Особенности образования взрослых — owenural.ru

Posted On 02.11.2017

Организация любого обучения в явном или неявном виде всегда основывается на определенных исходных позициях, которые проявляются в выборе целей, содержания, способов его структурирования и технологий взаимодействия обучающихся и преподавателей.

В современной науке об образовании различают два принципиальных подхода: педагогический, который большинству известен по школе и вузу, и андрагогический, который больше знаком слушателям системы повышения квалификации.

Умение учиться — сложный процесс, включающий комплекс знаний и навыков, которыми необходимо овладеть для успешного обучения. При этом каждый обучающийся должен иметь ясное представление о том, что такое:

  • образование и обучение;
  • процесс обучения и роли участников этого процесса;
  • собственных потребностях и возможностях в обучении (психофизиологических, временных, бытовых, производственных);
  • модели обучения;
  • цели своего обучения;
  • виды и формы обучения;
  • методы обучения и самообучения;
  • средства обучения;
  • программы обучения;
  • организация обучения.

Знание или хотя бы предварительное представление об указанных выше элементах педагогической системы и ее обеспечения позволяет взрослому человеку сознательно выбирать и выстраивать свою собственную траекторию учения, выступая при этом активным участником образовательного процесса. Именно это принципиально отличает педагогичесский и андрагогический подходы к процессам обучения и учения.

Каковы же особенности обучения взрослых, которые следует учитывать преподавателям и обучающимся в своей практической и учебной деятельности? Разные авторы выделяет разные параметры. Для более полной картины приведем несколько точек зрения.

Ноулз (Knowles M.S.) и др. (1984) различают традиционное преподавание и обучение (педагогику) и преподавание и обучение для взрослых (андрагогику) следующим образом.

Педагогика предполагает:

  • обращение с учениками как с детьми, как с пустым сосудом, который учитель должен заполнить знаниями;
  • подготовку учебного плана заранее, без обсуждения его целей и содержания с учениками;
  • преподавание подготовленного курса, при этом ученик находится в постоянной зависимости от преподавателя на всех этапах обучения.

Андрагогика между тем предусматривает:

  • обращение с учеником как со взрослым, как с коллегой учителя, как с человеком, который привносит в процесс обучения существенную долю своего предшествующего опыта обучения;
  • обсуждение с учеником учебного плана и доступность учителя как консультанта в учебном процессе;
  • определение результата обучения, согласованного с учеником, взаимоотношения с которым учитель строит на основе сотрудничества и взаимного обмена идеями

Р.М. Смит например, выделяет шесть аспектов обучения взрослых.

Обучение:

  • происходит в течение всей жизни;
  • это естественный и личностный процесс;
  • включает в себя изменения в обучающемся человеке;
  • связано с развитием личности;
  • связано с опытом человека и его деятельностью;
  • у обучения есть также своя интуитивная сторона, т.е. оно может проходить частично и на подсознательном уровне.

С.И. Змеев описывает, следующие особенности андрагогики:

  • Взрослому принадлежит ведущая роль в процессе обучения.
  • Взрослый человек стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению во всех сферах жизни, в том числе и в учебной деятельности.
  • Взрослый обладает опытом, который может быть использован какпри его обучении, так и при обучении коллег.
  • Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели.
  • Взрослый рассчитывает на немедленное применение результатов обучения.
  • У взрослого обучающегося много ограничений в учебе (социальные, временные, финансовые, профессиональные и др.).
  • Процесс обучения взрослого человека организован в виде совме стной деятельности обучаемого и обучающего.

Дж. Бернардин и Дж. Расселл приводят следующие характеристики взрослых как учащихся (перевод Н. Жаворонковой):

  • Восприятие себя.
    • Взрослые, в отличие от детей, считают себя способными самостоятельно определять направления собственного развития и хотят, чтобы окружающие признавали за ними такое право.
  • Практический опыт.
    • Взрослые, в отличие от детей, обладают практическим опытом, который они непременно привносят в учебный процесс. Если дети воспринимают свой опыт просто как то, что с ними произошло, то для взрослых их опыт определяет то, кем они являются. Имеющийся опыт позволяет взрослым сделать самостоятельный выбор относительно того, что и как они хотят изучать.
  • Готовность к обучению.
    • Взрослые осознают свои потребности в обучении и поэтому, в отличие от детей, за которых учитель принимает решения как по содержанию, так и по последовательности обучения, могут определить сами, что и в каком порядке они хотят изучать.
  • Временная перспектива.
    • Дети учатся «впрок», т.е. предполагается, что полученные знания будут востребованы ими в будущем. Взрослые, напротив, заинтересованы в немедленном применении изучаемого для решения своих актуальных практических проблем.
  • Опыт обучения.
    • Большинство взрослых, в отличие от детей, имеют разнообразный опыт обучения, и поэтому обладают сформировавшимися (пусть не всегда четко осознаваемыми) представлениями о том, каким образом должен быть организован процесс обучения, и могут отдать предпочтение определенному стилю обучения.

Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002.

Тема7. МЕТОДИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ФОРМ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ (4ч)

Методические особенности проведения урока-беседы по психологической тематике

Основными целямибесед по психологии ставится осознание школьниками особенностей своей личности и, на базе этого, формирование потребностей к самосовершенствованию.

При подготовке бесед крайне важно обратить внимание на выполнение следующих требований:

1)определить цель беседы, задачи, основные понятия;

2)подобрать материал, который должен быть интересным для учащихся и не перегружен фактами.

3)продумать основные приемы построения беседы, вопросы, наглядность;

4)в содержание бесед обязательно должен быть включен материал конкретной жизни класса, школы.

Содержание

1.3.1. Особенности обучения взрослых

Многое могут дать небольшие эксперименты, анкеты, проведенные до бесед или в ходе бесед;

5)результаты бесед непременно должны быть закреплены в реальной жизни и деятельности классного коллектива и отдельных учеников (агрессия)

В случае если лекция представляет собой форму учебы посредством теоретических рассуждений преподавателя, то всœе формы практических занятий служат тому, чтобы студенты под руководством преподавателя отрабатывали навыки и умения (анализ теорий, педагогических ситуаций) с целью применения знаний на практике.

ПЛАН:

1.Семинар как форма обучения

2.Методика проведения семинарского занятия.

3.Организация практических (лабораторных) занятий по психологии

4.Урок по психологии

Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю ис­торию, восходящую к античности. Слово ʼʼсеминарʼʼ происходит от латинского ʼʼseminariumʼʼ — рассадник и связано с функциями ʼʼпосœева знанийʼʼ, передаваемых от учителя к ученикам, с разви­тия самостоятельных суждений и воспроизведения и углубления полученных знаний.

Семинараудиторная диалоговая форма занятий по одной из тем курса, предполагающая активное участие студентов в углубленном обсуждении проблемы. Главная цель- формирование навыков интерпретации теории, умения аргументировать свою точку зрения.

На семинарских занятиях предпочтительно обсуждать:

— узловые темы курса;

— наиболее трудные для понимания и усвоения вопросы;

— проблемы, которые трактуются неоднозначно.

Семинарские занятия в учебном процессе выполняют следующие функции:

1)закрепление теории;

Осуществляется разными способами. В первую очередь, в процессе самостоятельной подготовки к занятию студенты повторяют лекционный материал. Во-вторых, проговаривание вслух учебного материала на занятии повышает степень его усвоения. В-третьих, обсуждение полученных знаний делает их более прочными.

2)углубление и расширение знаний;

Происходит тогда, когда студенты готовятся к семинарскому занятию по первоисточникам, учебникам.

3)развитие умений самостоятельной работы;

Развиваются умения самостоятельного поиска. Отбора и переработки информации.

4)стимулирование интеллектуальной деятельности

Активизируется мнемическая и мыслительная деятельность.

Ведущей мнемической задачей будет включение нового материала в систему уже имеющихся знаний. В случае если семинар организуется с целью обобще­ния, важно систематизировать знания студентов вокруг ведущих идей, опустив второстепенный материал в развитии понятий. По­вторение на таком занятии должно сопровождаться образованием многосторонних связей между изученными объектами, явления­ми, процессами на базе проблемных вопросов и решения по­знавательных задач.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся, воз­буждения интереса к уже известному материалу большое значе­ние имеет элемент нового: тщательно продуманный подбор но­вых по формулировке и обобщающих по смыслу вопросов, при­ведение новых фактов, использование новых наглядных средств обучения и так далее.

Следует выделять два базовых подхода к ор­ганизации и проведению семинарских занятий.

Первый близок к лекционно-семинарской системе обучения в высшей школе.

Он состоит по сути в том, что сначала содержание учебного материала излагается преподавателœем в лекционной форме, затем прораба­тывается самостоятельно студентами и обсуждается на семинар­ском занятии. Такой подход оптимален в том случае, в случае если изучается сложный, насыщенный новыми терминами материал. Семинар­ские занятия при этом проводятся с целью углубления, повторения и обобщения знаний по конкретному вопросу или целой теме.

Второй подход предлагает организацию семинара как само­стоятельной формы обучения, то есть в процессе подготовки к нему студенты самостоятельно изучают материал, с которым они не были раньше знакомы. Такой подход целœесообразен при изу­чении материала, доступного для самостоятельного осмысления студентами.

Подготовка преподавателя семинару состоит в выборе темы занятия, планировании, постановке вопросов, подборе литературы, составлении конспекта проведения занятия:

Тема Цель Вопросы Литература Формы организации работы студентов при обсуждении вопросов

Методика организации и проведения семинарского занятия состоит в умении преподавателя развернуть дискуссию и управлять ею так, чтобы привести к достижению цели – усвоению темы.

Психологические особенности учения взрослых

УФА-2010

Введение

1. Особенности психического развития личности взрослого человека

2. Психологические особенности учения взрослых

Заключение

Литература

Введение

В связи с возрастанием роли психологического фактора в современном обществе все более повышаются требования к особенностям психического развития взрослого человека. В условиях непрерывного образования, которое осуществляется не только в школьный период, но и на протяжении всей дальнейшей жизни человека, контингент взрослых людей тоже вовлечен в процесс обучения. Повышение требований к интеллекту взрослого человека, к его мобильности и способности непрерывно обучаться происходит в условиях технического перевооружения производства, появления новых профессий, гигантского роста информации и расширения масштабов человеческой деятельности.

Каковы же возможности человека в период взрослости? Многочисленными исследованиями установлено, что в разные периоды жизни человека наблюдается неравномерное развитие его психических функций. Так, наиболее высокая степень восприимчивости социального и профессионального опыта отмечается в пору от 18 до 25 лет. В эти годы происходят наибольшие изменения в интеллектуальных функциях. Это свидетельствует о подвижности и гибкости взаимосвязей между памятью и вниманием. В 26-29 лет внимание по своему развитию опережает память и мышление. Это связано с резкой перестройкой личности: определяются жизненные позиции, меняется положение человека в семье, в трудовом коллективе. В 30—33 года вновь наступает высокое развитие всех интеллектуальных функций — памяти, мышления и внимания, которое снижается к 45 годам. Затем быстрота приема информации, ее переработки и реакции на нее, интенсивность внимания, а также эмоциональная уравновешенность и другие психологические показатели понижаются.

Как было отмечено Б.Г. Ананьевым, интенсивность старения интеллектуальных функций зависит от двух факторов: внутренним фактором является одаренность человека, внешним — образование. Образование противостоит старению, затормаживает его процессы. Следует учесть, что до 35 лет происходит становление целостности функциональной основы интеллектуальной деятельности человека; в период между 26 и 35 годами повышается интегрированность межфункциональной системы; а в период между 35 и 46 годами под влиянием усиливающейся жесткости связей между функциями и их показателями происходит снижение возможностей новообразований. Это создает противоречие, выражающееся в том, что сохраняется высокая интеллектуальная активность и продуктивность в привычных условиях профессиональной работы и вместе с тем возникают серьезные затруднения в овладении новыми видами деятельности. Поэтому подготовка, переподготовка и постоянное повышение квалификации работников, создание на производстве системы непрерывного образования кадров — важные условия профессионального и интеллектуального развития человека. Существенное значение имеют время и форма приобретения работником среднего и высшего образования. Продолжительность обучения влияет на закрепление человека за определенной профессией, рост его квалификации, возможности перепрофилирования, способствует формированию активной жизненной позиции и т.д. Для взрослого основным видом деятельности становится профессиональная. Обучение отодвигается на второй план, профессиональный опыт формируется и накапливается в сфере непосредственно практической преобразовательной деятельности. На разных этапах взрослости отношение к обучению меняется (что вполне естественно), но зависимость этого отношения от ведущего вида деятельности (трудовой) сохраняется. Именно профессиональная деятельность формирует потребность взрослого в знаниях (особенно в современных условиях жизни), его познавательные интересы и запросы, цели и мотивы. Если человек принимает решение о продолжении образования, то у него появляется мощный источник углубления и совершенствования положительного отношения к образованию.

Развитие человека в период взрослости определяется сменой основных видов деятельности, прежде всего профессиональной. Именно в этот период наиболее полно выражено формирование человека как субъекта познания, обшения и труда. Современное общество ставит перед взрослым человеком задачу непрерывного совершенствования своих знаний и профессионального мастерства, расширения сферы общения. При рассмотрении особенностей учения взрослых, необходимо учитывать психические особенности зрелого возраста.

1. Особенности психического развития личности взрослого человека

Существуют различные периодизации развития взрослого человека.

1. Особенности обучения взрослых.

В них отражены представления, иногда совершенно различные, о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Рассмотрим возрастные рамки по И.Ю. Кулагиной и В.М. Колюцкому:

граница юности и молодости — около 20-23 лет;

молодости и зрелости — 28-30 лет (иногда ее отодвигают до 35 лет);

граница зрелости и старости — примерно 60-70 лет.

1. Юность (от 17 до 20-23 лет)

Юность — всего лишь начало взрослой жизни. Ощущение того, что вся жизнь впереди, дает возможность пробовать, ошибаться и искать с легкой душой.

Здесь детство остается в прошлом. Все психические функции в основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастов носят все более условный характер. Кризис 17 лет — рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни.

Покидая стены школы после 9-го класса, подростки идут в технические колледжи или работать, некоторые с посещением вечерней школы. Происходит смещение кризиса 17 лет в сторону кризиса 15 лет. Кризис 15 лет характерен в основном для тех, кто имеет сильную гедонистическую установку. Во время кризиса такие подростки бывают циничны и достаточно откровенны, ясно формулируют свое жизненное кредо. Период юности для них — время проб и ошибок. Они говорят: "Высшее образование денег не дает. Интеллигенция живет хуже".

Большинство 17-летних ориентируются на продолжение образования, немногие — на поиск работы, на который не решились после 9 класса. Высшее образование им необходимо, чтобы получить профессию, позволяющую "жить достойно", "много зарабатывать", "обеспечивать себя и семью". Существуют две категории выпускников школы:

— первые надеются на помощь родителей (платный ВУЗ) и не теряют душевного равновесия;

— вторые рассчитывают на свои силы — наиболее подвержены связанным с поступлением стрессам.

Возраст — категория конкретно-историческая. 19-20-летние юноши основные трудности своей жизни связывают с появлением ответственности, которой не было раньше. Ценят свой возраст, который вместе с проблемами принес и более широкие возможности.

2. Молодость (от 20-23 до 30 лет)

Молодость охватывает период жизни от окончания юности от 20-23 лет до примерно 30 лет, когда человек "более или менее утверждается во взрослой жизни" (А.В.Толстых). Верхняя граница молодости некоторыми авторами продлевается до 35 лет. Молодость — время создания семьи, время освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней. Молодость — пора оптимизма. Человек полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношения дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации.

3. Зрелость

Зрелость — самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения — как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений. В зрелости, как и в молодости, главные стороны жизни — профессиональная деятельность и семейные отношения. Но если в молодости она включала овладение выбранной профессии и выбор спутника жизни, то в зрелости это — реализация себя, полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему и трудности в восприятии новых профессиональных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности может стать источником консерватизма, ригидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.

Кризис 40 лет. Коррективы жизненного замысла

Часть людей проживает еще один "внеплановый кризис" 40 лет (бывает раньше и позже). Это как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни, если кризис 30 лет не привел к должному решению проблем. Кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Дети, как правило, вырастают и начинают жить своей жизнью, умирают некоторые близкие родственники и родственники старшего поколения. Утрата непосредственного участия в жизни детей способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. Зачастую бывает, что кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает. В случае возникновения кризиса 40 лет, человеку вновь приходится перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать новую "Я — концепцию". Этот кризис может серьезно изменить жизнь человека вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Похожие главы из других работ:

Обучение медсестёр в условиях лечебно-профилактического учреждения

2. Виды и формы обучения взрослых

Существуют следующие формы обучения взрослых: Классические курсы — форма дополнительного образования (обычно платная), при которой в течение заранее установленного количества часов слушатели получают знания, умения, навыки…

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых

2. Ознакомление детей с трудом взрослых

Мы готовим своего ребенка к тому, чтобы он в свое время — каким далеким нам сейчас это время ни казалось бы — мог смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наш ребенок: — понимал, что труд…

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых

3. Живой пример окружающих взрослых

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду…

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых

4. Методы ознакомления детей с трудом взрослых

В своей воспитательной работе я использую разные методы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности. 4…

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых

5. Игра как средство знакомства с трудом взрослых

У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игра — исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игры, и в первую очередь сюжетно-ролевые…

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых

1.3 Особенности работы по ознакомлению детей с трудом взрослых в соответствии с современными образовательными программами

Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества…

Особенности образования взрослых

1. Особенности образования взрослых

Образование взрослых отличается от образования несовершеннолетних, так как сам взрослый обучающийся отличается от невзрослого. Взрослый обучающийся в отличие от невзрослого: 1) осознает себя самостоятельной…

Особенности образования взрослых

2.

Особенности обучения взрослых: аксиомы обучения и развития сотрудников

Виды и формы обучения взрослых

образование взрослый андрагогический дистанционный Существуют следующие формы обучения взрослых: Классические курсы — форма дополнительного образования (обычно платная)…

Разработка программы профессиональной подготовки заливщиков металла

1.1 Психологические аспекты обучения взрослых на производстве

Особенность профессиональной подготовки рабочих на производстве — взрослом контингенте, с разным уровнем образования и опыте работы. Это трудоспособная часть общества в основном в возрасте от 18 лет и старше…

Система образования в Республике Корея

2. Уровни образования. Особенности организации и финансирования образования

Образовательная система Республики Кореи включает: дошкольные учреждения и детские сады…

Социальное и психическое развитие младших школьников

4.1 Характеристики отношение взрослых для благоприятного развития

Среду, в которой растёт и развивается ребёнок, создают, конечно, взрослые.

Её важнейшей составляющей является общение взрослого с ребёнком и складывающиеся при этом стереотипы их отношений. Ясно…

Специфика педагогического общения при обучении взрослых в учебных центрах ОАО «РЖД»

1.1 Особенности обучения взрослых. Профессиональное обучение взрослых

педагогический общение обучение взрослый Сегодня наблюдается тенденция повышения роли образования вжизни каждого отдельного человека и всего человечества в целом. Это обусловлено потребностью в новых знаниях, умениях, навыках…

Специфика педагогического общения при обучении взрослых в учебных центрах ОАО «РЖД»

1.2 Специфика обучения взрослых

Изменения происходят постоянно, а значит, специалистам во всех сферах деятельности систематически нужно учиться и переучиваться самим и обучать своих подчиненных. Обучение взрослых имеет целый ряд особенностей…

Трудовое воспитание дошкольников

3. Отличие труда взрослых и детей

Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Результаты труда детей удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его людей…

Характеристика основных дидактических систем обучения

Особенности и виды профессионального обучения взрослых

Профессиональное обучение осуществляется посредством реализации программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программ переподготовки рабочих и служащих…

ПОНИМАНИЕ ТОГО, КАК ВЗРОСЛЫЕ УЧАТСЯ

Предыдущая41424344454647484950515253545556Следующая

О том, как взрослые учатся, уже говорилось в этой главе (см. раздел «По­нимание отличий взрослых»), но было бы полезно отдельно остановиться на этой теме, особенно в отношении учебных андрагогических теорий. Мы упо­минали об Эриксоне, Хэвихарсте, Левинсоне и Науэлсе. Если бы наша глава являлась целым томом, посвященным только теории обучения взрослых, сле­довало бы добавить рассказ о пяти стадиях Боэлена (Boelen) и семи стадиях Роджера Гоулда (Roger Gould), дав описание того, как разнообразные теории обучения взрослых вносят свой вклад в общее понимание обучения. Но круп­нейшим проповедником в этой области был Малколм Науэлс, делавший ак­цент на андрагогии, — теории и практике образования взрослых.

* David 0-Moberg, «What the Graying of America Means to the Local Church», Christianity Today (Nov. 20, 1981), p. 33.

ft Malcolm Knowles, The Adult Learner: A Neglected Species. Houston: Gulf, 1973.

139 9. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕРКВИ ВЗРОСЛЫХ

Этот термин впервые был использован немецким школьным учителем Александром Каппом в 1833 году и получил распространение к 1954 году в системе европейского образования; профессор Т.Хэйв (T.T.Have) читал лек­ции и писал об андрагогии в Нидерландах. В 1966 году университет в Амстер­даме представил докторскую работу по андрагогии. В 1950 году на сцене по­явился Науэлс с книгой, озаглавленной «Неофициальное образование взрос­лых» (Informal Adult Education), за которой следовали другие издания, среди них — «Современная практика образования взрослых» (The Modern Practice of Adult Education), опубликованная в 1975 году.

Совершенно ясно, что Науэлс — приверженец теории развития и обраща­ется к андрагогии как «процессуальной модели», направленной скорее на то, что происходит во время обучения, нежели на само содержание обучения.

Поскольку Науэлс не предлагает нам теологического обоснования, евангель­ские учителя должны соблюдать определенный баланс, делая акцент на содер­жании (авторитет непогрешимого Слова Божиего), но в то же время не забы­вая о полезных мыслях из теории Науэлса. Основываясь на теории Науэлса, андрагогия основывается на семи положениях:

1. Создание атмосферы, располагающей к обучению. Цель этого шага —
создание и поддержание физической и умственной атмосферы, которая бы по­
ощряла ученика принимать участие в занятиях и обучаться на всех уровнях.

2. Создание механизма обоюдного планирования. Мы поощряем ученика
участвовать вместе с учителем в определении способа коммуникации, кото­
рый будет способствовать процессу вовлечения.

3. Определение нужд обучения. И личные, и общественные нужды должны
быть выявлены, прочувствованы и удовлетворены.

4. Формулировка целей программы. Этот шаг помогает определять содер­
жание материала, который ответит на нужды, выявленные в шаге 3.

5. Создание образца обучения. После того как мы определили цели и пути
их достижения, необходимо выбрать механизм их выполнения.

6. Оснащение учебного процесса подходящими методами и материалами.
Здесь мы добавляем орудия обучения.

7. Оценка результатов обучения. Во время этого последнего шага мы на­
блюдаем, как осуществляется процесс и воспринимается содержание.

Нужно отметить, что в своих ранних работах Науэлс утверждал андраго-гику по контрасту с педагогикой (обучением детей). И лишь не так давно он изменил свое убеждение и показал, что андрагогика — другая модель представлений об ученике, и она должна применяться наряду с педагогикой.

Все это очень напоминает образовательный цикл, который используют не­которые из вас (см. главы 7-8).

Вы точно человек?

Однако уникальность образования взрослых делает ударение на личной ответственности, собственной инициативе, безот­лагательности и практичности изучаемого материала.

В заключение этой части я должен сказать хотя бы несколько слов о си-нергогике, более прогрессивном подходе к обучению взрослых, который ос­нован на принципах андрагогики. Синергогика — это «обучение, сконцентри­рованное на ученике, которое применяет принципы андрагогики к учебной си­туации, когда имеются группы сверстников». Этот подход отличается от всех остальных, потому что он заменяет авторитетную фигуру на учебный проект и делает ученика активным участником, ответственным за свое собственное

ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 140

обучение. Основной задачей является притягивание студентов друг ко другу, а не конфронтация, применение «коллегиальных объединений» для повыше­ния мотивации.

Синэргогика дает ученикам наполненные смыслом указания через учеб­ный проект и инструменты. Учитель структурирует процесс обучения путем подготовки основания из упорядоченных шагов по овладеванию знаниями и навыками (когнитивные, аффективные и конативные). Существует множество примеров этого процесса, самый простой — «объединение эффективности усилий». В этой модели учитель назначает индивидуальную подготовку, общую для всех членов класса (задания по чтению, интервью, просмотр видео). Затем он создает адекватный инструмент по оценке знаний, возможно, это будет тест, который определит ключевые сегменты обучения. Тест разра­ботан, и группа студентов собрана вместе.

Дискуссия направлена на достижение согласия в группе, ее саморегули­рование. Цель — доказать, что результаты группы в целом лучше, чем резуль­таты отдельных личностей. Это показывает преимущество работы в команде (сотрудничество, а не соревнование) по контрасту с обучением в одиночку.

Эуген Трестер подчеркивает это в своем высказывании.

Многие учителя, занятые в сфере библейского обучения взрослых, начинают осоз­навать, что для успешного достижения цели им самим нужно овладеть навыками, которые позволяют облегчить процесс научения. Люди, работающие в системе об­разования, знали давно, но лишь теперь начинают применять в своей работе древнее представление о том, что не учительство, но процесс научения учеником является ядром образования. Начинающему учителю часто требуются годы преподавания, пока он не переместит фокус внимания с себя на учеников. Все большее число ра­ботников образования убеждаются, что им необходима подготовка, хорошее знание теории и богатый опыт в сфере поддержки взаимозависимого обучения взрослых.»’

Предыдущая41424344454647484950515253545556Следующая

Главная страница =>Книги по педагогике=>оглавление

к оглавлению

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ

Образование взрослых трактуется в Российской педагогической энциклопедии как направление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятых самостоятельной профессиональной деятельностью.
Н.В.Федорова в своем учебном пособии «Как помочь взрослым учиться и менять себя» указывает на три значения термина «образование взрослых».
Во-первых, как область знаний, как академическая дисциплина. Первая ученая степень доктора философии в области образования взрослых в США присуждена Колумбийским университетом. Наряду с термином «образование взрослых» в настоящее время используется понятие «андрагогика», обозначающее одну из отраслей педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых.
Во-вторых, как сфера практической деятельности, в которую входят различные учебные заведения и учреждения.
В-третьих, как непосредственная деятельность взрослого, часть его повседневной жизни.
Исторически зарождение образования взрослых относится к XVIII в. и связано с необходимостью повысить уровень культуры человека, предоставить ему необходимые элементарные общеобразовательные и начальные профессиональные знания, позволяющие адаптироваться к менявшимся условиям жизни. Важнейшей задачей образования взрослых после 1917 г. стала ликвидация неграмотности. Затем в стране появились рабфаки и вечерние школы, рабочие университеты и различные курсы. В конце 60-х гг. начали формироваться различные отраслевые и межотраслевые институты повышения квалификации. С середины XX в. образование взрослых чаще всего рассматривается как элемент непрерывного образования. Причем если первоначально непрерывное образование трактовалось как компенсаторное, ликвидирующее недостатки образования взрослых, связанные либо с устарением ранее полученных знаний, либо с недостатками в работе существующих систем образования, то в дальнейшем оно стало просматриваться в связи с проблемой повышения квалификации.
Все те новые знания и умения, которые взрослый человек получает их из разных источников информации и осваивает в конк-
350
ретных формах образовательной деятельности, активно привлекая знания, приобретенные ранее, в совокупности представляют, по определению Г. С. Сухобской, феномен образованности взрослого человека. Проявляться этот феномен может в виде концептуальных и функциональных знаний (функциональная грамотность), а также в их единстве (профессиональная культура).
В бывшем СССР функционировала широкая сеть образовательных учреждений, включавшая разные формы базового и постбазового образования взрослых. Глубокий кризис, связанный с распадом прежних социально-экономических отношений, переход к рыночной экономике изменили ситуацию в сфере образования взрослых.
Основной целью системы образования взрослых как социального института в условиях кризисной ситуации, как отмечает В. И. Побед, является оказание социально-образовательной помощи личности в адаптации к новым условиям существования, в определении его участия в производственной, социальной и культурной жизни общества, в выработке социального иммунитета, адекватного поведения в экстремальных условиях.
Характерной чертой последних лет является стремление взрослого населения усилить свое соответствие требованиям рынка в плане углубления профессиональной квалификации, функциональной и технологической грамотности, компетентности и общей культуры.
В современных условиях система образования взрослых переживает ряд проблем, пронизывающих всю ее структуру на разных уровнях (федеральном, региональном, на уровне учебного заведения, обучающихся), порожденных, по утверждению С. Г. Вер-шловского и М.Т. Громковой, рядом противоречий:
— между осуществляемыми коренными преобразованиями общества в их позитивной части и неразработанностью образовательных технологий, позволяющих их осмыслить, понять и принять;
— между острой необходимостью массовой переподготовки взрослых в связи с изменением рода деятельности и непринятием самого процесса образования в том его виде, каким оно является в конкретных учебных процессах, в его методиках, технологиях, результатах;
— между целостностью и системностью окружающего нас мира и неразработанностью целостного, системного представления о субъекте образования;
— между необходимым для данной специальности и реальным уровнем знаний;
— между реальным уровнем знаний и необходимым для освоения социальных условий деятельности, социальных отношений, социально одобряемых норм поведения;
351
— противоречиями саморефлексивного характера, обусловленными, с одной стороны, стремлением лучше и глубже разобраться в себе и, с другой — недостаточно развитым механизмом рефлексивного контроля, недостаточным знанием самого себя;
— противоречиями между уровнем знаний человека и новыми проблемными познавательными задачами, выдвигаемыми не только потребностями жизнедеятельности (практики), но и им самим.
Е. П. Тонконогая выделяет как негативные, так и позитивные тенденции развития образования взрослых в настоящее время. К негативным относятся:
— значительное уменьшение количества обучающихся;
— заметное свертывание некоторых направлений постбазового образования;
— сокращение сроков обучения;
— коммерциализация многих форм образования взрослых;
— регионализация образования.
В качестве позитивных выделяются следующие:
— появление новых структур, предлагающих взрослым разнообразные образовательные услуги по новым дефицитным и престижным профессиям менеджера, маркетолога, дилера, брокера и т.д.;
— трансформация прежних структур образования взрослых в другие, более гибкие и отвечающие современным потребностям;
— расширение целей и направлений образования;
— предоставление взрослым полной свободы выбора направлений и проблематики образования;
— осуществление отбора и структурирования содержания образования с учетом личностных интересов и потребностей взрослых;
— стремление использовать образование взрослых как фактор социальной адаптации и социальной защиты некоторых социально-демографических групп населения (безработных, инвалидов, беженцев, демобилизованных из Российской Армии и др.);
— использование современных информационных технологий в образовании взрослых.
Взрослость представляет собой один из этапов возрастной эволюции человека, который длится около 40 лет и характеризуется наивысшими достижениями личности.
В социально-психологическом смысле взрослость наступает в процессе формирования человека как субъекта общественно-трудовой деятельности. Ю. Н. Кулюткин выделяет следующие основные характеристики взрослости:
— трудовая деятельность является ведущим видом деятельности взрослого человека;
— включение молодого человека в производственную жизнь приводит к изменению социального положения, его статуса;
352
— под влиянием трудовой деятельности и нового социального статуса у молодого человека формируется и новая социальная позиция, характеризующая его как взрослого человека, — позиция полноправного субъекта своей жизнедеятельности.
Позиция взрослого человека как субъекта различных видов социальной деятельности определяется рядом особенностей.

Н. И. Мицкевич выделяет следующие: вовлеченность взрослого человека в сферу профессионального труда; динамическое изменение мира с его глобальными проблемами; наличие у взрослого человека целостной непротиворечивой позиции, которая имеет инерционный характер.
Выявляя теоретические основы дидактической системы повышения квалификации, Н. И. Мицкевич называет особенности учения взрослого человека: наличие внутреннего побуждения к учению, помогающее самому ставить себе задачу, строить план ее решения и осуществлять его; самостоятельность как умение организовать процесс решения задачи и управлять им в соответствии с этой задачей; зависимость степени включенности человека в процесс обучения от автономности мышления, способности к нововведениям, к сотрудничеству, способности учиться и передавать другим приобретенные знания; мобильность; постоянное стремление человека строить свою профессиональную деятельность на основе новой информации как способ его самовыражения и саморазвития.
Социальный статус личности взрослого человека определяет и его отношение к обучению в разные периоды его жизнедеятельности (молодость, возмужалость, зрелость). Включаясь в учебную деятельность, взрослый принимает на себя роль учащегося, но учебная деятельность для него является, как правило, не основным, а вспомогательным видом деятельности, что в отличие от детей существенным образом меняет психологическое отношение взрослых к процессу обучения.
Развитие человека в период взрослости, как показали исследования Ю. Н. Кулюткина, характеризуется целым рядом внутренних закономерностей. Так, оказалось, что развитие разных функций организма происходит неравномерно и неодновременно (гетерох-ронность развития): на одних этапах быстрыми темпами развивается, например, память, на других — мышление.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Было также выявлено, что с возрастом различные функции становятся более взаимосвязанными, скоординированными, интегрированными в некоторый целостный ансамбль, что позволяет человеку компенсировать недостатки в развитии одной функции (например, памяти) за счет более высокого развития другой (например, мышления).
Кроме того, уровень функционального развития интеллекта взрослого человека на разных этапах возрастной эволюции остается достаточно высоким.
353
С.Г.Вершловский выделяет следующие ориентации взрослых в сфере образования. Так, если актуальным для человека выступает непосредственная польза образования (для работы, статуса и т.д.), то этот человек ориентирован на его практическую ценность. В том случае в основе отношения к образованию лежат принципы внешней целесообразности. Другой тип ориентации связан с признанием самостоятельной ценности образования; в этом случае учебная деятельность выступает в качестве самодеятельности. Третий тип связан с ориентации таким образом, что общее образование вообще не входит в систему его ценностей, незначимо; в этом случае не осознано то, ради чего совершается выбор.
Н.Ф.Федорова в зависимости от мотивационной ориентации учащихся взрослых разделяет их на следующие три группы.
К первой группе лиц, ориентированных на цель деятельности, относятся те, кто использует получаемое образование для достижения четко поставленных целей. Ко второй группе лиц, социально ориентированных, относятся те, для кого условия обучения имеют определенный смысл и значение, хотя само обучение может и не быть связанным с содержанием их деятельности. И, наконец, к третьей группе относятся лица, ориентированные на учение, те, кто стремится получить знания ради знаний.
Интересной является также классификация взрослых учащихся в соответствии с их стилем работы. Н.Ф.Федорова выделяет четыре группы таких учащихся.
К первой группе относятся те, кто придерживается принципа конкретной логической последовательности. Такие учащиеся получают информацию из непосредственного опыта, они ценят порядок и логическую последовательность, следуют прямым указаниям и любят четко организованную презентацию материала, спокойную обстановку. При организации учебного процесса используются книги, учебные пособия, программированные материалы и вычислительная техника, тренинги, рисунки, модели, четко спланированные экскурсии.
Ко второй группе относятся учащиеся, следующие принципу так называемой абстрактной хаотичности. Такие учащиеся ценят обучение в целом, но предпочитают получать информацию в неорганизованном, хаотичном виде. Складывается впечатление, что они организуют информацию сами, пропуская ее через призму того, что им хотелось бы получить от обучения. В процессе обучения используются метод групповых дискуссий, короткие лекции, сопровождающиеся вопросами и ответами, обсуждения.
К третьей группе относятся учащиеся, следующие принципу абстрактной логической последовательности. Они имеют, как правило, блестящие способности к декодированию письменных, устных и образных символов, имеют в своем воображении обилие различных концептуальных представлений, на фоне которых выстраи-
354
вают то, что читают, видят или слышат в графической или образной форме.

Они предпочитают рациональное и последовательное изложение материала, из которого могут извлечь основные идеи. В учебном процессе предпочтение имеют задания на самостоятельное чтение, слушание и проработку материала, а также проведение занятий проблемного, аналитического характера.
К четвертой группе относятся учащиеся, следующие принципу так называемой конкретной хаотичности, демонстрирующие склонность к экспериментированию. Они быстро схватывают идеи и делают интуитивные шаги в решении нечетко просматриваемых проблем; учатся путем проб и ошибок, успешно работают в малых группах, демонстрируя высокую степень самостоятельности, не следуя за инструкциями в точности, а внося что-то свое. В учебном процессе используются ролевые игры и моделирование, самостоятельные проекты, проблемные ситуации, дополнительные задания для самостоятельной работы.
Процесс обучения взрослых имеет свою специфику. О. В. Эрлих выделяет следующие факторы, ее определяющие.
1. Смещение акцентов с передачи знаний в содержании образования на обеспечение условий, необходимых для овладения способами самостоятельного взаимодействия с различными аспектами реальности (поиск необходимых знаний, создание программ самообразования, профессионального развития и т.д.).
2. Постепенное «снятие» преподавания как одной из составляющих процесса обучения и переход субъекта андрагогического процесса в «режим саморазвития».
3. Моделирование «сжатых временных рамок» прохождения каждой «учебной» роли в процессе формирования характера познавательной деятельности.
4. Практико-ориентированный характер учебного процесса.
5. Ориентация учебного процесса на удовлетворение потребности взрослых учащихся в профессиональном и неформальном общении.
Названные особенности позволяют говорить о следующих критериях эффективности этого процесса.
1. Создание в процессе обучения условий для ценностного самоопределения и согласования ценностей субъектов образовательного процесса.
2. Выявление и осознание в процессе обучения ценностей «развитие», «субъективная» активность как фактора в позитивной самореализации личности.
3. Овладение в процессе обучения умением создавать проекты (программы) своей профессиональной, образовательной деятельности, жизнедеятельности в целом.
4. Овладение в процессе обучения рефлексивной культурой, позволяющей адекватно оценить имеющийся профессиональный и жизненный опыт.
355
5. Способность постоянной позитивной коррекции своих потребностей в соотнесении с потребностями социальной среды, других индивидов.
6. Сформированность в процессе обучения уровня коммуникативной культуры, достаточного для обеспечения возможности позитивного межсубъектного взаимодействия.
7. Соответствие структуры познавательной деятельности структуре деятельности взрослого человека.
8. Связь процесса обучения с решением значимых для взрослого человека проблем профессиональной деятельности.
9. Формирование в процессе обучения ситуаций успеха как механизма восстановления мотивации к образованию и формирования потребностей в самообразовании.
10. Создание в процессе обучения условий для целостного овладения как «нормативным компонентом» своей деятельности в соответствии с содержанием основных социальных ролей, которые выполняет взрослый человек, так и инструментарием, позволяющим создавать «проекты развития» в ходе учебного процесса.
11. Овладение в процессе обучения умениями презентации своего профессионального, личностного имиджа и результатов своей профессиональной деятельности.
Одним из важнейших компонентов системы образования взрослых является информационно-просветительская деятельность, которая имеет свою специфику: непрофессиональную направленность, ориентацию на духовные интересы различных групп населения; многомерную дифференциацию реальной аудитории по социально-демографическим, профессиональным и другим признакам; функционирование на основе добровольности, неформального общения и самодеятельности участников образовательного процесса. Как отмечает Л. В. Полагутина, значимость информационно-просветительской деятельности в системе образования взрослых отражают выполняемые ею функции:
а) креативная, способствующая реализации творческого потенциала личности через развитие как познавательной, так и социальной активности, так как, включаясь в систему информационно-просветительской деятельности, человек становится не только объектом образовательного процесса, но и его активным субъектом;
б) компенсаторная, восполняющая, дополняющая базовое образование;
в) интегрирующая — объединяющая непрерывность приобретения и накопления систематических знаний, поскольку информационно-просветительская деятельность является всеохватывающей по направленности и назначению, содержанию и уровням, всеобщей по социальным слоям, категориям и группам населения, возрастным градациям и формам реализации, включающим как систематизированные, так и несистематизированные образовательные
356
процессы, где каждый человек получает возможность выстраивать собственную систему пролонгированного образования.
Понимание характера социальных перемен, происходящих в современном обществе, определяет содержание, формы и методы обучения взрослых. В последнее время популярной во многих развитых странах мира становится концепция обучающегося общества, суть которой, по мнению Б.Н.Волкова и Е.И.Огарева, состоит в создании необходимых предпосылок и возможностей для активного участия населения в различных видах учебно-познавательной деятельности с целью повышения качества жизни как отдельного индивида, так и различных социальных групп и общества в целом. Японские ученые определили следующие различия, касающиеся личности, находящейся в обучающемся или в традиционном обществе.
Идея обучающегося общества возникла в результате осознания неспособности традиционного общества адекватно отреагировать на многообразные и динамично изменяющиеся образовательные потребности значительной части взрослого населения.

Обучающееся общество Традиционное общество
1. Учебная деятельность — это 1. Жизнь человека четко под-
пожизненный процесс: между разделена на периоды учебы и
периодом учебы и периодом период работы.
работы нет отчетливой времен-
ной границы.
2. Учебная деятельность со- 2. Учебная деятельность глав-
вершается во всех социальных ным образом сосредоточена в си-
институтах. стеме формального образования.
3. Все образовательные инсти- 3. Центральное место занима-
туты интегрированы в единую ет система регулярного образо-
систему. вания (школоцентризм).
4. Успех или неуспех учебной 4. Наличие диплома является
деятельности на каком-то из ее решающим фактором, опреде-
этапов не является решающим ляющим возможность трудоуст-
фактором для жизнедеятельно- ройства, а также продолжения
сти человека. образования на более высоком
уровне.

Литература ,
1. Вершловский С. Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. — М., 1987.
2. Громкова М. Т. Педагогика образования взрослых. — М., 1995.
3. Кулюткин Ю. Я. Психология обучения взрослых. — М., 1985.
4. Мицкевич И. И. Дидактические основы повышения квалификации: Теория и практика. — Минск, 1999.
357
5. Образование в жизни взрослого человека: Материалы научно-практической конференции. — СПб., 1997. — Ч. 1,2.
6. Образование взрослых как социальный институт: Тенденции развития и проблемы: Материалы научно-практической конференции. — СПб., 1997.
7. Федорова Н.В. Как помочь взрослым учиться и менять себя. — М., 1992.
Вопросы и задания
1.

Выделите основные тенденции развития системы дошкольного образования на современном этапе.
2. Дайте характеристику особенностям ребенка-дошкольника как субъекта педагогического процесса.
3. Определите ведущие подходы к организации процесса обучения детей дошкольного возраста.
4. Проведите сравнительный анализ современных программ дошкольного образования.
5. Выявите специфические особенности определения основных компонентов воспитательно-образовательного процесса в работе с детьми дошкольного возраста.
6. Назовите основные условия готовности ребенка к школе.
7. Каковы дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников?
8. Что такое учебная задача и какова ее структура?
9. Каковы реальные возможности реализации личностно-ориентиро-ванного обучения в начальной школе?
10. Выделите основные тенденции развития современной высшей школы в России.
11. Определите специфические особенности студенчества как возрастной и социальной категории.
12. В чем заключается значимость получения высшего профессионального образования?
13. Выявите возможности использования в высшей школе общедидактических форм, методов и приемов совместной деятельности преподавателя и студентов.
14. Какова специфика организации учебного процесса (его основных компонентов) в вузе?
15. Какое место занимает образование взрослых в системе непрерывного образования?
16. В чем состоит специфика образования взрослых?
17. Каковы характерные признаки обучающегося общества?

Приложение

Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.

Главная страница =>Книги по педагогике=>оглавление

к оглавлению

сайт www.p-lib.ru

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *