Психология начинающего водителя: что нужно знать новичку

Posted On 14.03.2018

1. Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки: понятие о познавательных функциях (внимание, восприятие, память, мышление); внимание и его свойства (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем); причины отвлечения внимания во время управления транспортным средством; способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов; монотония; влияние усталости и сонливости на свойства внимания; способы профилактики усталости; виды информации;

2. Выбор необходимой информации в процессе управления транспортным средством; информационная перегрузка; системы восприятия и их значение в деятельности водителя; опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки; зрительная система; поле зрения, острота зрения и зона видимости; периферическое и центральное зрение; факторы, влияющие на уменьшение поля зрения водителя; другие системы восприятия (слуховая система, вестибулярная система, суставно-мышечное чувство, интероцепция) и их значение в деятельности водителя; влияние скорости движения транспортного средства, алкоголя, медикаментов и эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки;

3. Память; виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта; мышление; анализ и синтез как основные процессы мышления; оперативное мышление и прогнозирование; навыки распознавания опасных ситуаций; принятие решения в различных дорожных ситуациях; важность принятия правильного решения на дороге; формирование психомоторных навыков управления автомобилем; влияние возрастных и гендерных различий на формирование психомоторных навыков; простая и сложная сенсомоторные реакции, реакция в опасной зоне; факторы, влияющие на быстроту реакции.

Опыт вождения тесно связан с пройденными километрами. Психологами было выделено несколько этапов поведения, присущих водителю перед тем, как он станет обладать высоким уровнем езды и безопасности:

1. Преодоление перманентного ощущения опасности

Такое состояние может сохраняться в течение первых дней или недель. В этот период водитель испытывает высокое психическое напряжение. Новичок сталкивается с массой новых задач, не обладая опытом их решения. Поэтому, он стремится не попадать в критические ситуации.

2.

Психология труда водителя

Недооценка опасности

В результате постоянного уклонения от критических ситуаций, водитель-новичок пока еще не имел дела с грубым поведением на дороге и не становился участником ДТП. Эти вещи могут ошибочно трактоваться им, как признак собственного водительского мастерства. В результате этого, манера вождения становится все более рискованной. Этот этап может длиться в течение 3-4 тысяч километров пробега.

3. Корректировка завышенного ощущения безопасности

В процессе накопления опыта и практических навыков вождения, чувство безопасности постепенно уменьшается. Но то, что остается, все еще обманчиво.

4. Объективное восприятие потенциальной опасности

Накопленный опыт и навыки способствуют тому, что водитель внимателен на дорогах и не забывает о подстерегающих его опасностях.

5. Уменьшение чувства безопасности

Этот этап приходится на 3-4 год вождения или на сотню тысяч километров пробега. Данный феномен с точки зрения психологии объясняется тем, что высокий водительский профессионализм может стать причиной притупления бдительности и осторожности. По статистике наиболее тяжелые аварии чаще случаются именно с опытными водителями. Это является лишним свидетельством того, что безопасность на дороге определяется не столько водительским опытом, сколько его психологическими характеристиками.

Иногда бывает так, что начальная радость от управления автомобилем проходит, и желание садиться за руль пропадает. Водитель-новичок может начать вести себя на дороге излишне боязливо и осторожно, только потому, что опасается сделать что-то лишнее. Это называется «пресыщение», и к своим ощущениям в таком случае надо прислушиваться. Лучше всего, действительно, перестать садиться за руль, сделать перерыв и отдохнуть.

На дороге следует вести себя уверенно и корректно, избегая резких маневров, которые могут сбить с толку других. Ваше управление транспортным средством должно быть абсолютно понятно другим участником дорожного движения.

Методические рекомендации (Психологические основы безопасного управления ТС)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации образовательного процесса подготовки

 водителей транспортных средств категории «В»

(Психологические основы безопасного управления

 транспортным  средством)

 

 

г. Новосибирск

2014г.

 

Введение.

Высокий уровень аварийности на дорогах, вышедший из-под контроля, свидетельствует о том, что существующая система профилактики ДТП себя исчерпала и сегодня демонстрирует полную несостоятельность.

На этом фоне автотранспортные происшествия воспринимаются как явление неизбежное, обыденное, не являющееся чем-то из ряда вон выходящим. Общеизвестно, что большинство аварий на транспорте обусловлено ошибками человека, управляющего движущимися средствами (по некоторым данным, до 95%) . Говоря об ошибках оператора, исследователи отмечают, что они могут быть случайными, связанными с колебаниями психических функций, и закономерными. К числу последних относят те, которые могли быть предвидены, а также провоцируемые ошибки. Они могут быть вызваны, в свою очередь, экстремальными условиями (близкими к физиологическим пределам); поступлением ложной, неопределенной либо конфликтной информации; выполнением действий, противоположных по отношению к ранее выработанным навыкам и т.п.

Для изменения ситуации с аварийностью на дорогах необходимо перестроить систему обеспечения безопасности движения, которая в настоящее время влияет на поведение участников движения, а не на мотивы, которыми они руководствуются.

Цель раздела – психологическая подготовка водителя, т.е. целенаправленное формирование психических свойств, необходимых для надежного и безопасного управления автомобилем в любых дорожных условиях.

Задачи раздела:

1 – формирование мотивации на максимально серьезное и ответственное обучение, построение стратегии эффективного обучения в автошколе для конкретного курсанта;

2 – обучение приемам психологической саморегуляции, позволяющим справиться со своими нервами и оставаться спокойным и уверенным в себе в любой, даже самой сложной, дорожной обстановке (а также во время сдачи экзаменов в ГИБДД);

3 – создание внутренней психологической установки на получение удовольствия от безопасного, культурного вождения, от экономичного и эффективного использования автомобиля, вежливого, тактичного отношения к другим участникам дорожного движения.

Потенциальный водитель, не может получить водительское удостоверение, не подтвердив на экзамене знание ПДД. То есть все водители, получившие удостоверение правила знают, тогда возникает вопрос – почему они их не соблюдают?

Намеренное невыполнение ПДД, по мнению многих исследователей, объясняется тем, что между знаниями правил и их выполнением находятся внутренние (психические) механизмы, регулирующие деятельность водителей. Зачастую водители склонные к аварийному типу вождения, не подозревают об этом, «не видят себя со стороны», считают, что поведение на дороге и в обществе совершенно не зависят друг от друга. Для курсанта необходимо в период обучения раскрыть те внутренние (психические) механизмы регуляции поведения, которые потом образуют его стиль вождения.

Технократический подход к подготовке водителя привел к тому, что существовавшие в старых программах разделы «Профессиональная надежность водителей» и «Психофизиологические и психические качества водителей» в автошколах даются формально, либо только на теоретическом уровне.

На наш взгляд в данном разделе необходимо сделать уклон на практическую работу, которая позволит каждому курсанту определить  соответствие его психологических и личностных качеств требованиям водительской деятельности.

На основе этих рекомендаций практическая подготовка должна строиться по двум стратегиям. Первая – обучение водителя с сильной мобильной нервной системой должно быть направлено на развитие способностей к маневрированию, скоростному рулению и т.д. Вторая стратегия – для водителей со слабой или инертной нервной системой, заключается в том, что она носит компенсирующий характер: развивается и тренируется то, что от природы развито слабо и может привести к неблагоприятным последствиям в дорожной ситуации. Неправильный выбор стратегии делает обучение недостаточно эффективным.

Помимо этого педагог может дать рекомендации по организации занятий, порекомендовать разные методики обучения в зависимости от половозрастных различий курсантов.

Тема 1: Психологические основы деятельности водителя.

Работа с группой по разделу « Психологические основы безопасного управления транспортным средством» должна начинаться с исследования мотивов и мотивации, т.е. с какой целью и почему курсант пришел в автошколу. Данное исследование проводится для корректировки и согласования целей и мотивов обучения. Если курсант приходит с целью – получить права, а мотив при этом, например, – «тогда мне подарят машину» или «после Нового года будет дороже», то он будет стремиться именно  получить права более доступными способами, т.е по пути наименьшего сопротивления.

Оптимальная цель – научиться управлять автомобилем, мотив — удовлетворение потребностей в мобильности.

При этом преподаватель должен обратить внимание на неосознаваемые будущие проблемы. Многие даже не понимают того, что они берут на себя огромную ответственность, управляя источником повышенной опасности. При этом проверяется и социальная зрелость — психологическая готовность нести ответственность перед обществом за последствия своих ошибочных либо заведомо противоправных действий.

Дальше рассматриваются вопросы психофизиологии труда водителя. Проводятся тесты на психомоторную реакцию, боковое зрение, способности к быстрому распределению и переключению внимания, а попутно затрагиваются вопросы психологии безопасного вождения. Например, тест на способность к быстрому распределению и переключению внимания можно выполнить два раза. Первый раз — по обычной методике, второй — с имитацией разговора по мобильному телефону. При этом учащиеся получают наглядное представление о негативном влиянии разговора по телефону на безопасность дорожного движения.

Далее обсуждается, какие свойства психических познавательных процессов (ощущения, восприятия, внимания, мышления, памяти и др.) особенно сильно влияют на управлении автомобилем. Тестовыми методиками определяются индивидуальные различия этих свойств для конкретного курсанта. На основании этого преподаватель дает рекомендации, что нужно делать уже прямо сейчас, чтобы развить в себе определенные качества и навыки. Как быстрее научиться ориентироваться в дорожной обстановке. На что нужно обратить внимание при первых поездках за рулем и в дальнейшем.

Отдельное внимание необходимо уделить вопросам психофизиологических половозрастных особенностей, например, женщины-водителя, начинающего водителя в возрасте до 22 лет и после 45 лет. Далее рассматриваются психологические аспекты деятельности водителя как оператора системы ВАДС (водитель-автомобиль-дорога-среда). Анализируются причины пренебрежительного отношения водителей к мерам по обеспечению безопасности за рулем. Формируется понятие о культуре дорожного движения, о правилах вежливого поведения по отношению к другим участникам дорожного движения.

Тема 2 — «Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления транспортным средством».

На наш взгляд, этот вопрос очень актуальный в сложившихся дорожных условиях. Так же в данном разделе рассматриваются вопросы наркотической и алкогольной антипропаганды. Это вопросы воспитания, поэтому преподаватель должен знать и владеть методами воспитательного воздействия.

Тема  3 – «Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения».

Желательно проводить в форме практических  тренинговых занятий, в любой другой форме изучение этих вопросов будет восприниматься как нотации и нравоучении, которые наши граждане с большим удовольствием игнорируют, что потом приводит к намеренному аварийному  стилю поведения. Тренинговые занятия дают возможность «посмотреть на себя со стороны», и на практике прочувствовать неадекватность конфликтного поведения и результаты такого поведения.

Однако времени отведенного на данную тему явно недостаточно — за два часа можно лишь рассказать теорию. Для тренинговых занятий нужно как минимум 6-8 часов.

Таким образом, в результате изучения данного раздела курсант должен осознать, что для того, чтобы научиться водить автомобиль, недостаточно изучить Правила дорожного движения и освоить техники вождения автомобиля в различных дорожных и погодных условиях. Научиться водить автомобиль означает приобрести новые психофизиологические качества, новые привычки, новую культуру, изменить свой образ жизни, осознать меру своей ответственности, своей человеческой и социальной зрелости.

В заключении, хотелось бы отметить, что все возможности применения психологических подходов при подготовке водителей трудно даже представить, психологическая подготовка — сильнейший ресурс, который до сих пор задействован слабо.

Для решения данной проблемы преподаватель, который будет читать данный раздел,  должен владеть достаточным уровнем знаний и умений в области педагогики и психологии. При отсутствии таких знаний нужно пройти дополнительную подготовку.

В качестве методических пособий по данному разделу можно использовать:

1. Психология водителя и этикет за рулем: учеб.

2. Психологические основы деятельности водителя

пособие/ сост. Инкина О.Н., Переселенцева И.В.; Новосиб. Гос. Аграр. Ун-т. Инженерный ин-т. — Новосибирск, 2004. – 48 с.

2. Психолого-педагогические основы деятельности преподаваетля по подготовке водителей: учеб. пособие/ сост. Инкина О.Н., ЕвсееваЕ.И., Переселенцева И.В.; Новосиб. Гос. Аграр. Ун-т. Инженерный ин-т. — Новосибирск, 2007. – 66 с.

Начальник Учреждения                                            подписано     А.Н.Навошин

«28» апреля 2014г.

В процессе работы водитель находится во взаимодействии с автомобилем, дорогой и находящимися на ней и в придорожном пространстве объектами (транспортными средствами, неподвижными предметами) и пешеходами.

В современных условиях работа водителя осложняется из-за непрерывно возрастающих скоростей движения автомобилей и интенсивности транспортного потока.

Управляя автомобилем, водитель должен учитывать меняющиеся дорожные условия, обстановку движения и возникающую ситуацию, предвидеть опасность, возможность ошибки или нарушений правил дорожного движения другими водителями или пешеходами, своевременно изменять режимы движения автомобиля.

Поэтому для водителя автомобиля исключительное значение имеют внимательность, наблюдательность, глазомер, зрительная память, осторожность, осмотрительность, быстрота и точность реакции, способность оценивать обстановку движения и принимать меры, направленные на предотвращение происшествий.

Внимательность — это умение сосредоточить психическую деятельность на каком-либо объекте или действии.

Внимание характеризуется количеством объектов, которые могут быть восприняты одновременно и достаточно ясно, умением сознательно и быстро переносить внимание с одних объектов на другие.

Наблюдение — один из способов познания, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств.

Наблюдательность — это умение подмечать существенное в предметах и явлениях.

Психофизиологические основы деятельности водителя. Из опыта работы

Она особенно важна для водителя, в деятельности которого требуются быстрота и точность ориентировки.

Внимание водителя должно быть постоянно сосредоточено на обстановке движения. Он не должен отвлекаться и ослаблять свое внимание к изменяющейся обстановке и управлению автомобилем.

Водителю необходимо совершенствовать и развивать свою наблюдательность и зрительную память, быть осмотрительным и настороженным.

Осмотрительность —это умение наблюдать, умение обозреть окружающую обстановку полностью.

Настороженность — способность быть напряженно-внимательным, умение быстро оценивать окружающую обстановку.

В процессе управления автомобилем могут возникнуть ситуации, когда не остается времени на раздумья, а надо принимать решения.

Развитое чувство осмотрительности и настороженности обеспечивает своевременное обнаружение из многих обозреваемых объектов объекта опасности или препятствия, которые могут потребовать от водителя принятия необходимых мер.

Водителю требуется постоянно оценивать положение подвижных и неподвижных объектов, их удаленность друг от друга и от управляемого автомобиля.

Эти оценки осуществляются посредством познавательных процессов — восприятий, в основном зрительных и слуховых. При восприятии пространства для водителя исключительно важен глазомер, т. е. умение определять расстояние до элементов дороги и находящихся на ней объектов.

По перемещению поверхности дороги и различных неподвижных предметов водитель должен оценивать скорость и направление движения своего автомобиля и их изменения, длительность тех или иных промежутков времени, продолжительность действий и перемещений, совершаемых водителями других транспортных средств и пешеходами.

Глазомер позволяет водителю оценить обстановку при выезде на перекресток, выборе дистанции и интервала, объезде и обгоне, выезде из ворот и т. д.

При встрече с опасностью на дороге водитель должен быстро сообразить, как ее избежать без ущерба для других участников движения.

Время реакции водителя, т. е. время от начала восприятия опасности до начала действий водителя, направленных на ее устранение, является одним из важнейших факторов в обеспечении безопасности движения.

Под психомоторной реакцией понимается ответное действие на раздражение (изменение дорожной обстановки, сигнал).

В каждой психомоторной реакции различают скрытый период, т. е. время, протекающее от момента появления раздражителя до начала ответного действия, и период рабочих (мышечных) движений, т. е. время от начала движения до его завершения.

Реакции могут быть простые и сложные.

Простая реакция — это возможно быстрое ответное действие на заранее известный раздражитель, например быстрое нажатие на педаль тормоза при появлении красного света светофора, если водитель, ожидая появления сигнала, приготовился к торможению.

Сложная реакция — это, например, быстрое нажатие на педаль тормоза при появлении пешехода, но после выбора этого действия как наиболее целесообразного из других возможных (поворот рулевого колеса, изменение скорости движения, подача звукового сигнала). Сложная реакция требует значительно большего времени, чем простая.

Правильность, точность, скорость реакций и успешная работа водителя в целом определяются в огромной степени его эмоциональным состоянием, т. е. душевными переживаниями человека и его отношением к окружающей действительности.

Положительные эмоции благоприятно воздействуют на водителя: он спокоен, бодр и уверен в своих действиях.

Для водителя особенно важна способность правильно, точно и быстро действовать в напряженном состоянии, вызванном аварийной ситуацией.

При этом водитель должен проявлять волевые качества — самообладание и решительность.

Отрицательные эмоции (раздражение, возмущение, испуг), возникающие из-за неприятностей по работе или неурядиц в семье, угнетают психическое состояние человека. Поглощенный своими переживаниями водитель становится рассеянным, невнимательным и может допустить ошибки, приводящие к дорожно-транспортным происшествиям.

Способность не поддаваться растерянности и страху, точно и быстро действовать в сложной и опасной ситуации (эмоциональная устойчивость) является одним из важных качеств водителя автомобиля.

Большое влияние на способность водителя автомобиля быстро и безопасно ориентироваться в дорожной обстановке оказывает утомляемость, т. е. временное снижение работоспособности человека, наступающее в процессе работы.

Главными причинами, вызывающими утомление водителей, являются: продолжительность непрерывного вождения автомобиля; психологическое состояние водителя перед началом работы, зависящее от отдыха перед работой, общего самочувствия, настроения; монотонность и однообразие движений; плохая вентиляция, слишком высокая или низкая температура воздуха в кабине, шум, вибрации и др.

По мере развития утомления у водителя снижается внимательность, точность и координация движений при управлении автомобилем, увеличивается время ответной реакции на изменение дорожной обстановки.

Ровная однообразная дорога, монотонный шум двигателя, равномерные колебания вызывают сонливость. Водитель начинает дремать, а иногда и засыпает.

Моменты потери бдительности во время длительной езды чаще всего кратковременны. После мгновенного провала наступает период бодрствования. Однако именно в момент такой кратковременной потери бдительности возможно дорожно-транспортное происшествие.

При длительных поездках необходимо периодически делагь остановки, во время которых следует выйти из кабины и выполнить несколько физических упражнений.

Так как способность быстро ориентироваться в сложной обстановке и принимать необходимые меры предосторожности ухудшается при нарушении режима труда и переутомлении, важное значение для работоспособности водителя имеет правильная организация труда и отдыха, соблюдение им личной гигиены, своевременное и нормальное питание.

На психофизиологические функции водителя отрицательно влияет употребление алкоголя. У водителя, находящегося в степени опьянения, появляются излишняя самоуверенность, неосторожность, невнимательность.

Даже малая доля алкоголя увеличивает время реакции, сильно снижает точность действий. Заметно уменьшается точность восприятия, ухудшаются глазомер и переключение внимания с объекта на объект.

Следовательно, употребление алкоголя водителем перед работой и во время движения даже в минимальном количестве недопустимо.

Психофизиологическое состояние водителя автомобиля не сохраняется постоянным. Оно зависит от здоровья, возраста, стажа работы и тренированности.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *