Пример психологического заключения

Posted On 06.06.2018

Поиск Лекций

Содержание

Возможные образцы оценок при написании психологического заключения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Психологический факультет

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К практической работе студентов

По учебной дисциплине «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

На тему: «Психологическое обследование ребёнка с дизонтогениями.

Формирования итогового экспертного заключения психолога»

Составитель

Доц. каф. психофизиологии и

Клинической психологии Аралова М.П.

Ростов-на-Дону

Примерная структура психологического заключения

Фамилия, имя ____

Число, месяц, год рождения ____

Тип образовательной программы и форма обучения

Дет.сад _________, школа __________, класс _________,

Детское учреждение не посещает _________________________________________

Имя, отчество родителей _____

_____

Причина обращения _____

Краткие сведения из истории развития ребенка

Особенности раннего развития___________________________________________

Состав семьи___________________________________________________________

Социальный статус родителей (образование, профессия, место работы)_________

Условия проживания и воспитания (кто занимается воспитанием ребёнка)_____________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальные контакты:

взрослые_____________________________________________________________________________________________________________________________________

сверстники___________________________________________________________________________________________________________________________________

Жалобы в настоящий момент_____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Специфика внешнего вида и поведения ребёнка_____________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общая оценка ребёнка в ситуации обследования_____________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основная часть заключения

Качественная оценка сформированности регуляторной сферы_____________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подробная оценка операциональных характеристик деятельно­сти ребенка в различные моменты обследования (в том числе и их динамический аспект) с выходом на уровневую констатацию психической активности, работоспособности и темповых харак­теристик деятельности ___________________________________

Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы (в том числе таких психических функций, как память, речь, мышление) с кратким описанием наиболее специфичных резуль­татов выполнения тех или иных заданий, методик (как качествен­ных, так, по возможности, и количественных). Желательно здесь же соотнести выявленные особенности с уровнем сформирован­ности системы пространственных представлений_________________________________________

Результирующая характеристика уровня интеллектуального раз­вития ребенка с учетом имеющихся особенностей развития (мо­тивации, темпа деятельности и т.п.)__________________________________________________________________

Специфические характеристики аффективной, эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения_______________________________________

Заключение психолога

Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребёнка

Подпись

Дата

Возможные образцы оценок при написании психологического заключения

Характерные ошибки при письме, чтении и счете:

— пропуск букв, их замена; частые ошибки, неаккуратное выполнение задания, много исправлений, зачеркиваний;

— грубые ошибки, связанные с плохим усвоением грамматических правил, большое их количество;

— ошибки при написании отдельных элементов букв, слов, цифр;

— нарушение произношения звуков, смешение близких по произношению звуков;

— ошибки при чтении сложных слов, рассказов; угадывание слова по первым буквам; понимание смысла прочитанного;

— ошибки при устном счете; ошибки при выборе действия.

Учебная мотивация:

— отсутствие инициативы в сфере познания (инфантилизм, выраженность детских интересов, избегание усилия);

— слабая ориентация на оценку, отсутствие переживаний по поводу школьных неудач;

— сниженный уровень притязаний, нестойкость мотивации;

— крайне низкая направленность на познавательную деятельность.

Общая оценка ребенка в ситуации обследования:

— описание поведения ребенка (напряженность, скованность, равнодушие, высокая отвлекаемость);

— умение войти в контакт (ориентированность на совместную работу — отказ от деятельности);

— понимание и принятие заданий;

— анализ особенностей эмоциональной сферы (повышенный или пониженный фон настроения, эмоциональная возбудимость — холодность, безучастность);

— наличие страхов, тиков, навязчивых движений, заикания, быстрой речи.

Темп работы и работоспособность:

— замедленность темпа психической деятельности;

— низкая продуктивность работы (малый объем выполнения задания);

— повышенная утомляемость, истощаемость;

— сниженная интеллектуальная продуктивность;

— колебания функционального состояния в процессе обследования (ухудшение — улучшение).

Анализ развития психических функций

Сформированность функций программирования и контроля:

— самостоятельное выполнение предлагаемых заданий; со зрительной опорой; с использованием речи;

— возможность самостоятельного исправления допущенных ошибок;

— эффективность переключения при ломке выработанного стереотипа;

— потеря смысла инструкции по мере выполнения задания;

— недоступность выполнения задания.

Развитие моторных функций (динамическая и кинестетическая организация движений):

— усвоение программы с первого (второго) показа, совместно, по речевой инструкции;

— сбои, персеверации, сужение программы, инертный стереотип;

— ошибки при межполушарном переносе движения, замена движений, элементов, пальцев, зеркальность;

— нарушение координации, изолированность движений; пространственно-кинестетические ошибки;

— недоступность выполнения.

Пространственные отношения:

— пространственные ошибки (путает правую и левую руку), но самостоятельно их исправляет;

— инертность движений; грубые нарушения воспроизведения;

— искажение фигур и их частей в графических пробах, возможность исправления ошибок (самостоятельно, после наводящих вопросов, совместно с психологом);

— замена предлогов при определении взаимоотношений объектов в пространстве;

— недоступность выполнения заданий.

Восприятие:

— нарушения зрительного восприятия (зеркальность, фрагментарность, высокая импульсивность, нарушение номинативной функции речи);

— нарушения слухового восприятия (ошибки при воспроизведении ритмов, искажение структуры ритма в ходе его выполнения); инертный стереотип;

— забывание заданного ритма (слабость акустических следов);

— трудности выполнения ритмов по инструкции (нарушения произвольной функции движений).

Внимание:

— ограниченный объем – малое количество просмотренных знаков (трудности сосредоточения, наличие флуктуаций; быстрая утомляемость);

— низкая способность к переключению и распределению внимания – обилие ошибок при выполнении заданий (подвижность – инертность нервных процессов, истощаемость).

Память слухо-речевая:

— ограниченный объем кратковременной памяти;

— количество и характер допущенных ошибок (новые слова, побочные ассоциации, нарушения порядка слов);

— низкая продуктивность отсроченного воспроизведения;

— инертность речевых следов.

Память зрительная:

— число удержанных стимулов;

— количество и характер допущенных ошибок (пространственные ошибки, искажение фигур, изменение порядка, реверсия);

— грубые ошибки при воспроизведении фигур (незрелость зрительно-пространственных операций, нарушение программирования и контроля);

Мышление:

— уровень развития обобщений (в наглядно-дейтсвенном и речевом планах);

— сформированность логического мышления (понимание последовательности событий, установление связей и отношений между понятиями, критичность);

— динамика мыслительной деятельности (скачки, инертность, соскальзывание), самостоятельность, инициативность;

— недоразвитие умственного плана действий (речь улучшает – не улучшает выполнение).

Исследование речевых функций:

Экспрессивная речь:

— задержка формирования моторного праксиса, выраженного в нечеткости произношения;

— недостатки фонематического слуха (путает парные фонемы);

— выраженность речевой активности (слабая, адекватная, чрезмерная);

— малый словарный запас, низкая степень развернутости ответа;

— трудности в подборе слов и их употреблении; построении фраз; пересказе;

— наличие аграмматизмов.

Импрессивная речь:

— нарушение понимания действий, производимых с предметами;

— трудности понимания сложных речевых высказываний, логико-грамматических конструкций;

Ассоциативная речь:

— количество ассоциаций, скорость их образования, соответствие ключевому слову.

Личностные характеристики:

Общительность — замкнутость; уверенность в себе — неуверенность в себе; склонность к лидерству — уступчивость, покорность; склонность к риску, беспечность — осторожность, осмотрительность; добросовестность — безответственности; социальная смелость — робость, застенчивость; самостоятельность — независимость от внешних оценок — чувствительность; зависимость от других; тревожность — спокойствие; хорошее понимание социальных нормативов, высокий самоконтроль — низкий самоконтроль; расслабленность – напряженность .

Библиография

1. Забрамная, С. Д. Психолого — педагогическая диагностика умственного развития детей: учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. — 2-е изд., перераб. / С.Д.Забрамная. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 112 с.

2. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей: монография. — М., Педагогика, 1989. – 102 с.

3. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека: монография. — 3-е изд. — М.: Академический Проект, 2000.- 512 с.

4. Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: методическое пособие. / Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. — М., АРКТИ, 2005. – 336 с.

5. Проект о психологии. Помощь и консультации психолога он-лайн: Практикующему психологу. — В помощь школьному педагогу-психологу// Критерии оценки при написании заключения. – Режим доступа: http://www.psyhoterapevt.ru/praktik.htm.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Протокол психодиагностического обследования учащихся 1 «_» класса

Цель диагностики: исследование уровня школьной мотивации.

Используемая методика: «Лесенка успеха» (оценивание по 3 уровням: высокий, средний, низкий), беседы с учениками на темы «Отношение к учителю», «Отношение к предмету» (положительное, отрицательное, нейтральное), беседа с учителем.
Кто проводил: студентка 5 курса ФСПиП Синякова А.М.
Респонденты: учащиеся 1 «_» класса в количестве 18 человек.
Дата:

В результате исследования выявлено (Таблица):

-неблагоприятный психологический климат в семье у _______________,
-низкий уровень самооценки в поведенческой деятельности у_________________
-низкий уровень школьной мотивации у ___________,
-негативное отношение к школьным предметам у ______________
-негативное восприятие учителя у ___________
-слишком высокий уровень школьной мотивации по сравнению со сведениями полученными от классного руководителя ребят __________________________

На основании результатов данного исследования можно сделать следующие

ВЫВОДЫ:

Уровень школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, или наоборот — говорить о положительной динамике в обуче­нии и развитии. В последнем случае ребенок быстро адаптируется в школе. Он успешно осваивает новую социальную роль – роль ученика, принимает новые требования, овладевает новой для него деятельностью, активно вступает в новые для него отношения. На уровень школьной мотивации влияет совокупность факторов- это психологический климат в семье первоклассника, складывающиеся отношения с одноклассниками, учителями, установки, связанные с учебой и школьной жизнью в целом. Таким образом, в формировании школьной мотивации значительную роль играет социальное окружение ребенка (родители и педагоги).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА
по результатам проведенного диагностического обследования
УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
учащихся 1 «_» класса:

На основании данных проведенной диагностики выявлен:

  • Неблагоприятный психологический климат в семье у ________________ в связи с этим РОДИТЕЛЯМ ребят РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

-Стараться более позитивно относиться к жизни, окружить себя и ребенка тем, что оказывает наибольшее положительное влияние;
-Активно слушать своего ребёнка, не скупиться на похвалу, замечать даже самые незначительные достижения ребёнка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учёбе стараться разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Стараться проводить с ребенком как можно больше времени.
-Наладить положительный эмоциональный фон, связанный со школой — ни в коем случае не сравнивать ребенка с другими детьми, т.к. это может привести либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе. Не говорить плохо о школе, не критиковать учителей в присутствии ребёнка, создавать у него позитивное, положительное отношение к школе.

  • низкий уровень самооценки в поведенческой деятельности у _____________________________, в связи с этим КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ и РОДИТЕЛЯМ ребят РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

— учить ребенка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам.

Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст школьнику новые основы самооценки.
-Важно также помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей.
— ребята очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них.
-Чтобы яснее увидеть, что же стоит за тем или иным мнением ребенка о себе, надо учить его обосновывать, доказывать свои оценки и самооценки. При этом важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые еще плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено.

  • низкий уровень школьной мотивации у _____________, в связи с этим КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ и РОДИТЕЛЯМ ребенка РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

-Развивать любознательность, поощрять любопытство, удовлетворять его потребность в знаниях.
-Всемерно учить его умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учебы, но и в любой другой деятельности, и в игре тоже.

-Совместно читать вслух, обсуждать прочитанное. Определять с ним программу чтения на неделю, месяц, поощрять за её выполнение.
-Наладить положительный эмоциональный фон, связанный со школой — ни в коем случае не сравнивать ребенка с другими детьми, т.к.

Возможные образцы оценок при написании психологического заключения

это может привести либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе. Не говорить плохо о школе, не критиковать учителей в присутствии ребёнка, создавать у него позитивное, положительное отношение к школе.
— Помогать ребёнку выполнять трудные задания, предлагать выход из сложной ситуации, но не забывать давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.

  • негативное отношение к школьным предметам у ________________________ в связи с этим КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ребят РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

-использовать индивидуальный подход на уроке, стараться переключать внимание ребят каждые десять минут, преподносить материал в игровой форме, использовать для снятия напряжения и усталости различные физические упражнения.

  • негативное восприятие учителя у ___________________ в связи с этим КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ребят РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

-уделять внимание ребятам как в учебе, так и внеучебной деятельности; всячески поддерживать их.

  • слишком высокий уровень школьной мотивации по сравнению со сведениями полученными от классного руководителя у ребят _________________, в связи с этим КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

— необходимо формировать самокритичность: завершив какую – либо работу, учащийся оценивает ее – по заданию учителя или самостоятельно. Чтобы яснее увидеть, что же стоит за тем или иным мнением ребенка о себе, учить детей обосновывать, доказывать свои оценки и самооценки. При этом важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые еще плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено.

Поиск Лекций

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Индивидуальное психодиагностическое заключение № 1

1. Сведения об обследованном ребенке:

– Вероника Б.

– 8 лет 1 месяц

– (ГБОУ) Средняя общеобразовательная школа Петроградского района Санкт-Петербурга, первый «а» класс

– полная многодетная семья (состав семьи: мама, папа, старшая сестра, старший брат, бабушка)

– инвалидность и хронические заболевания отсутствуют, I группа здоровья, леворукость.

2.

Цель исследования:диагностика тревожности ребенка.

3. Перечень использованных методик:

– психологическое формализованное наблюдение;

– психодиагностическая беседа;

– тест «Дом, дерево, человек» Дж. Бокуума;

– «Детский тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена;

– методика «Опасения и страхи у детей» А.И. Захарова.

Условия проведения обследования. Психодиагностическое исследование проводилось в дневное время в специальном помещении (учебном классе), оборудования для индивидуальной работы, в привычной для ребенка обстановке. Психодиагностическое исследование проводилось индивидуально в присутствии педагога-психолога данного учреждения. В ходе исследования за испытуемым велось наблюдение.

4. Результаты наблюдения за поведением обследуемого во время беседы и диагностики:

– во время беседы и диагностического обследования у Вероники наблюдалось благоприятное эмоциональное и соматическое состояние;

– была заинтересована в проведении исследования и в его положительных результатах;

– смело идет на установление контакта с незнакомым человеком, в том числе с взрослым, проявляет инициативность в установлении контакта;

– давала полные и развернутые ответы на вопросы быстро и уверенно;

– все задания старалась выполнять самостоятельно; начинала выполнять задания без дополнительных просьб и вопросов психолога; переспрашивала, если что-то не понимает;

– необычных поведенческих проявлений не выявлено.

5. Описание результатов обследования:

В ходе обследования у Вероники был выявлен средний уровень выраженности ситуативной тревожности по симптомокомплексу «тревожность» (8 баллов), средний уровень личностной тревожности (64,3 балов) и соответствующее возрастной норме количество страхов и опасений (12).

6. Выводы:у Вероники Б. выявлен средний уровень тревожности, соответствующий возрастной норме для детей младшего школьного возраста.

7. Адресные рекомендации.В качестве показателя, на который необходимо обратить внимание педагогам и родителям, можно отметить повышенную чувствительность к общественному мнению и критике.

8. Дата написания заключения и подпись психолога (с расшифровкой фамилии).

Дата01.12.2015Подпись ___________ ( ____________ )

расшифровка подписи

Индивидуальное психодиагностическое заключение № 2

1. Сведения об обследованном ребенке:

– Максим Р.

– 7 лет 6 месяцев

– (ГБОУ) Средняя общеобразовательная школа Петроградского района Санкт-Петербурга, первый «а» класс

– полная семья (состав семьи: мама, папа, бабушка, дедушка, тетя)

– инвалидность и хронические заболевания отсутствуют, I группа здоровья, праворукость.

2. Цель исследования:диагностика тревожности ребенка.

3. Перечень использованных методик:

– психологическое формализованное наблюдение;

– психодиагностическая беседа;

– тест «Дом, дерево, человек» Дж. Бокуума;

– «Детский тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена;

– методика «Опасения и страхи у детей» А.И. Захарова.

Условия проведения обследования. Психодиагностическое исследование проводилось в дневное время в специальном помещении (учебном классе), оборудования для индивидуальной работы, в привычной для ребенка обстановке. Психодиагностическое исследование проводилось индивидуально в присутствии педагога-психолога данного учреждения. В ходе исследования за испытуемым велось наблюдение.

4. Результаты наблюдения за поведением обследуемого во время беседы и диагностики:

– во время беседы и диагностического обследования наблюдалось благоприятное эмоциональное и соматическое состояние;

– был заинтересован в проведении исследования;

– сложность и безынициативность в установлении контакта с незнакомыми людьми, в частности с взрослым человеком;

– давал полные и развернутые ответы на вопросы быстро и уверенно;

– все задания старался выполнять самостоятельно; начинал выполнять задания без дополнительных просьб и вопросов психолога; переспрашивал, если что-то не понимает;

– необычных поведенческих проявлений не выявлено.

5. Описание результатов обследования:

В ходе обследования у Максима был выявлен средний уровень выраженности ситуативной тревожности по симптомокомплексу «тревожность» (10 баллов), средний уровень личностной тревожности (35,7 балов) и превышающее возрастную норму количество страхов и опасений (12).

6. Выводы:у Максима Р. выявлен средний уровень тревожности, соответствующий возрастной норме для детей младшего школьного возраста.

7. Адресные рекомендации.В качестве показателей, на которые необходимо обратить внимание педагогам и родителям, можно отметить слабый контроль над собственными страхами и опасениями, что в некоторых ситуациях обуславливает повышение ситуативной тревожности.

8. Дата написания заключения и подпись психолога (с расшифровкой фамилии).

Дата02.12.2015Подпись ___________ ( ____________ )

расшифровка подписи

Индивидуальное психодиагностическое заключение № 3

1. Сведения об обследованном ребенке:

– Жанна М.

– 7 лет 9 месяцев

– (ГБОУ) Средняя общеобразовательная школа Петроградского района Санкт-Петербурга, первый «а» класс

– полная семья (состав семьи: мама, папа, дядя, тетя)

– инвалидность отсутствует, хронический бронхит, II группа здоровья, праворукость.

2. Цель исследования:диагностика тревожности ребенка.

3. Перечень использованных методик:

– психологическое формализованное наблюдение;

– психодиагностическая беседа;

– тест «Дом, дерево, человек» Дж. Бокуума;

– «Детский тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена;

– методика «Опасения и страхи у детей» А.И. Захарова.

Условия проведения обследования. Психодиагностическое исследование проводилось в дневное время в специальном помещении (учебном классе), оборудования для индивидуальной работы, в привычной для ребенка обстановке. Психодиагностическое исследование проводилось индивидуально в присутствии педагога-психолога данного учреждения. В ходе исследования за испытуемым велось наблюдение.

4. Результаты наблюдения за поведением обследуемого во время беседы и диагностики:

– во время беседы и диагностического обследования наблюдалось благоприятное эмоциональное и соматическое состояние;

– средний уровень заинтересованности в проведении исследования, боязнь плохого результата;

– сложность и безынициативность в установлении контакта с незнакомыми людьми, в частности с взрослым человеком;

– давала односложные ответы, долго думала над ответами;

– все задания выполняла только по просьбе психолога; постоянно невербально обращалась за помощью к психологу;

– наблюдалась неуверенность в поведении и боязнь психолога: не улыбалась, не смотрела на психолога и прятала глаза.

5. Описание результатов обследования:

В ходе обследования у Жанны был выявлен высокий уровень выраженности ситуативной тревожности по симптомокомплексу «тревожность» (23 баллов), высокий уровень личностной тревожности (71,4 балов) и соответствующее возрастной норме количество страхов и опасений (12).

6. Выводы:у Бакулиной Вероники выявлен средний уровень тревожности, соответствующий возрастной норме для детей младшего школьного возраста.

7. Адресные рекомендации.В качестве показателей, на которые необходимо обратить внимание педагогам и родителям, можно отметить потребность в защитном контроле; повышенную чувствительность к критике, реактивность на критику; высокую тревожность; наличие страхов.

8. Дата написания заключения и подпись психолога (с расшифровкой фамилии).

Дата01.12.2015Подпись ___________ ( ____________ )

расшифровка подписи

ЛИТЕРАТУРА

1.

Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. – 2011. – Т. 18. – № 2. – С. 102–113.

2. Астапов В.М. Тревожность у детей. – М.: ПЕР СЭ, 2010. – 160 с.

3. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. – 2011. – № 4. – С. 104–113.

4. Валиуллина М.Е. Психодиагностика. – Казань: КГУ, 2012. – 427 с.

5. Исследование тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин) // Диагностика эмоционально-нравственного развития: Сборник / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб.: Речь, 2010. – 174 с.

6. Забродин Ю.М., Бороздина Л.В., Мусина И.А. К методике оценки уровня тревожности по характеристикам временной перцепции // Психологический журнал. – 2011. – Т. 10. – № 5. – С. 87–94.

7. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – М.: Педагогика, 2010. – 324 с.

8. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб: Речь, 2011. – 198 с.

9. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. – 1969.

Заключение по результатам психологического обследования

– № 1. – С. 131–137.

10.

Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал. – 2010. – Т. 17. – № 1. – С. 169–174.

11. Перлз Ф. Превращение тревожности в возбуждение / Общая психология. Тексты. – М.: Генезис, 2010. – Т. 2. – Кн. 1. – С. 548–560.

12. Попов Л.М. Методы и техники практической психологи. – Казань: КГУ, 2013. – 283 с.

13. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 2. – С. 11–17.

14. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2012. – 327 с.

15. Прохоров А.О. Психология состояний. – М.: Академия, 2011. – 189 с.

16. Ромицина Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности». – СПб.: Речь, 2012. – 112 с.

17. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 4. – С. 11–14.

18. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. – 2013. – Вып. 2. – С. 42–52.

19. Сидоров К.Р. , Крохина И.Г. Исследование причин тревожности учащихся // Новое образование. – 2013. – № 1. – С. 3–5.

20. Сушкова Ф. Уровень тревожности школьников растет // Воспитание школьников. – 2011. – № 9. – С. 26–35.

21. Хабирова Е.Р. Тревожность и ее последствия // Ананьевские чтения–2010. – СПб., 2010. – С. 301–302.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Дневник психолога

Использованные в исследовании методики полностью отвечают целям и задачам исследования. Методики характеризуются логичной структурой проведения и понятной процедурой обработки и интерпретации результатов. Поэтому применение методик не вызвало затруднений.

В ходе исследования были применены знания из курса «Общей психологии», «Психодиагностики» и «Педагогики».

Для проведения диагностического исследования понадобились умение правильно формулировать и систематизировать результаты наблюдений, эмпирические гипотезы; подбирать методы и методики, соответствующие целям и задачам исследования; умение проводить качественные и количественные сравнения, делать корректные выводы.

Наибольшую трудность вызвали такие моменты, как:

– корректный, теоретически обоснованный выбор методик проведения психодиагностического исследования с учетом поставленных задач, соответствия возрастной группе обследуемых – младший школьный возраст;

– составление развернутой интерпретации полученных данных и выработка адресных рекомендаций для педагогов и родителей.

В целом все обследуемые с желанием и интересом принимали участие в обследовании, т.к. в данном образовательном учреждении много внимания уделяется индивидуальной работе с учащимися, и детям такие занятия нравятся.

Было проведено индивидуальное обследование троих младших школьников из данной группы – Вероники Б., Максима Р. и Жанны М. Обследование включало не только проведение диагностики на основе выбранных методик, но также индивидуальную беседу и наблюдение. Все трое проявили заинтересованность в проведении исследования и его положительных результатах. Школьники старательно выполняли все задания и отвечали на вопросы психолога. В результате исследования у всех троих детей были выявлены отдельные (некритичные) показатели, на которые необходимо обратить внимание педагогам и родителям.

Положительным моментом, способствующим проведению исследования, являлись пространственные условия – знакомая и привычная обстановка учебного класса, а также присутствие педагога-психолога, который постоянно проводит индивидуальные занятия с детьми.

Сотрудники образовательного учреждения, включая администрацию и педагогов и проявили высокую заинтересованность в результатах исследования и оказали всестороннюю поддержку и помощь в его проведении. Школьный психолог всесторонне помогала в организации исследования, предоставила информацию, которая нужна была для проведения диагностики.

Среди детей в ходе обследования были выявлены пятеро школьников с высоким уровнем тревожности – Алина А., Гуля Д., Саша Р., Таня К., Эмма Г. Для всех этих детей характерны сочетание высокого уровня тревожности с высоким уровнем выраженности неблагоприятных эмоциональных состояний и превышающим возрастную норму количеством страхов. Также были выявлены три с чрезмерно низким уровнем тревожности – Гриша Р., Маша Д. и Павел К. Слишком низкая тревожность нехарактерна для детей данной возрастной группы, поэтому в процессе психологической работы следует уделить этим детям особое внимание.

Приложение 2

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Психодиагностика и психокоррекция как направления деятельности психолога

Психодиагностическое заключение

Иногда от психолога требуется представить подробное заключение об особенностях психического и личностного развития ребенка. Такое заключение требует очень подробного обследования, позволяющего сделать вывод о всех основных характеристиках развития. Как правило, подобные заключения приходится составлять о трудных детях, вызывающих наибольшие нарекания педагогов.

В заключении должны быть максимально раскрыты сильные стороны индивидуальности ребенка, прежде всего для более эффективной помощи ребенку и преодоления возможного негативного видения ребенка взрослыми.

При написании текста заключения психолог обычно руководствуется алгоритмами, сложившимися в клинической психологии для составления подобных текстов. Они носят универсальный характер и приемлемы для работы практических психологов.

Заключение начинается кратким описанием поведения ребенка во время обследования — заинтересованно ли относится к диагностической процедуре, контактен ли он и т.д. Затем следует отметить психофизиологические особенности, влияющие на учебу.

Далее перечисляют особенности высших психических функций ребенка (произвольная память, внимание, мышление и т.д.). Затем характеризуют личностные особенности.

Шаблон-образец написания индивидуального психологического заключения на воспитанника ДОУ

Завершается заключение кратким выводом, в котором психолог называет наиболее яркую особенность ребенка — способность, личностную характеристику (такую, опираясь на которую лучше строить дальнейшие взаимоотношения с ребенком). Весь текст заключения должен в итоге подготавливать раскрытие этой особенности. Составленное таким образом заключение может оказать существенную помощь в понимании ребенка и выработке адекватного подхода к нему.

Далее рассмотрим применяемые в практической психологии средства психодиагностической работы.

При проведении психодиагностики применяют общепсихологические методы: наблюдение, тесты, опросники, интервью, анализ продуктов и результатов деятельности и т.д. . В курсе «Общей психологии» вы уже начали подробное ознакомление с данными методами.

Наблюдение. Важным средством диагностической работы является наблюдение.

В зависимости от положения наблюдателя различают включенное и не включенное (стороннее) наблюдение. Включенным называется наблюдение. Когда психолог выступает как участник ситуации (например, во время развивающих занятий, психологического тренинга и т.д.). Примером не включенного наблюдения может служить наблюдение за поведением какого-нибудь школьника во время уборки или перемены.

В зависимости от способа анализа наблюдаемого поведения и фиксации результатов выделяют формализованное и неформализованное наблюдение. В формализованном наблюдении существуют заранее заданная стандартизованная схема, в которой выделены легко наблюдаемые фрагменты поведения. При этом ответы фиксируются на специальном бланке, что дает возможность количественно представить степень выраженности у ребенка тех или иных проблем.

При неформализованном наблюдении психолог заранее определяет, на что стоит обратить внимание, но не обязательно строго придерживается этой предварительной ориентировки. Наблюдаемые данные в данном случае фиксируются в свободной форме.

Беседа. Данный метод является важнейшим психологическим инструментом, одним из необходимых навыков психолога-практика. Беседа включена во все формы работы психолога. Она составляет основу психологического консультирования, психопрофилактики, является неотъемлемой формой в работе, как со взрослыми, так и детьми.

В психодиагностике до начала применения методик беседа используется для знакомства с ребенком, для ориентации в его духовном мире, установления с ним партнерских, доверительных отношений. Беседу используют для изучения ситуации клиента глазами его самого, поиска тех его особенностей, которые могут быть использованы в последующей развивающей и коррекционной работе.

В диагностической работе используют: диагностическое интервью, которое имеет целью получение разнообразных данных о свойствах личности и особенностях психического развития, поэтому для такого интервью характерно органичное включение в структуру тестовых приемов обследования. применяется прежде всего для проверки исследовательских гипотез.

Психотерапевтическая беседа (клиническое интервью) используется в целях оказания психологической помощи. Это самый сложный вид беседы, посредство которого психолог помогает человеку осознать внутренние проблемы, связанные с ними переживания. Конфликты, обнаружить их причины и т.д.

В зависимости от целей беседы, ее содержания, предпочтений самого исследователя выделяют структурированную (с заранее подготовленными вопросами) и неструктурированную беседу, которая носит более свободный, импровизационный характер.

Тестирование. Тестом называют «краткое, стандартизованное, ограниченное во времени психологическое испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах межиндивидуальных различий» (Психологический словарь / Под ред.В.В. Давыдова, и др. М., 1983). Тесты должны отвечать требованиям надежности и валидности. В последующем при изучении курса «Психодиагностика» вы ознакомитесь с данными понятиями более глубоко. Сейчас же охарактеризуем валидность теста как его адекватность поставленным задачам и способности диагностировать именно то, что необходимо. Например, при исследовании памяти, необходимы методы, диагностирующие именно память и т.д.). Надежность теста характеризует его способность получать устойчивые результаты по прошествии определенного времени.

Проективные методы. Проективные методы пользуются большой популярностью у практико-ориентированных психологов. Различают несколько групп проективных методик, среди них

— методики интерпретации (ТАТ и его детские варианты — САТ, тест фрустрации Розенцвейга),

— методики дополнения (неоконченные предложения, неоконченные рассказы);

— методики катарсиса (психодрама, проективная игра);

— методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого общения);

— методики изучения продуктов творчества (тест рисования фигуры человека, рисунок «Дом — дерево — человек», рисунок семьи и его модификации], рисунок несуществующего животного).

Отличительными признаками проективных методик являются неопределенность инструкции или стимульного материала, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения, атмосфера доброжелательности, в которой протекает деятельность испытуемого при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора, и диагностическая направленность не на ту или иную психическую функцию, а на модус личности во взаимодействии с ее социальным окружением.

К проективным методам не применимы в полной мере требования валидности и надежности. К этому следует добавить, что при интерпретации всех проективных методов, имеющих качественную обработку данных, нельзя проводить однозначную связь между отдельным диагностическим признаком и особенностью личности испытуемого. Любой вывод на основе диагностики с помощью проективных методов можно считать правомерным только в том случае, если он подтверждается другими диагностическими данными — той же методики или какой — либо другой.

Опросники и анкеты. В детской практической психологии широко применяются опросники и анкеты.

Их используют в основном для изучения интересов, склонностей, других личностных особенностей младших и старших подростков, в профориентации, для проведения социально-психологических обследований. В работе с учениками начальных классов анкеты и опросники применяются чрезвычайно редко. Анкеты бывают с закрытыми вопросами, предполагающими ответы «да», «нет», «не знаю»; с открытыми вопросами, ответы на которые можно построить самостоятельно. В форме анкет с закрытыми вопросами созданы многие личностные опросники (например, MMPI и его многочисленные модификации). Несмотря на большую популярность в ряде отраслей практической психологии, в работе с детьми и подростками многофакторные опросники используются не очень широко.

На примере работы с детьми рассмотрим виды диагностической работы.

а) Одной из самых типичных диагностических задач является изучение различных форм мышления ребенка. Как пример можно назвать хорошо известный тест Векслера , разработанный для определения «коэффициента интеллекта» (IQ). Качественная интерпретация результатов тестирования позволяет строить развивающую работу с учащимися.

б) Другой важной диагностической задачей является изучение социально-психологической ситуации в детских группах. С этой целью применяют различные социометрические методики, которые позволяют определить структуру коллектива, социальный статус каждого школьника. Результаты социометрических обследований необходимо дополнить изучением особенностей коммуникации детей друг с другом, в первую очередь, оказавшихся в изоляции от сверстников, а также действий педагогов, в которых проявляется отношение к ребенку и т.п. Все это позволяет понять причины неблагополучных межличностных отношений и наметить пути улучшения психологического климата в группе.

в) Диагностика психофизиологических особенностей детей. Психофизиологические методики применяются для изучения основных свойств нервной системы (НС) (силы — слабости, подвижности — инертности, уравновешенности — неуравновешенности). Например, для диагностики подвижности нервной системы применяется методика, разработанная В.Т. Козловой, для оценки силы нервной системы — В.А. Даниловым .

Для индивидуальной диагностики применима любая из психофизиологических методик, упомянутых выше. Если возникает необходимость обследования целого класса (например, для выявления учеников, причина низкой успеваемости которых заключается в неадекватном использовании ими своих психофизиологических особенностей), удобно использовать теппинг — тест, который легко проводится в группе. Для учеников средних и старших классов понимание задания и его выполнение в группе не составляет труда. Ученики 8-11 классов могут выполнять самостоятельно и первичную обработку данных — подсчет количества точек и построение графиков.

Это позволит непосредственно после проведения задания дать детям рекомендации по более эффективному использованию своих психофизиологических возможностей в учебе и преодоление ограничений, присущих своему типу НС.

г) Диагностика особенностей личности. Перечислим некоторые типичные диагностические задачи, возникающие при изучении особенностей личности.

Изучение самооценки ребенка. Наиболее распространенной техникой является методика самооценки Дембо-Рубинштейн. Как показывает практика, если задание объяснено ребенку просто и доступно, оно применимо в работе с детьми даже семилетнего возраста.

Для изучения общих представлений о себе и уровня самопрезентации используются свободные самоописания, иногда по типу сочинений, иногда — как 10-15-20 ответов на вопрос «Кто я? «, или любое количество ответов за определенное время. Такие само описания применимы уже в работе с младшими подростками и являются не только диагностическим, но и развивающим средством для расширения представлений о себе.

Широкое применение нашли в диагностике особенностей личности проективные методы. Для изучения представлений о себе через представления о своем физическом «Я» применяется рисунок человека. То же свойство, но в метафорической форме, изучается при помощи техники рисунка несуществующего животного. Неосознаваемые мотивы и потребности, переживания, интересы изучаются при помощи теста неоконченных предложений в многочисленных модификациях. Наконец, для изучения мотивации личности, значимых переживаний применяются апперцептивные техники, и, прежде всего, ТАТ и его «детские» варианты.

Вышеописанные диагностические сферы являются вневозрастными, однако, наряду с общими встречаются и специфические для возраста диагностические задачи. Например, для выявления профессиональных интересов учеников 9-11 классов используются опросники профессиональных склонностей. Изучение ценностных ориентации проводится при помощи методики Рокича и ее модификаций.

Диагностика личностных особенностей должна давать психологу по возможности более полное представление о человеке. Подбор методик играет здесь важную роль. Сочетание диагностических средств разных типов, комбинирование стандартизированных методик и диагностических средств без жесткого алгоритма, подобных беседе и наблюдению, помогут детскому психологу — практику составить разностороннее представление о личности ребенка.

Психологическая коррекция

Другое направление практико-ориентированной психологии — психологическая коррекция. Психокоррекция — это направленное воздействие на те или иные структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. Психокоррекция определяется как обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира (Психологический словарь/ Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского).

Общими задачами психокоррекции являются:

  • коррекция отклонений в развитии на основе создания оптимальных возможностей для развития личности и интеллектуального потенциала;
  • профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития:
  • коррекция развития личности,
  • коррекция умственного развития;
  • коррекция негативных психических состояний (тревожности, агрессивности, страхов);
  • коррекция и психопрофилактика невротических состояний;
  • коррекция взаимоотношений и т.д.;

Д.Б.

Эльконин выделял 2 формы коррекции:

— направленную на симптомы;

— на источники и причины отклонений.

Характеризуя специфику психокоррекции, некоторые авторы отмечают, что содержание понятия «психокоррекция» по существу «совпадает с психотерапией». Термин «психологическая коррекция» широко используется с 1970-х годов, когда психологи стали активно заниматься психотерапией, но по закону ею имели право заниматься только лица, имеющие высшее медицинское образование. Эта коллизия была разрешена таким образом: врач — занимается психотерапией, психолог — психологической коррекцией, хотя в содержательном отношении и то и другое представляет собой одну и ту же деятельность.

Характеризуя содержание психодиагностической психолога, Г.С. Абрамова описывает ее этапы следующим образом:

  • что есть?
  • что должно быть?
  • что надо сделать, чтобы стало должное?

Фактически первый этап — это проведение психодиагностического обследования (что подчеркивает преемственность психодиагностики и психокоррекции). На втором этапе психолог сопоставляет данные психодиагностического обследования с требованиями возрастной нормы. В случае несоответствия индивидуальных особенностей нормативным требованиям, психолог разрабатывает коррекционную программу, призванную обеспечить конструктивное изменение, развитие соответствующей особенности, или функции, что собственно и составляет основное содержание третьего этапа. Безусловно, что осуществление коррекционной работы предусматривает проведение контроля за изменениями той психологической особенности, на коррекцию которой оно направлено. Соответственно, можно констатировать, что завершение психокоррекционной работы также предполагает проведение психодиагностического обследования.

Делись добром ��

Психологическое исследование

3 основных вида психологического исследования:

— теоретическое

— эмпирическое

— прикладное.

Психологическое исследование включает в себя ряд логически завершенных фрагментов, или этапов. У каждого этапа свои цели, задачи и стратегии их решения.

1. Организационно-подготовительный этап. Его главное назначение — формулировка цели, задач (проблемы) объекта и предмета исследования. Формулировка проблемы должна привести к осознанию того, что между объективно возникающей в ходе развития психологического знания потребностью и существующими средствами ее достижения имеются противоречия. Задачи исследования представляют собой последовательность фрагментов в общем процессе решения проблемы.

В формулировке цели (или целей) должны просматриваться ожидаемые результаты исследования. Цель — это опережающее отражение действительности, модель будущего результата. Четкость целевой формулировки исключает разбросанность исследования, концентрирует усилия на актуальных вопросах, устанавливает границы исследования, привлекает все наиболее важное и отбрасывает несущественное. Цель — это маяк исследователя в многомерном бушующем океане человеческой психики. По словам Гете, тот, кто хочет достичь многого, должен уметь себя ограничивать.

Пример формулировки цели исследования: «Разработать концепцию групповой готовности операторов к сложным видам совместной деятельности и использовать методические средства этой концепции для оптимизации механизма влияния феномена групповой готовности на успешность совместной деятельности». Из этой формулировки следуют два ограничения:
— из всего спектра проблем совместной деятельности исследованию подлежит лишь один феномен — групповая готовность к деятельности;
— приоритет в исследовании отдается изучению механизмов взаимосвязи групповой

готовности с успешностью деятельности.

Объектом исследования выступает какой-либо фрагмент психической реальности (психические процессы, феномены, состояния и др.), например групповая деятельность операторов сложной системы управления, адаптация личности к условиям социальной изоляции и т. п.

Предмет исследования требует погружения в детали, ограничивающие научный поиск рамками выбранного объекта (для групповой деятельности это может быть, например, динамика межличностных отношений в условиях конфликта; для адаптации личности к психологически сложным условиям — механизмы формирования стратегий психологической защиты личности от депрессивных состояний).

2. Этап разработки рабочей гипотезы. Рабочая гипотеза — выраженное в словесной форме утверждение (наиболее вероятный вариант решения задачи), которое еще не имеет достаточного обоснования. У рабочей гипотезы характер рисковый, отчаянный. Ее удел — заглядывать в будущее, балансируя на ниточке, связывающей истину и умозаключение. Поэтому гипотеза как инструмент исследования вызывала бурное негодование И. Ньютона («Гипотез не измышляю!») и И. Канта («Все, что имеет хотя бы малейшее сходство с гипотезой, есть товар запрещенный!»). Но по иронии судьбы именно гипотетические приемы проложили дорогу открытиям, сделанным этими великими мыслителями. Гипотеза — это поводырь исследователя в хитроумном лабиринте психических процессов. Да, она хрупка и наивна, неуклюжа и робка. Но именно она позволяет делать первые шаги к истине. «Гипотезы — это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание построено» (И. Гете).

Выдвижение гипотезы — ответственный этап, требующий от психолога не только научной интуиции, но порой и мужества для противостояния своим оппонентам. «Все во всем!» — воскликнул Дж. Бруно, подчеркивая единство мира, и после 8-летнего тюремного заточения был сожжен на костре. Современный психолог, выдвигая гипотезы, не рискует жизнью. Но неверно сформулированная гипотеза может завести в тупик. Все придется начинать сначала, с новой гипотезы.

Научная гипотеза — это карта местности в хитроумном лабиринте психических явлений. Именно она позволяет психологу делать первые шаги в незнакомом мире истин.

Пример гипотезы исследования: «Процесс формирования групповой готовности операторов к сложным видам совместной деятельности заключается в движении совокупного субъекта деятельности к такому активно-действенному состоянию, которое служит регулятором целесообразного и эффективного его поведения в напряженных ситуациях и одновременно уравновешивает требования со стороны совместной деятельности».

3. Методический этап. В соответствии с целью и задачами исследования производится выбор или разработка методического инструментария. Особое внимание уделяется свойствам надежности, валидно-сти и репрезентативности. Здесь же строится общая схема проведения исследования: планируется последовательность процедур, обдумываются возможности по привлечению технических средств и др.

4. Экспериментальный этап предусматривает:
— сбор материала для конкретизации причин появления самой проблемы;
— проведение поисковых (пилотажных) экспериментов для уточнения некоторых деталей;
— подтверждение выдвинутой рабочей гипотезы, т.е. того факта, что исследуемый психический процесс будет развиваться сог ласно принятым гипотетическим положениям.

К этому этапу у психолога особое отношение. Ведь психология — наука преимущественно экспериментальная. Энциклопедическая формулировка эксперимента звучит так: «Это метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности».

Психологическое заключение

Вроде бы строго и лаконично. Но к термину «действительность» следует относиться с позиций здравого смысла. Истинный эксперимент имеет место там, где снимается неопределенность знаний или получаются новые факты и знания.

5. Аналитический этап. Это этап научных размышлений о том, что удалось выявить в ходе исследования. Здесь осуществляется обработка материала методами математической статистики. Наиболее ответственным моментом этого этапа является интерпретация полученных данных. Психолог должен призвать себе на помощь все свои аналитические и синтетические способности, привлечь математические приемы извлечения полезной информации из полученных результатов. Наконец, сделать выводы и рекомендации в соответствии с целями и задачами исследования.

Опыт показывает, что в процессе интерпретации теряется 20-40 % информации, значимой относительно разрабатываемой проблемы. Основные причины такого положения заключаются в следующем. Во-первых, как подчеркивалось, в недооценке роли математики в психологии. Многие психологи еще не осознали очевидного парадокса: самый сложный объект в мире (человек) изучается самыми древними методами (умозаключениями). Во-вторых, психические закономерности пытаются выстроить на одном-един-ствениом испытуемом или на многих, но без статистической оценки доверия к результатам. В-третьих, психология, как выразился один ученый, это невеста без приданого, не имеющая ни своих собственных единиц измерения, ни специфического аппарата обработки данных. «Чужие» же приемы обработки подвергаются критике со стороны психологов, чаще справедливо, но и нередко по причине абсолютной математической неподготовленности и даже бравирования своей математической неграмотностью.

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 141 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Главная > Психологам > Документация > Примеры представлений, заключений, характеристик > Бланк психологического заключения

Психологическое заключение

Ф.И. О. ребенка __________

Код ребенка

Возраст ребенка______

Дата обследования________

Ф.И.О. психолога_________

I. Общая характеристика возрастного развития

1. Физическое развитие_________
2. Внешний вид ________________
3. Крупная моторика_____________
4. Мелкая моторика_______________
5. Темп деятельности_____________
7. Стеничность___________________
8. Произвольность________________
9. Регуляция_____________________
10. Реакции на обследование______

II. Познавательное развитие

1. Восприятие______________________
2. Мышление________________________
Форма мыслительной деятельности_____
Моделирование_______________________
*Классификации и обобщение__________
Схематизация________________________
3. Воображение______________________
4. Память___________________________
5. Речь_____________________________
6. Внимание_________________________

III. Личностно—эмоциональное развитие

1. Личностная активность_______________
2. Личностная направленность___________
3. Эмоциональная лабильность___________
4. Эмоциональные проявления___________
Возбудимость___________________________
Заторможенность________________________
Ситуативная реактивность_______________
Самооценка______________________________
Уровень притязаний______________________

IV. Коммуникативное развитие

1. Особенности общения в ситуации обследования__
2. Особенности общения с семьей__________
3.

Пример заключения психолога по ребенку 7-ми лет.

Особенности общения с педагогами______
4. Особенности общения со сверстниками_____
5. Социальный статус в группе сверстников__

V. Детская компетентность

1. Конструирование_______________________
2. Изобразительная деятельность__________
3. Игровая деятельность__________________
предметно-дидактическая игра_____________
сюжетно-ролевая игра_____________________

VI. Особенности развития

VII. Проблемы развития

VIII. Прогноз развития

IX. Рекомендации

Подпись: ______________

Скачать бланк заключения в формате docx

Далее:

Представление педагога-психолога для школьного консилиума ⇒

Представление педагога-психолога на воспитанника ДОУ ⇒

Пример психологического представления на ребенка ⇒

Образец составления психологического представления на ребенка ⇒

Вернуться назад:

⇐ Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *