Как подтвердить трудовой стаж если предприятие ликвидировано

Posted On 15.11.2017

Архив утерян: как подтвердить трудовой стаж?

23.07.2012

Как подтвердить трудовой стаж, если организация ликвидирована, а в архив документы не сданы?

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. Однако для установления пенсии вместе с заявлением о назначении пенсии потребуется представить ряд документов, в том числе подтверждающих трудовой стаж и среднемесячную заработную плату, а для лиц, работавших в особых условиях труда, — документы, подтверждающие не только период, но условия и характер труда.

В ст. 13 закона "О трудовых пенсиях в РФ" и Правилах подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. N 555, определено, что если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием либо по иным причинам (не по вине работника) и восстановить их невозможно, то в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей.

Установление периодов работы по свидетельским показаниям производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по заявлению гражданина. Это возможно при наличии ряда условий:

  • работа выполнялась на территории РФ в период до регистрации заявителя в качестве застрахованного лица;
  • свидетели должны знать заявителя по совместной работе у одного работодателя и располагать документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают его работу;
  • продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии.

Характер работы для признания права на досрочное назначение трудовой пенсии показаниями свидетелей не подтверждается. Суд в качестве доказательства характера работы показания свидетелей не принимает.

Учитывая сложность в установлении стажа после ликвидации организации, а также в иных случаях утраты документов рекомендуем лицам, в настоящее время работающим, заранее позаботиться о своей будущей пенсии и сохранности необходимых для этого документов.

Справки по телефонам:
(83363) 2-24-20, 2-13-38

Стандартная ситуация в нашей стране. Человек работал, поменял место работы, а затем при выходе на пенсию или необходимости потвердить что это правда начинаются проблемы. Как и почему так происходит? главная причина документы не сданы в архив.

В идеале Сдаче подлежат и учетные документы и управленческие, кадровые и бухгалтерские – их перечень регулируется законодательством, в частности, основными правилами работы архивов организаций и Федеральным Законом «Об архивном деле в Российской Федерации».

Соблюдение процедуры сдачи документов

Хотя процедура сдачи документов в архив законодательно прописана недвусмысленно, в подавляющем большинстве случаев руководство ликвидируемых предприятий и руководители отделов не придают соблюдению процедуры большого значения. Как следствие, найти документы исчезнувшей организации оказывается очень сложно.

С чего следует начинать поиск документов

Независимо от того, что вы ищете (документы, подтверждающие факт работы на предприятии, договор или иные бумаги) поиск следует начинать с уточнения юридического адреса организации, а также полного названия (частенько название, используемое «в обиходе» весьма отличается от того, что записано в уставных документах). Адрес и полное название позволят определить, в какой муниципальный архив должны были быть переданы документы компании.

Определить тип архива, в который переданы документы

Далеко не всегда документы ликвидированной организации попадают именно в муниципальный архив – они могут быть направлены и в архив ведомственный, и в федеральный. Но в любом случае отправная точка – информация об организации: она позволит точно определить тип архива, в который переданы документы.

Если документов в архиве нет

Если в архиве нет документов, принадлежавших ликвидированной организации, то скорее всего:

  • документы переданы в вышестоящую организацию (например, при ликвидации филиала или обособленного подразделения бумаги, составляющие их архив, передаются в головную организацию);
  • документы переданы в федеральный архив;
  • передача документов не была осуществлена.

Документы на временном хранении

Очень часто в поисках того или иного документа физические и юридические лица сталкиваются именно с последним вариантом – документы не были переданы в архив, а находятся на временном хранении.

Возможные места временного хранения:

  • в организации, оказывающей архивные услуги (в том числе – услуги хранения);
  • на площадках, предоставленных муниципальным архивом, носящих временный характер (это касается только документов временного хранения);
  • на территории самой ликвидируемой организации (процесс ликвидации не может быть завершен, если передача в муниципальный, ведомственный или федеральный архив документов бессрочного хранения, а также бумаг, относящихся к массиву документов по личному составу).

Обратиться к ликвидационной комиссии

Если документов в архивах не оказалось, то имеет смысл обратиться к ликвидационной комиссии или конкурсному управляющему – поскольку именно она решает все вопросы с передачей документов в тот или иной архив.

Как подтвердить льготный стаж, если предприятие ликвидировано?

Как не потерять документы при ликвидации организации

Очень часто руководство ликвидируемой организации не уделяет должного внимания обеспечению передачи в архивы бумаг организации: документы уничтожаются не только без проведения экспертизы ценности или составления описи, но и без составления акта об уничтожении.

Руководителей организаций можно понять – ликвидация (а возможно и банкротство) ставит перед ними массу задач, на фоне которых важность сохранения архива отходит на второй план.

Заключение договора на архивные услуги с архивной компанией

Лучшим выходом в такой ситуации может стать только заключение договора на архивные услуги (хранение, проведение экспертизы ценности и подготовку к передаче в муниципальный, федеральный или ведомственный архив) со специализированной организацией.

Помощь специализированной компании позволит:

  • упростить и ускорить процедуру ликвидации;
  • обеспечить доступ к нужным бумагам сотрудникам организации и представителям органов государственной власти;
  • снять с руководства организации ответственность за сохранность архива на этапе хранения и передачи документов в архив.

Мы ответим на ваши вопросы по телефону (495) 766-23-43, или отправьте свой вопрос на электронную почту: info@mosarchiv.ru

Документы ликвидированных предприятий находят на свалках и в подвалах

А без них нельзя получить справки для оформления пенсии

С начала нынешнего года отделение Пенсионного фонда по Санкт-Петербургу и Ленобласти в лице его районных подразделений взяло на себя обязанность посылать запросы в городские архивы для получения справок о стаже и заработной плате, которые требуются гражданам для оформления пенсии.

Раньше заниматься этим хлопотным делом должны были сами выходящие на пенсию. Задача осложнялась тем, что многие предприятия в годы перестройки были ликвидированы. Как сообщила управляющая отделением Зинаида Бахчеванова, запросы в архивы направляются по результатам всесторонней оценки предоставленных гражданином документов в нескольких случаях. 

✓ Если записи в трудовую книжку внесены с нарушениями инструкции по ведению трудовых книжек: например, печати или подписи, заверяющие запись об увольнении, нечитаемы, либо печать или подпись вообще отсутствуют, либо исправления в книжке не заверены.

✓ Если обнаружено несоответствие информации о периодах работы, должностях, указанных в книжке и в справке, уточняющей даты периода работы.

✓ В случае утери трудовой книжки.

И в некоторых других случаях. 

По информации Зинаиды Бахчевановой, на сегодня из отделения Пенсионного фонда по СПб и ЛО в архивы направлено 1300 запросов. Ответы приходят очень оперативно. 

Однако не все ликвидированные организации передали документы по личному составу и лицевые счета на хранение в архивы, и в настоящее время установить их местонахождение не представляется возможным. Бывают случаи, когда архивные документы ликвидированных предприятий обнаруживаются в подвалах, на территории сторонних организаций и даже на свалках. Они не передаются в архив в том числе из-за отсутствия денежных средств. В этом случае подтвердить стаж работавших в таких организациях не представляется возможным, соответственно это будет отражаться на размере пенсии.

В том случае, если гражданин претендует на оформление досрочной пенсии, право на которую дает стаж определенного вида работ в особых условиях труда, подтверждающим документом является уточняющая справка работодателя (страхователя) о характере и условиях труда работника. Она выдается на основании документов того периода, когда выполнялись работы. 

В случае ликвидации предприятия, если работодатель не предоставил в архив на хранение документы отдела кадров по личному составу (личные карточки, приказы, перечни льготных профессий и т. д.) и лицевые счета, то по имеющимся у гражданина документам не всегда можно определить характер работы и подтвердить занятость в особых условиях полный рабочий день, что лишает его права на досрочное назначение пенсии.

Председатель архивного комитета Санкт-Петербурга Светлана Штукова сообщила, что в городе функционируют семь архивов, в которых сохраняются документы, составляющие культурно-историческое наследие. Они хранятся вечно — это основная миссия архивов. Однако после того как в городе массово начали закрываться предприятия, городские власти дали задание архивам еще и хранить документы ликвидированных организаций, в том числе и личные дела.

Как подтвердить трудовой стаж

Для этого был создан отдельный архив. Еще в двух архивах историко-политического направления стали храниться документы личного состава организаций КПСС и личные дела тех, кто был на освобожденной работе в органах КПСС и ВЛКСМ. 

При архивном комитете работает единая справочная служба, где можно получить интересующую горожан информацию о наличии тех или иных документов по личному составу предприятий. 

По закону документы должны храниться на предприятии в течение 75 лет, поэтому тем, кто выходит на пенсию, действующие предприятия сами должны выдавать необходимые справки. По сообщению Светланы Штуковой, архивный комитет ведет большую работу по поиску документов закрытых предприятий. За последнее время были найдены документы нескольких крупных ликвидированных предприятий, таких, например, как завод спортивного судостроения и объединение «Ленкнига». По словам председателя архивного комитета, документы «Ленкниги» хранились в подвале, поэтому отсырели и заплесневели. На их восстановление было потрачено 2,5 миллиона рублей. В настоящее время архив начал выдавать справки бывшим работникам «Ленкниги».

Документы закрытых транспортных предприятий также частично были найдены в последнее время. Но, к сожалению, документы довольно большого количества организаций не удается найти. Поэтому архивный комитет обращается ко всем, кто знает о местонахождении архивных документов предприятий, сообщать об этом по телефонам: 576-77-73, 576-54-11.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *