Осознаваемые и неосознаваемые психические процессы

Posted On 27.05.2018

Я выбрала тему «Осознаваемые и неосознаваемые психические процессы» как самую, на мой взгляд, интересную и обширную. Мне кажется, тщательное изучение этой темы не останется просто «учебным процессом», но пригодится мне в дальнейшей работе. Проблематикой неосознаваемых процессов занимается вся психология, а особенно классический психоанализ. При упоминании неосознанных процессов имя Зигмунда Фрейда приходит в голову сразу. Именно он впервые обратил всеобщее внимание на тот факт, что основная часть человеческой психики находится вне осознания. (Есть ученые и практики, придерживающиеся иных взглядов, но мне ближе эта точка зрения – и в силу личного предпочтения и специфики темы я буду исходить из этой предпосылки) Осознаваемые же процессы будут мной лишь упомянуты – они доступны изучению и изучаются во многих направлениях психологии.

Сначала попробую найти определения неосознанному-бессознательному. Бессознательное — совокупность психических процессов, не осознаваемых субъектом. Оно не представлено в поле восприятия. Бессознательное не констатируется, а дедуцируется на основе констатируемого. По Фрейду бессознательное включает в себя латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики. «Самым первым и лучшим значением слова «бессознательное» является его дескриптивное значение. Мы называем бессознательным психический процесс, существование которого следует предполагать постольку, поскольку мы выводим его из действий, о нем же самом нам ничего не известно» (З.Фрейд)
«Динамическое значение бессознательного заключается в действенности и действительности его проявлений, которые не подвластны сознательному пониманию действующего» (Г.Кнапп)

Конечно, определения весьма условны. "Сознание", "бессознательное" — это только способ говорить о некоторых вещах — процессах действительности, взятых в контексте их отношений с окружающим.

Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своих лекциях по общей психологии выделяет три класса неосознаваемых процессов:
1) неосознаваемые механизмы сознательных действий;
2) неосознаваемые побудители сознательных действий(неосознаваемые мотивы и установки);
3) «надсознательные» процессы.

1) В класс неосознаваемых механизмов сознательных действий входят три подкласса:
а) неосознаваемые автоматизмы (никогда не осознававшиеся – автоматические, и ушедшие в неосознанное со временем — автоматизированные);
б) явления неосознаваемой установки (готовности);
в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий (физ. явления, невербальный язык).

2) Неосознаваемые побудители сознательных действий основательно изучены и описаны Зигмундом Фрейдом. В его книге «Психопатология обыденной жизни», а также в его лекциях «Введение в психоанализ» подробно описаны такие явления бессознательного как ошибочные действия: оговорки, описки, очитки и ослышки, забывание, невыполнение намерения, запрятывания, ошибки-заблуждения. Фрейд, кроме сознания и подсознания, выделял также предсознание – промежуточная зона неосознанных, но осознаваемых вещей. Бессознательное же – по Фрейду – гнездо сильных, но подавленных влечений и желаний, либидо и мортидо, которые проявляются во всей нашей жизни, и выдают себя в сновидениях, ошибочных действиях и невротических симптомах.

3) «надсознательные» процессы — процессы образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь человека и, как правило, радикально меняет ее течение. Есть и другие определение: не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач. Представление о специфике этого уровня было выдвинуто Станиславским, понимавшим под сверхсознанием высший этап творческого процесса, отличный от его сознательных и бессознательных компонент. В дальнейшем П.В. Симонов интерпретировал сверхсознание как механизм творческой интуиции, благодаря коему происходит рекомбинация прежних впечатлений, соответствие коих действительности устанавливается вторично.

Одним из первых психологов, который обратил специальное внимание на надсознательные процессы, был У.Джеймс. В своей книге «Многообразие религиозного опыта» он говорит о соотношениях религиозности и неврозов, о религиозном чувстве и чувстве божественного присутствия, об иррациональности и мистическом опыте. Книга содержит уникальные описания надсознательных переживаний и процессов.

Стоит упомянуть об интересной связи бессознательных и надсознательных процессов. Часто нам лучше думается, когда мы делаем какую-то монотонную физическую работу. После длительный пеших прогулок к нам приходят озарения, разрешаются запутанные проблемы. Сформулировав задачу, можно предоставить подсознанию работать над ней, а сознание будет занято делом, не требующим серьезной концентрации. Как правило, еще до окончания работы несколько вспышек озарения подскажут нужный ответ.

Впрочем, дело тут не только в монотонности. Достижению состояния озарения способствует целый ряд методик: повторение позитивной фразы; прослушивание любимой музыки; созерцание произведений искусства; чтение поэтических произведений; продолжительное нахождение под душем или прием ванны; прогулки в любимом уголке природы или города; рыбалка; переключение сознания на иронический, философский лад. Все эти и многие другие факторы способствуют преодолению прежних ментальных установок и могут служить пусковым механизмом для озарения.

Бессознательное и надсознательное связаны. Многие гениальные открытия и озарения происходили во сне. История знает немало примеров, когда сны-озарения приводили к гениальным изобретениям и научным открытиям. Дмитрию Менделееву приснилась периодическая система химических элементов. Эйнштейн утверждал, что одно из главных творений своей жизни — знаменитую теорию относительности — он увидел еще в юности в одном из своих сновидений. Во сне он катался на санках, скорость которых увеличивалась до тех пор, пока не достигла скорости света, тогда звезды стали менять видимую форму и превращались в светящиеся линии. Это сновидение почему-то запомнилось Эйнштейну, и он в мыслях постоянно возвращался к этой картинке, это помогло созданию фундаментальной работы.

Есть также немного другие классификации проявлений бессознательного:
1) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и установки);
2) неосознаваемые механизмы и регуляторы деятельности, обеспечивающие ее автоматический характер (операциональные установки и стереотипы автоматизированного поведения);
3) неосознаваемые субсенсорные (подпороговые) процессы и механизмы (например, явления неосознаваемого восприятия, когда внешний раздражитель, не осознаваемый субъектом, вызывает поведенческие, эмоциональные, вегетативные, биоэлектрические реакции или же изменяет ту или иную психическую деятельность человека);
4) неосознаваемые социальные программы (ценности, установки, нормы и т.д.).

Из наблюдений психологов, психиатров известно, что в определенных случаях неосознаваемые внешние сигналы, если они один или несколько раз совпали с сильным эмоциональным возбуждением, могут через месяцы и даже годы вызывать так называемые безотчетные эмоциональные переживания или даже невротические реакции, когда повод, в настоящее время их вызвавший, остается скрытым от сознания субъекта.

Чувство фрустрации (психического переживания неудачи) часто вызывается неосознанными противоречиями личных желаний человека и ограничений и запретов. В случаях длительных сильных переживаний отрицательных эмоций, например, при продолжительных конфликтных жизненных ситуациях, физически очень слабые, но эмоционально значимые сигналы, в частности словесные, через временные связи участвующие в нервной организации данной эмоции, ведут к адаптации нашего поведения. Меняется восприятие эмоциональных стимулов, возникают психологические защиты.

Существует несколько определений психологических защит:
Психическая деятельность, направленная на спонтанное изживание последствий психической травмы (В.Ф.Бассин).
— Механизм адаптивной перестройки восприятия и оценки, выступающий в случаях, когда личность не может адекватно оценить чувство беспокойства, вызванное внутренним или внешним конфликтом, и не может справиться со стрессом (Ташлыков В.А.).
— Механизмы, поддерживающие целостность сознания (Роттенберг В.С.).
— Система, стабилизирующая личность, которая проявляется в устранении или сведении к минимуму отрицательных эмоций, чувства тревоги, возникающих при критическом рассогласовании картины мира с новой информацией (Грановская Р.М.).
— Механизмы компенсации психической недостаточности (Воловик В.М., Вид В.Д.).
— Особым образом осмысленная психотерапевтическая практика, особенность которой и в том, что внешний конфликт (пациента с врачом или пациента с другим человеком) служит основанием полагать существование в психике сил, находящихся в конфликте друг с другом, и существующих механизмов психоогической защиты (Журбин В.И.).

Это интереснейшая тема, особенно важная для практических психологов. Психологические защиты можно отнести к неосознаваемым побудителям сознательных действий. Защиты являются специфической адаптацией нашего поведения к реальности, то есть несут позитивную функцию, однако, в силу своей неосознанности, бывают не совсем адекватны ситуации. Формирование защитной реакции может предохранить человека от поведения, которое наверняка приведет к возникновению тревоги; часто оно предотвращает и антисоциальное поведение. С другой стороны, формирование защитной реакции может иметь и опасные социальные последствия в силу ее иррицаональной интенсивности. Психологические защиты не приспособлены к требованиям ситуации и являются ригидными, стремятся к возможно более быстрому уменьшению возникшего эмоционального напряжения и приводят к искажению восприятия действительности и самого себя.

Одной из движущих сил личности является страх и тревога. Корни страхов часто уходят в бессознательное, да и сам страх часто бывает неосознанным, иррациональным и немотивированным. Страх заставляет человека предпринять что-либо, либо эффективными способами избежать тревожащей зоны, подавить опасный импульс, подчиниться голосу совести, либо в случае травматического страха человек прибегает к защитным механизмам.

По мнению многих авторов, защитные механизмы имеют следующие общие свойства: они действуют в подсознании, индивид не осознает, что с ним происходит, они отрицают, искажают, фальсифицируют действительность, они действуют в ситуации конфликта, фрустрации, психотравмы, стресса.

Существует много различных классификаций психологических защит. По книге Нэнси Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика» психологические защиты делятся на первичные (примитивная изоляция, отрицание, всемогущий контроль, примитивная идеализация и обесценивание, проекция, интроекция и проективная идентификация, расщепление эго и диссоциация) и вторичные (вытеснение, регрессия, изоляция, интеллектуализация, рационализация, морализация, компартментализация, аннулирование, поворот против себя, смещение, реактивное образование, реверсия, идентификация, отреагирование, сексуализация и сублимация)

Я дам очень краткие (и потому не совсем верные) описания этих психологических защит – как я их понимаю.
Примитивная изоляция — психологический уход в другое состояние сознания, уход в сны, фантазии, измененные состояния сознания, другую деятельность. Бегство из реальной жизни.
Отрицание — “Если я не признаю этого, значит, это не случилось”
Всемогущий контроль – «Я все могу»
Примитивная идеализация – психический процесс сверхоценки, «всемогущий защитник»
Обесценивание – разочарование, принижение
Проекция — процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне.
Интроекция — процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри.
Проективная идентификация — соединение проективного и интроективного механизмов
Расщепление эго — приписывание хороших или плохих валентностей всему окружающему миру.
Диссоциация – психологическое отделение от себя, от своего тела в результате сильной травмы
Вытеснение(репрессия) – мотивированное забывание и игнорирование, иррациональный страх порождает необходимость забыть. «Суть репрессии состоит в том, что нечто просто удаляется из сознания и удерживается на дистанции от него» Фрейд
Регрессия – «возвращение в детство», возвращение к знакомому способу действия после того, как был достигнут новый уровень компетентности, бессознательное желание помощи.
Изоляция — изоляция чувства от понимания.
Интеллектуализация — вариант более высокого уровня изоляции аффекта от интеллекта. Человек, использующий интеллектуализацию, разговаривает по поводу чувств, но таким образом, что у слушателя остается впечатление отсутствия эмоции.
Рационализация – рациональное объяснение, помогающее смириться с неприятным, «не боьно-то и хотелось», «и это к лучшему»
Морализация – поиск морального оправдания и долженствования
Компартментализация (раздельное мышление) – защите, позволяющая двум конфликтующим состояниям сосуществовать без осознанной запутанности, вины, стыда или тревоги.
Аннулирование — бессознательная попытка уравновесить некоторый аффект (обычно вину или стыд) с помощью отношения или поведения, которые магическим образом уничтожают этот аффект.
Поворот против себя — перенаправление негативного аффекта, относящегося к внешнему объекту, на себя.
Смещение — перенаправление эмоции или поведения с первоначального или естественного объекта на другой, потому что его изначальная направленность по какой-то причине тревожно скрывается.
Реактивное образование — преобразование негативного аффекта в позитивный или наоборот.
Реверсия — проигрывание сценария, переключающего отношение человека с субъекта на объект или наоборот. Человек перемещает сильные аспекты трансакций таким образом, чтобы играть скорее в инициирующую роль, чем отвечающую.
Идентификация — идентификация с другим человеком или с его отдельными сторонами
Отреагирование – проигрывание пугающего сценария, оборачивающее пассивное в активное, чувство беспомощности и уязвимости в действенный опыт и силу.
Сексуализация (инстинктуализация) – попытка превращения неприятного и пугающего в приятное, «подслащивание» неприятных событий.
Сублимация — социально приемлемое выражение базирующихся на биологии импульсов.

Также некоторые другие психологи выделяют такие психологические защиты: вытеснение, обратное чувство, подавление (первичное, вторичное), идентификация с агрессором, аскетизм, изоляция аффекта, девалюация, уничтожение, сновидение, отчуждение, катарсис, творчество в качестве защитного механизма, инсценирование реакции, фантазирование, «заговаривание», аутоагрессия и т.д.

Психологические защиты классифицируются по разным признакам. Механизмы защиты можно разделить по уровню зрелости на проективные (считаются более примитивными, не допускают поступления конфликтной и травмирующей личность информации в сознание) и дефензивные (допускают травмирующую информацию, но интерпретируют ее как бы «безболезненным» для себя образом). Ф.Б.Березин выделяет четыре типа психологической защиты: препятствующие осознанию факторов, вызывающих тревогу, или самой тревоги (отрицание, вытеснение); позволяющие фиксировать тревогу на определенных стимулах (фиксация тревоги); снижающие уровень побуждений (обесценивание исходных потребностей); устраняющие тревогу или модулирующие ее интерпретацию за счет формирования устойчивых концепций (концептуализация).

Фрустрации, конфликты, стрессы могут привести к возникновению психических патологий, которые также можно отнести к неосознаваемым процессам, точнее, это комплексы неосознаваемых процессов. Существует множество психических патологий, способов их диагностики и лечения.

Фрейд на праздновании своего семидесятилетия сказал: "Поэты и философы открыли подсознание задолго до меня. Я лишь нашел научный метод изучения бессознательного" В психоанализе и постфрейдизме в качестве основных методов познания бессознательного, а также диагностики и терапии, используются: анализ свободных ассоциаций, анализ сновидений, анализ ошибочных действий повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов и т.д.
Всесторонний учет и сопоставление внутреннего психологического содержания, «субъективных показаний сознания» (словесный отчет) в сочетании с регистрацией объективных реакций: поведенческих, вегетативных, биоэлектрических, дает возможность изучать не только сознательные, но и неосознанные процессы и реакции. Распространенный способ моделирования в эксперименте различных ситуаций и их проработка, а также обсуждение жизненных ситуаций и установок человека тоже не оставляет бессознательное в стороне. Также хорошие результаты дает изучение продуктов творчества.

Также важны методы диагностики психологических защит и неосознанных психических процессов. В них входят как уже упомянутые методы изучения бессознательного, так и специфические способы. В первую очередь стоит назвать проективные методы исследования, например, тест Роршаха. Проблемы диагностики механизмов психологической защиты осложняется еще и тем, что авторы методик придерживаются различных теоретических ориентаций, что порождает большое количество терминологических неточностей и проблему несопоставимости данных, полученных разными авторами.

Так или иначе, в своей жизни, индивидуальном развитии и работе над собой мы используем и изучаем наше бессознательное (а наше бессознательное использует нас). В изучении своего бессознательного я пользовалась такими приемами:
1. Изучение типичных бессознательных процессов, предположение и поиск их у себя
2. Самонаблюдение, интроспекция
3. Запись и анализ сновидений
4. Запись и анализ ошибочных действий

В групповой (терапевтическая группа встреч) работе с неосознанными процессами мной использовались:
1. Игра в ассоциации с последующим анализом ассоциаций
2. Игра «Зеркало»
3. Видеосъемка, просмотр и обсуждение поведения, типичных движений, мимики, привычек
4. Обсуждение любимых сказок и личных мифов
5. Обратная связь участников группы
6. Инсценировки снов

В личном консультировании мной использовались:
1. Анализ сновидений
2. Анализ ассоциаций
3. Анализ личных мифов
4. Интерпретация результатов проективных тестов и опросников

Список использованной литературы:

Ю.Б.Гиппенрейтер «Введение в общую психологию»
З.Фрейд «Психопатология обыденной жизни», «Введение в психоанализ»
У.Джеймс «Многообразие религиозного опыта»
Нэнси Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика»
Психологический словарь
Философский словарь

Введение стр. 3

В свою очередь, в первый класс — неосознаваемых механизмов сознательных действий стр. 3

Неосознаваемые побудители сознательных действий стр. 7

Теория бессознательного по З.

Неосознаваемые психические процессы

Фрейду стр. 8

Надсознательные процессы стр. 10

Выводы стр. 13

Список литературы стр. 13

Введение

Неосознаваемые механизмы и действия. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов. Классификация неосознаваемых процессов. Концепция неосознаваемой установки Д. Н. Узнадзе. Значимость вегетативных компонентов для психологических исследо­ваний.

Неосознаваемые побудители сознательных действий. Исследования неосознаваемых про­цессов 3. Фрейдом. Теория бессознательного. Механизмы вытеснения и сопротивления. Значе­ние теории 3. Фрейда для лечения невротических симптомов.

Надсознательные процессы. Соотношение сознательных и надсознательных процессов. Иллюзии восприятия, ошибки установки, фрейдовские феномены.

Общая характеристика проблемы

неосознаваемых психических процессов

Для пси­хики человека характерно наличие двух больших групп психических процессов и явлений, которые различаются степенью их осознания самим субъектом. Часть психических процессов и явлений человеком осознаются, но существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека. Эти процессы относятся к группе так называ­емых неосознаваемых процессов, или к бессознательному.

Неосознаваемые психические процессы особенно активно стали изучаться в начале XX в. Этой проблемой занимались различные ученые, но уже результаты первых исследований показали, что проблема бессознательного настолько обшир­на, что вся осознаваемая человеком информация — это лишь верхушка айсберга, большая часть которого не видна глазу наблюдателя. Цель этой главы заключает­ся в ознакомлении с понятием бессознательного и с фактами неосознаваемых пси­хических процессов, а также в знакомстве с существующей классификацией про­явлений бессознательного и результатами исследований ряда ученых.

По нашему мнению, наиболее удачно необходимый учебный материал по про­блеме неосознаваемых процессов изложен в лекциях Ю. Б. Гиппенрейтер в книге «Введение в общую психологию». Именно они послужили основой для подготов­ки данной главы и рассмотрения изучаемой нами проблемы.

Все неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса:

неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, «надсознательные» процессы (рис. 6.1).

В свою очередь, в первый класс — неосознаваемых механизмов сознательных действий — входят три подкласса: неосознаваемые автоматизмы; явления неосо­знаваемой установки; неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами собой». В этих случаях часто говорят о «механической работе», о работе, «при которой голова остается свободной». Вот это состояние — состояние «свободной головы» — и озна­чает отсутствие сознательного контроля. Следует отметить, что процессы, входя­щие в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу. Одни процессы никогда не осознавались, а другие сначала были осознаваемыми, но затем перестали фиксироваться в сознании. Первые процессы составляют группу первичных автоматизмов. Эту группу процессов еще иногда называют автома­тическими действиями. В данную группу входят действия, которые являются врожденными или были сформированы в первый год жизни ребенка. К их числу относятся: сосательные движения, мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое.

Вторая группа явлений, входящих в подкласс неосознаваемых автоматизмов, называется автоматизированными действиями, или навыками. К этой группе дей­ствий относятся те, которые вначале были осознаваемыми, т.

е. осуществлялись при участии сознания, но затем в результате многократного повторения и совер­шенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически. Процесс формирования навыков имеет фундамен­тальное значение для каждого индивида, поскольку он лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей.

Например, обучение игре на музыкальных инструментах. (Этот пример при­водят многие исследователи проблемы неосознаваемых процессов.) Все начина­ется с простого с обучения правильной посадке, правильному положению рук. Затем отрабатывается аппликатура пальцев и формируется техника исполнения. Постоянные тренировки со временем позволяют перейти на более высокий уро­вень исполнения музыкального произведения, которое начинает звучать вырази­тельно и чувственно. Так, путем продвижения от простых движений к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни уже освоенных действий, человек приобретает мастерство исполнения.

Конечно, не надо думать, что в процессе освобождения действий от сознатель­ного контроля человек совсем не знает, что он делает, — контроль за деятельно­стью остается. Дело в том, что поле сознания (поле — эта та область информации, которая осознается в определенный момент времени) не однородно. Можно выде­лить фокус сознания, периферию, а также границу, за которой начинается область бессознательного. При выполнении какой-либо деятельности часть действии, яв­ляющихся наиболее сложными и требующих постоянного контроля, находятся в фокусе нашего сознания. Более отработанные или более простые действия от­тесняются на периферию нашего сознания, а наиболее освоенные или наиболее простые действия уходят за границу нашего сознания в область бессознательного. Таким образом, контроль сознания за деятельностью человека в целом сохраня­ется.

Соотношение отдельных компонентов деятельности и сознания не стабильно. Это происходит потому, что действия, находящиеся в фокусе нашего сознания, постоянно меняются. При достижении уровня навыков отдельные выполняемые человеком действия оттесняются на периферию, а затем и в область бессознатель­ного, но когда человек начинает совершать много ошибок, например при усталости или плохом самочувствии, то вновь начинает контролировать свои простейшие действия. Подобное явление можно наблюдать и после длительного перерыва в вы­полнении какой-либо деятельности.

Следует отметить, что именно в изменении степени представленности дей­ствий в сознании состоит отличие навыков от автоматических действий, которые при любых обстоятельствах не могут быть осознанными. Необходимо также под­черкнуть, что, рассматривая неосознаваемые механизмы сознательных действий, мы соприкасаемся с проблемой формирования навыка. В психологии проблема формирования навыка всегда привлекала пристальное внимание ввиду ее высо­кой практической значимости. Этой проблеме большое внимание уделяли пред­ставители бихевиоризма, утверждавшие, что навык вырабатывается за счет «проторения» путей в мозговых центрах в результате механического заучивания, или «зазубривания», одного и того же действия. В советской психологии этой пробле­ме также уделяли самое пристальное внимание. Большой вклад в ее разработку внес известный отечественный ученый Н. А. Бернштейн, полагавший, что выра­ботка навыков — это процесс, идущий как бы с двух противоположных сторон: со стороны сознания и со стороны организма. Если говорить в обобщенной форме о соотношении субъекта и сознания в рамках проблемы механизмов формирова­ния навыков, необходимо отметить следующее: прежде чем совершить какое-либо действие, его исполнение должно быть отработано на уровне сознания. Поэтому мы произвольно и сознательно вычленяем из сложных движений отдельные эле­менты и отрабатываем правильное их выполнение. Одновременно, уже без учас­тия нашей воли и сознания, идет процесс автоматизации действия.

Рассматривая проблему автоматизмов, мы должны поставить перед собой во­прос: существуют ли автоматизмы в других, не связанных с движением тела, сфе­рах психической жизни и деятельности человека? Да, существуют, и с многими из них вы хорошо знакомы. Например, бегло читая какой-либо текст, мы, не задумы­ваясь над значением отдельных букв, сразу воспринимаем смысл прочитанного.

Трансформация графических символов (в данном случае — букв) в логические понятия проходит для нас совершенно незаметно. Аналогичным образом радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигна­лов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов. Од­нако все это становится возможным лишь в результате длительной тренировки.

Теперь мы перейдем ко второму подклассу неосознаваемых механизмов созна­тельных действий — явлениям неосознаваемой установки. Понятие «установка» занимает в психологии очень важное место, потому что стоящие за ним явления пронизывают практически все сферы психологической жизни человека. В отече­ственной психологии существовало целое направление, разрабатывающее пробле­му установки в очень широких масштабах. Данное направление было создано ос­нователем грузинской школы психологов Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886-1950), который многие годы разрабатывал его со своими учениками.

По мнению Д. Н. Узнадзе, установка — это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направ­лении. В этом определении делается упор на готовность к действию или реагиро­ванию. Можно предположить, что скорость и точность реагирования человека на какой-то раздражитель зависит от навыка совершать определенные действия, по­этому навык и установка — это одно и то же. Однако следует подчеркнуть, что понятия «навык» и «установка» абсолютно не тождественны. Если навык прояв­ляется во время осуществления действия, то готовность относится к периоду, предшествующему осуществлению действия.

Неосознаваемые психические процессы

Существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека — неосознаваемые процессы. Вся совокупность неосознаваемых процессов называется бессознательным.

Первые исследования неосознаваемых процессов, проводимые в начале двадцатого века, показали, что проблема бессознательного очень обширна. Оказалось, что осознаваемая человеком информация — лишь «верхушка айсберга». Количество неосознаваемой информации во много раз превосходит количество осознаваемой.

В отечественной психологии неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса:

— неосознаваемые механизмы сознательных действий,

— неосознаваемые побудители сознательных действий,

— надсознательные процессы.

Неосознаваемые механизмы сознательных действий делятся на три подкласса:

— неосознаваемые автоматизмы,

— неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Неосознаваемые автоматизмы

   Неосознаваемые автоматизмы — действия или акты, которые совершаются без участия сознания. Совершая такую работу, люди говорят о «механической работе», «о работе, при которой голова остаётся свободной». Это состояние «свободной головы» и означает отсутствие сознательного контроля.

Процессы, входящие в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу:

— никогда до этого не осознаваемые (принципиально не осознаваемые),

— когда-то осознаваемые, но в данный момент происходящие автоматом (навыки).

Примеры принципиально не осознаваемых: сосательные движения ребёнка, мигание, конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое. Примеры навыков: игра на музыкальных инструментах, письмо, владение иностранным языком и бесконечное количество иных навыков.

Стоит отметить, что психологи в структуре сознания выделяют:

— фокус сознания (самое важное в текущий момент времени),

— периферия сознания (осуществляется слабый контроль сознанием),

— граница сознания (процессы находящиеся здесь могут как выходить из поля сознания человека, так и входить в него),

— бессознательное.

Развитые навыки обычно «балансируют» на границе сознания. Если человек начинает совершать много ошибок (при усталости, например, или при усложнении деятельности), то навык опять попадает в поле сознания, на его периферию или даже в фокус. Навык контролируется, совершенствуется, а потом возвращается опять на границу сознания. Этим и отличаются навыки от принципиально не осознаваемых процессов, тем что они «блуждают».

Разные примеры автоматизмов:

— бегло читая какой-либо текст, мы не задумываемся над начертанием и значением отдельных букв, но «сразу» воспринимаем смысл прочитанного,

— радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигналов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов,

— заходя в тёмную комнату, рука «сама» тянется к выключателю.

Неосознаваемое сопровождение сознательных действий

Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые сопровождают действие без видимой причины: человек, слушающий музыку, может в такт покачивать головой или ногой; человек, работающий ножницами, одновременно с этим двигает челюстями; если человек проявляет эмпатию, то его лицо приобретает выражение лица другого человека.

К неосознаваемым сопровождениям сознательных действий относится:

— непроизвольные движения,

— тоническое напряжение,

— мимику,

— пантомимику,

— большой класс вегетативных проявлений.

В экспериментальной психологии такого рода проявления рассматриваются как объективные индикаторы состояния человека. А. Р. Лурия, например, установил, что человеку легче контролировать внешние действия (слова, движения) и гораздо труднее — мышечный тонус (позу, мимику, интонацию).

На сегодняшний день разработан большой ряд разного рода устройств, помогающих психологам-экспериментаторам и психофизиологам объективно оценивать состояние человека по таким параметрам, как:

— пульс,

— частота дыхания,

— артериальное давление,

— электрическая активность мозга,

— микродвижения глаз,

— зрачковая реакция.

Существуют аппараты, называемые «детекторами лжи». Поскольку они фиксируют неосознаваемые процессы, поэтому считается, что их довольно сложно обмануть.

Неосознаваемые побудители сознательных действий

   Существовала целая психологическая школа, занимавшаяся исследованием проблем установки. Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) создал так называемую грузинскую школу психологии, в которой он со своими учениками исследовал феномены установки. Он определил установку как готовность организма или субъекта деятельности к совершению определённого действия или реагирования в определённом направлении.

Скорость и точность реагирования человека на какой-либо раздражитель зависит от навыка совершать определённые действия, поэтому навык и установка — во многом одно и то же. Однако навык проявляется во время осуществления действия, установка же относится к периоду, предшествующему осуществлению действия.

Виды установки:

— моторная установка (готовность к выполнению конкретного действия),

— умственная установка (готовность решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных способов),

— перцептивная установка (готовность воспринимать одно и игнорировать другое).

Установка это тоже автоматизм, только автоматизм в мотивационной сфере человека, это предварительная настройка организма к выполнению тех или иных действий. В результате целой серии экспериментов Д. Н.

Неосознаваемые психические процессы (стр. 1 из 4)

Узнадзе и его сотрудники пришли к выводу о том, что установка действительно неосознаваема.

Проводились интересные эксперименты с формированием у испытуемых установок во время гипнотического сна: им внушалось, например, что они должны спустя какое-то время подойти к вешалке и надеть на свою голову чужую шляпу. Когда испытуемые это делали на самом деле, их спрашивали о мотивах этого «странного» поступка. Испытуемые в ответ придумывали разного рода отговорки.

Надсознательные процессы

С детства человек впитывает разного рода ценности: что такое хорошо и что такое плохо. Со временем к этим ценностям добавляются собственные стратегические соображения, которые тоже становятся для человека морально-этическими нормами. Школьник, например, может решить сам для себя, что должен учиться на одни пятёрки. Спортсмен может решить, что ему надо стать чемпионом страны. Всякое нарушение терминальных ценностей сопровождается неприятными, болезненными ощущениями.

Морально-этические ценности могут напрямую проявляться в сознании, но могут и косвенно управлять этим сознанием человека. Субъективно это выглядит так: сознанием, рациональным человек приходит к такому-то выводу, ставит перед собой такие-то цели, совершает такие-то действия, но «душа его не на месте», он испытывает волнение и при этом не рефлексирует источник этого волнения.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

См. также

Общая психология

RSS     azps@azps.ru 

Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном.

Бессознательный уровень психической деятельности представляет собой врожденную инстинктивно-рефлекторную деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей — самосохранение организма и вида (продолжение рода).

Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур.

И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции. Эта врожденная эмоционально-импульсивная сфера индивида структурно локализована в таламусе и гипоталамусе.

Подсознательный уровень психической деятельностиобобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения — умения, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.

Подсознание имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция — на высшем.

Автоматизмы подсознательного уровня это комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы — цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы). Все это образует набор готовых поведенческих блоков, которыми пользуется индивид при регуляции своей деятельности. Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.

В подсознание вытесняются и различные комплексы — нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплекс Наполеона, неполноценности, застенчивости и др.). Эти комплексы формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности.

Подсознание — это сфера внушенных состояний и установок, в том числе и установок высшего, нравственного уровня. Подсознание активно включается во всех случаях, когда исчерпываются возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояниях, в ситуациях крайнего психического перенапряжения).

Высшая сфера подсознания — интуиция(называемая иногда даже сверхсознанием) — это процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемной ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта.

Внесознательная сфера психики человека — это глубинная сфера его психики, сформированная в значительной мере в процессе эволюции человека. В сферу подсознания входят следующие явления: сновидения, интуиция, аффект, паника, гипноз, вера, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены), фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие. Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно также относится к проявлениям внесознательной сферы психики.

Критерием внесознательного является его безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность).

Доминанты подсознания модифицируют сознательную деятельность индивида, создают малопонятные для него психологические барьеры и труднопреодолимые влечения. Механизмы подсознания в значительной степени типизируют поведение личности. Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. Поведение на подсознательном уровне поддается некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза.

Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу.

Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейдсчитал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по З. Фрейду, «цензуру» сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, которые проявляются в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам — вытеснению, сублимации (замещению), рационализации и регрессии.

В отличие от 3. Фрейда, другой психоаналитик — К. Г.

Понятие и классификация неосознаваемых процессов.

Юнгне только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах — представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом.

Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образов (символов) находятся все наши непроизвольные реакции.

Сознание вооружено понятиями, подсознание— эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.

Наряду с подсознанием 3. Фрейд различает и сверхсознание — супер-эго — фундаментальные сущностные механизмы человеческой психики, такие как способность человека к социальному содействию, нравственному самоконтролю. Вся духовная сфера человека — это сфера сверхсознания, противостоящая эгоистической ограниченности индивида, сфера его идейной возвышенности, нравственного совершенства.

Сфера сознания сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мере контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки.

Известный грузинский психолог Д. Н. Узнадзе(1886-1950) и его последователи выделили в качестве центрального объяснительного принципа психологии принцип установки как целостной модификации субъекта, его готовности воспринимать действительность и действоватьопределенным образом.

В установке, по Д. Н. Узнадзе, объединяются сознательная и внесознательная сферы психики. Каждая поведенческая ситуация вызывает функционирование ранее сформированных поведенческих комплексов.

Итак, психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляются тремя типами относительно автономных программ поведения:

1) эволюционно сформированными бессознательно-инстинктивными;

2)подсознательными, субъективно-эмоциональными;

3)сознательными, произвольными, логико-семантическими программами.

Сознательные программы поведения для социализированной личности являются доминантными поведенческими схемами. Однако две другие сферы психической жизни человека всегда выполняют фоновую роль в его поведении. В экстремальных ситуациях и в условиях десоциализации индивида они могут перейти в автономный режим функционирования.

Наличие сознания, подсознания и сферы бессознательного в психике человека обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:

1) бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции;

2)импульсивно-реактивные, малоосознанные эмоциональные реакции; привычно-автоматизированные подсознательные действия; действия-навыки;

3)сознательно-волевые действия; эти действия являются ведущими во взаимодействии человека со средой.

Сознание человека — механизм понятийной регуляции его деятельности и поведения. Деятельность представляет собой специфически человеческую форму активности. От поведения животных эта человеческая активность отличается созидательной продуктивностью и структурной дифференцированностью — осознанием мотивов и целей деятельности, использованием орудий и средств, созданных в процессе культурно-исторического развития человечества, применением полученных в процессе социализации умений и навыков.

Сознание, психика человека формируются и проявляются в его деятельности, будучи ее мотивационно-ориентировочным компонентом.

В деятельности, ее объекте и результате, происходит воплощение предварительно сформированного в сознании психического образа, идеальной модели предметной деятельности. Само психическое отражение предметов действительности зависит от их места в структуре деятельности. Деятельностный охват предметов и обеспечивает адекватность их психического отражения. Деятельность человека связана с прояснением значений предметов, а используемые в ней орудия несут в себе исторически выработанную схему человеческого действия.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая



Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *