Особенности социализации подростков

Posted On 13.03.2018

Особенности социализации современной молодежи

Социализация молодежи — это объективный процесс ее вхождения в социальную сферу. В обществе существует институциональное, целенаправленное воздействие на молодежь в форме воспитания подрастающего поколения. Этот процесс осуществляется через систему различных социальных институтов, таких как государство, семья, школа, армия и ряда других.

Рассмотрим понятие «молодежь»

Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.

Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодёжи — 13-15 лет, средняя — 16-24, высшая — 25-36 лет.

Сегодня молодёжь РФ — это 39,6 миллионов молодых граждан — 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России ранее относились граждане от 14 до 30 лет. Однако, последнее время в большинстве субъектов РФ наблюдается тенденция смещения возрастного ценза для молодежи до 35 лет.

Определив термин молодежь, следует выявить этапы социализации молодежи в современном Российском обществе. Рассматривая советский период развития социологии, то можно выделить мнение И.М. Ильинского о роли молодежи в обществе, которая, по его мнению, основывалось на трех направлениях:

1. Уверенность в том, что развитие всего общества бесконфликтно и практически без проблем, а у молодежи гарантировано стабильное развитие и будущее.

2. Начальная просоциалистическая ориентация молодежи пот мере развития социализма должна только расширяться и углубляться.

3. Молодежь по природе своей привержена к новому и поэтому всегда на стороне прогресса. А поскольку прогресс и социализм рассматривались с данных точек зрения, как синонимы, то синонимами становились и понятия «социализм и молодежь»

3. Но и важным отметить, что все рассмотренные три направления имели однозначно ошибочное мнение, проводя сравнение с современными мнениями социологов.

« В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению всего многообразия связей закономерностей молодого поколения, в рассмотрении молодежи как органического субъекта развития общества»

При соединении нескольких позиций, молодежь можно рассматривать как специфическую социально — демографическую группу, характеризующуюся, присущими ей психофизиологическими особенностями и желаниями быть включенными в социальную и трудовую деятельность, а также со своей внутренним социо-культурным делением общества.

В социологической литературе можно увидеть установленные возрастные границы молодежи от 16 до 30 лет. Нижняя граница объясняется половым созреванием и началом профессионального обучения. Верхняя граница выражена окончанием данного обучения, достижением экономической самостоятельности, вступлением в брак, рождением детей и т.д. на данный возрастной период приходятся, пожалуй, главные социальные, экономические, демографические и культурные события в рамках всего жизненного цикла исследуемых респондентов. К событиям можно отнести:

1) завершение общего образования;

2) профессиональное образование;

3) начало трудовой активности;

4) формирование финансового благополучия;

5) создание семьи и рождение детей;

При этом важно отметить, что представители данной социально-демографической группы, за небольшой отрезок времени (сравнительно со всем жизненным циклом) переживают смену личного социального статуса не один раз. О подвижности и социальной мобильности молодежи еще говорил В.Г. Подмарков. Ученный считал, что данная социальная группа подвижней в 5 раз, чем другие возрастные группы.

Социокультурные характеристики молодежи, как это справедливо отмечают авторы монографии « Молодежь России: тенденции и перспективы», определяются уровнем социального – экономического, культурного развития, особенностям социализации в российском обществе. Современное молодое поколение проходит свое становление в достаточно сложных условиях изменения и переосмысления старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Начало 90 – ых годов, а затем и 2000 – х, выражаются переломным моментом в развитии молодежи в роли социальной группы. Социальное положение существенно изменяется под действием следующих факторов:

1) изменение демографической ситуации в сторону сокращения численности молодого поколения в составе страны

2) перестройка всех сфер и областей общественной жизни, тем самым вызывая переход к новому этапу социокультурного развития.

Различные изменения повлекли за собой ряд отрицательных последствия для общества, среди которых можно выделить, спад производства, сокращение численности работающего населения, а также рост безработицы, сокращение материального достатка основной группы населения. Это легко объяснимо, так как экономический кризис повлек за собой неопределенность, что вызвало социальный кризис у молодого поколения.

При этом возникают новые социальные и культурные противоречия, среди которых выявляются разрушение системы ценностей и отсутствие нравственных, жизненных и социальных ориентиров, неоправданные амбиции и потребности молодежи, высокие запросы молодых людей к уровню и качеству своей жизни, но при этом низкая активность при достижении озвученных позиций. В данных условиях вопрос о направленности развития молодого поколения связывается с перспективами модернизациионных механизмов общества. Возможно, предположить и то, что по какому пути пойдет модернизация, от этого и будет зависеть какие нормы, образцы поведения будут усвоены молодежью.

Поскольку молодость – промежуточный этап между детством и взрослостью, социализация молодого поколения характеризуется определенными особенностями:

1) молодой человек осуществляет переход от этапа первичной социализации к этапу вторичной социализации.

2) молодой человек занимает активную позицию в процессе социализации и в некоторых случаях может являться агентом социализации.

3) молодой человек усваивает социальные нормы и ценности избирательно.

4) социализация молодого человека имеет более узкую специализацию.

Таким образом, социализация молодежи представляет собой сложный и во многом противоречивый процесс, который можно классифицировать по следующим основаниям:

1) условия социализации. В зависимости от условий социализации выделяют примитивную социализацию, иерархичную, естественную, принудительную, моносоциокультурную.

2) направление социализации. В зависимости от направления социализации выделяют: правовую социализацию молодежи, политическую, экономическую, социокультурную.

3) результат социализации. В зависимости от результатов различают успешную или неуспешную социализацию, а так же опережающую или запаздывающую.

Теперь разобравшись с теоретическими предпосылками каналов социализации можно перейти к освещению проблемы факторов оказывающих влияние на социализацию молодежи в современном обществе.

На основе вышеназванной типологии можно выстроить иной иерархический ряд социальных факторов, определяющих вектор процесса социализации, например, студенческой молодежи.

Факторы макроуровня – социально-экономические и социально-политические процессы, протекающие в обществе в целом. От них непосредственно зависит возможность освоения молодым поколением ценностных идеалов и норм, декларируемых обществом.

Факторы среднего уровня – система высшего образования, реформирование которой должно скорректировать мотивацию обучения в высшей школе и смысл образовательной деятельности.

Наконец, к факторам микроуровня можно отнести влияние процесса организации учебной деятельности в вузе, Студенческую группу, преподавательский состав вуза. От этой группы причин непосредственно зависят характер и содержание воспитательного процесса в вузе.

В последние десятилетия в современной России, как и в других постсоциалистических странах, появились принципиально новые каналы социализации, оказывающие сильное влияние на процессы формирования молодежи, ее адаптации в радикально меняющемся обществе. Наиболее значимыми из таких каналов являются: рынок труда, институт предпринимательства, информатизация всех сфер социальной жизни, становление основ нового типа общества как его базовых характеристик. В этих условиях рынок труда превращается в один из весомых социальных индикаторов рыночных отношений, что обусловливается существующим на нем спросом и предложением, а также наличием свободных рабочих мест, которые могут быть предложены молодежи, впервые выходящей на этот рынок и обладающей, во-первых, определенным уровнем знаний, а во-вторых, конкретными пожеланиями относительно своей будущей работы. Именно рынок проверяет все качества подрастающих поколений: моральные и деловые, их культурные миры и профессиональные умения. Степень «обеспеченности» молодых людей такими социальными качествами, которые будут востребованы на протяжении всей их активной экономической жизни, и определит, в конечном счете, возможные контакты с миром, с партнерами, равно как и сформирует умение работать в постоянно трансформирующемся обществе и нестабильных условиях бытия.

Впрочем, эта цель стоит перед всеми институтами общества, где происходит социализация молодежи. В настоящее время изменилась роль традиционных и новых каналов социализации молодежи, каждый из наиболее значимых социальных институтов, осуществляющих социализацию молодежи постсоциалистических стран, существенно изменился в условиях транзитивности: семья становится более нестабильной и малодетной, коммерциализируются все звенья системы образования, которое становится сервисноориентированной сферой деятельности, а не главной формой трансляции культуры подрастающим поколениям. Само образование в либерально-демократическом обществе перестает быть обязанностью подрастающих поколений, но не приобретает статуса правовой нормы, в связи с затянувшейся реформацией системы образования практически во всех постсоциалистических странах. Высшее учебное заведение в том виде, в котором оно существует сейчас – это учебное заведение для хорошо обеспеченных и богатых, а богатство у нас часто связано с властью.

Это значит, что, к сожалению, в нашей стране возрождается сословный характер обучения. Государство, не находя применение высокому образовательному потенциалу молодых людей, не обеспечивая нормальные возможности им самим зарабатывать на жизнь, поставило большинство из них на грань бедности, плодит маргиналов, что ведет к дезинтеграции общества. При этом, поощряя распространение самых дорогостоящих в мире развлечений и делая недоступными для большинства молодых людей учреждения высокой культуры, оно неизбежно толкает их в криминальные структуры.

Реальностью российского общества в первой половине 90-х гг. ХХ в. стало включение России в глобальное информационное пространство. Средства массовой коммуникации, включающей все виды информации, функционирующие в этом пространстве, созданном при помощи новых технологий (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации), стали важнейшим агентом социализации молодежи. Они распространяют и популяризируют определенные образцы, стили и нормы поведения, моделируют и внедряют в массовое сознание образ реальности, к которой необходимо стремиться. Напрямую такое воздействие осуществляется через рекламу.

Следует заметить, что влияние телекоммуникации можно оценивать и как отрицательное и как положительное. С одной стороны, коммерциализация телеканалов приводит к преобладанию на телеэкранах низкопробных западных фильмов, насыщенных насилием, агрессией, жестокостью. Кроме того, значительное место на экране занимает реклама. С другой стороны, появление новых типов видеопрограмм помогает молодежи, как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Информационное поле нового типа пронизывает все сферы социальной жизни, затрагивая социализационные процессы в различных институтах социализации.
Повседневная деятельность человека постепенно заряжается «экстриализацией» из-за чрезмерного воздействия аудиовизуальных средств информации, компьютерных игр и т.п., вытесняющих свободное мышление, индивидуальность мышления, социальное общение. Принципиальное отличие советского телевидения от нынешнего российского иллюстрирует трансформацию одной из сторон социальной действительности. Но воспитанный на доверии к СМИ, человек российского общества, склонный доверять информации, не сразу оказался готовым отобрать из нее нужное для себя.

Распространенным феноменом российской действительности стала молодежная субкультура, представляющая собой полифункциональное явление, отвечающее сущностным потребностям развития личности, и, прежде всего, потребности в социальной и культурной идентичности, «встроенности» человека в некое социокультурное сообщество. Возрастные группы, которые оформляются как носители молодежной субкультуры, становятся социализирующим фактором. Их роль возрастает тогда, когда основные институты, обеспечивающие социализацию молодежи (семья, школа, общественные организации, СМИ), пропагандируют весьма разнообразные и отличные друг от друга ценности и модели поведения, что осложняет процесс поиска себя, обретения социального статуса.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что среди новых каналов социализации молодежи наибольшее значение приобретают СМИ и Интернет. В роли мощных каналов социализации выступают аудиовизуальный мир: телевидение, реклама, игровые технологии современных СМИ, а также деятельность радикально изменившихся социальных организаций. В противовес глобальным развиваются и усиливаются региональные и локальные традиции в современной духовной культуре подрастающих поколений, что необходимо учитывать в процессе работы с молодежью.

Говоря о влиянии названных социальных факторов, необходимо отметить, что они проявляют себя через особый рефлексивный механизм социализации молодых людей. Этот механизм выступает как его внутренний диалог, своеобразная автокоммуникация, в рамках которой они анализируют, оценивают, принимают или отвергают «предлагаемые» им социальными факторами нормы, стандарты, ценности, правила. Сам этот диалог наедине с собой можно, вероятно, представить в двух планах: как мысленный разговор с другими людьми (которые как бы представляют собой социальные факторы социализации: семью, дружескую микросреду, общественные институты и организации, СМИ, трудовые и учебные коллективы и т.д.) и с различными собственными Я.

По мнению социологов, существуют не только рефлексивный, но и другие механизмы социализации. При этом под таким механизмом следует понимать определенное соединение, «сцепление» факторов, характеризующих условия социальной среды, с факторами внутриличностными. В этом смысле говорят о традиционном механизме, представляющем собой процесс усвоения молодыми людьми норм, ценностей, эталонов поведения семьи, ближайшего социального окружения (товарищеского, профессионального, досугового и другого). Называют межличностный механизм социализации, означающий процесс общения молодого человека со «значимыми другими» (родителями, педагогами, уважаемыми взрослыми, сверстниками-друзьями). Здесь вместе с тем нужно подчеркнуть, что общение со «значимыми другими» из определенных социальных групп и организаций и их влияние на социализирующуюся личность не идентично воздействию, оказываемому этой группой или организацией в целом.

Еще один механизм социализации молодых людей имеет название стилизованного, поскольку связан со стилем жизни группы людей, характеризующихся определенной субкультурой – комплексом морально-психологических и поведенческих черт, типичных для тех или иных молодежных групп. Субкультура способна надолго стать мощным социализирующим фактором в той степени, в какой ее носители окажутся представителями референтной группы для данной личности.

Особо следует сказать об институциональном механизме социализации, что означает, как это следует из самого термина, социализацию личности в процессе ее взаимодействия с социальными институтами, созданными как специально для этой цели, так и попутно реализующими ее в ходе своей деятельности. К числу первых следует отнести, прежде всего, институты образования и воспитания, к числу вторых – производственные, политические, учебные, религиозные, досуговые институты, СМИ и другие.

Значение социальных институтов для процесса социализации молодых людей состоит, прежде всего, в том, что под их влиянием, в результате предлагаемых образцов поведения происходит усвоение тех или иных социальных ролей, норм, ценностей. Конечно, в первую очередь здесь наибольшее влияние на личность оказывают институты семьи, образования и воспитания. Однако с точки зрения задач социализации они не тождественны в своих функциях. Если в семье происходит освоение личностью социокультурных стандартов и общечеловеческих норм и ценностей, то в рамках институтов образования происходит освоение знания, аккумулированного в нем социального опыта, реализация способностей и дарований личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что молодой человек формируется как личность по мере того, как развиваются его социальные качества, определяющие его как члена конкретно-исторического общества. Социализация подрастающего поколения должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения. Существуют, как минимум, три системы социализации — «врастания» молодых в мир взрослых. Первая — так называемая направленная социализация. Ее создает социальная система. Вторая – система «стихийной» социализации. Сюда относят обычно как все то, что обобщают словом «улица» (детские и подростковые компании), так и влияние средств массовой информации, книг, искусства, и т.д. И третья система – самовоспитание личности, ее способность к принятию грамотных решений.

Важно, чтобы условия, создаваемые обществом для становления молодого человека, обеспечивали его социализацию во всех сферах общественного бытия, развитие творческого потенциала, формирование способностей и соответствующее физическое развитие. В процессе социализации личности, на этапе подготовки к трудовой деятельности, осуществляемой, прежде всего в процессе образования и воспитания, формируются профессионально-значимые качества и социально-нравственные установки и ценности молодого человека, социально-психологические качества его личности.

Особенности социализации подростков в различных типах семей

Особенности социализации подростков в различных типах семей

Уважаемые председатель и члены государственной аттестационной комиссии!

Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему:

«Особенности социализации подростков в различных типах семей».

В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий

формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической и

политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей и по

этому проблема влияния семьи на процесс становления личности в подростковом

и юношеском возрасте носит актуальный характер.

В данной работе рассмотрены не конкретные модели родительского

поведения и ценности в процессе воспитания, а тип семьи как фактор

социальной среды, посредством которого осуществляется воздействие макро

изменений на развитие личности подростка. Исследования по данной теме

проводились, в основном, в рамках социологии семьи и главное внимание

уделялось неполным семьям. Поэтому в работе рассматриваются некоторые

особенности социализации современного подростка в различных типах семей.

Объект исследования: процесс социализации подростков.

Предмет исследования: влияние типа семьи как фактора социализации

подростков.

Цель исследования: установление особенностей социализации подростка в

различных типах семей.

Задачи исследования:

1. Изучение научной литературы по проблеме влияния современной семьи на

процесс социализации подростков.

2. Изучение особенностей социализации подростков в полных, неполных,

сводных семьях;

3. Изучение особенностей социализации подростков в одно — двухдетных

многодетных семьях;

4. Изучение особенностей социализации подростков в семьях с различной

материальной обеспеченностью;

Гипотеза: Различные типы семей, выделенные по структурным и социальным

признакам, обуславливают особенности социализации подростков.

Теоретическая часть была посвящена изучению аспектов процесса

социализации и развития личности; феноменам, механизмам, структуре и

факторам. Рассмотрены западные и отечественные концепции социализации

личности. Изучением этого процесса на разных этапах развития общества

занимались многие ученые. Среди них З.Фрейд, Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев,

Б.П.Парыгин, С.Л.Рубинштейн, К.А.Альбуханова-Славская, И.С.Кон,

Д.И.Фельдштейн, М.В.Демин, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис. Каждый из них в

соответствии со своей концепцией давал различные определения понятия

«социализация».

Далее была рассмотрена семья как важнейший социальный институт, ее

структура и роль в экономической и психологической социализации подростка.

Анализ теоретического материала позволил сделать следующие выводы:

На протяжении определенного времени семья является для ребенка

единственным местом получения первого опыта социального взаимодействия.

Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии

личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и

психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как

нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с

отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация семьи связана с

нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и

реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и

т.п. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору

психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно

свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы

межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на

негативное развитие личности подростка, приводя к различным личностным

деформациям — от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного

поведения. Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации и

идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план,

это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых

людей родители и особенно мать остаются главными эмоционально близкими

лицами и в этом возрасте.

Так семья остается ведущим институтом в формировании и развитии

социально значимых ценностей и установок личности подростка, его

социализации. В связи с этим тип семьи может выступать как фактор

социальной среды, посредством которого осуществляется воздействие

макроизменений на развитие личности подростка.

Поэтому, мы считаем актуальным проведение эмпирического исследования по

изучению особенностей социализации подростков в различных типах семей,

выделенных на основании следующих критериев:

1. структурный признак (полные, неполные, сводные семьи; одно

двухдетные, многодетные семьи);

2. социальный признак (семьи с различным уровнем материального

благосостояния).

Для реализации цели нашего исследования и проверки гипотезы нами было

проведено эмпирическое исследование, целью которого было изучение влияния

типа семьи на процесс становления личности в подростковом возрасте.

Были поставлены задачи:

3. подбор адекватных возрасту испытуемых и цели исследования методов и

методик исследования;

4. проведение процедуры обследования;

5. осуществление первичной и вторичной статистической обработки данных

эксперимента;

6. подведение итогов, анализ результатов исследования;

Основой для работы послужила диалектико-материалистическая концепция

социализации М.В.Демина, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис, которые исследовали

социализацию как целостный и универсальный процесс в единстве фило и

онтогенеза.

В данной работе были использованы следующие методы и методики:

1. Тест «Исследование уровня субъективного контроля – локус контроля»

(Роттер)

Опросник Д.В.Ярцева, направленный на изучение роли семьи в социализации

подростка наряду с другими социальными институтами.

Опросник Т.А.Гурко для изучения отношения подростков к социально

незащищенным слоям общества.

Исследование проводилось на базе школы №16 города Сочи в 2002-2003

учебном году в два этапа. На первом этапе в исследовании приняли участие

160 человек: 80 учащихся 8-х классов и 80 учащихся 10-х классов. Целью

которого стало изучение социально-психологических особенностей

становления личности современного подростка.

На втором этапе в исследовании

приняли участие только учащиеся 8-х классов школы (из них 42 девочки и 38

мальчиков) с целью определения уровня материального благосостояния семьи.

В качестве показателей формирования личности подростков

рассматривались характеристики, весьма условно разделенные на две группы:

социальные и психологические.

Статья по теме «Особенности социализации подростка в малом городе»

В первую группу включены: успеваемость в

школе, ориентация на поступление в вуз, отношение к социально уязвимым

категориям населения, во вторую: локус контроля. На первом и на втором

этапе анализ проводился отдельно для девочек и для мальчиков с целью

выявления гендерной специфики рассматриваемых закономерностей.

Проанализированы результаты эмпирического исследования с точки зрения

влияния различных типов семей на особенности развития личности подростков.

Полученные данные можно объяснить и ухудшением воспитательных

возможностей большинства первобрачных семей, обусловленным воздействием

различного рода стрессогенных социальных факторов на личность родителей и

качество супружеских отношений, сверхзанятостью родителей, особенно отцов

(фактором высокого стресса для ребенка может быть психологическое

отсутствие отца в семье).

В то же время выявлен факт наличия неблагоприятных показателей у

подростков из сводных семей — они хуже учатся, реже ориентированы на

поступление в вуз, у девочек выявлен высокий уровень. Это может

объясняться отсутствием институциональных норм, регулирующих как

внутрисемейные отношения в повторных браках, так и взаимодействие с другими

социальными институтами, причем следует учитывать, что отношения ребенок —

небиологический родитель осложняются отсутствием генетических связей.

В исследовании также выявлена связь между уровнем материальной

обеспеченности семьи и успеваемостью подростков и их ориентацией на

поступление в вуз, однако различий в значениях локуса контроля по данному

критерию не выявлено.

В результате проведенного исследования были выявлены следующие зависимости:

Выявлена зависимость между структурным составом семьи (полная,

неполная, сводная) и успеваемостью подростков. А именно, и мальчики и

девочки, проживающие с отцом и матерью, намного лучше учатся, чем

подростки, проживающие с отчимом или в неполной семье

Выявлена зависимость между структурным составом семьи (полная,

неполная, сводная) и желанием подростков поступить в высшее

учебное заведение. Результаты исследования показывают, что более

неблагоприятные показатели свойственны подросткам (как девочкам, так и

мальчикам) из семей с отчимами (сводных): они хуже учатся в сравнении с

подростками из первобрачных семей; при этом девочки в отличие от мальчиков

реже ориентированы на поступление в вуз в сравнении с девочками из

материнских семей.

Выявлена зависимость значений локуса контроля от количества детей в

семье. Сравнение подростков из трех типов семей, выделенных по критерию

числа детей, выявило статистически значимые различия между подростками из

малодетных и многодетных семей. Причем, мальчики из многодетных семей в

среднем имеют более внешний локус контроля в сравнении с мальчиками из

малодетных семей.

Выявлена зависимость между уровнем материального благосостояния семьи

и ориентацией на поступление в вуз. Результаты исследования показывают, что

мальчики из обеспеченных семей в два раза чаще ориентированы на поступление

в вуз, они же в среднем и лучше учатся в сравнении с «малообеспеченными». У

девочек различия по этим характеристикам незначительны

Выявлена зависимость между уровнем материального благосостояния семьи

и отношением к «социально» незащищенным слоям общества. Мальчики из

обеспеченных семей несколько чаще готовы помочь или сочувствуют инвалиду и

старому беспомощному человеку, но в три раза реже — нищим. Среди девочек не

выявлено различий в отношении к социально уязвимым категориям.

Таким образом, в результате проведенного исследования была

подтверждена гипотеза о влиянии типа семьи на процесс социализации

подростков. Выделенные по разным основаниям типы семей неодинаково влияют

на развитие личности мальчиков и девочек, причем каждый из «особых» типов

семьи нуждается в дальнейшем изучении. Тот факт, что вопреки устоявшемуся

мнению в исследовании не обнаружено значимых отличий в личностных

особенностях подростков из материнских (неполных) семей, вероятно, в первую

очередь можно объяснить изменением социального «статуса» этого типа семей.

Отношение общественного мнения стало более лояльным не только к разведенным

женщинам с детьми, но и к тем, кто рожает ребенка вне брака. Поэтому можно

считать, что данные о повышенной социальной девиантности детей из

материнских семей — это лишь результат социальных ожиданий относительно

«девиантности» семей этого типа.

Подводя итоги работы, надо заметить, что идут бурные процессы

изменения в обществе, которые соответственно влияют на социализацию

подростков. Наиболее активный период социализации подрастающего поколения

протекает в сложных условиях экономической и политической нестабильности.

Обществу требуются такие его члены, которые способны жить в этом обществе.

И именно поэтому, в контексте социальных перемен семья призвана стать

эффективным инструментом формирования новых ценностей и норм поведения.

Семья остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии

социально значимых ценностей и установок личности подростка, его

социализации.

В связи с этим тип семьи может выступать как фактор

социальной среды, посредством которого осуществляется воздействие

макроизменений на развитие личности подростка.

Благодарю за внимание!

Е.П. Недбайло,

МБОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа № 3»,

п. Акбулак, Оренбургская область

Говоря о проблемах социализации современных подростков, следует отметить их несомненную остроту и актуальность в современное время. Ведь тот или иной путь развития подростка носит вероятностный характер, и с любой стартовой позиции школьник может попасть в какую угодно среду. То есть сначала ребенок попадает в ту или иную группу, а затем вступает в процесс социализации. Предупредить подобное развитие событий заранее невозможно, потому как проблемы социализации в современной России, в первую очередь, связаны с трансформацией ценностных ориентаций подростков, непониманием старшего поколения системы ценностей молодежи и отсюда — с его неспособностью подготовить школьника к новой жизни.

Особенности социализации российской молодёжи

Все эти процессы так или иначе связаны с кризисом традиционных институтов социализации – семьи и школы.

Говоря об особенной роли семьи в процессе социализации, следует отметить, что сегодня имеет место быть изменение статуса юношества – раньше оно рассматривалось как подготовка к жизни, а сегодня это особый период жизнедеятельности, обладающий не меньшей ценностью, чем жизнь взрослого человека. Общество становится более терпимо к юношеству, поскольку оно определяет будущее. Ведь подросток – это «не маленький взрослый. Это человек определенной стадии развития и определенной культуры».

Особая роль в современной социализации принадлежит, несомненно, и образованию. Вроде бы все понятно: ребенок воспитывается в семье и ходит в школу, и основные стороны, влияющие на ребенка, очевидны. Однако в действительности перед нами совершенно иной результат: засилье молодежных субкультур, вредных привычек, СМИ и т.д. Семья «набрасывается» на школу, ведь учителя «работают плохо, ничем не могут заинтересовать ребенка»! Школа в свою очередь «будоражит» семью, ведь «родители все свалили на школу! Не хотят заниматься воспитанием своих детей!» Однако история — свидетель того, что в прошлые века дети часто оставались без попечения родителей, не посещали школу, и никакая программа «Всеобуч» их тревожно не искала! Значит что-то произошло, что-то надломило взаимосвязь процесса социализации с институтами семьи и школы. Закономерно возникает вопрос, где искать причины сложившейся тревожной ситуации?

Сегодня в России традиционные агенты социализации переживают собственный кризис. Так, среднестатистическая российская семья не способна качественно выполнять свою роль в процессах социализации, так как произошло резкое падение ее воспитательных функций. Подобные процессы происходят и в школе. Низкий уровень финансирования, засилье документации породили ряд таких негативных явлений в системе образования, как кадровый голод, неоднородность требований, что закономерно сказалось на качестве образовательного процесса. И подростки, вместо контроля со стороны родителей и школы, оказались предоставлены сами себе и социализации на улице в молодежных неформальных группах.

Одним из итогов неприспособленности современных подростков к жизни, неприятия общечеловеческих ценностей является чувство безнадежности и безвыходности, которое все чаще и чаще посещает современную молодежь даже при встрече с незначительной проблемой. Печальный итог – высокий процент суицидов в России. В 2011 году Павел Астахов заявил РИА «Новости», что «Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире по количеству суицидов среди подростков 15-19 лет».

Говоря о причинах суицида, нельзя не упомянуть и об участившихся случаях жестокого обращения с детьми в их семьях, в прессе постоянно появляются новости об оставленном грудном ребенке, убийстве ребенка своими родителями, жестоком обращении с ребенком и т.д. Объяснить подобную деградацию современной семьи можно глобальными процессами, происходящими в современном обществе:

— возросший темп жизни — человек не справляется с ускорением времени и возлагаемыми на него обязанностями, отсюда высокая стрессовость;

— информационный гнет — современного человека «душат» многочисленные потоки информации, которые он не в силах переработать;

— слабость государственных социальных программ — современное поколение подростков не может смириться с отсутствием тех или иных благ. Молодые семьи распадаются от невозможности совместно переживать трудности семейного быта. Отсутствие жилья, достойно оплачиваемой работы превращает жизнь молодой семьи в постоянную гонку за средствами к выживанию.

В итоге кризис семьи налицо.

Наряду с кризисом семьи объективны процессы кризиса образования: школа уже не может выступать единственно верным источником информации для подростков, как и не может уберечь их самих от ее негативных проявлений. Негативная информация подстерегает современного подростка повсюду: на улице, в сети Интернет, СМИ, ТВ каналах, прессе и т.д.

Обществу XXI века позволено критиковать школу публично. Поэтому образовательное учреждение в силу объективных причин не может выступать гарантом социализации подростка.

Если семья и школа переживают кризис, кто должен заниматься социализацией современных подростков? Кто призван решать проблемы социализации и молодежи России? Пытаясь найти ответы на данные вопросы, можно констатировать, что внедрение ФГОС, инновационный потенциал Программы внедрения воспитательной компоненты есть одна из попыток преломить ситуацию. Хочется надеяться, что через некоторое время модернизационные процессы российского образования достигнут своей первоначальной цели, и российское образование, современная семья и государство в целом придут к единству в понимании друг друга…

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *