Закономерности процесса обучения

Posted On 12.02.2018

Закономерности процесса обучения

Любой науке присуща система законов и закономерностей. В философии закон трактуется как наиболее существенная, повторяющаяся, устойчивая связь и взаимная обусловленность. Благодаря познанию закона вскрываются не любые связи и отношения, а те, которые отражают явление в его целостности. Законы существуют объективно, так как они отражают объективную действительность.

Педагогическая система является одной из подсистем общества, ее компонентам также присущи связи и отношения. Поэтому есть основания говорить о таком категории, как педагогический закон.

В.И. Андреев считает, что «педагогический закон – это педагогическая категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, общих, устойчиво повторяющихся явлений при определенных педагогических условиях, взаимосвязь между компонентами педагогической системы, отражающая механизмы самореализации, функционирования и саморазвития целостной педагогической системы.

В педагогике понятие «закономерность» рассматривается как частное проявление закона, как часть по отношению к понятию «закон».

понятие «закономерность» используется применительно к отдельным элементам педагогической системы и сторонам педагогического процесса: «закономерности педагогического процесса», «закономерности обучения», «закономерности процесса воспитания» и т.д.

Например, закон о социальной сущности образования, который проявляется в обязательном и необходимом усвоении подрастающими поколениями опыта старших поколений, находит свое отражение в закономерностях процесса обучения и воспитания.

Закономерности педагогического процесса могут обусловливаться социальными условиями (характер обучения и воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества), природой человека (формирование личности человека протекает в прямой зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей), сущностью педагогического процесса (обучение, воспитание и развитие личности неотделимы друг от друга) и т.д.

Выделяют закономерности:

-Объективные (Общие)

ПО закономерно зависит от соц.заказа общества;

ПО связан с ПВ и развития

ПО зависит от условий, в котором он существует

ПО зависит от уровня учащихся.

-Субъективные (частные)

Цель-Задачи-Содержание-Средства-Результат (лекция)

На основе педагогических законов и закономерностей (то есть уже на познанной педагогической действительности) базируются педагогические принципы. Если закон отражает педагогическое явление на уровне сущего и отвечает на вопрос: каковы существенные связи и отношения между компонентами педагогической системы, то принцип отражает явление на уровне должного и отвечает на вопрос: как нужно действовать наиболее целесообразным образом в решении соответствующего класса педагогических задач.

«Педагогический принцип – это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности».

Каждый педагогический принцип реализуется в тех или иных правилах. Правила педагогики – это прикладные рекомендации, предписания, нормативные требования по реализации того или иного принципа обучения и воспитания.

Функции обучения.

Философия определяет функции как внешние проявления свойств какого-либо объекта в данной системе. С этой точки зрения, функции процесса обучения являются его свойствами, знания которых обогащает наше представление о нем и позволяет сделать его более эффективным.

Дидактика вьщеляет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности.

Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные, интериоризованные знания характеризуются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью. Это значит, что в процессе обучения ученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе, упорядоченные, при условии, что учащиеся осознают объем и структуру своих знаний и умений ими оперировать в учебных и практических ситуациях.

Современная дидактика считает, что знания обнаруживаются в умениях ученика и что, следовательно, образование состоит не столько в формировании "абстрактного" знания, сколько в развитии умений использовать его для по лучения новых знаний и решения жизненных задач. Поэтому образовательная функция обучения предполагает, что обучение направлено наряду со знанием на формирование умений и навыков, как общих, так и специальных. Под умением надо понимать владение способом деятельности, способность применять знание. Это как бы знание в действии. Специальные умения относятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки, учебного предмета (например, работа с картой, лабораторная научная работа). К общим умениям и навыкам относятся владение устной и письменной речью, информационными материалами, чтение, работа с книгой, реферирование и пр.

Анализ образовательной функции обучения естественно ведет к выделению и описанию тесно связанной с ней развивающей функции.

Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно — мотивационной области. Развивающая функция обучения цо существу составляет проблему взаимоотношения обучения и развития — один из острейших вопросов в психологии и современной дидактике. Отечественной психологической школой и педагогическими исследованиями установлено, что обучение выступает как источник, средство развития личности. Один из важнейших законов психологии, сформулированный Л.С. Выготским, утверждает, что обучение ведет за собой развитие.

Однако психология и дидактика XX века утверждают, что развивающая функция обучения реализуется успешнее, если обучение имеет специальную направленность, разработано и организовано так, чтобы включать учащегося в активную и сознательную разнообразную деятельность.

Развивающая функция обучения реализуется в ряде специальных технологий или методических систем, преследующих именно цели развития личности. В отечественной дидактике для этого имеется специальный термин "развивающее обучение". В 60-е годы один из российских дидактов Л.В. Занков создал систему развивающего обучения младших школьников. Ее принципы, отбор содержания образования и методы обучения направлены на развитие восприятия, речи, мышления школьников и способствовали теоретической и прикладной разработке проблемы развития в ходе обучения наряду с исследованиями других отечественных ученых: Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской и др. Благодаря этим исследованиям, отечественная дидактика получила ценные результаты: теорию поэтапного формирования умственных действий (П.А. Гальперин), методы проблемного обучения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер), способы активизации познавательной деятельности учащихся и др.

Процесс обучения носит также и воспитывающий характер. Педагогическая наука считает, что связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью, также как связь между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда и пр.), что делает воспитание более сложным процессом. Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

Следует также иметь в виду, что не только воспитание зависит от обучения, но и наоборот: без определенного уровня воспитанности, желания ученика учиться, наличия элементарных навыков поведения и общения, принятия учащимися этических норм общества невозможно обучение.

В практике обучения функции неразрывно связаны друг с другом, как связаны три процесса: обучение, развитие, воспитание. Они взаимообусловлены, являясь следствием и причиной одно другого. Функции обучения реализуются во всех дидактических компонентах процесса обучения: в комплексе задач урока или какого-либо отрезка обучения, содержании обучения, в системе методов, форм, средств обучения, а также в психологической сфере процесса обучения.

Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 150 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Закономерности и принципы процесса обучения

Предыдущая234567891011121314151617Следующая

Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения. Наиболее общая устойчивая тенденция обучения как педагогического процесса состоит в развитии личности путем присвоения ею социального опыта. Это основная закономерность процесса обучения, проявляющаяся как необходимое условие социализации, преемственности между поколениями. Она обусловливает частные или специфические закономерности обучения, определяет зависимость содержания, форм и методов обучения от уровня социально-экономического развития общества. Характер обучения зависит от требований экономики и производства, от социокультурной ситуации, т.е. образовательной политики. Эффективность процесса обучения закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических и т.п.). Важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов обучения возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям учащихся.Для непосредственной организации обучения важно знание учителем (преподавателем) внутренних закономерных связей между его функциональными компонентами. Так, содержание конкретного учебного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами. Методы и средства обучения обусловлены задачами и содержанием конкретной учебной ситуации. Формы организации процесса обучения определяются предметным содержанием и т.д.Названные закономерности процесса обучения находят выражение в принципах обучения. Принципы обучения – это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя подходят к организации процесса обучения. Все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представлены как система, состоящая из содержательных и процессуальных (организационно-методических) принципов. Содержательные принципы отражают закономерности, которые связаны с отбором содержания образования К ним относятся: гражданственности, научности, воспитывающего характера, фундаментальности и прикладной направленности (связи обучения с жизнью, теории с практикой).Принцип гражданственности отражает социальные аспекты обучения. Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки. Принцип научности требует, чтобы содержание образования, реализуемое как в учебное, так и во внеучебное время, было направлено на ознакомление обучаемых с объективными научными фактами. Принцип воспитывающего обучения предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда. Процессуальные: принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения.

ЛЕКЦИЯ № 32. Законы и закономерности процесса обучения

Принцип соответствия обучения возраст. и индивид. особенностям предполагает реализацию возраст. и индивид.подходов. Принцип сознательности и творческой активности обучаемых утверждает их субъектность в уч. процессе. Принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности требует учета в его организации реальных возможностей обучаемых. Прочность обучения связана с созданием условий для надежного сохранения в памяти необходимых для будущей деятельности обучаемых знаний, овладения способами выполнения действий. Принципы обучения дополняют и усиливают друг друга. Они изменялись на протяжении веков (принцип наглядности – изменились средства наглядности, принцип компьютеризации новый). Правила обучения являются как бы переходным звеном от теории к практике. В правилах обычно предусматривается типичный способ действия учителей в типичных ситуациях учения.

Содержание образования в современной школе

Под содержанием понимается система ЗУН, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. В новом Федеральном Законе «Об образовании в РФ»: образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и(или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Функции образования:передача накопленных поколениями знаний и культурных ценностей,способствует социализации человека и преемственности поколений, формирует образ человека в перспективе, развивает региональные системы и национальные традиции. Т.О. компоненты:научно обоснованная система знаний, умений и навыков, эмоционально ценностные отношения к миру, опыт творческой деятельности. Виды образования: общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение,обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования: общее образование: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование; профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование — бакалавриат; высшее образование — специалитет, магистратура;высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Среди многочисленных теорий отбора содержания учебного материала к важнейшим относятся концепции дидактического материализма (как можно больший объём знаний – Коменский), дидактического формализма (обучение только как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся – Э. Шмидт), дидактического утилитаризма (сконцентрировать внимание на занятиях конструктивного характера – Д. Дьюи), проблемно-комплексная концепция (облегчать им познание действительности – Б. Суходольский), концепции структурализма (лишь наиболее важный материал – К. Сосницкий), экземпляризма (предоставить учителю свободу выбора темы – Г. Шейерль), функционального материализма (мировоззренческий подход – В. Оконь) и теории дидактического программирования (внимание тщательному анализу учебного материала, дидактические матрицы). Критерии: целостного отражения задач, научной и практической значимости, соответствия сложности содержания учебным возможностям уч-ся, объема содержания времени изучения, соответствия содержания образования базе школы. Дифференциация: профильная и уровневая.Федеральные государственные образовательные стандарты определяют обязательную учеб­ную программу каждой школы или вуза. Такой стандарт состоит из двух частей. Первая часть — это набор обязательных для всех школ или вузов дисциплин, вто­рая часть—дисциплины по выбору. На уровне Российской Федерации первую часть называют федеральным, а вторую — региональным компонентом. На уров­не конкретного учебного заведения первая часть — обязательные дисциплины учебного плана для всех учащихся, вторая часть — предметы по выбору. Стан­дарт включает обязательный набор требований к подготовке выпускника школы или вуза. Они обеспечивают: единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ; вариативность содержания образовательных программ, государственные гарантии уровня и качества образования. К основным образовательным программам относятся:основные общеобразовательные программы — образоват.программы дошкольного образования, образоват.программы начального общего образования, образоват.программы основного общего образования, образоват.программы среднего общего образования.Учебный план — документ, который определяет перечень,трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения уч.предметов, курсов, дисциплин (модулей), формы промежуточной аттестации обучающихся.Виды планов: базисный (часть стандарта); типовой (на основе стандарта для школы); учебный план школы.Учебные программы: пояснительную записку, характеристику учебного предмета, курса;описание места учебного предмета, ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения,содержание учебного предмета, тематическое планирование,материально-техническое обеспечение.Учебно-методический комплект (УМК) – совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в программу предметного курса. Учебники.

Предыдущая234567891011121314151617Следующая

Date: 2015-07-27; view: 241; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Немецкий педагог Э. Мейман сформулировал три закона:

— развитие индивидуума с самого начала определяется в преобладающей степени природными задатками;

— ранее всего всегда развиваются те функции, которые являются наиболее важными для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребенка;

— душевное и физическое развитие ребенка происходят неравномерно.

Хуторской А. В. выделяет следующие законы обучения: социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения; взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды; взаимосвязи обучения, воспитания и развития; обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся; целостности и единства образовательного процесса.

Закономерности обучения отражают объективные, существенные, общие, устойчивые взаимосвязи, повторяющиеся при определенных условиях. Теоретиками и практиками выделено большое количество дидактических закономерностей. Так, в учебнике И. П. Подласого приводится более 70 различных закономерностей обучения1.

С целью упорядочивания различных закономерностей обучения их классифицируют.

Различают общие и частные (конкретные) закономерности.

Общие закономерности свойственны любому образовательному процессу, они охватывают своим действием всю систему обучения. К общим закономерностям относятся:

• закономерности цели обучения.

Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики;

• закономерности содержания обучения.

Содержание обучения зависит от: а) общественных потребностей и целей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей учащихся; г) уровня развития теории и практики обучения; д) материально-технических и экономических возможностей учебных заведений;

• закономерности качества обучения.

Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от: а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материала; в) организационно-педагогического воздействия обучающих; г) обучаемости учащихся; д) времени обучения;

• закономерности методов обучения.

Эффективность дидактических методов зависит от: а) знаний и навыков в применении методов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г) возраста учащихся; д) учебных возможностей (обучаемости) учащихся; е) материально-технического обеспечения; ж) организации учебного процесса;

• закономерности управления обучением.

Продуктивность обучения зависит от: а) интенсивности обратных связей в системе обучения; б) обоснованности корректирующих воздействий;

• закономерности стимулирования обучения.

Продуктивность обучения зависит от: а) внутренних стимулов (мотивов) обучения; б) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов1.

Действие частных закономерностей распространяется на отдельные стороны системы обучения.

Современной науке известно большое количество частных закономерностей процесса обучения.

3.3. Закономерности процесса обучения

К частным закономерностям процесса обучения относятся закономерности:

• собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяемых методов, средств обучения, профессионализма преподавателя и т. д.);

• гносеологические (результаты обучения зависят от познавательной активности учащихся, умения и потребности учиться и т. д.);

• психологические (результаты обучения зависят от учебных возможностей учащихся, уровня и стойкости внимания, особенностей мышления и т. Д.);

• социологические (развитие индивида зависит от развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, от уровня интеллектуальной среды, от стиля общения учителя с учащимися и т. д.);

• организационные (эффективность процесса обучения зависит от организации, от того, насколько он развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность и т. д.).

Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в принципах и вытекающих из них правилах обучения.

Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Закономерности обучения

Закономерность обученияустойчивые, существенные, объективные взаимосвязи, проявляющиеся в учебном процессе.

Закономерности обучения разделяются на общие и частные

Общие закономерности.

1. Закономерности цели обучения — цель обучения зависит от уровня и темпов развития общества, его потребностей и возможностей, а также от уровня развития педагогической науки и практики.

2. Закономерности содержания образования — содержание образования определяется общественными потребностями и целями обучения, темпами экономического и научно-технического развития, возрастными возможностями обучаемых и др.

3. Закономерности качества обучения — эффективность каждого нового этапа обучения зависит от продуктивности предыдущего, характера и объема изучаемого материала, обучаемости учащихся и др.

4.

Закономерности процесса обучения

Закономерности методов обучения — эффективность дидактических методов определяется целями обучения и содержанием, организацией учебного процесса, учебными возможностями обучаемых, навыками в применении этих методов и др.

5. Закономерности управления обучением — продуктивность обучения детерминирована интенсивностью обратных связей в системе обучения, обоснованностью корректирующих воздействий.

6. Закономерности стимулирования обучения — продуктивность обучения зависит от внутренних и внешних стимулов.

1. Дидактические (содержательно — процессуальные) закономерности:

— результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны продолжительности обучения;

— продуктивность усвоения заданного объема знаний и умений (в известных пределах) обратно пропорциональна количеству изучаемого материала или объему требуемых действий, его трудности и сложности;

— результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны значимости для обучаемых усваиваемого содержания,

— результаты обучения зависят от способа включения учащихся в учебную деятельность и от применяемых методов и средств;

— результаты обучения находятся в прямой зависимости от мастерства преподавателя;

— обучение путем «делания» в 6-7 раз продуктивнее обучения путем слушания и др.

2. Гносеологические закономерности:

— результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны умению обучаемых учиться и объему практического применения знаний;

— умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, умений, опыта, творческой деятельности;

— результаты обучения зависят от регулярности и систематичности выполнения учащимися домашних заданий и др.

3. Психологические закономерности:

— продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна интересу обучаемых к учебной деятельности и учебным возможностям обучаемых;

— продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна уровню познавательной активности учащихся; количеству и интенсивности трениро­вочных упражнений (заданий);

— прочность запоминания изученного материала зависит от уровня развития памяти; и от способа воспроизведения этого материала (Е.Р .Хилгард);

— количество повторений сильно влияет на продуктивность обучения и др.

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 242; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Закономерности обучения

Внешние и внутренние закономерности обучения

Предыдущая31323334353637383940414243444546Следующая

Учебный процесс является социальным процессом, которому присущи специфические закономерные связи их особенность заключается в том, что эти закономерности проявляются не спонтанно, не с естественной последовательностью, а реализуются через сознательную деятельность общественных, коллективных или индивидуальных субъектов.

Закономерности обучениясущественные, необходимые связи между процессом обучения и социальными процессами, а также свяжи внутреннего характера (между целью и содержанием, формами)

Основное направление исследования дидактических закономерностей — отношение между собственно дидактическими процессами и процессами формирования личности Структуру взаимодействия дидактических закономерностей в их социально м, психологическом и других аспектах раскрыть сложно, поскольку все социально важные процессы влияют на обучение как детерминанты, механизмы преобразования, регулирования.

Между любыми явлениями существуют внешние и внутренние связи Обучение осуществляется в тесной взаимосвязи со всеми социальными процессами, напрямую зависит от уровня развития общества Это отражено во внешней закономерности обусловленности: ход и результаты процесса обучения зависят от потребностей общества и личности, материально-технических и экономических возможностей и условий (морально-психологических, санитарно-гигиенических, эстетических и др.), в которых он происходит Для эффективного организования обучения необходимо учитывать потребности развития страны, инициативы и творчества людей.

Внутри процесса обучения действуют внутренние закономерности, отражающие связи между основными его субъектами и компонентами

1 Единство преподавания и учения Эти два компонента неразрывно взаимообусловлены, образуют \"клетку\" учебного процесса Преподавание направлено на \"превращение\" содержания обучения на содержание сознания. Деятельность учителя определяется объективными (цели обучения, условия его организования, средства обучения и материально-техническое обеспечение, объем времени) и субъективными (педагогический и и дидактические возможности учителя, уровень его мастерства, стиль преподавания, коммуникативные способности и т.д.) факторами Основной характеристикой деятельности учителя является его руководящая роль в процессе обучения

Преподавание предполагает встречный процесс учения (деятельность ученика), во время которого происходит формирование личности.

Предыдущая31323334353637383940414243444546Следующая

Date: 2015-07-27; view: 248; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Конкретные закономерности обучения

Дидактические (содержательно-процессуальные)

закономерности

Результаты обучения (в известных пределах) прямо про­порциональны продолжительности обучения.

Продуктивность усвоения заданного объема знаний, уме­ний (в известных пределах) обратно пропорциональна коли­честву изучаемого материала или объему требуемых действий.

Продуктивность усвоения заданного объема знаний, уме­ний (в известных пределах) обратно пропорциональна трудно­сти и сложности изучаемого учебного материала, формируемых действий.

Результаты обучения (в известных пределах) находятся в прямой пропорциональной зависимости от осознания целей обучения обучаемыми.

Результаты обучения (в известных пределах) прямо про­порциональны значимости для учащихся усваиваемого содер­жания.

Результаты обучения зависят от способа включения уча­щихся в учебную деятельность (Л.В. Занков).

Результаты обучения зависят от применяемых методов.

Результаты обучения зависят от применяемых средств.

Продуктивность усвоения заданного объема знаний, уме­ний зависит от характера созданной учителем учебной ситуа­ции.

Результаты обучения зависят от способа расчленения учебного материала на подлежащие усвоению части.

Результаты обучения находятся в прямой пропорцио­нальной зависимости от мастерства (квалификации, профес­сионализма) преподавателя.

Обучение путем «делания» в 6—7 раз продуктивнее обу­чения путем «слушания».

Гносеологические закономерности

Результаты обучения (в известных пределах) прямо про­порциональны умению учащихся учиться.

Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна объему учебной (познавательной) деятельно­сти учащихся.

Продуктивность усвоения знаний, умений (в известных пределах) прямо пропорциональна объему практического при­менения знаний, умений.

Умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, умений, опыта творческой деятельности (И.Я. Лернер).

Результаты обучения зависят от умения включать изучае­мый предмет в те связи, носителем которых является изу­чаемое качество объекта.

Результаты обучения зависят от регулярности и система­тичности выполнения учащимися домашних заданий.

Продуктивность усвоения знаний, умений находится в прямой пропорциональной зависимости от потребности учиться.

Продуктивность творческого мышления учащихся улуч­шается при использовании увеличенных шагов обучения, а ре­зультативность вербального запоминания знаний (в известных пределах) улучшается при использовании уменьшенных пор­ций материала.

Продуктивность усвоения зависит от уровня проблемноти обучения, от интенсивности включения учащихся в разре­шение посильных и значимых для них учебных проблем.

  К оглавлению

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *