Методика шварца для изучения ценностей личности

Posted On 15.03.2018

Методика Шварца для изучения ценностей личности
Часть 1
ИНСТРУКЦИЯ: Вам нужно ответить на вопрос: «Какие ценности важны для меня как руководящие принципы моей жизни и какие ценности менее важны для меня?». Далее на последующих страницах приведены два списка ценностей, взятых из различных культур. В скобках приведено объяснение каждой ценности.
Ваша задача заключается в том, чтобы оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа Вашей жизни.
Используйте оценочную шкалу отметок от -1 до 7.
Чем выше номер (-1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), тем более важной данная ценность является для Вас как руководящий принцип Вашей жизни. При этом примерно ориентируйтесь на следующие значения отметок: отметка «-1» характеризует ценности, противоположные Вашим принципам, отметка «0» означает, что ценность совершенно не важна, не является руководящим принципом Вашей жизни, отметка «3» означает, что ценность важна, отметка «6» означает, что ценность очень важна, отметка «7» характеризует ценности высшей значимости, обычно таких ценностей не должно быть более двух.Перед каждой ценностью в списке проставьте номер, указывающий важность этой ценности лично для вас как руководящего принципа вашей жизни. Постарайтесь различать ценности насколько это возможно, используя все номера от-1 до 7 (-1,0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7).
Как руководящий принцип моей жизни эта ценность является:
Противополож-
ной моим принципам Не важной Важной Очень
важной Высшей значимости
-1 0 1 2 3 4 5 6 7
Для начала просмотрите ценности из Списка 1, выберите одну из них, которая является самой важной для Вас, и оцените ее значимость (отметка «7»). Далее выберите ценность, которая наиболее противоречит Вашим принципам, и оцените ее (отметка -1). Если нет такой ценности, выберите ценность, наименее важную для Вас, и оцените ее отметкой «0» или «1», в соответствии с ее значимостью. Затем оцените все остальные ценности из Списка 1.

СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ 1
_____РАВЕНСТВО (равные возможности для всех)
_____ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (быть в мире с самим собой)
_____СОЦИАЛЬНАЯ СИЛА (контроль над другими, доминантность)
_____УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний)
_____СВОБОДА (свобода мыслей и действий)
_____ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (акцент на духовных, а не на материальных вопросах)
_____ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (ощущение, что другие заботятся обо мне)
_____СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК (стабильность общества)
_____ЖИЗНЬ, ПОЛНАЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ (стремление к новизне)
_____СМЫСЛ ЖИЗНИ (цели в жизни)
_____ВЕЖЛИВОСТЬ (предупредительность, хорошие манеры)
_____БОГАТСТВО (материальная собственность, деньги)
_____НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (защищенность своей нации от врагов)
____САМОУВАЖЕНИЕ (вера в собственную ценность)
_____УВАЖЕНИЕ МНЕНИЯ ДРУГИХ (учет интересов других людей, избегание конфронтации)
_____КРЕАТИВНОСТЬ (уникальность, богатое воображение)
_____МИР ВО ВСЕМ МИРЕ (свобода от войны и конфликтов)
_____УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (сохранение признанных традиций, обычаев)
_____ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ (глубокая эмоциональная и духовная близость)
_____САМОДИСЦИПЛИНА (самоограничение, устойчивость к соблазнам)
_____ПРАВО НА УЕДИНЕНИЕ (право на личное пространство)
_____БЕЗОПАСНОСТЬ СЕМЬИ (безопасность для близких)
_____СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ (одобрение, уважение других)
_____ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ (слияние с природой)
_____ИЗМЕНЧИВАЯ ЖИЗНЬ (жизнь, наполненная проблемами, новизной и изменениями)
_____МУДРОСТЬ (зрелое понимание мира)
_____АВТОРИТЕТ (право быть лидером или командовать)
_____ИСТИННАЯ ДРУЖБА (близкие друзья)
_____МИР КРАСОТЫ (красота природы и искусства)
_____СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (исправление несправедливости, забота о слабых)
СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ 2
Теперь оцените, насколько важна каждая из следующих ценностей для Вас, как руководящий принцип Вашей жизни. Эти ценности выражены в способах действия, которые могут быть более или менее важными для Вас. Попытайтесь различить ценности, насколько это возможно, используя все номера. Для начала прочитайте ценности в списке 2, выберите то, что для Вас наиболее важно, оцените на шкале (отметка 7). Затем выберите ценность, которая противоречит вашим принципам (отметка —1). Если такой ценности нет, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее отметками 0 или 1, в соответствии с ее значимостью. Затем оцените остальные ценности.
Как руководящий принцип моей жизни, эта ценность является:
Противоположной моим принципам Не важной Важной Очень важной Высшей значимости
-1 0 1 2 3 4 5 6 7
31.______ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ (надеющийся на себя, самодостаточный)
32.____СДЕРЖАННЫЙ (избегающий крайностей в чувствах и действиях)
33.____ ВЕРНЫЙ (преданный друзьям, группе)
34.____ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ (трудолюбивый, вдохновенный)
35.____ ОТКРЫТЫЙ К ЧУЖИМ МНЕНИЯМ (терпимый к различным идеям и верованиям)
36. ____СКРОМНЫЙ (простой, не стремящийся привлечь к себе внимание)
37._____ СМЕЛЫЙ (ищущий приключений, риск)
38. _____ЗАЩИЩАЮЩИЙ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (сохраняющий природу)
39. _____ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (имеющий влияние на людей и события)
40. _____УВАЖАЮЩИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ (проявляющий уважение)
41. _____ВЫБИРАЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ (отбирающий собственные намерения)
42. _____ЗДОРОВЫЙ (не больной физически или душевно)
43. ______СПОСОБНЫЙ (компетентный, способный эффективно действовать)
44. _____ПРИНИМАЮЩИЙ ЖИЗНЬ (подчиняющийся жизненным обстоятельствам)
45. _____ЧЕСТНЫЙ (откровенный, искренний)
46. _____СОХРАНЯЮЩИЙ СВОЙ ИМИДЖ (защита собственного «лица»)
47. _____ПОСЛУШНЫЙ (исполнительный, подчиняющийся правилам)
48. _____УМНЫЙ (логичный, мыслящий)
49. _____ПОЛЕЗНЫЙ (работающий на благо других)
50. _____НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЬЮ (наслаждение едой, сексом, развлечениями и др.)
51. _____БЛАГОЧЕСТИВЫЙ (придерживающийся религиозной веры и убеждений)
52. _____ОТВЕТСТВЕННЫЙ (надежный, заслуживающий доверия)
53. _____ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (интересующийся всем, пытливый)
54. _____СКЛОННЫЙ ПРОЩАТЬ (стремящийся прощать другого)
55. ______УСПЕШНЫЙ (достигающий цели)
56.______ЧИСТОПЛОТНЫЙ (опрятный, аккуратный)
57. _____ПОТВОРСТВУЮЩИЙ СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ (занимающийся тем, что доставляет удовольствие)

Приложенные файлы

  • 8574481
    Размер файла: 21 kBЗагрузок: 0

Запись опубликована автором uploader в рубрике Прочее.

Шкала ценностей.

Предыдущая1234567891011Следующая

Жизнь человека — это абсолютная ценность, но ценность этой ценности, то, что мы называем содержанием смысла жизни, состоит не в количестве прожитых лет, а в том, что эту жизнь наполняет и что определяется ценностными установками «Я» индивида. Эти установки (ориентиры) допускают сравнение, в результате которого в сообществе людей вырабатывается некая шкала этих установок, по которой «распределяются» смыслы жизни всех членов этого сообщества. При этом, чем шире сообщество, чем ближе оно к человечеству в целом, тем адекватнее эта шкала ценностей отражает созидательные и разрушительные тенденции в обществе, которые далеко не всегда осознаются людьми таковыми в конкретном сообществе людей, скажем, в этносе, в сообществе единоверцев и т. д. Процессы глобализации явно работают на примат общечеловеческой шкалы ценностей, хотя в реальной жизни индивиды почти всегда «втиснуты» в узкие рамки тех или иных конкретных сообществ с соответствующей каждому из них шкалой смысложизненных ценностей. Тех, кто пытался или пытается выйти за эти рамки, современники приговаривают к отравленной чаше вина, как Сократа, распятию на кресте, как Иисуса, объявляют сумасшедшим, как Чаадаева, клеймят прозвищами отщепенцев и диссидентов, врагов народа, уничтожают в тюрьмах и лагерях, высылают из страны, как в советской империи и т.

Методика Ш.Шварца по изучению ценностных ориентаций

д.

Как мне представляется, воображаемая, но, тем не менее, существующая общечеловеческая шкала ценностей, имеющих смысложизненное значение, отражает саму историю становления и эволюции человеческой цивилизации, поскольку на этой шкале время от времени появляются новые, более высокие отметки, «риски». Начинается эта шкала с отметок, которые соответствуют ценностям «словесных зверей», по образному и точному выражению псковского летописца. Ниже этих отметок нет ценностей, нет человека, нет и смысла жизни.

Я не случайно назвал общечеловеческую шкалу смысложизненных ценностей воображаемой, но существующей. Действительно, эта шкала не линейка, которую можно «приложить» к человеку, к его жизни. К счастью, такой «прокрустовой» линейки человечество еще не изобрело и не дай бог, если изобретет. Здесь важны не миллиметры отсчета, а принципиальное признание того факта, что в обществе существует определенная иерархия ценностей, причем людей всегда привлекали поиски высших ценностей жизни. Под решением проблемы смысла жизни чаще всего подразумевалось открытие и обоснование таких ценностей, под них создавались мощные философские и религиозные учения.

У Платона это учение о безусловном благе; у Аристотеля — этика добродетелей, к которым он причислял мудрость, рассудительность, мужество, справедливость; у Августина Аврелия — учение о божественной благодати; у И.Канта — этика долга (учение о моральных максимах); у Н. Бердяева — философия любви; в современной философии — этика ответственности и т.д. Есть и другие, не столь определенные и обоснованные, но не менее интересные решения проблемы высших ценностей и смысла жизни. Так, известный гуманист А. Швейцер выдвинул тезис, противоположный декартовоскому — «я мыслю, следовательно, существую»: «я — жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая хочет жить», из которого он вывел свой основной этический принцип — «благоговение перед жизнью». То, что я называю «шкалой ценностей», является шкалой сравнений, т.е. продуктом мыслительной деятельности людей, это относится и к высшим смысложизненным ценностям. Вопрос можно поставить так: имеют ли высшие смысложизненные ценности объективное содержание, или они от начала до конца — плод воображения гениальных мыслителей ? Мы, по сути, уже ответили на этот вопрос: объективным содержанием высших смысложизненных ценностей является такая деятельность человека, которая совпадает с созидательными тенденциями в человеческом обществе.

Чрезвычайная многогранность такой деятельности не может не порождать многообразие ответов на вопрос о высших ценностях жизни, которые, как их ни формулируй, не в состоянии вместить в себя всю созидательную деятельность без остатка. В эту проблему прибавляет сложности и то обстоятельство, что между созидательными и разрушительными тенденциями существует определенная диалектика взаимоотношений: созидание связано с разрушением, а разрушение — с созиданием. Отсюда неизбежная связь добра со злом, блага с не-благом и т.д. Однополюсной мир ценностей так же невозможен, как однополюсной магнит. Это не значит, что добро и зло, благо и не-благо и т. д. являются однопорядковыми ценностями с противоположным знаком. Созидание всегда требует больших усилий, чем разрушение; соответственно, добро и благо являются в волевом отношении более труднодостижимыми ценностями, чем зло и не-благо.

Предыдущая1234567891011Следующая

Поиск Лекций

Исследование динамики изменения ценностей (тест Шварца)

Цель: исследование динамики изменения ценностей как в группах (культурах) в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами

Под ценностями Шалом Шварц (Schwartz Shalom H.) подразумевал "познанные" потребности, непосредственно зависящие от культуры, среды, менталитета конкретного общества (см. рис. Модель соотношения десяти основных человеческих ценностей (круг ценностей Шварца). В основе опросника Шварца лежит теория, согласно которой все ценности делятся на социальные и индивидуальные. Опросник разработан Шаломом Шварцем в 1992 г. При разработке опросника автор использовал методику Рокича, качественно модифицировав, расширив и усовершенствовав ее концептуальную базу. Опросник Шварца состоит из двух частей.

Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность. Список ценностей состоит из двух частей: существительных и прилагательных, включающих 57 ценностей. Испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от 7 до -1 баллов. Вторая часть опросника Шварца представляет собой профиль личности. Состоит из 40 описаний человека, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала от 4 до -1 баллов.

Ключ, обработка результатов

Методика дает количественное выражение значимости каждого из десяти мотивационных типов ценностей на двух уровнях:

— на уровне нормативных идеалов и

— на уровне индивидуальных приоритетов.

Обработка результатов проводится путем соотнесения ответов испытуемого с ключом. Соответствующий ключ приводится ниже (в таблице 2). В нем указаны номера пунк­тов обеих частей опросника, соответствующие каждому типу ценностей. Средний балл по данному типу ценности показывает степень ее значимости.

При обработке первого раздела опросника — «Обзор ценностей» (уровень нормативных идеалов) — результаты по спискам 1 и 2 суммируются.

Перед подсчетом результатов второго раздела опросника — «Профиль личности» — необходимо перевести шкалу опросника в баллы. Ключ для перевода ответов ис­пытуемых в баллы приводится ниже в таблице 1.

Таблица 1

Пункты шкалы Очень похож на меня Похож на меня В некоторой степени похож на меня Немного похож на меня Не похож на меня Совсем не похож на меня
Количество баллов -1

При первичной обработке данных по каждой части опросника («Обзор ценностей» и «Профиль личности») высчитывается средний балл для выбранных испытуемым ответов в соответствии с ключом (см. таблица 2). Обработка проводится отдельно для каждого из 10 типов ценностных ориентации.

Величина этого среднего балла по отношению к другим позволяет судить о степени значимости этого типа ценностей для испытуемого.

Следует обратить внимание, что данные, полученные по первой и второй частям опросника, обычно не совпадают, так как ценностные ориентации личности на уровне нор­мативных идеалов не всегда могут реализоваться в поведении вследствие ограничения возможностей человека, группового давления, соблюдения определенных традиций, следования образцам поведения и другим причинам.

В соответствии со средним баллом по каждому типу ценностей устанавливается их ранговое соотношение. Каждому типу ценностей присваивается ранг от 1 до 10. Первый ранг присваивается типу ценностей, имеющему наиболее высокий средний балл, десятый — имеющему самый низкий средний балл. Ранг от 1 до 3, полученный соответствующими типами ценностей, характеризует их высокую значимость для испытуемого. Ранг от 7 до 10 свидетельствует о низкой значимости соответствующих ценностей.

Таблица 2

Тип ценностей (10 основных ценностей) Ключ для обработки результатов
ОБЗОР ЦЕННОСТЕЙ (уровень нормативных идеалов) — список 1 и 2 ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ (уровень индивидуальных приоритетов)
Список 1 Список 2  
1. Конформность 11, 20 10, 17 7, 16, 28, 36
2. Традиции 2, 6, 14, 21 9, 20, 25, 38
3. Доброта 3, 15, 19, 22, 24 12, 18, 27, 33
4. Универсализм 1, 17, 24, 26, 29, 30 5, 8 3, 8, 19, 23, 29, 40
5. Самостоятельность 5, 16 1, 11, 23 1, 11,22,34
6. Стимуляция 9, 25 6, 15, 30
7. Гедонизм 20, 27 10, 26, 37
8. Достижения 4, 9, 13, 25 4, 13, 24, 32
9. Власть 3, 12, 27 2, 17, 39
10. Безопасность 8, 13, 15, 22 5, 14, 21, 31, 35

Первая часть опросника

Инструкция. Спросите себя: "Какие ценности важны для меня как руководящие принципы в Моей жизни? Какие ценности менее важны для меня?" Ваша задача: оценить, насколько важна для Вас каждая ценность в качестве руководящего принципа в Вашей жизни.

Шкала для оценки

7 — исключительно важная в качестве руководящего принципа Вашей жизни ценность (обычно таких ценностей бывает одна-две);

6 — очень важная;

5 — достаточно важная;

4 — важная;

3 — не очень важная;

2 — маловажная;

1 — не важная;

0 — совершенно безразличная;

-1 — это противоположно принципам, которым Вы следуете.

До того, как Вы начнете, прочитайте список из 30 ценностей и выберите одну, которая наиболее важна для Вас, и оцените ее важность "7". Далее, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее -1, 0 или 1, согласно её важности.

Затем оцените оставшиеся ценности (от -1 до 7).

Тестовый материал

Список ценностей I Шкалы
1. РАВЕНСТВО (равные возможности для всех)  
2. ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (быть в мире с самим собой)  
3. СОЦИАЛЬНАЯ СИЛА (контроль над другими, доминантность)  
4. УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний)  
5. СВОБОДА (свобода мыслей и действий)  
6. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (акцент на духовных, а не материальных вопросах)  
7. ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (ощущение, что другие заботятся обо мне)  
8. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК (стабильность общества)  
9. ЖИЗНЬ, ПОЛНАЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ (стремление к новизне)  
10. СМЫСЛ ЖИЗНИ (цели в жизни)  
11. ВЕЖЛИВОСТЬ (предупредительность, хорошие манеры)  
12. БОГАТСТВО (материальная собственность, деньги)  
13. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (защищенность своей нации от врагов)  
14. САМОУВАЖЕНИЕ (вера в собственную ценность)  
15. УВАЖЕНИЕ МНЕНИЯ ДРУГИХ (учет интересов других людей, избегание конфронтации)  
16. КРЕАТИВНОСТЬ (уникальность, богатое воображение)  
17. МИР ВО ВСЕМ МИРЕ (свобода от войны и конфликтов)  
18. УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (сохранение признанных традиций, обычаев)  
19. ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ (глубокая эмоциональная и духовная близость)  
20. САМОДИСЦИПЛИНА (самоограничение, устойчивость к соблазнам)  
21. ПРАВО НА УЕДИНЕНИЕ (право наличное пространство)  
22. БЕЗОПАСНОСТЬ СЕМЬИ (безопасность для близких)  
23. СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ (одобрение, уважение других)  
24. ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ (слияние с природой)  
25. ИЗМЕНЧИВАЯ ЖИЗНЬ (жизнь, наполненная проблемами, новизной и изменениями)  
26.

МУДРОСТЬ (зрелое понимание мира)  
27. АВТОРИТЕТ (право быть лидером или командовать)  
28. ИСТИННАЯ ДРУЖБА (близкие друзья)  
29. МИР КРАСОТЫ (красота природы и искусства)  
30. СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (исправление несправедливости, забота о слабых).  

Теперь оцените, насколько важна каждая из следующих ценностей для Вас, как руководящий принцип Вашей жизни. Эти ценности выражены в способах действия, ко­торые могут быть более или менее важными для Вас. Попытайтесь различить ценности, насколько это возможно, используя все номера. Для начала прочитайте ценности в списке 2, выберите то, что для Вас наиболее важно, оцените на шкале (отметка 7). Затем выберите ценность, которая противоречит вашим принципам (отметка — 1). Если такой ценности нет, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее отметками 0 или 1, в соответствии с ее значимостью. Затем оцените остальные ценности.

Список ценностей II Шкалы
1. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ (надеющийся на себя, самодостаточный)  
2. СДЕРЖАННЫЙ (избегающий крайностей в чувствах и действиях)  
3. ВЕРНЫЙ (преданный друзьям, группе)  
4. ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ (трудолюбивый, вдохновенный)  
5. ОТКРЫТЫЙ К ЧУЖИМ МНЕНИЯМ (терпимый к различным идеям и верованиям)  
6. СКРОМНЫЙ (простой, не стремящийся привлечь к себе внимание)  
7. СМЕЛЫЙ (ищущий приключений, риск)  
8. ЗАЩИЩАЮЩИЙ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (сохраняющий природу)  
9. ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (имеющий влияние на людей и события)  
10. УВАЖАЮЩИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ (проявляющий уважение)  
11. ВЫБИРАЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ (отбирающий собственные намерения)  
12. ЗДОРОВЫЙ (не больной физически или душевно)  
13. СПОСОБНЫЙ (компетентный, способный эффективно действовать)  
14. ПРИНИМАЮЩИЙ ЖИЗНЬ (подчиняющийся жизненным обстоятельствам)  
15. ЧЕСТНЫЙ (откровенный, искренний)  
16. СОХРАНЯЮЩИЙ СВОЙ ИМИДЖ (защита собственного «лица»)  
17. ПОСЛУШНЫЙ (исполнительный, подчиняющийся правилам)  
18. УМНЫЙ (логичный, мыслящий)  
19. ПОЛЕЗНЫЙ (работающий на благо других)  
20. НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЬЮ (наслаждение едой, близостью, развлечениями и др.)  
21. БЛАГОЧЕСТИВЫЙ (придерживающийся религиозной веры и убеждений)  
22. ОТВЕТСТВЕННЫЙ (надежный, заслуживающий доверия)  
23. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (интересующийся всем, пытливый)  
24. СКЛОННЫЙ ПРОЩАТЬ (стремящийся прощать другого)  
25. УСПЕШНЫЙ (достигающий цели)  
26. ЧИСТОПЛОТНЫЙ (опрятный, аккуратный)  
27.

Методика Шварца для изучения ценностей личности

ПОТВОРСТВУЮЩИЙ СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ (занимающийся тем, что доставляет удовольствие)  

Вторая часть опросника

Инструкция: «Ниже приведены описания некоторых людей. Пожалуйста, прочитайте каждое описание и подумайте, насколько каждый человек похож или не похож на Вас. Поставьте крестик в одной из клеточек справа, которая показывает, насколько описываемый человек похож на Вас».

Профиль личности

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Колесо жизненного баланса или система ценностей

Колесо жизненного баланса – это графическое отображение гармоничности жизни человека, или – его успешности. Колесо – круг разбито на равноценные сектора, которые представляют определенные аспекты современной жизни. Аспекты жизни стандартные и типичные для того социального общества, в котором человек живет.

Понятно, что такое «колесо» имело бы (и имеет) различное наполнение для, скажем, барышни 19 века и для современного человека, для жителя мегаполиса развитого государства и тибетского монаха . Т.е. наполнение круга секторами – это отражение существующих жизненных ценностей, как определенного общества, так и определенного человека. Здесь и сейчас.
Поэтому количество секторов и их название (а также важность, значение) могут быть и должны быть разными для разных людей.

Здесь и сейчас существуют ОБЩИЕ жизненные ценности, т.е. сферы жизни, признанные таковыми именно нашим обществом, в котором мы живем. Но даже в этом случае, стоит понимать, что у каждого будет СВОЕ колесо. Если основные сектора круга — это: семья (отношения, любимый человек, дети), работа (карьера, бизнес), финансы, здоровье, хобби… То что? Вы в 30 не замужем или не женаты, или у вас нет детей, или в 20ть у вас нет хобби. Вы неуспешны? И нужно срочно работать над «ошибками» в этой сфере?

Быть не замужем в 30ть в России и в Европе – есть разница? Небольшой перелет на самолете и вы уже «успешны»? Не у каждого в 20ть лет проявляется хобби, не всегда к этому возрасту завершены даже поиски своей профессии. Кто находит свое призвание в 30, 40 лет, после выхода на пенсию…

Колесо жизненного баланса – хороший психологический инструмент. Очень наглядный, если ты правильно определил свои сектора и отслеживаешь гармоничность их наполнения, сравнивая себя с собой. При этом какие-то сектора могут терять свою актуальность и «изыматься» из круга, какими-то круг может пополняться.

Безусловно, невозможно не ориентироваться на ценности того общества, в котором живешь.

Ключ, обработка результатов, интерпретация методики Шварца

Но чтобы не впасть в крайности: одна — наполнить свое колесо большим количеством секторов-ценностей, которые для тебя ценности не имеют вообще или сейчас; либо другая — обойтись двумя-тремя, например, поесть-поспать.. Необходимо:

— Учитывать и ориентироваться: 1. на то, что признается обществом, в котором ты родился и живешь; 2. На то, что ценно конкретно для тебя здесь и сейчас; 3 на то, что отвечает общечеловеческим ценностям ВСЕГДА.
— Понимать, что общество меняется, ценности общества тоже меняются! Собственные же ценности человека более-менее стабильны (корректируются лишь с возрастом и внутренним ростом человека), а общечеловеческие ценности существуют всегда.

Есть масса примеров, когда кто-то задавленный стереотипами требований, которым не хочет или не может соответствовать, потому что они идут вразрез с его душевным настроем, его внутренним голосом, начинает с вопроса себе: «КАК быть таким, каким меня хотят видеть, КАК соответствовать требованиям кого-то или чего-то?» В итоге, находит СЕБЯ, поднимает голову, распрямляет спину и начинает ЖИТЬ СВОЮ жизнь. Почему? Потому что понимает – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ-то за свою жизнь несет только он САМ! Кто бы что ни требовал, все равно человек САМ выбирает, ЧЕМУ следовать! После того, как ты принял на себя ответственность за свою жизнь, ты начинаешь лучше понимать себя, легче находится то, что тебе в этой жизни близко, интересно, необходимо. Тогда и колесо жизненного баланса гармонично и легко заполняется по всем важным для тебя секторам, увеличивается и само количество секторов (благодаря пониманию себя, расширению интересов в жизни), что, как спицы в колесе, создает дополнительную прочность всей конструкции – жизни человека, приносит ощущение успешности, наполненности и нужности этой жизни.

«…Тридцать спиц соединены одной осью, но именно пустота между ними составляет суть колеса…» (Лао- Цзы)

Для тех, кто еще не знаком с методикой «колеса»

Определяете важные для вас жизненные ценности (сектора). Делите круг по количеству секторов. Наносите градацию на «спицы колеса» от 0 до 10 (обычно), где максимальный бал — наивысшая степень вашей удовлетворенности (ваших достижений). Отчерчиваете дугу в соответствующем секторе на выбранном вами уровне. А затем смотрите, насколько «Колесо жизненного баланса» похоже на колесо. Таким образом, вы наглядно видите: какой области своей жизни сейчас надо уделить внимание, а также думаете почему ваше «колесо»  именно такой формы?

Вполне возможно, что нанесенные на круг сектора (жизненные ценности), находящиеся на минимуме, вам просто «навязаны» стереотипом или чужим мнением «это для тебя важно». А вам они НЕ важны, НЕ интересны. Тратить свое время и силы на их достижение вы НЕ хотите. Но, поскольку, вы их занесли в свой круг, то на них ваше колесо и «хромает»!

А может быть, у вас уже почти все сектора на максимуме? Тогда надо подумать о добавлении новых целей в жизни, новых секторов? Чтобы не потерять к жизни вкус?

Еще статьи по теме:

Как определить свои сектора в «колесе»

Если Рокич разбудил интерес многих недавних психологических исследований ценностей, то работа Шалома Шварца, похоже, становится новым стандартом для исследования ценностей. Шварц больше интересовался воздействием ценностей на установки и поведение, происхождением ценностей в общей и индивидуальной деятельности людей и межкультурными различиями в ценностных приоритетах.

Учитывая интерес Шварца к межкультурным различиям в ценностях, первой задачей, которую он поставил перед собой, было выявить и описать универсальную структуру ценностей. Хотя это также было одной из первоначальных целей Рокича, отсутствие рабочей теории структуры ценности в его исследовании не позволило ему достичь ее2. Шварц начинает развивать теорию, которая выделяет типы ценностей, которые должны присутствовать во всех человеческих обществах. (см. Schwartz, Bilsky, 1987, 1990). Чтобы сделать это, он возвращается к наблюдению Рокича о том, что ценности должны возникать из основных биологических и социальных потребностей. Шварц считает, что в основе ценностей лежит малое число целей или мотиваций. В частности, он утверждает (1992), что «ценности в форме осознанных целей представляют три универсальные потребности человеческого существования, влиянию которых должны быть подвержены все индивиды и общества: потребности индивидов, как биологических организмов, потребности в скоординированном социальном взаимодействии, выживание и потребности в благосостоянии групп» (p. 4). В то время как многие предполагали, что ценности основаны на некотором наборе универсальных человеческих потребностей и мотиваций, Шварц попытался построить всеобъемлющую теорию ценностей, выделив эти потребности.

Используя эту схему выборки по 20 странам, был выделен список из 10 мотивационных типов ценностей3. Эти ценности представляют основные человеческие мотивации и цели. Значение индивидуальных, единичных ценностей (свобода, равенство) выделяются из мотивации, которую они представляют. Чтобы установить эти типы ценностей, Шварц использовал шкалу из 21 ценностей Рокича и добавил несколько других, взятых из исследований ценностей в Соединенных Штатах. Набор из 10 ценностных типов и индивидуальные ценности, содержащиеся внутри каждого типа, показаны в таблице 14.1. Типы ценностей являются более общими категориями, чем индивидуальные ценности в классификации Рокича. На самом деле отдельные ценностные единицы, которые использовал Рокич, стали индикаторами типа ценностей для Шварца. Например, если Рокич рассматривал свободу и независимость, как отдельные ценности, для Шварца она обе являются индикаторами такого типа ценностей, как самостоятельность.

Модель Шварца одновременно сокращает число фундаментальных типов ценностей до 10 и увеличивает число индивидуальных ценностей. Классификация Рокича включала 18 инструментальных и 18 терминальных ценностей. Классификация Шварца включает 54 (или больше) индивидуальных ценностных единиц. В то время как увеличение числа ценностных единиц кажется несовместимым с идеей того, что ценностей должно быть мало, Шварц фокусируется на 10 ценностных типах и меньше заботится о числе индивидуальных единиц. Поскольку респондентам чрезвычайно сложно, если не невозможно, ранжировать список из 54 ценностей, субъектам предлагается оценить каждую ценность индивидуально по шкале от 7, («наибольшая важность»), через 0 «важности», до — 1, «противоречит моим ценностям»

Таблица 14.1. Типы ценностей и ценностные единицы Шварца.

  1. Самостоятельность: независимые мысли и действия (творчество, свобода, выбор собственных целей, любознательность, независимость)
  2. Стимуляция: разнообразие, новизна, вызов (разнообразная жизнь, захватывающая жизнь, риск)
  3. Гедонизм: удовольствие, вознаграждение (удовольствие, наслаждение жизнью)
  4. Достижения: личный успех посредством демонстрации компетентности (честолюбие, успешность, способность, влиятельность)
  5. Власть: социальный статус, престиж, доминирование, контроль (авторитет, богатство, социальная влияние, поддержание общественного имиджа, социальная признанность)
  6. Надежность: безопасность, гармония, стабильность общества (социальный порядок, семейная стабильность, взаимный обмен услугами, чистоплотность, чувство принадлежности, здоровье)
  7. Конформность: ограничение действий, наклонностей и порывов, которые могут навредить другим и нарушить социальные ожидания или нормы (послушание, дисциплина, вежливость, почитание родителей и старших)
  8. Традиции: уважение, обязательность, принятие обычаев и идей, которые навязывает культура или религия приписывают соблюдать индивиду (уважение традиций, смирение, преданность, принятие своей участи в жизни, скромность)
  9. Доброжелательность: забота о благополучии близких при каждодневном взаимодействии (полезность, верность, прощение, честность, ответственность, настоящая дружба, зрелая любовь)
  10. Универсализм: понимание, признательность, толерантность, защита благосостояния всех людей и природы (широта взглядов, кругозор, социальная справедливость, равенство, мир во всем мире, мир красоты, единство с природой, мудрость, защита окружающей среды)

Концептуализация ценностей Шварца интересна тем, что она, предполагает, каким образом организованы системы ценностей.

Описав типы ценностей в терминах основных человеческих и социальных потребностей, он смог выделить взаимоотношения между 10 типами ценностей: какие ценности наиболее сочетаемы и какие противопоставлены друг другу.

Например, доброжелательность и универсализм должны быть совместимы, поскольку они отражают (различные аспекты) просоциальных ориентаций. С другой стороны, универсализм и власть противостоят друг другу, поскольку власть предполагает накопление индивидуального доминирования и контроля над ресурсами, тогда как универсализм заботится о благосостоянии всех людей.

Эти взаимоотношения предполагают, что индивидуальные ценностные единицы должны быть соотнесены в двумерном пространстве с 10 типами ценностей, возникающими как области в этом пространстве с совместимыми ценностями по соседству и с противоположными – напротив. Чтобы проверить эту модель структуры ценностей, Шварц провел корреляции между баллами каждой ценности при ранжировании и проанализировал их, используя алгоритм многоразмерных шкал. Как показано на рис.14.1, двумерная конфигурация 54 ценностей из 40 примеров, взятых из 20 стран, имеет во многом ожидаемую структуру. Индивидуальные ценностные единицы распределены в пространстве, которое разделено на 9 частей, с одной из частей в дальнейшем разделенной на две, представляющие собой типы ценностей: традиции и конформизм.

Рисунок 14.1 Анализ, основанный на алгоритме многоразмерной градации. (Я хотел бы поблагодарить Шэлома Шварца за разрешение перепечатать рисунок 2 из Шварц, 1994)

Следует признать, что линии, разделяющие пространство на типы ценностей не являются результатом анализа, а скорее интерпретацией многомерного шкалирования. Это означает, что, эмпирически, типы ценностей есть результат объединения в кластеры индивидуальных ценностей в двумерном пространстве. В то время как положение индивидуальных единиц есть функция наблюдаемых корреляций между баллами при ранжировании для каждой из них. Деление пространства на типы ценностей связано с концепцией Шварца, и другие исследователи могли бы разделить это пространство по-иному. Например, углы, определяющие такие типы ценностей, как гедонизм и стимуляцию малы по сравнению с углами, определяющими универсализм и доброжелательность. Являются ли гедонизм и стимуляция отдельными типами ценностей, или эти кластеры ценностей в данном пространстве представляют один тип?

2. Методы изучения ценностей

Как пишет Шварц (1992);

«Это означает, что линии раздела в АНП (Анализе Наименьшего Пространства) представляют собой концептуально удобные решения о том, где один тип мотивации заканчивается, а другой начинается. Поскольку порядок ценностей представляет собой континуум мотиваций, точные расположения линий раздела условны. Ценности, находящиеся около линии раздела выражают комбинацию родственных мотивационных целей, связанных с типами ценностей по обе стороны линии раздела». (p. 45)

Двухмерное пространство может также быть определено двумя осями, пересекающимися в его центре. Шварц предлагает два таких измерения, которые дают еще более простое понимание общей структуры ценностей. Одно измерение, начинающееся от самостоятельности и стимуляции на одном конце, проходящее через надежность, конформизм и традиции дает разброс ценностей от открытости до консерватизма. Другое, расположенное примерно под прямым углом к первому, имеет на одном конце универсализм и доброжелательность и достижения и власть на другом. Ниже я более подробно скажу, каким образом двумерный метод решения дает интересный способ видения структуры ценностей и возможного взаимоотношения между ними и фундаментальными социальными и политическими процессами.

Ясно, что необходимо провести намного больше исследований, чтобы проверить валидность концептуализации структуры ценностей Шварца и определить, действительно ли она является в действительности универсальной моделью ценностей. Шварц представляет некоторые результаты, судя по которым можно предположить, что 10 типов ценностей могут не быть абсолютно универсальными. Эта модель лишь частично воспроизводится в нескольких выборках из Китая, где в то же время выделены некоторые другие типы ценностей. Однако пока неизвестно, будут ли они повторяться в других китайских выборках и у населения других стран. Также сложно пока сказать, являются ли межкультурные вариации в структуре ценностей таковыми или это просто проблемы перевода инструментария на другие языки.

Преимущество концептуализации Шварца заключается в том, что она основана на анализе мотиваций, лежащих в основе ценностей, таким образом результирующая концептуализация менее специфична, чем предыдущие. Гипотетический мотивационный базис типов ценностей также должен облегчить формулировку гипотез, связывающих типы ценностей с установками и поведением. Относительно малое число типов ценностей также означает, что модели политических установок, основанные на ценностях снизят сложность таких объяснений до 10 или менее типов ценностей или даже до двух основополагающих измерений.

С другой стороны, менее ясен статус индивидуальных ценностей в этой концепции. Рассмотрим, например, такой тип ценностей, как универсализм. Он включает в себя следующие индивидуальные ценности: равенство, единство с природой, мир во всем мире и другие. Таким образом, вероятно, что если кто-то высоко ценит равенство, то он также присвоит высокий балл при ранжировании миру во всем мире. Ценность универсализма будет основываться на суммарной оценке людьми этих ценностей. Однако, возможно, что специфические позиции были бы лучше предсказаны на основе той или иной индивидуальной ценности, чем на основе целого типа. Например, установки в отношении к распределению социального благосостояния были бы лучше предсказаны на основе равенства, но не мира во всем мире. В какой же степени должны политические психологи быть заинтересованы во взаимосвязи между политическими установками и очень точно определенными ценностями, такими как равенство или более общими мотивационными типами, как универсализм?

Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 1419 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Исследование конформизма в студенческой группе

Конформизм (от лат. подобный, сообразный) – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения, мнений, восприятия и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства, которые господствуют в данном обществе или в данной группе. При этом господствующая позиция не обязательно должна быть выражена явно или даже вообще существовать в реальности. Следует отметить, что подчинение групповым нормам может быть явным или завуалированным.

Конформизм занимает одну из главных позиций в жизни человека, от которого зависит освоение индивида в обществе, а, как всем известно, для каждого важно положение в обществе и сам факт того, чтобы находиться в обществе. Подтверждением тому являются множество экспериментов, которые были проведены за последние столетия.

Традиционно выделяют 2 вида конформизма:

1. Внешний конформизм – мнения и нормы группы принимаются человеком лишь внешне, а внутренне, на уровне своего самосознания, он продолжает не соглашаться с группой, вслух этого не высказывает.

В принципе это и есть истинный конформизм.

2. Внутренний конформизм – человек действительно усваивает мнение большинства и полностью согласен с этим мнением, что показывает высокий уровень внушаемости данного человека.

Многие учёные высказывали свои мнения по поводу конформизма и его роли. Конформизм, по мнению философа Эриха Фромма, является широко распространённой в современном обществе защитной формой поведения — человек, использующий конформизм, перестает быть самим собой, полностью усваивает тот тип личности, который ему предлагают модели культуры, и полностью становится таким, как другие, и каким они его ожидают увидеть. Фромм считает, что это позволяет человеку не испытывать чувства одиночества и тревожности, однако ему приходится расплачиваться за это потерей своего «Я». Соответственно, если мы будем исходить из мнения Фромма, то конформизм одновременно приносит, и пользу, и вред, приобретая одно, теряем другое.

На базе Тюменского государственного нефтегазового университета мы провели исследования с целью изучения личностных особенностей конформистов и нонконформистов.

В исследовании приняли участие 2 группы студентов (32человека) первого курса специальности «Экономика труда» института менеджмента и бизнеса.

В качестве основных методов исследования были выбраны наблюдение и тестирование.

Проведя тест Кеттелла по фактору Q2, который определяет конформизм и нонконформизм, в данных группах получились следующие результаты: в 1-ой группе оказалось 11 конформистов, а во 2-ой – 6. Мы наблюдали за данными группами, для того, чтобы понять, в чём разница между ними и влияет ли количество конформистов на взаимоотношения, успеваемость и участие в общественной жизни университета каждой из них. В итоге мы пришли к следующему выводу:

— 1-ая группа более сплочённа, чем 2-ая;

— в 1-ой группе решения принимались сообща, т.е. коллективистская черта более развита, чем во 2-ой, соответственно 1-ая группа чаще принимала участие в общественной жизни университета;

— во 2-ой группе наблюдались частые разногласия, т.к. каждый считал своё мнение правильным и никто не хотел уступать друг другу;

— и в 1-ой, и во 2-ой группах успеваемость на хорошем уровне и почти одинакова, т.к. в 1-ой все помогают друг другу, а во 2-ой каждый стремиться быть лучше.

Также немало важным является тот факт, что основную часть нонконформистов составляют мальчики, т.к. считается, что девочки более конформны, чем мальчики, но стоит отметить, что не все. Также наше исследование показало, что юноши другой национальности, точнее, азербайджанцы, больше склонны к нонконформизму, чем русские. Это можно объяснить тем, что конкретный индивид оказывается на стадии вхождения в группу, когда первостепенной личностной задачей для него выступает задача «быть и, главное, казаться не таким, как все», а т.к. учитывая темперамент, характер, атмосферу воспитания и т.д. данной национальности, то можно с этим согласиться. Если сравнивать девушек, то в данном случае наблюдается другая ситуация: девушки другой национальности, точнее, таджички и дагестанки, конформнее относительно русских. Это можно объяснить тоже тем, что девушек таких национальностей с детства учили скромности, молчанию, подчинению и т.д.

Во второй части исследования я решила рассмотреть конформистов и нонконформистов индивидуально, т.е. что их объединяет и что различает. Испытуемые прошли тест Кеттелла по всем факторам. Результаты оказались следующие:

— конформисты очень общительны, а нонконформисты малообщительны (общительны лишь в тех ситуациях, чтобы кому-то что-то доказать);

— уровень интеллекта одинаковый;

— по эмоциональной стабильности различий нет;

— конформистам больше свойственна подчинённость, а нонконформистам доминантность;

— как конформисты могут быть сдержанными или экспрессивными, так и нонконформисты;

— и одним, и другим присуща больше высокая нормативность поведения;

— конформистам больше свойственна робость, а нонконформистам – смелость;

— первые более чувствительны, а вторые жестокие;

— из конформистов 15% студентов оказались подозрительными, а нонконформисты все оказались доверчивыми;

— конформисты мечтательнее, в отличие от нонконформистов, которые оказались более практичными;

— конформисты больше склонны к прямолинейности, а нонконформисты все оказались дипломатичны;

— конформистам больше свойственно спокойствие, а нонконформистам тревожность;

— конформисты готовы к переменам, к новизне, т.е.

Методика Ш. Шварца (Ценностный опросник (ЦО) Шварца. / Тест ценности Шварца).

им свойственен радикализм, а нонконформисты постоянно придерживаются старых традиций, и это говорит о том, что им свойственен консерватизм;

— у конформистов высокий самоконтроль, а у нонконформистов наоборот низкий;

— и у конформистов, и у нонконформистов чаще неадекватная оценка, потому что одни недооценивают себя, а другие переоценивают.

Из вышесказанного можно выделить положительные и отрицательные стороны конформизма (таблица 1).

Таблица 1

Уровень конформизма Положительные стороны Отрицательные стороны
  низкий независимость частая разобщённость с группой
ориентация на собственные решения отделение от группы
самостоятельность такие люди являются изгоями
находчивость с такими людьми сложно прийти к единому мнению, т.к. будут всегда настаивать на своём
стремление иметь собственное мнение  
    высокий стремление работать и принимать решения вместе с другими людьми зависимость от мнения и требований группы
социабельность следование за общественным мнением
сплочения человеческих групп низкая самостоятельность
ориентация на социальное одобрение
передача социального наследства, культуры, традиций, социальных образцов поведения и социальных установок выступает марионеткой в чужих руках

Завершив исследование и проанализировав результаты, можно сделать вывод, что обществу нужны и конформисты, и нонконформисты. Ведь существование тех и других поддерживает баланс в социальном обществе. Не могут все быть конформистами, т.к. обществу нужен лидер, который будет управлять всем, и не могут все сразу оказаться нонконформистами, т.к. никто ни к кому не будет прислушиваться и считаться с мнением друг друга, все сразу захотят власти, а это ни к чему хорошему не приведёт.

Также следует отметить, что изучение и рассмотрение конформности важно не только в больших масштабах, но и в маленьких, например, в университетах, как наше исследование. Ведь большинство не знает даже что это такое и как избежать того, чтобы тобой манипулировали, а конформизм и манипуляция это две разные вещи, которые не стоит путать.

В итоге, можно сказать, что давать конформные реакции – это нормально, но для того, чтобы из тебя не делали марионетку, надо стараться думать, брать на себя ответственность, правда это не всегда нужно, т.к. каждый из нас является социальной единицей, частью социального общества. Бывают ситуации, когда не нужны дискуссии и можно быть конформным. Но когда речь идёт о серьёзных вещах, об ответственности, которую человек берёт на себя, то в таких ситуациях надо стоять на своём, не поддаваясь чьему-либо влиянию, и не сдвигаться с места. В таких моментах надо быть нонконформистом.

Именно поэтому мы выбрали данную тему для исследования, чтобы донести до студентов то, чтобы они не боялись признавать свою конформность и чтобы понимали, что надо знать, когда к ней прибегать.

Дата добавления: 2016-10-27; просмотров: 436 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *