Классификация тестов в психодиагностике

Posted On 23.01.2018

В 1950 году американский психолог Саул Розенцвейг предложил выделять три группы методов психодиагностики: субъективные, объективные и проективные методы.

Рассмотрим их подробнее.

1. Субъективные тесты:

К субъективным тестам относят опросники, автобиографии. Исследователь получает информацию на основе самооценки испытуемым своего поведения и личностных особенностей.

По принципу построения выделяют опросники и опросники — анкеты.

Опросник — это тест выявления индивидуально-психологических различий на основе самоописания их проявлений испытуемыми.

Опросник включает:

— инструкцию испытуемому;

— вопросник — совокупность последовательно задаваемых вопросов, закладываемых в анкету или опросник при их конструировании;

— ключи для обработки получаемых данных;

— сведения по интерпретации результатов.

Опросники — анкеты — это опросники с элементами анкеты, содержащие вопросы открытого и закрытого типа.

В зависимости от сферы применения выделяют опросники узкопрофильные и широкопрофильные. Узкопрофильные — опросники, разработанные для конкретной сферы применения, например, для сферы менеджмента и работы с персоналом. Широкопрофильные могут применяться в разных сферах, например, MMPI, миннесотский многопрофильный личностный опросник применяется в клинике, в отборе персонала.

В зависимости от того, к какой категории относится исследуемое явление, выделяют опросники состояний (опросник САН), личностные и комплексные опросники (опросник Спилбергера-Ханина — шкала реактивной и личностной тревожности).

От степени охвата свойств опросники классифицируются на типологические и опросники, реализующие принцип черт. Цель тестирования с помощью типологического опросника — выявить близость обследуемого к типу. Тип описывается через характеристику усредненного или, наоборот, ярко выраженного представителя. Пример, методика Айзенка (интро-, экстраверсии и нейротизма), адаптированная Шмелевым для определения типа темперамента.

Опросники, построенные по принципу черт могут быть одномерными и многомерными. Одномерные выявляют наличие или степень выраженности одного свойства, например, шкала тревожности Тейлор, которая может применяться для отбора по какому-либо признаку, в данном случае — высоко или низко тревожных.

Многомерные опросники измеряют несколько свойств, например, 16- факторный опросник Кеттелла.

Личностные опросники в зависимости от исследуемой подструктуры личности могут измерять какую-либо подструктуру или личность как целое. Выделяют опросники:

— темперамента: методики В. Русалова, Я. Стреляу, А. Белова. Плюс этих методик в том, что они не требуют специального оборудования, много временных трат, можно опросить группу. Но недостаток в том, что они дают информацию о типичных формах реагирования испытуемого в ситуациях;

— характера,например, опросник Шмишека на определение акцентуаций характера;

— способностей, например, коммуникативных — опросник диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко;

— направленности личности, которые могут измерять направленность в целом, как опросник Басса (на себя, на дело, на взаимодействие), или отдельные компоненты: потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации.

Могут быть смешанные опросники (зарубежные), в которых не проводится граница между темпераментом и личностью.

2. Объективные тесты:

диагноз в таких тестах выносится на основании информации об особенностях выполнения деятельности и ее результативности. Данные показатели в минимальной степени зависят от представлений испытуемого о себе и от мнения лица, проводящего тестирование и интерпретацию.

Среди объективных тестов выделяют:

1. Тесты личности:

выполнение ряда заданий с четко структурированной, фиксированной процедурой. Например, тест замаскированных фигур, в котором необходимо найти черно-белые фигуры внутри сложных цветных фигур. На основании результатов судят о перцептивном стиле личности.

2. Тесты интеллекта:

— вербальные (логические отношения, аналогии, классификация, обобщение);

— невербальные (с геометрическими фигурами, группировка графического материала), например, пиктограммы, прогрессивные матрицы Равена;

— комплексные, например, тест Амтхауэра, Векслера.

3. Тесты способностей:

направлены на оценку возможностей человека в овладении знаниями, умениями, навыками общего и частного характера. В зависимости от задач исследования тесты способностей могут объединяться в батареи, иногда включаются в тесты интеллекта. Например, батарея тестов общих способностей GATB, разработанная американской службой занятости в 1957 году и включающая 12 субтестов: вербальных, математических, пространственных, моторики пальцев. Ее модификации разработаны для отдельных групп профессий.

4. Тесты креативности:

например, тест Гилфорда, Торренса.

5. Тесты достижений:

оценивают уровень овладения знаний, умений, навыков в какой-либо конкретной деятельности (в обучении, профотборе). По типу заданий могут быть представлены в виде тестов действий, устных, письменных тестов, в виде игр.

3. Проективные тесты:

основаны на анализе особенностей действий испытуемого с внешне нейтральным материалом, который в силу слабой структурированности и неопределенности становится объектом проекции.

Понятие «проекции» для обозначения этих методик впервые было использовано Лоуренсом К. Франком в 1939 году, несмотря на попытки изменить его, стало общепринятым. Выделяют две трактовки этого понятия — психоаналитическое (как защитный механизм) и непсихоаналитическое (как проявление личности вовне). Люди действуют под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации. Каждое проявление активности (эмоциональное, речевое, двигательное) несет на себе отпечаток личности в целом.

Проективные тесты варьируют по своему содержанию, но можно выделить ряд общих особенностей:

— Используется неоднозначный, слабо структурированный стимульный материал, допускающий большое число вариантов восприятия и интерпретации, поэтому снижается сопротивление при раскрытии личных проблем.

— Для преодоления сопротивления инструкция дается без раскрытия истинной цели, а сама процедура тестирования может проводиться в игровой форме.

— Используются на начальных этапах комплексного психологического тестирования личности, так как позволяет установить контакт и вызвать интерес к обследованию.

— Можно использовать и со взрослыми, и с детьми.

Проективные тесты можно поделить на виды. Ниже приводится классификация, предложенная Лоуренсом Франком, и используемая до сих пор:

1. Конститутивные тесты:

требуется создание некой структуры из слабоструктурированного, аморфного материала, оформление стимулов. Например, тест Роршаха, включающий 10 стандартных таблиц с симметричными кляксами. По ответам судят о переживаниях, особенностях взаимодействия с окружением, реалистичности восприятия действительности, тенденции к беспокойству и тревожности.

2. Конструктивные:

конструирование из деталей осмысленного целого. Например, тест «Деревня» состоит из предметов — школы, больницы, мэрии, фигурок людей, животных и т.п. Предлагается по своему усмотрению построить деревню, в которой испытуемый хотел бы жить. Определяется подход к конструированию макета, реалистичность построения, близость к характерным для разных контингентов построениям и т.д.

3. Интерпретативные:

истолкование события, ситуации. Пример, тест тематической апперцепции ТАТ, состоящий из 30 черно-белых изображений с неопределенными сценами. Необходимо составить рассказ:

— что происходит на картинке;

— что переживают действующие лица;

— что этому предшествовало;

— чем ситуация закончится.

На основе ответов судят о переживаниях, потребностях, конфликтах и способах их разрешения испытуемыми.

4. Катартические:

игровая деятельность в специально организованных условиях. Стандартной процедуры проведения нет. К эти методам относят психодраму Морено.

5. Экспрессивные:

анализ рисунков на свободную или заданную тему. Например, тест «несуществующее животное», «мой жизненный путь».

6. Импрессивные:

выбор наиболее предпочтительных стимулов, их ранжирование. Например, тест цветового выбора, в котором необходимо проранжировать цвета в зависимости от их привлекательности. Результаты дают представление о функциональном состоянии, настроении, устойчивых чертах личности испытуемого.

7. Аддитивные:

произвольное завершение стимульного материала. В зависимости от характера завершений судят о потребностях, мотивах, отношении к работе, семье и т. д.

Приведенная классификация критикуется за описательность и смешение критериев. Никандров предлагает делить проективные методы на следующие группы:

1. По задействованной модальности:

с визуальной, аудиальной, тактильной стимуляцией.

2. По характеру стимульного материала:

вербальные и невербальные.

3. По типу реакции испытуемого:

ассоциированные, интерпретативные, манипулятивные, свободного выбора.

4. По наличию или отсутствию готовых вариантов ответа:

проективные и полупроективные (когда есть варианты выбора).

Компьютерные тесты:

С 70-х годов ХХ века началось развитие компьютерной диагностики. Сначала были разработаны компьютерные версии бланковых методик, а с 90-х годов применяются специальные методики, программы, которые предусматривают полное обследование испытуемых.

Преимущества компьютерных тестов:

— быстрое проведение, обработка и получение результатов;

— обеспечение стандартных условий тестирования;

— наглядность, занимательность;

— легкая архивация результатов;

— мобильность;

— массовость.

Недостатки компьютерных тестов:

— сложность и трудоемкость;

— дороговизна;

— необходимость компьютерной техники и специального обучения;

— эффекты психологического барьера или сверхдоверия у испытуемых;

— необходимость стандартизации компьютерных методик.

Компьютерные тесты классифицируются по таким основаниям:

1. Структура: существуют аналоги бланковых тестов и собственно компьютерные тесты.

2. Количество тестируемых: индивидуальные и групповые тесты.

3. Степень автоматизации: компьютеризирован один или несколько этапов тестирования, или весь процесс тестирования.

4. Задачи: тесты диагностические и обучающие.

5. Адресат: профессиональные (ИМАТОН-М, гуманитарные технологии), полупрофессиональные (для специалистов смежных профессий) и непрофессиональные тесты.

Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1838 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.005 с)…

В 1950 году американский психолог Саул Розенцвейг предложил выделять три группы методов психодиагностики: субъективные, объективные и проективные методы.

Рассмотрим их подробнее.

1. Субъективные тесты:

К субъективным тестам относят опросники, автобиографии. Исследователь получает информацию на основе самооценки испытуемым своего поведения и личностных особенностей.

По принципу построения выделяют опросники и опросники — анкеты.

Опросник — это тест выявления индивидуально-психологических различий на основе самоописания их проявлений испытуемыми.

Опросник включает:

— инструкцию испытуемому;

— вопросник — совокупность последовательно задаваемых вопросов, закладываемых в анкету или опросник при их конструировании;

— ключи для обработки получаемых данных;

— сведения по интерпретации результатов.

Опросники — анкеты — это опросники с элементами анкеты, содержащие вопросы открытого и закрытого типа.

В зависимости от сферы применения выделяют опросники узкопрофильные и широкопрофильные. Узкопрофильные — опросники, разработанные для конкретной сферы применения, например, для сферы менеджмента и работы с персоналом. Широкопрофильные могут применяться в разных сферах, например, MMPI, миннесотский многопрофильный личностный опросник применяется в клинике, в отборе персонала.

В зависимости от того, к какой категории относится исследуемое явление, выделяют опросники состояний (опросник САН), личностные и комплексные опросники (опросник Спилбергера-Ханина — шкала реактивной и личностной тревожности).

От степени охвата свойств опросники классифицируются на типологические и опросники, реализующие принцип черт.

Цель тестирования с помощью типологического опросника — выявить близость обследуемого к типу. Тип описывается через характеристику усредненного или, наоборот, ярко выраженного представителя. Пример, методика Айзенка (интро-, экстраверсии и нейротизма), адаптированная Шмелевым для определения типа темперамента.

Опросники, построенные по принципу черт могут быть одномерными и многомерными.

Одномерные выявляют наличие или степень выраженности одного свойства, например, шкала тревожности Тейлор, которая может применяться для отбора по какому-либо признаку, в данном случае — высоко или низко тревожных.

Многомерные опросники измеряют несколько свойств, например, 16- факторный опросник Кеттелла.

Личностные опросники в зависимости от исследуемой подструктуры личности могут измерять какую-либо подструктуру или личность как целое.

Выделяют опросники:

— темперамента: методики В. Русалова, Я. Стреляу, А. Белова. Плюс этих методик в том, что они не требуют специального оборудования, много временных трат, можно опросить группу. Но недостаток в том, что они дают информацию о типичных формах реагирования испытуемого в ситуациях;

— характера,например, опросник Шмишека на определение акцентуаций характера;

— способностей, например, коммуникативных — опросник диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко;

— направленности личности, которые могут измерять направленность в целом, как опросник Басса (на себя, на дело, на взаимодействие), или отдельные компоненты: потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации.

Могут быть смешанные опросники (зарубежные), в которых не проводится граница между темпераментом и личностью.

2.

Классификация психодиагностических методик

Объективные тесты:

диагноз в таких тестах выносится на основании информации об особенностях выполнения деятельности и ее результативности. Данные показатели в минимальной степени зависят от представлений испытуемого о себе и от мнения лица, проводящего тестирование и интерпретацию.

Среди объективных тестов выделяют:

1. Тесты личности:

выполнение ряда заданий с четко структурированной, фиксированной процедурой. Например, тест замаскированных фигур, в котором необходимо найти черно-белые фигуры внутри сложных цветных фигур. На основании результатов судят о перцептивном стиле личности.

2. Тесты интеллекта:

— вербальные (логические отношения, аналогии, классификация, обобщение);

— невербальные (с геометрическими фигурами, группировка графического материала), например, пиктограммы, прогрессивные матрицы Равена;

— комплексные, например, тест Амтхауэра, Векслера.

3. Тесты способностей:

направлены на оценку возможностей человека в овладении знаниями, умениями, навыками общего и частного характера. В зависимости от задач исследования тесты способностей могут объединяться в батареи, иногда включаются в тесты интеллекта. Например, батарея тестов общих способностей GATB, разработанная американской службой занятости в 1957 году и включающая 12 субтестов: вербальных, математических, пространственных, моторики пальцев. Ее модификации разработаны для отдельных групп профессий.

4. Тесты креативности:

например, тест Гилфорда, Торренса.

5. Тесты достижений:

оценивают уровень овладения знаний, умений, навыков в какой-либо конкретной деятельности (в обучении, профотборе). По типу заданий могут быть представлены в виде тестов действий, устных, письменных тестов, в виде игр.

3. Проективные тесты:

основаны на анализе особенностей действий испытуемого с внешне нейтральным материалом, который в силу слабой структурированности и неопределенности становится объектом проекции.

Понятие «проекции» для обозначения этих методик впервые было использовано Лоуренсом К. Франком в 1939 году, несмотря на попытки изменить его, стало общепринятым. Выделяют две трактовки этого понятия — психоаналитическое (как защитный механизм) и непсихоаналитическое (как проявление личности вовне). Люди действуют под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации. Каждое проявление активности (эмоциональное, речевое, двигательное) несет на себе отпечаток личности в целом.

Проективные тесты варьируют по своему содержанию, но можно выделить ряд общих особенностей:

— Используется неоднозначный, слабо структурированный стимульный материал, допускающий большое число вариантов восприятия и интерпретации, поэтому снижается сопротивление при раскрытии личных проблем.

— Для преодоления сопротивления инструкция дается без раскрытия истинной цели, а сама процедура тестирования может проводиться в игровой форме.

— Используются на начальных этапах комплексного психологического тестирования личности, так как позволяет установить контакт и вызвать интерес к обследованию.

— Можно использовать и со взрослыми, и с детьми.

Проективные тесты можно поделить на виды. Ниже приводится классификация, предложенная Лоуренсом Франком, и используемая до сих пор:

1. Конститутивные тесты:

требуется создание некой структуры из слабоструктурированного, аморфного материала, оформление стимулов. Например, тест Роршаха, включающий 10 стандартных таблиц с симметричными кляксами. По ответам судят о переживаниях, особенностях взаимодействия с окружением, реалистичности восприятия действительности, тенденции к беспокойству и тревожности.

2. Конструктивные:

конструирование из деталей осмысленного целого. Например, тест «Деревня» состоит из предметов — школы, больницы, мэрии, фигурок людей, животных и т.п. Предлагается по своему усмотрению построить деревню, в которой испытуемый хотел бы жить. Определяется подход к конструированию макета, реалистичность построения, близость к характерным для разных контингентов построениям и т.д.

3. Интерпретативные:

истолкование события, ситуации. Пример, тест тематической апперцепции ТАТ, состоящий из 30 черно-белых изображений с неопределенными сценами. Необходимо составить рассказ:

— что происходит на картинке;

— что переживают действующие лица;

— что этому предшествовало;

— чем ситуация закончится.

На основе ответов судят о переживаниях, потребностях, конфликтах и способах их разрешения испытуемыми.

4.

Катартические:

игровая деятельность в специально организованных условиях. Стандартной процедуры проведения нет. К эти методам относят психодраму Морено.

5. Экспрессивные:

анализ рисунков на свободную или заданную тему. Например, тест «несуществующее животное», «мой жизненный путь».

6. Импрессивные:

выбор наиболее предпочтительных стимулов, их ранжирование. Например, тест цветового выбора, в котором необходимо проранжировать цвета в зависимости от их привлекательности. Результаты дают представление о функциональном состоянии, настроении, устойчивых чертах личности испытуемого.

7. Аддитивные:

произвольное завершение стимульного материала. В зависимости от характера завершений судят о потребностях, мотивах, отношении к работе, семье и т. д.

Приведенная классификация критикуется за описательность и смешение критериев. Никандров предлагает делить проективные методы на следующие группы:

1. По задействованной модальности:

с визуальной, аудиальной, тактильной стимуляцией.

2. По характеру стимульного материала:

вербальные и невербальные.

3. По типу реакции испытуемого:

ассоциированные, интерпретативные, манипулятивные, свободного выбора.

4. По наличию или отсутствию готовых вариантов ответа:

проективные и полупроективные (когда есть варианты выбора).

Компьютерные тесты:

С 70-х годов ХХ века началось развитие компьютерной диагностики. Сначала были разработаны компьютерные версии бланковых методик, а с 90-х годов применяются специальные методики, программы, которые предусматривают полное обследование испытуемых.

Преимущества компьютерных тестов:

— быстрое проведение, обработка и получение результатов;

— обеспечение стандартных условий тестирования;

— наглядность, занимательность;

— легкая архивация результатов;

— мобильность;

— массовость.

Недостатки компьютерных тестов:

— сложность и трудоемкость;

— дороговизна;

— необходимость компьютерной техники и специального обучения;

— эффекты психологического барьера или сверхдоверия у испытуемых;

— необходимость стандартизации компьютерных методик.

Компьютерные тесты классифицируются по таким основаниям:

1. Структура: существуют аналоги бланковых тестов и собственно компьютерные тесты.

2. Количество тестируемых: индивидуальные и групповые тесты.

3. Степень автоматизации: компьютеризирован один или несколько этапов тестирования, или весь процесс тестирования.

4. Задачи: тесты диагностические и обучающие.

5. Адресат: профессиональные (ИМАТОН-М, гуманитарные технологии), полупрофессиональные (для специалистов смежных профессий) и непрофессиональные тесты.

Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1837 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.005 с)…

Главная » Статьи и публикации » Тест в психодиагностике. Психологическое тестирование

Тест и тестирование в психологии и психодиагностики. История метода тестирования.

Понятие теста

Тест (англ. test— проба, испытание, проверка) — как психологический термин получил хождение в конце XIXв. Исторически слово «тест» происходит из старофранцузского языка и является синонимом слова «чашка» (лат. testa— ваза из глины).
Тест (в психодиагностике) — серия заданий с готовыми вариантами ответов, из которых обследуемый должен выбрать один, наиболее правильный по условиям выполнения задания. В соответствии с установленной шкалой выбранным ответам начисляются соответствующие баллы. Баллы всех выбранных по заданиям ответов суммируются. Суммарный балл сравнивается с количественными тестовыми нормами. После сравнения формируются стандартные диагностические заключения.
Важно отметить, что теория и практика тестирования обобщены и систематизированы в специальных научных дисциплинах – психологической диагностике и тестологии.

История тестирования.

Тесты, их классификация

Возникновение тестирования как методы психодиагностики.

Технология тестирования является довольно молодым с исторической точки зрения инструментом психологии и психодиагностики.  В конце XIX века на базе развития экспериментальных методов были заложены основы новой методики изучения психических явлений. Активное развитие метода тестирования было детерминировано возможностью количественной оценки психических явлений и сопоставления на этой основе результатов разных испытуемых между собой.

Параллельно с  этим накапливались данные об индивидуально-психологических особенностях человеческой личности.
Однако, дифференциально-психологический подход к исследованию человека формировалось отнюдь не только как следствие эволюции экспериментальной психологии. Отрасль дифференциальная психология сформировалась на необходимости решения задач, стоявших перед медицинской и педагогической практикой, где существовала высокая потребность  в дифференциации (классификации) душевнобольных и умственно отсталых людей. В этом аспекте тестирование представляло огромный потенциал.
Психологические тесты разрабатывались во многих странах Европы и в США. Изначально в качестве тестов использовались обычные лабораторные эксперименты, однако смысл их применения был несколько иным. В данных  опытах исследовались индивидуальные различия в реакциях испытуемого при соблюдении постоянных условий эксперимента.
Интересно отметить, что само понятие «психодиагностика» изначально применил Герман Роршах в 1921 году.

Именно так он обозначил процесс обследования психологических особенностей личности на базе созданного им «теста чернильных пятен». Позже этот тест был назван в честь разработчика «тестом Роршаха». Далее понятие «психодиагностика» всё чаще стало применяться как синоним термина «психологическое тестирование», постепенно заменяя его употребление.
В 1905 г. А. Бине разработал первый интеллектуальный тест, соответствующий современному пониманию тестов. Он был создан для выявления детей с отставанием умственного развития. В 1907 г. этот тест был усовершенствован другим учёным Т. Симоном и получил название шкалы умственного развития Бине – Симона. Шкала Бине – Симона в последующих редакциях (1908 и 1911 гг.) была переведена на английский и немецкий языки. А уже в 1912 году В. Штерн ввел понятие коэффициента интеллекта (IQ). Смысл общеизвестного теста на IQ базируется на отношении умственного возраста к хронологическому возрасту, выраженное в процентах.
В начале XX в. тестирование развивалось на основе потребностей промышленности и армии. Создавались тесты для отбора в различных отраслях производства и сферы обслуживания (тесты Мюнстерберга для профотбора телефонисток, тесты Фридриха для отбора слесарей, тесты Гута для наборщиков и др.), а также для распределения новобранцев по родам войск (тесты «Армия Альфа» и «Армия Бета»). В конечном итоге на основе данных разработок был осуществлён переход к концепции группового тестирования. Впоследствии армейские тесты были использованы в гражданских целях.
В 1950–1960 гг. ознаменовались существенными переменами в идеологии тестирования. Психодиагностика обратилась к нуждам и проблемам отдельной личности. Появилось огромное количество личностных опросников, цель которых – углубленное познание личности, выявление ее особенностей (опросники Г. Айзенка и др.).
В середине XX века появились критериально-ориентированные тесты.
В настоящее время в арсенале психологов насчитывается более десяти тысяч тестовых методик.
Достоинства метода тестирования:
•  стандартность условий и результатов;
•  оперативность и экономичность применения;
•  количественный дифференцированный характер оценки;
•  оптимальная трудность (средний обследуемый набирает примерно 50% от максимально возможного количества баллов);
•  надежность;
•  справедливость (защищенность от субъективных отношений ведущего);
•  возможность компьютеризации и массовых обследований. Ограничения метода тестирования:
•  опасность «слепых» (автоматических) ошибок, обусловленных неверным пониманием инструкции, стрессовым состоянием;
•  опасность профанации (познелат. profanatio— осквернение святыни) — искажение целеназначения использования психодиагностического метода (например, необоснованное использование метода MMPIв профессиональном отборе);
•  невозможность учета индивидуальных особенностей тестируемых лиц;
•  отсутствие доверительных отношений.
Тесты способностей (англ. aptitudetests) разрабатываются для прогнозирования успешности (неуспешности) человека в конкретном виде (роде) деятельности. Во множестве тестов, называемых в отечественной психологии «тестами способностей», необходимо различать два подмножества: abilitytestsи aptitudetests. Тесты первого подмножества (abilitytests) направлены на диагностику исключительно интеллектуальных способностей (способностей решать умственные задачи). Тесты второго подмножества (aptitudetests) направлены на диагностику способности к выполнению заданий в определенной деятельности (интеллектуальной, физической, учебной, профессиональной, игровой, экспериментальной), общей или специальной. Различия между этими двумя подмножествами тестов весьма размытые, нечеткие.
 

Психологическое тестирование

Психологическое тестирование — выполнение по определенной форме и указанному содержанию задания, направленного на установление индивидуальных особенностей психики (свойств, состояний, процессов) в связи с решением конкретной научной и практической задач исследования.
Психологическое тестирование используется в психотерапии и психологическом консультировании,  при отборе на работу, при проведении судебных криминалистических экспертиз и т.п.
Важнейшими параметрами тестов являются стандартизированность, валидность и надёжность и
Параметр надёжность  определяется способностью теста давать сопоставимые (близкие) результаты при повторном измерении.

Надежная методика тестирования дает сходные результаты независимо от времени года или пола экспериментатора, влияния подобных фоновых факторов, должно сводиться к минимуму самой методикой, что и определяет ее надежность.
Каждая  тестовая методика проходит стандартизацию, по итогам которой получаемые данные должны соответствовать закону нормального распределения или же норме социокультурного характера. В соответствии с нормами формулируются диапазоны значений, символизирующие  силу выраженности того или иного анализируемого признака.
Валидность — соответствие результатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен. Различают внутреннюю и внешнюю валидность. В случае с внешней это соответствие может быть проверенно положительной корреляцией, с объективными достижениями, результаты по тесту интеллекта, могут сопоставляться с академической успеваемостью. В случае с внутренней все сложнее, здесь речь идет о теоретической связи, о том, насколько выстроенная модель реально моделирует заявленный аспект. Но все может быть проще, если аналогичные «проверенные» методики уже существуют, тогда возможно обойтись корреляцией с уже известным методом. В случае если вам повезло быть новатором, внутренняя валидность находится путем долгой экспериментальной и интеллектуальной работы и в каком-то роде остается на совести «создателя».
________________________________________________
Тест в психологии | Метод тестирования |  Тестирование в психодиагносте.

 Психодиагностика

Термин «психодиагностика» появился в 1921 году и принадлежит Г. Роршаху, назвавшему так процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста». Однако содержание этого термина вскоре существенно расширилось.
Под психодиагностикой начинают понимать все, что связано с изменением индивидуальных различий.
Психодиагностика синоним психологического тестирования.

ПСИХОДИАГНОСТИКА – дисциплина о методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам. Это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты индивидуально-психологических особенностей личности.
Области практического применения знаний по психодиагностике: 1) оптимизация процессов обучения и воспитания, 2) профотбор, профконсультация, профессиональное обучение, 3) судебно-психологическая экспертиза, 4) клинико-консультационная работа.

ОТРАСЛИ ОБЩЕЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
1. Образовательная (школьная) психодиагностика – использует разнообразные психологические методики; тесты, которые создаются в соответствии с психометрическими требованиями и предназначены для измерения успешности учебного материала (тесты успешности).
2. Клиническая психодиагностика – направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больного (структурно-динамические особенности личности, отношение к болезни, механизмы психологической защиты и т.д.).
3. Профессиональная психодиагностика – применяется для определения профориентации и при профотборе.

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МЕТОД

ОБЪЕКТИВНЫЙ ПОДХОД

Тесты интеллекта

Тесты специальных способностей

Тесты личности (объективные)

Тесты достижений

   СУБЪЕКТИВНЫЙ ПОДХОД

Личностные опросники

Опросники состояния и настроения

Опросники-анкеты

   ПРОЕКТИВНЫЙ ПОДХОД

   Моторно-экспрессивные методики

Перцептивно-структурные методики

Апперцептивно-динамические методики

 
   КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕСТОВ

По особенности использования тестовых заданий
   вербальные практические

По форме процедуры обследования
   групповые индивидуальные

По направленности
   тесты способностей

тесты личности

тесты отдельных психических функций

проективные методики

В зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений
тесты скорости тесты результативности

А также компьютеризированные и компьютерные тесты (on-line)

ТЕСТ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

ТЕСТ – это инструмент, с которым непосредственно работает психолог, решающий диагностическую задачу.
ТЕСТ – (англ. test – проба, испытание, проверка) понимается ансамбль стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности.
Психометрия. Это понятие введено Вольфом в 1734 году, указавшим на возможность измерения в психологии. Первоначально под психометрией понималось измерение временных характеристик психических процессов. Впоследствии к психометрии начинают относить все то, что связано с количественным определением психических явлений. Психометрия включает в себя весь спектр психологических измерений – от психофизических до личностных.
Психометрические тесты – стандартизированные методики, относительно которых известна валидность и надежность, методики, удовлетворяющие принципам измерения.

Это является основанием отделять психометрические тесты от проективных методик, так как применительно к последним классические требования, задаваемые теорией измерения, зачастую не могут быть удовлетворены.

Характеристики психологических тестов
• Валидность – соответствие результатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен.
• Надёжность – свойство теста давать при повторном измерении близкие результаты. Надёжность как внутренняя согласованность – направленность всех элементов тестовой щкалы на измерение одного качества.
Вали́дность (англ. validity) – мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам. В частности, валидность считается фундаментальным понятием экспериментальной психологии.
Как в экспериментальной психологии, так и в статистике валидное измерение – такое измерение, которое измеряет то, что оно должно измерять. То есть, к примеру, при валидном измерении интеллекта измеряется именно интеллект, а не что-то другое. Безупречный эксперимент (возможный лишь в теории) будет обладать безупречной валидностью: он будет точно показывать, что экспериментальный эффект был вызван изменением независимой переменной, он будет полностью соответствовать реальности, его результаты можно обобщить без ограничений.
Когда говорят о степени валидности, рассматривается то, насколько результаты исследования соответствуют поставленным задачам (однако при этом валидность не измеряется в каких-либо условных единицах).

Виды валидности
Внешняя валидность (англ. external validity) – вид валидности, определяющий то, насколько результаты конкретного исследования можно распространить на весь класс подобных ситуаций/явлений/объектов. Данное понятие можно рассматривать как междисциплинарное: оно широко применяется в экспериментальной психологии, а также в других сферах науки.
Операциональная валидность – частный случай внешней валидности, степень соответствия методики и плана эксперимента проверяемой гипотезе.
Операциональная валидность определяет степень соответствия используемой экспериментальной методики (экспериментальных утверждений) теоретическим положениям, которые положены в основу организации и проведения данного эксперимента.
Частью операциональной валидности можно считать конструктную валидность
Констру́ктная вали́дность – частный случай операциональной валидности, степень адекватности метода интерпретации экспериментальных данных теории, которая определяется правильностью употребления терминов той или иной теории.
Конструктная валидность имеет отношение к попыткам обозначения любых аспектов эксперимента. Опасности нарушения конструктной валидности заключаются в неправильном обозначении причины и эффекта с помощью абстрактных терминов, терминов, взятых из обыденного языка или формальной теории.
Внутренняя валидность (англ. internal validity) – вид валидности, степень влияния независимой переменной на зависимую переменную. Внутренняя валидность тем выше, чем больше вероятность того, что изменение зависимой переменной вызвано изменением именно независимой переменной (а не чего-либо ещё) Данное понятие можно рассматривать как междисциплинарное: оно широко применяется в экспериментальной психологии, а также в других сферах науки.
Экологическая валидность – степень соответствия условий эксперимента исследуемой реальности. Например, в известном эксперименте Курта Левина по изучению типов лидерства отношения в группах подростков мало соответствовали отношениям в государстве, следовательно, была нарушена экологическая валидность.
Надёжность как устойчивость
Устойчивость результатов теста – возможность получения одинаковых результатов у испытуемых в различных случаях.
Устойчивость определяется с помощью повторного тестирования (ретеста):
В данном методе предлагается провести несколько замеров с некоторым промежутком времени (от недели до года) одним и тем же тестом. Если корреляция между результатами различных замеров будет высокой, следовательно, тест достаточно надежный. Однако надежность не всех тестов можно проверять этим методом, так как оцениваемое качество, явление или эффект могут быть сами по себе нестабильны (например, наше настроение, которое может меняться от одного замера к следующему). Еще один недостаток МР – это – эффект привыкания. Испытуемые уже знакомы с этим тестом, а может быть, даже помнят большую часть своих ответов после предыдущего заполнения.
Надёжность как внутренняя согласованность
Внутренняя согласованность определяется связью каждого конкретного элемента теста с общим результатом, тем, насколько каждый элемент входит в противоречие с остальными, насколько каждый отдельный вопрос измеряет признак, на который направлен весь тест.

Для проверки внутренней согласованности применяются:
1. Метод расщепления или метод автономных частей
2.

Тема 20. Классификации психодиагностических методик

Метод эквивалентных бланков
3. Альфа Кронбаха

Метод расщепления (Split-half reliability)
Этот метод заключается в расщеплении/разделении теста на две равные части (например, четные и нечетные вопросы, первая и вторая половина), а затем находится корреляция между ними. Если корреляция высокая, тест можно считать надежным.

Метод эквивалентных бланков
МЭБ состоит в применении двух сопоставимых друг с другом форм теста для большой выборки (например, формы L и M для измерения в шкале интеллекта Стэнфорда-Бине) Результаты, полученные при выполнении двух форм, сравнивают и высчитывают корреляцию. Если коэффициент корреляции высокий, следовательно, тест надежен. Недостаток этого метода в том, что он требует огромное количество энергии и времени на создание двух эквивалентых форм.

Альфа Кронбаха
В этом методе, предложенном Ли Кронбахом, сравнивается разброс каждого элемента с общим разбросом всей шкалы. Если разброс результатов теста меньше, чем разброс результатов для каждого отдельного вопроса, следовательно, каждый отдельный вопрос направлен на исследование одного и того же признака, свойства или явления. Они вырабатывают значение, которое можно считать истинным. Если такое значение выработать нельзя, то есть получается случайный разброс при ответе на вопросы, тест не надежен и коэффициент альфа Кронбаха будет равен 0. Если же все вопросы измеряют один и тот же признак, то тест надежен и коэффициент альфа Кронбаха в этом случае будет равен 1.
α Кронбаха определяется как ,

где N – число элементов в шкале, – дисперсия общего тестового балла, и – дисперсия элемента i.
Помимо надежности тестов, есть так же надежность наблюдения – межнаблюдательская надежность.

МН – это процент совпадения результатов наблюдения экспертов друг с другом.

Надежность и валидность
Надежность показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине, а валидность показывает, что результаты действительно относятся к тому явлению, которое изучается исследователем. Валидное исследование автоматически является надежным, однако обратное следствие не обязательно. Надежное исследование может и не быть валидным.

 

Заказать работу, задать вопрос по психодиагностике
 

Вербальные и невербальные тесты

Эти тесты различаются по характеру стимульного материала. В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме.

Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной речевой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей (например, творческих).

Невербальные тесты — это такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.). Они включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение этих заданий опирается на перцептивные, психомоторные функции. Самым известным невербальным тестом являются Прогрессивные матрицы Равена. Невербальные тесты уменьшают влияние языковых и культурных различий на результат обследования. Они также облегчают процедуру обследования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.

Тесты-опросники

Тесты-опросники — это набор заранее отобранных, тщательно продуманных вопросов, по ответам на которые выносится суждение о психологических качествах обследуемого индивидуума. Опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух — или трёхальтернативный выбор ответов) . Тесты-опросники входят в группу методов, основанных на процедуре опроса. Существует несколько разновидностей этой группы методов: анкета, интервью, опросник. Анкетой называют метод, при котором испытуемый не только отвечает на ряд вопросов, но и сообщает некоторые социально-демографические данные о себе (возраст, профессию, уровень образования, место работы, должность, семейное положение и тому подобное). Принято считать, что анкеты — социологическая методика, а тесты-опросники — психологическая. Интервью представляет собой устный вид опроса: психолог сам задаёт испытуемому вопросы и сам же записывает ответы на них. Эти вопросы определяются заранее и могут быть тех же типов, что и при письменном опросе. Опросник является письменным набором вопросов.

Тесты-опросники помогают измерять у испытуемого самооценку его поведения, привычек, а также то, как он оценивает других людей.

Открытые опросники.

Предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. Открытые опросники наряду с достоинствами (получение развернутой информации об испытуемом, проведение качественного анализа ответов) имеют и определенные недостатки: сложность формализации ответов и их оценок, трудности интерпретации результатов, громоздкость процедуры и большие затраты времени.

Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений. В этом случае предполагается оценка тех или иных утверждений по выраженности в них качества, представленного шкалой в виде отрезка прямой (например, двухполюсная шкала: трудный-легкий, хороший-плохой). Обычно используются шкалы с тремя, пятью или семью подразделениями, обозначенными на отрезке прямой. Испытуемый должен отметить степень выраженности оцениваемого качества.

По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок.

Шкальные техники

Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, конкретных лиц и др.) по выраженности в них качества, заданного шкалой, например, исследование самооценки С.Я.Рубинштейн.

Испытуемый ставит на шкале черту, которая символизирует степень выраженности у него того или иного свойства.

8.Индивидуально-ориентированные техники

Типа репертуарных решёток могут по форме совпадать со шкальными, опросными методами, напоминать беседу или интервью.

Их основное отличие от тест-опросников состоит в том, что параметры, которые оцениваются (оси, измерения, конструкты), не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов данного конкретного испытуемого. Отличие этих методов от метода интервью состоит в том, что репертуарные решётки позволяют осуществлять применение современного статистического аппарата и делают довольно надёжными диагностические выводы относительно индивидуальных особенностей субъекта.

Диалогические техники.

Диалогические техники учитывают, что психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, релевантных диагностической задаче. Так, доверительный контакт необходим при диагностике семейных затруднений, характера личностного развития ребенка и во многих других случаях, в которых диагност одновременно выступает или в роли консультанта, или психотерапевта. Ситуация диагностического патопсихологического обследования диктует построение общения по принципу экспертизы.

Диалогические техники могут быть вербальными (интервью, беседы) и невербальными (например, игра с ребенком может выступать как невербальная диагностическая процедура).

Проективные тесты.

Проективные тесты, по мнению Л.

Франка — это такой приём исследования личности, при котором испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, от его мыслей и чувств. Проективные техники основаны на том, что недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве стимула, при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта . Главной отличительной особенностью проективных методик является относительно неструктурированная задача для испытуемого: задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивидуума смогла свободно разыграться, даются только краткие, общие инструкции. По этой же причине тестовые стимулы обычно расплывчаты и неоднозначны .

14.Классификация тестов

Проективные тесты основаны не на прямой, а на косвенной оценке тех или иных психологических качеств человека. Такая оценка получается в результате анализа того, как данный человек воспринимает и интерпретирует некоторые многозначные объекты: сюжетно неопределённые картинки, бесформенные пятна, незавершённые предложения и другие объекты. Предполагают, что, оценивая и интерпретируя подобные объекты, человек бессознательно вкладывает или проецирует самого себя.

Аппаратурные тесты.

Аппаратурные тесты — это такой тип методик, который требует применения специальных технических средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Широко известны приборы для исследования показателей времени реакции (реактометры, рефлексометры), устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления. В последние годы аппаратурные тесты широко используют компьютерные устройства. В большинстве случаев аппаратурные тесты проводятся индивидуально.

12.Надёжность теста

Под надёжностью теста понимается степень точности, с которой тест измеряет определённое свойство или способ поведения личности. Надёжность теста – это характеристика точности его как измерительного инструмента, его устойчивости к действию помех (как внешних, так и внутренних). Эмпирическое определение надёжности теста является обязательным условием его допуска для использования в практической деятельности психолога.

В психометрике обоснование получили три метода оценки надёжности тестов:

1) метод повторного тестирования (метод тест-ретест);

2) метод тестирования параллельной, или эквивалентной, формой теста;

3) метод деления, или расщепления теста на части. Оценка надёжности по методу повторного тестирования требует, чтобы тест дважды предъявлялся одной и той же выборке испытуемых через какое-то время. Длительность временного промежутка определяется содержанием и характером задач теста.

Второй метод оценки надёжности теста требует наличия параллельной, то есть эквивалентной, формы теста, например формы "А" и "Б". Репрезентативную выборку испытуемых, на которой проверяется надёжность теста, случайным образом делят на две примерно равночисленные группы. Затем первой группе предъявляются задачи формы "А", а второй группе – задачи формы "Б". Через некоторое время (не более одной недели) задачи формы "Б" решает первая группа, а формы "А" — вторая. После этого для всей репрезентативной выборки испытуемых отдельно вычисляются первичные результаты для форм "А" и "Б", которые затем подвергаются корреляции.

Общим недостатком первых двух методов оценки надёжности теста является то, что они зачастую дают заниженные или завышенные коэффициенты надёжности. Дело в том, что дисперсия результатов, на основе которой рассчитывается коэффициент корреляции, неоднородна по своему составу. Наряду с дисперсией действительных индивидуальных различий в неё входят частные дисперсии, обусловленные влиянием как внутренних, психологических, причин (колебания внимания, усталость и др.), так и внешних (уличный шум, поведение и высказывания исследователя и т. п.). При этом сила и сочетание этих причин в первом и во втором тестировании могут быть различными, и оценить их влияние или полностью их нейтрализовать оказывается невозможным.

Поэтому, особенно при проверке надёжности тестов мощности (например, интеллектуальных тестов) и достижений, предпочтение следует отдавать третьему методу, поскольку он предполагает лишь однократное тестирование. Третий метод оценки надёжности включает два различных приёма расчёта: разделение тестовых задач на две части, например по принципу "чётные и нечётные", и расчёт коэффициента консистентности задач теста.

Дата добавления: 2016-10-30; просмотров: 648 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты.

Различаются по материалу оперирования.

1. Бланковые тесты(другое широко известное название — тесты «Карандаш и бумага») представлены в виде тетрадей, брошюр, в которых содержатся инструкция по применению, примеры решения, сами задания и графы для ответов (если тестируются дети младшего возраста).

Для старших подростков предусмотрены варианты, когда ответы заносятся не в тестовые тетради, а на отдельные бланки. Это позволяет использовать одни и те же тестовые тетради многократно, до тех пор пока они не износятся.

Бланковые тесты могут применяться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.

2. В предметных тестахматериал тестовых задач представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т.п.

Наиболее известные из них — кубики Косса, тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского—Сахарова. Предметные тесты в основном проводятся индивидуально.

3. Аппаратурные тестытребуют применения специальных технических средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Широко известны:

— приборы для исследования времени реакции (реактометры,рефлексометры),
— устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления.

— В последние годы аппаратурные тесты широко используют компьютерные устройства.

— С их помощью моделируются различные виды деятельности (например водителя, оператора). Это особенно важно для профессиональной диагностики, ори­ентированной на определенный критерий.

В большинстве случаев аппаратурные тесты проводятся индивидуально.

4.

Тесты как метод психодиагностики. Классификация тестов

Компьютерные тесты проводятся в форме диалога испытуемого и ЭВМ.

■ Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит в память ЭВМ с помощью клавитатуры; таким образом протокол сразу создается как набор данных (файл) на магнитном носителе.

■ Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям,

■ При желании можно получить информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.

С помощью компьютера экспериментатор получает для анализа такие данные, которые без ЭВМ получить практически невозможно:

— время выполнения заданий теста,

— время получения правильных ответов,

— количество отказов от решения и обращения за помощью,

— время, затрачиваемое испытуемым на обдумывание ответа при отказе от решения,

— время ввода ответа (если он сложен) в ЭВМ и т.д.

Эти особенности испытуемых можно использовать для углубленного психологического анализа в процессе тестирования.

Вербальные и невербальные тесты.

Различаются по характеру стимульного материала.

1. В вербальных тестахосновным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме.

СУТЬ:Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной речевой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей (например творческих).

(2)В невербальных тестахматериал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.). Они включают:

— речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение этих заданий опирается на перцептивные, психомоторные функции.

— Самым известным невербальным тестом являются Прогрессивные матрицы Равена.

— Невербальные тесты уменьшают влияние языковых и культурных различий на результат обследования.

— Они также облегчают процедуру обследования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования.

— Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления.

— В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

По содержанию тесты обычно делятся на четыре класса, или направления: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и тесты личности.

1. Тесты интеллекта.Предназначены для исследования и измерения уровня интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространенными психодиагностическими приемами.

СУТЬ:Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным процессам и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию).

По форме тесты интеллекта могут быть:

— групповыми и индивидуальными,
— устными и письменными,
— бланковыми,

— предметными и компьютерными.

3. Тесты способностей. Предназначены для оценки возможностей индивида в: — овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми для одной или нескольких деятельностей.

Принято выделять:

— общие и

— специальные способности.

Общие способности обеспечивают овладение многими видами деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и поэтому часто они называются общими интеллектуальными (умственными) способностями.

В отличие от общих специальные способностирассматриваются в отношении к отдельным видам деятельности. В соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных способностей.

По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер:

— (индивидуальный и групповой,

— устный и письменный,
— бланковый,

— предметный,
— аппаратурный и т.д.).

3. Тесты достижений(тесты объективного контроля успешности — школьной, профессиональной, спортивной). Предназначены для оценки:

— степени продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения человеком обучения, профессиональной и другой подготовки.

Таким образом, тесты достижений в первую очередь измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий.

Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений. Этим объясняется их большое количество и разнообразие.

Тесты школьных достиженийявляются в основном групповыми и бланковыми, но могут быть представлены и в компьютерном варианте.

Профессиональные тестыдостижений обычно имеют три разные формы: аппаратурные (тесты исполнения или действия), письменные и устные.

4. Тесты личности.Предназначены для оценки:

— эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных),

— а также способностей поведения индивида в определенных ситуациях.

Таким образом, тесты личности диагностируют неинтеллектуальные проявления.

Личностные особенности измеряются с помощью трех видов методик:

— тестов,
— опросников и

— проективной техники.

Подробно тесты интеллекта, способностей, достижений и личности будут рассмотрены в последующих наших лекциях.

Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 271;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *