Законодательные документы по охране труда

Posted On 08.01.2018

Главная | Охрана труда и техника безопасности | Материалы по охране труда | Нормативные документы по охране труда

Содержание

Нормативные документы по охране труда

В соответствии с законодательством РФ обязанности по обеспечению безопасных условий труда в организации возложены на работодателя. Для реализации этой задачи в организации должна быть создана система управления охраны труда, регламентированная законодательными, подзаконными нормативными правовыми актами и организационно-методическими документами. Наличие комплекта таких документов должен обеспечить работодатель с учетом специфики деятельности организации (ст. 212 ТК РФ).

В нашей стране за последние годы произошли серьезные позитивные изменения в законотворческой деятельности в сфере охраны труда. И наиболее важным моментом явилось принятие Трудового кодекса РФ, который не только закрепил ранее действовавшие положения об охране труда, но и поднял на более высокий уровень обеспечение гарантий прав работников на здоровые безопасные условия труда, закрепленные ст. 7 и ст. 37 Конституции РФ.

Законодательные и подзаконные нормативные правовые акты по охране труда

Основополагающими среди документов по обеспечению безопасности условий труда, которые должны быть в организации, являются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных подзаконных нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов РФ об охране труда, которыми устанавливаются требования, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении любых видов деятельности.

Федеральные нормативные документы

  • Конституция РФ
  • Трудовой кодекс РФ
  • Приказ Минтруда "Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда" от 19.08.2016 N 438н
  • Приказ Минтруда РФ "Об утверждении правил по охране труда при работе на высоте" от 28.03.2014 № 155н
  • Приказ Министерства труда и социального развития РФ "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" от 10.12.2012 N 580н
  • Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (приказ Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н)
  • Постановление Правительства РФ "Об утверждении положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" от 27.12.2010 N 1160 (ред. от 25.03.2013 N 257)
  • Постановление Министерства труда и социального развития РФ "Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" от 13.01.2003 N 1/29
  • Постановление Министерства труда и социального развития РФ "Об утверждении методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда" от 17.12.2002 N 80
  • Постановление Министерства труда и социального развития РФ "Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях" от 22.01.2001 N 10
  • Постановление Министерства труда и социального развития РФ "Об утверждении рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда" от 17.01.2001 N 7
  • Постановление Министерства труда и социального развития РФ "Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации" от 08.02.2000 N 14 (ред. от 12.02.2014 N 96)
  • Постановление Министерства труда РФ "Об утверждении рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива" от 08.04.1994 N 30
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда" от 17 мая 2012 г. N 559н
  • Приказ Минздравсоцразвития "Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности" от 09.09.2011 N 1034н
  • Приказ Минздравсоцразвития России "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам" от 05.03.2011 №169н
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ "Об утверждении типового положения о комитете (комиссии) по охране труда" от 29.05.2006 N 413 (ред. от 12.02.2014 N 96)
  • ГОСТы ССБТ
  • ЕТКС и КС
  • Гигиенические нормативы (СаНПиН)
  • Типовые инструкции по охране труда
  • Расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • Специальная оценка условий труда
  • Пожарная безопасность
  • Средства индивидуальной защиты
  • Межотраслевые правила по охране труда

(http://trud22.ru/ohrana_truda/npa/)

Нормативные документы субъектов РФ и муниципалитетов

Перечень документов, используемых при создании служб по охране труда и локальной документации может быть увеличен и за счет регионального законодательства, ведь органы местного самоуправления на основании норм закона также имеют право издать нормативные акты регулирующие некоторые виды правоотношений в субъектах федерации.

Локальные акты организации по охране труда

Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). В него могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по всему комплексу вопросов социально-трудовых отношений в организации с учетом ее финансово-экономического положения.

Отдельным разделом в колдоговор включаются обязательства по улучшению условий и охраны труда и здоровья работников, выплатам компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, режиму труда и отдыха, санитарно-бытовому и лечебно-профилактическому обслуживанию, а также обучению и профессиональной подготовке в области охраны труда и другие вопросы, определенные сторонами.

Соглашение по охране труда входит в колдоговор в качестве приложения или разрабатывается и утверждается в виде самостоятельного правового акта, включающего обязательства работодателя по улучшению условий и охраны труда. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) в размере не менее 0,2 % от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) (ст. 226 ТК РФ).

Нарушение работодателем требований законодательства, регламентирующих порядок заключения и выполнения коллективного договора, соглашения об охране труда, относится к административным правонарушениям, за которые устанавливается административная ответственность (в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях).

Право наложения административных взысканий ТК РФ возложено на государственные инспекции труда (ст. 23.12 КоАП РФ).

Основным нормативным документом, устанавливающим требования безопасности при выполнении всех видов работ, является инструкция по охране труда для работников конкретной организации.

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (либо межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), с учетом требований безопасности, изложенных в эксплуатационной, ремонтной и технологической документации и конкретных условий производства.

Эти требования излагаются применительно к должности или профессии работника либо с учетом выполняемой работы (постановление Минтруда России от 17.12.02 № 80 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований по охране труда»).

Инструкции для работников организации разрабатываются руководителями цехов (или участков при безцеховой структуре), отделов, лабораторий и других соответствующих им подразделений после проведения предварительных консультаций с выборным профсоюзным органом (либо другим представительным органом работников) и службой охраны труда.

Контроль за изучением и выполнением инструкций для работников возлагается на руководителей организаций и их структурных подразделений (служб), руководителей цехов, участков, а также бригадиров.

Одним из основных условий для обеспечения эффективного функционирования системы управления охраной труда является принятие в организации распорядительных документов. К таким мерам административного характера относится издание приказов: – о назначении специалиста по охране труда (или о создании службы) либо о возложении этих обязанностей на одного из технических специалистов; – о распределении функциональных обязанностей по охране труда среди руководящего состава организации, в т. ч. руководителей структурных подразделений; – о назначении ответственных лиц по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных механизмов, сосудов, работающих под давлением, газового хозяйства, паровых и водогрейных котлов, энергетического оборудования, других объектов и работ повышенной опасности; – об утверждении инструкций (положений) по охране труда руководителей и специалистов, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации оборудования, объектов и работ.

(www.kadrovik.ru)

Учетные и отчетные документы организации по охране труда

Немаловажная роль в организации работы по охране труда отводится ведению учетно-отчетной документации по всем направлениям деятельности. Рассмотрим виды учетно-отчетных документов внутреннего пользования.

Прежде всего, это журналы регистрации и программы проведения вводного инструктажа и первичного инструктажа на рабочем месте.

Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или технический специалист, на которого возложены эти обязанности приказом по организации. Вводный инструктаж должны проходить все поступающие на работу без исключения.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводит руководитель (начальник отдела, цеха, участка, мастер и др.), в чье непосредственное подчинение поступает работник. Инструктаж проводится индивидуально с каждым работником, с учетом его индивидуальных особенностей (стажа работы, профессии и т. п.). Список работников, освобождаемых от первичного инструктажа, утверждается руководителем организации.

Журналы инструктажей должны быть скреплены подписями инструктируемого и инструктирующего. Программы инструктажей должны соответствовать типовым, изложенным в ГОСТ 12.0.004–90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения», с учетом особенностей предприятия и конкретного рабочего места.

Журнал распоряжений рекомендуется иметь на участке, в цехе, отделе. В нем должны фиксироваться все распоряжения, касающиеся стажировки, допуска к самостоятельной работе, закрепления ответственных лиц, дисциплинарных наказаний, поощрения работников и т. п.

Все лица, поименованные в распоряжениях, должны быть ознакомлены с ними под роспись, что повышает ответственность и дисциплинированность.

Действующие и новые нормативные документы по охране труда

График периодических медицинских освидетельствований обычно составляет отдел кадров совместно с руководителями подразделений на основании утвержденного в организации перечня производств (и профессий), при работе в которых обязательно прохождение медицинских осмотров. При уклонении работника от прохождения медицинского освидетельствования работодатель обязан не допускать его к выполнению трудовых обязанностей.

Личная карточка учета сертифицированных средств индивидуальной защиты,утв. постановлением Минтруда России от 18.12.98 № 51, заводится на каждого работника, в которой он расписывается за получение и сдачу СИЗ. Эти записи в личной карточке работника будут являться основанием, подтверждающим выдачу работнику СИЗ, при расследовании произошедшего с ним несчастного случая.

Еще один вид отчетной документации – приказ о назначении комиссий по обучению и проверке знаний по вопросам охраны труда. Как правило, в организации создаются комиссии двух уровней: одна для проверки знаний руководителей подразделений и специалистов, вторая – для рабочих.

Председатель первой комиссии – главный инженер или другое лицо, осуществляющее техническое руководство предприятием, члены комиссии – ведущие специалисты, представители профкома и отдела по охране труда. Председатель второй комиссии – руководитель подразделения (филиала, цеха и др.), а члены комиссии – мастера и уполномоченные по охране труда. Члены первой комиссии должны пройти обучение и проверку знаний охраны труда в одном из региональных учебных центров. Проведение проверки знаний обучающихся должно быть скреплено подписями членов комиссии (не менее трех) и экзаменуемого.

Программа обучения рабочих безопасным методам труда должна быть составлена по всем профессиям и видам работ с использованием технических средств.

С экзаменационными билетами или специальными вопросниками по проверке знаний по охране труда все работники (руководители, специалисты и рабочие) должны быть ознакомлены до начала проверки знаний (минимум за месяц). Рекомендуется проводить семинары и занятия с экзаменуемыми.

Перечень действующих инструкций по охране труда должен охватывать все виды работ и профессий организации. Этот перечень согласовывается с профсоюзной организацией или с другим уполномоченным работниками представительным органом. Количество инструкций должно соответствовать перечню. Пересмотр должен проводиться не реже одного раза в пять лет, а для профессий с повышенной опасностью – раз в три года.

Журнал регистрации нарядов-допусков на работы повышенной опасности хранится на участке в цехе. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью организации. Наряд-допуск на проведение работ повышенной опасности заполняется лицами, которые назначаются приказом руководителя организации с учетом структуры и местных условий, в соответствии с требованиями межотраслевых и отраслевых правил по охране труда. Наряд-допуск оформляется в двух экземплярах: первый находится у лица, выдавшего наряд, второй – у ответственного исполнителя работ. Наряд-допуск подлежит хранению в течение года.

Кроме того, чтобы регистрировать всю входящую документацию по охране труда, ведутся специальные журналы регистрации входящей и выходящей документации по охране труда. Инженер по охране труда должен знакомить работников со всей новой документацией и литературой по охране труда под роспись и под роспись выдавать ее работникам организации.

Каждый расследованный и оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве регистрируется работодателем (уполномоченным лицом) в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по форме, предусмотренной положением о расследовании, утв. постановлением Минтруда России от 24.10.02 № 73. Акты о несчастных случаях на производстве хранятся в течение 45 лет и включаются в годовую форму государственной статистической отчетности.

Во всех организациях, деятельность которых затрагивает автоперевозки, должны быть подготовлены приказы по организации работы автотранспортных средств: о порядке перевозки негабаритных грузов, о назначении ответственных лиц за техническое состояние автотранспорта, за перевозку людей, о проведении медицинских осмотров водителей, допущенных к этой работе, и др.Среди других учетных документов предусмотрен перечень должностей руководителей, специалистов и электротехнического персонала, которые должны иметь группу по электробезопасности.

Работники, принимаемые для выполнения работ на электроустановках, должны иметь соответствующую характеру работы профессиональную подготовку (группу допуска).

Руководители, в подчинении которых находится электротехнический персонал, должны иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже, чем у подчиненного персонала. Эти работники для допуска к самостоятельной работе должны быть обучены в специализированных центрах подготовки персонала.

Неэлектротехнический персонал, выполняющий работы, связанные с возможностью возникновения опасности поражения электрическим током ( в т. ч. и пользователи ПЭВМ), должен иметь первую квалификационную группу по электробезопасности.

(www.kadrovik.ru)

Похожие главы из других работ:

Аттестация рабочих мест

1.1 Законодательные и нормативные акты по охране труда

Любая производственная, хозяйственная или иная деятельность человека должна гарантировать безопасность его самого, окружающих его людей и природной среды, в которой он осуществляет свою деятельность…

Безопасность и условия труда. Трудовая дисциплина

1.3 Нормативные акты по охране труда. Инструкция по охране труда

труд охрана безопасный Наряду с основополагающими нормативными актами, которые определяют политику Российской Федерации в сфере охраны труда (Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, федеральные законы РФ, указы Президента РФ…

Вредные влияния условий, возникающих при механической обработке металлов на человека, меры защиты от их воздействия

1.1 Законодательные и нормативные акты по охране труда. Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда

Правовой основой организации работы по охране труда в республике является Конституция Республики Беларусь (ст. ст. 41, 45), которой гарантируются права граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья. Основополагающим актом…

Законодательные акты по охране труда

4. Нормативно-правовые акты по охране труда

Нормативно-правовые акты по охране труда — это правила, нормы, регламенты, положения, стандарты, инструкции и другие документы, обязательные для исполнения. Раздел 5 законов об охране труда состоит из следующих статей: Статья 28. Разработка…

Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие профессиональную деятельность

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Одним из аспектов трудового законодательства является охрана труда граждан РФ. Закрепленные в Конституции Российской Федерации права каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…

Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие профессиональную деятельность

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПЕРЕВОДЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Профессиональная деятельность лингвистов-переводчиков, прежде всего, регулируется основным законом о трудовой деятельности — ТК РФ…

Нормативные акты и распоряжения правительства Российской Федерации о соблюдении правил безопасности на производственных предприятиях

2. Законодательные акты и нормативные документы по охране труда

В законодательстве под ОТ (охрана труда) понимается комплекс правовых норм, непосредственно направленных на создание безопасных и безвредных условий труда. Эти нормы есть в российском законодательстве, правилах ТБ, коллективных договорах…

Нормативные документы в наглядной агитации по охране труда

Нормативные документы по охране труда

К федеральным законам, содержащим нормы охраны труда и регулирующим связанные с ней отношения, относятся Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральный закон от 24.07…

Обеспечение безопасности условий труда в организации

1.3 Нормативные акты по охране труда. Инструкция по охране труда

Наряду с основополагающими нормативными актами, которые определяют политику Российской Федерации в сфере охраны труда (Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, федеральные законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства и др.)…

Основы пожарной безопасности

1. основные законодательные и нормативные правовые акты по пожарной безопасности

Изменения и дополнения: · Закон Республики Беларусь от 3 мая 1996 г. № 440-XІІІ (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1996 г., № 21, ст.380) · Закон Республики Беларусь от 13 ноября 1997 г. № 87-З (Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь…

Охрана труда на морском транспорте

1. Основные законодательные акты по охране труда

Основными законодательными актами по охране труда являются: Национальные документы: — Конституция Украины; — Закон Украины «Про охорону праці»; -Закон Украины «Про загальнообовязкове державне соціальне страхування від нещасного випадку на…

Права работника на безопасные условия труда

1.3 Основные законодательные акты Республики Беларусь в области охраны труда

Определив то, что Конституция Республики Беларусь является правовой основой организации работы по охране труда, следует рассмотреть и иные законодательные акты государства в области охраны труда. Таким является Трудовой кодекс (далее ТК)…

Правила безопасности при работе в лабораториях кафедры агрохимии

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО — ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Законодательно — правовыми актами по охране труда и охране окружающей среды являются: Конституция Российской Федерации, Кодекс законов о труде Российской федерации (КЗоТ РФ), Уголовный кодекс Российской Федерации…

Правовые и организационные вопросы охраны труда

1. Основные законодательные акты и нормативные документы по охране труда

охрана труд аттестация здоровье Правовой основой организации работы по охране труда в Республике Беларусь является Конституция РБ (ст.41,45,46).

Основные законодательные документы по охране труда.

Положения Конституции конкретизированы в Трудовом Кодексе РБ, а так же в постановлениях, приказах…

Функции комитетов по охране труда. Аттестация рабочих мест. Медицинские осмотры

2. Участие трудового коллектива в управлении и контроле по охране труда. Комитеты (комиссии) по охране труда, уполномоченные доверенные лица по охране труда трудового коллектива. Порядок их назначения, функции, задачи, организация работы

Общественный контроль за охраной труда признан эффективным способом улучшения условий и охраны труда работников во всех отраслях экономики России…

1.1 Законодательные и нормативные акты по охране труда

Порядок создания информационно – нормативной базы по охране труда

Согласно требованиям ГОСТ Р 12.0.006.-2002 система управления ОТ-ПБ организации должна обеспечивать:

— передачу информации об условиях и охране труда между различными уровнями управления и подразделениями;

— получение необходимой информации по охране труда от внешних заинтересованных организаций и ее документальное оформление;

— передачу информации по условиям и охране труда для заинтересованных сторон.

Организация должна разрабатывать и обеспечивать ведение документации (на бумажных носителях или в электронном виде), которая устанавливает основные процедуры системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в их взаимодействии. Документация должна быть удобочитаемой, легко идентифицируемой, сопровождаться указанием даты введения в действие и срока действия. Документация должна храниться в учтенной форме в течение установленного срока. Должны быть установлены методы и определены обязанности, касающиеся разработки и обновления документов различного вида.

Организация должна разрабатывать и поддерживать методы контроля документации и контроля данных с тем, чтобы: — документы периодически анализировались, при необходимости корректировались и переутверждались уполномоченными лицами;

— копии учтенных документов и принятых данных были доступными на всех местах;

— отмененные документы и данные соответственно изымались или защищались каким-либо другим способом.

Для создания системы информирования работников об их правах и обязанностях в области охраны труда, о состоянии условий и охраны труда в организации, на конкретных рабочих местах, о принятых законодательных, правовых и нормативных актах по безопасности и охране труда в организации и решения других задач рекомендуется создавать кабинеты охраны труда.

Кабинет охраны труда создается на основе постановления Минтруда РФ «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда» от 17.01.01 г. № 7. В соответствии с Рекомендациями тематическая структура кабинета предполагает включение общего и специального разделов.

Законодательные, правовые и нормативные документы, содержащие требования охраны труда и промышленной безопасности

Государственные нормативные требования охраны труда – это правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, содержащиеся в Федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, а также законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ (ст. 211 ТК РФ).

Требования промышленной безопасности – это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в ФЗ № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других правовых актах РФ, а также в нормативных правовых актах (государственные стандарты, ПБ, инструкции), применяемых в установленном порядке (ст. 3 ФЗ № 116).

Кроме законодательных актов (Федеральных законов, Кодексов РФ, законов субъектов РФ), действует многочисленная и многообразная по содержанию группа правовых и нормативных документов (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, нормативно-методические документы), содержащая требования охраны труда и промышленной безопасности. В настоящее время по оценкам Всероссийского центра охраны труда (ВЦОТ) действует около 3 тысяч нормативных правовых актов по безопасности и охране труда.

Локальные нормативные акты, включающие требования охраны труда

Трудовой кодекс предусматривает разработку локальных нормативных актов в области трудовых отношений и охраны труда, принимаемых: — единолично работодателем (штатное расписание, должностные инструкции, приказы и распоряжения, положение о персонале, положение о порядке ведения коллективных переговоров, положение о комиссии по трудовым спорам, стандарты организаций, положение об организации работ по охране труда, положение о системе управления охраной труда, приказ о создании комитета (комиссии) по охране труда, положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда, перечень профессий и работ с повышенными требованиями, перечень мест производств и видов работ по наряду — допуску, технологические регламенты, перечень категорий работников обязанных проходить медосмотры, перечни тяжелых работ и работ с вредными (опасными) условиями труда, на которых запрещено (ограничено) применение труда лиц моложе 18 лет и женщин; — с учетом мнения представительного органа работников (правила внутреннего трудового распорядка, графики сменности, положение об оплате труда и стимулирующих выплатах, акты, устанавливающие нормы труда); — с учетом мнения выборного профсоюзного органа (инструкции по охране труда, очередность предоставления отпусков, акты о нормировании труда, акты, устанавливающие разделение дня на части, продолжительность вахты и режим труда и отдыха).

Локальные нормативные акты, включающие требования промышленной безопасности

Федеральный закон № 116 предусматривает разработку локальных нормативных актов в области промышленной безопасности:

— приказы и распоряжения, в т.ч. о распределении обязанностей по выполнению и контролю требований промышленной безопасности;

— положения о производственном контроле и функциональных службах и специализированных участках;

— должностные инструкции;

— инструкции по охране труда и промышленной безопасности;

— положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда и промышленной безопасности;

— перечень профессий и работ с повышенными требованиями;

— перечень мест производств и видов работ по наряду — допуску;

— положение о нарядной системе;

— технологические регламенты;

— положение о порядке использования спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;

— планы мероприятий по обеспечению требований промышленной безопасности;

— планы мероприятий по безопасному ведению работ;

— планы локализации аварий и инцидентов, а также ликвидации их последствий,

— планы проведения контрольно-профилактических проверок;

— положения о порядке действий при возникновении инцидентов, аварий, их расследовании, учете и т.д.

Мероприятия по выполнению требований охраны труда и промышленной безопасности

Мероприятия по обеспечению требований охраны труда к работникам, эксплуатирующим опасные производственные объекты

Работники должны соответствовать квалификационным требованиям и не иметь противопоказаний к указанной работе.

Должность работника должна соответствовать установленным требованиям по комплектованию штата опасных производственных объектов (ОПО). К эксплуатации и обслуживанию технических устройств допускаются лица, прошедшие соответствующее обучение и имеющие документы установленного образца.

Работник должен пройти подготовку и аттестацию в области охраны труда и промышленной безопасности в установленном порядке. Аттестация включает в себя не только проверку знаний и умений, но и проверку соответствия профессионального образования и стажа работы в занимаемой должности с учетом квалификационных требований, предусмотренных Квалификационным справочником и Квалификационными требованиями, а также требованиями межотраслевых (отраслевых) нормативных актов по ОТ и ПБ.

Квалификационные требования работников ОПО

Квалификационными требованиями в сфере охраны труда и промышленной безопасности к руководителям и специалистам организаций установлены требования к основным должностным категориям. В соответствии с этим нормативным документом руководители должны иметь:

Руководитель организации

— высшее профессиональное образование (техническое, инженерно-экономическое);

— стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет;

— подготовку и аттестацию по охране труда и промышленной безопасности в установленном порядке.

Главный инженер (технический руководитель)

— высшее профессиональное образование (техническое);

— стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет;

— подготовку и аттестацию по охране труда и промышленной безопасности в установленном порядке.

Руководитель службы охраны труда и промышленной безопасности (ОТ и ПБ)

— высшее профессиональное образование (техническое);

— стаж работы на руководящих должностях не менее 3 лет;

— подготовку и аттестацию по охране труда;

— подготовку и аттестацию по промышленной безопасности;

Специалист по ОТ:

— вышеуказанные требования;

— или высшее образование по специальности «Безопасность технологических процессов и производств» без предъявления требований к стажу работы.

Руководитель структурного подразделения:

— высшее профессиональное образование (техническое);

— стаж работы на руководящих должностях не менее 3 лет;

— подготовку и аттестацию по охране труда;

— подготовку и аттестацию по промышленной безопасности.

Руководитель смены (мастер, специалист)

— высшее или среднее профессиональное образование;

— стаж работы по профилю деятельности.

При высшем профессиональном образовании не менее 1 года. При среднем профессиональном образовании не менее 3 лет;

— подготовку и аттестацию по ОТ и ПБ в установленном порядке.

Типовыми отраслевыми положениями о системе управления охраной труда, отраслевыми положениями о порядке предоставления права руководства отдельными видами работ, а также межотраслевыми (отраслевыми) правилами и инструкциями по ОТ и ПБ устанавливаются дополнительные требования к профессиональному образованию, стажу работы и к обучению и аттестации.

1.1. Основные документы, регламентирующие охрану труда

Законодательство РФ по охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.), Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2004 г.) (далее – ТК РФ), Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (в ред. от 10 января 2003 г.) (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации и ее субъектов. Гарантии реализации права работников на охрану труда и нормативные требования по охране труда, установленные законодательными актами субъектов Федерации, не могут быть ниже гарантий и требований Федерального закона № 181-ФЗ.

Согласно Конституции РФ 1993 г. каждый гражданин России имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41), на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с Конституцией РФ (п. 3 ст. 41).

Определение понятия «охрана труда» дано в ст. 209 ТК РФ:

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Это понятие раскрывает главное направление обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности. Охрана труда понимается как система, которая включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Данное понятие отражает закрепленное в Конституции РФ (ст.

37) право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Предусмотренные ТК РФ как законом прямого действия нормы устанавливают права и гарантии работников на охрану труда, соблюдение которых обязательно для всех хозяйствующих субъектов, обеспечивают единый на всей территории России порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

В ТК РФ:

1) определены сфера действия ТК РФ и основные принципы государственной политики в области охраны труда;

2) определено управление охраной труда как на государственном уровне, так и на уровне предприятий и их объединений;

3) установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда работников, а также обязанности работников по обеспечению охраны труда на предприятии;

3) предусмотрены проведение обучения и инструктажа работников по охране труда, проведение медицинских осмотров;

4) определена ответственность работодателя за вред, причиненный здоровью работника трудовым увечьем, ответственность предприятия за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда, ответственность работодателей, должностных лиц и работников за нарушение законодательных актов и других нормативных актов по охране труда;

5) предусмотрено предоставление работникам дополнительных льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда;

6) определены функции и ответственность органов государственного надзора и контроля за соблюдением Федерального закона № 181-ФЗ;

7) предусмотрены приостановка производственной деятельности предприятий или их закрытие за нарушение нормативных требований об охране труда.

В ст.

210 ТК РФ устанавливаются принципы формирования нормативной базы, регулирующей отношения субъектов в сфере охраны труда, разработки законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труд, а также проведения работы по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на всех уровнях организации и управления трудом. Положения данной статьи основаны на Конституции РФ и на ратифицированных Российской Федерацией международных договорах: Конвенции 1947 г. № 81 об инспекции труда и Протоколе 1995 г. к Конвенции 1947 г.; Конвенции 1978 г. № 150 о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 г. № 155 о безопасности и гигиене труда в производственной среде, принятых Генеральной конференцией Международной организации труда.

Провозглашенный ст. 210 приоритет сохранения жизни и здоровья работников по отношению к любым другим результатам трудовой деятельности является общечеловеческим принципом, соответствующим

Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, декларациям и конференциям Международной организации труда, международным обязательствам России, принятым в рамках Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, и основанным на положениях ст. 7 и 37 Конституции РФ. ТК РФ выдвигает на первое место обязанность организаторов производства и иных видов трудовой деятельности обеспечить безопасные и благоприятные условия труда его участников. Первостепенное значение придается сохранению жизни и здоровья человека, занятого на производстве или в другой сфере деятельности.

Особое значение приобретает закрепленный в ст. 20 ТК РФ метод решения задач в области охраны труда путем разработки и реализации федеральных целевых отраслевых целевых программ улучшения условий труда.

Федеральный закон № 181-ФЗ установил гарантии осуществления прав работников на охрану труда, единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками в организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Закон направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. После принятия ТК РФ применяется постольку, поскольку не противоречит последнему.

С 2000 г. вступил в действие Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. от 2 декабря 2004 г.), устанавливающий правовые, экономические и организационные основы данного вида социального страхования, а также порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей. Особая направленность указанного Закона связана с переходом на новый вид обеспечения социальной защиты застрахованных по примеру европейских стран, а также с введением механизма экономической заинтересованности работодателей по созданию безопасных и безвредных условий труда за счет дифференциации страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 22 августа 2004 г.) устанавливает требования по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, лифтов, котельных, объектов газового хозяйства и других объектов, подконтрольных органам Госгортехнадзора России.

Обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов требует наличия разрешения (права) на осуществление лицензируемого вида деятельности по эксплуатации таких объектов.

Требования и порядок осуществления лицензируемых видов деятельности устанавливает Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 2 ноября 2004 г.).

В ст.

Перечень основных документов регламентирующих охрану труда

9 данного Закона предусматривается обязательное соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензионных требований в соответствии с законодательством. В частности, условия труда подлежат государственной экспертизе при лицензировании отдельных видов деятельности в соответствии со ст. 21 Федеральный закон № 181-ФЗ.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 22 августа 2004 г.) устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда (ст. 25–27), регламентирует обязательные медицинские осмотры (ст. 34), предусматривает ответственность за нарушение санитарного законодательства (ст. 55).

Ряд законодательных актов Российской Федерации предусматривает ответственность за нарушение государственных требований охраны труда. В гл. 59 Гражданского кодекса РФ от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ч. 1, 2 и 3) (в ред. от 30 декабря 2004 г.) (далее – ГК РФ) определены обязательства, подлежащие выполнению вследствие причиненного вреда. Организации, выпускающие и поставляющие продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный вред.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2004 г.) (далее – КоАП РФ) устанавливает меры административной ответственности, определяет компетенцию соответствующих органов и должностных лиц, а также процедуру производства дел по административным правонарушениям, в том числе в сфере нарушения трудового законодательства.

В Уголовном кодексе РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2004 г.) (далее – УК РФ) установлены меры судебной ответственности за нарушение правил охраны труда.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 29 декабря 2004 г.) определяет основы обеспечения пожарной безопасности в России, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Обеспечение пожарной безопасности в производственной сфере связано с трудоохранной деятельностью и является одной из важнейших функций государства.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *