Каким обязательным требованиям должна соответствовать организация

Posted On 23.03.2018

Содержание

Требования к продукции: стандарты организаций или технические условия

Я.Е. ПАРЦИЙ

Коротко об истории вопроса.

В условиях централизованной системы управления народным хозяйством, ничтожной самостоятельности предприятий действовала соответствующая система нормативно-технической документации, согласно которой существовали 3 категории стандартов (государственные, республиканские, отраслевые), а также технические условия, которые являлись обязательными для соответствующих предприятий, поскольку утверждались государственными органами (министерствами, ведомствами СССР). Предприятия могли устанавливать требования к выпускаемой ими продукции лишь тогда, когда они не были установлены вышестоящими органами.

По мере развития экономики меняется законодательство и в этой области. Постановлением Совета Министров СССР от 21 апреля 1988 года N 489 "О перестройке деятельности и организационной структуры Государственного Комитета СССР по стандартам" поручено упразднить отраслевые нормативно-технические документы, установив 2 уровня нормативно-технической документации — государственные (республиканские) стандарты и технические условия. При этом подчеркивалась необходимость обеспечить на практике право предприятий самостоятельно утверждать по согласованию с потребителем технические условия, технические описания, образцы-эталоны и другую аналогичную документацию, необходимую для выпуска продукции.

Следующий шаг в этом направлении был сделан Постановлением Совета Министров СССР от 25 декабря 1990 года N 1340 "О совершенствовании организации работ по стандартизации в СССР". Этим Постановлением предусмотрено, что государственные и республиканские стандарты содержат обязательные и рекомендуемые требования к качеству продукции. При этом к обязательным требованиям относятся только те требования, которые обеспечивают безопасность продукции для жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции.

Одновременно предприятиям и объединениям было предоставлено право утверждать стандарты предприятий на выпускаемую продукцию. Основные положения этого Постановления были восприняты Законом РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-1 "О стандартизации".

Таким образом, с момента вступления в силу названного Закона технические условия как нормативный документ для установления предприятиями требований к выпускаемой продукции на законодательном уровне отсутствуют, они рассматриваются как техническая документация. Для установления требований к продукции предусмотрен новый документ — стандарт предприятия.

Авторы Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее — ФЗ) ввели новый документ — стандарт организации, характеристика которого в статье 17 практически полностью заимствована из абзаца 1 пункта 2 статьи 8 Закона о стандартизации с присущим данной норме недостатком: в ней не указано, подлежат ли установлению в стандартах организаций требования к продукции. С серьезными недостатками ФЗ сегодня согласны, кажется, все специалисты и работники предприятий. ФЗ до настоящего времени практически не работает из-за отсутствия внятного и однозначного регулирования ряда вопросов, имеющих практическое значение, от ответа на которые зависит нормальная работа предприятий, а нередко существенные затраты финансовых средств.

Одним из таких вопросов является вопрос о документах, в которых должны устанавливаться требования к конкретной продукции, выпускаемой данным предприятием: в новом документе, введенном ФЗ, — стандарте организации (СТО) или в традиционно применяемых в промышленности технических условиях (ТУ) изготовителя. Рассматриваемый вопрос возникает в связи с тем, что статья 17 ФЗ, регулирующая вопросы СТО, не содержит никаких указаний по этому поводу, а ТУ (в этом плане) вообще не упоминаются в ФЗ.

Указанная статья рассматривает СТО как документ, разрабатываемый любыми организациями, в том числе коммерческими, общественными, научными, саморегулируемыми, объединениями юридических лиц в единых целях, предусмотренных статьей.

Но совершенно очевидно, что эти цели не могут быть едиными для столь разных по своему характеру, юридическому статусу, правам и целям деятельности организаций.

Кроме того, некоторые виды упомянутых организаций вообще не подпадают под действие ФЗ, поскольку основные цели их деятельности не связаны с установлением требований к продукции (работам, услугам), что является основным предметом регулирования ФЗ. Например, общественные организации (общественные объединения) являются добровольными саморегулируемыми некоммерческими объединениями граждан, создаваемыми на основе общности интересов для реализации общих целей, не связанных с изготовлением продукции (осуществлением работ, оказанием услуг).

Научным организациям также не свойственны упомянутые цели, они занимаются исследованиями.

Саморегулируемые организации являются некоммерческими организациями, объединяющими субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или их рынка либо объединяющими субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Согласно статье 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" обязательным требованием для таких организаций является наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации.

Согласно статье 4 названного Закона под стандартами и правилами понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности.

Анализ целей разработки СТО, указанных в статье 17 ФЗ, позволяет сделать вывод, что данная статья может относиться только к организациям, основной или производной целью деятельности которых является производство продукции (работ, услуг).

Названная статья ФЗ не содержит указаний хотя бы о примерном конкретном содержании СТО, провозглашая лишь общие цели их разработки. Она определяет, что СТО разрабатываются при необходимости достижения целей стандартизации, предусмотренных статьей 11 ФЗ, а также в целях совершенствования производства и обеспечения качества продукции (работ, услуг).

Анализ статьи 11 ФЗ с очевидностью показывает, что практически все изложенные в ней цели стандартизации не имеют никакого отношения к СТО, поскольку по определению не могут быть достигнуты с помощью локального нормативного документа, применяемого только на данном предприятии.

Точно так же указание в статье 17 ФЗ об учете принципов стандартизации (статья 12 ФЗ) при установлении порядка разработки, утверждения, учета, изменения и отмены СТО не может быть реализовано в этих документах по тем же причинам.

Эти цели и принципы теоретически могут быть реализованы в национальных стандартах путем установления соответствующих конкретных требований.

Таким образом согласно статье 17 ФЗ предметом регулирования СТО остаются меры по совершенствованию производства и обеспечению качества продукции (работ, услуг). Такое содержание СТО позволяет сделать вывод, что они являются документами, регулирующими внутрипроизводственные вопросы предприятия, и не предназначены для установления требований к выпускаемой продукции (работам, услугам).

На "внутренний" характер СТО указывает Юрий Берновский в статье "Шесть ответов на вопросы о технических условиях" (Стандарты и качество, 2007, N 6).

Однако автор приходит к такому выводу не на основе текста статьи 17 ФЗ, а по другим мотивам, которые нельзя признать обоснованными.

Автор пишет: отсутствие в ФЗ требований к содержанию СТО на продукцию и требований по согласованию СТО с потребителями и органами контроля и надзора за безопасностью продукции свидетельствует о том, что СТО должны разрабатываться как внутренний документ организации.

В этой связи следует заметить, что само по себе отсутствие в ФЗ таких требований не может являться достаточным основанием для каких-либо выводов о назначении документа. Это свидетельствует лишь о существенных недостатках ФЗ в регулировании вопроса о СТО.

Кроме того, весьма сомнительной является сама необходимость и возможность устанавливать в ФЗ требования о согласовании СТО с упомянутыми субъектами.

Дело заключается в том, что реализация продукции (товаров) осуществляется в соответствии с договорами (поставки или розничной купли-продажи), одним из условий которых обязательно является условие о качестве продукции.

Таким образом, указывать в ФЗ на необходимость согласования с потребителями требований к продукции нет никакой необходимости, поскольку договор — это документ, согласованный его сторонами.

Вопрос о документах, устанавливающих требования к продукции, — это, в частности, вопрос о форме отражения в договоре условий о качестве продукции.

Данное условие может быть предусмотрено в договоре путем непосредственного изложения этих требований либо путем ссылки на соответствующий документ изготовителя.

Что касается отсутствия в ФЗ требования о согласовании СТО с органами контроля и надзора за безопасностью продукции, то сама постановка этого вопроса является некорректной, поскольку эти органы согласно ФЗ не вправе контролировать требования СТО.

Имеются и другие взгляды по поводу "внутреннего" или "внешнего" характера СТО.

Например, группа весьма квалифицированных в данной области ученых и специалистов (Иосиф Аронов, Анна Рыбакова, Арсентий Теркель, Евгений Белов) в статье "Техническое регулирование: о новом федеральном законе" (Стандарты и качество, 2007, N 9), комментируя положения ФЗ о презумпции соответствия в части документов, которые могут применяться для доказательства соответствия продукции требованиям технических регламентов, пишут: "…заявитель вправе вместо национальных стандартов использовать другие документы, например, стандарты организаций…".

Такое утверждение предполагает, что в СТО могут устанавливаться конкретные требования по обеспечению безопасности выпускаемой продукции, соответствующие общим требованиям технических регламентов, Это придает СТО "внешний" характер.

На вопрос о возможности использования ТУ в качестве "внешнего" документа, содержащего всестороннюю характеристику продукции, формально ответить довольно просто: поскольку упоминание об этом документе в ФЗ вообще отсутствует, то нет оснований даже для постановки вопроса.

Однако сегодня практически нет иных документов, содержащих потребительские требования к продукции, кроме ТУ. Использование потребительских требований нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, в частности ГОСТов, юридически недопустимо, поскольку пунктом 1 статьи 46 ФЗ применение этих документов допускается только в части требований, обеспечивающих безопасность продукции. Поэтому изготовители продукции, вопреки формальным положениям ФЗ, вынуждены использовать ТУ для определения в договорах условий о качестве продукции, правил ее перевозки, хранения, утилизации.

Таким образом, статья 17 ФЗ не дает юридических оснований для вывода о возможности использования СТО и ТУ в качестве документов, устанавливающих потребительские требования к продукции. Скорее, наоборот.

В поисках ответа на рассматриваемый вопрос можно обратиться к данному в ФЗ определению понятия "стандарт", которое предусматривает, что в этом документе устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов, выполнения работ или оказания услуг. Таким образом, ответ по существу найден.

Однако необходимо выяснить, распространяется ли понятие "стандарт" на СТО.

ФЗ предусмотрены две категории стандартов: национальные и стандарты организаций. Юридический статус, сфера действия в пространстве, уровень и круг решаемых в этих документах вопросов являются разными, что очевидно из их наименования. Эти обстоятельства отражены в ряде статей ФЗ, по-разному регулирующих цели и порядок разработки, принятия и применения упомянутых стандартов.

Тем не менее в ФЗ дано только одно определение понятия "стандарт". Это свидетельствует о том, что законодатель распространяет действие данного понятия на обе категории стандартов.

Таким образом, можно констатировать, что ФЗ предусматривает возможность установления в СТО как требований к качеству продукции, так и требований, направленных на совершенствование производства и обеспечение выпуска продукции (работ, услуг), соответствующей указанным требованиям.

Разумеется, это должны быть различные виды СТО, один из которых выступает как "внешний", а второй как "внутренний" документ.

Вместе с тем очевидно, что решение юридической стороны вопроса влечет возникновение серьезных проблем практической реализации решения, а именно необходимость переоформления огромного количества ТУ в СТО. Понятно, что это связано с серьезными отрицательными последствиями организационного и финансового характера для каждого предприятия и всей промышленности.

Выход из создавшегося положения, возникшего в результате непродуманного решения вопроса в ФЗ, видимо, состоит в том, чтобы внести в ФЗ изменения, учитывающие необходимость предотвратить отрицательные организационно-экономические последствия введения в ФЗ нового документа.

При какой численности работников, занятых на опасных производственных объектах, рекомендуется организовывать службу производственного контроля?

I.

Наименование темы курса: Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности. Федеральный надзор.

Требования и признаки организации

Ответственность.

Вопросы:

1. Какая из перечисленных задач не относится к задачам производственного контроля?

  1. Анализ состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации
  2. Координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах
  3. Контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений
  4. Контроль за обеспечением работников опасных производственных объектов индивидуальными средствами защиты

 

  1. От 150 до 500 человек
  2. Свыше 500 человек
  3. Свыше 300 человек
  4. Свыше 1000 человек

   

  1. Высшее техническое образование, стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли, удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности
  2. Высшее техническое образование, общий стаж работы не менее 3 лет, удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности
  3. Высшее или среднее техническое образование, стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли, удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности
  4. Высшее образование, общий стаж работы не менее 3 лет, удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности

   

4. К обязанностям работника, ответственного за осуществление производственного контроля, не относится:

  1. Проведение комплексных и целевых проверок состояния промышленной безопасности
  2. Разработка плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и аттестации рабочих мест
  3. Аттестация рабочих мест
  4. Участие в техническом расследовании причин аварий, инцидентов и несчастных случаев

   

5. Положение о производственном контроле считается принятым после:

  1. Утверждения его руководителем организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты
  2. Утверждения его руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственные объекты и согласования с территориальным органом Ростехнадзора
  3. Утверждения его территориальным органом Ростехнадзора
  4. Утверждения его руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственные объекты и согласования с центральным аппаратом Ростехнадзора

Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Официальные разъяснения Минтруда России по вопросам применения профстандартов

Информация Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов

1. Зачем разрабатываются и принимаются профессиональные стандарты?

Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения. Поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечиваться государством. Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а также на конкурентоспособность работников на рынке труда.

По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.

2. Как часто профессиональные стандарты будут обновляться/добавляться?

Разработка профессиональных стандартов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23) осуществляется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

Необходимость разработки профессиональных стандартов определяется также с учетом информации в Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (в редакции приказа Минтруда России от 10 февраля 2016 г. № 46).

Проекты профессиональных стандартов могут быть инициированы и внесены на рассмотрение в Минтруд России в установленном порядке различными организациями.

Изменения в профессиональные стандарты вносятся, как и в другие нормативные акты, при наличии обоснованных предложений либо соответствующих изменений в законодательстве Российской Федерации. Внесение изменений осуществляется в том же порядке, как разработка и утверждение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.

3. Где можно ознакомиться с содержанием профессиональных стандартов? Как узнавать о планах разработки (актуализации) профессиональных стандартов, о внесении изменений в профессиональные стандарты или принятии новых профессиональных стандартов?

Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru) и Научно- методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России (http://vet-bc.ru). На этих же сайтах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.

Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации.

4. Будут ли отменены ЕТКС и ЕКС?

В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходит в течение достаточно длительного периода.

5. Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то какими документами должен пользоваться работодатель?

Работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. В каких случаях применение профессиональных стандартов является обязательным? Обязаны ли работодатели применять требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме на работу?

Требования к целям

Согласно статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) профессиональные стандарты применяются «в качестве основы для определения требований к квалификации работников». Каким образом должно определяться, что именно из требований должно быть положено в основу? Есть ли необходимый минимум? В каких случаях допустимо повышение, а в каких — снижение требований? В чем заключаются изменения с 1 июля 2016 года, если те требования к квалификации, в части которых будет обязателен профессиональный стандарт, ранее установлены законами и иными нормативными правовыми актами?

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

  • -согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
  • -согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

7.

Распространяется обязательность применения требований профессиональных стандартов на всех работодателей или только на государственные и муниципальные организации?

Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.

Что касается государственных и муниципальных организаций, то учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), данным организациям следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год.

8. Утвержденные Минтрудом России профессиональные стандарты являются нормативными правовыми актами. Согласно части первой статьи 195.3 ТК РФ, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Означает ли данная норма, что содержащиеся в профессиональных стандартах требования являются обязательными для применения?

Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.

При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются ввиду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др). В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты.

9. Требования профессионального стандарта должны быть прописаны в трудовом договоре/должностной инструкции работника в полном объеме или могут быть какие-либо допущения?

Работодатель определяет содержание трудового договора с учетом статьи 57 ТК РФ, должностные обязанности работников, при этом профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда.

По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.

10.

Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу, измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта? Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его (если он отказывается проходить обучение)?

В ТК РФ нет такого основания. Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут.

Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

11. Должны ли работники привести свою квалификацию с требованиями профессиональных стандартов? Обязанность по направлению на обучение и расходы несет работодатель?

Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

12. Если выполняемые работником обязанности шире, чем содержащиеся в профессиональном стандарте трудовые функции и трудовые действия, имеет ли он право требовать доплату за совмещение профессий?

Вопрос не связан с применением профессиональных стандартов.

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, оплата труда работника производится с учетом положений статьи 151 ТК РФ.

13. Какие санкции будут применяться за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов?

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

— согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

— согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Таким образом, если не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.

В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.

Официальный источник:информация Минтруда России о применении ПС

профстандартофициальноFAQ

Views: 4592

Автор: Анна

Читать 7 мин.

Есть видео

Задать вопрос

Что такое профстандарт

Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство. Добыча, переработка угля, руд и других полезных ископаемых. Добыча, переработка, транспортировка нефти и газа.

ЧТО ТАКОЕ ОРГАНИЗАЦИЯ?

Легкая и текстильная промышленность. Пищевая промышленность, включая производство напитков и табака.

Профстандарты включенные в реестр Минтруда РФ на 2018г.

Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, мебельное производство. Производство машин и оборудования. Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. Как читать и применять профессиональные стандарты на примере стандарта «Специалист по управлению персоналом» — читайте здесь.

Россия, Москва, Новинский профстандартам, д. Специалист по управлению персоналом. Понятие и область применения профсандартам В соответствии Список статьей В каких случаях это предусмотрено: С полным перечнем должностей специалистов, квалификация которых должна соответствовать профстандарту, можно ознакомиться здесь Получается, во всех остальных случаях для коммерческих и негосударственных профессий профессиональные стандарты носят рекомендательный характер.

Реестр профстандартов

Обратиться к штатному расписанию организации и проверить, по каким должностям, профессиям уже приняты профессий стандарты профстандартам реестре профстандартам стандартов на сайте Министерства труда http: Далее проверить, насколько сотрудники, занимающие данные позиции, соответствуют требованиям уже утвержденных профстандартов.

Результаты проверки профстандаратм документально оформить. При выявлении несоответствий — разработать программы обучения списков, как того требует п. Важно помнить, что во многих стандартах установлено требование наличия профессиональной переподготовки, если у работника нет специального базового образования. Обязательные условия для такой переподготовки: Следовательно, медлить с планами и профессиею на обучение персонала нельзя.

Выяснить, по каким профессиям и должностям сейчас профессиональных стандартов нет, но они планируются к принятию — на сайте Минтруда есть план по их разработке. Принять к сведению грядущие изменения и отслеживать утверждение списка.

должностная инструкция специалиста по мотивации персонала

Проверить соответствие названия должностей в штатном расписании и должностных инструкциях компании профстандартам в профстандартах, при необходимости скорректировать их. Уже прлфстандартам при рассмотрении кандидатов на открываемые вакансии учитывать требования стандартов и соответствие им новых сотрудников.

Не позднее 30 января нужно сдать спискам расчет по страховым взносам за год. Несмотря на то, что первые 8 дней января профессии нерабочими, январский аванс рассчитывается по тем же правилам, что и в любом другом месяце.

Для чего вводятся профессиональные стандарты

Однако из-за длинных праздников некоторые сотрудники могут получить зарплату за первую половину января в значительно меньшем размере, чем за аналогичный период других месяцев.

Все профстандартам от того, что написано в ЛНА, закрепляющем порядок выплаты зарплаты на предприятии.

Относится ли это требование к зарплате совместителя? Кодекс был дополнен статьями, определяющими порядок разработки, утверждения и применения профстандартов Федеральный список от Профстандарты могут разрабатываться работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми профессиями иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций.

Утверждаются профстандарты Министерством труда и социальной защиты п. Профстандарты применяются на добровольной основе, кроме случаев, когда их применение обязательно.

Так, работодатель должен применять профстандарт, если к квалификации работника Трудовым кодексом, другими федеральными законами иными нормативными актами РФ установлены определенные требования ст.

При этом разработанные Министерством труда Профстандарты имеют форму документов, приблизительно одной структуры.

Кроме того, применение профстандартов обязательно для тех работодателей, чьим работникам положено предоставление компенсаций и льгот, либо в отношении выполнения работ по определенным должностям, профессиям, специальностям существуют какие-либо ограничения.

Ведь в этом случае наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать профессиональным стандартам абз.

Среди них, в частности, следующие области:.

Тэги: Список, профессий, по, профстандартам

Официальные разъяснения Минтруда России по вопросам применения профстандартов

ИнформацияМинистерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов

1. Зачем разрабатываются и принимаются профессиональные стандарты?

Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения. Поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечиваться государством. Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а также на конкурентоспособность работников на рынке труда.

По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.

2. Как часто профессиональные стандарты будут обновляться/добавляться?

Разработка профессиональных стандартов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23) осуществляется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

Необходимость разработки профессиональных стандартов определяется также с учетом информации в Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (в редакции приказа Минтруда России от 10 февраля 2016 г. № 46).

Проекты профессиональных стандартов могут быть инициированы и внесены на рассмотрение в Минтруд России в установленном порядке различными организациями.

Изменения в профессиональные стандарты вносятся, как и в другие нормативные акты, при наличии обоснованных предложений либо соответствующих изменений в законодательстве Российской Федерации.

Каковы требования к организации рабочих мест сотрудников

Внесение изменений осуществляется в том же порядке, как разработка и утверждение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.

3. Где можно ознакомиться с содержанием профессиональных стандартов? Как узнавать о планах разработки (актуализации) профессиональных стандартов, о внесении изменений в профессиональные стандарты или принятии новых профессиональных стандартов?

Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru) и Научно- методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России (http://vet-bc.ru). На этих же сайтах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.

Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации.

4. Будут ли отменены ЕТКС и ЕКС?

В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходит в течение достаточно длительного периода.

5. Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то какими документами должен пользоваться работодатель?

Работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. В каких случаях применение профессиональных стандартов является обязательным? Обязаны ли работодатели применять требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме на работу? Согласно статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) профессиональные стандарты применяются «в качестве основы для определения требований к квалификации работников». Каким образом должно определяться, что именно из требований должно быть положено в основу? Есть ли необходимый минимум? В каких случаях допустимо повышение, а в каких — снижение требований? В чем заключаются изменения с 1 июля 2016 года, если те требования к квалификации, в части которых будет обязателен профессиональный стандарт, ранее установлены законами и иными нормативными правовыми актами?

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

  • -согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
  • -согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

7. Распространяется обязательность применения требований профессиональных стандартов на всех работодателей или только на государственные и муниципальные организации?

Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.

Что касается государственных и муниципальных организаций, то учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), данным организациям следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год.

8. Утвержденные Минтрудом России профессиональные стандарты являются нормативными правовыми актами. Согласно части первой статьи 195.3 ТК РФ, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Означает ли данная норма, что содержащиеся в профессиональных стандартах требования являются обязательными для применения?

Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.

При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются ввиду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др).

В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты.

9. Требования профессионального стандарта должны быть прописаны в трудовом договоре/должностной инструкции работника в полном объеме или могут быть какие-либо допущения?

Работодатель определяет содержание трудового договора с учетом статьи 57 ТК РФ, должностные обязанности работников, при этом профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда.

По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.

10. Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу, измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта? Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его (если он отказывается проходить обучение)?

В ТК РФ нет такого основания. Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут.

Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

11. Должны ли работники привести свою квалификацию с требованиями профессиональных стандартов? Обязанность по направлению на обучение и расходы несет работодатель?

Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

12. Если выполняемые работником обязанности шире, чем содержащиеся в профессиональном стандарте трудовые функции и трудовые действия, имеет ли он право требовать доплату за совмещение профессий?

Вопрос не связан с применением профессиональных стандартов.

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, оплата труда работника производится с учетом положений статьи 151 ТК РФ.

13. Какие санкции будут применяться за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов?

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

— согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

— согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Таким образом, если не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.

В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.

Официальный источник: информация Минтруда России о применении ПС

профстандартофициальноFAQ

Views: 4591

Эксперты считают, что профессия оценщика входит в десятку наиболее престижных и высокооплачиваемых специальностей, причем перспективной и прибыльной она останется еще как минимум ближайшие 15 лет. Что же делает оценщик? Этот специалист определяет реальную стоимость всех видов имущества: движимого, недвижимого, долей бизнеса и пакетов акций, земельных участков, нематериальных активов и имущественных прав.

Соответственно, в профессии есть отдельные отрасли: существуют оценщики недвижимости, квартир, автомобилей, земли, бизнеса, имущества в целом.

      

Места работы

Профессиональный оценщик обязательно потребуется при совершении сделок купли-продажи, выделении долей бизнеса, оформлении прав собственности, втом числе и интеллектуальной, при работе с ценными бумагами, при определении ущерба и размера его компенсации и пр.

Специальность оценщика — это возможность работать как самостоятельно, «в свободном полете», так и в рамках оценочной фирмы.

История профессии

Уже 5000 лет назад функции оценщика выполняли писари и казначеи при любых правителях Древнего Рима, Ближнего Востока и Северной Африки. Именно на них лежала обязанность составлять списки захваченного армией имущества и указывать его примерную стоимость, оценивать материальный урон, нанесенный вражескими армиями, а также определять количество разнообразного имущества, необходимого на уплату налогов и дани.

В современном мире квалификационные требования и определение того, чем занимается оценщик, были сформированы только в 1996 году. В России профессию официально признали с 1997 года.

Обязанности оценщика

Основные должностные обязанности оценщика выглядят следующим образом:

  • Сбор информации для оценки имущества;
  • Самостоятельная оценка имущества ;
  • Взаимодействие склиентом, консультативная поддержка клиента;
  • Подготовка отчетов по результатам оценки.

Как правило, обязанности зависят от специфики работы оценщика — его рабочие функции будут отличаться в зависимости от того, работает он в сфере недвижимости, земельных участков, страховой сфере или же оценивает автомобили, компании, оборудование или ювелирные изделия.

Требования к оценщику

Чаще всего работодатели предъявляют следующие требования к оценщику:

  • Наличие высшего профильного образования либо диплома о переподготовке;
  • Опыт работы в оценочной сфере;
  • Знание ПК;
  • Членство в СРО оценщиков (наличие свидетельства), страховка;
  • Опыт самостоятельного составления отчетов и их согласования с аудиторами и банками.

Также у многих работодателей есть дополнительные требования, которые в основном звучат так:

  • Наличие водительских прав категории В;
  • Прохождение профильных тренингов, семинаров, курсов;
  • Возможность ездить в командировки;
  • Наличие специальных знаний в зависимости от рода деятельности (к примеру, оценщику автомобилей желательно знать устройство авто и программы, оценивающие стоимость кузовного ремонта).

Образец резюме оценщика

Образец резюме

Как стать оценщиком

Очень иочень немногие вузы готовят оценщиков, поэтому обычно приходится идти другим путем: получить высшее экономическое или юридическое образование, затем пройти профильную переподготовку (курсы оценщиков) и вступить в СРО. Перед тем, как стать оценщиком, придется 1-2 года набираться опыта в качестве помощника. Однако не стоит думать, что на этом обучение закончилось — чтобы оценщик мог работать эффективно и точно, ему необходимо постоянно повышать свою квалификацию.

Риски профессии

Основной риск профессии оценщика — неправильная или неточная оценка товара или имущества.

Понятие организации. Обязательные требования к организации

Опасность ошибиться есть всегда, атакие ошибки не только сказываются на репутации специалиста, но и приводят к материальной ответственности за неправильную оценку.

Зарплата оценщика

Заработная плата оценщика зависит от специфики его деятельности и от региона проживания — суммы здесь колеблются от 20 до 130 тыс. рублей. Средняя зарплата оценщика составляет 45 тыс. рублей. Отдельно стоит упомянуть, что зарплата оценщика недвижимости, одного из самых востребованных специалистов отрасли, составляет 40-50 тыс. рублей в месяц.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса и ее курсы направления «Оценочная деятельность».

Современная научно-техническая академия и ряд её курсов по направлению «Оценочная деятельность».

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *