Методика перепутанные линии для младших школьников
Posted On 10.03.2018
Цель: измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания с помощью методики «Перепутанные линии» (рис.1.3).
Оборудование: секундомеры, специальные бланки.
Инструкция: Опыт может проводиться как индивидуально, так и в группе. Перед началом работы испытуемым зачитывается инструкция: «Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача ‑ проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок».
Если опыт проводится коллективно, то в инструкцию добавляют: «Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы запишите его в нижней части бланка».
Другой вариант проведения опыта ‑ с ограничением времени выполнения задания, после чего дается команда «Стоп!» и работа прекращается (в зависимости от состава испытуемых можно устанавливать 7-и или 10-минутный интервал).
При наблюдении за выполнением задания испытуемыми экспериментатор следит за тем, что преобладает у испытуемого ‑ установка на скорость или на точность; уверен ли в себе испытуемый, проверяет ли себя или нет; испытывает ли трудности при прослеживании (в начале, середине или конце задания); пытается ли он помочь себе (несмотря на запрет) пальцем, карандашом. При этом можно фиксировать время, за которое испытуемый прослеживает каждые 5 линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.), что даст возможность судить о влиянии утомления на выполнение задания.
Содержание
- Экспериментальное исследование устойчивости внимания у детей по методике «Перепутанные линии»
- Диагностика познавательных процессов школьников (стр. 10 )
- Методика «Запутанные линии»
- Название теста
- Предназначение
- Оцениваемые качества
- Возрастная категория
- Порядок проведения
- Инструкция
- Задания
- Обработка результатов
- Год разработки теста
- Номер версии
- Постоянная ссылка
- Библиографическая ссылка
- Исследуем показатели внимания ребёнка с помощью методики «Перепутанные линии»
- Разработчик
- Лицензия
- См. также
Экспериментальное исследование устойчивости внимания у детей по методике «Перепутанные линии»
В этом случае бланк протокола исследования такой же как для таблиц Шульте. После окончания работы следует спросить испытуемого о том, какие трудности он испытывал, считает ли он, что хорошо справился с заданием или нет, и почему он так считает.
Бланк методики «Перепутанные линии»
Ф.И.О.______________ Дата________
![]() |
Обработка результатов. В варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету (с помощью заранее заготовленного «ключа») числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся непрослеженными); в варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения задания. В последнем случае можно вычислить показатель успешности выполнения задания (Y):
где Т ‑ время выполнения задания (мин),
N np, ‑ количество правильно прослеженных линий.
Полученные показатели интерпретируют, исходя из того, что ошибки в прослеживании линий и медленный темп работы (большое время поиска) при нормальной остроте зрения свидетельствует о слабой концентрации внимания. Об устойчивости (или наоборот, истощаемости) концентрированного внимания судят по сохранению (либо) снижению темпа работы от начала к концу задания.
После получения индивидуальных оценок успешности (Y) или показателей количества правильно прослеженных линий (в варианте с ограничением времени) вычисляются соответствующие средне-групповые оценки, строятся 95%-ные доверительные интервалы и делаются диагностические выводы. Результаты можно сравнивать с данными, полученными на различных контингентах испытуемых.
Критерии оценки по методике «Перепутанные линии»:
19 и более |
-отлично; |
4 — 9 |
— удовлетворительно; |
10 — 18 |
— хорошо; |
3 и менее |
— неудовлетворительно. |
![]() |
Рис.1.3. Ключ к методике «Перепутанные линии»
Цель методики «Перепутанные линии»: измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания с помощью методики «Перепутанные линии».
Оборудование: секундомеры, специальные бланки .
Ход опыта. Опыт может проводиться как индивидуально, так и в группе. Перед началом работы испытуемым зачитывается инструкция: «Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача — проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок».
Если опыт проводится коллективно, то в инструкцию добавляют: «Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы запишите его в нижней части бланка».
Другой вариант проведения опыта — с ограничением времени выполнения задания, после чего дается команда «Стоп!» и работа прекращается (в зависимости от состава испытуемых можно устанавливать 7-и или 10-минутный интервал).
При наблюдении за выполнением задания испытуемыми экспериментатор следит за тем, что преобладает у испытуемого — установка на скорость или на точность; уверен ли в себе испытуемый, проверяет ли себя или нет; испытывает ли трудности при прослеживании (в начале, середине или конце задания); пытается ли он помочь себе (несмотря на запрет) пальцем, карандашом. При этом можно фиксировать время, за которое испытуемый прослеживает каждые 5 линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.), что даст возможность судить о влиянии утомления на выполнение задания.
Диагностика познавательных процессов школьников (стр. 10 )
В этом случае бланк протокола исследования такой же как для таблиц Шульте. После окончания работы следует спросить испытуемого о том, какие трудности он испытывал, считает ли он, что хорошо справился с заданием или нет, и почему он так считает.
Бланк методики «Перепутанные линии»
Ф.И.О.______________ Дата________
![]() |
Обработка результатов. В варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету (с помощью заранее заготовленного «ключа») числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся непрослеженными); в варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения задания. В последнем случае можно вычислить показатель успешности выполнения задания (Y):
где Т — время выполнения задания (мин),
N np, — количество правильно прослеженных линий.
Полученные показатели интерпретируют, исходя из того, что ошибки в прослеживании линий и медленный темп работы (большое время поиска) при нормальной остроте зрения свидетельствует о слабой концентрации внимания. Об устойчивости (или наоборот, истощаемости) концентрированного внимания судят по сохранению (либо) снижению темпа работы от начала к концу задания.
После получения индивидуальных оценок успешности (Y) или показателей количества правильно прослеженных линий (в варианте с ограничением времени) вычисляются соответствующие средне-групповые оценки, строятся 95%-ные доверительные интервалы и делаются диагностические выводы. Результаты можно сравнивать с данными, полученными на различных контингентах испытуемых.
Критерии оценки по методике «Перепутанные линии»:
19 и более |
-отлично; |
4 — 9 |
— удовлетворительно; |
10 — 18 |
— хорошо; |
3 и менее |
— неудовлетворительно. |
Ключ к методике «Перепутанные линии»
![]() |
Методика «Запутанные линии»
Название теста
Методика «Запутанные линии»
Предназначение
Методика предназначена для оценки концентрации внимания у детей. Используется в батарее с другими тестами на внимание.
Методика проводится индивидуально.
Оцениваемые качества
Внимание
Возрастная категория
6-10
Порядок проведения
Перед ребенком на стол кладется карточка с переплетенными линиями («нитями»). Ребенок должен показать все эти линии – особенно их начало и конец.
Ребенок может водить пальцем по карточке.
Инструкция
Представь, что на стол упали несколько нитей. Они переплелись между собой. Сколько ты видишь нитей на карточке? Покажи их все. Покажи, где начало у каждой нити и где ее конец.
Задания
Обработка результатов
За каждую правильно найденную «нить» ребенок получает один балл.
Результат интерпретируется по пятибалльной системе:
5 – отлично,
4 – хорошо,
3 – удовлетворительно,
2 – неудовлетворительно,
1 или 0 – плохо.
Год разработки теста
2016
Номер версии
1.0
Постоянная ссылка
http://azps.ru/tests/pozn/zaputannye_linii.html
Библиографическая ссылка
1. Методика «Запутанные линии» // А. Я.
Исследуем показатели внимания ребёнка с помощью методики «Перепутанные линии»
Психология (azps.ru) : . 13.11.2016. – Режим доступа: http://azps.ru/tests/pozn/zaputannye_linii.html (13.11.2016).
Разработчик
Лаборатория azps.ru
Лицензия
Текстовое содержимое доступно в соответствии с GNU Free Documentation License.
См. также
Тесты для детейТесты способностей
RSS
azps@azps.ru