Работодатель физическое лицо

Posted On 07.03.2018

Работодатель — физическое лицо

Под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ).

Статьей 16 ТК РФ установлено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора. При заключении трудового договора между физическим лицом — работодателем и работником необходимо учитывать, что данный договор должен быть зарегистрирован.

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель, при которых работник является физическим лицом, вступившим в трудовые отношения с работодателем, а работодатель, в том числе физическое лицо, вступает в трудовые отношения с работником.

Работодатели — физические лица делятся на две категории (ст. 20 ТК РФ):

— физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности. Физические лица, осуществляющие в нарушение требований федеральных законов указанную деятельность без государственной регистрации и (или) лицензирования, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления этой деятельности, не освобождаются от исполнения обязанностей, возложенных ТК РФ на работодателей — индивидуальных предпринимателей;

— физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей — физических лиц, установлены главой 48 ТК РФ.

Согласно ст. 303 ТК РФ работодатель — физическое лицо обязан:

— оформить трудовой договор с работником в письменной форме;

— уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами;

— оформлять страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые.

Работодатель — физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, также обязан зарегистрировать трудовой договор с работником в органе местного самоуправления по месту своего жительства (в соответствии с регистрацией). Регистрация трудового договора носит уведомительный характер, но обязательна для работодателя.

В соответствии с пунктами 1, 3 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 25.12.2008) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности вышеуказанных органов определяются уставом муниципального образования.

Основная цель регистрации трудовых договоров, заключаемых физическим лицом — работодателем, — это проверка соответствия договоров трудовому законодательству. Так как работодатели — физические лица не ведут на своих работников трудовые книжки, то документом, подтверждающим период работы у работодателя — физического лица, является трудовой договор (ст. 309 ТК РФ).

Отметим, что ни действующим ТК РФ, ни какими-либо иными федеральными нормативными правовыми актами порядок регистрации трудовых договоров, заключаемых физическим лицом — работодателем, не определен, поэтому органы местного самоуправления, пользуясь предоставленными им частью 10 ст. 5 ТК РФ полномочиями, принимают по данному вопросу собственные нормативные правовые акты.

Регистрация трудовых договоров осуществляется путем внесения соответствующей записи в книгу регистрации трудовых договоров и проставления штампа о регистрации на первой странице всех представленных экземпляров трудового договора.

Кроме того, для таких работодателей предусмотрена обязанность регистрировать и прекращение трудового договора.

Работодатель — физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, при прекращении трудового договора с работником обязан в уведомительном порядке зарегистрировать факт прекращения указанного договора в органе местного самоуправления, в котором был зарегистрирован этот трудовой договор (ст. 307 ТК РФ). Следовательно, обращаться необходимо именно в тот орган местного самоуправления, где договор был зарегистрирован первоначально.

В случае наступления смерти работодателя — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или отсутствия сведений о месте его пребывания в течение двух месяцев, в иных случаях, не позволяющих продолжать трудовые отношения и исключающих возможность регистрации факта прекращения трудового договора, работник имеет право в течение одного месяца обратиться в орган местного самоуправления, в котором был зарегистрирован трудовой договор, для регистрации факта прекращения этого трудового договора.

В настоящее время действующим законодательством не определено, какие именно документы необходимо представить работнику в орган местного самоуправления для регистрации факта прекращения трудового договора, поэтому работнику необходимо обратиться в указанный орган для уточнения данного вопроса.

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в трех экземплярах (третий экземпляр — для органа, осуществляющего регистрацию таких договоров), каждый из которых подписывается сторонами (ст. 67 ТК РФ).

В трудовом договоре с работодателем — физическим лицом должны быть указаны стороны договора (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адреса работодателя и работника).

Довольно часто работодатель — физическое лицо оформляет трудовые отношения с работником в виде гражданско-правового договора, пытаясь тем самым (по мнению такого работодателя) не предоставлять гарантии работнику, предусмотренные ТК РФ, а также минимизировать налогообложение. При этом указанный договор не подлежит регистрации в органах местного самоуправления.

Однако если такой договор содержит признаки трудового договора (выполняемые работы, оказываемые услуги и выплаты по такому договору имеют системный, периодический характер и другие), то в спорных ситуациях судебные органы могут признать такой договор трудовым со всеми вытекающими последствиями.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что основным документом, подтверждающим работу у работодателей — физических лиц, является трудовой договор. Именно поэтому важно регистрировать договоры в органах местного самоуправления. В случае потери работником трудового договора при необходимости он может обратиться к работодателю или в орган местного самоуправления, где договор был зарегистрирован.

Приведем примерную форму трудового договора, заключаемого физическим лицом — работодателем с работником.

Пример.

Гражданка Российской Федерации Смирнова С.С. наняла на работу сиделку для ухода за больной матерью Овечкину О.О., с которой был заключен трудовой договор на неопределенный срок.

Предыдущая26272829303132333435363738394041Следующая

Дата добавления: 2014-12-16; просмотров: 328;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Работодатель — Физическое лицо (гражданин)

В качестве работодателя может выступать любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности

Организация может быть работодателем, если она отвечает признакам юридического лица.

Согласно статье 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, как коммерческие, так и некоммерческие.

С момента государственной регистрации юридическое лицо считается созданным, т.е. обладает трудовой правосубъектностью юридического лица.

Государственная регистрация юридического лица в соответствии со ст. 51 ГК РФ осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".

Важным изменением, появившимся в новой редакции ТК РФ, стало расширение перечня субъектов, наделенных правом выступать в качестве работодателей в трудовых отношениях.

Теперь в ст. 20 ТК РФ появилось понятие "работодатель — индивидуальный предприниматель", на которые возлагаются почти все права и обязанности организаций-работодателей, и "работодатель — физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем".

Клерк.Ру > Юридический отдел > Правовая помощь > Может ли физическое лицо не ИП быть работодателем?

Просмотр полной версии : Может ли физическое лицо не ИП быть работодателем?

Может ли физическое лицо не ИП быть работодателем?

Может, конечно.

ст.

20 ТрК

Для целей настоящего Кодекса работодателями — физическими лицами признаются:
физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (далее — работодатели — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями).

У нас не домашнее хозяйство :-(.
Может ли физическое лицо НЕ ИП быть работодателем и заключить трудовые договора с другими физическими лицами для выполнения каких-либо проектных работ (не лицензируются).

ИМХО — нет, не может.

Асёнка, а непременно нужны трудовые? Выполнение работ чем не устраивает?

Именно трудовые или нет не принципиально. Если можно какой-то другой договор с физ лицами-проектировщиками, то подскажите, пожалуйста, какой?

оказания услуг, выполнения ПИР. И не спрашивайте, в чем разница — на этом форуме копья по этом поводу ломались бессчетное количество раз.

Что такое ПИР?
В чем разница трудового договора и договора оказания услуг(если имеется в виду гражданско-правовой договор) я не спрашиваю, сама знаю.
А не будет ли считаться такой договор оказания услуг предпринимательской деятельностью с моей стороны ведь я не ИП и проект будет далеко не для моих личных нужд?

Более того, мне самой за него заплатят, а я, вроде как руководитель проектной группы, должна нанять сотрудников для реализации этого проекта.

… должна нанять сотрудников для реализации этого проекта. Если Вы не хотите, чтобы работники заключали договора непосредственно с заказчиком, это предпринимательская деятельность, со всеми вытекающими последствиями, причем, ИМХО, без вариантов.

Заказчик хочет заключить договор только со мной как с руководителем проектной группы, но все работники должны работать у меня по договору официально, так как будут ставить свои подписи на проектах (требования заказчика). А я вот не ИП, неужели нет возможности заключить договор оказания услуг?

LegO NSK

06.02.2008, 19:18

А зарегистрироваться в качестве ИП проблема? Глядишь, и по налогам выиграете. Или не-ИП не преследует цели, связанные с уплатой/неуплатой налогов? ��

Или не-ИП не преследует цели, связанные с уплатой/неуплатой налогов?
Налоги все заплатить готовы какие нужно

А зарегистрироваться в качестве ИП проблема?
Просто не могу понять для себя целесообразно ли это для одного только проекта, регулярной предпринимательской деятельностью заниматься не собираюсь.

Глядишь, и по налогам выиграете
А в чем выигрыш? Я заплачу НДФЛ с той суммы, которую мне заплатит заказчик, ЕСН 26% с зарплаты работникам, а работники, соответственно, свой НДФЛ? Подскажите, пожалуйста, я не спец в этом, могу и не знать чего-то?

LegO NSK

06.02.2008, 19:38

А Вы зарегистрируйтесь и перейдите на УСН.

1) Вариант А. Упрощенка 6 % с доходов + 14 % ОПС с зарплаты работников. При расчете УСН из неё будет вычитаться ОПС (но не более 50%).

2) Вариант Б. Упрощенка 15 % с "прибыли" (доход — расход)+ 14 % ОПС.

Считаете, какая УСН Вам выгоднее.

LegO NSK, большое спасибо за совет, так, наверное выгоднее.
Но вот с этим так и не разобралась:

Заказчик хочет заключить договор только со мной как с руководителем проектной группы, но все работники должны работать у меня по договору официально, так как будут ставить свои подписи на проектах (требования заказчика). А я вот не ИП, неужели нет возможности заключить договор оказания услуг?
Хочется понять правомерен ли такой вариант как со стороны гражданского кодекса, так и со стороны налогового?

LegO NSK

06.02.2008, 20:00

Заказчик заключит договор с ИП. У ИП есть работники, работающие по трудовому договору, уполномоченные ИП-ком ставить свои подписи на документах, связанных с исполнением договора с заказчиком (проектах и и т.п.). Усё в порядке, шефф… ��

LegO NSK, огромное спасибо, вариант с ИП я поняла — хорош!
А вот тоже самое только БЕЗ ИП, т.е. просто как физическое лицо я выступаю, правомерно ли с точки зрения гражданского и налогового кодекса?

LegO NSK

06.02.2008, 20:12

Как ФЛ Вы можете заключить договор гражданско-правового характера с заказчиком, тогда придется заплатить 13 % НДФЛ с доходов — расходы.

LegO NSK, а как ФЛ могу ли я заключить гражданско-правовые договора с другими ФЛ и платить им зарплату (и налоги, соответственно)?

LegO NSK

06.02.2008, 20:19

зарплата по договорам ГПХ платиться не может (это ведь не трудовой договор). Вознаграждение может.

П.С. ИП-работодателю в ПФ РФ регистрироваться самому не надо, а ФЛ — придется.
П.П.С. Почему цепляетесь за ФЛ?

LegO NSK

06.02.2008, 20:23

Кстати, у ФЛ будет ЕСН, а у ИП на УСН нет. Почувствуйте разницу ��

Почему цепляетесь за ФЛ?
Одну сделку проведем, а потом все время отчитыватся придется, а деятельности не будет.
Выгода ИП понятна, но как ни странно вопрос налогов тут не первоочередной (свои нюансы есть :))

Так все-таки ФЛ может платить вознаграждение другим физ. лицам по договорам ГПХ получается?

LegO NSK

06.02.2008, 20:37

Все время? Открыли ИП, закрыли ИП ��

Всё-таки может. А в чем сомнение?

Сомнение потому-что, не могу найти прямого указания в законах на возможность этого, ведь все регистрируются ИП не просто так…

LegO NSK

06.02.2008, 20:51

НК РФ, ЕСН
Статья 235. Налогоплательщики
1. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам:
организации,
индивидуальные предприниматели;
физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

Статья 236. Объект налогообложения
1. Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса), а также по авторским договорам.
Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

С налогами понятно, спасибо.
А с точки зрения гражданского кодекса не будет ли это незаконной предпринимательской деятельностью, там ведь тоже штрафы немаленькие?

LegO NSK

06.02.2008, 21:06

Если доход до 250 000 — штраф по ч.1 ст.14.1 КоАП РФ.
Если больше 250 000 — ст.171 УК РФ.

Насчет незаконной ПД — у Вас будет систематическое выполнение работ (оказание услуг) и получение дохода?

Нет, не систематическая. Один проект и одна выплата всем работающим и одна оплата от заказчика.

LegO NSK

06.02.2008, 21:21

Можно я уже спать пойду?

Значение Общественной палаты РФ в процессе развития гражданского общества в РФ

Больше нечего сказать ��

Асёнка, не дублируйте вопросы! Вторая Ваша тема закрыта.
Зарегистрируйте ИП, это будет проще. Потому что физлицо хоть и может нанять работников без регистрации ИП, но это мало у нас в стране используется, поэтому государственные органы могут впадать в ступор от самого факта такого договора ��
Потом закроете ИП и всего делов. А может потом еще пригодится регистрация как ИП

ИП-работодателю в ПФ РФ регистрироваться самому не надо
Почему?

Асёнка, вы можете не становиться ИП, не проблема, только как вам уже сказали, сумма налога будет больше.

Кроме того, вы можете возглавлять группу исполнителей, и для этого не нужно вам их нанимать.

Короче: заключаете с заказчиком договор ГПХ, многосторонний. В нем участвуют заказчик и вы + каждый член вашей группы. Определяете цену договора, сроки и порядок оплаты, и указываете, что распределение денег между исполнителями происходит при подписании заказчиком акта выполненных работ. В актах будете писать: заказчик работу принял, к оплате 100 руб, в т.ч.

40 руб Ивановой, 15 руб Кацу, 20 руб Георгадзе и т.д. Подписываете акты передачи ден.средств, если расчет наличными.

Ваш заказчик юр.лицо ? Значит НДФЛ он удержит сам.

Тримм,
Кроме того, вы можете возглавлять группу исполнителей, и для этого не нужно вам их нанимать.

Короче: заключаете с заказчиком договор ГПХ, многосторонний. В нем участвуют заказчик и вы + каждый член вашей группы. Определяете цену договора, сроки и порядок оплаты, и указываете, что распределение денег между исполнителями происходит при подписании заказчиком акта выполненных работ. В актах будете писать: заказчик работу принял, к оплате 100 руб, в т.ч. 40 руб Ивановой, 15 руб Кацу, 20 руб Георгадзе и т.д. Подписываете акты передачи ден.средств, если расчет наличными.

Ваш заказчик юр.лицо ? Значит НДФЛ он удержит сам.
Очень интересно!
А ЕСН я в таком случае не буду платить получается, заказчик юр. лицо и ЕСН и НДФЛ он заплатит сам?
Расчет будет безналичным путем. Можно ли подписать акт по вашей схеме, а деньги перечислить только мне как руководителю? Я уже потом раздам людям или перечисление должно быть каждому конкретному человеку (что нас не устраивает)?

ЕСН будет платить заказчик, это его налог. НДФЛ заказчик будет удерживать и платить как налоговый агент. Деньги можно перечислять вам все, но в многостороннем договоре все ваши сотрудники должны обязательно написать, что деньги перечисляются на ваши реквизиты.

Распределение дохода в акте должно быть обязательно, иначе весь доход будет ваш и НДФЛ удержат именно с вас. Заказчику это все равно.

Но я бы рекомендовал, если вам группа доверяет, им тоже что-то платить по договору, хотя бы символически. А вы будете делить уже чистые деньги.

И еще — если ваш заказчик таких многосторонних договоров ранее не делал, он может кобениться. Не обращайте внимания.

Но я бы рекомендовал, если вам группа доверяет, им тоже что-то платить по договору, хотя бы символически.
это в нашей ситуации неприемлимо,

а вот это вполне устраивает

Деньги можно перечислять вам все, но в многостороннем договоре все ваши сотрудники должны обязательно написать, что деньги перечисляются на ваши реквизиты.
а в данном варианте мы же тоже чистые деньги поделим, все налоги будут уже заплачены или нет и я что-то не поняла?

LegO NSK

07.02.2008, 18:34

Почему?

Да, прокосячил, пардон меня…. Как работодателю придется регистрироваться.

LegO NSK

07.02.2008, 18:36

Асёнка, ещё есть вариант, когда заказчик имеет взаимоотношения только с Вами. Вы — с первым исполнителем. Первый исполнитель — со вторым… Сто пятый — со сто шестым… Простая такая схема работы… ��

Вы каким документом будет подтверждать раздачу денюжков?

это в нашей ситуации неприемлимо,

К сожалению, вы не раскрываете детали своей ситуации, но косвенно мне представляется, что вы хотите единолично контактировать с заказчиком, грузить свою группу и делить доходы по собственному усмотрению.

Т.е. вы хотите быть работодателем. По сути.

Выберите, чесслово, самый внятный и простой вариант — ИП. И нанимайте кого хотите на здоровье.

Powered by vBulletin® Version 4.2.1 Copyright © 2018 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot

СТ 303 ТК РФ.

При заключении трудового договора с работодателем — физическим лицом работник
обязуется выполнять не запрещенную настоящим Кодексом или иным федеральным законом работу,
определенную этим договором.

В письменный трудовой договор в обязательном порядке включаются все условия,
существенные для работника и для работодателя.

Работодатель — физическое лицо обязан:
оформить трудовой договор с работником в письменной форме;

  • уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами;
  • оформлять страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые.

Работодатель — физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, также
обязан в уведомительном порядке зарегистрировать трудовой договор с работником в органе
местного самоуправления по месту своего жительства (в соответствии с регистрацией).

Комментарий к Ст. 303 Трудового кодекса РФ

1. Физические лица (российские граждане, иностранцы, лица без гражданства) могут выступать в качестве работодателей, заключая с работниками трудовые договоры и вступая с ними в трудовые правоотношения. Нанимать работников физические лица могут в предпринимательских (коммерческих) целях, при осуществлении профессиональной деятельности (частные нотариусы, адвокаты) и в целях личного обслуживания и ведения домашнего хозяйства (работники нанимаются в качестве няни, воспитателя, секретаря, повара, уборщицы, прачки, садовника, сторожа и т.п.). О статусе работодателей — физических лиц см. ст. 20 ТК РФ и комментарий к ней.

2. В отличие от организаций физические лица реализуют работодательскую правосубъектность, как правило, сами, своими личными действиями, а не через представителей. Они от своего имени заключают трудовые договоры и оформляют прием на работу, сами осуществляют дисциплинарные полномочия и увольняют работников, хотя при большом количестве наемных работников индивидуальные предприниматели могут поручить ведение кадровой работы соответствующим специалистам.

Заключение трудового договора с работодателями — физическими лицами имеет свои особенности, хотя требования к форме трудового договора и общие правила приема на работу такие же, как у юридических лиц.

Трудовой договор должен быть заключен в письменной форме и содержать все условия, существенные для работника и работодателя: о месте работы, дате начала работы, трудовой функции, правах и обязанностях работника и работодателя, режиме труда и отдыха, об условиях труда, о заработной плате и др. В трудовой договор могут быть включены условия о сроке договора, об испытательном сроке, о дополнительных основаниях прекращения трудового договора, о компенсационных выплатах при увольнении, о неразглашении охраняемой законом тайны и др.

Трудовой договор должен заключаться в двух экземплярах, а при необходимости его регистрации (для работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) — в трех экземплярах: для работника, работодателя и органа, осуществляющего регистрацию таких договоров.

3. Трудовой кодекс допускает существенные отступления от общих правил в отношении содержания трудового договора:

а) трудовая функция может определяться не традиционным способом в виде наименования специальности, квалификации, должности, а путем указания на любую не запрещенную законом работу.

В трудовом договоре достаточно перечислить виды работ, которые будут поручаться работнику, причем эти работы могут составлять содержание разных профессий и должностей;

б) при отсутствии правил внутреннего трудового распорядка у работодателей, не являющихся индивидуальными предпринимателями, обязательным условием трудового договора становится условие о режиме труда и отдыха;

в) в трудовом договоре можно устанавливать дополнительные по сравнению с федеральными законами основания прекращения трудового договора, о чем свидетельствует ст.

Работодатель — физическое лицо. Комментарии к изменениям в ТК РФ.

307 ТК;

г) работодатели — физические лица могут сами устанавливать сроки предупреждения об увольнении, случаи и размеры выходного пособия при прекращении трудового договора, иные компенсационные выплаты (см. ст. 307 ТК РФ и комментарий к ней).

Возможность изменять по соглашению сторон общие правила трудового законодательства носит ограниченный характер. В случаях, не предусмотренных статьями гл. 48 ТК РФ, в трудовой договор нельзя вносить условия, снижающие уровень гарантий для работников. Например, нельзя изменить правила о защите персональных данных работника, основания и порядок привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности, государственные гарантии в сфере оплаты труда.

4. Для работодателей — физических лиц, заключающих трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства, установлена дополнительная обязанность — регистрировать трудовые договоры в органах местного самоуправления по месту своего жительства. Регистрация носит уведомительный характер, поэтому ее отсутствие не делает трудовой договор недействительным. Основная цель такой регистрации — проверка соответствия договоров трудовому законодательству. Поскольку такие работодатели не ведут на своих работников трудовые книжки, документом, подтверждающим период работы у работодателя — физического лица, является трудовой договор (см. ст. 309 ТК РФ и комментарий к ней).

Порядок регистрации не определен ни ТК РФ, ни какими-либо иными федеральными нормативными правовыми актами, поэтому органы местного самоуправления принимают по данному вопросу собственные акты.

Регистрация трудовых договоров осуществляется путем внесения соответствующей записи в книгу регистрации трудовых договоров и проставления штампа о регистрации на первой странице всех представленных экземпляров трудового договора.

Законодатель также устанавливает требование зарегистрировать факт прекращения трудового договора в органе местного самоуправления, в котором был зарегистрирован этот трудовой договор (см. ст. 307 ТК РФ и комментарий к ней).

5. Кроме обязанности работодателя оформить трудовой договор, в комментируемой статье зафиксированы еще две: 1) уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, определяемых федеральным законодательством; 2) оформлять страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые. Для уплаты страховых взносов работодатели обязаны зарегистрироваться в качестве страхователя в органах Фонда социального страхования РФ и Пенсионного фонда РФ.

6. Работодатели — физические лица (кроме работодателей, принимающих работников в целях личного обслуживания и ведения домашнего хозяйства) обязаны вести трудовые книжки (см. ст. 309 и комментарий к ней).

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.

N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в отношении условий труда работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, специальная оценка не проводится.

Другой комментарий к Статье 303 ТК РФ

Все статьи Регистрация трудовых договоров с работодателями — физическими лицами (Попов Р.)

В соответствии со ст. 303 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) <1> работодатель — физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, обязан в уведомительном порядке зарегистрировать трудовой договор с работником в органе местного самоуправления по месту своего жительства (в соответствии с регистрацией). Соответственно, на органы местного самоуправления возлагается обязанность по разработке положений о регистрации трудовых договоров.
———————————
<1> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

В литературе выделяются следующие цели регистрации трудовых договоров <2>:
— обеспечение соблюдения гарантий трудовых прав работников, установленных трудовым законодательством, и выявления условий договоров, ухудшающих положение работников по сравнению с требованиями трудового законодательства;
— создание единой информационной базы для обеспечения подтверждения фактов заключения трудовых договоров, их условий (в том числе сроков для последующего подтверждения трудового стажа работников);
— оказание сторонам трудового договора консультативной помощи по применению положений трудового законодательств;
— учет общей численности работодателей — физических лиц и работников.
———————————
<2> Иванова Т.С. Регистрация трудовых договоров // Трудовое право. 2010. N 4. С. 45 — 53.

Анализ действующих положений о регистрации трудовых договоров различных муниципалитетов показывает, что данные положения часто содержат нормы, противоречащие действующему федеральному законодательству. Так, например, одним из наиболее часто встречающихся требований к представляемым на регистрацию трудовым договорам является их представление в трех, четырех, пяти и даже большем количестве экземпляров <3>. Данное требование муниципальных правовых актов противоречит ст. 67 ТК РФ, в соответствии с которой трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. В этой связи формулировки, аналогичные «работодатель обязан представить на регистрацию подлинники трудовых договоров в 3 экз.» или «для регистрации работодатель представляет трудовой договор, подписанный сторонами, в пяти экземплярах», вполне можно признать противоречащими федеральному законодательству.
———————————
<3> См., например: Решение Совета депутатов городского округа Котельники МО от 23.12.2009 N 25/4 «Об утверждении Положения о порядке регистрации трудовых договоров работодателей — физических лиц с работниками в городском округе Котельники Московской области» // Котельники сегодня. 2009. N 52; Постановление администрации Люберецкого муниципального района МО от 17.03.2011 N 460-ПА «Об утверждении Положения о порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых между работниками и работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями» // Люберецкая панорама. 2011. N 10; Решение муниципального Собрания Свиблово в г. Москве от 26.02.2009 N 2/8 «Об утверждении Положения о порядке регистрации трудовых договоров, заключенных между работниками и работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями и проживающими на территории внутригородского муниципального образования Свиблово в городе Москве» // Свиблово. 2009. 10 марта; Постановление главы Каширского муниципального района МО от 09.10.2006 N 185-пг «О регистрации трудовых договоров работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями» // Каширские известия. 2006. N 84 и др.

Следует, впрочем, отметить, что ряд муниципальных положений о порядке регистрации трудовых договоров отвечает требованиям федерального законодательства и не содержит условий об обязательности предоставления излишнего количества экземпляров трудовых договоров <4>.
———————————
<4> См., например: Постановление главы Пушкинского района МО от 21.01.2005 N 76 «О порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работниками с работодателями — физическими лицами» // Маяк.

2005. N 19-20.

Значительное количество муниципальных положений о порядке регистрации трудовых договоров содержит требования к форме трудовых договоров, не предусмотренные действующим федеральным законодательством. Так, например, в некоторых муниципалитетах предъявляются требования об обязательности предоставления на регистрацию только пронумерованных и прошнурованных трудовых договоров <5>.
———————————
<5> См., например: Постановление главы Балашихинского района МО от 29.10.2004 N 1542 «О порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работниками с работодателями — физическими лицами на территории Балашихинского района».

Довольно большое разнообразие формулировок встречается в муниципальных положениях, регламентирующих порядок регистрации трудовых договоров, в отношении ситуации, при которой на регистрацию в орган местного самоуправления представляется трудовой договор, не соответствующий по каким-либо причинам нормам действующего законодательства. В этом случае муниципальными правовыми актами предусматриваются различные варианты поведения, которые можно условно разделить на следующие группы:
1) работодателю будет отказано в регистрации в случае нарушения установленных федеральным законодательством гарантий. В муниципальных нормативных актах встречаются следующие формулировки: «Отдел имеет право отказать в регистрации трудового договора, содержащего условия, снижающие уровень прав и гарантий работника, установленных трудовым законодательством» <6>. Данные положения представляются противоречащими ст. 303 ТК РФ, поскольку указанная статья устанавливает уведомительный порядок регистрации трудовых договоров и не предусматривает возможность экспертизы, итогом которой может стать отказ в регистрации;
2) отказ в регистрации трудовых договоров до устранения нарушений, послуживших основанием для такого отказа: «Управление имеет право отказать в регистрации трудового договора, в котором уровень прав и гарантий работника ниже, чем установлено трудовым законодательством, до устранения выявленных нарушений» <7>. Положения нормативных актов, которые могут быть отнесены к данной группе, также можно считать противоречащими федеральному законодательству по изложенным выше причинам. В некоторых муниципалитетах даже устанавливается возможность обжаловать отказ в регистрации трудовых договоров в органах государственной власти <8>, а в других регламентируется срок, в течение которого работодатель обязан устранить нарушения;
3) регистрация всех трудовых договоров без их правовой экспертизы и без оснований для отказа в регистрации <9>;
4) к данной группе можно отнести нормативные акты тех муниципалитетов, положениями которых органам местного самоуправления предписывается выдавать рекомендации по устранению нарушений законодательства в представленном на регистрацию трудовом договоре, а в случае неустранения таких нарушений в добровольном порядке передавать материалы в трудовую инспекцию или прокуратуру: «В случае выявления специалистами отдела нарушений действующего законодательства о труде материалы передаются в Государственную инспекцию труда в Московской области или в прокуратуру г. Одинцово» <10>; «В ходе регистрации условия договора проверяются с точки зрения их соответствия требованиям законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. При наличии замечаний работодателю даются рекомендации о необходимости изменения условий, устанавливающих уровень прав работника ниже законодательно гарантируемых. В случае отказа устранить выявленные нарушения копии материалов передаются в Домодедовскую городскую прокуратуру или Государственную инспекцию труда в Московской области» <11>.
———————————
<6> Постановление главы г. Черноголовки Ногинского района МО от 17.04.2002 N 190 «Об обязательной регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателями — физическими лицами» // Черноголовская газета. 2002. N 9.
<7> Постановление главы г. Долгопрудного МО от 30.07.2003 N 559-ПГ «О Порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работниками с работодателями — физическими лицами».
<8> Постановление главы городского округа Дзержинский МО от 16.10.2009 N 723-ПГД «О порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работниками с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями» // Угрешские вести. 2009. N 44.
<9> Решение городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 22.11.2006 N 479/25-06-3 «Об утверждении Положения «О регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, с работником» // Южно-Сахалинск сегодня. 2006. N 97 (327).
<10> Постановление главы Одинцовского района МО от 27.06.2002 N 1418 «О порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работниками с работодателями — физическими лицами».
<11> Постановление главы Домодедовского района МО от 20.06.2002 N 1530 «О Порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работниками с работодателями — физическими лицами».

Нормативные акты, относящиеся к четвертой группе, являются, на наш взгляд, наиболее правильными. С одной стороны, они не противоречат действующему законодательству в части установления уведомительного характера регистрации трудовых договоров, а с другой — позволяют обеспечить надлежащий уровень защиты прав граждан, вступающих в трудовые правоотношения.
В рассматриваемых положениях о порядке регистрации трудовых договоров также весьма значительно отличается срок представления таких договоров в уполномоченный орган местного самоуправления для регистрации. Указанный срок колеблется в зависимости от муниципалитета и может составлять от десяти дней <12> до одного месяца <13>. В определении периода, который требуется органам местного самоуправления для регистрации трудовых договоров, также нет единообразия (в случае, если он установлен). Такой срок может составлять два дня <14>, три дня <15> или быть неопределенным <16>. В данном случае считаем необходимым внесение определенных изменений в законодательство.

ГЛАВА 9. РАБОТОДАТЕЛЬ — ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО (ГРАЖДАНИН)

Во-первых, негативным образом на правоприменении сказывается отсутствие установленных сроков для представления трудовых договоров на регистрацию, а также продолжительность их регистрации. Во-вторых, законодательством закреплена только необходимость государственной регистрации договора, но не соглашений о его расторжении. Несмотря на то что данный пробел муниципалитеты восстанавливают самостоятельно, соответствующие положения нормативных актов органов местного самоуправления вполне можно рассматривать как недействительные, поскольку ТК РФ соответствующую обязанность работодателя не закрепляет.
———————————
<12> Постановление главы Красногорского района МО от 02.04.2002 N 348/4 «О порядке регистрации трудовых договоров работников, работающих у работодателей — физических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования «Красногорский район» // Красногорские вести. 2002. N 39.
<13> Постановление главы г. Пущино МО от 17.10.2002 N 373 «Об упорядочении процесса регистрации трудовых договоров, заключаемых работниками с работодателями — физическими лицами» // Пущинская среда. 2002. N 43.
<14> Решение муниципального Собрания Лефортово в г. Москве от 28.12.2009 N 71 «О порядке регистрации в муниципалитете внутригородского муниципального образования Лефортово в городе Москве трудовых договоров, заключаемых работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, с работниками» // Муниципальный вестник Лефортово. 2009. N 11.
<15> Решение муниципального Собрания Свиблово в г. Москве от 26.02.2009 N 2/8 «Об утверждении Положения о порядке регистрации трудовых договоров, заключенных между работниками и работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями и проживающими на территории внутригородского муниципального образования Свиблово в городе Москве» // Свиблово. 2009. 10 марта.
<16> Соответствующий срок не установлен большинством из рассматриваемых нами муниципалитетов.

Литература

1. Иванова Т.С. Регистрация трудовых договоров // Трудовое право. 2010. N 4. С. 45 — 53.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Работодатель — физическое лицо — Словарь финансовых и юридических терминов

Контрольная работа (буквы а-ж, з-с, т-я) Зачетные вопросы

1 …   30   31   32   33   34   35   36   37   38

Работодатель — физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, обязан:

а) оформить трудовой договор и зарегистрировать его в органах местного самоуправления;

б) уплачивать страховые взносы и другие платежи;

в) оформить страховые свидетельства государственного пенсионного фонда;

г) вести трудовые книжки;

д) вести личные дела.

  1. Об изменении оговоренных сторонами условий трудового договора работодатель – физическое лицо – в письменной форме предупреждает работника не менее чем:

а) за 7 дней;

б) за 10 дней;

в) за 14 дней.

  1. Документом, подтверждающим время работы у работодателя – физического лица, является:

а) трудовая книжка;

б) трудовой договор;

в) приказ о приеме на работу.

  1. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена:

а) приговором суда;

б) по медицинским показаниям;

в) по решению профсоюзов;

г) отсутствием соответствующего диплома об образовании.

  1. Замещение всех должностей научно – педагогических работников в высшем учебном заведении производится по трудовому договору, заключенному на срок:

а) 1 год;

б) до 3 лет;

в) до 5 лет.

  1. Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени:

а) не более 32 часов в неделю;

б) не более 34 часов в неделю;

в) не более 36 часов в неделю;

г) установлена общая для всех продолжительность рабочего времени.

  1. Педагогическим работникам образовательного учреждения предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью:

а) от 28 до 35 дней;

б) от 42 до 56 дней;

в) от 46 до 70 дней;

г) их отпуск по продолжительности ничем не отличается от остальных категорий работников.

  1. С работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за рубежом, заключается трудовой договор на срок до:

а) 1 год;

б) 3 года;

в) 5 лет.

  1. Трудовой договор между работником и религиозной организацией может заключаться:

а) на определенный срок;

б) на неопределенный срок;

в) необходимость заключения подобного договора нормативно вообще никак не регламентирована.

  1. Основными способами защиты трудовых прав и законных интересов работников являются:

а) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;

б) защита трудовых прав работников профессиональными союзами;

в) защита трудовых прав судом;

г) самозащита работниками трудовых прав.

  1. Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями:

а) профсоюза;

б) государства;

в) работника.

  1. Государственные инспекторы труда инспектируют:

а) только государственные предприятия, учреждения и организации;

б) только частные предприятия, учреждения и организации;

в) все предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности.

  1. За зашитой своих трудовых прав работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам:

а) в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права;

б) в шестимесячный срок;

в) в течении одного года;

г) в месячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права;

  1. В какой срок комиссия по трудовым спорам должна рассмотреть индивидуальный трудовой договор:

а) в течении 7 дней;

б) в течении 10 дней;

в) в течении 14 дней;

г) в месячный срок.

  1. Комиссия по трудовым спорам должна принимать свои решения:

а) открытым голосованием;

б) тайным голосованием.

  1. Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано:

а) в профсоюзной организации;

б) в суде;

в) в органах местного самоуправления.

  1. Имеет ли право работник, минуя комиссию по трудовым спорам, обратиться за защитой своих прав в суде:

а) нет;

б) да;

в) да, только после письменного уведомления об этом работодателя.

  1. Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником вреда, причиненного организации:

а) в течении 1 месяца со дня обнаружения причиненного вреда;

б) в течении 6 месяцев со дня обнаружения причиненного вреда;

в) в течении 1 года со дня обнаружения причиненного вреда.

  1. При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов:

а) нет;

б) да;

в) частично.

  1. Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника подлежит исполнению:

а) через 3 дня;

б) через 7 дней;

в) немедленно.

  1. Забастовка – это:

а) коллективная неявка на работу;

б) временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей в целях разрешения коллективного трудового спора;

в) отказ работников работать при невыплате заработной платы.

1   …   30   31   32   33   34   35   36   37   38

Похожие:

Инструкция
instryktsiya.ru

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *