Методы исследования памяти

Posted On 20.01.2018

Инструкция испытуемому: "Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде "Пишите!", запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!"

Обработка результатов

В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:

ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком "+";

наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;

количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях;

коэффициент объема памяти, который вычисляют по формуле:

Пк – обозначение объема кратковременной памяти,

А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;

С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;

n – число серий опыта, в данном случае – 4.

Анализ результатов

Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания:

Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.

Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.

Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.

Задание 8

Исследование опосредованного запоминания

Цель исследования: определить влияние системы вспомогательных средств на запоминание конкретных понятий.

Материал и оборудование: наборы слов теста для запоминания, протокол исследования, бумага для записи, ручка, секундомер.

Процедура исследования

Исследование состоит из двух опытов и проводится с одним испытуемым.

Опыт №1

Задача первого опыта: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала, не предусматривающего заранее заданной системы связей.

В опыте используется классический метод удержания членов ряда. Экспериментальный материал состоит из 20 не связанных между собой простых слов, состоящих из 4-6 букв. Перед испытуемым ставится задача запомнить предъявляемые слова и по команде воспроизвести их на бумаге для записей. Слова экспериментатор должен читать четко и быстро с паузами в 2 с. После окончания чтения через 10 с. испытуемому предлагается воспроизвести вслух или записать на бумаге запомнившиеся слова в любом порядке. Экспериментатор отмечает у себя в протоколе те слова, которые воспроизведены правильно. Ошибочно воспроизведенные слова фиксируются в примечании. Протокол исследования выглядит следующим образом.

Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам ряд слов, слушайте меня внимательно и постарайтесь их запомнить.

Когда я кончу читать слова и скажу "Говорите!", назовите те слова, которые Вы запомнили, в том порядке, в каком они Вам вспоминаются. Внимание! Начали!"

Слова для запоминания в опыте 1:

По окончании опыта испытуемый дает словесный отчет о том, каким способом он старался запоминать слова. Этот отчет и наблюдения экспериментатора записывают в протокол.

Опыт №2

Задача второго опыта: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала с заранее заданной системой смысловых связей.

В опыте используют метод удержания пар слов. Так же, как и в первом опыте, слова состоят из 4-6 букв. Перед испытуемым ставится задача прослушать пары слов и запомнить вторые слова каждой пары. Интервал чтения экспериментатором пар слов – 2с. После окончания чтения экспериментатором нижеприведенных пар слов для запоминания, через 10 с. он снова читает первые слова каждой пары, а испытуемому предлагает вспомнить вторые слова этой же пары. В протоколе второго опыта отмечают правильно воспроизведенные слова, причем ошибочные – фиксируют в примечании.

Инструкция испытуемому: "Я назову Вам пары слов. Слушайте меня внимательно и постарайтесь запомнить вторые слова каждой пары. Когда я закончу чтение этих пар, то буду снова читать первые слова, а Вы в ответ на названное первое слово отвечайте запомнившимся вторым словом этой же пары. Внимание! Приготовились слушать и запоминать!"

Слова для запоминания в опыте 2:

По окончании опыта экспериментатор записывает в протокол словесный отчет испытуемого и свои наблюдения об особенностях запоминания слов.

Обработка результатов

По каждому из двух опытов подсчитывают количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений.

Методы исследования памяти (2)

Данные заносят в сводную таблицу:

Анализ результатов

Анализируя результаты запоминания двух опытов и сравнивая количественные показатели, важно обратить внимание на словесные отчеты испытуемого и наблюдения экспериментатора.

Если запоминание в первом опыте было у испытуемого непосредственным, то его объем будет находиться в пределах 5-9 запомнившихся слов. Но если он запомнил более 9 слов, то использовал какие-то мнемотехнические приемы и успел за столь короткий интервал придумать некую систему связей, облегчающих воспроизведение.

Одним из моментов анализа может стать сравнение правильности воспроизведенного материала в зависимости от порядка предъявления слов в первом и втором опытах. Большинство испытуемых запоминают лучше начало, конец или середину ряда. Учитывая это, желательно составить рекомендации по улучшению памяти.

Если в исследовании приняло участие несколько человек, то после предупреждения о правилах соблюдения этики, можно предложить участникам поделиться теми приемами, которые были использованы ими для запоминания, выделив более и менее успешные из них. Среди таких приемов наиболее вероятны визуализация соответствующего предмета, представление ситуации образующих связи между словами, например: "фунт рыбы завязан бантом".

Эти приемы как раз и могут послужить началом составления рекомендаций и овладения мнемотехникой.

Задание 9

Сравнительное исследование непосредственного

и опосредованного запоминания отвлеченных понятий

Цель исследования: установить роль системы вспомогательных пиктографических знаков в расширении объема памяти.

Материал и оборудование: наборы слов, тестовый бланк для пиктограмм размером в стандартный лист, разделенный на 20 клеточек, протокол исследования, бумага, карандаши или ручки для записи и рисования, секундомер.

Процедура исследования

Исследование состоит из двух опытов, которые проводятся с одним испытуемым. .

Опыт №1

Задача первого опыта: определить объем памяти испытуемого на отвлеченные понятия классическим методом удержания членов ряда.

Материалом для запоминания служат 20 отвлеченных понятий равного объема. Экспериментатор четко читает в ходе опыта слова-понятия, делая между каждым из них короткую паузу в 10-12 с.

По прочтении всех 20 слов пауза длится 5 м., после которой испытуемому в письменном виде предлагается в протоколе записать запомнившиеся слова, по возможности сохраняя их порядок:

Инструкция испытуемому. "Я прочту вам 20 слов. Слушайте меня внимательно и запоминайте их. Когда я скажу "Пишите!", запишите в протоколе те слова, которые Вы запомнили, сохраняя по возможности порядок их предъявления. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать".

Слова для запоминания в первом опыте:

После опыта записывается в протокол словесный отчет испытуемого о способе, который он использовал для запоминания слов и наблюдения экспериментатора.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

Хотите опубликовать свою статью или создать цикл из статей и лекций?
Это очень просто – нужна только регистрация на сайте.

Исследование объема памяти и скорости запоминания. Сюда входят метод попарного воспроизведения, или метод парных ассоциаций, а также метод напряжения памяти.

Метод попарного воспроизведения, или метод парных ассоциаций (А. Иост, 1897; И. Мюллер, 1900; П. Раншбург, 1905); под этим названием объединяются два типа экспериментов. При первом элементы заучиваются парами так, что при предъявлении первого элемента пары надо ответить вторым элементом. Подсчитывается количество правильных ответов. Возможно одно или несколько предъявлений материала, но количество их должно быть недостаточным для 100 %-ного воспроиз-ведения. Например:

• толпа – темнота • зонтик – перспектива

• кедр – капитан • хозяин – крутизна

• сера – шум • больше – обещание и т.д.

При втором экспериментатор читает подряд около 24 слогов, так что первый, третий и т.д. произносятся с ударением. При тестировании экспериментатор произносит в беспорядке ударные слоги, а испытуемый должен вспомнить соответствующие неударные: тек – чук, как – жик,
мун – зик, нин – гил, лян – дун
и т.д.

Методы напряжения памяти (Джекобсон, 1987); употребляются для определения объема непосредственной памяти. Испытуемому предъявляют три объекта и просят их воспроизвести, затем предъявляют четыре объекта и т.д. В результате узнают, сколько объектов испытуемый может вспомнить при однократном предъявлении:

а) символов с использованием букв

1-е предъявление 2-е предъявление 3-е предъявление 4-е предъявление 5-е предъявление  
тел маб лир пак зуб раль ден тел чук кан жик мун зик ник чил ляп дун тад и т.д.  
 
 
   
     
       
         

б) символов с использованием цифр

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Во избежание случайностей необходимо давать испытуемому больше одного ряда каждой длины и продолжать опыт после того, как испытуемый сделал ошибку.

Методика подсчета может быть различной. За показатель объема памяти принимается:

1) наиболее длинный ряд, который испытуемый всегда повторяет правильно;

2) наиболее длинный ряд, который испытуемый иногда повторяет правильно;

3) средний объем, который можно высчитать, давая, например, три ряда каждой длины и добавляя одну треть при любом следующем правильном повторении. Допустим, испытуемый правильно повторил все ряды, включая шестизначный. Общая оценка – “6”. Если при этом он дважды повторил семизначный, ни разу – восьмизначный, один раз – девятизначный и ничего больше, то общая величина его объема памяти равна:

;

4) когда испытуемый воспроизводит правильно все ряды с элементами, но не может воспроизвести ни одного ряда с (h + 1)- элементами, то за показатель объема памяти следует взять (h + 0,5).

Исследование логической памяти. В отечественной психологии проблема осмысленности запоминания тесно связана с вопросами активности субъекта. В работах А.Н. Леонтьева и
Л.В. Занкова осмысленность запоминания была поставлена как проблема способов запоминания.

Первым из отечественных психологов исследование осмысленного запоминания провел
Н.А. Рыбников. Его опыты показали, что осмысленное запоминание в 22 раза успешнее механи-ческого. Широкое изучение мыслительной переработки информации в процессе запоминания было проведено в исследованиях А.А. Смирнова. Он выделил три вида мыслительных процессов при запоминании:

– смысловая группировка;

– смысловые опорные пункты (заголовки, тезисы – “нечто краткое, сжатое”, служащее заменой широкого содержания);

– процессы соотнесения, под которыми понимается установление связи запоминаемого с чем-либо ранее известным.

Сравнительный анализ отечественных и зарубежных исследований запоминания осмыслен-ного материала показывает, что в зарубежных больше внимания уделяется характеристикам запоминаемого материала, а в отечественных – характеристикам переработки этого материала, благодаря чему вопросы логической памяти более глубоко изучены в нашей психологии.

При исследовании логической памяти наибольшее распространение получили методы: дополнения; рассказа; парных мыслей; опосредствованного запоминания.

Они направлены на выявление способности субъекта устанавливать связи в процессе запоминания, воспроизведения и сохранения материала.

Рассмотримметод опосредствованного запоминания (по Л.С. Выготскому). Испытуемому читают вслух ряд слов и предлагают для лучшего их запоминания воспользоваться картинками, разложенными перед ним на столе. К каждому слову следует подобрать картинку, наиболее подходящую по содержанию или по каким-либо другим признакам, и отложить ее в сторону.

§8. Методы исследования памяти

Например, к слову дом можно отложить картинку с изображением еды, к слову лето – купающихся и т.д. При воспроизведении испытуемому предлагают по каждой из отложенных им картинок назвать соответствующее слово.

Количество правильно воспроизведенных слов – показатель способности к установлению осмысленных связей в процессе запоминания и использования при этом инструментальных приемов. Такой тип памяти рассматривается как переходный от механического запечатления к логической памяти.

При подборе слов и картинок экспериментаторам надо избегать прямых внешних или смысловых ассоциаций. Однако не следует увлекаться и слишком отдаленными возможными связями типа знания – сапоги. Нужно сохранить одинаковыми все формальные их свойства: соотношение конкретного и абстрактного, однородность грамматических и изобразительных признаков, количество деталей и т.п.

Перечень слов: дождь, собрание, пожар, день, драка, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, горе, праздник, сосед, труд, небо (15 слов).

Перечень картинок: диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка, земляника, ручка для перьев, самолет, географическая карта, щетка, лопата и грабли, автомобиль, дерево, лейка, дом, цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, лодка, настольная электрическая лампа, картинка в раме, поле, кошка (30 картинок).

Этот метод можно использовать для исследования как памяти, так и мышления, например, выяснить способность к установлению дальних логических связей (таблица 5).

Он несет в себе и черты проективного метода, если изучить характер ассоциаций.

Таблица 5. Данные по показателям непосредственного и опосредствованного запоминания
(по А.Н. Леонтьеву)

Способ запоминания Возраст (лет)
4–5 6–7 7–12 12–16 16–22 22–28
Непосредственное запоминание 2,2 4,7 6,26 7,25 7,88 10,09
Опосредствованное запоминание 2,92 8,1 11,41 12,4 13,1 14,28

Исследование оперативной памяти. В качестве примера методики изучения оперативной памяти можно привести тест “Счет с наращиванием” (В.Д. Шадриков, 1967) (таблица 6). Испытуе-мому предлагают пары однозначных чисел, которые он должен сложить и прибавить к исходному числу (2–3–4-значному), полученную сумму запомнить и к ней прибавить результат сложения следующих двух однозначных чисел и т.д. Длительность процедуры зависит от возраста испы-туемых, их опыта.

Таблица 6. Методика изучения оперативной памяти (“Счет с наращиванием”) В.Д. Шадрикова

Базовое число Тестовый материал
2 и т.д.
  237 + 8 = 245 245 + 9 = 254 254 + 5 = 259 259 + 8 = 267

Трудность теста – в изменении исходного базового числа, к которому прибавляются суммы однозначных чисел. Контроль правильности промежуточного результата обеспечивается тем, что испытуемый называет промежуточный результат каждый раз после прибавления к исходному числу суммы двух однозначных чисел. Если допускаются ошибки, экспериментатор исправляет испытуемого.

Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 778 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Исследование памяти включает этапы: исследование памяти на отда’ ленное прошлое, исследование памяти на близкое прошлое, изучение акта запоминания.

Исследование начинается уже с первых слов беседы с человеком. При глубоких нарушениях памяти больной не может указать дату и место своего рождения, свой возраст и возраст своих близких и т.п. При более легких степенях нарушений больной не в состоянии вспомнить лишь некоторые даты, некоторые подробности из жизни. Сравнение полноты воспоминаний о событиях недавних лет, месяцев и о событиях отдаленного времени (детский, юношеский возраст) поможет выявить прогрессирующую амнезию.

Для изучения памяти на прошлое нельзя ограничиваться только собиранием анамнеза, так как степень влияния эмоционального компо-215

ненга на точность дат, событий, связанных с самим бальным и его родными, несомненна. Спедует задать дополшпепьные вопросы, не имеющие не-посредстаеннюго олюшения к больному (например, о маршрутах городского транспорта, датах наяала и окончания Великой Отечественной войны, праздников или других общеизвестных событий).

С целью исследования памяти на текущие события больного расспрашивают о дате поступления в больницу, имени и отчестве врача, соседа по палате, о том, что больной ел вчера во время ужина, сегодня за завтраком, об инъекциях и процедурах последних дней, о беседах с родными и т.п. Внимательно слушая рассказ пациента, иногда можно уловить элементы гипермнезии или наклонность к парамнезиям.

Последним будут способствовать «наводящие» вопросы в плане вымыслов или ложных воспоминаний.

В процессе изучения памяти выясняют не только особенности ее ослабления или усиления, но и виды, качества и отдельные ее свойства. Для изучения состояния и особенностей памяти широко используются различные патопсихологические методики. Из них наиболее распространенными и употребительными в нашей стране являются методика заучи-вания 10 слов, пробы на ассоциативную память, пробы на опосредованное запоминание А.Н. Леонтьева и соответствующие аспекты использования методики пиктограмм; используются также тест зрительной ретен-ции А. Бентона, тест зрительной и слуховой памяти А. Мейли и тест Д. Вексдера для психометрического исследования памяти. Помимо этого многие методики, используемые для психометрической оценки интеллекта, включают (пдельные субтесты, направленные на изучение различных сторон памяти (например, субтесты «Обшая осведомленность», «Арифметический», «Повторение чисел», «Кодирование» («Шифровка») методики исследования интеллекта Д. Векслера предполагают суждение о долговременной, оперативной, зрительной памяти соответственно).

С помощью психодиагиостики памяти возможно решение шщюкого круга прикладных задач в различных отраслях {фактической психологии, медицины, ледагогаки и т.д. При оценке результатов психодиагностических исследований необходимо постоянно иметь в виду то обстоятельство, что помимо решения вопросов о состоянии собственно механизмов памяти в любом случае надо оценивать и влияние на них соответствующих мотивационных факторов, могущих существенным образом модифицировать результаты исследований, имигаровать ложнонегативные показатели.

Менюднк» заутятяя 10 см» — одна из наиболее употребительных методик исследования памяга — впервые была предложена А.Р. Лурия. В первоначальном варианте методики для запоминания предлагался набор из 10 не связанных друг с другом по смыслу слов (лес, хлеб, стул, окно, вода, брат, гриб, игла, конь, мед). В дальнейшем набор слов для запоминания был несколько видоизменен и стал включать в себя 10 несложных и так жв не связанных друг с другом по смыслу двусложных слов.

Методы исследования процессов памяти

216

Испытуемый получает задание повторял» вслед за исследующим называемые им слова, стараясь как можно лучше запомнить их, воспроизаест болве полно. Можно указать на то, что слова разрешается поширшъ в любом порздне, а не обязательно в том, в котором их произносит последующий.

Воспроизведенные испытуемым после ка»цого предъявления стимуль-ные слова (таких тфедьявлвний пять) и тюспедовагелыюстъ воспроизведения фиксируют в прогонопе. Сюда хе заносятся все возмохные дублирования слов испытуемым и продуцируемые им дополнительные слова, не входящие в стимульный набор, еслитаковое дублирование имеетместо (тоже с последовасБльиостыо их продуцирования). Помимо этого спустя час (в крайнем случае — через 20- 30 минут) испытуемого просят вспомнить те слова, которые ему предъявлялись ранее. Промехуток времени между первичным предъявлением стимульных слов и их отсроченным воспроизведением занимается исследованием испытуемого при помощи других пси-ходиагностических методик, причем по окончании первичного ттредьявле-ния стимульных слов испытуемому не сообщается, что через некоторое время он вновь должен будет их повторять.

Результаты методики мотут быть представлены как в виде таблицы (по горизонтали — стимульные слова, по вертикали — номера повторений, в середине — результаты исследования), так и графически (по оси абсцисс — номера повторений, по оси ординат — количество правильно воспроизведенных слов).

Чаще всего здоровые испытуемые воспроизводят 9-10 слов после 3- 4 повторений, они не дублируют стимульные слова и не продуцируют дополнительных слов. Через час обычно воспроизводится не менее 8 слов.

Методика выявляет особенности процесса запоминания, сохранения и воспроизведения аудиальной информации. С ее помощью могут быть обнаружены явления истошаемости мнестической функции, колебания внимания, сужение объема внимания, явления инертности, нарушение мотивационного компонента памяти.

Методика заучивания 10 слов входит, как правило, в большинство батарей для патопсихологического исследования.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *