Налоговые платежи в бюджет

Posted On 06.02.2018

Другие обязательные платежи в бюджет

Налоги и организация налоговой системы.

Понятие налогов и их социально-экономическая сущность

Налоги — это обязательные платежи, устанавливаемые государством, и взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.

Экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть экономических отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.

Налоги являются исходной категорией финансов.

Налоги возникают с появлением государства и являются основой его существования

  1. Возникновение налогов и их необходимость

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общество на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — справидливо подчеркнул К.Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынок сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны дополнительные средства.

Изъятие государством в пользу общнства определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЦЕНУ УСЛУГ ГОСУДАРСТВА

Затраты государства выполнение своих функций Политические факторы

Спрос и предложение

Социальные факторы

К основным экономическим признакам налога можно отнести следующие:

— денежная форма налогов;

— безвозвратность и безэквивалентность налогов;

— определенность объекта, субъекта налогообложения, размеров и сроков уплаты налогов;

— налоги являются доходом государства.

Для полной характеристики налога выделяются следующие юридические признаки:

— налог устанавливается и вводится законом;

— налог – это отчуждение части собственности субъектов в доход государства;

— налог – это обязательный взнос, уплата которого носит принудительный характер.

Другие обязательные платежи в бюджет

— Помимо налогов в любом государстве взимаются другие обязательные платежи в зависимости от необходимости. В систему взимания платежей вводятся: платы, сборы, пошлины. В Казахстане это регламентируется Налоговым Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

Сборами, пошлинами и платами являются обязательные платежи юридических и физических лиц за услуги, оказываемые им государственными органами.

Кроме налогов в системе налогообложения имеют место и другие обязательные платежи в бюджет. К ним относятся:

— пошлины;

— сборы;

— платежы;

Имеются три основных отличия налогов от других платежей в бюджет:

  • Во-первых, налоги носят принудительный характер, тогда как другие обязательные платежи имеют в определенной степени добровольной характер. Напрмер, при уплате таможенных платежей, выбор альтернативы заниматься или не заниматься внешнеэкономической деятельности остается за самими участниками ВЭД.
  • Во-вторых, субъекты не получает никокого эквивалента в обмен на уплачиваемую сумму налогов, в то время как при уплате других обязательных платежей субъекты имеют в качестве эквивалента какую-либо экономическую, материальную выгоду.
  • В-третьих, если налоги имеют определенные и стабильные сроки их уплаты в бюджет, то другие обязательные платежи носят нестабильный и неконкретный характер уплаты. Так, таможенная пошлина при импорте товара на территории Казахстана уплачивается именно в

Функции налогов

Функции налогаэто проявление его сущности в действии, способ его своиств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории. Поэтому главной является распределительная функция налогов, которая отражает их сущность как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства

Фискальная функциясостоит в обеспечении государства финансовыми

ресурсами, необходимыми для его деятельности. Фискальная функция налогов, формируя государственные финансовые ресурсы, создает объективные условия для воздействия государства на экономику и этим обуславливает регулирующую функцию налогов.

Регулирующая функциясостоит в том, что, маневрируя налоговыми

ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя

одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного

развития определенных отраслей и производств, способствует решению

актуальных для общества проблем.

Распределительная функциясостоит в том, что с помощью налогов

государством перераспределяется часть прибыли предприятий и

предпринимателей, а также доходов граждан, и направляется на развитие

производственной и социальной инфраструктуры, инвестиции в отрасли с

длительными сроками окупаемости затрат: на железные дороги, автострады,

развитие добывающих отраслей, строительство электростанции.

Предыдущая1234567891011Следующая

Дата добавления: 2015-12-10; просмотров: 1883;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

к.э.н., Дыкусова А.Г.

НИ Иркутский государственный технический университет, Россия

Роль налогов в формировании бюджетов

В условиях рыночных отношений налоги  являются одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, аследовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности. Можно создать предпосылки для снижения издержек производства обращения частных предприятий, повышения конкурентоспособности национальных предприятий намировом рынке. Спомощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку. Налоги создают основную часть доходов государственного иместных бюджетов, давая возможность финансового воздействия наэкономику через расходнуючасть.

Налогообложение является одной из важнейших проблем современности, затрагивает все социально-экономические сферы жизни общества. Ни одно государство не может обойтись без налоговых доходов. Для хозяйственной власти налоги служат важнейшим источником дохода, кроме налогов, у государства, по существу, нет иных методов мобилизации средств в казну. Использование государственных займов для покрытия расходов требует дополнительных поступлений в казну для их возврата с процентами по ним. Выпуск денег в обращение связан с тяжелыми последствиями – инфляцией. В результате главным доходом государства являются налоги. В федеральном бюджете России на долю налогов в формировании финансовых ресурсов страны приходится свыше 90%.

Структура источников формирования консолидированного бюджета России представлена в таблице 1, откуда видно, что налоговые доходы являются доминирующим источником (их доля около 90%). Данное соотношение соответствует и мировым показателям: в 2012 г. – налоговые доходы формировали бюджет США на 93.9%, Канады – на 92.9%, Великобритании – на 92.2%, Германии – на 91.6%, Франции – на 90.5%, Швеции  — на 87.8%. Доходы, получаемые государством от непосредственного участия в процессе общественного производства и составляющие основную массу неналоговых доходов в целом невелики.

Таблица 1.

Структура доходов консолидированного бюджета России, % (доходы всего – 100%)

Доходы

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Налоговые

82.4

89.5

87.9

88.6

Неналоговые

22.6

25.9

23.4

26.7

В условиях рыночной экономики все виды налогов на всех уровнях государственного управления формируют превалирующую  часть доходов бюджетов. Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социально-экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях.

При формировании доходной части федерального бюджета учитываются изменения, внесенные в налоговое законодательство в ходе исполнения бюджета за предыдущие периоды.

Зачисление налогов в тот или иной бюджет осуществляется в пропорциях принятых согласно бюджетному законодательству. Порядок и сроки уплаты налогов устанавливаются федеральным законодательством, а также законодательством субъектов федерации и муниципальных образований. На региональном уровне и уровне муниципальных образований предусмотрена корректировка налоговых ставок (по тем налогам, которые имеют дифференцированные ставки), а также установление отчетных периодов.

В настоящее время действует 10 федеральных налогов, основные из которых: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых и страховые социальные взносы (ранее ЕСН – единый социальный налог).

Полностью в федеральный бюджет поступают НДС, водный налог, платежи за пользование природными ресурсами. Акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и другие налоги и сборы по установленным законодательством нормативам направляются также в бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.

Данные о доходах, поступающих в федеральный бюджет приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Налоговые доходы, зачисляемые в федеральный бюджет за 2011 – 2013 гг. (в %)

Период

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Налог на прибыль

3.0

2.9

2.7

Налог на доходы физических лиц

10.3

12.8

12.9

Налог на добавленную стоимость

28.6

27.6

27.2

НДПИ

17.7

19.8

19.5

Ввозные таможенные пошлины

6.1

5.7

5.3

Вывозные таможенные пошлины

32.6

31.9

31.2

Прочие доходы

12.0

13.1

14.1

Как следует из таблицы 2, основное место в федеральном бюджете занимают налог на доходы физических лиц и косвенные налоги. На долю косвенных налогов за исследуемый период пришлось 62 – 66% общей суммы федерального бюджета.

В соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, сумма налога на прибыль организаций, зачисляемая в федеральный бюджет значительно меньше, чем в субъекты федерации. Так в федеральный бюджет за период 2011 – 2013 гг. поступило порядка 728246499 руб., что составило всего 2% от общей суммы налога, соответственно в региональные бюджеты было зачислено 1965304613 руб., т.е. 18%. При чем на уровне субъектов федерации размер зачисляемого налога может быть уменьшен, но не менее, чем на 13.5%.

Важнейшее значение имеет среди косвенного налогообложения налог на добавленную стоимость (НДС), обеспечившему в 2013 г. 49% всех налоговых доходов бюджета. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог.

Памятка для налогоплательщика уплачивающего налоговые платежи в бюджет муниципального образования

Принципиальное отличие НДС от других косвенных налогов (например, акциз) состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.

По данным Федеральной налоговой службы объем поступлений по налогу на добавленную стоимость в 2010 г. составил – 29.0% всех доходов федерального бюджета РФ, в 2011г. – 28.6%, в 2012г. – 27.6%, в 2013 г. – 27.2% исходя из данных о фактическом исполнении бюджета.

Основная часть поступлений доходов федерального бюджета в 2011-2013 гг. обеспечена поступлениями вывозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и налога на добычу полезных ископаемых. На долю указанных доходов в 2013 г. приходиться 77.9% всех доходов федерального бюджета, причем за последние четыре года их доля в общем объеме доходов увеличилась на 8.8%.

Увеличение доли налога на добычу полезных ископаемых связано с увеличением норматива зачисления в федеральный бюджет НДПИ на нефть и газовый конденсат с 95% до 100% и индексации ставок НДПИ на нефть, газ горючий природный и газовый конденсат.

Рост доли вывозной таможенной пошлины на 3.4% обусловлен увеличением размера ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, до 66% от ставок пошлины на нефть, а также установлением ставок вывозных таможенных пошлин на бензин в размере 90% от ставок пошлин на нефть.

Уменьшение доли ввозной таможенной пошлины связано со снижением средневзвешенных ставок импортного тарифа в связи с вступлением Российской Федерации в ВТО.

Уменьшение доли прочих налогов на 7.7% связано с отменой с 1 января 2010 г. единого социального налога.

Значительная часть объема поступлений доходов федерального бюджета формируется за счет доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой.

Большинство федеральных налогов являются регулирующими, и в отношении таких налогов субъекты Российской Федерации имеют определенные права. Тем не менее, компетенция субъекта федерации в отношении таких налогов ограничена рамками доли ставки, которая полагается ему в соответствии с законодательством. В пределах закрепленной за ними налоговой ставки субъекты федерации вправе устанавливать дополнительные льготы и создавать особый режим налогообложения.

Структура налоговых доходов представлена в таблице 3 (на примере Иркутской области).

Таблица 3.

Структура налоговых доходов в региональный бюджет за 2011 – 2013 гг. (млрд. руб.)

Период

Общая сумма налоговых платежей

Из них:

176647 141

Налог на прибыль

23620 045

НДФЛ

27599 696

29599 606

32903 713

Налог на имущество организаций

11213 089

Транспортный налог

16998 178

7898 651

7926 089

Государственная пошлина

234567 00

278 900

370749

НДПИ

1117 656

1298 780

1392 852

Исходя из приведенных в таблице 3 данных видно, что большое значение в формировании регионального бюджета среди прямых налогов играет налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц.

Важное значение налог на прибыль организаций  имеет для регионов, где достаточно хорошо развито промышленное производство, так как он зачисляется в бюджет в размере 18%, однако, на уровне субъекта федерации законодательный орган власти может уменьшить размер зачисляемого платежа до 13.5%., все зависит от проводимой фискальной политики. Так например, по Иркутской области размер зачисляемого платежа составляет 15%.

По сравнению с другими налоговыми платежами рост поступлений от налога на доходы физических лиц (за исключением налога на прибыль организаций) является стабильным и вырос за период с 2011 по 2013 гг. на 47,3%. НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его.

Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Особо важное значение НДФЛ имеет для формирования доходов как областного, так и местных бюджетов. Например, по данным таблицы 3. Доля НДФЛ  в общей сумме налоговых доходов по Иркутской области в 2012 г. составила 31.4%, в  2013 г. – 38.4%. В бюджеты муниципальных образований по данным УФНС по Иркутской области – 66% в 2012 г.

Остальные налоги зачисляются в соответствии с пропорциями, установленными бюджетным законодательством.

Что касается местных бюджетов, то здесь налоговые поступления распределяются следующим образом, таблица 4.

Таблица 4.

Структура доходов в муниципальный бюджет (руб.)

Период

Общая сумма налоговых платежей

Из них:

78217 791

Налог на имущество физических лиц

5890 789

6453 000

Земельный налог

13090 678

13567 900

14123 000

УСН

9786 909

11618 900

12456 777

ЕНВД

8900 767

8720 900

8456 978

ЕСХН

7980 978

9670 600

8900 450

В формировании местного бюджета важное значение имеют местные налоги: налоги на имущество физических лиц и земельный налог. Налог на имущество физических лиц, так же как и налог на имущество организаций, имеет дифференцированные ставки,.

Не  стоит также умолять роли и  значения платежей, поступающие от специальных налоговых режимов, их доля в общей структуре местного бюджета составляет от 23 – 25% от общей совокупности налоговых доходов. Необходимо учитывать, что поступления от упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход и сельскохозяйственного налога зачисляются в бюджет субъектов Российской Федерации 100%.

С 1 января 2011 года поступления по ПСН и ЕНВД  полностью зачисляются в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований (т.е. доля фондов подлежит зачислению в региональные и муниципальные бюджеты). Одновременно (с 1 января 2011 года) в отношении плательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, устанавливается обязанность по уплате страховых взносов в размере 34 % ФОТ наравне с плательщиками, применяющими общий режим налогообложения. Вместе с тем для последних полностью отменяется ЕСН, тогда как для плательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, доля отчислений во внебюджетные фонды не исключается из общей массы налоговых обязательств, а перераспределяется между региональными и муниципальными бюджетами. Кроме того, для отдельных налогоплательщиков (например, применяющих единый сельскохозяйственный налог и др.) устанавливается переходный период с 2011 по 2014 годы. В течение этого периода ставки страховых взносов для них будут увеличиваться постепенно. Однако на плательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, данное правило не распространяется, а финансовая нагрузка единовременно увеличится в 2,4 раза.

Таким образом, малый бизнес, применяющий УСН и ЕНВД, ставится не только в неравное положение по сравнению с другими субъектами предпринимательства, но и на грань банкротства. Увеличение в условиях кризисных явлений финансовой нагрузки на фонд оплаты труда для всех без исключения категорий предпринимателей будет означать, что организации различными способами начнут искусственно занижать свою прибыль, уводить ее в оффшорные зоны, применять иные схемы налоговой оптимизации.

В недостаточной мере используются возможности получения доходов в местный бюджет от налогов на совокупный доход, он имеет тенденцию к уменьшению. Если в 2011 г. доход от данных налогов составлял 188468,0 тыс. руб., то в 2012 г. — всего 84308,0 тыс. руб., что на 3,8% меньше. Местным органам самоуправления следует больше проводить разъяснительную работу среди предпринимателей, шире развивать возможности для малого бизнеса, которому этот налог выгоден. Это видимо и было сделано в 2013 г., когда налоги на совокупный доход составили 205700,0 тыс. рублей.

С целью повышения доли налоговых доходов бюджетов планируется обеспечить за счет введения акциза в отношении природного газа, поставляемого по трубопроводу «Голубой поток» — данная мера обеспечит дополнительные доходы федерального бюджета в размере 41.7 млрд. руб. в 2015 г., 38.9 млрд. руб. в 2016 г., 38.9 млрд. руб. в 2017 году.

Кроме этого с 2015 г. планируется индексация ставок за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности по аналогии с индексацией, предусмотренной для платы за пользование водными объектами (в среднем в размере 1.28, 1.63, 2.08 по отношению к действующим ставкам соответственно с 1 января 2015, 2016, 2017 гг.) Предполагается осуществить повышение ставок платы за пользование лесов с применением индексов-дефляторов, учитывающих уровень инфляции.

Таким образом, дополнительные доходы, поступающие в федеральный бюджет, могут составить около 0.8 млрд. руб. ежегодно.

Налоговая политика в части акцизного налогообложения табачной продукции определяется с учетом Плана мероприятий по реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака в 2010-2015 гг. Указанным планом предусмотрено, что поэтапное повышение акциза должно происходить такими темпами, чтобы обеспечить в Российской Федерации средний уровень налогообложения табачных изделий на уровне стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения.

В отношении табачной продукции ставки акцизов будут проиндексированы темпами, опережающими уровень инфляции. Так, минимальная специфическая ставка акциза на сигареты и папиросы возрастет в 2015 г. на 25.0% к 2014 г., в 2016 г. – на 26.9% к 2015 г., в 2017 г. – на 15.2% к 2016 г. Кроме того, будут существенно повышена адвалорная составляющая ставки – до 14%, 16%, и 18% от максимальной розничной цены соответственно на 2015, 2016, 2017 гг. с незначительной корректировкой специфической составляющей ставки. Это позволит без увеличения нагрузки на массовые сорта сигарет увеличить бюджетные поступления от более высокого налогообложения дорогих марок.

Дополнительные доходы бюджета при этом составят: в 2015 г. – 16.6. млрд. руб., в 2016 – 16.6 млрд. руб., в 2017 г. – 96.2 млрд. рублей.

Основными направлениями налоговой политики на 2010 — 2015 годы, Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации было предусмотрено введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Учитывая сложность данной работы, в прошедшем периоде велась активная работа по подготовке к введению налога на недвижимость.

Однако для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Для формирования государственного кадастра недвижимости был принят Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», вступивший в силу с 1 марта 2008 года, который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

Кроме этого, основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов подготовлены с целью составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики необходимо учитывать как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес-ориентиры с учетом планируемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период, что предопределяет стабильность и определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень.

В трехлетней перспективе 2014 — 2016 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Литература:

1. www.cons-plus.ru – Официальный сайт Консультант Плюс

2. www.minfin.ru – Официальный сайт Министерства финансов РФ

3. www.nalog.ru – Официальный сайт Федеральной налоговой службы

4. www.38nalog.ru – Официальный сайт УФНС по Иркутской области

5. www.irkobl.ru – Сайт администрации Иркутской области

Налоги и платежи, вносимые предприятиями в бюджет и во внебюджетные фонды

Путь: Главная → Лекции (продолжение) → Экономика организации →

Налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Система налогообложения должна решать определенные задачи: содействовать деловой активности, росту производства и повышению заинтересованности работников в результатах труда, побуждать предприятия эффективно использовать основные производственные фонды, минимизировать производственные запасы, сокращать непроизводственные расходы, обеспечивать формирование доходов бюджета в объеме, достаточном для формирования расходов государства и выполнения им своих функций.

Виды налогов

В соответствии с законодательством все действующие на территории Российской Федерации налоги и сборы делятся на три группы: федеральные, региональные (налоги республик в составе Федерации, краев, областей и автономных образований) и местные. С вступлением в действие Конституции РФ налоговое право органов государственной власти на местах существенно расширилось. Теперь им предоставлено право самостоятельно вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления на основе общих принципов, устанавливаемых в федеральном налоговом законодательстве.

По объекту налогообложения, существующие в Российской Федерации налоговые платежи можно разделить на налоги с доходов (выручки, прибыли); с имущества предприятий; с определенных видов операций и деятельности (например, по операциям с ценными бумагами); за выполнение некоторых действий (таможенные и государственные пошлины), добавленную стоимость продукции, работ и услуг, пользование природными ресурсами.

Законодательством определено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения. Особенностью российской налоговой системы является также наличие ряда целевых платежей и сборов, которые в силу своей обязательности носят для плательщиков налоговый характер, но направляются не только в бюджет, но и в специальные внебюджетные фонды (например, платежи в государственные социальные фонды, фонды охраны природы, республиканский земельный фонд и т.п.).

Налог на прибыль

В системе прямых налогов, действующих в Российской Федерации и взимаемых с предприятий, ведущее место принадлежит налогу на прибыль (доход). Система функционирования этого налога отличается рядом особенностей, связанных с российской спецификой переходного периода к рыночным отношениям.

Плательщиками налога на прибыль являются все предприятия и организации (включая бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, в том числе предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Плательщиками этого налога являются и не располагающие статусом юридических лиц филиалы предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятий и организаций, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

В налогооблагаемую прибыль не включаются дивиденды и проценты, полученные по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, а также доходы от долевого участия в деятельности других предприятий (предприятий с иностранными инвестициями, акционерных обществ и др.), кроме доходов, полученных за пределами Российской Федерации.

Одним из наиболее серьезных вопросов при определении базы обложения налогом на прибыль является правильное определение затрат, принимаемых к исключению при расчете валовой прибыли.

В настоящее время для этих целей продолжает применяться Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. (с учетом изменений, внесенных в него постановлением ПравительстваРФ от 1 июля 1995 г.). В качестве общего правила принимается, что такие затраты включаются в расходы, учитываемые при расчете налогооблагаемой прибыли того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от предварительной или последующей формы их оплаты.

Налог на прибыль определяется исходя из облагаемой прибыли и установленной ставки налог а. С 1992 г. эта ставка неоднократно изменялась; с 1995 г. ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет, установлена в фиксированном размере 13%. Одновременно установлено, что в бюджетах субъектов Российской Федерации налог на прибыль зачисляется по ставкам, установленным законодательными органами соответствующих субъектов Федерации в размере не свыше 22%, а бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций и страховщиков, а также для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, — по ставкам в размере не свыше 30%.

Отличительной особенностью действующего в Российской Федерации порядка налогообложения прибыли является наличие большого числа разнообразных налоговых льгот, среди которых особо следует отметить выведение из-под налогообложения затрат предприятий на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, а также затрат на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. Условием предоставления этой льготы является полное использование предприятием сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату, которые исключаются из льготируемой суммы расходов.

Существенной является такая льгота, в соответствии с которой не облагается прибыль, использованная предприятиями на содержание находящихся на их балансе жилищного фонда и иных объектов социально-культурного назначения, а также при долевом участии предприятий в указанных расходах.

Налог на имущество предприятия

До настоящего времени значение этого налога, как в общем объеме доходных поступлений государства, так и с точки зрения его обременительности для отдельных плательщиков относительно невелико. Однако по мере формирования рыночной среды, а также в связи с уже проведенными и предполагаемыми очередными переоценками основных фондов предприятий роль этого налога существенно возрастает.

Плата за ресурсы

Особую группу налогов, действующих на территории Российской Федерации, составляют платежи, связанные с использованием и охраной природных ресурсов. Наиболее важными из них являются плата за землю и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Кроме того, при пользовании отдельными видами природных ресурсов установлены специфические обязательные платежи (например, платежи за использование недр, плата за воду, забираемую из водохозяйственных систем, лесной доход, акцизы на добычу нефти и газа).

Налоги и платежи, вносимые предприятиями в бюджет и во внебюджетные фонды

Имеются и платежи за загрязнение природной среды (подробнее см. гл. 18).

Косвенные налоги

Важнейшим из косвенных налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на добавленную стоимость (НДС). Ему принадлежит одно из ведущих мест по общему объему налоговых поступлений. Подобный налог применяется во многих странах, и прежде всего, в странахЕС. В 20 из 24 стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), НДС является основным налогом на потребление.

НДС является формой изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Механизм функционирования этого налога в России близок к порядку, действующему в большинстве европейских стран; налог взимается с каждого акта купли-продажи, начиная со стадии первичного производства вплоть до реализации законченного продукта конечному потребителю, и представляет собой разницу между суммой налога, уплаченного поставщику сырья и материалов, и суммой, полученной плательщиком налога от покупателя произведенной им продукции (выполненных работ, услуг).

Фактический НДС оплачивается конечным потребителем товаров (работ, услуг) и не затрагивает издержки и прибыль предприятий — производителей промежуточной продукции, ибо уплаченный ими как потребителями сырья, материалов и т.д. налог в их себестоимость не включается, а идет на уменьшение подлежащего зачислению в бюджет НДС по проданным предприятиями товарам (работам, услугам).

В настоящее время датой совершения оборота для исчисления НДС считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами — день поступления выручки в кассу.

Акцизы по своему содержанию являются косвенными налогами на потребителя. Перечень товаров, облагаемых акцизами в России, сравнительно невелик и в основном совпадает с наборами аналогичных товаров многих других стран (алкогольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, меха, изделия из драгоценных металлов и некоторые другие престижные товары). Акцизы установлены на высокорентабельные товары, пользующиеся постоянным спросом, что позволяет изымать в доход государства полученную их производителями сверхприбыль.

Особую, наиболее динамичную группу налогов на потребление составляют таможенные пошлины. Экспортно-импортные пошлины используются в основном для регулирования взаимосвязи внутреннего рынка товаров с мировым рынком. Они поселяют стимулировать экспорт и защищать внутреннего производителя от интервенции аналогичной продукции из-за рубежа. Эти платежи имеют большое значение с точки зрения фискальных интересов государства, поскольку носят стабильный характер и достаточно легко поддаются администрированию (подробнее см. гл. 19).

Платежи во внебюджетные фонды

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством все предприятия, объединения и организации (в том числе предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность через постоянные представительства), расположенные на территории Российской Федерации, обязаны перечислять средства в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, а также в Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Эти платежи, хотя и не поступают непосредственно в доход соответствующих бюджетов, а имеют целевую направленность для решения тех или иных социальных задач, однако в силу своей обязательности носят для плательщиков налоговый характер. Все они включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий и организаций.

Наряду с обязательными платежами в государственные внебюджетные фонды социального назначения все предприятия, организации и учреждения, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, должны вносить обязательные платежи в дорожные фонды РФ, которые осуществляются в форме уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, налога на владельцев транспортных средств, налога на приобретение автотранспортных средств, а также налога на реализацию горюче-смазочных материалов. За счет средств этих фондов (федерального и региональных) осуществляется финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования.

Помимо обязательных отчислений в государственные внебюджетные социальные и дорожные фонды по отдельным отраслям народного хозяйства (электроэнергетика, металлургия и т.д.), а также для предприятий определенного профиля предусмотрены отчисления в ряд отраслевых внебюджетных фондов, за счет которых осуществляется решение общеотраслевых проблем. Решения об отчислениях в такие фонды принимаются Правительством РФ.

Навигация

« Планирование прибыли и порядок ее распределения на предприятиях различных организационных формФинансовый план предприятия »

Не останавливайтесь, читайте дальше:

•прочие данные (соглашения о реструктуризации, графики погашения реструктуризированной задолженности, графики реструктуризации, графики погашения пеней и штрафов).

Расчет начисляемых налогов в общем виде производится по формуле:

Нн = (НБр – НБн) х Сн – Лн

где: Нн – начисленный налог; НБр – налогооблагаемая база рассчитанная; НБн – налогооблагаемая база, необлагаемая налогом; Сн – ставка налога; Лн – льготы по налогу.

2.Бюджетирование налоговых платежей. После определения начислений по налогам производится расчет налоговых выплат для составления графиков расчетов с бюджетом и формирования бюджета движения денежных средств организация.

Налоговые платежи рассчитываются по формуле:

Нв = Нн – Ан + Вр + Аб

где: Нв – выплаты по налогам; Нн – начисленные налоги; Ан – авансы по налогам, ранее уплаченные; Вр – выплаты в соответствии с графиками погашения реструктуризированной задолженности, пеней и штрафов; Аб – авансы по налогам в счет будущих периодов.

3.Бюджетирование налоговой задолженности осуществляется для составления прогнозного баланса движения денежных средств, используя следующую формулу:

З = Зн + Нн – Зр – Нв

где: З – задолженность по налогам на конец периода; Зн – задолженность по налогам на начало периода; Нн – налоги начисленные; Зр – реструктуризированная задолженность; Нв – выплаты по налогам.

Полученные в результате расчетов параметры бюджетирования налоговых обязательств используются для планирования налоговых доходов (экономии на налогах) организации в составе ее налогового бюджета.

Формирование корпоративного налогового бюджета трудоемкий процесс, зависящий от многих экономических, финансовых и налоговых параметров, и от характера налоговой политики организации. Необходима информация о всей хозяйственно-финансовой деятельности, заключаемых договорах, объеме налоговых начислений и платежей. Грамотное налоговое бюджетирование принесет организации существенный финансовый эффект.

Формирование налогового бюджета организации

При финансовом планировании или же бюджетировании необходимо уделять внимание совокупности бюджетов, форматы которых утверждены внутренними нормативными документами.

Процесс планирования и исполнения налоговых обязательств юридического лица является бизнес-процессом, формирующим его налоговую нагрузку.

Организация может включать информацию о размере и сроках уплаты налога в различные операционные бюджеты или же формировать налоговый бюджет.

Цель формирования налогового бюджета:

-эффективное управление затратами по налоговым платежам;

-консолидация информации о структуре налоговой нагрузки организации (перечня исчисляемых и уплачиваемых налогов);

-определение совокупной налоговой нагрузки;

-получение информации о периодах и сроках осуществления налоговых платежей;

-проведение предварительного анализа и получение управленческой информации, связанной с влиянием налогового бремени на финансовые показатели хозяйственной деятельности.

Остановимся подробнее на источниках информации и формате налогового бюджета.

К источникам информации относятся:

-выбранная организацией система налогообложения (общая, упрощенная, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности);

-учетная политика организации для целей финансового (бухгалтерского) и налогового учета;

-плановые показатели деятельности, зафиксированные в операционных (вспомогательных) бюджетах, планируемые виды деятельности;

-приказ о датах выплаты заработной платы сотрудникам, утвержденное штатное расписание организации, согласованный график отпусков, положение о премировании;

-статистические данные прошлых отчетных периодов.

Формат налогового бюджета включает (планируемые налоги):

-входящие и исходящие сальдо расчетов с бюджетом (состояние расчетов);

-начисление налогов (в бюджет доходов и расходов (за исключением НДС);

-перечисление налогов (в бюджет движения денежных средств);

-справочную информацию, для проверки правильности исчисления налогов и сопоставления основных показателей деятельности организации с размерами совокупной налоговой нагрузки.

Алгоритм формирования налогового бюджета:

1.Определение совокупности исчисляемых организацией налогов.

2.Определение комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию налоговой нагрузки.

3.Определение налоговой базы по каждому из планируемых налогов.

4.Расчет суммы налогов, подлежащих перечислению в бюджет.

5.Определение сроков перечисления налогов, формирование платежного налогового календаря.

6.Консолидация плановых показателей в бюджетную таблицу.

7.Анализ показателей бюджета.

Указанный алгоритм является составной частью последовательности мероприятий, связанных с формированием общего бюджета организации.

Определение совокупности исчисляемых организацией налогов

Совокупность исчисляемых организацией налогов определяется выбранной системой налогообложения и характером совершаемых операций. Наиболее распространенной является совокупность, соответствующая стандартному режиму налогообложения, которая и будет рассмотриваться при формировании бюджета: НДС, НДФЛ, ЕСН, налог на имущество и налог на прибыль организации.

Кроме указанного перечня организация может являться плательщиком налога на рекламу, земельного и транспортного налогов.

Определение комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию налоговой нагрузки:

-формирование учетной политики для финансового и налогового учета;

-определение допустимого размера дебиторской задолженности;

-оптимизация денежных потоков в рамках холдинговых структур;

-проведение зачетов встречных однородных требований;

-использование лизинговых операций.

Определение налоговой базы по планируемым налогам, расчет налогов, определение срока их перечисления в бюджет

НДС. При планировании исчисления НДС организацией должно быть проведено планирование каждого из компонентов, составляющих итоговую сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет или возмещению из него. Необходимо рассчитывать НДС, планируемый к поступлению от контрагентов или к уплате в их адрес.

НДФЛ и единый социальный налог. В соответствии со ст. 210 НК РФ объектом налогообложения НДФЛ являются все доходы налогоплательщика, полученные им в денежной и натуральной форме. Распространенным видом дохода является з/п.

В соответствии со ст. 236 НК РФ объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, которые начисляются налогоплательщиками в пользу физических лиц, не являющихся ИП, по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.

Выплаты и вознаграждения не являются объектом налогообложения в случае, если у организации они не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Общая ставка ЕСН составляет 26%. Для данного налога налоговое бремя снижается с ростом налоговой базы, которая исчисляется нарастающим итогом с начала календарного года по каждому сотруднику.

Налог на имущество. В соответствии со ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Формирование бюджета налогов

Налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период, которая определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и 1-е число следующего за налоговым периодом месяца, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу. Налоговым периодом является календарный год, отчетным периодом — календарный квартал.

Налог на прибыль организации. В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, представляющая собой полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций».

Консолидация плановых показателей

На данном этапе собираются исходные данные, и используются для формирования бюджета налогов. Предварительно рассчитывается НДС и налог на имущество организации. Затем формируется налоговый бюджет организации.

Налоговые платежи отражаются в качестве исходящих денежных потоков, которые относятся к операционной деятельности организации. Могут быть исключения, если налог на прибыль организации возникает в результате совершения операций в рамках инвестиционной или финансовой деятельности, то отражение налоговых выплат должно производиться по инвестиционной или финансовой деятельности.

Источником выплат НДФЛ являются денежные средства, начисленные работодателем работнику за выполнение своих трудовых обязанностей. Бремя расходов несут на себе сотрудники, а организация является налоговым агентом, в обязанности которого входит исчисление, удержание и перечисление в бюджет НДФЛ. Оптимальным решением является включение налога в рассматриваемый бюджет, так как его перечисление влияет на ликвидность организации.

Анализ показателей бюджета

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ 
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

Хотите опубликовать свою статью или создать цикл из статей и лекций?
Это очень просто – нужна только регистрация на сайте.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *