Руководитель организации

Posted On 22.04.2018

Руководитель организации

РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ (англ. chief of organization, director) — по законодательству РФ о бухгалтерском учете руководитель исполнительного органаорганизации либо лицо, ответственное за ведение дел организации. Обычно понятием «Р.о.» обозначают лицо, которое без доверенности действует от имениорганизации, представляет ее интересы, распоряжается имуществом, заключает договоры, в т.ч. трудовые, выдает доверенности, открывает в кредитных организациях расчетный и др. счета, является распорядителем кредитов, утверждает штаты, издает локальные акты управления (приказы, указания и др.), обязательные для всех работников.

Название должности Р.о. может быть различным -директор, генеральный директор, президент, председатель правления и т.п. Главное здесь — наличие юридического статуса Р.о., которое обусловлено фактом занятия руководящей должности в исполнительном органе. В свою очередь, занятие руководящей должности может быть основано на законе, ином правовом акте или учредительных документахюридического лица и должно быть оформлено в порядке, установленном законодательством РФ о труде.

Чтобы определить, является ли лицо Р.о., необходимо проанализировать правовое положение соответствующей разновидности организаций. Напр., в соответствии со ст. 17 ФЗ «О производственных кооперативах»** исполнительным органомкооператива с числом членов более 10 является правление кооператива, которое возглавляет председатель. Таким образом, председатель кооператива является его руководителем в контексте законодательства о бухгалтерском учете. Законодательство о некоммерческих организациях, в частности ст. 116-123 ГК РФ*, ФЗ «О некоммерческих организациях»**, четко не определяет конкретные исполнительные органы данных организаций, устанавливая лишь, что исполнительный орган здесь может быть коллегиальным или единоличным. Поэтому конкретное лицо, возглавляющее коллегиальный исполнительный органнекоммерческой организации или являющееся ее единоличным исполнительным органом, определяется по правилам, установленным учредительными документами соответствующей организации.

Лицом, ответственным за ведение дел организации, может быть, напр., лицо, на которое эти функции возложены законодательством, учредительными документамиорганизации или локальными решениями (приказом о возложении обязанностей генерального директора компании на др. лицо на период отпуска генерального директора или продолжительной болезни). Другим примером может служить порядок ведения дел в полном товариществе, определяемый ст. 71 и 72 ГК РФ. Каждый участникполного товарищества вправе действовать от его имени, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам. При совместном ведении дел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуется согласие всех участниковтоварищества. Если ведение дел товарищества поручается его участниками одному или некоторым из них, то остальные участники для совершения сделок от именитоварищества должны иметь доверенность от участника (участников), на которого возложено ведение дел товарищества. Таким образом, в качестве лица, ответственного за ведение дел полного товарищества, может рассматриваться любое физическое лицо — участниктоварищества, уполномоченное на ведение его дел, а если такое полномочие не предусмотрено учредительным договором, то любое физическое лицо — участниктоварищества, фактически действующее от его имени.

В товариществе на вере (коммандитном товариществе) ведение его дел осуществляют только полные товарищи (см. ст. 84 ГК РФ). Порядок ведения дел товарищества на вере полными товарищами устанавливается ими по правилам ГК РФ о полном товариществе (см. подр: Комментарий к Федеральному закону «О бухгалтерском учете». Под ред. М.Ю. Тихомирова. — М., 1997).

Руководитель организации

физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами и (или) локальными нормативными актами организации (юридического лица) осуществляет функции единоличного исполнительного органа данной организации.

Руководитель является работником данной организации (в том числе руководитель, являющийся единственным учредителем коммерческой организации), а также представителем организации и обеспечивает трудовую деятельность других работников, представляет организацию в социально-партнерских, в других внутренних или внешних отношениях.

Трудовой кодекс РФ устанавливает особенности применения труда руководителя организации. Правовое положение руководителей государственных или муниципальных предприятий определяется также федеральным законодательством о государственных и муниципальных предприятиях, типовыми договорами.

Руководитель организации

Работодателем для таких руководителей является соответствующий государственный или муниципальный орган, осуществляющий функции собственника указанных предприятий.

Оцените определение:

РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ

физическое лицо, которое в соответствии с тК Рф, другими фЗ и иными нормативными правовыми актами Рф, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Рф, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст.

273 тК Рф). в соответствии со ст. 53 ГК Рф Р. о. являются лицами, которые по договору исполняют функции органа юридического лица, реализуют от его имени гражданские права и обязанности. тК Рф закрепил 2 критерия, характеризующих правовое положение Р. о.: является работником, выполняющим особую трудовую функцию согласно заключенному с ним трудовому договору; реализует компетенции юридического лица в гражданском обороте, т. е. осуществляет деятельность, которая регулируется нормами не только трудового, но и гражданского права. Положения гл. 43 тК Рф распространяются на руководителей всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда: Р. о. является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества; управление организацией осуществляется по договору с др. организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим). Права и обязанности Р. о. в области трудовых отношений определяются тК Рф, законами и иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации, трудовым договором (ст. 274 тК Рф). трудовой договор с Р. о. заключается на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон. Как правило, в трудовых договорах с Р. о. закрепляется принцип единоначалия. Р. о. имеет право: самостоятельно решать вопросы, касающиеся деятельности организации, за исключением вопросов, отнесенных законодательством к ведению иных органов; организовывать работу; действовать без доверенности от имени организации; представлять интересы организации на территории Рф и за ее пределами; распоряжаться имуществом организации; заключать договоры, в т. ч. трудовые; выдавать доверенности; совершать иные юридические действия; открывать в банках расчетные и др. счета; утверждать штатное расписание и иные локальные акты. Р. о. делегирует часть своих прав заместителям, издает приказы, выносит дисциплинарные взыскания, утверждает положения о представительствах и филиалах и т. д. в трудовой договор с Р. о. могут быть включены и др. полномочия и обязанности, основанные на учредительных документах и соответствующие трудовому законодательству. Р. о. может занимать оплачиваемые должности в др. организациях (работать по совместительству) только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа). Р. о. не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации (ст. 276 тК Рф). Трудовой договор с Р. о. может быть расторгнут по следующим основаниям: в связи с отстранением от должности Р. о. в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве); в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо лицом (органом), уполномоченным собственником, решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Рф; по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором (ст. 279 тК Рф). Р. о. имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее чем за 1 месяц (ст. 280 тК Рф).

Оцените определение:

Статья 273. Общие положения.

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Руководитель организации — физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Положения настоящей главы распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно — правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда:
руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества;
управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).
Комментарий к статье 273
В соответствии с гражданским законодательством субъектами гражданского права могут быть юридические лица и граждане.
Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (статья 53 ГК РФ).
Руководители организаций и являются теми лицами, которые по договору исполняют функции органа юридического лица, реализуют от его имени гражданские права и обязанности.
Комментируемая статья определяет, какой договор должен быть заключен с работниками, осуществляющими функции органа юридического лица, и какими нормами права такой договор должен регулироваться.
В настоящее время в различных организациях руководители называются по-разному, в зависимости от организационно — правовой формы юридического лица, терминологии учредительных документов и др. Так, Гражданский кодекс оперирует категорией «орган юридического лица» (статья 53 ГК) и «единоличный исполнительный орган» (статьи 91 и 103 ГК).
Федеральный закон от 19 июня 1992 г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» говорит о «председателе правления потребительского общества» (статья 15). К числу органов управления сельскохозяйственным кооперативом Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации» относит «председателя кооператива» (статья 19).
В соответствии со статьей 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах» руководство текущей деятельностью общества осуществляется «единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором)» или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией).
Статья 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью» устанавливает, что единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества.
Управление деятельностью народного предприятия может осуществлять генеральный директор народного предприятия (статья 13 Федерального закона от 19 июля 1998 г. «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)».
Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным.

Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией (статья 30 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях»).
В системе высшего профессионального образования общее руководство деятельностью высшего учебного заведения осуществляется ректором (статья 12 Федерального закона от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).
Для того чтобы как-то упорядочить складывающуюся практику и закрепить правовое положение лица, осуществляющего функции органа юридического лица, законодатель ввел единый термин «руководитель организации».
Согласно Кодексу руководитель определяется как физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
Исходя из приведенного определения, можно сделать вывод о том, что кодекс закрепляет два основных критерия, характеризующие правовое положение руководителя организации.
Во-первых, он определяет, что руководитель организации является работником, состоящим в трудовых отношениях, выполняющим в соответствии с заключенным с ним трудовым договором особую трудовую функцию.
Во-вторых, законодатель характеризует и саму трудовую функцию руководителя организации.

В соответствии с кодексом она включает в себя реализацию компетенции юридического лица в гражданском обороте. То есть при исполнении своих трудовых обязанностей руководитель организации осуществляет деятельность, которая регулируется нормами не только трудового, но и гражданского права.
Именно эти особенности правового положения руководителя организации позволили законодателю установить особенности в правовом регулировании труда данной категории работников.
Кодекс устанавливает, что положения комментируемой главы распространяются на руководителей организаций любых организационно — правовых форм и форм собственности.
Данная норма означает, что с позиций трудового законодательства не имеет правового значения, какой организацией руководит работник: акционерным обществом, унитарным предприятием или сельскохозяйственным кооперативом. С ним должен быть заключен трудовой договор, на него распространяется действие общих гарантийных норм трудового права и норм комментируемой главы Кодекса.
Особенности правового положения руководителя организации, вытекающие из особенностей той или иной организационно — правовой формы юридического лица, должны закрепляться не в Трудовом кодексе, а в специальных федеральных законах, регулирующих деятельность того или иного вида юридического лица, в уставах и иных локальных нормативных актах организации.
Вместе с тем Кодекс прямо определяет случаи, когда действие комментируемой главы не распространяется на отношения, возникающие между руководителем и управляемой им организацией. Трудовой кодекс не регулирует данные отношения, если:
— руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества;
— управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).
Как видим, в обоих случаях не может идти речь о заключении трудового договора. Так, в том случае, когда руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, он не может сам с собой заключить трудовой договор, поскольку иных участников (членов, учредителей) у организации просто нет. Однако как только такое лицо решит передать свои директорские полномочия наемному менеджеру — возникнет необходимость заключения соответствующего договора.
Если же речь идет об управлении организацией по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим) — то в этом случае речь идет о заключении гражданско — правового договора между двумя субъектами гражданского права, один из которых (управляющая организация, индивидуальный предприниматель) должен обладать лицензией на осуществление данного вида деятельности. Трудовое законодательство не может урегулировать возникающие отношения.

Вернутся в раздел Комментарии к законам

Руководить — значит воспитывать (о роли руководителя учреждения (органа) УИС в организации воспитательной работы с личным составом)

Лебедев Г.П., ведущий научный сотрудник НИИ ФСИН России, кандидат философских наук, доцент.

В период реформирования уголовно-исполнительной системы решение проблем совершенствования ее кадрового обеспечения является непременным условием и важнейшим резервом повышения эффективности служебной деятельности как УИС в целом, так и ее отдельных служб и учреждений.

Современное общество желает видеть в персонале УИС людей с глубоким пониманием гражданского смысла и социальной значимости своей деятельности, прочными духовно-нравственными основами, обладающими высокой культурой поведения.

Необходимость улучшения системы воспитания работников УИС продиктована и выводами из анализа качественного состава кадров УИС, состояния служебной дисциплины и законности, ответственности работников за выполнение служебных обязанностей.

Воспитание работников УИС — это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, общественных и иных организаций, а также органов управления и должностных лиц ФСИН России по формированию и развитию личности работников в соответствии с требованиями создания современной системы исполнения наказаний, обеспечения готовности работников к выполнению служебных задач в интересах обеспечения законности и правопорядка. Проведение воспитательной работы с подчиненными является служебной обязанностью каждого руководителя.

Воспитательная работа в уголовно-исполнительной системе проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Министра юстиции и директора ФСИН России, а также Концепцией воспитания работников УИС и Приказом ФСИН России N 390 2006 г.

В этом Приказе руководителям территориальных органов и учреждений УИС предлагается:

  • считать проведение повседневной целенаправленной воспитательной работы с подчиненными важнейшей частью управленческой деятельности, приоритетным направлением, оказывающим непосредственное влияние на решение оперативно-служебных и производственно-хозяйственных задач;
  • возложить персональную ответственность за организацию и проведение воспитательной работы на начальников учреждений и органов ФСИН России, обеспечив при этом единство и согласованность участия в воспитательной работе всех структурных подразделений, личную ответственность руководителей всех уровней за воспитание подчиненных;
  • внести в должностные обязанности руководителей всех уровней соответствующие коррективы по организации и личному участию в воспитательной работе с подчиненными;
  • не реже одного раза в квартал на коллегиях и оперативных совещаниях при начальниках учреждений и органов рассматривать в прямой постановке вопросы проведения работы по выявлению уровня эффективности организации воспитательной работы, оценивая при этом непосредственное участие в ней руководителей и морально-психологическое состояние работников.

В связи с этим начальник учреждения (органа):

  • осуществляет руководство воспитательной работой и организацию системной работы в решении конкретных задач, направленных на поддержание законности и служебной дисциплины, здоровой морально-нравственной обстановки в служебных коллективах, оказание социальной помощи работникам и членам их семей;
  • представляет объективную информацию в вышестоящие органы управления о морально-психологическом состоянии и служебной дисциплине в подчиненных подразделениях и настроении работников;
  • проводит анализ и ставит задачи подчиненным должностным лицам, органам управления по содержанию, организации и проведению воспитательной работы;
  • осуществляет контроль качества выполнения поставленных задач по воспитанию работников, подводит итоги воспитательной работы, ставит задачи заместителям, начальникам отделов и служб, подразделений, сотрудникам органов воспитательной работы по ее совершенствованию.

Начальники отделов и служб:

  • осуществляют организацию воспитательной работы, представление объективной информации начальнику и его заместителю по кадрам и воспитательной работе о состоянии служебной дисциплины и морально-психологической обстановке в подчиненных подразделениях;
  • обеспечивают согласованность планирования служебной деятельности и воспитательной работы; использование в воспитательном процессе мероприятий по социальной защите работников, торжественных ритуалов и т.д.;
  • организуют мероприятия по поддержанию порядка, обеспечению безопасности службы, участвуют в мероприятиях информационно-пропагандистского обеспечения;
  • на основе анализа морально-психологического состояния работников вносят предложения по его укреплению и участвуют в их реализации;
  • лично участвуют в воспитательных мероприятиях, организации их проведения в подчиненных подразделениях;
  • добиваются, чтобы качество выполнения задач по организации воспитательной работы способствовало поддержанию высокого морально-психологического состояния и воспитанию работников <1>.

<1> Приказ ФСИН России N 390 2006 г.

Приложение N 1. С. 2.

В соответствии с требованиями Приказа ФСИН России N 390 2006 г. центром воспитательной работы с рядовым и младшим начальствующим составом является отдел, в котором они проходят службу, со средним и старшим начсоставом — учреждение, орган, с курсантами (слушателями) образовательных учреждений — учебное подразделение.

Как организатор воспитательной работы с подчиненными начальник учреждения (органа) УИС обеспечивает:

  1. постановку задач руководителям служб и подразделений по организации и содержанию, конкретным целевым направлениям их деятельности как воспитателей подчиненных;
  2. руководство и контроль за индивидуально-воспитательной работой;
  3. личное участие в индивидуальной работе с подчиненными, в проведении занятий по общественно-государственной подготовке, докладов, бесед, информации и инструктажей;
  4. деловое и творческое взаимодействие с общественными объединениями в деле воспитания всех категорий кадров; совместную работу с активом, наставниками, реализацию воспитательных мероприятий с молодыми сотрудниками;
  5. воздействие на сотрудников позитивной силой личного примера и нравственного авторитета, практический показ эффективности новых форм и методов проведения воспитательной работы с подчиненными.

Руководитель учреждения (органа) УИС осуществляет воспитательную работу и решает диктуемые конкретной обстановкой воспитательные задачи в процессе:

  • проведения кадровой работы, перемещения, выдвижения и зачисления в резерв на выдвижение, представление к присвоению очередных специальных званий, приема на работу и увольнения, направления сотрудников на учебу;
  • повседневного общения с подчиненными, личных встреч, индивидуальных бесед по различным вопросам;
  • проведения оперативных совещаний, обсуждения итогов работы, собраний, разбора жалоб, конфликтов;
  • служебной, общественно-государственной подготовки, правового и государственного информирования личного состава;
  • осуществления дисциплинарной практики путем разумного применения поощрений, взысканий, профилактических бесед с нарушителями дисциплины;
  • встреч и бесед с членами семей сотрудников и мероприятий культурно-просветительской и спортивно-массовой работы.

Необходимым объективным условием, способствующим эффективности осуществляемой руководителем воспитательной работы, является забота о социальной и правовой поддержке сотрудников УИС и членов их семей, ветеранов, создание необходимых условий для службы, быта и отдыха личного состава.

Как и всякая целенаправленная деятельность, воспитательная работа периодически должна подвергаться анализу, с тем чтобы дать ответ на вопросы: достигнуты ли ожидаемые результаты; правильно ли определены направления и приоритеты; насколько оправдались усилия руководителей-воспитателей; что изменилось в поведении, поступках сотрудников в их отношении к служебному долгу; какие меры оказались неэффективными; какие мнения и настроения преобладают среди сотрудников, как они влияют на результаты служебной деятельности, дисциплину и соблюдение законности?

Руководители учреждений и органов УИС должны обеспечивать необходимые условия для соблюдения требований служебной дисциплины и законности, деятельность по принципам "Ни один нарушитель служебной дисциплины не должен уйти от ответственности, но и ни один невиновный не должен быть наказан", "Руководитель не несет ответственности за нарушения законности и служебной дисциплины подчиненных, не являющиеся прямым следствием деятельности руководителя" и "Каждый работник обязан содействовать начальнику в восстановлении законности и служебной дисциплины, а за неучастие в содействии — несет ответственность" <2>.

<2> Основы организации воспитательной работы с работниками Федеральной службы исполнения наказаний.

Приложение N 1 к Приказу ФСИН России N 390 2006 г. С. 9.

Естественно, всю эту многотрудную работу по воспитанию подчиненных начальник учреждения (органа) проводит, постоянно опираясь на своего заместителя по кадрам и воспитательной работе, нижестоящих руководителей, органы воспитательной работы, психологическую службу, кадровый аппарат, а также советы наставников, ветеранов, женсоветы и другие общественные формирования.

Как эти требования ФСИН России к руководителям учреждений (органов) УИС в части организации воспитательной работы с сотрудниками реализуются в практической деятельности?

Изучение показывает, что в уголовно-исполнительной системе служит немало уважаемых, достойных и авторитетных руководителей, настоящих профессионалов, опытных воспитателей личного состава. Так, УРЛС ФСИН России отмечает целенаправленную и содержательную работу в этом направлении целого ряда руководителей территориальных органов УИС. Среди них — начальники ГУФСИН (УФСИН) России — по Республике Башкортостан — генерал-лейтенант внутренней службы Виктор Васильевич Шалыгин, Ставропольскому краю — генерал-майор внутренней службы Михаил Иванович Кривенко, Владимирской области — генерал-майор внутренней службы Александр Федорович Ладик, Иркутской области — генерал-майор внутренней службы Павел Васильевич Радченко, Кемеровской области — генерал-лейтенант внутренней службы Валерий Сергеевич Должанцев, Кировской области — генерал-майор внутренней службы Валерий Юнусович Таиров, Омской области — генерал-майор внутренней службы Николай Васильевич Папичев, Ростовской области — генерал-лейтенант внутренней службы Владимир Игнатьевич Хижняк, Самарской области — генерал-лейтенант внутренней службы Валерий Сергеевич Яковлев, Саратовской области — генерал-лейтенант внутренней службы Леонид Григорьевич Шостак, Челябинской области — генерал-лейтенант внутренней службы Владимир Семенович Жидков, Еврейской автономной области — полковник внутренней службы Борис Дмитриевич Королев, начальник Владимирского юридического института полковник внутренней службы, кандидат педагогических наук, доцент Сергей Николаевич Емельянов, начальник факультета Владимирского юридического института генерал-майор внутренней службы, доктор социологических наук, профессор Валерий Михайлович Морозов и другие.

Начальник ГУФСИН по Республике Татарстан генерал-майор внутренней службы Д.З. Хамадишин полагает, что проблемы с кадрами возникают тогда, когда перестают систематически работать с людьми, когда требуют от них только отдачи, не думая об их интересах и нуждах <3>.

<3> Преступление и наказание. 2006. N 9. С. 4.

В УФСИН России по Брянской области (начальник — полковник внутренней службы В.В. Буравцов) за последние пять лет построены три жилых дома на 181 квартиру для сотрудников, в настоящее время ведется строительство дома на 180 квартир. Хорошие столовые для сотрудников есть во всех учреждениях УФСИН России по Псковской области. Начальник управления полковник внутренней службы С. Иконников лично принимает участие в подведении итогов смотров художественной самодеятельности, зимней и летней спартакиады. А в УФСИН России по Новгородской области (начальник — полковник внутренней службы В.М. Сидорин) для сотрудников сооружен хороший спортивно-оздоровительный центр со спортивными и тренажерными залами, сауной и бассейном. В ИК-7 (начальник — полковник внутренней службы В.С. Карагодин) этого же управления уже много лет существует традиция — организованно проводить свой досуг. Это и совместная рыбная ловля, и соревнования на звание лучшего рыболова, и выезды на арендуемую базу отдыха, и всевозможные экскурсии.

В ИК-7 УФСИН России по Омской области при непосредственной поддержке начальника управления — генерал-майора внутренней службы Н.В. Папичева созданы спортивная база, два зала с игровыми площадками, теннисные столы, сауна с бассейном, музей истории учреждения.

Постоянное внимание воспитательной работе с личным составом уделяет Г.В. Иванова — начальник женской ИК-5 УФСИН России по Тверской области. Сотрудники этого учреждения не только хорошо работают, но и умеют совместно отдыхать: для семей сотрудников организуются прогулки на лыжах, устраиваются праздники детского творчества, спортивные соревнования, функционируют футбольная и волейбольная команды.

Изучение опыта показывает, что если руководители учреждения (органа) УИС проявляют заботу о сотрудниках, создают хорошие условия для работы, содержательного досуга и отдыха, то и к своим служебным обязанностям их подчиненные относятся более добросовестно и ответственно.

Содержание воспитательной работы на всех уровнях воспитания определяется государственной политикой в духовно-нравственной сфере общества. Под содержанием воспитания работников УИС понимается совокупность основных направлений воспитания: патриотического, профессионального, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического и экологического.

Основной целью воспитания работников УИС является формирование и развитие у работников качеств и отношений гражданина-патриота, профессионала и высоконравственной личности.

Основными принципами воспитательной работы являются: гуманистическая направленность и целеустремленность воспитательного процесса; организация воспитания в процессе служебной деятельности; сочетание высокой требовательности к личности с уважением ее достоинства и заботой о ней; организация воспитания в коллективе и через коллектив; индивидуальный и дифференцированный подход к объекту воспитания; согласованность и преемственность в воспитании; комплексный и оптимальный подход; опора на положительное в воспитании <4>.

<4> Концепция воспитания работников уголовно-исполнительной системы. М.: ФСИН России, 2005. С. 9.

Воспитание работников осуществляется на основе многовековых нравственных устоев, традиций УИС, патриотизма и уважительного отношения к народам и народностям многонационального Российского государства, лучших произведений отечественной и мировой культуры. При этом учитываются исторический опыт, современное состояние, проблемы и тенденции развития российского общества. В настоящий период в проводимой работе необходимо руководствоваться содержанием Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г.

N 422 <5>.

<5> Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы". Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. N 422. М., 2005.

В эту Программу включены мероприятия по патриотическому воспитанию в ходе подготовки к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. и 130-летию образования уголовно-исполнительной системы России (2009 г.). Начальник управления по работе с личным составом ФСИН России генерал-майор внутренней службы Б.В. Гонцов пишет, что "это событие является составной частью государственной политики в области формирования личности гражданина России, а принятое решение о праздновании годовщины УИС является обязательным для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти. За оставшееся время в центре и на местах необходимо установить с ними тесное взаимодействие, решить вопрос о включении в состав региональных межведомственных комиссий по патриотическому воспитанию заместителя начальника территориального органа управления УИС, курирующего кадры и воспитательную работу" <6>.

<6> Преступление и наказание. 2006. N 3. С. 3.

Обобщение положительного опыта свидетельствует о том, что в воспитательной работе с сотрудниками руководителями используются следующие методы изучения объектов воспитания: наблюдение, изучение документов, анализ практической деятельности, тестирование, индивидуальные беседы; а также методы воспитательных воздействий: убеждение, пример, поощрение, принуждение и др.

Общеизвестна мысль о том, то воспитатель сам, прежде всего, должен быть воспитан, как и то, что личность может быть воспитана только личностью. Социологические исследования показывают, что опытный руководитель 60 — 70% служебного времени отводит на работу с людьми.

13 Правовое положение руководителя организации.

Вместе с тем анализ оценок руководителей, даваемых подчиненными, позволяет сделать вывод, что хорошими воспитательными качествами обладает лишь один руководитель из четырех-пяти. Воспитательное воздействие руководителя на подчиненного в значительной мере зависит от умения руководителя не только говорить, но и слушать. Анкетирование показало, что не более 25 — 30% руководителей умеют внимательно выслушивать подчиненных.

Сравнительно недавно НИИ ФСИН России провел изучение факторов, оказывающих существенное влияние на социальную и правовую защиту сотрудников УИС. В ходе социологических опросов в выборочную совокупность были включены 1000 респондентов из подразделений УИС, расположенных во всех федеральных округах. По данным анкетирования, 17,8% опрошенных сотрудников не удовлетворены отношением руководства учреждений УИС к нуждам сотрудников, 18% — условиями для служебной деятельности (рабочее место, питание, организация отдыха и др.).

В общем виде требования к личности руководителя-воспитателя можно сформулировать так:

  • наличие определенных теоретических познаний в области педагогики, психологии личности и коллектива, социальной психологии, осведомленность об эффективных формах и методах коллективной и индивидуальной работы с сотрудниками;
  • умение практически организовать воспитательный процесс в служебном коллективе;
  • высокая нравственная культура для налаживания личностных неформальных отношений с подчиненными и членами их семей, разрешения межличностных противоречий и конфликтов;
  • умение делать правильные воспитательные выводы из складывающихся отношений в подразделении.

Решение сложных и ответственных задач средствами воспитательной работы требует комплексного подхода и целенаправленного ее проведения. Поэтому руководители — воспитатели подчиненных сотрудников должны обладать профессиональной компетентностью, широкой эрудицией, чувством нового, постоянно совершенствовать свою квалификацию, изучать и творчески использовать передовой опыт работы с людьми, овладевать основами педагогики и психологии.

В соответствии со ст.

Кто является руководителем организации?

273 ТК руководитель организации – это физическое лицо, которое в соответствии с ТК, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
Как видно из содержания приведенной нормы, понятие “руководитель” является обобщающим по отношению ко всем лицам, возглавляющим различные коммерческие и некоммерческие организации. Так, в Федеральном законе “Об акционерных обществах” указано, что руководство текущей деятельности общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Государственные и муниципальные унитарные предприятия возглавляются директором, генеральным директором (ст. 21 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях). В ООО избирается общим собранием участников общества единоличный исполнительный орган в лице генерального директора, президента и др.
Согласно ст. 273 ТК руководитель организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Таким образом, руководитель организации является не только работником, состоящим в трудовых отношениях с работодателем, но и единоличным органом юридического лица, осуществляющим компетенцию юридического лица в гражданском обороте.
Положения ТК распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда:
1) руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества;
2) управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).

Материалы по теме:

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *