Профессиограмма: Сестра медицинская

Posted On 25.02.2018

Профессиограммы

Предыдущая6789101112131415161718192021Следующая

Профессиограммой мы будем называть подробное систематическое и комплексное описание профессии, включающее различные характеристики трудовой деятельности, в том числе, ее цели, средства, процесс, условия и результаты. Профессиограмма не сводится только к психологическому описанию, как это часто представляется некоторыми авторами. Таким образом, профессиограмма не может быть заменена набором из нескольких десятков способностей, проранжированных по степени важности. В крайнем случае, в качестве составной части профессиограммы можно представить так называемую психограмму, то есть профиль психологических качеств идеального работника, в наибольшей мере соответствующего требованиям профессии.

В качестве примеров конкретных профессиограмм, разработанных отечественными специалистами, представлены различные описания профессии медицинской сестры.

Пример 1. Описание профессии медсестры в энциклопедическом справочнике «2000 профессий, специальностей и должностей»

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

Медицинская сестра – это квалифицированный помощник врача на всех участках его работы. По своему характеру работа медицинской сестры исполнительская, а по значению она не менее важна, чем работа врача. Медицинская сестра обеспечивает всесторонний уход за больным, выполняет различные диагностические и лечебные процедуры. Она значительно больше, чем врач, находится с больным, первой может придти на помощь в случае ухудшения его самочувствия.

а) Медицинская сестра операционная

При любой операции оперирующему врачу помогают не только ассистенты, но и операционная сестра. Она следит за стерильностью оборудования, инструментов, перевязочного и шовного материала. Она также обязана следить за исполнением правил стерильности всеми людьми, находящимися в операционной.

Операционная медсестра занимается подготовкой операционного блока. Зная характер предстоящей операции, она готовит все для нее необходимое: инструменты, аппаратуру, кровь, стерильное белье и другие необходимые предметы. Перед операцией она помогает врачам в процессах стерилизации. Во время операции сестра подает хирургу нужный инструмент.

Операционная сестра должна знать анатомию человека, понимать латинскую терминологию, быть выносливой и терпеливой, хорошо разбираться в сложной операционной аппаратуре.

б) Медицинская сестра палатная

Палатная медсестра работает в больнице. Она ухаживает за больными, следит за их состоянием, помогает санитаркам и родственникам кормить их, раздает лекарства, измеряет температуру, делает уколы и выполняет различные процедуры.

Палатная медсестра оформляет документы лечащегося больного, вносит в его историю болезни данные лабораторных исследований. Она делает обход вместе с врачом и регистрирует все его назначения. После ночного дежурства она докладывает о состоянии больных и их температуре.

в) Медицинская сестра участковая

В нашей стране существует широкая сеть поликлиник – лечебно-профилактических учреждений, оказывающих всестороннюю медицинскую помощь населению по месту жительства. Главной помощницей врача поликлиники является медицинская сестра, выполняющая его назначения. От ее работы зависит не только успех лечения заболевания, но и настроение, душевное состояние больного, которое также имеет немаловажное значение для лечения заболевания и сроков окончательного выздоровления.

Медсестра организует прием больных и помогает врачу во время приема. До приема она подготавливает кабинет, следит за своевременной доставкой амбулаторных карт из регистратуры, за получением результатов лабораторных анализов. В необходимых случаях измеряет больным температуру, устанавливает порядок приема. Сестра также выполняет назначенные врачом процедуры на дому у больных (различные инъекции, банки, перевязки).

Медсестре важно иметь (помимо специальных знаний и практических навыков) такие профессионально важные качества, как чуткость, внимательность, умение наладить контакт с больным. Очень часто плохое физическое состояние больного сказывается и на его психическом состоянии. Больной становится раздражительным, резким, нетерпеливым, или мнительным, угнетенным, подозрительным. Здесь очень велика роль заботливого отношения, участия со стороны медсестры, умеющей выслушать, посочувствовать, дать полезный совет.

Профессию можно получить в медицинском училище.

Родственные профессии: фельдшер.

Пример 2. Характеристики профессии медсестры на сайте «Профориентация. Образование. Занятость» (http://ACareer.ru)

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

Содержание труда: Выполняет предписания и указания врача, осуществляет уход за больными, выполняет различные процедуры (инъекции, перевязки, промывания и др.), готовит кабинет к приему врача.

Должна знать: Анатомию и физиологию человека, общие сведения о патологических процессах, происходящих в организме человека, причины и основные симптомы различных заболеваний, методы диспансерного обслуживания населения.

Профессионально важные качества:

  • внимательность;
  • аккуратность;
  • сострадание;
  • хорошая память;
  • коммуникативные способности.

Квалификационные требования: Медицинские училища

Медицинские противопоказания:

  • серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха;
  • психические расстройства;
  • инфекционные заболевания;
  • аллергия на лекарственные препараты.

Пример 3. Профессиограмма медсестры из информационно-поисковой системы «Профессиография», разработанной в 1994 году сотрудниками Российского учебного центра Федеральной службы занятости России канд. психол. наук И.А.Волошиной, канд. пед. наук И.Н.Назимовым, канд. экон. наук Е.В.Галаевой, Ф.П.Панкратовой, Я.В.Шляпиной.

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

1. Общая характеристика профессии

Работает в поликлиниках, медсанчастях, диспансерах, больницах, детских учреждениях, санаториях и профилакториях, фельдшерских пунктах на предприятиях. Выполняет назначения врача по лечению и уходу за больными. Профессия имеет ряд специальностей. Участковая медсестра помогает вести врачу прием больных в поликлинике, выписывает рецепты, измеряет кровяное давление, температуру; посещает больных на дому. Палатная медсестра выхаживает больных: раздает лекарства, ставит горчичники и банки, берет анализы, заносит данные исследований в историю болезни и т.д. Операционная сестра участвует в проведении операции: точно и быстро во время операции подает нужный инструмент, вкладывая его непосредственно в руки хирурга. Патронажная сестра осуществляет уход и лечение на дому детей грудного возраста. Функции медсестер специализированных медицинских учреждений (кабинетов) определяются специальностью врача. Например, медсестра, работающая с врачом-офтальмологом, определяет остроту зрения, закапывает глазные капли, измеряет глазное давление и т.д.; медсестра, работающая в хирургическом отделении, обрабатывает раны, накладывает повязки, вводит противостолбнячную сыворотку. Работает в помещении, в контакте с людьми разного возраста; посменно, в том числе в ночное время и праздничные дни. Имеется повышенная опасность инфекционных заболеваний (работа с группой риска, в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки). Соприкасается с лекарственными и дезинфицирующими средствами. Профессия, как правило, рекомендуется женщинам, за исключением работы в стационаре, где используется труд мужчин в качестве медбрата

2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Тонкая зрительная, слуховая и тактильная чувствительность, быстрая реакция, точная сенсомоторная координация, высокие концентрация и переключение внимания, высокая эмоциональная устойчивость, общительность, чуткость.

3. Медицинские противопоказания

Работа не рекомендуется людям, страдающим тяжелыми функциональными нарушениями в сердечно-сосудистой системе, заболеваниями опорно-двигательного аппарата с нарушением двигательных функций, инфекционными и аллергическими заболеваниями; имеющим нарушение речи, слуха, некорректируемое понижение остроты зрения, отклонения в психике.

4. Требования к профессиональной подготовке

Хорошие знания в области биологии и химии. Должна знать правила ухода за больными и тяжелобольными, назначение и правила использования медицинского оборудования и препаратов, уметь их применять, оказывать помощь врачам в проведении процедур и соблюдать санитарно-гигиенический режим.

5. Пути получения профессии

Факультеты сестринского дела в медицинских академиях, вузах (срок обучения 4 года с присвоением квалификации «менеджер сестринского дела»), медицинские училища, лицеи, специализированные курсы

6. Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности

Возможно оказание платных услуг частным лицам по уходу и лечению на дому, создание хозрасчетной сестринской службы в составе коммерческих лечебных организаций.

7. Родственные профессии (специальности)

Акушерка, зубной техник, преподаватель по предмету «сестринское дело» в медицинских вузах и училищах, фармацевт, фельдшер.

Пример 4. Профессиограмма медсестры из сборника профессиограмм, составленных под руководством Е.С.Романовой специалистами факультета психологии Московского городского педагогического университета .

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

1. Классификационная карточка профессии:

Доминирующий способ мышления – приложение-процедура.

Область базовых знаний № 1 и их уровень – естественные науки (биология, физика, химия), уровень 3, высокий (теоретический)

Область базовых знаний №2 и их уровень – медицина, уровень 2, средний (практическое использование знаний)

Профессиональная область – здравоохранение, медицина.

Межличностное взаимодействие – частое, по типу «вместе».

Доминирующий интерес – социальный.

Дополнительный интерес – исследовательский.

Условия – в помещении, мобильный.

2. Доминирующие виды деятельности:

  • уход за больными;
  • наблюдение за состоянием больного;
  • выполнение лечебных процедур, назначенных врачом;
  • оформление и выписка больных;
  • контроль за питанием и санитарным состоянием больных;
  • оказание помощи врачу на приеме;
  • контроль за санитарно-гигиеническим состоянием в отделении и палате;
  • контроль, учет и хранение медикаментов;
  • оказание квалифицированной помощи по уходу за новорожденными;
  • оказание своевременной медицинской помощи в экстренных ситуациях;
  • оказание посильной психологической помощи и поддержки больным;
  • осуществление реабилитационно-профилактических мероприятий;
  • проведение санитарно-просветительной работы среди населения;
  • осуществление пропаганды, направленной на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением;
  • оформление медицинской документации.

3. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Спосо6ности:

  • развитые переключение, концентрация и распределение внимания (способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности, предмета на другой, умение сосредоточиваться на одном объекте или виде деятельности, отвлекаясь от других, и способность удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или параллельно выполнять несколько видов деятельности);
  • высокий уровень развития аналитического мышления;
  • тонкая зрительная, слуховая и тактильная чувствительность;
  • способность быстро реагировать на ситуацию;
  • способность работать в напряженных условиях (работа в ночное время, военно-полевые условия работы и т.д.);
  • способность к самоконтролю;
  • способность переносить большие физические нагрузки;
  • ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур.

Личностные качества, интересы и склонности:

  • терпеливость и выдержанность;
  • доброжелательность и приветливость;
  • ответственность;
  • аккуратность;
  • тактичность;
  • чуткость;
  • внимательность;
  • добросовестность.

4. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • брезгливость;
  • безответственность;
  • невнимательность;
  • эгоистичность;
  • жестокость;
  • эмоциональная неуравновешенность;
  • нетерпимость;
  • рассеянность.

5. Области применения профессиональных знаний:

  • медицинские учреждения (больницы, санатории, оздоровительные лагеря и поликлиники, родильные дома и диспансеры, реабилитационные центры, травматологические пункты, женские консультации и медсанчасти, здравпункты, амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты);
  • социальные организации (детские дома, приюты, колонии, дома престарелых и инвалидов, дома ребенка);
  • работа в правоохранительных органах (детские приемники-распределители);
  • образовательные учреждения (школы, детские сады и дошкольные учреждения, институты, колледжи, техникумы, училища);
  • работа в МЧС, службах спасения;
  • работа на предприятиях;
  • научно-исследовательские институты;
  • военные организации.

6. История профессии.

Впервые женский труд для ухода за больными в госпиталях и лазаретах был использован еще при Петре I. По его указу женщины служили сиделками. Зарождение сестринского дела в России начинается с начала XIX века, когда появляется служба «сердобольных вдов». Женщины приглашались в больницы для того, чтобы осуществлять элементарный уход за больными, а также осуществлять некоторые медицинские манипуляции. «Сердобольные вдовы» явились своего рода предшественниками медицинских сестер. И на сегодняшний день медицинская сестра – это «ноги безногого», «глаза ослепшего», опора ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех, «кто слишком слаб и погружен в себя, чтобы говорить».

7. Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (социальный и исследовательский):

  • логопед;
  • диетолог;
  • психолог;
  • следователь;
  • врач;
  • страховой агент
  • ветеринар.

8. Учебные заведения, обучающие данной профессии

Профессию медсестры можно получить в средних специальных учебных заведениях.

Предыдущая6789101112131415161718192021Следующая

Профессиограмма
Сестра медицинская

Специалист, ухаживающий за больными, исполняющий назначения врача и оказывающий ему необходимую помощь.

Успех в выздоровлении больного зависит не только от верности поставленного диагноза и назначенного лечения, но и еще от множества факторов — таких как качество ухода за ним, точность и добросовестность выполнения назначенных процедур. Больным нужно регулярно измерять температуру и давление крови, делать уколы, ставить капельницы, выполнять перевязки и совершать множество иных медицинских процедур.

Медицинская сестра (медсестра):

Тем, кто не может самостоятельно перемещаться, нужно помогать удовлетво¬рять гигиенические потребности. Необходимо стерилизовать медицинские приборы, подавать хирургу инструменты в операционной и оказывать другую помощь врачам, в том числе при ведении документации, учете больных. Все это и входит в обязанности медицинских сестер.

Такие должности есть в стационарах, поликлиниках, санаториях, различных медицинских кабинетах (будь то кабинет частнопрактикующего стоматолога или школьного врача), в службе скорой помощи. Многие медицинские сестры имеют более глубокую специализацию, в зависимости от того, с врачами какого профиля и где именно они работают (участковая медсестра помогает терапевту вести прием больных в поликлинике, палатная — выполняет необходимые медицинские процедуры в больничной палате, патронажная — помогает в уходе за новорожденными детьми и т. д.).

Профессия подразумевает среднее специальное образование, получить ее можно в медицинских училищах (средний срок обучения 3-4 года). Подготовка включает, наряду с теоретическим изучением медицинских дисциплин, освоение на практике множества процедур, используемых в лечении (уколы, капельницы, различные варианты наложения повязок и т. п.). Профессия подходит людям добросовестным, аккуратным, испол-нительным, готовым бескорыстно помогать другим, умеющим работать в условиях стресса.

Нужны для нее и такие качества, как хорошо развитая зрительная, слуховая и тактильная чувствительность, высокий уровень сенсомоторной координации (умение координировать тонкие движения с тем, что наблюдают глаза и осязают руки). Очень важно, чтобы медсестра была человеком ответственным — ведь если она забудет ввести тот или иной жизненно важный препарат, небрежно выполнит лечебную процедуру или допустит еще какую-то подобную оплошность, это чревато тяжелыми последствиями, вплоть до смерти больного.

Спрос на рынке труда стабильный, трудоустройство проблем обычно не вызывает. Уровень доходов невелик, примерно от 1/2 до 2/3 средней зарплаты в промышленности, несколько выше в коммерческих медицинских учреждениях. Карьерные перспективы: получение высшего медицинского образования, переход на работу врачом. Без получения высшего образова¬ния можно продолжать совершенствоваться в сестринском деле, освоить новую специализацию (например, стать операционной сестрой), стать руко-водителем невысокого ранга, получив должность старшей сестры.

Профессиограммы, похожие на «Сестра медицинская»:
Врач, Фармацевт

Метки:
больница, уход за больными

Красноярского края

Статья 19. Пересмотр и толкование «Этического кодекса».

Право пересмотра «Этического кодекса» медицинской сестры России и толкование его отдельных положений принадлежат межрегиональной Ассоциации медицинских сестер России. Рекомендации и предложения по изменению или усовершенствованию отдельных статей кодекса принимаются к рассмотрению президиумом названной ассоциации и приобретают законную силу после утверждения этим органом ассоциации.

Наименование профессии медицинская сестра, медсестра
Доминирующий способ мышления приложение — процедура
Область базовых знаний №1 и их уровень естественные науки (биология, физика, химия), уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний №2 и их уровень медицина, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область здравоохранение, медицина
Межличностное взаимодействие частое, по типу "вместе"
Доминирующий интерес социальный
Дополнительный интерес исследовательский
Условия работы в помещении, мобильный

Доминирующие виды деятельности профессии медицинская сестра, медсестра:

§ уход за больными;

§ наблюдение за состоянием больного;

§ выполнение лечебных процедур, назначенных врачом;

§ оформление и выписка больных;

§ контроль за питанием и санитарным состоянием больных;

§ оказание помощи врачу на приеме;

§ контроль за санитарно-гигиеническим состоянием в отделении и палате;

§ контроль, учет и хранение медикаментов;

§ оказание квалифицированной помощи по уходу за новорожденными;

§ оказание своевременной медицинской помощи в экстренных ситуациях;

§ оказание посильной психологической помощи и поддержки больным;

§ осуществление реабилитационно-профилактических мероприятий;

§ проведение санитарно-просветительной работы среди населения;

§ осуществление пропаганды, направленной на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением;

§ оформление медицинской документации.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности медицинской сестры, медсестры:

Способности Личностные качества, интересы и склонности
§ развитые переключение, концентрация и распределение внимания (способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности, предмета на другой, умение сосредоточиваться на одном объекте или виде деятельности, отвлекаясь от других, и способность удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или параллельно выполнять несколько видов деятельности); § высокий уровень развития аналитического мышления; § тонкая зрительная, слуховая и тактильная чувствительность; § способность быстро реагировать на ситуацию; § способность работать в напряженных условиях (работа в ночное время, военно-полевые условия работы и т.д.); § способность к самоконтролю; § способность переносить большие физические нагрузки; § ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур.

§ терпеливость и выдержанность; § доброжелательность и приветливость; § ответственность; § аккуратность; § тактичность; § чуткость; § внимательность; § добросовестность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

§ брезгливость;

§ безответственность;

§ невнимательность;

§ эгоистичность;

§ жестокость;

§ эмоциональная неуравновешенность;

§ нетерпимость;

§ рассеянность.

Области применения профессиональных знаний:

§ медицинские учреждения (больницы, санатории, оздоровительные лагеря и поликлиники, родильные дома и диспансеры, реабилитационные центры, травматологические пункты, женские консультации и медсанчасти, здравпункты, амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты);

§ социальные организации (детские дома, приюты, колонии, дома престарелых и инвалидов, дома ребенка);

§ работа в правоохранительных органах (детские приемники-распределители);

§ образовательные учреждения (школы, детские сады и дошкольные учреждения, институты, колледжи, техникумы, училища);

§ работа в МЧС, службах спасения;

§ работа на предприятиях;

§ научно-исследовательские институты;

§ военные организации.

⇐ Предыдущая123456

Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 908; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Содержание деятельности: Устанавливает диагноз, проводит лечение и восстановительную терапию больных. Оказывает медицинскую помощь при заболеваниях органов дыхания, пищеварения, сердечнососудистой системы, почек, крови, эндокринных желез, обмена веществ и др. Использует традиционные методы непосредственного исследования (опрос, осмотр, ощупывание, выстукивание, выслушивание), биохимические и инструментальные методы диагностики. Осуществляет лечение больных при помощи консервативных методов: лекарственных средств, диеты, лечебной физкультуры, санаторно-курортного лечения. Выполняет необходимые медицинские мероприятия, осуществляет экспертизу временной и стойкой нетрудоспособности больных, противоэпидемические мероприятия и организацию лечения при массовых инфекционных заболеваниях.

Рабочее место: работа в помещении.

Режим труда: ненормированный.

Профессиональные вредности: большая ответственность за здоровье и состояние больных.

Квалификационные требования:

Должен знать:

— основы общетеоретических и клинических дисциплин;

— анатомо-физиологические, возрастные и половые особенности здорового и больного человека, взаимосвязь функциональных систем организма, причины возникновения патологических процессов в организме, механизмы их развития и клинические проявления, симптомы заболеваний;

— тактику ведения больных; приемы неотложной медицинской помощи.

Средства деятельности: использует диагностическое оборудование и инструменты, другие приспособления.

Требования к профессионально важным качествам: внимательность, аккуратность, склонность к работе с людьми, хорошая память.

Профессиональное образование:

Специальность: лечебное дело. Учебное заведение, осуществляющее обучение по данной специальности:

Медицинские противопоказания: работа не рекомендуется людям, имеющим заболевания опорно-двигательного аппарата, нервно — расстройства, нарушения зрения и слуха, имеющим инфекционные заболевания.

«ВРАЧ – ХИРУРГ»

Содержание деятельности: Хирургия наряду с терапией и акушерством относится к древнейшим медицинским специальностям. Она изучает болезни, основной метод лечения которых — оперативное вмешательство. В ее ведении также — разработка приемов, методов и особенно техники выполнения операций.

Специализация современных хирургов идет по множеству направлений, среди которых: офтальмология, оториноларингология, урология, ортопедия, травматология, кардиохирургия, пульмонология, нейрохирургия, пластическая хирургия, микрохирургия.

2.3. Профессиограммы

Основная деятельность хирурга — оперативное вмешательство. Однако его работа не ограничивается только этим. Любой хирург, прежде чем приступить к операции, обязательно обследует больного.

Цели обследования — уточнение диагноза, установление сроков операции, выбор метода операции. В послеоперационный период хирург наблюдает за общим самочувствием больного, за состоянием операционной раны; назначает лечебные и общеукрепляющие процедуры, перевязки.

Условия деятельности:

Рабочее место: в помещении.

Режим труда: нормированный.

Профессиональные вредности: работа с медицинскими препаратами и выполнение хирургических операций.

Квалификационные требования:

Должен знать:

— методы и принципы оперативного вмешательства;

— нормальную и патологическую анатомию и физиологию человека, терапию, фармакологию;

— асептику и антисептику;

— виды анестезии (обезболивания);

— предоперационную подготовку и послеоперационный уход;

— виды хирургического инструментария и его применение.

Должен уметь:

— обследовать больного с целью уточнения диагноза, установить оптимальные сроки операции, выбрать метод и методику операции, осуществить оперативное лечение, назначить лечебные и общеукрепляющие процедуры.

Средства деятельности: функциональные средства труда. В качестве вспомогательных средств труда используется специальное диагностическое и хирургическое оборудование.

Требования к профессионально важным качествам: эмоционально-волевая устойчивость; выдержка, физическая и психическая выносливость высоко развитая ответственность, большой объем долговременной памяти, хорошо развитый аналитический ум, острая наблюдательность, способность к точным микродвижениям рук и к крупным силовым действиям (например, вправление вывихов).

Профессиональное образование:

специальность: лечебное дело. Учебное заведение, осуществляющее обучение по данной специальности:

Медицинские противопоказания: работа не рекомендуется людям, имеющим заболевания опорно-двигательного аппарата, тремор рук.

Сегодня общество и государство меняют свое отношение к здравоохранению

В нашем городе на профессию врача наблюдается огромный спрос, стране катастрофически не хватает кадров. Эта профессия во все времена была востребована, ведь здоровье на протяжении всей жизни не может быть идеальным, в частности человеку, характерно его ухудшение, особенно на протяжении долгих лет. Каждый из нас стремится быть здоровым, ведь никому не нравится болеть, но всё же человеку это свойственно. И именно врачи занимаются тем, что пытаются его наладить, улучшить…

Этой специальности никогда без хлеба точно не останетесь

Несмотря ни на что профессия врача все еще остается уважаемой и популярной, ее окутывает ореол таинственности, поскольку лечение больных всегда было сродни магии и волшебству.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *