115 ФЗ банк

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА
(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 112-ФЗ,
от 30.10.2002 N 131-ФЗ, от 28.07.2004 N 88-ФЗ,
от 16.11.2005 N 145-ФЗ, от 27.07.2006 N 147-ФЗ,
от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 12.04.2007 N 51-ФЗ,
от 19.07.2007 N 197-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ,
от 28.11.2007 N 275-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
1. В ст. 1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон) определены основные цели его правового регулирования:
1) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, пресечение поступления в экономику указанных средств и противодействие финансированию терроризма;
2) создание правового механизма, законодательных основ регулирования противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Термин «противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» употребляется в контексте комментируемого Закона в значении борьбы с такими негативными явлениями, как легализация доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
Думается, что этим термином охватывается и деятельность государства, направленная на обеспечение снижения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, уменьшение степени опасности этого явления с участием не только правоохранительных, но и иных органов и учреждений, общественных организаций, коммерческих структур (например, банков). Иными словами, речь идет об участии деятельности, препятствующей легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, тех субъектов предупреждения преступлений, которые не обладают правоохранительными функциями, однако имеют право на осуществление определенных мер, затрудняющих совершение этой деятельности.
Согласно Концепции национальной безопасности РФ (от 10.01.2000) национальные интересы России в сфере противодействия криминальным явлениям и процессам заключаются в консолидации усилий общества и государства, резком ограничении экономической и социально-политической основы противоправных явлений, выработке комплексной системы мер правового, специального и иного характера для эффективного пресечения преступлений и правонарушений, обеспечения и защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, создания системы контроля за уровнем преступности.
Противодействие включает в себя как пресечение подготавливаемых и совершаемых деяний по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, так и адекватные меры реагирования на уже совершенные действия по легализации доходов, полученных преступным путем.
Исходя из изложенного, можно констатировать, что термин «противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» применяется в тех случаях, когда речь идет о широком социальном противостоянии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об обеспечении снижения данных явлений, уменьшения степени их опасности, если в этой деятельности помимо правоохранительных органов принимают участие другие государственные и негосударственные органы, общественные организации и иные субъекты.
Указанные цели определяют суть комментируемого Закона, которая сводится к следующему: организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, наделяются обязанностью отслеживать проходящие через них операций в том случае, если они подпадают под установленные в настоящем Законе критерии подозрительности. О таких операциях в соответствии с закрепленным в Законе механизмом оперативно сообщается в специализированный государственный орган, который анализирует полученную информацию и при необходимости передает ее в правоохранительные органы. В случае установления оснований для наступления уголовной ответственности в действие вступают нормы Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ).
Общественная опасность легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, состоит в том, что «грязные» деньги и имущество в дальнейшем используются в официальном хозяйственном обороте. Это порождает безнаказанность лиц, совершивших преступления, провоцирует их на новые общественно опасные деяния. Кроме того, путем легализации преступно нажитых средств криминалитет получает возможность напрямую воздействовать на хозяйственные и политические процессы, происходящие в обществе.
Стоит отметить, что первоначальный законопроект после его принятия Государственной Думой РФ и одобрения Совета Федерации РФ был отклонен Президентом РФ как несоответствующий поставленным целям защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства, а также противоречащий основам конституционного строя РФ, международным договорам РФ, ряду федеральных законов.
По мнению Президента РФ в законопроекте недостаточно были определены критерии, по которым те или иные операции с денежными средствами можно отнести к незаконным, что в последующем создало бы дополнительные условия для коррупции и произвола со стороны государственных структур.
В соответствии с законопроектом подлежало контролю значительное количество операций с денежными средствами, в том числе и совершаемых гражданами независимо от того, каким путем (законным или незаконным) получены эти средства. Данная норма влекла за собой нарушение положений ст. 8 Конституции РФ, гарантирующих свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств и свободу экономической деятельности, так как законопроект предоставлял государственным органам право приостанавливать операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, без всяких оснований.
Кроме того, на организации возлагалась необоснованная обязанность выявлять наличие признаков недействительности сделок, а также определять обоснованность операций с денежными средствами, то есть, по сути, все участники гражданско-правовых отношений наделялись функциями контроля по отношению друг к другу. Но наибольшие протесты вызывало то, что коммерческие организации приобретали контрольные полномочия по отношению к другим коммерческим организациям, которые исходя из гражданского законодательства являются самостоятельными юридическими лицами.
Учитывая, что согласно ст. 10 и ст. 11 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации, в том числе и контрольные функции, может быть реализована только органами государственной власти, то положения законопроекта нарушали основы конституционного строя, так как Конституция РФ не допускает реализацию властных полномочий иными юридическими лицами, кроме как органами государственной власти.
Законопроект не соответствовал установленным целям защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства, так как предполагал включение всех юридических лиц в процесс тотальной слежки друг за другом, а также за гражданами.
Данный нормативный акт предусматривал не только всеобъемлющее и неконституционное вмешательство государства в частную жизнь, но и возложение на юридических лиц несвойственных им контрольных и оценочных функций по отношению к иным участникам гражданско-правовых отношений, в том числе и к гражданам.
Комментируемый Закон вступил в силу с 01.02.2002.
Указом Президента РФ от 01.11.2001 N 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» был организован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу, позднее переименованный в Федеральную службу по финансовому мониторингу. Данная служба является основным государственным органом, в чьи функции входит мониторинг операций, имеющих законодательно определенные признаки, свидетельствующие об их возможной направленности на легализацию преступных доходов. Помимо изменений в области государственного финансового контроля в УК РФ были включены и соответствующие нормы за совершение преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств.
В соответствии со ст. 174.1 УК РФ предусматривается ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, либо использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. В настоящее время размер ответственности за неквалифицированный состав преступления ограничивается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.
Таким образом, в последнее время весьма заметно возросла важность как внутреннего, так и внешнего финансового контроля деятельности коммерческих банков, которые являются одними из основных видов хозяйствующих субъектов, вовлеченных в операции с активами (в том числе с ценными бумагами), предполагающими возможность их использования в целях легализации преступных доходов. В свою очередь, сами банки также обрели контрольные полномочия за действиями хозяйствующих субъектов.
Несоблюдение банками правил обязательного контроля сделок, отвечающих критериям операций, которые могут быть направлены на легализацию доходов, полученных преступным путем, является основанием для применения со стороны Банка России санкций в виде штрафа в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничения проведения кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев (ст. 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Кроме того, на основании норм комментируемого Закона несоблюдение банками правил обязательного контроля сделок может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии кредитной организации.
2. Комментируемый Закон в первую очередь направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате совершения преступления, а также на своевременное принятие мер по лишению виновных лиц права владеть, пользоваться и распоряжаться такими доходами.
К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, Закон относит:
1) обязательные процедуры внутреннего контроля;
2) обязательный контроль;
3) запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации и др.
Отмывание преступных доходов осуществляется в основном с использованием банков и иных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами. Поэтому необходимо в первую очередь обеспечить получение и анализ информации о финансовых операциях, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов. По этой причине в настоящем Законе установлен перечень операций, подлежащих обязательному контролю, а также организаций, которые обязаны информировать уполномоченный орган об этих операциях.
Учитывая многообразие путей и способов отмывания капиталов, на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность проведения внутреннего контроля по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов. Кроме того, эти организации обязаны направлять в уполномоченный орган сведения о других операциях, не подлежащих обязательному контролю, относительно которых у этих организаций возникли подозрения, что указанные операции осуществляются с целью легализации (отмывания) доходов.
Данные нормы позволят законопослушным банкам и иным организациям добросовестно исполнять закон и оказывать эффективное содействие в борьбе с проникновением «грязных» денег в легальный бизнес .
———————————

В комментируемом Законе предусмотрено, что представление уполномоченному органу сведений и документов организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом в порядке, предусмотренном законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны.
В то же время комментируемым Законом предусмотрена ответственность в виде приостановления или отзыва лицензий на осуществление банковской деятельности или иной деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Настоящий Закон устанавливает запрет на открытие коммерческими банками анонимных счетов. Кроме того, предусмотрена обязательная идентификация физического лица или представителя юридического лица, совершающего операцию, подлежащую обязательному контролю.
Для осуществления мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, необходимо создание федерального органа исполнительной власти и наделение его соответствующими полномочиями или наделение этими полномочиями одного из уже существующих федеральных органов исполнительной власти (далее — уполномоченный орган).
В комментируемом Законе предусмотрено, что уполномоченный орган в целях выявления фактов, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, получает, систематизирует, анализирует информацию о финансовых операциях. При наличии достаточных оснований, свидетельствующих, что финансовая операция связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, информация и материалы направляются в правоохранительные органы.
Для осуществления данных функций уполномоченному органу предоставлено право на получение информации как от организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, так и органов государственной власти РФ, субъектов РФ в порядке, определяемом Правительством РФ, а также от Центрального банка РФ. Это позволит уполномоченному органу в полной мере осуществлять свои основные функции.
В то же время, учитывая сосредоточение в одном органе значительного объема информации, содержащей коммерческую, налоговую, банковскую и служебную тайну, в настоящем Законе указано, что должностные и иные лица уполномоченного органа за разглашение ставших им известных сведений несут ответственность в соответствии с законодательством Российской

Дедиков Сергей Васильевич, ведущий эксперт в сфере ПОД/ФТ. Старший партнер общества страховых юристов, партнер Redstone Chambers (Москва), преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ.

Выявление бенефициарных владельцев клиентов: методические рекомендации

5 декабря 2018 года на сайте Росфинмониторинга опубликовано информационное письмо от 04.12.2018 г. № 57 «О методических рекомендациях по установлению сведений о бенефициарных владельцах клиентов». Этот документ предназначен для применения следующими субъектами противолегализационного контроля:

— лизинговые компании;
— организации федеральной почтовой связи;
— организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;
— организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске играх, в том числе в электронной форме;
— организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
— операторы по приему платежей;
— коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
— операторы связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных;
— индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Он также может использоваться адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторами при работе с клиентами, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента операции такие операции, как сделки с недвижимым имуществом; управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг; привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими; создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций (п. 1 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ), а также при выявлении операций, в отношении которых имеются основания полагать, что сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Цель принятия Методических рекомендаций — повышение эффективности выявления бенефициарных владельцев клиентов.

Порядок сбора и работы со сведениями о бенефициарах

Методические рекомендации состоят из трех разделов. В первом из них приводятся вначале международно-правовые основы требования о выявлении бенефициарных владельцев — Рекомендации Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ): 10 «Надлежащая проверка клиента»; 22 «УНФПП (установленные нефинансовые предприятия и профессии) – надлежащая проверка клиента» и 23 «УНФПП – иные меры». Согласно этим Рекомендациям финансовые учреждения и УНФПП обязаны устанавливать бенефициарного владельца и принимать такие разумные меры по проверке личности бенефициара, которые позволят финансовому учреждению считать, что ему известно, кто является таковым.
Кроме того, указываются положения законодательства РФ, регулирующие данный вопрос. В соответствии с положениями подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ субъекты первичного финансового мониторинга обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов, в том числе по установлению в отношении них сведений, в объеме как в отношении клиента – физического лица.

Согласно абз. 13 ст. 3 этого законодательного акта бенефициарный владелец — физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.
Бенефициаром клиента – физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициаром является иное физическое лицо. Например, в силу гл. 3 Гражданского кодекса РФ, бенефициарными владельцами малолетних, несовершеннолетних, недееспособных либо ограниченно дееспособных считаются родители, усыновители, опекуны или попечители (в зависимости от жизненных обстоятельств).

Согласно п. 14 ст. 7 Закона № 115-ФЗ клиент обязан предоставлять субъекту противолегализационного контроля информацию, необходимую для исполнения требований этого закона, в том числе информацию о своих бенефициарных владельцах.

Если по результатам реализации мер по выявлению бенефициара клиента у субъекта первичного финансового мониторинга имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем клиента, в том числе физического лица, является иное лицо, а также в случае, когда клиентом не представлена информация о его бенефициаре, субъекту первичного финансового мониторинга, руководствуясь положениями подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, следует реализовать комплекс мер, предусмотренный правилами внутреннего контроля для самостоятельного выявления и идентификации бенефициарного владельца клиента.

В качестве примеров физических лиц, которые могли бы рассматриваться как бенефициары, в Методических рекомендациях указываются следующие лица:

а) физическое лицо (лица), которое прямо или косвенно владеет минимальным процентом доли в собственности юридического лица (пороговый подход – участие в капитале более 25%).
б) акционеры, осуществляющие управление единолично или совместно с другими акционерами на основании имеющихся у них гражданско-правовых отношений.
в) физическое лицо (лица), осуществляющее управление юридическим лицом иными способами, например, такими как личные контакты с ответственными людьми либо с обладающими правом собственности.
г) физическое лицо (лица), осуществляющее управление без права собственности за счет участия в финансировании предприятия; либо по причине наличия тесных семейных отношений; исторически сложившихся или сформировавшихся в результате сотрудничества связей; либо в случае, если компания объявила дефолт по определенным долгам.
д) физическое лицо (лица), ответственное за принятие стратегических решений, которые оказывают решающее влияние на развитие бизнеса или на общее направление развития предприятия.
е) физическое лицо (лица), осуществляющее исполнительный контроль за ежедневной или регулярной деятельностью юридического лица с использованием позиции руководства высшего звена.
ж) физическое лицо, которое на основании договорных отношений имеет возможность оказывать существенное влияние на характер деятельности организации.
В целях установления бенефициарного владельца траста или иного юридического образования либо выявления указанных лиц в цепочке владения, используется, в том числе, информация об учредителях, доверительных собственниках, выгодоприобретателях или классах выгодоприобретателей и любых других физических лиц, имеющих действительный контроль над трастом или иным юридическим образованием.
Второй раздел рассматриваемого документа посвящен порядку установления бенефициара клиента.
Выявление таких лиц может проводиться следующими способами:
а) включение в договор с клиентом (публичную оферту для клиентов) обязанности последнего представлять сведения о своих бенефициарных владельцах,
б) анкетирование клиента (направление клиенту запроса, составленного самостоятельно с учетом перечня сведений, необходимых для идентификации бенефициарного владельца, установленных соответствующими нормативными правовыми актами),
в) изучение учредительных документов клиентов — юридических лиц, устный опрос клиента с фиксированием сведений в анкете бенефициарного владельца клиента,
г) использование внешних доступных субъекту первичного финансового мониторинга на законных основаниях источников информации (например, общедоступные средства массовой информации, Интернет, коммерческие базы данных (СПАРК, Коммерсант-Картотека и пр.).

Признание физического лица бенефициарным владельцем клиента должно являться результатом анализа совокупности имеющихся у субъекта документов и (или) информации о клиенте и о таком физическом лице, как непосредственно представленных клиентом, так и полученными субъектом самостоятельно.
Если в результате принятых мер бенефициар клиента — юридического лица не выявлен, бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган клиента.
Необходимо учитывать, что непредставление клиентом сведений о бенефициарном владельце либо преднамеренное предоставление неполных сведений, предусмотренных подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, не может являться безусловным основанием для признания единоличного исполнительного органа клиента в качестве бенефициара, без проведения соответствующих мероприятий и анализа полученных от клиента документов и сведений.

В такой ситуации субъект должен рассмотреть в соответствии с п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ вопрос об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции с последующим информированием Росфинмониторинга о факте отказа клиенту по основанию непредставления сведений, необходимых для документального фиксирования информации в соответствии с положениями данного законодательного акта.

Такая формулировка требует пояснений. Хотя здесь и говорится об обязанности участника антиотмывочной деятельности рассмотреть вопрос об отказе выполнения операции, это не равнозначно самому подобному отказу. Надо уточнить, что п. 11 ст. 7 предусматривает, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе (выделено – С. Дедиковым) отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями данного закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Следовательно, в результате рассмотрения указанного вопроса может быть принято как решение об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, так и решение о совершении операции.

Агент финансовой разведки обязан хранить информацию и документы, подтверждающие принятие мер по установлению сведений о бенефициарном владельце (запросы клиенту и ответы на них), в том числе, в случае признания бенефициаром единоличного исполнительного органа клиента в течении 5 лет с момента прекращения отношений с клиентом.

Идентификация бенефициарного владельца клиента

В рамках идентификации бенефициара необходимо принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению следующих сведений:

1. фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая),
2. гражданство,
3. дата рождения,
4. реквизиты документа, удостоверяющего личность,
5. данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации,
6. адрес места жительства (регистрации) или места пребывания,
7. идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Следует учитывать, что идентификация бенефициарных владельцев клиентов не проводится в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся:

органами государственной власти, иными государственными органами (органы законодательной и исполнительной власти (Совет Федераций и Государственная Дума Федерального Собрания, Правительство РФ, суды РФ, федеральные органы исполнительной власти, правоохранительные органы, воинские подразделения, органы государственной власти субъектов РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа и т.д.)), органами местного самоуправления (выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти (органы управления муниципальных районов, сельских поселений, городских поселений, городских округов и т.д.)), учреждениями, находящимися в их ведении, государственными внебюджетными фондами (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и т.д.), государственными корпорациями или организациями, в которых РФ, субъекты РФ либо муниципальные образования имеют более 50% акций (долей) в капитале;

международными организациями, иностранными государствами или административно-территориальными единицами иностранных государств, обладающими самостоятельной правоспособностью (ООН, ВТО, Интерпол, МАГАТЭ, МВФ, и т.д.);

эмитентами ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах (раскрытие информации осуществляется в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»);
иностранными организациями, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России (публикуется на официальном сайте ЦБ РФ www.cbr.ru );

иностранными структурами без образования юридического лица, организационная форма которых не предусматривает наличия бенефициарного владельца, а также единоличного исполнительного органа.

Эти исключения не действуют в случае направления уполномоченным органом запроса о предоставлении имеющейся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов (подп. 5 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ). При этом в анкете клиента также следует фиксировать сведения о принятых субъектом мерах по идентификации физического лица в качестве бенефициарного владельца клиента и их результатах, а также сведения о бенефициарном владельце, представленные клиентом, и сведения о бенефициарном владельце клиента, установленные организацией.

Кроме того, при идентификации бенефициара необходимо с использованием личного кабинета осуществлять проверку факта о наличии или отсутствии в отношении него сведений в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, о наличии принятых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма решений о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, а также — в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.

Обновление информации о бенефициарном владельце клиента

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ субъект первичного финансового мониторинга обязан обновлять информацию о бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации — в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.
Обновление информации целесообразно проводить следующим образом:

а) включение в договор с клиентом обязанности последнего обновлять сведения о своих бенефициарах владельцах в установленный срок,
б) анкетирование клиента (направление клиенту запроса о предоставлении обновленных сведений о бенефициарах с учетом перечня сведений, необходимых для их идентификации).

Факт обновления сведений о бенефициаре фиксируется в анкете клиента или бенефициарного владельца клиента (в зависимости от порядка, предусмотренного правилами внутреннего контроля) с указанием даты проведения обновления и подписи лица, осуществившего обновление сведений в указанной анкете. Замечу кстати, что недавно при проверке работы по ПОД/ФТ/ФРОМУ одной организации проверяющие сделали замечание по поводу того, что «В ПВК отсутствуют… анкета клиента — юридического лица, физического лица, бенефициарного владельца, выгодоприобретателя и иностранной структуры без образования юридического лица, а также индивидуального предпринимателя». Иными словами, проверяющие считают, что анкета бенефициарного владельца должна быть отдельно от анкеты клиента, выгодоприобретателя и представителя клиента.
При необходимости к анкете прикладывается переписка с клиентом, подтверждающая обновление сведений.

Бенефициарное владение и оценка рисков ОД/ФТ

В рамках мероприятий по оценке рисков ОД/ФТ своих клиентов субъекту Закона № 115-ФЗ следует принять меры по определению структуры бенефициарного владения клиента и получить информацию о каждом уровне этой структуры. Бенефициар — не обязательно один человек, это может быть несколько фактических владельцев в структуре собственности. Выявление сложной схемы с несколькими уровнями владения, для которых нет соответствующего явного объяснения, может свидетельствовать, что такая сложная структура используется с целью сокрытия бенефициарного владельца (бенефициарных владельцев).

Кроме того, Рекомендации ФАТФ требуют в рамках имеющейся системы управления рисками получения информации о том, является ли бенефициарный владелец публичным должностным лицом (далее – ПДЛ).

При работе с клиентом, бенефициарным владельцем которого является ПДЛ, субъекту рекомендуется:

а) определить источник благосостояния и источник происхождения денежных средств клиента,
б) проводить текущий и усиленный мониторинг в отношении этого клиента и деловых отношений с ним.

Кроме того, фактором, существенно повышающим риск клиента, является нежелание предоставлять информацию о своих бенефициарных владельцах или задержки с предоставлением такой информации.

Также повышенного внимания требуют клиенты, бенефициарные владельцы которых являются нерезидентами, особенно резидентами юрисдикций, предоставляющих льготный налоговый режим, а также стран, не выполняющих рекомендации ФАТФ.

Сравнительный анализ с методическими рекомендациями Банка России

Рассматриваемые Методические рекомендации не первый такой документ по данному вопросу, правда, в части выявления и идентификации бенефициаров только клиентов, являющихся юридическими лицами. Полтора года назад были опубликованы Методические рекомендации по идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями бенефициарных владельцев клиентов — юридических лиц (утв. Банком России 27.06.2017 N 12-МР). Почему я о вспомнил об этом документе, ведь он к тем субъектам противолегализационного контроля, о которых говорится в начале этой статьи, прямого отношения не имеют? Причин тому несколько. Во-первых, методические рекомендации по конкретному вопросу это всегда информация технологического характера, т.е. о том, как делать. Идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца с позиций Закона № 115-ФЗ в сфере банковской деятельности, деятельности некредитных финансовых организаций, в сфере деятельности иных субъектов противолегализационного контроля ничем не отличается. Тогда правомерно предполагать, что и технологии этой работы могут быть одинаковыми. По этой причине, кто бы не высказал рекомендации, они по определению полезны для всех субъектов Закона № 115-ФЗ. Во-вторых, хотелось бы ещё раз обратить внимание общества на то, что в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ без объективных и, добавлю, сколько-нибудь разумных причин для этого, выстраивается несколько параллельных правовых режимов антиотмывочной деятельности в целом и даже технологий выполнения отдельных видов мер противолегализационного контроля при том условии, что нормы закона в этой части для всех едины. Может быть, руководство страны, наконец, положит конец этому ведомственному самостийству?

Прежде всего о том, что общего в двух названных документах. В них закреплены три одинаковых принципа. Первый – принцип самостоятельного сбора агентами финансовой разведки сведений о бенефициаре, обращаясь к доступным на законных основаниях источниках информации. Второй принцип – принятия субъектом противолегализационного контроля полного комплекса мер по выявлению и идентификации бенефициара. Третий — принцип обоснованности признания единоличного исполнительного органа клиента, являющегося юридическим лицом, – бенефициарным владельцем.

В чем различие? Документ Росфинмониторинга касается вопросов выявления и идентификации бенефициара любых категорий клиентов, как юридических, так и физических лиц. В методических рекомендациях Росфинмониторинга подробнейшим образом описывается технология реализации мер по выявлению и идентификации бенефициарных владельцев, а также порядок действий, когда бенефициар является публичным должностным лицом. В документе, являющейся предметом настоящей статьи, содержатся рекомендации и об учете сведений о бенефициарном владельце при управлении риском ОД/ФТ/ФРОМУ. Наконец, в Методических рекомендациях Банка России говорится о фиксировании сведений о бенефициаре клиента-юридического лица в анкете самого клиента. Росфинмониторинг допускает фиксацию таких сведений как в анкете клиента, так и в отдельной анкете бенефициара.

Что делать?

Первое, что очевидно, следует включить данные Методические рекомендации Росфинмониторинга в перечень тем для обучения сотрудников организаций по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Второе, субъектам антиотмывочной деятельности, поднадзорным Росфинмониторингу, несомненно взять эти рекомендации на вооружение и незамедлительно начать их реализовывать на практике.

Не так однозначен ответ на вопрос, нужно ли вносить соответствующие изменения в правила внутреннего контроля? Формально такой обязанности нет, т.к. Методические рекомендации не являются нормативным актом, а согласно нормам абзацев 3 и 4 п. 1.10 Положение Банка России от 15 декабря 2014 г. N 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» такие правила некредитной финансовой организацией должны быть приведены в соответствие с требованиями законодательства РФ и нормативных актов в сфере ПОД/ФТ не позднее трех месяцев после даты вступления в силу федерального закона, вносящего изменения в Закон № 115-ФЗ, если иное прямо не установлено соответствующим федеральным законом, или не позднее трех месяцев после даты вступления соответствующего нормативного акта в силу, если им не установлено иное.

В то же время, если правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ основаны на концепции инструкции, т.е. достаточно подробно описывают все предусмотренные в них процедуры, то тогда целесообразно включить в программу идентификации клиентов, его представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцевних положения Методических рекомендаций. В случае, если в правилах соответствующие позиции уже присутствуют, то имеет смысл их уточнить.

Я рекомендовал бы обратить внимание на данные Методические рекомендации и субъектам противолегализационного контроля, поднадзорных Банку России, в том числе и в целях внесения соответствующих дополнений в правила внутреннего контроля.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г., за исключением подпункта «б» пункта 3 статьи 17 изменений, вступающих в силу с 10 января 2021 г.

См. будущие редакции настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 июля 2020 г.

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 208-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 января 2021 г., за исключением подпункта «д» пункта 1, подпункта «б» пункта 2 и пункта 3 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 13 июля 2020 г., и подпункта «в» пункта 2 статьи 1 изменений, вступающего в силу с 1 марта 2022 г.

См. будущие редакции настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 7 апреля 2020 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 46-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 марта 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 480-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 438-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 271-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 173-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 июля 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2019 г.

Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2019 г.

Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 565-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 июня 2019 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 мая 2018 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 июля 2018 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 482-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 июля 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 288-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 215-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 424-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 423-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 407-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 403-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.

Федеральный закон от 8 июня 2015 г. N 140-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 484-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 461-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 130-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 403-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 302-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 5, вступающих в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 308-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 июля 2010 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 163-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2007 г. N 275-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2008 г.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 12 апреля 2007 г. N 51-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 ноября 2005 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2004 г. N 88-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 октября 2002 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении двух месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Анкета клиента по финмониторингу, ПОД/ФТ и 115-ФЗ

Энциклопедия финансового мониторинга: анкеты клиентов заполняются субъектами 115 закона самостоятельно на основе разработанных форм анкет и полученной в рамках идентификации информации. Все самое важное, что нужно знать.

(автор — юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ «Вестник финансового мониторинга», канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

(опубликовано на www.smyslovy.ru 02.04.2020 г.)

Анкета клиента по финмониторингу, ПОД/ФТ и 115-ФЗ – документ, составляемый организациями и предпринимателями в электронном виде или на бумажном носителе в рамках проведения идентификации своих клиентов по 115 ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Идентификации также подлежат представители клиента, выгодоприобретатели и бенефициарные владельцы.

В большинстве случаев анкеты клиентов по финансовому мониторингу составляются в табличной форме. Анкеты содержат сведения, которые субъекты Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязаны устанавливать в отношении клиентов.

В зависимости от вида организации и предпринимателя при разработке форм анкет клиента используются перечни сведений, установленные следующими нормативными актами:

— Требованиями к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (утв. Приказом Росфинмониторинга от 22.11.2018 №366);

Положением об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 12.12.2014 №444-П.

Формы и образцы анкет клиентов включаются в состав правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ в качестве приложений.

Образцы заполнения анкет клиентов предоставляют организации, занимающиеся профессиональным сопровождением и абонентским обслуживанием по ПОД/ФТ.

Выделяют следующие виды анкет:

— Анкета клиента-физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя – физического лица и бенефициарного владельца;

— Анкета клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, являющихся юридическими лицами, иностранными структурами без образования юридического лица;

— Анкета клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, являющихся индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

— Анкеты клиентов заполняются организациями и предпринимателями самостоятельно на основе предоставленных от клиента сведений или на основе полученной в рамках процедуры идентификации информации.

Анкета клиента по ПОД/ФТ подлежит периодическому обновлению. Срок хранения заполненной анкеты клиента – не менее пяти лет с даты прекращения отношений с клиентом.

Штраф за нарушения, связанные с ведением, заполнением и хранением анкет составляет от 50 000 до 100 000 рублей.

эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ «Вестник финансового мониторинга», канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

* * *

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

— любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

— обучение и инструктаж по финмониторингу;

— аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

— электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

— помощь на проверках;

— и многое другое.

Подробнее .

Подпишитесь на «Вестник финансового мониторинга» — первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

Мы в социальных сетях:

В случае ненадлежащего исполнения организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга, целевых правил внутреннего контроля головная кредитная организация банковской группы или головная организация банковского холдинга, которые являются организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании предписания Центрального банка Российской Федерации, соответствующего надзорного органа либо уполномоченного органа в случае отсутствия надзорного органа принимает решение о запрете для организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и допустила ненадлежащее исполнение целевых правил внутреннего контроля, на обмен информацией и документами и их использование в соответствии с пунктом 1.5-4 статьи 7 настоящего Федерального закона. Указанный запрет устанавливается сроком на один год.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *