Основные методы обучения

Posted On 21.02.2018

20. Методы обучения

Метод обучения – совместная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение определенной цели обучения. Дидактические методы можно разделить на три составляющие: педагогические и ученические, методы обучения. Педагогические методы относятся к действиям педагога (учителя), ученические методы отражают способы обучения с точки зрения учеников. Особого внимания заслуживают методы обучения, подразумевающие определение совместной работы учителя с учениками. Методы обучения имеют объективную и субъективную стороны. Объективная сторона отражает общую базовую сущность метода, а субъективная – проявление мастерства и творческого подхода педагога в рамках метода и в соответствии с его основными принципами.

В современной дидактике существует огромное количество самых разнообразных методов обучения. В связи с этим возникла необходимость их классификации.

Наиболее распространенной из них является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В данной классификации выделяется пять методов.

1. Практический метод основан на получении знаний посредством лабораторной экспериментальной деятельности. В задачи педагога входит постановка задачи и оказание помощи в проведении обучающимися практической деятельности. Важным этапом такого обучения является систематизация и анализ информации, полученной в процессе занятий.

2. Наглядный метод. Основная роль в применении этого метода отводится учителю. В его задачи входит объяснение материала с использованием иллюстраций, схем, таблиц, опытов, проведения экспериментов и различных наглядных пособий. Ученикам в данном методе отводится пассивная роль восприятия и фиксирования полученной информации.

3. Словесный метод так же предполагает активную преподавательскую деятельность. В функции педагога входит устное преподнесение материала, по заранее продуманной схеме, в которой обязательно должны присутствовать: постановка вопроса, исследование и анализ содержания этого вопроса, подведение итогов и выводы.

Ученики должны не только воспринимать и усваивать информацию, они могут задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, выдвигать гипотезы, дискутировать, обсуждать те или иные мнения, относительно изучаемого вопроса;

1) работа с книгой отражает метод самостоятельной работы учеников, включающей чтение, просмотр, конспектирование, анализ, систематизацию и другие виды учебной деятельности, возможные при работе с учебной литературой.

2) видеометод – инновационный метод обучения с использованием видеоматериала и электронного учителя, используется в основном в качестве дополнительного метода для укрепления знаний или их расширения. Данный метод требует от ученика высокого уровня способности и мотивации к самообучению.

Другой вид классификации предложенный М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером основан на разделении методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащегося по усвоению изучаемого материала.

В этой классификации выделены следующие методы.

1. Объяснительно-иллюстративный. Один из способов передачи ученикам системы «готовых» знаний посредством любых видов дидактического материала. Ученики, в свою очередь должны фиксировать в памяти и на бумаге полученную информацию с немедленным или последующим осмыслением, запоминанием и закреплением последней;

2. Репродуктивный метод предполагает кроме восприятия информации ее практическое использование.

«Педагогика» «Методы обучения»

Педагог предлагает различные задачи и упражнения, а так же искусственно создает ситуации, требующие применения на практике полученных знаний.

3. Метод проблемного изложения заключается в активной деятельности со стороны учителя. Учитель искусственно создает проблему и наглядно и подробно объясняет ученикам способы и пути ее решения. Решение происходит поэтапно: осознание проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, практический эксперимент, анализ результатов. Ученикам отводится роль наблюдателей, которые должны прослеживать логичность и взаимосвязанность всех действий учителя, усваивать основные принципы и этапы решения проблем.

4. Частично-поисковый (эвристический) метод обучения основан на самостоятельной деятельности учеников, направленной на переработку информации с целью выявления противоречий и возникающих в соответствии с ними проблем, а так же поиск путей решения этих проблем и анализ результатов с целью выявления степени их истинности. Педагог в данном случае выполняет роль помощника и наставника, он обязан научить учащихся грамотному прохождению всех этапов на пути выявления и решения проблем, а так же оказывать помощь при возникновении у учащихся затруднений разного рода.

5. Исследовательский метод является наиболее эффективным с точки зрения усвоения знаний, однако его осуществление требует высокой квалификации педагога. Учитель вместе с учащимися формирует проблему и производит управление самостоятельной исследовательской деятельностью учеников. Методы исследования ученики выбирают сами, знания добываются ими в процессе исследования и решения сопутствующих исследовательской деятельности задач. Знания, полученные подобным способом, глубоко и прочно оседают в памяти человека. Творческая активность, присущая этому методу, способствует повышению интереса и мотивации к обучающему процессу.

Другая классификация методов обучения, получившая широкое распространение в последнее время разработана Ю. К. Бабанским. Он выделил три основные группы:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

Методы, входящие в группу организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, многочисленны и довольно разнообразны. В них используются все виды источников информации: учебники, лекции, наглядные пособия, практическая деятельность. Предпочтение отдается разумному сочетанию теории и практики, знания приобретаются как посредством восприятия и осмысления предлагаемого материала, так и в процессе исследовательской деятельности и анализа ее результатов. Немаловажную роль имеют самостоятельные работы, контролируемые со стороны учителя.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности направлены в основном на пробуждение интереса у учеников к процессу обучения. Занятия, разработанные с использованием этих методов обычно разнообразны и эмоциональны. Ученикам предлагаются задания в виде ситуативных форм, приближенных к реальной жизни, для решения которых необходима определенная теоретическая база, тем самым создается представление о применимости получаемых знаний в повседневной или профессиональной жизнедеятельности. Учащиеся убеждаются в пользе получения таких знаний и умений, что пробуждает интерес и создает стимулы к обучению. Хороший эффект дают задания соревновательного характера, где стараясь проявить себя, человек стремится как можно лучше и основательнее овладеть необходимыми для этого знаниями и умениями.

Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности направлены на формирование сознательности ученика и основаны на оценке конечного результата обучения. Процесс обучения включает различные виды контроля и самоконтроля, в соответствии с которым делается вывод об эффективности проведенных занятий для каждого конкретного ученика и для всей учебной группы в целом. Значительную роль в этих методах играет оценка, как стимул получения знаний. Зачастую ученикам предлагается самим оценить выполненную ими работу, а затем сравнить эту оценку с оценкой учителя, в этом случае ученикам прививается способность наиболее объективно оценивать свой уровень знаний и умений.

Существующие классификации методов обучения не лишены недостатков. В любом учебном процессе в действительности используется сочетание элементов сразу нескольких методов, и, говоря о применении какого-то конкретного метода в том или ином случае, имеется в виду его доминирующее положение по отношению к остальным. В настоящее время в современной педагогической науке выделяются несколько относительно самостоятельных методов обучения: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнения, лабораторный и практический методы, познавательная игра, методы программированного обучения, обучающий контроль, ситуационный метод.

Под самостоятельностью в данном случае подразумевается наличие существенных отличий метода от стальных, признаков и свойств, присущих только этому методу.

12.4. Методы обучения персонала и их выбор

Современные организации используют большое количество методов развития профессиональных знаний и навыков своих сотрудников. Все методы обучения могут быть разделены на две большие группы:

обучение на рабочем месте;

обучение вне рабочего места.

Методы педагогического обучения

Обучение на рабочем месте характеризуется непосредст­ венным взаимодействием с повседневной работой. Оно является более дешевым и оперативным, облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к обучению в аудиториях. Обучение в стенах организации может предусматривать при­глашение внешнего преподавателя для удовлетворения кон­кретных потребностей в обучении сотрудников. С другой сторо­ны, цель и порядок обучения в этом случае могут теряться за текущей работой и жесткими временными рамками.

 Важнейшими методами обучения на рабочем месте явля­ются:

  • "копирование" — работник прикрепляется к опытному специалисту, копируя действия этого человека;
  • наставничество — занятия менеджера со своим персона­ лом в ходе ежедневной работы;
  • делегирование — передача сотрудникам четко очерчен­ ной области задач с полномочиями принятия решений по ого­воренному кругу вопросов. При этом менеджер обучает подчи­ненных в ходе выполнения работы;
  • метод усложняющихся заданий — специальная програм­ма рабочих действий, выстроенная по степени их важности, расширения объема задания и повышения сложности. Заключи­тельный этап — самостоятельное выполнение задания;
  • ротация — сотрудник переводится на новую работу или должность для получения дополнительной профессиональной квалификации и расширения опыта обычно на срок от несколь­ких дней до нескольких месяцев. Широко применяется органи­зациями, требующими от работников поливалентной квалифи­кации, т.е. владения несколькими профессиями.

Обучение вне рабочего места включает все виды обуче­ния за пределами самой организации. Такое обучение позволяет отделить обучающихся на какое-то время от повседневной тру­довой деятельности. Процесс обучения в данном случае лучше спланирован, дидактически глубже проработан.

 К числу основных методов обучения вне работы относят­ся:

  • лекции — традиционный метод профессионального обу­чения, позволяющий лектору изложить большой объем учебно­го материала в короткий срок;
  • кейсы — реальная или выдуманная управленческая ситуа­ция с вопросами для анализа.
  • деловые игры — коллективная игра, включающая разбор учебного примера. При этом участники игры получают роли в игровой деловой ситуации и рассматривают последствия приня­тых решений.
  • моделирование — воспроизведение реальных условий
    работы.
  • ролевые игры — работник ставит себя на чье-то место с целью получения практического опыта и получает подтверждение правильности своего поведения.

  Особым видом обучения является самообразование, т.е. самостоятельное обучение работников.

ИНСТРУКТАЖ

от франц. instruire — обучать, наставлять), вид объяснения и предъявления задания преподавателем. Включает элементы беседы, показ приемов работы, порядка действий, демонстрацию предметов труда, технол. процессов, а также продуктов труда (готовых изделий, деталей), наглядных пособий и др. Методика И. зависит от типа и формы обучения. По содержанию обычно подразделяется на вводный, текущий и заключительный.

Вводный И. имеет целью ознакомить учащихся с содержанием предстоящей работы и средствами ее выполнения (оборудованием, инструментом, приспособлениями и т. п.); объяснить и показать техн. документацию и требования, к-рым должен удовлетворять продукт труда; приемы и последовательность выполнения работы в целом и отд. ее частей, правила и способы контроля, технику безопасности; предупредить о возможных ошибках. Особое место занимает демонстрация преподавателем выполнения отд. операций, в т. ч. расчлененный или замедленный показ. В необходимых случаях И. проводится с использованием моделей, схем, таблиц и т. п., а также уч. кино.

Гл. значение вводного И.— помощь учащимся в организации собств. уч. деятельности, сознательном усвоении особенностей рациональных способов выполнения работы. Он способствует правильному формированию умений и навыков, воспитанию аккуратности, бережливости, точности. Проводится как перед производительным трудом, так и перед тренировочными упражнениями, работой с раздаточным материалом, постановкой физ., хим. и биол. опытов, перед самостоят. уч. работой с книгами, справочной лит-рой и т. п.

Текущий И. проводится по усмотрению преподавателя или по просьбе учащихся и является, как правило, индивидуальным. В планах занятий выделяется часть времени на этот вид работы, в основе к-рой — анализ наиб. часто встречающихся ошибок и затруднений. Т. о., планирование И. должно учитывать результаты систематич. и дифференцир. наблюдения преподавателя за работой каждого учащегося. Текущий И. не должен сводиться к работе с неуспевающими, его нужно использовать для закрепления ряда умений и навыков всей группой учащихся.

Заключительный И. обычно проводится в форме беседы. При этом разбираются типичные недостатки, имевшие место в работе учащихся. Преподаватель, подводя итоги выполнения уч. заданий, может ставить перед учащимися вопросы по программе и отвечать на возникшие вопросы. Такая беседа помогает учащемуся критически и объективно оценить результаты работы. При заключительном И. могут даваться задания, указания и рекомендации по подготовке к очередному этапу обучения.

В целях И. применяется уч.-техн. документация: уч. рабочие чертежи, эскизы и т. п., карточки-задания, инструкционные и т. п. карты, содержащие схемы, рисунки, чертежи, фото. К достоинствам этой формы И. относится возможность многократного использования инструкц.

Вопрос № Методы обучения и их классификация

материала каждым учащимся в отдельности и в любое время; тщательная, продуманная формулировка указаний. Использование инструкц. карт — составная часть вводного и текущего И. Они эффективны при объяснении последовательности выполнения всей работы, когда ее элементы или отд. операции известны учащемуся (сборочные и монтажные инструкции, технол. карты и т. п.), а также для сообщения справочных данных, доп. сведений и указаний. Учащимся среднего и старшего возраста инструкц. карты могут служить пособием для самостоят. изучения и совершенствования приемов выполнения работы, средством активизации овладения навыками.

Лит.: Шапоринский С. А., Вопросы теории производств. обучения, М., 1981; Казакевич В. М., Поляков В. А., Ставровский А. Е., Основы методики трудового обучения, М., 1983.

С. А. Шапоринский.

Оцените определение:

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *