Критерии эффективного коллектива

Posted On 24.01.2018

Коллектив: признаки, критерии, функции

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Коллектив: признаки, критерии, функции……………………………………….5

2.Социально – психологические характеристики коллектива………………………13

Заключение…………………………………………………………………………19

Список литературы………………………………………………………………..20

Введение

С развитием современного научно — технического и общественного прогресса, с его противоречащими и социально — психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы социально- психологического климата коллектива.

Благоприятный социально — психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Формирование и совершенствование социально-психологического климата — это постоянная практическая задача руководителей любого ранга.

Климат это не только проблема сегодняшних социально- психологических сложностей социального и научно-технического прогресса, но одновременно и проблема решения завтрашних перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей.

Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим. Формирование хорошего социально-психологического климата требует, особенно от руководителей и психологов, понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

Актуальность данной проблемы имеет место, прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей постоянным ростом их личностных притязаний. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции.

Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием, как организации, так и условий труда.
Цель работы: определить, какие социально- психологические характеристики коллектива влияют на рабочий процесс.

Задачи:

1. Изучить понятие коллектив

2. Определить и охарактеризовать социально – экономические характеристики, значимые для управления

Объект исследования — коллектив.

Предмет – социально – психологические характеристики коллектива.

Коллектив: признаки, критерии, функции

Коллектив — группа людей, объединенных общими целями и задачами, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности, высокого уровня развития.

Признаками коллектива являются:

  • Единство целей, воли коллектива. Это первый признак. Общность целей сплачивает людей, направляет их волю. Цели коллектива вытекают из потребностей и интересов членов коллектива и общества. С самого начала образования коллектива определяются его цели. Постепенно все большее количество людей проникается целями группы, вследствие чего ее цели становятся стремлениями каждого. Только при этом условии формируется подлинное единство воли. Общие цели конкретизируются коллективом; устанавливается определенная иерархия целей;
  • Воля личности не сводится к постановке цели, решающее значение имеет сам процесс исполнения, процесс регулирования деятельности коллектива, который ведет к достижению поставленной цели. Единая воля слагается из воли руководителя, лиц и организаций, составляющих коллектив.
  • Личные воли, сливаясь в единую волю, не теряют своей значимости, так как каждая из них вносит свой вклад в общее дело. Как только теряется единство цели и воли вследствие противоречия личных и общих мотивов, конфликтных отношений, начинается распад коллектива.
  • Идейная общность, под которой понимается единство морально-политических взглядов подавляющего большинства членов коллектива, лежит в основе формирования общественного мнения, которое регулирует отношения внутри коллектива и поведение каждой личности. Благодаря идейной общности в коллективе нет антагонизма во взглядах и напряженной борьбы мнений в оценке происходящих событий.

  • Идейная общность, как и философия фирмы, является составляющей организационной культуры, но не предполагает устранения различий в понимании происходящего отдельными лицами и микрогруппами, которые определяются уровнем образования, общего и политического развития, возрастом и различным жизненным опытом, глубиной или поверхностью мышления, зависят от количества и качества информации, которой располагают члены коллектива, и т.д.;
  • Сотрудничество и взаимопомощь. Коллектив — это группа людей, сотрудничающих друг с другом. Без этого не может быть коллектива, общности. Если между людьми нет антагонизма, их объединяют общие цели и интересы, то в коллективе устанавливаются отношения товарищеской взаимопомощи. Сотрудничество и взаимопомощь в настоящем коллективе имеют принципиальную основу;
  • Руководство. Важнейший признак коллектива — наличие органов управления и руководства. Всякий совместный труд людей требует координации, согласования, планирования, что немыслимо без управления;

Внутренний психологический климат характеризует взаимоотношения работников в коллективе. На него влияет удовлетворенность человека группой и своим местом в ней, совместимость и взаимоотношения с окружающими, степень участия в управлении, самоуправлении, стиль руководства. Во многом он зависит и от умения членов коллектива сознательно жить по законам коллектива, подчиняться установленным ими самими требованиям и порядкам.

О важности благоприятного психологического климата можно судить, например, по тому обстоятельству, что плохое настроение снижает эффективность работы примерно в полтора раза. Поскольку обстоятельства поддаются целенаправленному воздействию, психологический климат можно в определенной степени формировать и корректировать.

Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими.

Группа на пути к коллективу проходит несколько этапов:

  • взаимная ориентация – этот этап заключается в наблюдении друг за другом, попытках понять для себя важные свойства партнеров. Это этап невысокой работоспособности группы. Мероприятия, сокращающие эту фазу – организация встречи с изложением цели группы и функций ее членов;
  • эмоциональный подъем – определяется преимуществом контактов, оживленных новизной ситуации;
  • спад психологического контакта – возникает потому, что люди приступают к совместной деятельности, в которой обнаруживаются не только достоинства, но и недостатки. Формируется некоторая взаимная неудовлетворенность;
  • подъем психологического контакта.

Малая группа, чтобы называться коллективом, должна соответствовать весьма высоким требованиям:

  • успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности);
  • иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения;
  • создавать для каждого своего члена возможность развития личности;
  • быть способной к творчеству, то есть как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.

Груп­повые процессы в коллективе образуют многоуровневую структуру, ядром корой является сов­местная деятельность, обусловленная социально значимыми целями.

Первый уровень (страта) структуры коллектива образуют отношения его членов к содержанию и ценностям коллективной деятельности, обеспечиваю­щие его сплоченность как ценностно-ориентационное единство. Вто­рой уровень — межличностные от­ношения, опосредствованные сов­местной деятельностью (коллективистское самоопределение, коллективистская идентификация и т. д.).

Третий уровень — межличностные отношения, опосредствованные цен­ностными ориентациями, не связанными с совместной деятельно­стью. Закономерности, действующие на третьем уровне структуры коллектива, не проявляют себя на втором, и на­оборот, и поэтому оценки, относя­щиеся, например, к фактам, экспе­риментально полученным в пределах третьего уровня, не могут быть пе­ренесены на характеристику второго уровня и коллектив в целом.

Это ориен­тирует психолога, осуществляющего диагностику развитости коллектива, на обра­щение к параметрам, выявляющим его сущностные, а не случайные (поверхностные) качества.

Трудовой коллектив является основной ячейкой общества, которая объединяет всех работников предприятия, учреждения, организации для достижения определенной конкретной цели их совместной трудовой деятельности.
Все трудовые коллективы имеют общие свойства:

  • наличие общей цели, единство интересов членов трудового коллектива;
  • общественно-политическая значимость деятельности;
  • отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи
  • социально-психологическая общность членов коллектива;
  • управляемость;
  • наличие четко обозначенной структуры взаимодействий и определенного круга обязанностей, прав и задач.

В основу классификации трудовых коллективов может быть положено несколько критериев, в соответствии с которыми они могут быть подразделены следующим образом:

  • по формам собственности (государственные, частные и т.п.);
  • по сферам деятельности (производственные и непроизводственные);
  • по времени существования (временные и постоянные);
  • по стадии развития (формирующиеся, стабильные, распадающиеся).
  • по подчиненности (основной, первичный, вторичный).

Трудовые коллективы призваны выполнять следующие типичные функции.

  • Функция управления производством – осуществляется через различные формальные органы коллективного управления, общественные организации, специальные выборные и назначаемые органы, непосредственное участие работников в управлении.
  • Целевая – производственная, экономическая: выпуск определенной продукции, обеспечение экономической эффективности деятельности и т.д.
  • Воспитательная функция – осуществляется методами социально-психологического воздействия и через органы управления.
  • Функция стимулирования эффективного трудового поведения и ответственного отношения к профессиональным обязанностям.
  • Функция развития коллектива – формирование навыков и умений коллективной работы, совершенствование методов деятельности.
  • Функция поддержки рационализаторства и изобретательства.

С содержательной стороны коллектив определяют как такую общность, в которой межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

При таком понимании трудового коллектива в его структуре всегда (в разной степени) присутствуют три главных элемента: лидерская группа, ядро, периферийная часть.

Лидерскую группу представляют члены трудового коллектива, на которых функционально возложена функция руководства, или член коллектива, который в силу своих личностных качеств пользуется авторитетом у большинства других его членов.

Ядро составляют те члены трудового коллектива, которые уже утвердились в коллективе, идентифицировались с ним, то есть, являются носителями коллективного сознания, норм и ценностей.

Периферийную часть структуры трудового коллектива образуют те его члены, которые либо недавно включились в систему коллективных отношений и еще не идентифицировались с ней, либо присутствуют в коллективе, лишь функционально. Именно эта часть коллектива в первую очередь является объектом «манипулирования» со стороны лидера.

Этот термин, ныне широко употребляемый, часто принято ставить в один ряд с понятиями духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения.

Коллектив играет огромную роль в жизни каждого человека, которую трудно переоценить. Прежде всего, в его рамках удовлетворяется естественная потребность людей в общении и деловом взаи­модействии, в принадлежности к группе себе подобных; у коллектива человек в необходимых случаях обретает поддержку и защиту; в своем коллективе он в первую очередь находит признание успехов и достижений. В то же время, наряду с желанием быть в коллективе, люди хотят отличаться от других, оставаться какими они есть индивидуальностями, достойными уважения.

Роль коллектива в жизни человека:

  • в коллективе удовлетворяется потребность человека в обще­нии и деловом взаимодействии с людьми;
  • в коллективе человек находит поддержку и защиту, признание
    своих успехов и достижений;
  • в коллективе человек имеет возможность взглянуть на себя
    со стороны, оценить себя;
  • в коллективе человек учится жить и работать в окружении
    других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы;
  • коллектив стимулирует творческую активность людей, их
    стремление к совершенствованию.

Имеет место и негативное влияние коллектива на человека, и наоборот, сильная личность может подчинить себе кол­лектив и толкнуть его на негативную деятельность. С управленческой точки зрения взаимоотношение личности и коллектива должно характеризоваться доверительным партнерством. Не отказываясь от собственных позиций, личность должна уважительно относиться к целям и нуждам коллектива.

Воздействуя на поведение людей, коллектив во многом способствует его изменению. Здесь человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Коллектив изменяет человека, так как ему приходится учиться жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. Коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства людей, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству в соревновании.

В зависимости от характера самого коллектива его влияние на личность может быть как позитивным, так и негативным. Сплоченный, но не настроенный на конструктивное поведение коллектив, может разлагающе влиять на нее, вынуждать к антисоциальному поведению. В свою очередь, человек также пытается воздействовать на коллектив, делать его более «удобным» для себя.

Результативность такого воздействия зависит от силы обеих сторон. Сильная личность может подчинить себе коллектив, в том числе и в результате конфликта с ним; слабая, наоборот, сама ему подчи­няется и растворяется в нем, а коллектив взамен берет на себя заботу о благополучии личности.

Идеальная с управленческой точки зрения ситуация располагается где-то посредине и характеризуется доверительными партнерскими отношениями между трудовым коллективом и его участниками, не отказывающимися от собственных позиций, но уважительно относящимися к общим целям и нуждам.

Факторы, влияющие на эффективность рабочей группы

Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 380 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.004 с)…

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *