Налоговое резидентство физических лиц в рф определяется

Posted On 03.04.2018

СУТЬ ВОПРОСА

НК РФ прямо устанавливает, что единственным критерием, который принимается во внимание при определении налогового статуса физического лица, является количество дней его фактического пребывания на территории РФ (не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев). 

Федеральная налоговая служба России (ФНС РФ) в своих письмах заняла следующую позицию: использование критерия фактического пребывания на территории РФ не достаточно для определения налогового резидентства физического лица.  По мнению ФНС, вывод об утрате физическим лицом налогового резидентства РФ может быть сделан только с учетом критерия центра жизненных интересов (по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы).  Этот вывод был сделан ФНС РФ, исходя из положений о применении критерия центра жизненных интересов в международных соглашения РФ об избежании двойного налогообложения.

Данный критерий действительно может быть использован согласно положениям международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения, однако только в том случае, если физическое лицо одновременно имеет статус налогового резидента в РФ и в другом государстве, с которым у РФ заключено такое соглашение.  Иными словами, указанный критерий используется, чтобы определить, с каким из государств у физического лица наиболее тесные личные и экономические связи.

Однако ФНС РФ не приняли во внимание рассмотренные выше ограничения применения данного критерия согласно нормам международных налоговых соглашений РФ.  В своих письмах ФНС фактически ввела самостоятельный критерий определения налогового резидентства, не предусмотренный НК РФ. 

Минфин РФ не согласился с таким походом к определению налогового резидентства.  В своем Письме Минфин подчеркнул, что данная позиция ФНС не согласована.  Письма ФНС по данному вопросу не подлежат применению как несоответствующие законодательству РФ и положениям международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При сохранении действующей редакции НК РФ, письмо Минфина дает основания полагать, что налоговые органы не будут оспаривать статус налогового резидентства лиц, большую часть времени находящихся за пределами РФ, но сохраняющих здесь центр жизненных интересов.

Вместе с тем, принимая во внимание риск изменения критериев налогового резидентства на законодательном уровне, рекомендуем учитывать критерий центра жизненных интересов для целей долгосрочного планирования своего статуса налогового резидента.  Не исключено, что в перспективе для утраты статуса налогового резидента РФ физическому лицу недостаточно будет находиться в РФ менее 183 дней в течение 12 месяцев.  Необходимо будет также перенести за рубеж центр жизненных интересов.

Письмо ФНС России от 16.01.2015 N ОА-3-17/87@; Письмо ФНС России от 12.02.2015 N СА-3-14/460; Письмо ФНС России от 30.06.2015 N ЗН-3-17/2536@.

валюту соответствующего иностранного государства,

международную валюту (СДР),

региональную валюту (евро).

Вторым элементом понятия валютные ценности являются внешние ценные бумаги. Пункты 3 и 4 части 1 статьи 1 Закона содержат не существовавшие ранее в российском валютном законодательстве понятия соответственно внутренних и внешних ценных бумаг. Правильное разграничение ценных бумаг на внутренние и внешние весьма важно, поскольку внешние ценные бумаги, в отличие от внутренних, относятся к категории валютных ценностей. Внешние ценные бумаги — это ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с Законом № 173-ФЗ к внутренним ценным бумагам, которые включают:

— эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

— иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.

Позитивных условий отнесения ценной бумаги к числу внешних Закон не содержит. Отсутствие у ценной бумаги одного из необходимых признаков внутренней ценной бумаги является достаточным основанием для квалификации такой ценной бумаги в качестве внешней ценной бумаги.

Следует обратить внимание на то, что, в отличие от Закона РФ от 9 октября 1992 года "О валютном регулировании и валютном контроле", в новом законе законодатель исключил из состава валютных ценностей драгоценные металлы — золото, серебро, платину и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг. Это вполне логично, т.к. в современных условиях целесообразна более четкая дифференциация объектов правового регулирования в данной сфере. Поэтому драгоценные металлы и природные драгоценные камни вполне обоснованно отделены законодателем от валютных ценностей как объекта правового регулирования и выделены в отдельный объект правового регулирования.

Таким образом, понятие валютных ценностей включает в себя два элемента: иностранную валюту (наличную и безналичную) и внешние ценные бумаги. Возможности отнесения к числу валютных ценностей иных объектов Закон не предусматривает.

2. Понятия резидента и нерезидента валютных операций

Во многом по-новому решается в Законе № 173-ФЗ вопрос о разграничении участников регулируемых им отношений на резидентов и нерезидентов (подпункты 6, 7 части 1 статьи 1 Закона).

Налоговое резидентство физических лиц

Резиденты разделяются на две группы: лица — физические и юридические; публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования). Находящиеся за пределами РФ обособленные подразделения юридических лиц — резидентов (филиалы, представительства и т. п.) и официальные представительства РФ юридическими лицами не являются и также отнесены к числу резидентов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" к резидентам относятся:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов — юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Анализируя понятие резидентства относительно физических лиц нужно в первую очередь раскрыть понятие постоянного места жительства в валютном законодательстве России. Традиционно признак постоянного места жительства присущ международному частному праву, где он является основным признаком института домицилия физических лиц.

Отметим в первую очередь, что признак постоянного места жительства не зависит и не связан с временным фактором, со сроком пребывания. Следовательно, и категория резидентства в валютном законодательстве не имеет ничего общего со сроком пребывания физического лица на территории России или за рубежом, поэтому понятие резидента для целей валютного контроля не вполне эквивалентно понятию налогового резидента (которое для физического лица соотносится не с наличием вида на жительство, а с количеством дней пребывания в РФ в данном году).

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что признаки категории резидентства в валютном праве РФ совпадают с признаками домицилия в международном частном праве.

Обобщая все сказанное выше, можно сформулировать два основных правила, отличающих домицилий граждан в международном частном праве и резидентство физических лиц в валютном праве от категории резидентства в налоговом праве.

Во-первых, как было сказано, временной фактор не является основным признаком валютного резидентства, также как и признаком домицилия, в то время как в налоговом праве временной фактор является основным признаком определения резидентства физических лиц.

Во-вторых, домицилий и валютное резидентство приобретаются либо по рождению, либо по выбору (осмысленному намерению проживать в стране постоянно), в то время как налоговым резидентом РФ можно стать безо всякого намерения. Сам выбор, осмысленное намерение должно сопровождаться рядом юридически значимых действий лица в частности, подачей заявления в органы МВД или консульские учреждения, однозначно свидетельствующих об осмысленном намерении лица получить соответствующий статус.

У категории резидентства в валютном и налоговом законодательствах есть и одна общая деталь. Закон о валютном регулировании и контроле, также как и Налоговый кодекс, разграничивает резидентство от института гражданства, т.к. резидентами РФ являются любые физические лица вне зависимости от гражданства (подданства), в том числе лица без гражданства, имеющие постоянное местожительства в РФ. Иными словами можно быть гражданином РФ, но иметь статус нерезидента России, и, наоборот.

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" к нерезидентам относятся:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах "б" и "в" данного пункта;

ж) иные лица, не указанные в пункте 6 части 1;

Из сопоставления подпунктов "а", "б" пункта 6 и подпункта "а" пункта 7 части 1 статьи 1 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" следует, что гражданин РФ предполагается резидентом, пока не доказано обратное. Статус нерезидента гражданин РФ может приобрести лишь в случае признания его постоянно проживающим в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства. Причем речь идет не о продолжительности проживания гражданина РФ в иностранном государстве, а о факте наличия у него статуса постоянного жителя такого государства. Доказательством наличия у гражданина РФ этого статуса служит принятие консульским учреждением РФ в соответствующем иностранном государстве указанного гражданина РФ на консульский учет в качестве постоянного жителя такого государства (в настоящее время это обстоятельство удостоверяется путем проставления в заграничном паспорте гражданина РФ соответствующей консульской отметки).

Согласно ст. 25 Консульского устава Союза ССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1976 года, консул ведет учет постоянно проживающих и временно находящихся в его округе граждан РФ. Только учетная отметка российского консульского учреждения может признаваться достоверным доказательством наличия у гражданина РФ статуса постоянного жителя иностранного государства.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

Хотите опубликовать свою статью или создать цикл из статей и лекций?
Это очень просто – нужна только регистрация на сайте.

Налоговое резидентство в 2018 году: как подтвердить в России и смена налогового резидентства

Главная — Статьи

Порядок определения статуса налогового резидента РФ

Комментарий к Письму Минфина России от 21 апреля 2016 г. N 03-08-РЗ/23009

Порядок определения статуса налогового резидента РФ в разрезе применения положений международных договоров об избежании двойного налогообложения.

Положения п. 2 ст. 207 Налогового кодекса (далее — Кодекс) устанавливают порядок определения налогового статуса физлица. В соответствии с данной нормой налоговыми резидентами РФ признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физлица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории России для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Правило достаточно простое, но… Международные договоры РФ по вопросам налогообложения имеют приоритет перед нормами российского законодательства. Это прямо закреплено в п. 1 ст. 7 Кодекса. В то же время до недавнего времени представители ФНС не единожды обращали внимание на то, что из положений международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения, в том числе с Республикой Кипр, следует, что физлицо может рассматриваться в качестве налогового резидента России, если оно располагает в ней постоянным жилищем либо имеет в России центр жизненных интересов. При этом чиновники поясняли, что наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в таком объекте. Центр жизненных интересов определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы.

На основании изложенного представители ФНС делали вывод, что сам по себе факт нахождения физического лица в РФ менее 183 календарных дней в течение налогового периода (календарного года) не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента РФ (см., напр., Письмо ФНС от 29 октября 2015 г. N ОА-3-17/4072@).

По факту представители ФНС "вывели" новый критерий статуса налогового резидентства РФ для физических лиц. И в этом, учитывая приоритет международных договоров над национальным законодательством, возможно, не было бы ничего "криминального", но… В ФНС, видимо, недостаточно изучили эти договоры. Во всяком случае, в них предлагается определять резидентство по центру жизненных интересов только в том случае, когда физическое лицо является резидентом обоих договаривающихся государств в соответствии с их национальным законодательством. Взять хотя бы Конвенцию между Правительством РФ и Правительством Государства Израиль об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы. В п. 2 ст. 4 Конвенции в том числе критерии места нахождения "постоянного жилища" используются для целей применения Конвенции в случаях, когда в соответствии с положениями п. 1 данной статьи физическое лицо является лицом с постоянным местожительством в обоих Договаривающихся Государствах. И, кстати говоря, Минфин в Письме от 8 декабря 2014 г. N 03-04-06/62838 также указал на то, что статус налогового резидента России зависит от срока нахождения в стране. А наличие постоянного жилища важно при определении налогового статуса только в том случае, когда лицо имеет двойное резидентство.

Как видим, вывод представителей ФНС о том, что при наличии международного договора об избежании двойного налогообложения достаточно наличия постоянной регистрации физлица в РФ для признания его налоговым резидентом России, является спорным. Хотя надо признать, что такой подход полезен российскому бюджету. Ведь доходы налоговых резидентов РФ облагаются НДФЛ, и если их источник "родом" из-за рубежа, то налог уплачивает и декларирует сам гражданин, получивший доход (ст. ст. 208 и 209 НК). В том же случае, если от источников за пределами РФ доход получил налоговый нерезидент РФ, НДФЛ он платить вовсе не должен.

Благо Минфин Письмом от 21 апреля 2016 г. N 03-08-РЗ/23009 дезавуировал все спорные Письма ФНС, касающиеся порядка определения налогового статуса физлиц для целей НДФЛ. Сделано это для целей формирования единой правоприменительной практики и снижения числа налоговых споров, возникающих в связи с различной трактовкой отдельных положений законодательства РФ о налогах и сборах.

Июль 2016 г.

НДФЛ, Оптимизация НДФЛ

Резиденты и нерезиденты
в целях валютного законодательства РФ

► Правовые услуги по валютному регулированию ► Валютные резиденты и нерезиденты

Извлечение из Федерального закона от 10.12.2013 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»:

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

6) резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;

(пп. «а» в ред. Федерального закона от 28.12.2017 г. № 427-ФЗ)

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;

(пп.

Порядок определения статуса налогового резидента РФ

«д» в ред. Федерального закона от 28.12.2017 г. № 427-ФЗ)

7) нерезиденты:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;

ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части;

8) уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;

(в ред. Федерального закона от 14.03.2013 г. № 29-ФЗ)

С 1 января 2018 года Федеральный закон от № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» действует в новой редакции с изменениями, внесенными в целях уточнения понятия валютного резидентства физических лиц, упрощения осуществления валютных операций с использованием счетов резидентов, открытых ими в банках за пределами территории Российской Федерации, а также для конкретизации обязанностей физических лиц по уведомлению налоговых органов о наличии таких счетов за рубежом.

Основополагающие изменения, на которые стоит обратить внимание российским гражданам, заключаются в следующем:

  • Освобождение лиц, проживающих большую часть времени за пределами РФ, от обязанности по уведомлению налоговых органов о счетах за рубежом

Несмотря на уточнение законодателя о том, что абсолютно все граждане Российской признаются валютными резидентами, новый закон предусматривает преференции для лиц, большую часть времени проживающих за рубежом.

Так, физические лица — резиденты, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, теперь не обязаны уведомлять налоговый орган об их счетах (вкладах), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации и представлять отчеты о движении средств по зарубежным счетам.

Напомним, что ранее, российские граждане, которые большую часть времени проживали за рубежом, все равно обязаны были подавать соответствующие отчеты и уведомления в случае сохранения за ними статуса валютного резидента.

Налоговое резидентство физического лица

При этом, в рамках предыдущего регулирования достаточно было всего на один день в течение календарного года въехать в Россию, чтобы на лицо распространялись все валютные ограничения и обязательства.

Отметим также, что уточняется перечень документов, которые орган валютного контроля вправе запрашивать у резидентов в связи с указанными изменениями в рамках проверочных мероприятий. Так, могут запрашиваться документы, подтверждающие факт пребывания физических лиц — резидентов за пределами территории Российской Федерации, документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации.

Интересно, что Правовое управление при Аппарате Совета Федерации в своем заключении к законопроекту отметило, что данное положение на практике может получить произвольное применение агентами валютного контроля в связи со своей неопределенностью. Остается ожидать, что на практике будет выработан примерный перечень документов, которые должны представлять резиденты в таких случаях.

  • Физические лица и банки освобождены от дополнительной административной нагрузки

Поскольку налоговые органы стран, подписавших Соглашение, с 2018 года начнут обмениваться информацией о счетах, открытых на их территории резидентами других стран — участниц в автоматическом режиме, физические лица и банки освобождены от дополнительной административной нагрузки. Так, физические лица — резиденты больше не обязаны представлять банку уведомление налогового органа об открытии счета с отметкой налогового органа по месту учета резидента о принятии такого уведомления.

Однако уточняется, что некредитные финансовые организации, напротив, обязаны представлять отчетыо движении средств по счетам в банках за пределами территории Российской Федерации как налоговому органу, так и Центральному банку Российской Федерации.

  • Расширен список разрешенных валютных операций

Законодателем расширен перечень разрешенных случаев перечисления денежных средств на счета физических лиц — резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ без участия уполномоченных банков.

К таким операциям относятся продажа нерезиденту за пределами территории Российской Федерации транспортных средств и недвижимого имущества, принадлежащих резиденту. Важно, чтобы недвижимое имущество было расположено на территории иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ и при этом обменивающегося с РФ информацией, и при этом счет должен также быть открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства.

Также предусматривается, что резиденты, пребывающие за рубежом более 183 дней, наделяются правом без ограничения осуществлять валютные операции, совершаемые за пределами территории РФ.

Изменения вступили в силу с 01 января 2018 года. Предусмотрено, что освобождение от требования к порядку открытия зарубежных счетов, проведения по ним валютных операций, а также представлению отчетов о движении средств по этим счетам, применяется в отношении граждан Российской Федерации, срок пребывания которых в 2017 году за пределами территории Российской Федерации в совокупности составил более 183 дней, а также в отношении зарубежных счетов (вкладов), если такие счета были закрыты по состоянию на 31 декабря 2014 года.

Федеральный закон от 28.12.2017 N 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *