Количество групп в доу определяется кем

Posted On 02.04.2018

Нормативно-правовые документы ДОУ

Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. №677

«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении»

(утверждено постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. №677)

1. Общие положения

1. Настоящее типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

2. Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений настоящее Типовое положение выполняет функцию примерного.

3. Дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности.

ДОУ обеспечивает воспитание, обучение присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

4. Основными задачами ДОУ являются:

  • Охрана жизни и укрепление здоровья детей
  • Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка.
  • Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка.
  • Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
  • Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.

5. ДОУ в соответствии с их направленностью делится на следующие виды:

  • Детский сад
  • Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.)
  • Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников
  • Детский сад присмотра, ухода и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур
  • Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании)
  • Центр развития ребёнка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников

6. ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Типовым положением, своим уставом, договором между учреждением и родителями (лицами, их заменяющими).

7. Язык (языки) на котором (которых) ведётся обучение и воспитание в ДОУ, определяется учредителем.

8. ДОУ в целях выполнения стоящих перед ним задач имеет право устанавливать прямые связи с предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и зарубежными.

9. ДОУ несёт в установленном законодательством РФ порядке ответственность за невыполнение функций, определённых его уставом; реализацию не в полном объёме образовательных программ; качество реализуемых образовательных программ; соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей; жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса.

10. В ДОУ не допускаются создание и деятельность организационных структур, политических партий и религиозных движений и организаций. В государственном, муниципальном ДОУ образование носит светский характер.

2. Организация деятельности ДОУ

11. ДОУ создаётся учредителем (учредителями), регистрируется в порядке, установленном законодательством РФ.

12. Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-правовую форму ДОУ.

Учредителем (учредителями) государственного дошкольного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Учредителям (учредителями) муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления.

Допускается совместное учредительство ДОУ.

13. Отношения между учредителем (учредителями) и ДОУ определяется договором, заключённым между ними в соответствии с законодательством РФ.

14. Права юридического лица у ДОУ в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента его регистрации.

ДОУ как юридическое лицо имеет устав, расчётный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.

15. Право на образовательную деятельность и на получение льгот, предусмотренных законодательством РФ, возникает у ДОУ с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

16. ДОУ проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом РФ «Об образовании».

17. ДОУ может быть реорганизовано, ликвидировано в порядке, установленном законодательством РФ.

При реорганизации ДОУ его устав, лицензия, свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.

18. Передача государственного дошкольного образовательного учреждения в ведение органа местного самоуправления допускается только с согласия последнего.

19. Содержание образовательного процесса в ДОУ определяется программой дошкольного образования. ДОУ самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

20. В соответствии со своими уставными целями и задачами ДОУ может оказывать дополнительные платные образовательные услуги сверх основных образовательных программ с учётом потребностей семьи на основе договора с родителями (лицами, их заменяющими).

Платные образовательные услуги могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем.

21. Режим работы ДОУ и длительность пребывания в нём детей определяется уставом ДОУ, договором между ДОУ и учредителем.

Допускается функционирование ДОУ (группы) в дневное, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ.

22. Организация питания в ДОУ возлагается на администрацию ДОУ.

23. Медицинское обслуживание детей обеспечивается штатным или специально закреплённым органами здравоохранения за ДОУ медицинским персоналом, который наряду с администрацией несёт ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-прафилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания.

Педагогические работники ДОУ проходят периодическое бесплатное медицинское обследование, которое проводится за счёт средств учредителя.

24. ДОУ предоставляет помещение и соответствующие условия для работы медицинского персонала.

3. Комплектование ДОУ

25. Порядок комплектования ДОУ определяется учредителем. В ДОУ в первую очередь принимаются дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей, инвалидов 1 и 2 групп; дети многодетных семей; дети, находящиеся под опекой; дети, родители (один из родителей) которых находится на военной службе; дети безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, студентов.

26. В ДОУ принимаются дети от 2 месяцев до 7 лет на основании медицинского заключения.

27. Дети с отклонениями в развитии принимаются в ДОУ любой направленности при наличии условий для коррекционной работы на основании заключения психолого-педагогической консультации.

4. Участники образовательного процесса

28. Участниками образовательного процесса ДОУ являются воспитанники, родители (лица, их заменяющие), педагогические работники.

29. При приёме детей ДОУ обязано ознакомить родителей (лиц, их заменяющих) с уставом учреждения и другими документами, регламентирующими организацию его деятельности.

30. Взаимоотношения между ДОУ и родителями (лицами, их заменяющими) регулируются родительским договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода.

31. Взимание платы с родителей за содержание детей в ДОУ производится в соответствии с законодательством РФ.

32. Отношения воспитанника и персонала ДОУ строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребёнка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

33. Порядок комплектования персонала ДОУ регламентируется его уставом.

34. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтверждённую документами об образовании.

К педагогической деятельности не допускаются лица, лишённые права этой деятельности приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определённые преступления.

35. Права, социальные гарантии и льготы работников дошкольных учреждений определяются законодательством РФ, уставом ДОУ, трудовым договором (контрактом).

36. Работники ДОУ имеют право:

  • На участие в управлении ДОУ в порядке, определяемом уставом учреждения.
  • На защиту профессиональной чести и достоинства.

37. ДОУ устанавливает:

  • Ставки заработной платы (должностные оклады) работникам на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и на основании решения аттестационной комиссии, а также определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся средств, направляемых на оплату труда;
  • Структуру управления дошкольным образовательным учреждением;
  • Штатное расписание и должностные обязанности.

5. Управление дошкольным образовательным учреждением

38. Управление ДОУ осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», настоящим Типовым положением и его уставом.

39. Общее руководство ДОУ осуществляет Совет педагогов. Порядок избрания членов Совета педагогов и вопросы его компетентности определяются уставом ДОУ.

40. Непосредственное руководство ДОУ осуществляет заведующий.

Наём (приём) на работу заведующего государственным дошкольным образовательным учреждением назначается решением органа местного самоуправления, если этим органом не предусмотрен иной порядок.

41. Заведующий ДОУ:

  • Действует от имени ДОУ, представляет его во всех учреждениях и организациях;
  • Распоряжается имуществом ДОУ в пределах прав, предоставленных ему договором между ДОУ и учредителем;
  • Выдаёт доверенности;
  • Открывает счета в банках и других кредитных учреждениях;
  • В соответствии с законодательством о труде осуществляет приём на работу и расстановку кадров, поощряет работников ДОУ, налагает взыскания и увольняет с работы;
  • Несёт ответственность за деятельность ДОУ перед учредителем.

6. Имущества и средства учреждения

42. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством РФ, закрепляет его за ДОУ.

Объекты собственности, закреплённые за ДОУ, находятся в его оперативном управлении.

ДОУ владеет, пользуется и распоряжается закреплённым за ним на праве оперативного управления имуществом с его назначением, своими уставными целями, законодательством РФ.

ДОУ несёт ответственность за сохранность и эффективное использование закреплённого за ним имущества.

43. Изъятие и (или) отчуждение имущества, закреплённого за ДОУ, допускается только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ.

44. ДОУ отвечает по своим обязанностям в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств и принадлежащей ему собственности.

45. Деятельность ДОУ финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов ДОУ являются:

  • Собственные средства учредителя
  • Бюджетные и не бюджетные средства
  • Имущество, закреплённое за ДОУ собственником (уполномоченным им органом)
  • Средства родителей (лиц, их заменяющих), добровольные пожертвования и целевые взносы других физических и юридических лиц, в том числе иностранных
  • Кредиты банков и других кредитов
  • Другие источники в соответствии с законодательством РФ.

46. Финансирование ДОУ осуществляется на основе государственных и местных нормативов, определяемых из расчёта на одного воспитанника в зависимости от вида ДОУ.

47. Финансирования.

В группах:

От 2 месяцев до 1 года — 10 детей;

От 1 года до 3 лет — 15 детей;

От 3 лет до 7 лет — 20 детей.

В разновозрастных группах:

при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) — 8 детей;

при наличии в группе детей любых трёх возрастов (от 3 до 7 лет) — 10 детей;

при наличии в группе детей любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) — 20 детей.

48. В ДОУ компенсирующего назначения наполняемость групп устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляют соответственно:

для детей с тяжёлыми нарушениями речи — до 6 и до 10 детей;

для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет — до 12 детей

для глухих детей — до 6 детей для обеих возрастных групп

для слабослышащих детей, для детей с амблиопией, косоглазием — до 6 и до 10 детей

для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата — до 6 и до 3 детей

для детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) — до 6 и до 10 детей, для детей с задержкой психического развития — до 6 и до 10 детей

для детей с глубокой умственной отсталостью только в возрасте старше 3 лет — до 8 детей

для детей с туберкулёзной интоксикацией — до 10 и до 15 детей

для детей, часто болеющих, — до 10 и до 15 детей

для детей со сложными дефектами (2 и более дефекта) — до 5 для обеих возрастных групп

для детей с иными отклонениями в развитии — до 10 и до 15 детей.

49. Для малокомплектных сельских ДОУ норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества воспитанников.

50. Привлечение дошкольным образовательным учреждением дополнительных средств не влечёт за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя.

51. ДОУ имеет самостоятельный баланс и осуществляет финансово-хозяйственную деятельность в пределах бюджетных и не бюджетных средств.

52. Финансовые и материальные средства, закреплённые за ДОУ или являющиеся его собственностью, используются им в порядке, установленном в законодательстве РФ.

53. При ликвидации ДОУ денежные средства и иное имущество ДОУ, за вычетом платежей по покрытию его обязательств, используются в соответствии с законодательством РФ и его уставом.

Изменения и дополнения, вносимые в Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении

(утверждены постановлением Правительства РФ От 14 февраля 1997 г. № 179)

  1. Абзац третий пункта 5 после слов: «детский сад» дополнить словами: «общеразвивающего вида».
  2. В пункте 8 слово: «зарубежными» заменить словом «иностранными»,
  3. В пункте 15 слова: «на образовательную деятельность» заменить словами: «на ведение образовательной деятельности».
  4. Дополнить Типовое положение пунктом 15 следующего содержания: «15. ДОУ проходит аттестацию с Законом РФ «Об образовании».

Аттестация ДОУ проводится по его заявлению соответствующим государственным органом управления образованием один раз в пять лет.

Целью и содержанием аттестации ДОУ является установление соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Для проведения аттестации ДОУ представляет в соответствующий государственный орган управления образованием перечень документов, определяемых Министерством общего и профессионального образования РФ.

Состав аттестационной комиссии, её председатель утверждаются приказом проводящего аттестацию органа. В состав комиссии не могут входить работники ДОУ, проходящего аттестацию.

Первый заместитель министра В. Д. Шадриков

Как распределяют детей по группам в детских садиках

О штатном расписании в образовательных учреждениях

Письмо Минобрнауки РФ от 15.04.2009 N 03-716

Документ по состоянию на январь 2016 года

В связи с частыми обращениями в Минобрнауки России по разъяснению вопросов по типовой структуре и штатному расписанию образовательного учреждения Департамент государственной политики в образовании напоминает, что Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 июня 2008 г. N 177 "О признании не подлежащими применению на территории Российской Федерации ведомственных нормативных правовых актов" было отменено действие следующих Приказов:

Приказа Минпроса СССР от 31 декабря 1971 г. N 103 "Об утверждении Типовых штатов дошкольных учреждений";

Приказа Минпроса СССР от 21 февраля 1979 г. N 32 "О введении штатов республиканских (АССР), краевых, областных, окружных станций юных туристов";

Приказа Минпроса СССР от 31 декабря 1986 г. N 264 "Об утверждении Типовых штатов начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и дополнительных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продленным днем";

Приказа Госпрофобра СССР от 29 января 1987 г. N 13 "Об утверждении Типовых штатов средних профессионально-технических училищ системы Госпрофобра СССР";

Приказа Минпроса СССР от 5 мая 1987 г. N 86 "О Типовых штатах общеобразовательных школ";

Приказа Минпроса СССР от 20 июля 1987 г.

N 135 "Об утверждении Типовых положений и штатов внешкольных учреждений".

В настоящее время для общеобразовательных учреждений типовые штаты действующим российским законодательством не предусмотрены.

Согласно статье 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения несут ответственность за реализацию образовательных программ и самостоятельно устанавливают структуру управления деятельностью образовательного учреждения, штатное расписание (включая введение тех или иных штатных единиц), распределяют должностные обязанности. Порядок комплектования работников образовательного учреждения закрепляется в его уставе.

Число учителей по общеобразовательным предметам определяется исходя из количества классов в соответствии с санитарными правилами и объема учебной нагрузки в соответствии с учебным планом.

Департамент государственной политики в образовании просит довести вышеуказанную информацию до руководителей образовательных учреждений и специалистов, в компетенции которых находятся данные вопросы.

Директор Департамента государственной политики в образовании И.М.РЕМОРЕНКО

Штатные единицы ДОУ 

Штатные единицы  ДОУ — состав  сотрудников  ДОУ, который определяется, исходя  из  штатного   расписания и  в соответствии с отнесенностью  ДОУ к определенному  виду  и категории, а также Ш. е.

А вы знаете сколько детей в вашей группе в детском саду?

ДОУ (в зависимости от числа групп)- детский сад:  заведующий, старший воспитатель, заместитель заведующего по административно-хозяйственной части, старшая медсестра, диетсестра,  воспитатель по физкультуре (в ДОУ, располагающих помещениями для физкультурных  занятий и площадкой с набором  физкультурного оборудования), инструктор по физкультуре (в ДОУ, имеющих крытые малоразмерные и прочие  плавательные бассейны), музыкальный  руководитель, заведующий хозяйством, главный бухгалтер и кассир (в ДОУ, вышедших из состава  централизованных бухгалтерий), делопроизводитель, шеф-повар,  повар, подсобный рабочий,  рабочий по обслуживанию и  текущему ремонту  зданий, сооружений и оборудованию, кладовщик, кастелянша, рабочий по стирке и ремонту спец одежды (белья),  уборщица служебных помещений, сторож,  дворник, грузчик, экспедитор, воспитатель и помощник воспитателя (в рас- · чете  на одну  группу). В соответствии с Письмом  Минобразования РФ М 1313/15-Т от 05.12.95 в ДОУ вместо  должности помощника воспитателя может  быть введена  должность младшего воспитателя, где  это целесообразно, по мере  создания  необходимых условий. В детских  садах  общеразвивающего вида  возможно установление дополнительной единицы должности старшего воспитателя  из  расчета  одна  единица должности на  одно  направление с разрешения учредителя, а также введение  должностей работников  культурно­ просветительных учреждений (аккомпаниатор,  концертмейстер,  режиссер,  библиотекарь и т. п.),  педагогов-психологов, специалистов, педагогов  дополнительного образования при  предоставлении индивидуального учебного плана. В детских садах  компенсирующего вида в  штатное   расписание вводятся ставки  учителя-дефекталога (для детей  с нарушением интеллекта, слуха) — по 1 должности  учителя-дефекталога на  каждую группу), педагога- психолога,  учителя-логопеда, инструктора по плаванию, медсестры бассейна,  рабочего по бассейну,  оператора хлорной установки, уборщицы бассейна, медсестры по  массажу,  медсестры по  физиотерапии,  техника по аппаратуре. В ДОУ, имеющих  оранжерею или  «зимний  сад», может быть  установлена единица должности садовника с разрешения учредителя; при наличии автомобильного транспорта  — должность  водителя из  расчета  1 единица на  1 автотранспортное средство.  Типовые штатные расписания таких типов ДОУ, как  детский сад присмотра,  ухода и оздоровления, детский сад комбинированного вида и Центр развития ребенка  утверждаются Департаментом образования города Москвы с использованием типовых  штатных расписаний  детского  сада,  детского  сада  компенсирующего вида и детского  сада  с приоритетным направлением развития  при  наличии индивидуального учебного  плана.

Вы можете заказать дипломную работу по педагогике, курсовую работу по педагогике, реферат по педагогике  и другие виды учебных работ по этой и смежным дисциплинам на нашем сайте. Воспользуйтесь формой заказа, напишите на zakaz@refegrad.ru или позвоните по тел. +7(926)2667589, и ваш заказ будет качественно выполнен в кратчайшие сроки. Вы также можете купить готовую работу по этой дисциплине, выбрав нужную из нашей базы.

Нормативы наполняемости классов и групп в образовательных учреждениях

Штатное расписание в ДОУ утверждается самой дошкольной организацией. Данное правомочие закреплено законом об образовании (п. 4 ч. 3 ст. 28). Вместе с тем не всегда муниципальные власти остаются в стороне от вопроса формирования штатного расписания ДОУ. Например, в Республике Калмыкия местная администрация своим постановлением утвердила новое штатное расписание ДОУ, в соответствии с которым была сокращена должность старшего воспитателя. Сотрудник, уволенный в связи с утверждением нового штатного расписания, обратился в суд, пытаясь восстановиться на работе. Но Верховный суд Республики Калмыкия отказал ей в восстановлении на работе, но признал, что утверждение штатного расписания – это прерогатива дошкольной организации, а не органов местного самоуправления (Кассационное определение от 27 октября 2011 г. по делу N 33-1028/2011).

Такую же точку зрения высказало и Минобрнауки РФ в своем письме от 31.07.2014 N 08-1002 – дошкольная организация сама решает, какие сотрудники будут реализовывать образовательную программу. При этом ДОУ должно руководствоваться ФГОС ДО и другими нормативными актами. Также отмечено, что орган госвласти субъекта РФ должен определять количество необходимых сотрудников в расчете на одну услугу по реализации образовательной программы и учитывать при этом:

  • ФГОС ДО;
  • санитарно-эпидемиологические нормативы;
  • устоявшуюся специфику работы в ДОУ региона;
  • региональные факторы, определяющие возможности и потребности в кадровом обеспечении.

Также при решении данного вопроса учитываются следующие факторы:

  • направленность групп (коррекционная, комбинированная и оздоровительная направленности);
  • режим пребывания детей в группе (количество часов пребывания в сутки);
  • возраст воспитанников;
  • число групп ДОУ;
  • другие особенности реализации программы.

В данном письме указано, что из бюджета субъекта РФ должны выделяться денежные средства (с учетом требований ФГОС ДО к кадровому обеспечению) на оплату следующих категорий сотрудников, которые реализуют образовательную программу:

  • воспитатели;
  • прочие педагогические работники, которые обеспечивают реализацию образовательной программы во всех 5 областях развития воспитанников (например, руководители, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-логопеды (логопеды), методисты, старшие воспитатели и т.д.);
  • учебно-вспомогательный персонал, в том числе младшие воспитатели, помощники воспитателей и т.д.;
  • руководящие и административно-хозяйственные работники, работники, обеспечивающие финансовую и хозяйственную деятельность, охрану жизни и здоровья детей, в том числе руководители организации, их заместители т.д.

При рассмотрении вопроса о финансировании оплаты труда сотрудников ДОУ следует учесть, что органы госвласти субъектов РФ не несут расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг. Поэтому в нормативы финансового обеспечения реализации государственных гарантий прав на дошкольное образование не включается зарплата сотрудников, которые непосредственно обслуживают здания и оборудование, например, работников, которые следят за функционированием отопительных систем, занимаются доставкой и хранением необходимых средств обучения, продуктов питания.

Как автоматизировать работу со штатным расписанием?

Вести учет штатного расписания, хранить историю его изменений, печатать форму Т-3, список занятых ставок и вакансий можно с помощью бесплатной версии программы "Контур.Персонал". Скачать программу можно здесь.

Если вам нужны образцы нормативных документов

Вы можете получить доступ к модулю "Нормативные документы ДОУ" информационной системы "Директория". Он содержит инструкции, шаблоны и опыт экспертов. Подробности здесь.

Автор статьи: Ирина Добрынина, юрист

Похожие материалы:

Численность персонала в дошкольных учреждениях

Численность персонала в дошкольных учреждениях

Численность персонала любого учреждения должна быть обоснована. В экономической теории разработаны формулы, позволяющие рассчитать необходимую по условиям производства списочную численность персонала, зависящую от норм выработки продукции или норм обслуживания. Для отдельных сфер деятельности нормативы численности персонала разработаны и закреплены в правовых актах, рекомендуемых к применению. Желательно учитывать их при составлении штатного расписания учреждения и установлении заработной платы.

Численность персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (яслей, яслей-садов, детских садов), определяется по Нормативам, утвержденным Постановлением N 88*(1). Указанные нормативы установлены с учетом обеспечения нормальных условий для всестороннего развития и воспитания детей и рекомендованы для применения в дошкольных учреждениях независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и хозяйствования.

Нормативами охвачены следующие функции управления:

— управление дошкольным учреждением: заведующий дошкольным учреждением, заместитель заведующего по воспитательной работе; педагог-психолог; заместитель заведующего по хозяйственной работе, заведующий хозяйством; делопроизводитель (секретарь-машинистка);

— бухгалтерский учет и финансовая деятельность: главный бухгалтер, бухгалтер I и II категории, кассир;

— воспитательно-педагогическая и оздоровительная деятельность: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, учитель-дефектолог;

— приготовление детского питания: шеф-повар, повар, кухонный рабочий;

— хозяйственное обслуживание: кладовщик, кастелянша, машинист по стирке и ремонту спецодежды (белья), грузчик, садовник, истопник, кочегар, оператор, кучер или водитель, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик служебных помещений, сторож;

— организация обучения плаванию детей дошкольного возраста.

Нормативы численности установлены в зависимости от количества групп в учреждении, для которых, в свою очередь, определена предельная наполняемость.

В частности, согласно п.

Группа 40 детишек…

1.3 Нормативов рекомендованная численность детей в группе дошкольного учреждения общего назначения составляет:

— в возрасте до одного года — 10 детей;

— в возрасте от одного года до трех лет — 15;

— в возрасте свыше трех лет — 20.

При необходимости допускается комплектование групп детьми разных возрастов. В группы с круглосуточным пребыванием принимаются дети в возрасте от года до шести лет.

Следует учитывать, что согласно п. 1.8 Нормативов при выезде дошкольных учреждений в летний период на дачи численность работников на это время устанавливается в соответствии с нормативами, рассчитанными на круглосуточное пребывание детей, с учетом работы в выходные дни.

Если работы не предусмотрены сборником, необходимо установить местные нормативы методами технического нормирования (п. 1.9 Нормативов).

Нормативы установлены по указанным выше функциям управления, с указанием примерного перечня обязанностей по каждой должности. Конкретные должностные обязанности работников устанавливаются в трудовом договоре или должностной инструкции. Поэтому ниже рассмотрим лишь установленные нормативы численности.

Нормативы численности работников
по функции “Управление дошкольным учреждением“
яслей-садов, садов, яслей на одно дошкольное учреждение

————————-T————————————————————————-¬
¦ ¦ Количество групп до: ¦
¦ +—T—T—T—T—T—-T—-T—-T—-T—-T—-T—-T—-T————-+
¦ ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 8 ¦ 10 ¦ 12 ¦ 14 ¦ 16 ¦ 18 ¦ 20 ¦ 22 ¦ 24 ¦Св. 24 ¦
+————————+—+—+—+—+—+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+————-+
¦Наименование должностей ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦14 ¦
+————————+—+—+—+—+—+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+————-+
¦Заведующий дошкольным¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦1 ¦
¦учреждением ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+————————+—+—+—+—+—+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+————-+
¦Зам. завед. по¦ — ¦0,5¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦1,5 ¦1,5 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦На каждые 10¦
¦воспитательной и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦групп одна¦
¦методической работе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦должн. ¦
+————————+—+—+—+—+—+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+————-+
¦Зам. завед. по¦ — ¦ — ¦ — ¦ — ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦1 ¦
¦хозяйственной работе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+————————+—+—+—+—+—+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+————-+
¦Зав. хозяйством ¦0,5¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ — ¦ — ¦ — ¦ — ¦ — ¦ — ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦1 ¦
+————————+—+—+—+—+—+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+————-+
¦Делопроизводитель ¦0,5¦0,5¦0,5¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦1 ¦
¦(секретарь-машинистка) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+————————+—+—+—+—+—+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+————-+
¦Педагог-психолог ¦На каждые 3 группы 0,25 ед. ¦
L————————+—————————————————————————

Нормативы численности работников, занятых бухгалтерским учетом
и финансовой деятельностью, на одно дошкольное учреждение

————————-T————————————————————————-¬
¦ ¦ Количество групп до: ¦
¦ +—-T—-T—-T—-T—-T—-T—-T—-T—-T—-T—-T—-T————-+
¦ ¦ 3 ¦ 4 ¦ 6 ¦ 8 ¦ 10 ¦ 12 ¦ 14 ¦ 16 ¦ 18 ¦ 20 ¦ 22 ¦ 24 ¦Св. 24 ¦
+————————+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+————-+
¦Нормативы численности,¦0,5 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦1,5 ¦1,5 ¦1,5 ¦1,5 ¦1,5 ¦1,5 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦
¦чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L————————+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—————

Должность кассира вводится из расчета 0,25 ед. на каждые пять групп, не более единицы — на учреждение.

Воспитательно-педагогическая и оздоровительная деятельность

В пункте 2.3.2 Нормативов приведена методика расчета численности группового персонала (воспитателей, помощников воспитателей). Приведем ее полностью и рассмотрим несколько примеров.

Численность группового персонала определяется с учетом:

— предельной наполняемости групп детьми (п. 1.3 Нормативов);

— продолжительности пребывания детей в группе;

— количества рабочих дней детского учреждения (групп в дошкольном учреждении) в неделю;

— нормативной продолжительности рабочего времени воспитателя и помощника воспитателя в неделю (в зависимости от вида дошкольного учреждения).

Численность воспитателей рассчитывается по одной должности на каждую группу в смену:

— в ясельных и дошкольных группах с дневным пребыванием детей — из расчета их работы в группе в течение всего режима работы учреждения (группы);

— в ясельных группах с круглосуточным пребыванием детей — из расчета их работы в группе в течение 24 часов;

— в дошкольных группах с круглосуточным пребыванием детей — из расчета их работы в группе в течение 14 часов.

Численность помощников воспитателей рассчитывается по одной должности на каждую группу в смену, в течение всего режима работы учреждения.

В детском учреждении может быть установлена шести- или пятидневная рабочая неделя.

Нормативная продолжительность рабочего времени воспитателя в неделю: в группах для детей с отклонениями в развитии (для детей с недостатками умственного или физического развития) — 25 ч, в остальных случаях — 36 ч.

Нормативная продолжительность рабочего времени помощника воспитателя в неделю в группах:

— для детей с туберкулезной интоксикацией — 36 ч;

— для умственно отсталых детей и детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики — 36 ч;

— в остальных случаях — 40 ч.

Явочная численность воспитателей и помощников воспитателей в группе рассчитывается по формуле:

Тс x Т
Чяв = ——— , где:

Тн

Чяв — численность воспитателей или помощников воспитателей в группе;

Тс — продолжительность пребывания детей в группе в смену;

Т — количество рабочих дней детского учреждения в неделю;

Тн — нормативная продолжительность рабочего времени воспитателя и помощника воспитателя в неделю.

Списочная численность работников (Чсп) определяется по формуле:

Чсп = Чяв x Кн, где:

Кн — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п.

% планируемых
невыходов
Кн = 1 + —————
100

Процент планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета.

Пример 1. Группа общего назначения. Количество детей в группе в возрасте свыше трех лет — 20 чел. Режим работы дошкольного учреждения — шесть дней в неделю, с 9-часовым пребыванием детей, 10% — планируемые невыходы по данным бухгалтерии.

Численность воспитателей в группе: 9 х 6 х 1,1 / 36 = 59,4 / 36 = 1,65.

Численность помощников воспитателей в группе: 9 x 6 x 1,1 / 40 =
59,4 / 40 = 1,49.

Пример 2. Группа общего назначения. Количество детей в возрасте до одного года — 10 чел., 10% — планируемые невыходы. Режим работы дошкольного учреждения — пятидневная рабочая неделя с 24-часовым пребыванием детей.

Численность воспитателей в группе: 24 x 5 x 1,1 / 36 = 132 / 36 = 3,67.

Численность помощников воспитателей в группе: 24 x 5 x 1,1 / 40 = 132 / 40 = 3,30.

Пример 3. Группа общего назначения. Количество детей в группе в возрасте свыше трех лет — 20 чел. Режим работы дошкольного учреждения — пятидневная рабочая неделя с пятичасовым пребыванием детей (прогулочная), 10% — планируемые невыходы.

Численность воспитателей в группе: 5 x 5 x 1,1 / 36 = 27,5 / 36 = 0,76.

Численность помощников воспитателей в группе: 5 x 5 x 1,1 / 40 = 27,5 / 40 = 0,69.

В рассматриваемых Нормативах не указано, нужно ли округлять полученные дробные результаты численности работников или в штатное расписание необходимо включать должности с неполной ставкой рабочего времени. Вместе с тем в отношении нормативов численности органов управления образованием Минобразованием было издано рекомендательное Письмо N 38-06-11*(2), в п. 7 разд. 4 которого указано, что при определении численности принимаются в расчет только целые числа. Округление производится в сторону увеличения, если десятые доли больше 0,5, и в сторону уменьшения, если меньше 0,5. Считаем, что при определении численности работников в дошкольных учреждениях также можно использовать данное правило округления.

Нормативы численности работников, занятых воспитательно-педагогической
деятельностью (п.

2.3.3 Нормативов)

——T—————————T——————————————T————————¬
¦ N ¦ Наименование должности ¦ Единица измерения ¦Нормативная численность ¦
¦п/п ¦ ¦ ¦ ¦
+—-+—————————+——————————————+————————+
¦ 1 ¦Воспитатель ¦ ¦Расчет по методике ¦
¦ ¦ ¦ ¦(п. 2.3.2) ¦
+—-+—————————+——————————————+————————+
¦ 2 ¦Помощник воспитателя ¦ ¦Расчет по методике ¦
¦ ¦ ¦ ¦(п. 2.3.2) ¦
+—-+—————————+——————————————+————————+
¦ 3 ¦Музыкальный руководитель ¦На каждую группу детей в возрасте свыше¦ 0,25 ¦
¦ ¦ ¦1,5 лет наполняемостью 15 — 20 чел. ¦ ¦
+—-+—————————+——————————————+————————+
¦ 4 ¦Инструктор по физической¦На каждые две группы детей в возрасте от¦ 0,25 ¦
¦ ¦культуре (без обучения¦трех лет ¦ ¦
¦ ¦детей плаванию) ¦ ¦ ¦
+—-+—————————+——————————————+————————+
¦ 5 ¦Учитель-логопед, логопед,¦На каждую группу для детей с отклонением¦ 1 ¦
¦ ¦учитель-дефектолог ¦в развитии установленной наполняемости ¦ ¦
L—-+—————————+——————————————+————————-

В учреждениях, имеющих четыре и более групп с круглосуточным пребыванием детей при наличии изолятора, устанавливается дополнительная численность помощников воспитателей, расчет которой производится по методике п. 2.3.2 Нормативов.

Нормативы численности работников
по функции “Приготовление детского питания“

————————T—————————————————————————¬
¦Нормативы численности,¦Количество детей в детском учреждении до: ¦
¦чел. +—-T——T——T——T——T—-T—-T—-T—T—-T—-T—T—-T—-T—+
¦ ¦ 30 ¦ 50 ¦ 60 ¦ 80 ¦ 100 ¦ 110¦120 ¦140 ¦160¦175 ¦190 ¦210¦225 ¦260 ¦290¦
+———————-+—-+——+——+——+——+—-+—-+—-+—+—-+—-+—+—-+—-+—+
¦ ¦ 2 ¦ 2,5 ¦ 3 ¦ 3,5 ¦ 4 ¦ 4,5¦ 5 ¦5,5 ¦ 6 ¦6,5 ¦ 7 ¦7,5¦ 8 ¦8,5 ¦9,5¦
L———————-+—-+——+——+——+——+—-+—-+—-+—+—-+—-+—+—-+—-+—-

В дошкольных учреждениях, имеющих три и более ясельных групп или групп с круглосуточным пребыванием детей, устанавливается дополнительно 0,5 единицы должности повара.

Должность шеф-повара устанавливается в учреждениях, имеющих не менее восьми групп.

Хозяйственное обслуживание

Нормативы численности кладовщиков установлены в п. 2.5.1 Нормативов и составляют единицу на число групп в дошкольном учреждении от шести групп и выше, 0,5 ед. — на число групп от четырех до пяти.

Нормативы численности кастелянш, указанные в п. 2.5.2, следующие:

————————T—————————————————————————¬
¦Нормативы численности,¦Количество групп до: ¦
¦чел. +—-T—-T—-T—-T—-T—-T—-T—-T—-T—-T—-T—-T—————+
¦ ¦ 3 ¦ 4 ¦ 6 ¦ 8 ¦ 10 ¦ 12 ¦ 14 ¦ 16 ¦ 18 ¦ 20 ¦ 22 ¦ 24 ¦ Св. 24 ¦
+———————-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—————+
¦ ¦0,5 ¦0,5 ¦0,5 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦1,5 ¦1,5 ¦1,5 ¦1,5 ¦1,5 ¦ 2 ¦ 2 ¦
L———————-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—————-

При наличии в яслях не менее двух групп детей ясельного возраста норматив численности кастелянш увеличивается на 0,5 ед.

В дошкольном учреждении при необходимости может быть введена 0,5 ед. должности швеи (с восьми групп и более).

Нормативы численности рабочих по стирке спецодежды (белья) — 0,5 ед. должности на каждые 50-60 кг сухого белья (п. 2.5.3 Нормативов).

При наличии ясельных групп устанавливается норматив численности рабочих по стирке спецодежды (белья): на две-три группы — 0,25 ед., четыре-пять групп — 0,5 ед., шесть и более групп — единица.

Примечания:

1. Должности рабочих по стирке белья устанавливаются в тех случаях, когда нет возможности пользоваться услугами коммунальных прачечных, а при наличии ясельных групп необходимое количество должностей (часть должности) может быть установлено и при пользовании этими услугами.

2. Дошкольные учреждения с туберкулезной интоксикацией не пользуются коммунальной прачечной.

Нормативы численности рабочих других профессий

В разделе 2.5 Нормативов указаны рекомендуемые нормативы численности рабочих профессий, не указанных выше, например:

— норматив численности грузчиков — 0,5 на число групп в детском дошкольном учреждении с тремя группами, а при последующем увеличении на каждые пять групп возрастает на 0,5 ед.;

— при наличии фруктового сада или земельного участка с декоративными насаждениями площадью не менее 1,5 га устанавливается одна должность садовника;

— при наличии в дошкольном учреждении печного отопления устанавливается должность истопника из расчета 0,25 ед.

на каждые две печи;

— при наличии центрального отопления вводятся должности машинистов-кочегаров или операторов котельных из расчета: одна должность в каждой котельной; две должности в смену — в котельных, применяющих твердые виды топлива (торф, каменный уголь), с поверхностью нагрева котлов 75 кв. м; одна должность в смену — при газовом отоплении. При централизованном теплоснабжении (ТЭЦ): одна должность при наличии теплового пункта; одна должность при наличии бойлеров и насосов в смену;

— при наличии в дошкольном учреждении конного или автомобильного транспорта устанавливается должность возчика или водителя;

— в дошкольных учреждениях рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий вводятся в соответствии с производственной необходимостью: 0,25 ед. должности — на каждые две группы. Дополнительно: 0,5 должности — при наличии бассейна и 4 — 8 групп; одна должность — при наличии бассейна, девяти и более групп;

— должность уборщика служебных помещений устанавливается из расчета 0,5 ед. на каждые 250 кв. м убираемой площади, но не менее 0,25 должности на учреждение;

— нормативы численности сторожей устанавливаются по нормативам межведомственной охраны.

Нормативы численности работников, обслуживающих
бассейн детского дошкольного учреждения

Кроме вышеуказанного, разд. 2.5 содержит следующие нормативы численности:

— инструктор по физической культуре — 0,25 ед. на каждые две группы;

— уборщик помещений бассейна — 0,5 ед. при количестве групп, с которыми проводятся занятия по плаванию, до восьми; единица — при наличии девяти и более групп.

В.А. Корнеев,

эксперт журнала “Отдел кадров бюджетного учреждения“

“Отдел кадров бюджетного учреждения“, N 1, январь 2009 г.

————————————————————————-
*(1) Постановление Минтруда РФ от 21.04.1993 N 88 “Об утверждении нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)“.

*(2) Письмо Минобразования РФ от 17.11.2003 N 38-06-11 “О направлении типовых структур и нормативов численности органов управления образованием и методических рекомендаций по их применению“.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *