы — это методы, следуя которым, исследователь реально взаимодействует с исследуемым как объектом исследования (беседа, эксперимент) или с «продуктом» деятельности последнего (архивный метод, наблюдение, измерение, опрос).

Проективные методы имеют признаки, как архивного метода, так и метода измерения (психологического тестирования).

Не экспериментальные психологические методы

Наблюдение — целенаправленное организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Это старейший психологический метод, который имеет несколько вариантов.

Самонаблюдение ассоциируется с методом интроспекции, впервые начатым в лаборатории В. Вундта (1876 г.). Наблюдение за другими объектами может быть несистематичным.

Существует вариант метода наблюдения, когда исследователь является членом группы, деятельность которой он наблюдает (скрытое наблюдение).

Наблюдение в психологии

Другие объекты наблюдения могут при этом знать или не знать, что их поведение (деятельность) является объектом наблюдения (способ «маскировка»).

Модификацией метода наблюдения, в котором сочетается самонаблюдение и наблюдение за другими объектами, является так называемый трудовой метод.

Идеографическое описание метода наблюдения

Гиперонов — эмпирический метод.

Предмет наблюдения:

  • Речевые акты (содержание, последовательность, частота, продолжительность, интенсивность и др.);
  • Кинетика, мимика, контакт и движение глаз;
  • Расстояние между людьми в процессе общения (проксемика);
  • Физический контакт (прикосновения, толчки и т.п.).

Способ регистрации — аудио, видеозапись.

Разновидности: полевые (природные) наблюдения, наблюдения в условиях деятельности, скрытое наблюдение.

Возможные ошибки при наблюдениях:

  • Галло-эффект — обобщенное впечатление от объекта, игнорирование деталей;
  • Эффект снисходительности — тенденция давать положительную оценку тому, что наблюдается;
  • Ошибка центральной тенденции — наблюдатель стремится давать усредненную оценку поведения, за которым наблюдает;
  • Ошибка корреляции — один признак поведения оценивается на основе иного признака (например, интеллект оценивается на основе темпа речи);
  • Ошибка контраста — стремление наблюдателя выделять у объектов наблюдения черты, противоположные собственным;
  • Ошибка первого впечатления — первое впечатление от объекта наблюдения предопределяет дальнейшую оценку его поведения.

Несмотря на указанные недостатки С. Рубинштейн считал наблюдения одним из двух (наряду с экспериментом) важнейших методов психологического исследования.

Идеографическое описание метода опроса .

Гиперонов — эмпирический метод.

Разновидности: клиническая беседа, интервью (псевдобеседа), предэкспериментальная беседа, постэкспериментальное интервью, анкетирование (дополнительный метод, не чисто психологический).

Форма фиксации: запись после беседы, скрытая аудио-видеозапись во время беседы.

Условие успешного применения — наличие контакта между исследователем и объектом.

Идеографическое описание метода анализа продуктов деятельности.

Корреляты: праксиметрический метод, архивный метод.

Разновидности: биографический метод; контент-анализ.

Предмет исследования: дневниковые записи, архивные материалы, продукты трудовой, учебной и творческой деятельности; документы, рекламные продукты и т.д.

Применение: политическая психология, психология рекламы, психология коммуникации, клиническая психология, психология творчества, педагогическая психология, историческая психология.

Идеографическое описание проективного метода (промежуточного между психологическим измерением и анализом продуктов деятельности).

Примеры: тест «Дом. Дерево. Человек «Дж. Бука, тест Роршаха «Чернильные пятна»; тест Люшера; тематический апперцептивный тест (ТАТ) и др.

Атрибуты:

  • Неопределенность материала или инструкций;
  • «Открытость» — множественность возможных ответов (реакций);
  • Измерения не психологической функции, а модуса личности в ее взаимосвязи с социальной средой.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования. « Волгоградский государственный социально – педагогический университет » (ФГБОУ ВПО «ВГСПУ») Факультет психологии и социальной работы

Реферат на тему: «Наблюдение в психологическом исследовании»
по дисциплине «Методы психологических исследований»
Выполнила: Студентка 1 курса

Группы ПС ПОБ 112

Гришина Светлана

Проверила: Ивушкина Наталья Юрьевна

г. Волгоград 2015 год

Наблюдение и его исследовательские возможности
Наблюде́ние — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.Наблюдение — целенаправленное и планомерное восприятие явлений и их свойств с целью дальнейшего анализа и объяснений

Виды

1) сплошное (ход событий постоянно фиксируется)

2) выборочное (наблюдаемые процессы фиксируются лишь в определенные промежутки времени)

Возможности

1) получение объективных знаний (не вмешиваясь в процесс)

2) опора для проведения научного исследования

Ограничения

1) невозможность варьирования условий

2) недостаток данных для проведения дальнейшего исследования

3) неточность выводов

4) влияние личности наблюдателя на наблюдение

Виды наблюдения

наблюдение, при котором характеристика всей совокупности дается на основе обследования некоторой отобранной в случайном порядке ее части
наблюдение, в процессе

которого фиксируются

все особенности и

проявления психической

деятельности человека

в течение какого-то

периода.

метод исследования, при котором психолог наблюдает за изучаемой группой, являясь при этом ее членом.

наблюдение, при котором исследователь получает информацию не включаясь в ход событий и не становясь членом этой группы.
  • Опосредствованное — Непосредственное (Косвенное – Контактное
  • Полевое — Лабораторное (Естественное — Экспериментальное)
  • Открытое — Скрытое (Инкогнито)
  • Включенное — Не включённое
  • Случайное — Целенаправленное
  • Произвольное — Структурированное
  • Констатирующее — Оценивающее

Принимая во внимание особенности каждого вида наблюдение, оно должно быть использовано там, где возможны получения более точных результатов.

Проведение исследования с помощью метода наблюдения требует особой подготовки наблюдения.

Наблюдение как метод психологического исследования

Наблюдение в психологии — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда-либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса

Особенности наблюдения:

  • Не наглядность т.е. недоступность непосредственного восприятия психических свойств, явлений и процессов; одни и те же явления могут быть связаны с разными психическими процессами; одни и те же внешние проявления могут быть связаны с психическими процессами разного уровня;
  • Присутствие наблюдателя влияет на наблюдательный процесс;
  • Влияние личности наблюдателя на наблюдаемое явление; присутствуют смысловые, целевые, поведенческие и персептивные установки;
  • Проекция «Я» на наблюдаемое проявление;
  • Влияние теоретических установок наблюдателя;

Сложности наблюдения в психологическом исследовании.
Сложность данного метода исследования психологии заключается в том, что не всегда возможно провести наблюдение повторно. Все дело в том, что изучаемые явления в процессе исследований подвергаются влиянию множества дополнительных обстоятельств, которые сложно повторить. Во время процесса проведения наблюдения возникает сложность однозначного понимания внутреннего, психического через наблюдение внешнего. В психологии существует многозначность связей внешних проявлений с субъективной психической реальностью и многоуровневая структура психических явлений, поэтому, как уже было сказано выше, одно и то же поведенческое проявление может быть связано с различными психическими процессами.

Организация наблюдения. Категории и единицы наблюдения. Способы фиксации результатов. Способы повышения точности и надежности наблюдения.
по способу организации выделяют несистематическое и систематическое наблюдение

Несистематическое наблюдение-

широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя здесь важно создание некоторой обобщенной картины изучаемого явления, поведения индивида или группы в определенных условиях.

 Систематическое наблюдение –

проводится по плану. Исследователь выделяет некоторые особенности поведения и фиксирует их проявление в различных условиях или ситуациях.

Выделяют также сплошное и выборочное наблюдение.

При сплошном наблюдении
исследователь фиксирует все особенности поведения,

при выборочном

обращает внимание только на определенные поведенческие акты, фиксирует их частоту, продолжительность и т. п.
Результаты наблюдений, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Большим плюсом будет тот факт, если наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются.

При использовании метода наблюдения необходимо;

  • Предварительно намечать программу наблюдения, выделив при этом наиболее важные объекты и этапы самого процесса.
  • Проводимое наблюдение не должно влиять на естественный ход изучаемого процесса.
  • Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить не на одном испытуемом.
  • Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности — систематичным.

этапы исследования методом наблюдения:

  • Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
  • Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
  • Создание плана наблюдения.
  • Выбор метода обработки результатов.
  • Собственно, наблюдение.
  • Обработка и интерпретация полученной информации.
  • Средства наблюдения

Способы регистрации

  • Способы регистрации и замера наблюдаемых событий отличаются по степени точности, полноты, надежности и обоснованности информации; техническим и психическим возможностям; форме и языку записи; трудоемкости процесса фиксации; кодировки и расшифровки; использованию различных шкал замера.

Регистрация эпизодов
Эпизоды — это короткие отображения определенных ситуации. Они предоставляют фактическую информацию о этом, то что произошло, если, в каком месте, то что стало толчком, какая реакция ребят, чем закончилось действие. Представлениеобязано являться коротким и никак не оценивающим, способен являться индивидуальным и массовым.

С целью журнал исследований применяется блокнот либо тетрадь

Повествовательные или дневниковые заметки — это
 больше в целом журнал ощущений о групповой и личной деятельности, какие производятся в завершении любого дня. Они применяются присутствие многодневных надзорах. Ежедневник ведётся в тетради с пронумерованными листами и крупными полями с целью дальнейшей обрабатывания записей.
Карта наблюдения
Карта предоставляет базу с целью регулярного сбора сведений сравнительно формирования ребёнка в разных типах работы.Как правило в ней перечисляются способности, находящиеся в этой очередности, в какой они создаются. Игра в карты гарантируют данными о формировании интегративных свойств и о этом, то что ребёнок способен и чего никак не способен в любой с сфер формирования.
Видеозапись, фотосъемка и звукозапись
Категории_и_единицы_наблюдения’>Категории и единицы наблюдения
Единицами наблюдения называют элементы сформированной вы­борочной совокупности, которые непосредственно подвергаются ста­тистическому наблюдению. Единица отбора и единица наблюдения представляют из себя социальные объекты, обладающие характери­стиками, существенными для предмета конкретного социологического исследования. Οʜᴎ могут совпадать (в простых схемах отбора) и различаться (при сложных комбинированных схемах отбора).
Выделение единиц действия дает возможность:
а) уменьшить контроль некоторыми рамками: определить в каких свойствах, проявлениях, взаимоотношениях принимается наблюдателем изучаемый процесс; б) подобрать конкретный язык отображения, наблюдаемого; в) конфигурацию регистрации сведений исследования; г) классифицировать и осуществлять контроль вовлечение в процедура извлечения экспериментальных сведений абстрактного «мнения» в исследуемое проявление.

Условия к избранным единицам исследования: — они обязаны быть согласованы с целью изучения; — предоставлятьвероятные интерпретации итогов исследования с установленной абстрактной позицией.
Категориинаблюдения

представляют собой регистрируемые в ходе наблюдения эмпирические признаки наблюдаемого объекта.

Способы повышения точности и надежности наблюдения

Анализ литературы позволил нам объединить различные мнения и выделить шесть факторов, влияющих на результаты наблюдения и повышающие вероятность ошибок:

  • И взрослые, и дети ведут себе несколько по-другому, понимая, что за ними следят.
  • Любому человеку станет никак не уютно в такого рода условия, следовательно
  • испытуемый никак не сумеет целиком открыться профессионалу и сконцентрироваться на
    самой работе.
  • Есть ряд методов уменьшения вероятности воздействия наблюдателя, что способствует увеличению правильности исследования:

Развитие способностей к наблюдению. Психологическая наблюдательность.

Наблюдательность – данное умение человека, что выражается в умении

подмечать и понимать значительные, отличительные особенности объектов и
явлений.
Развитие наблюдательности считается значительной проблемой формирования
познавательной установки и соответственного восприятия реальности

Список литературы.

  1. Андрееева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999.
  2. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: М.: изд-во Моск. Ун-та, 1997
  3. Рогов Е.И. Общая психология.

    Наблюдение в психологическом исследовании

    М.:. ВЛАДОС, 1998.

  4. Шереги Ф.Е. Основы прикладной социологии. М.: ИНТЕРПРАКС, 1996

Каталог:doc -> groups -> 157 -> 1933
1933 -> Психологическое тестирование
groups -> 3 Глава Умственное развитие и его связь с учебной деятельностью
groups -> Занятие №5 Групповая сплоченность и совместимость
groups -> Лабораторная работа №2 метод беседы
groups -> Целуйко В. М. Психологические основы педагогического общения 2007 ббк 88. 5 ц 34
groups -> Социальный интеллект. Тест Гилфорда
groups -> Проблемы компьютерной игровой наркомании
groups -> Самооценка методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей
groups -> Конформность (2 часа)

Поделитесь с Вашими друзьями:

Виды наблюдения. Отличие научного наблюдения от житейского. Ошибки наблюдения.

Наблюдение – объективный метод психологии, заключающийся в систематическом, равномерном, целенаправленном восприятии психических явлений в определенных условиях.

Отличия житейского и научного наблюдений:

1.Целенаправленность

2.Систематичность

3.Планомерность

4,Аналитичность

5.Оперирование системы однозначных понятий.

Виды наблюдений:

1)Внешнее

2)Самонаблюдение (внутреннее)

Отличия в случае интроспекции:

Интроспекция – основной метод пс-гии.

Самонаблюдение – способ получения «сырых» данных, нуждающихся в последующем анализе.

По условиям наблюдения:

1)Полевое (в естественных условиях)

2)Лабораторное (в специально-созданных)

По характеру пиксации -?:

1)Констатирующее (то что увидели)

2)Оценивающее (степень выраженности качеств)

По времени:

1)Однократное

2)Длительное (1 год и больше)

3)Периодическое

По восприятию:

1)Сплошное (все подряд )

2)Выборочное

Наблюдения бывают:

1)- включенное (если наблюдатель — чл.гр.)

— не включенное

2)- открытое

— скрытое

Ошибки наблюдения:

1.О. эффект Ориола (Галоэффект) – обобщение одиночных наблюдений исходя из его симпатий и антипатий

2.О.усреднения. Чаще всегда бывает у неуверенных в себе наблюдателей, видеть все в средних показателях, избегать хороших показателей

3.О. контраста – стремление наблюдателя приписывать себе качества.

4.О. логическая – неверные логические выводы

5.О.,связанные с стереотипами, предубеждениями.

Способы прав.достоверности наблюдателю:

1)Строго следовать фактам

2)повторное наблюдение

3)Не поддаваться искушению, судить о явлении по первому впечатлению.

4)Обращаться за помощью к нескольким наблюдателям.

5.Использовать технические средства обработки и фиксации данных.

Метод эксперимент –ведущий метод научного познания, направленный на выявление причины следственных связей.

Наблюдение в психологическом исследовании

Характеризуются созданием оптимальных условий для изучения явлений..

При наблюдении исследователь ждет, пока изменятся условия, а в эксперименте он создает сам.

Наблюдение отвечает на вопрос Как?

Эксперимент — Почему?

Виды экспериментов:

По характеру условий:

1.Лабораторное (проводится в специальных условиях)

2.Естественное – Открыт Лазувским (в обычных условиях)

По характеру действия исследователя:

1)констатирующий

2)формирующий:

— констатирующий (степень проявления исследовательского явления)

— формирующий (система упражнений развивающее) — ?

— контрольный (оценивающий эффективность проделанной работы)

По степени разработки :

1)поисковые(малоизученные)

2)уточняющие

3)критические

4)воспроизводящие

Артефакты.

Это эффекты,искажающие достоверность выводов.

1)Эффект Плацебо – Изменение физ. Или псих. Состояния испытуемого под влиянием препоратов или процедур, назначенных под видом сильнодействующих.

2)Эф-кт Хоторна – сам факт участия в эксперименте способен изменить поведение некоторых испытуемых.

3)Эф-кт Пигмалиона – экспериментатор, убеждающий в правоте своей гипотезы неосознанно внушает испытуемому желаемое поведение.

4)Эф-кт первичность – зависимость оценки человека или явления от 1го впечатления.

Способы устранения артефактов:

1.Дезинформация испытуемого

2.Маскировка независимой перемены.

3.Метод скрытого эксперимента

4.Двойной слепой метод – и испытуемые и ассистент не знают, какая группа контрольная, а какая экспериментальная.

Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Виды наблюдения

Классификация наблюдений производится по различным основаниям.

Еще в 1982 г. Байли предложил классификацию различных типов наблюдения на основании двух критериев:

  • степени структурированности самого процесса наблюдения— заданность наблюдения позволяет регистрировать только формы поведения и ответы испытуемых на изменяющиеся стимулы, вводимые исследователем, в то время как отсутствие заданности позволяет вести наблюдение за тем, что происходит, более свободно и полно;
  • степени структурированности окружающей среды — среда, в которой проводятся наблюдения, может быть естественной или искусственной.

Кроме того, различаются следующие виды наблюдения:

❑ по степени формализованности: простое и контролируемое наблюдение;

❑ по критерию временной организации — срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет); так, лонгитюдинальное исследование (от англ. longitude – длина) — экспериментальная стратегия, предполагающая изучение определенных индивидуальных особенностей одних и тех же детей на протяжении нескольких лет, в котором могут быть использованы методы наблюдения, эксперимента и тестирования; начало развитию данной исследовательской стратегии положили различные дневники наблюдений за развитием ребенка в семье (В.Штерн, В.Прайер, А.Н.Гвоздев);

В.Штерн

❑ по характеру выборки — выборочное и сплошное;

❑ по степени включенности исследователя выделяют невключенное наблюдение и включенное наблюдение, в последнем случае наблюдатель становится членом исследуемой группы.

Неконтролируемое и контролируемое наблюдение.

Итак, по степени формализованности выделяют:

  • неконтролируемое (или простое, стандартное, бесструктурное) наблюдение,
  • контролируемое (стандартизованное, структурное) наблюдение.

В первом исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом, во втором — регистрирует события по детально разработанной процедуре.

Простое, или бесструктурное, наблюдение.При отсутствии четких гипотез применяют неконтролируемое наблюдение. Его цель — обеспечить выдвижение гипотез для более строгого описания наблюдаемого объекта. Здесь следуют таким ориентирам:

1. Общая характеристика поведенческой ситуации. Она включает в себя такие элементы, как: сфера жизнедеятельности (образовательная, производственная, семейная, досуговая); правила и нормы, регулирующие поведение в целом (формальные и неформальные), выраженность взаимодействий с другими людьми и др.

2. Типичность наблюдаемого поведения в данной ситуации относительно привычных форм поведения.

3. Особенности контекста наблюдаемого поведения. К ним относятся, в частности, деятельностные, личностные и социально-психологические особенности субъекта деятельности:

❑ его демографические и социальные признаки (пол, возраст, семейное положение, а также образование, доход и т.д.);

❑ содержание деятельности (цель и характер деятельности, сфера занятий, сфера досуга);

❑ статус в коллективе или группе (руководитель, коллега, подчиненный; администратор, общественный деятель, член коллектива…);

❑ неформальные отношения с другими.

4. Регулярность и частота наблюдаемых поведенческих актов.

Наблюдение, осуществляемое по такому ориентировочному плану, имеет общей задачей структурировать объект, выделить в нем разнородные свойства, элементы, функции действующих субъектов. По мере накопления данных и после их предварительного анализа задачи наблюдения уточняются. Какие-то аспекты поведения подвергаются более детальному наблюдению, другие — опускаются. Наблюдение постепенно переходит в стадию более формализованного поиска.

Контролируемое, или структурное, наблюдение.Впервые метод контролируемого наблюдения использовал американский социальный психолог Р. Бейлз в 1950 г. для изучения последовательных фаз групповой деятельности.

Составлению процедуры контролируемого наблюдения предшествует детальный анализ проблемы на основе теории и тех данных, которые были получены в результате неконтролируемого наблюдения. Теперь отдельные явления, события, формы поведения людей должны быть интерпретированы в понятиях гипотезы исследования. При этом они могут приобретать значение индикаторов каких-то внутренних, психологических процессов.

Например, в контексте исследования взаимодействия детей в ходе принятия коллективного решения могут фиксироваться такие позиции:

— ситуация перед обсуждением,

— предложение правил организации дискуссии,

— действия и высказывания детей в самой дискуссии,

— ситуация при принятии решения,

— ситуация по окончании дискуссии и пр.

Такого рода наблюдение может проводиться несколькими исследователями, которые придерживаются единой инструкции, на основе протокола регистрации данных наблюдения.

Структурированное наблюдение предполагает строгие приемы ведения записей. Здесь используются бланки-протоколы, где указаны объекты наблюдения, может быть дана шкала времени, а также указатели для кодирования.

Надежность (обоснованность и устойчивость) данных повышается, если выполнять следующие правила (Ядов В.А., 1987. С. 110-166):

1. Максимально подробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь четкими индикаторами. Их надежность проверяется в пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей регистрируют по единой инструкции одни и те же события, происходящие на объекте, аналогичном тому, который будет изучаться.

2. Если основное наблюдение осуществляется несколькими лицами, они сопоставляют и согласовывают оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей, тем самым повышается устойчивость данных наблюдения.

3. Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и необычных), что позволяет увидеть его с разных сторон.

4. Необходимо четко различать и регистрировать содержание, формы проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики (интенсивность, регулярность, периодичность, частоту).

5. Важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их интерпретацией. Поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для записи фактуальных данных и для их истолкования.

6. При включенном или невключенном наблюдении, выполняемом одним исследователем, особенно важно следить за обоснованностью интерпретации данных, стремясь к тому, чтобы перепроверить свои впечатления с помощью различных возможных интерпретаций.

Этот тип наблюдения допускает определенный контроль за зависимой переменной, даже если независимая переменная меняется не экспериментатором (например, наблюдение за участием субъектов деятельности в инновационном процессе). Здесь также могут использоваться контрольные группы.

Естественное и искусственное наблюдение.По особенностям структурирования среды, в которой проводится наблюдение, различают естественное наблюдение и искусственное наблюдение.

При естественном наблюденииизучается поведение людей (или животных) в естественных для них условиях. Наблюдение в естественных условиях предполагает проведение исследования таким образом, что поведение объекта исследования не нарушается. Обычно оно проводится в среде, привычной для испытуемого, что подразумевает сохранение естественных для него условий. Полигоном для естественных наблюдений могут быть детский сад, школа, производство и пр.

Иногда в естественных исследованиях наблюдатель скрыт от наблюдаемых испытуемых. Например, в детской психологии часто используют метод «зеркала Гезелла», когда наблюдатель находится в соседней комнате и видит изучаемых детей сквозь прозрачное зеркало (он смотрит сквозь него, а дети видят только отражение в зеркале). Такие устройства, как прозрачное зеркало, получили широкое распространение.

Проблема влияния на субъекта деятельности также возникает при исследованиях животных, если наблюдатель не имеет возможности спрятаться. Исследователи полагают, что через некоторое время животные привыкают к присутствию постороннего, но в какой мере — трудно оценить.

В принципе, наблюдатель может вообще отсутствовать во время осуществления поведенческих актов: все большее количество естественных наблюдений проводится с использованием записывающей аппаратуры, потом сделанные записи просматриваются и исследователь оценивает интересующее его поведение.

При естественном наблюдении можно использовать такие средства регистрации информации, как кинокамера и магнитофон (особенно для регистрации вербальной информации).

При естественном наблюдении животных наблюдателю не всегда удается скрыть свое присутствие, так как животные хорошо чувствуют постороннего. При таких обстоятельствах наблюдатель обычно и не пытается прятаться и надеется, что через некоторое время животные привыкнут к нему и станут вести себя естественно. Такой подход оправдан и в этнопсихологии: ученые подолгу живут вместе с членами изучаемого удаленного от цивилизации племени.

Невключенное и включенное наблюдение. По позиции исследователя наблюдения, проводимого с целью описания поведения, можно различать невключенное наблюдение (или этологическое ) и включенное наблюдение (или этнографическое).

К.Лоренц – одни из основателей этологии

Во-первых, различается степень вовлеченность экспериментатора в контакт с участниками исследования.

Наблюдение (психология)

Иногда исследователь устанавливает лишь очень поверхностные отношения с наблюдаемой группой, в других случаях он может даже стать ее членом. Таким образом, этот вид исследований включает соответственно «естественные наблюдения» и «наблюдение участников исследования».

Во-вторых, наблюдения могут различаться в зависимости от степени воздействия экспериментатора на наблюдаемые условия. Этот показательможет варьировать от нулевого значения, когда исследователь принимает уже существующие условия и просто наблюдает, не вмешиваясь в происходящее до достаточно высокого, когда он сам создает определенные условия, а затем наблюдает, что в них происходит. И естественные наблюдения и, наблюдения участника исследования могут проходить в условиях более или менее естественных.

Невключенное наблюдениепроводятся в естественных условиях путем подробного и объективного описания происходящего. Такое наблюдение проходит без наблюдателя – обычно он прячется и не показывается тем, за кем он наблюдает.

В наблюдении, проводимом с научными или диагностическими целями, вмешательство исследователя в изучаемый процесс недопустимо. Объекты наблюдения — люди, которые могут реагировать на поведение наблюдателя. Чтобы свести к минимуму ошибки, проистекающие от "возмущения" объекта со стороны наблюдателя, добиваются того, чтобы наблюдаемые либо не ведали о том, что за ними наблюдают, либо забыли об этом.

При включенном наблюденииисследователь является участником происходящего и пытается добиться приема в группу. Члены группы знают, что за ними ведется наблюдение. Наблюдатель, пытаясь войти в группу, в некоторых случаях скрывает то, что он собирается вести наблюдение и играет роль члена группы. Однако такого рода наблюдение создает две проблемы: этическую (вторжение в личную жизнь другого человека) и проблемы валидности — фактом своего вхождения в группу наблюдатель неизбежно изменяет ее. Вторая проблемы в какой-то мере может сниматься в случае многочисленности группы: поэтому данный тип наблюдения часто используется для групп с большим количеством членов.

При включенном наблюдении предусматривает постепенное вхождение в изучаемый объект так, чтобы люди привыкли к наблюдателю, перестали его замечать или же, зная о нем, не испытывали недоверия.

При таком виде наблюдения способ снять помехи и вмешательства исследователя — полное вхождение в изучаемую среду, завоевание ее доверия и симпатии.

Классический пример использования включенного наблюдения для сбора основной информации — работа У.Уайта, который и ввел этот метод наблюдения в научную практику (Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. С. 110-166]). Будучи сотрудником Гарвардского университета, Уайт поселился в трущобах одного из американских городов, чтобы изучить образ жизни итальянских эмигрантов, населяющих этот район, их обычаи, ориентации, взаимоотношения. Уайт вошел в местную общину, сказавшись студентом-историком, который намерен описать историю возникновения этого района. Три года (1936-1939.) исследователь провел бок о бок с этими людьми, изучил особый жаргон итальянского языка, которым пользовались в общине, подружился с руководителями двух соперничавших групп рэкетиров, научился местным обычаям. 18 месяцев он прожил в одной эмигрантской семье, так что был окончательно принят как свой человек. Вначале он вел регистрацию впечатлений тайком, но по мере завоевания доверия не стеснялся делать записи в самой, казалось бы, неподходящей для этого обстановке.

Преимущества включенных наблюдений очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны основные недостатки такого способа: исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает.

Довольно часто наблюдение проводится не одним, а несколькими наблюдателями, результаты которых сравниваются. В этом случае основной проблемой является проблема согласованности результатов нескольких наблюдателей (экспертов). Обычно считается, что согласованность высока, когда имеется совпадение примерно по 85% материала. Обычно согласование наблюдений делается не по всему, а приблизительно по 15% всего материала.

Предыдущая1234567891011121314Следующая

Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 2633;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Индивидуальное контрольное задание

по дисциплине: «Социология»

на тему: «Метод наблюдения»

Наблюдение как исследовательский метод

Каждый из нас ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни. Мы наблюдаем за игройдетей, за пациентами поликлиник во время ожидания приема и т.д. Иногда мы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими людьми,иногда — это просто мимолетные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся, когда комментатор информирует нас о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает скрытой камерой участников наблюдаемых событий, учитель, апробируя новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т.п. Таким образом, во многих сферах социальной практики наблюдение успешно используется для изучения реальности. В науке метод наблюдения также используется уже много столетий, хотя в методологическом плане он стал объектом пристального изучения особенно в последние годы.

Наблюдение можно определить как метод сбора социальной информации путем непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях.

В социологических исследованиях встречаются две разновидности метода наблюдения в зависимости от степени стандартизации техники наблюдения. Стандартизированная техника наблюдения предполагает детально разработанный список явлений, событий, характеристик, признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдений, инструкции для наблюдателей, единообразные карточки для регистрации наблюдаемых явлений. Этот вид наблюдения называют структурированным или стандартизированным.

Вторая разновидность методики наблюдения — неструктурированное или нестандартизированное наблюдение. В этом случае исследователь определяет лишь общие направления наблюдений, а формой регистрации данных является дневник наблюдателя, где результаты фиксируются в свобод ной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.

Примером стандартизированной методики наблюдения может служить применяемая чаще всего экономистами методика моментных наблюдений за использованием оборудования и затрат рабочего времени. Сущность этого метода, к которому могут обращаться и социологи, для решения своих задач, состоит в том, что группа наблюдателей по стандартной методике фиксирует не абсолютные затраты времени или простои оборудования (работа, переговоры, простои т.п.), а сам факт, т.е. число наблюдаемых видов затрат на момент обследования. Для регистрации моментных наблюдений разрабатывается специальный «Наблюдательный лист», который представляет собой таблицу. Строки таблицы содержат порядковые номера и фамилии, имена и отчества рабочих и строки для суммирования данных по столбцам. Столбцы содержат данные по следующим разделам.

Время нормируемое (работы):

— подготовительное и заключительное;

— оперативной работы;

— обслуживание рабочего места;

— на отдых и личные надобности;

— итого работы.

Время ненормируемое (потери):

1. По организационным причинам:

♦ отсутствие материала;

♦ хождение за материалами, заготовками;

♦ ожидание транспортных средств;

2. По техническим причинам:

♦ отсутствие приспособления, инструмента, документации;

♦ ожидание ремонта и ремонт оборудования;

♦ наладка и переналадка оборудования;

♦ отсутствие электроэнергии;

3. По причинам, зависящим от рабочих:

♦ позднее начало и преждевременное окончание работы;

♦ без уважительной причины;

♦ другие причины;

♦ итого потерь рабочего времени.

4. Количество наблюдений (обходов за смену).

5. Номер обхода.

6. Время обходов:

♦ начало;

♦ окончание.

«Наблюдательный лист» включает также данные с места
и времени наблюдений (цех №_ ), участок____ , дата наблюдения , количество рабочих_____ , число наблюдений, число обходов ___, смена____, цель наблюдений.

Исследователем разрабатывается и включается в наблюдательный лист маршрут обхода наблюдаемых объектов.

Методом моментных наблюдений может изучаться работа предприятий сферы обслуживания, здравоохранения и др. Возможности этого метода используются социологами далеко не полностью.

Другим примером стандартизированного наблюдения может служить методика самофотографии бюджетов времени (суточных или недельных). В этом случае методика основана на самонаблюдении респондента и регистрации затрат времени в специально разработанном стандартном бланке, содержащем перечень видов деятельности в течение суток (по строкам таблицы) и специальных граф (столбцов таблицы), предназначенных для записи затрат времени.

Неструктурированное наблюдение используется чаще всего на подготовительном этапе исследования, когда исследователю необходимо глубже понять проблемную ситуацию, «нащупать» контуры проблемы, уточнить гипотезы, выяснить возможные источники информации по изучаемой проблеме и методы работы с ними.

Примером подобного использования наблюдения может служить проведенное белорусским социологом включенное наблюдение на этапе разработки исследовательской программы. Предметом исследования являлось отношение, рабочих одного из минских заводов к новой системе организации труда. Социолог-наблюдатель работал сначала на вспомогательных работах, что давало возможность контактировать со многими членами первичного коллектива, наблюдать различные производственные ситуации, войти в коллектив, адаптироваться к внутригрупповым нормам. Затем социолог-исследователь стал работать станочником, включившись в наблюдаемую ситуацию с позиции рабочего-профессионала. Результаты наблюдения ежедневно записывались в дневник. Следует заметить, что после первичной адаптации в коллективе социолог раскрыл свое «инкогнито» и наблюдение стало открытым. Результаты наблюдения использовались не только о содержательными, но и с методическими целями для сравнения с результатами анкетного опроса. По данным этого исследования информация об отношении рабочего к мастеру, начальнику цеха, в тех случаях, когда она получена методом опроса, больше подвержена ситуационным воздействиям, чем при использовании метода наблюдения. Другим методическим результатом включенного наблюдения явилось формирование требований к включенному наблюдению. Приведем важнейшее из них. Во-первых, социолог-наблюдатель должен работать в изучаемом коллективе по специальности не очень сложной. В противном случае не остается времени на наблюдение — все внимание сосредотачивается на производственных операциях. Во-вторых, работа, которую выполняет социолог-наблюдатель, должна давать возможность контактировать со многими членами коллектива, чтобы наблюдать их в различных производственных ситуациях, в-третьих, социолог должен иметь исходную профессиональную производственную подготовку для вхождения в наблюдаемый коллектив.

Сбор данных в неструктурированном наблюдении не исключает при их обработке систематизацию с помощью формализованных методов, предполагающих получение некоторых количественных характеристик. Часто результатом неструктурированного наблюдения является разработка стандартных, формализованных процедур наблюдения.

Наблюдение в социологическом исследовании может использоваться и как этап исследовательского процесса и как самостоятельный метод изучения.

2.1.1. Единицы наблюдения.

В последнем случае он наиболее эффективен для социальных явлений, развитие которых может быть понято лишь внутри их естественного окружения. Опросы и эксперименты ориентированы на измерение социальных характеристик в некоторой условной ситуации. Например, в опросе общественного мнения индивида могут опросить на дому, на рабочем месте. Но не всякие явления могут быть изучены таким образом. Отклоняющееся поведение, социально неодобряемые действия, религиозное поведение и т.п.требует активного привлечения методов наблюдения. Одним из ярких в этом отношении исследований явилось изучение методом включенного наблюдения жизни бродяг Чикаго бродягой Н. Андерсоном. История знает и немало других исследований подобного рода, проведенных в последствии: это работа Трашера по изучению городских банд (Чикаго 1928), В. Уайта по изучению банд Бостона и др.

Самостоятельную роль метод наблюдения играет при изучении уникальных и быстротечных явлений общественной жизни, и при монографическом исследовании отдельных локальных объектов и явлений.

Схематично можно выделить несколько типов социальных явлений, могущих стать объектами наблюдения: это отдельные действия индивидов и групп, деятельность в целом, значение действий, участники, зависимости между индивидами и группами, окружение (обстановка).

Приведем пример разработки методического инструментария для изучения собраний как канала выражения общественного мнения. Процедура стандартизированного наблюдения предусматривала расчленение хода собрания на отдельные компоненты. Для сбора и регистрации данных разрабатывалась отдельная регистрационная карточка. В общей сложности процедура наблюдения включает девять документов (карточек) для регистрации данных по отдельным этапам, периодам собрания:

I. Общая характеристика собрания:

1.Дата проведения собрания.

2.Предприятие (учреждение, организация)

3.Подразделение.

4.Тип собрания (производственное, профсоюзное, общее);

5.Повестка дня.

6.Намеченное время собрания (час, мин.).

7.Место проведения собрания.

8.Время начала наблюдения.

9.Место для дополнительных заметок наблюдателя (если собрание не состоялось, укажите причины срыва или переноса, кратко опишите место, где проходило собрание).

II. Ситуация непосредственно перед началом собрания.
Эта карточка для регистрации наблюдений сделана в виде
таблицы.

По строкам таблицы фиксируются элементы поведения, реакции: разговоры, в том числе связанные с вопросам повестки дня и посторонние разговоры. По столбцам таблиц фиксируются доли участников собрания, ведущих те или иные разговоры (большинство, около половины, меньшинство, несколько человек, 1-2 человека). В этой карточке отведено место для записей тем разговоров, реплик и проявлений отношения к собранию. Отведены графы для заметок о том, нарушает (или не нарушает) присутствие наблюдателя естественный хо, событий.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *