Опросник большая пятерка

Posted On 12.03.2018

Классический «брендовый» тест-опросник с богатой историей предназначен для экспресс-диагностики уровня выраженности пяти так называемых «больших» факторов темперамента и характера. Это название они получили в 60-80-е годы в ходе масштабных статистических и психолингвистических исследований, проведенных независимыми специалистами из разных стран. Одной из таких работ было опубликованное в 90-е годы исследование русскоязычной лексики личностных черт, проведенное А.Г.Шмелевым и В.И.Похилько. Исследования подтвердили, что пяти факторов достаточно для построения полноценного психологического портрета личности.

ТИПИЧНЫЕ ЗАДАЧИ

  • профориентация;
  • самопознание.

Для подбора и оценки персонала при помощи пяти больших личностных факторов рекомендуем ипсативную версию данного теста.

СТРУКТУРА МЕТОДИКИ

Методика «Большая пятерка» состоит из 100 пунктов, предполагающих 3 варианта ответа («верно», «затрудняюсь ответить», «не верно»).


Пример задания для теста «Большая пятерка».

Время выполнения теста — 25-35 минут. Первые пять шкал методики представляют собой точное воспроизведение факторов «Большой Пятерки» в их международном варианте. В тесте также присутствует шкала социальная желательность, измеряющая честность респондента.

В русскоязычной версии опросника пять самых мощных факторов темперамента и характера получили следующую интерпретацию:

  • экстраверсия — интроверсия (высокий полюс фактора — общительность, уверенность в себе, активная позиция в коммуникации; низкий — сдержанность, замкнутость)
  • согласие — независимость (эта шкала является индикатором стиля межличностного взаимодействия; высокий полюс — склонность к сотрудничеству, кооперации, дружелюбие, в крайней степени — ведомость; низкий — тенденция полагаться на свое собственное мнение, конкурировать, соревноваться с другими людьми, крайняя степень выраженности — враждебность)
  • самоконтроль — импульсивность (высокие показатели отражают наличие такой группы качеств, как пунктуальность, последовательность, умение следовать алгоритму, стандарту, крайняя степень — педантизм; низкие — ситуативность, непоследовательность, способность выйти за рамки стандартных схем действий, в крайней степени — гибкость моральных суждений и хаотичность)
  • эмоциональная стабильность — тревожность (эта шкала отражает устойчивость, быстроту адаптации к стрессовым ситуациям, спокойствие, стабильность, уверенность в себе — на высоком полюсе шкалы противоположны эмоциональности, восприимчивости, тревожности, незащищенности — на низком)
  • новаторство-консерватизм (эта шкала показывает любознательность, увлеченность, открытость новому опыту, ориентацию на преобразование — на высоком полюсе; и консерватизм, прагматическую направленность, традиционализм, ориентацию на сохранение — на низком)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Существует три варианта отчета:

для респондента (краткое и понятное широкому кругу людей описание качеств характера, выполненное в дружелюбном ключе, без использования профессиональной терминологии);
для психолога (пояснение причин проявления выявленных особенностей, соотнесение их с другими факторными системами описания личности);
бизнес-отчет (прогноз эффективности в различных видах деятельности, описание сильных и слабых сторон респондента, прогноз конфликтности и особенностей поведения в конфликтной ситуации).

Каждый отчет может включать до трех блоков представления результатов в виде:

  • графического профиля, указывающего значения факторов;
  • текстовых сообщений-интерпретаций факторов;
  • табличных данных, в которые включены сырые баллы, стены, а также процентили (процент от выборки стандартизации).

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

БОЛЬШАЯ ПЯТЕРКА (англ. Big Five) — пять личностных факторов, которые чаще всего выявлялись в качестве устойчивых факторов независимыми учеными в разных странах в ходе масштабных статистических и психолингвистических исследований. Одной из таких работ было опубликованное в 90-е годы исследование русскоязычной лексики личностных черт, проведенное А.Г.Шмелевым и В.И.Похилько.

Вопросы теста «Большая пятерка» — это наиболее информативные задания, которые были отобраны в результате экспериментальной работы с банком из 260 заданий, проведенной под руководством А.Г.Шмелева группой аспирантов и студентов факультета психологии МГУ. Значительная часть аналитической работы была выполнена Е.И.Рыхлевской. В психометрическом эксперименте принимали участие свыше 200 испытуемых — студентов московских вузов.

С помощью конфирматорного факторного анализа (анализа, направленного на проверку уже сформированных факторных ключей) по каждому фактору были выявлены 15 вопросов, которые давали максимальную корреляцию с суммарным баллом. В 2002 году методика была дополнена шкалой «социальной желательности» (версия «B5S-Plus»), что увеличило количество вопросов до 90. В версии «B5S-Plus5» используется шкала «социальной желательности», доработанная и усовершенствованная В.В.Одинцовой в 2004-2005 гг.

В шестой версии методики (2007 г.) 5-я шкала («Обучаемость-инертность») заменена более традиционной для Большой Пятерки шкалой «Новаторство-консерватизм». Банк заданий расширен до 100 вопросов. Автор вопросов — Иванова О.Н. Нормы в данной версии методики обновлены в 2008 году на основе анализа протоколов испытуемых в ситуации экспертизы.

В седьмой версии (2009 г.) в методику добавлена новая бизнес-интерпретация, описывающая не только личностные качества респондента, но и его профессиональный потенциал в различных видах деятельности, сильные и слабые стороны, прогноз конфликтности.

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Надежность теста как средства измерения определяется низкой вероятностью ошибок измерения тестовых баллов и тем, в какой мере результаты измерений воспроизводятся при многократном использовании теста по отношению к данной группе испытуемых. Оценка внутренней согласованности теста производилась посредством расчета альфа-коэффициента Кронбаха. Данный коэффициент представляет собой оценку надежности, базирующуюся на гомогенности шкалы или сумме корреляций между ответами испытуемых на вопросы внутри одной и той же тестовой формы.

Надежность-согласованность (коэфф. Альфа-Кронбаха):

Шкала теста Коэффициент Альфа-Кронбаха
экстраверсия — интроверсия 0,7
согласие — независимость 0,62
самоконтроль — импульсивность 0,68
эмоциональная стабильность — тревожность 0,64
новаторство-консерватизм 0,61
новаторство-консерватизм 0,62

ОТЗЫВЫ И ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

  • на базе данной методики создан on-line тест для определения командных ролей для сайта drimtim.ru (2009 г.) http://drimtim.ru/tests/12/
  • совместно с тестами «СТМ», «ТИПС» и специально разработанной кейсовой методики применяется для оценки кандидатов на должность Руководитель структурного предприятия на Московской железной дороге (с 2009 г.)
  • входит в состав профориентационного комплексного теста «ТРУД»

ПУБЛИКАЦИИ

  • «Зигзаг, лживый квадрат и… больше ничего», Шмелев А. Г., HT.RU, 2008
  • «Анализ ситуационных различий при тестировании (на примере тест-опросника „Большая пятерка“)», В. В. Одинцова, А. Г.Шмелев, журнал «Вопросы психологии», 2006
  • «Тест юмористических фраз: результаты психометрического исследования с использованием оценочной версии (ТЮФО)», В. В. Одинцова, А. Г.Шмелев, HT.RU, 2005
  • «Оценка эффективности теста „Большая пятерка“ и пример его практического использования», Одинцова В. В., HT.RU, 2004 года

ОБУЧЕНИЕ

Обучение работе с тестовой методикой доступно в виде дистанционного курса. Также возможно индивидуальное (или в малых группах) очное обучение по программе индивидуального сопровождения пользователя. Разработано методическое пособие, которое поставляется бесплатно всем пользователям теста.

Пятифакторный личностный опросник, более известный как «Большая пятерка» («Великолепная пятерка») был разработан в 1983-1985 гг. американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста. В дальнейшем опросник был усовершенствован; усовершенствованная версия была опубликована в 1992 г. под названием «тест NEO PI» (от англ. «нейротизм, экстраверсия, открытость – личностный опросник»).

Пять фундаментальных факторов, позволяющих охарактеризовать структуру личности человека, были определены в итоге научных исследований психологов разных стран (Г. Олпорт, Д. Гилфорд, Р. Кэттелл, Г. Айзенк, Р. МакКрэй, П. Коста и др.) на протяжении пяти десятилетий. К этим факторам относятся:

  1. “нейротизм” (neuroticism, N),
  2. ”экстраверсия” (extraversion, E),
  3. “открытость опыту” (openness to experience, O),
  4. “согласие” (agreebleness, A) и
  5. “сознательность” (conscientiousness, C).

Хотя исследователи уже договорились относительно того, какие это черты, разногласия в их обозначении пока ещё остаются.

Р. МакКрае и П. Коста использовали для обозначения пяти факторов следующие термины: 1. нейротизм, 2. экстраверсия, 3. открытость опыту, 4. сотрудничество, 5. добросовестность.

Японский исследователь Хийджиро Тсуйи, адаптируя американскую пятифакторную личностную методику для японской популяции, предложил биполярность для каждого фактора: ЭКСТРАВЕРСИЯ — ИНТРОВЕРСИЯ, ПРИВЯЗАННОСТЬ — ОТДЕЛЕННОСТЬ, КОНТРОЛИРОВАНИЕ — ЕСТЕСТВЕН-НОСТЬ, ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ — ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СДЕРЖАННОСТЬ, ИГРИВОСТЬ — ПРАКТИЧНОСТЬ, что позволяет, как он считает, полнее охарактеризовать личность, так как каждый полюс черты отражает её своеобразие.

Японская версия «Большой пятерки» представляет собой набор из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятиступенчатую оценочную шкалу Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов.

Согласно своему подходу к пятифакторной структуре личности, Тсуйи следующим образом характеризует обобщенные черты-факторы и их первичные компоненты.

Первый фактор “ЭКСТРАВЕРСИЯ — ИНТРОВЕРСИЯ” рассматривается Х.

Пятифакторный опросник личности

Тсуйи традиционно, но в отличие от интерпретации, предложенной У. Норманом, японский исследователь учитывает значения полюсов этого фактора, первичными компонентами которого являются: активность — пассивность, доминирование — подчиненность, общительность — замкнутость, поиск новых впечатлений — избегание новых впечатлений.

Суть второго фактора — взаимодействие с людьми. Термин “ПРИВЯЗАННОСТЬ” для обозначения фактора подходит лучше, чем “конформность”, используемый в американском оригинале, и включает в себя такие личностные диспозиции, как дружеское расположение, доверчивость, сотрудничество, а также зависимость и принятие индивида группой. Противоположный полюс этого фактора “ОТДЕЛЕННОСТЬ” содержит в себе не только признаки дистанцирования и соперничества, но и независимости. Компонентами второго фактора являются: теплота — равнодушие, сотрудничество — соперничество, доверчивость — подозрительность, понимание — непонимание, уважение других — самоуважение.

Третий фактор представлен как “КОНТРОЛИРОВАНИЕ — ЕСТЕСТВЕННОСТЬ”. Тсуйи намеренно не использует термин “сознательность”, так как он имеет слишком тесную привязанность к этическим понятиям и слишком узкое семантическое значение. Суть третьего фактора — волевая регуляция поведения. Контролирующий себя индивид, как правило, проявляет целеустремленность, добросовестность, методичность и настойчивость. Естественный в своем поведении человек, напротив, стремится к гармоничным отношениям с природой, он как бы “плывет по течению жизни”. Японский вариант пятифакторного личностного опросника содержит следующие первичные компоненты этого фактора: аккуратность — неаккуратность, настойчивость — отсутствие настойчивости, ответственность — безответственность, самоконтроль — импульсивность, предусмотрительность — беспечность.

Четвертый фактор содержит в себе характеристики аффективной сферы личности. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ у человека проявляется в повышенной чувствительности к средовым воздействиям, особенно в стрессовых ситуациях. Такая личность также предрасположена к тревоге и депрессии. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СДЕРЖАННОСТЬ, напротив, характеризует человека как склонного проявлять уживчивость, неторопливость и самодостаточность. Компонентами четвертого фактора являются: тревожность — беззаботность, напряженность — расслабленность, депрессивность — эмоциональная комфортность, самокритичность — самодостаточность, эмоциональная лабильность — эмоциональная стабильность.

Пятый фактор представлен как “ИГРИВОСТЬ”. Суть его — игра, которая даёт возможность личности плавно “переходить” из реального мира в нереальный, воспринимать необычные образы, мысли, чувства, символику искусства и свободно ими наслаждаться. С другой стороны, “ПРАКТИЧНОСТЬ” — черта, проявляющаяся у личности в тенденции соответствовать реальности, что в своих крайних проявлениях ведет к конформизму, жестокости и авторитаризму. Первичными компонентами этого фактора являются: любопытство — консерватизм, мечтательность — реалистичность, артистичность — неартистичность, сензитивность — низкая чувствительность, пластичность — ригидность.

«Большая пятерка» в настоящее время широко используется как зарубежными, так и отечественными психологами. Существуют две версии опросника на русском языке. Первая была адаптирована В.Е.Орлом, А.А.Рукавишниковым и И.Г.Сениным.

Вторая является переводом и адаптацией японской версии «Большой пятерки» (5PFQ); адаптация была выполнена доцентом Курганского государственного университета А. Б. Хромовым (http://osp.kgsu.ru/hromov.htm). Именно эта версия пятифакторного личностного опросника представлена на сайте.

Пятифакторный личностный опросник («Большая пятерка») — тестирование онлайн »

Пятифакторная модель личности, также известная как «Большая пятерка» (Big Five) – психологическая модель, описывающая структуру личности человека посредством пяти общих, относительно независимых черт (диспозиций):

  • «нейротизм» (neuroticism, N)
  • «экстраверсия» (extraversion, E)
  • «открытость опыту» (openness to experience, O)
  • «согласие/доброжелательность» (agreebleness, A)
  • «сознательность/добросовестность» (conscientiousness, C)

В настоящее время пятифакторная модель является наиболее широко используемой в психологических исследованиях англоязычных стран: к 2009 году частота цитирования «большой пятерки» превзошла использование моделей Айзенка и Кэттелла вместе взятых более чем в 50 раз.

К сожалению, большинство психологических инструментов, использующих модель «большой пятерки», либо являются коммерческими методиками и отстутствуют в свободном доступе, либо не переведены на русский язык. На данный момент единственным доступным для прохождения тестом является русскоязычная адаптация А. Б. Хромова японской адаптации 5PFQ.

Пройти тест:

Наиболее известны следующие реализации «большой пятерки»:

• Самый популярный, наиболее широко используемый опросник NEO PI разрабатывается с 1980-х годов американскими психологами П. Коста и Р. МакРаэ (Paul T. Costa Jr., Robert R. McCrae).

Пятифакторный личностный опросник МакКрае и Коста (Большая пятерка)

C 1992 года представлен версиями NEO PI-R (260 вопросов) и NEO FFI (сокращенный, 60 вопросов). Существует русскоязычная адаптация 2010 года (В. Е. Орел, А. А. Рукавишников, И. Г. Сенин, Т. А. Мартин).

IPIP Big-Five Factor Markers (50 и 100 вопросов), IPIP NEO PI-R (120 и 300 вопросов) – свободные для некоммерческого использования реализации шкал «большой пятерки» из International Personality Item Pool. IPIP NEO PI-R предлагается как аналог («shown to be mostly identical») коммерческого NEO PI. На русский язык не переведены.

The Big Five Inventory, BFI (Dr. Oliver P. John и коллеги) – один из последних методов тестирования, использует в качестве стимульного материала фрагменты предложений. Доступен онлайн для некоммерческого использования. На русский язык не переведен.

• Профессиональные личностные опросники OPQ/OPQ32 (Occupational Personality Questionnaires) компании SHL. Один из первых коммерческих инструментов «большой пятерки», используется при подборе персонала для оценки потенциала различных категорий сотрудников. С 1994 года существует русскоязычная адаптация.

• Личностный опросник Хогана HPI (Hogan Personality Inventory) – один из элементов международной системы инструментов оценки Hogan, используется при подборе и оценке персонала. Существует русскоязычная версия.

Особенности реализации:

  • удобная онлайн-версия: ответы в один клик, большие кнопки для тач-экранов;
  • для каждого результата формируется короткая ссылка, которой можно поделиться;
  • совершенно бесплатно и анонимно, регистрация не требуется.

Литература | Описание

А. Б. Хромов
• Пятифакторный опросник личности
Учебно-методическое пособие
Курган: КГУ, 2000

Учебно-методическое пособие знакомит с пятифакторной моделью личности. Предлагаемый вариант диагностической методики позволяет описать структуру личности в рамках современной факторной модели. Рекомендовано кафедрой общей и социальной психологии КГУ для студентов-психологов университета (специальность 020400) и практических психологов.

Стимульный материал Теста большая пятерка (Big five).

Инструкция

Прочтите парные высказывания и определите, какое из двух альтернативных высказываний вам больше всего подходит. Если подходит высказывание, записанное слева от оценочной шкалы, то используйте для оценки этого высказывания значение «-2» или «-1». Если вам подходит правое высказывание, то оно оценивается значениями «2» или «1». Значения «-2» или «2» выбираются в том случае, если оцениваемое высказывание выражено сильно. Если это высказывание выражено слабо (слабее), то выбирается значение «-1» или «1». В том случае, когда ни одна из альтернатив вам не подходит, а подходит нечто среднее между ними, то выбирается значение «0».

Выбранное значение записывается в бланк ответов в правую ячейку.

Стимульный материал Теста большая пятерка (Big five).

1. Мне нравиться заниматься физкультурой -2 -1 Я не люблю физические нагрузки
2. Люди считают меня отзывчивым и доброжелательным человеком -2 -1 Некоторые люди считают меня холодным и черствым
3. Я во всем ценю чистоту и порядок -2 -1 Иногда я позволяю себе быть неряшливым
4. Меня часто беспокоит мысль, что что-нибудь может случиться -2 -1 «Мелочи жизни» меня не тревожат
5. Все новое вызывает у меня интерес -2 -1 Часто новое вызывает у меня раздражение
6. Если я ничем не занят, то это меня беспокоит -2 -1 Я человек спокойный и не люблю суетиться
7. Я стараюсь проявлять дружелюбие ко всем людям -2 -1 Я не всегда и не со всеми дружелюбный человек
8. Моя комната всегда аккуратно прибрана -2 -1 Я не очень стараюсь следить за чистотой и порядком
9.

Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков

-2 -1 Я не обращаю внимания на мелкие проблемы
10.

Пятифакторный опросник личности 5PFQ

Мне нравятся неожиданности

-2 -1 Я люблю предсказуемость событий
11. Я не могу долго оставаться в неподвижности -2 -1 Мне не нравится быстрый стиль жизни
12. Я тактичен по отношения к другим людям -2 -1 Иногда в шутку я задеваю самолюбие других
13. Я методичен и пунктуален во всем -2 -1 Я не очень обязательный человек
14. Мои чувства легко уязвимы и ранимы -2 -1 Я редко тревожусь и редко чего-либо боюсь
15. Мне не интересно, когда ответ ясен заранее -2 -1 Я не интересуюсь вещами, которые мне не понятны
16. Я люблю, чтобы другие быстро выполняли мои распоряжения -2 -1 Я не спеша выполняю чужие распоряжения
17. Я уступчивый и склонный к компромиссам человек -2 -1 Я люблю поспорить с окружающими
18. Я проявляю настойчивость, решая трудную задачу -2 -1 Я не очень настойчивый человек
19. В трудных ситуациях я весь сжимаюсь от напряжения -2 -1 Я могу расслабиться в любой ситуации
20. У меня очень живое воображение -2 -1 Я всегда предпочитаю реально смотреть на мир
21. Мне часто приходится быть лидером, проявлять инициативу -2 -1 Я скорее подчиненный, чем лидер
22. Я всегда готов оказать помощь и разделить чужие трудности -2 -1 Каждый должен уметь позаботиться о себе
23. Я очень старательный во всех делах человек -2 -1 Я не очень усердствую на работе
24. У меня часто выступает холодный пот и дрожат руки -2 -1 Я редко испытывал напряжение, сопровождаемое дрожью в теле
25. Мне нравится мечтать -2 -1 Я редко увлекаюсь фантазиями
26. Часто случается, что я руковожу, отдаю распоряжения другим людям -2 -1 Я предпочитаю, чтобы кто-то другой брал в свои руки руководство
27. Я предпочитаю сотрудничать с другими, чем соперничать -2 -1 Без соперничества общество не могло бы развиваться
28. Я серьезно и прилежно отношусь к работе -2 -1 Я стараюсь не брать дополнительные обязанности на работе
29. В необычной обстановке я часто нервничаю -2 -1 Я легко привыкаю к новой обстановке
30. Иногда я погружаюсь в глубокие размышления -2 -1 Я не люблю тратить свое время на размышления
31. Мне нравится общаться с незнакомыми людьми -2 -1 Я не очень общительный человек
32. Большинство людей добры от природы -2 -1 Я думаю, что жизнь делает некоторых людей злыми
33.

Люди часто доверяют мне ответственные дела

-2 -1 Некоторые считают меня безответственным
34. Иногда я чувствую себя одиноко, тоскливо и все валится из рук -2 -1 Часто, что-либо делая, я так увлекаюсь, что забываю обо всем
35.

Я хорошо знаю, что такое красота и элегантность

-2 -1 Мое представление о красоте такое же, как и у других
36. Мне нравится приобретать новых друзей и знакомых -2 -1 Я предпочитаю иметь только несколько надежных друзей
37. Люди, с которыми я общаюсь, обычно мне нравятся -2 -1 Есть такие люди, которых я не люблю
38. Я требователен и строг в работе -2 -1 Иногда я пренебрегаю своими обязанностями
39. Когда я сильно расстроен, у меня тяжело на душе -2 -1 У меня очень редко бывает мрачное настроение
40. Музыка способна так захватить меня, что я теряю чувство времени -2 -1 Драматическое искусство и балет кажутся мне скучными
41. Я люблю находиться в больших и веселых компаниях -2 -1 Я предпочитаю уединение
42. Большинство людей честные, и им можно доверять -2 -1 Иногда я отношусь подозрительно к другим людям
43. Я обычно работаю добросовестно -2 -1 Люди часто находят в моей работе ошибки
44. Я легко впадаю в депрессию -2 -1 Мне невозможно испортить настроение
45. Настоящее произведение искусства вызывает у меня восхищение -2 -1 Я редко восхищаюсь совершенством настоящего произведения искусства
46. «Болея» на спортивных соревнованиях, я забываю обо всем -2 -1 Я не понимаю, почему люди занимаются опасными видами спорта
47. Я стараюсь проявлять чуткость, когда имею дело с людьми -2 -1 Иногда мне нет дела до интересов других людей
48. Я редко делаю необдуманно то, что хочу сделать -2 -1 Я предпочитаю принимать решения быстро
49. У меня много слабостей и недостатков -2 -1 У меня высокая самооценка
50. Я хорошо понимаю свое душевное состояние -2 -1 Мне кажется, что другие люди менее чувствительны, чем я
51. Я часто игнорирую сигналы, предупреждающие об опасности -2 -1 Я предпочитаю избегать опасных ситуаций
52. Радость других я разделяю как собственную -2 -1 Я не всегда разделяю чувства других людей
53. Я обычно контролирую свои чувства и желания -2 -1 Мне трудно сдерживать свои желания
54. Если я терплю неудачу, то обычно обвиняю себя -2 -1 Мне часто «везет», и обстоятельства редко бывают против меня
55. Я верю, что чувства делают мою жизнь содержательнее -2 -1 Я редко обращаю внимание на чужие переживания
56. Мне нравятся карнавальные шествия и демонстрации -2 -1 Мне не нравится находиться в многолюдных местах
57. Я стараюсь поставить себя на место другого человека, чтобы его понять -2 -1 Я не стремлюсь понять все нюансы переживаний других людей
58. В магазине я обычно долго выбираю то, что надумал купить -2 -1 Иногда я покупаю вещи импульсивно
59. Иногда я чувствую себя жалким человеком -2 -1 Обычно я чувствую себя нужным человеком
60. Я легко «вживаюсь» в переживания вымышленного героя -2 -1 Приключения киногероя не могут изменить мое душевное состояние
61. Я чувствую себя счастливым, когда на меня обращают внимание -2 -1 Я скромный человек и стараюсь не выделяться среди людей
62. В каждом человеке есть нечто, за что его можно уважать -2 -1 Я еще не встречал человека, которого можно было бы уважать
63. Обычно я хорошо думаю, прежде чем действую -2 -1 Я не люблю продумывать заранее результаты своих поступков
64. Часто у меня бывают взлеты и падения настроения -2 -1 Обычно у меня ровное настроение
65. Иногда я чувствую себя фокусником, подшучивающим над людьми -2 -1 Люди часто называют меня скучным, но надежным человеком
66. Я привлекателен для лиц противоположного иола -2 -1 Некоторые считают меня обычным и неинтересным человеком
67. Я всегда стараюсь быть добрым и внимательным с каждым человеком -2 -1 Некоторые люди думают, что я самонадеянный и эгоистичный
68. Перед путешествием я намечаю точный план -2 -1 Я не могу понять, зачем люди строят такие детальные планы
69. Мое настроение легко меняется на противоположное -2 -1 Я всегда спокоен и уравновешен
70.

Я думаю, что жизнь – это азартная игра

-2 -1 Жизнь – это опыт, передаваемый последующим поколениям
71. Мне нравится выглядеть вызывающе -2 -1 1; В обществе я обычно не выделяюсь поведением и модной одеждой
72. Некоторые говорят, что я снисходителен к окружающим -2 -1 Говорят, что я часто хвастаюсь своими успехами
73. Я точно и методично выполняю свою работу -2 -1 Я предпочитаю «плыть по течению», доверяя своей интуиции
74. Иногда я бываю настолько взволнован, что даже плачу -2 -1 Меня трудно вывести из себя
75. Иногда я чувствую, что могу открыть в себе нечто новое -2 -1 Я не хотел бы ничего в себе менять

Пятифакторный личностный опросник или тест Большая пятерка (Big five), разработан американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста в 1983-1985 гг. Позднее методику дорабатывали и в окончательном виде он был представлен NEO-личностным опросником или NEO-PI-R (от англ. Нейротизм, экстраверсия, открытость – личностный опросник). Авторы опросника Р. МакКрае и П. Коста убеждены, что выделенных пяти независимых переменных, точнее личностных факторов темперамента и характера (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность) достаточно для объективного описания психологического портрета — модели личности.

Таким образом, модель большая пятёрка (Big five)– диспозициональная (от англ. disposition — предрасположенность) модель личности человека (см. рис.1 Модель большая пятерка)

Пятифакторный тест-опросник состоит из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятибалльную оценочную шкалу (-2; -1; 0; 1; 2) для диагностики степени выраженности каждого из пяти факторов:

1. экстраверсия – интроверсия;

2. привязанность – обособленность;

3. самоконтроль – импульсивность;

4. эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость;

5. экспрессивность – практичность.

В настоящее время тест-опросник Большая пятерка стал популярным и приобрел большое практическое значение как за рубежом, так и в России. Методика 5PFQ была адаптирована А. Б. Хромовым в 1999 г.

Тест большая пятерка (Big five). Пятифакторный личностный опросник (Р. МакКрае, П. Коста). Методика диагностики личностных факторов темперамента и характера (5PFQ):

Ключ к тесту, обработка результатов Теста большая пятерка (Big five). (Пятифакторный личностный опросник (Р. МакКрае, П. Коста). Методика диагностики личностных факторов темперамента и характера (5PFQ))

1. Выбранные оценочные значения высказываний переводятся в баллы:

Сопроводительный материал к элективным курсам в варианте без использования икт

1 2   3   4   5   6

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВАЛИЧНОСТИ.

В психологии принято изучать и учитывать разные каче­ства личности — такие характеристики психики челове­ка, которые формируются и проявляются в общении. С первых дней своей жизни мы включены во взаимодей­ствие с окружающими людьми. И тот опыт, который на­капливается нами в общении, постепенно становится частью нас самих, образуя «сплав» с теми качествами, которые получены нами по наследству. Нельзя четко сказать, что какие-то наши психологические качества врожденные, а какие-то другие — приобретенные в об­щении. Любое из них представляет собой неразделимое единство одного и другого, результат влияния как наследственности, так и воспитания. Но некоторые каче­ства все-таки в большей степени зависят от воспитания и жизненного опыта человека, а другие — по большей части предопределя­ются наследственностью (например, способности или темперамент).

Что такое «качества личности» и сколько их всего? В разговорном языке существует около четырех с полови­ной тысяч слов, используемых людьми для характерис­тики личностных качеств.

Большая пятёрка (психология)

Если обобщить синонимы и исключить очень редко используемые слова, то число соответствующих понятий составит примерно 200. При­мерно столько качеств и используют реально люди для характеристики личности друг друга.

Между тем, в современной психологии выделяют пять главных характеристик личности, существование которых выявлено на основе обобщения результатов множества исследований. Это так называемая «большая пятерка» личностных качеств. Приведенная ниже методика позво­ляет определить степень их выраженности.

«Большая пятерка» личностных качеств.

Методика разработана А.Г. Грецовым.

Инструкция: оцени применимость к себе каждого из при­веденных ниже утверждений. Свои ответы обозначай одной из трех цифр:

0 — нет, это не обо мне;

1 — иногда это обо мне, иногда — нет;

2 -да, это точно обо мне.

Пожалуйста, отвечай искренне — «правильных» и «не­правильных» ответов здесь нет, каждый из них свиде­тельствует о твоем индивидуальном своеобразии. Отве­чай быстро, не задумываясь слишком долго над вопросами; давай тот вариант, который первым приходит в го­лову. Ответы записывай в бланк, приведенный ниже (если не хочешь делать записи прямо в книге — перечерти его на чистый лист бумаги).

Текст опросника:

1.Для меня лучший отдых — пообщаться в веселой компании.

2.Я иногда чувствую себя очень веселым или печальным даже без серь­езной причины.

3.Меня очень интересует все новое, что появляется вокруг.

4.Я всегда осуществляю то, что запланировал.

5.Когда я с кем-то в ссоре, то обычно сам делаю первый шаг, чтобы поми­риться.

6.Я часто нуждаюсь в друзьях, которые могли бы меня поддержать и утешить.

7.У меня легко меняется настроение.

8.Мне кажется, что пословица «все новое — это хорошо забытое старое» неверна.

9.Я умею рассчитывать свое время так, что успеваю сделать все нужное.

10.Меня можно назвать человеком мягкосердечным.

11.Я очень люблю ходить в гости.

12.Иногда я волнуюсь так сильно, что не могу усидеть на месте.

13.Меня можно назвать человеком очень любопытным.

14.Думаю, что окружающие считают меня очень ответственным человеком.

15.Я человек доверчивый.

16.Меня часто тянет к приключениям, я люблю «встряхнуться».

17.Однообразие мне очень быстро надоедает.

18.У меня широкий круг интересов, разнообразные увлечения.

19.Я аккуратен и осмотрителен в словах и в делах.

20.Я охотно откликаюсь на самые разнообразные просьбы друзей и знако­мых.

21.Большинство знаний я получаю из общения, а не из школьных уроков.

22.Бывает, я чувствую себя очень уставшим без всякой причины.

23.Я легко ориентируюсь в неожиданных ситуациях.

24.Если мои желания вступают в противоречие с потребностями, то я вы­бираю не то, что хочу, а то, что должен делать.

25.Думаю, что окружающие не считают меня эгоистом.

26.Я человек разговорчивый.

27.Считаю, что характеристика «спокойный» -точно не про меня.

28.Думаю, что большинство окружающих считает, что я человек творческий, с богатым воображением.

29.Полагаю, что назвать меня ленивым нельзя.

30.

Я предпочитаю сотрудничать с окружающими, а не вступать с ними в соперничество.

31.Мне нравятся большие шумные компании.

32.Меня часто одолевают сомнения по самым раз­ным поводам.

33.Я люблю размышлять над причинами и послед­ствиями происходящих в моей жизни событий.

34.Когда я поставил перед собой, цель, то готов пре­одолеть большие трудности на пути к ней.

35.Думаю, что я человек щедрый.

36.У меня лучше получается работать в обществе дру­гих людей, а не в одиночестве.

37.Меня легко развеселить или расстроить.

38. Мне нравится узнавать все новое — даже когда это идет вразрез с моими знаниями и убеждениями.

39.Прежде чем сделать что-либо, я всегда задумы­ваюсь о возможных последствиях.

40.Мне доставляет удовольствие помогать другим людям.

Бланк для ответов

В верхней строке римскими цифрами обозначены номера столбцов. Ниже араб­скими цифрами обо­значены номера воп­росов, ответы на них записывай в соответ­ствующих клеточках.

I II Ill IV V
1. 2. 3. 4. 5.
6. 7. 8. 9. 10.
11. 12. 13. 14. 15.
16. 17. 18. 19. 20.
21. 22. 23. 24. 25.
26. 27. 28. 29. 30.
31. 32. 33. 34. 35.
36. 37. 38. 39. 40.

1   2   3   4   5   6

Альтернативная Большая Пятерка

ПЛАН

Модель Большой Пятерки (П.Коста, Р.МакКре)

Альтернативная Большая Пятерка

Однофакторная модель личности (Big One, General Factor Model)

Личность и ситуация. Уравнение спецификации Р.Б.Кеттелла

Черта личности как чувствительность к ситуациям

Модель Большой Пятерки

Еще одна попытка создания факторной теории личности создана в конце 80-х гг. в рамках т.н. «лексической модели», продолжающей исследования Г. Оллпорта, Р.Б. Кеттелла, Л. Терстоуна; авторы – американские психологи Поль Коста и Роберт Мак-Кре. Основная идея данного подхода состоит в том, что все существенные психологические и поведенческие различия обязательно фиксируются в языке, а значит, достаточно изучать бытовые и литературные выражения, относящиеся к человеческому облику, чтобы быть уверенными в отражении системообразующего ядра личности. Ограничение подхода состоит в том, что трудно определить соотношение между собой различных характеристик без введения «вертикального» и «горизонтального» измерений, задающих основу иерархии внутри системы личности. Модель основана на тех переменных, которые наиболее популярно представлены в языке; «языковую личность» представляют состоящей из 5 наиболее устойчиво определяемых факторов, каждый из них включает по шесть факторов второго порядка (фасеток). Фасетки – также черты личности, однако менее обобщенные.

Пятифакторная модель часто используется для уточнения природы других психологических феноменов и определения их места во внутриличностном пространстве – если высоки корреляции с фасетками, то он может претендовать на статус черты второго порядка; если высоки корреляции с чертами первого порядка, обычно это рассматривается как признак того, что рассматриваемое явление избыточно и может быть сведено к чертам пятифакторной модели.

Постулаты пятифакторной теории личности заключаются в следующем.

1.

Пятифакторный личностный опросник МакКрае — Коста («Большая пятерка»)

Все взрослые люди могут быть охарактеризованы специфической комбинацией личностных черт, влияющих на мысли, чувства и поведение (об индивидуальности).

2. Изучаемые черты личности есть эндогенные базовые тенденции (о происхождении).

3. Черты развиваются в детстве, окончательно формируются во взрослом возрасте и сохраняют свою неизменность у адаптированных субъектов (о развитии).

4. Черты организованы иерархически, от узких и специфичных до широких, более общих диспозиций (о структуре).

Ниже перечислены пять выделенных черт с фасетаками (чертами второго порядка).

E Extraversion Экстраверсия
Warmth Теплота
Gregariousness Общительность
Assertiveness Уверенность в себе
Activity Активность
Excitement seeking Поиск возбуждения
Positive emotions Позитивные эмоции
N Nerоticism Нейротизм
Anxiety Тревожность
Angry hostility Враждебность
Depression Депрессия
Self-consciousness Застенчивость
Impulsiveness Импульсивность
Vulnerability Уязвимость
O Openness to Experience Открытость к опыту
Fantasy Воображение
Aesthetics Эстетика
Feelings Чувства
Actions Действия
Ideas Идеи
Values Ценности
A Agreeableness Доброжелательность
Trust Доверие
Straightforwardness Прямота
Altruism Альтруизм
Compliance Уступчивость
Modesty Скромность
Tender-mindedness Щедрость
C Conscientiousness Добросовестность
Competence Компетентность
Order Упорядоченность
Dutifulness Исполнительность
Achievement striving Стремление к достижениям (целеустремленность)
Self-discipline Самодисциплина
Deliberation Осознанность

Полюса основных черт Большой Пятерки.

  • Экстраверсия (вовлеченность) – общительность, напористость или спокойствие, пассивность
  • Доброжелательность (приятность) – доброта, доверчивость, теплота или враждебность, эгоизм, недоверчивость
  • Добросовестность (надежность) – организованность, основательность, надежность или беззаботность, небрежность, ненадежность
  • Нейротизм – нервозность, удрученность, раздражительность — эмоциональная стабильность – расслабленность, уравновешенность, устойчивость
  • Открытость к опыту, культурность,– спонтанность, креативность или ограниченность, заурядность, узость интересов.

К настоящему времени пятифакторная модель, или Модель Большой Пятерки (FFM, five factor model), получила свое подтверждение и благодаря психометрическим исследованиям; она наиболее широко разрабатывается, потому что выделенные факторы обладают высокой конвергентной валидностью, проявляясь в различных подходах.

Критика Пятифакторной модели: слабая предсказательная сила, отсутствие объяснений человеческого поведения и других феноменов.

Альтернативная Большая Пятерка

Предложена учеником Г.Айзенка Марвином Цукерманом. Основная идея модели – иметь возможность сравнения индивидуальности всех биологических видов, а не только измерять людей. Цукерман не соглашается с тем, что Открытость к опыту представляет собой существенную черту личности, на его взгляд. Эта черта должна быть заменена Импульсивным поиском впечатлений как более обоснованным явлением.

Черты Альтернативной Большой Пятерки.

Нейротизм-тревожность (Neuroticism–anxiety): измеряет тревожность, страх, психастению, общую эмоциональность, подавление агрессии. Черта связана с навязчивой нерешительностью (obsessive indecisiveness), недостатком уверенности в себе, чувствительностью к критике.

Агрессивность –враждебность (Aggression–hostility) противостоит социальной желательности, измеряет агрессию, враждебность, гнев, слабый контроль над подавлением желаний, низкую социальную желательность. Связана с грубостью, необдуманностью, асоциальным поведением, мстительностью, бурным темпераментом и нетерпимостью.

Импульсивный поиск впечатлений (Impulsive sensation-seeking): измеряет низкую социализированность, высокий психотизм, импульсивность, тенденцию действовать необдуманно, отсутствие планирования, стремление к экстремальным опытам, новизне, изменчивости, непредсказуемым ситуациям и друзьям.

Социабельность (Sociability): измеряет кооперативность, социальные привязанности, экстраверсию, отражает любовь к праздникам и вечеринкам, взаимодействие с большим количеством людей, а также нелюбовь к социальной изоляции.

Активность (Activity): измеряет упорство, энергетику поведения, связана с потребностью сохранять высокую активность и ощущение беспокойства, когда нечего делать.

Многие исследователи предпринимают попытку и дальше сокращать количество черт в модели. Были попытки выделить двух факторную модель (The Big Two) – главными чертами личности оказались Стабильность и пластичность (Stability and Plasticity). Многие утверждают, что одного фактора достаточно для изучения индивидуальных особенностей человека (The Big One, General Factor of Personality (GFP)) исследования (J. Philippe Rushton, Paul Irwing, Janek Musek) показывают, что действительно Общий фактор личности образует вершину многофакторных теорий. Общий фактор характеризуется высокой выраженностью Эмоциональной стабильности (противоположный полюс Нейротизма), дружелюбия, Добросовестности, Экстраверсии, Открытости к опыту. Он связан также с социальной желательностью, эмоциональностью, мотивированностью, благополучием, удовлетворенностью жизнью и высокой самооценкой. Противоположный полюс часто называют Oddity (странность), он маркирует риски психологического неблагополучия. Главный фактор личности интерпретируют как базовую личностную диспозицию, имеющую глубокие биологические – эволюционные, генетические, нейрофизиологические корни.

В исследованиях также нередко изучают изолированные черты личности, нередко – имеющие отношение к рискам патологии. Примером может быть композиция трех неблагоприятных для развития личности черт – т.н. Черная триада (The Dark Triad) – маккиавелизм, психотизм, нарциссизм. Эти черты связаны с волей к власти и достижениям и провоцируют разного рода асоциальное поведение. Выделяют также в качестве отдельной черты Шизотипию – если она сильно выражена, говорят о шизотипичной личности (Schizotypal Personality), которая, впрочем, развивается в пределах нормы. Шизотипия в качестве субчерт имеет такие особенности, как Странные мысли или магическое мышление (Odd beliefs or Magical thinking), Необычные перцептивные опыты (Unusual perceptual experiences), Мысли об избранности (Ideas of reference), Высокую социальную тревожность (Excessive social anxiety), параноидность (Paranoid ideation/ suspiciousness), Подавление чувств (Constricted affect), Причудливую речь (Odd speech), Причудливое поведение (Odd or eccentric behavior).

Необходимо отметить высокое внутреннее (содержательное и методологическое) сходство обсуждаемых моделей со специальной теорией индивидуальности, развиваемой в отечественной психологической науке. В то же время важно осознавать, что теории черт – это «промежуточный» между типологическим и идиографическим (клиническим) подход к изучению индивидуальности.

Однако любая теория имеет свои ограничения, которые задают пределы ее эвристических возможностей. Поэтому, определив черту как ситуационно устойчивое проявление, следует и это утверждение подвергнуть сомнению.

Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 1214;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *