125 об архивном деле

Порядок хранения документов регламентируется следующими документами:

1. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

2. Основные правила работы архивов организации, одобреные решением Росархива от 06.02.2002.

3. Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденый Федеральной архивной службой России 06.10.2000.

4. Федеральный закон об Акционерных Обществах в РФ.

Федеральным законом «Об архивном деле в РФ» прописаны основные формы хранения архивных документов.

К постоянному хранению документов АФ РФ относится хранение документов Архивного фонда Российской Федерации без определения срока
(бессрочное).

Временное хранение архивных документов – это хранение архивных документов до их уничтожения в течение сроков, установленных нормативными правовыми актами.

Депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации – это хранение документов АФ РФ федеральными органами исполнительной власти и организациями в течение сроков и на условиях, определенных соответствующими договорами между ними и официально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 18 закона «Об архивном деле в РФ» документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в государственной собственности, хранятся:

1) постоянно – в государственных архивах, музеях, библиотеках и организациях Российской академии наук;

2) временно – в государственных органах, государственных организациях, создаваемых ими архивах в течение установленных сроков, а также в муниципальных архивах в случае наделения органа местного самоуправления муниципального района или городского округа отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования.

Депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности, осуществляют федеральные органы исполнительной власти и организации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Сроки и условия депозитарного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации и использование указанных документов устанавливаются в договорах, заключаемых федеральными органами исполнительной власти или организациями со специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в муниципальной собственности, хранятся:

1) постоянно – в муниципальных архивах, музеях и библиотеках;

2) временно – в органах местного самоуправления, муниципальных организациях и создаваемых ими архивах в течение установленных сроков.

Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в частной собственности, могут храниться их собственниками или владельцами самостоятельно или могут быть переданы по договору на хранение в государственный или муниципальный архив, библиотеку, музей, а также в организацию Российской академии наук. При этом условия хранения этих документов определяются их собственниками или владельцами с соблюдением норм законодательства РФ об архивном деле.

В Федеральном законе устанавливаются следующие сроки временного хранения документов АФ РФ до их поступления в государственные и муниципальные архивы (статья 22):

1) для включенных в установленном порядке в состав АФ РФ документов федеральных органов государственной власти, иных государственных органов РФ, а также для включенных в установленном порядке в состав АФ РФ документов государственных внебюджетных фондов и федеральных организаций – 15 лет;

2) для включенных в установленном порядке в состав АФ РФ документов органов государственной власти, иных государственных органов и организаций субъектов РФ – 10 лет;

3) для включенных в установленном порядке в состав АФ РФ документов органов местного самоуправления и муниципальных организаций – 5 лет;

4) для включенных в установленном порядке в состав АФ РФ отдельных видов архивных документов:

а) записей актов гражданского состояния – 100 лет;

б) документов по личному составу, записей нотариальных действий, похозяйственных книг и касающихся приватизации жилищного фонда документов – 75 лет;

в) проектной документации по капитальному строительству – 20 лет;

г) технологической и конструкторской документации – 20 лет;

д) патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец – 20 лет;

е) научной документации – 15 лет;

ж) кино- и фотодокументов – 5 лет;

з) видео- и фонодокументов – 3 года.

По результатам экспертизы ценности документов, сроки временного хранения которых истекли, составляется акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, и в установленном порядке вносятся изменения в учетные документы архива. Подлежащие уничтожению архивные документы передаются на переработку (утилизацию) и снимаются с учета в установленном порядке.

В исключительных случаях сроки временного хранения документов АФ РФ могут быть продлены по просьбе источников комплектования архива при необходимости практического использования архивных документов или отсутствия у архива возможности для приема указанных документов в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

Продление указанных сроков осуществляется:

– для источников комплектования федеральных архивов – решением экспертно-проверочной комиссии (ЭПК) федеральных архивов;

– для источников комплектования других архивов – решением ЭПК уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере архивного дела;

– для источников комплектования Архива Российской академии наук – решением ЭПК этого архива.

Сроки временного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации в негосударственных организациях определяются в договоре между архивом и собственником или владельцем указанных документов.

Обособленному хранению подлежат следующие архивные документы: секретные; уникальные; имеющие в оформлении или приложении к ним драгоценные металлы и камни; на нитрооснове; пораженные биологическими вредителями; переданные по договору на хранение в архив и не отнесенные к составу Архивного фонда Российской Федерации.

Размещение секретных архивных документов осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов по обеспечению режима секретности в Российской Федерации.

Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1563;

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой 22 марта 2013 года

Одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с присоединением в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью» с 1 июля 2012 года к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий (далее — присоединенные территории).

2. Положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, возникающим при подготовке и утверждении документации по планировке территории, резервировании земель, изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставлении земельных участков, установлении сервитутов для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения и объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечни, указанные в статье 2 настоящего Федерального закона.

3. Подготовка и утверждение документации по планировке территории, резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставление земельных участков, установление сервитутов для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 настоящей статьи, осуществляются по правилам настоящего Федерального закона до 1 января 2030 года. (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 455-ФЗ)

Статья 2. Порядок утверждения перечня объектов федерального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях, и перечня объектов регионального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях

1. В целях обеспечения устойчивого социального развития присоединенных территорий Правительство Российской Федерации утверждает перечень объектов федерального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях, для которого применяются особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории, резервирования земель, изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставления земельных участков, установления сервитутов, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Указанный перечень может быть изменен в порядке, установленном для его утверждения.

2. В целях обеспечения устойчивого социального развития присоединенных территорий высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы утверждает перечень объектов регионального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях, для которого применяются особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории, резервирования земель, изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставления земельных участков, установления сервитутов, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Указанный перечень может быть изменен в порядке, установленном для его утверждения.

Статья 3. Передача полномочий Российской Федерации субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве в связи с размещением объектов федерального значения

1. Для размещения объектов федерального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (за исключением объектов транспортной инфраструктуры), Российская Федерация передает для осуществления субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве со дня вступления в силу настоящего Федерального закона полномочия: (В редакции Федерального закона от 24.04.2020 № 147-ФЗ)

1) связанные с резервированием земель для федеральных нужд, в том числе с подготовкой и принятием решений о резервировании земель;

2) связанные с изъятием для федеральных нужд земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для размещения данных объектов федерального значения, в том числе с принятием решений об изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, уведомлением соответствующих правообладателей о предстоящем изъятии, подготовкой и заключением соглашений об изъятии земельных участков, подачей заявлений о государственной регистрации прекращения, возникновения прав на недвижимое имущество, обращением в суды с исками об изъятии недвижимого имущества, проведением работ по образованию земельных участков;

3) по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности и необходимыми для размещения данных объектов федерального значения, а также земельными участками, необходимыми для предоставления взамен изымаемых для федеральных нужд земельных участков, в том числе:

а) по образованию земельных участков, а также по уточнению границ земельных участков в целях их предоставления для размещения данных объектов федерального значения, включая обращение с заявлениями о кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки, принятие решений об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее — схемы земельных участков), за исключением полномочий по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки; (В редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ)

б) по образованию земельных участков, а также по уточнению границ земельных участков в целях их предоставления взамен изымаемых для федеральных нужд земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, включая обращение с заявлениями о кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки, принятие решений об утверждении схем земельных участков, за исключением полномочий по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки; (В редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ)

в) по перераспределению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иных земельных участков, а также земель, находящихся в государственной собственности;

г) по принятию решений о предоставлении земельных участков, необходимых для размещения данных объектов федерального значения, или земельных участков, необходимых для предоставления взамен изъятых для федеральных нужд земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;

д) по заключению договоров аренды земельных участков, купли-продажи земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, которые необходимы для размещения данных объектов федерального значения, или земельных участков, необходимых для предоставления взамен изъятых для федеральных нужд земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества; (В редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ)

4) по установлению и прекращению сервитутов в отношении земельных участков, необходимых для размещения данных объектов федерального значения;

5) по принятию решений о подготовке документации по планировке территории для размещения данных объектов федерального значения, а также по ее подготовке и утверждению;

6) по принятию решений о прекращении прав на объекты недвижимого имущества;

7) по направлению уведомлений о расторжении договоров аренды и договоров безвозмездного пользования. (В редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ)

2. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти:

1) издает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий;

2) осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы переданных полномочий. Порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы переданных полномочий утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 24.04.2020 № 147-ФЗ)

3) имеет право направлять обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе об отмене правовых актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, принятых с нарушением законодательства Российской Федерации при реализации переданных полномочий, а также представления об отстранении от должности и (или) о привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе об освобождении от должности, должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий; (В редакции Федерального закона от 24.04.2020 № 147-ФЗ)

4) утверждает форму представления отчетности об осуществлении переданных полномочий, в случае необходимости устанавливает целевые прогнозные показатели.

3. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) — города федерального значения Москвы:

1) назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, осуществляющих переданные полномочия;

2) утверждает структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, осуществляющих переданные полномочия;

3) организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) обеспечивает своевременное представление отчетности об осуществлении переданных полномочий в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по утвержденной форме.

Статья 4. Особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения или регионального значения

1. Решение о подготовке документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (за исключением таких объектов федерального значения, для размещения которых соответствующие полномочия Российской Федерации не передаются субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве), принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы.

2. Подготовка документации по планировке территории, указанной в части 1 настоящей статьи, и ее утверждение осуществляются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы.

3. Документация по планировке территории, указанная в части 1 настоящей статьи, утверждается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. (В редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 455-ФЗ)

4. Документация по планировке территории, указанная в части 1 настоящей статьи и подготовленная для размещения объектов федерального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, до ее утверждения подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в части размещения данных объектов федерального значения. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 373-ФЗ)

5. Срок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, документации по планировке территории, указанной в части 1 настоящей статьи и представленной для согласования, не может превышать тридцать рабочих дней с момента поступления указанной документации.

6. В случае непоступления от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, замечаний к подготовленной документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в срок, предусмотренный частью 5 настоящей статьи, такая документация по планировке территории считается согласованной.

7. Состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется для размещения объектов регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы.

8. Утвержденная в соответствии с положениями настоящей статьи документация по планировке территории может быть оспорена в суде в течение трех месяцев со дня ее утверждения.

Статья 5. Особенности установления, изменения видов разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов федерального значения или регионального значения

1. Для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются и изменяются проектом планировки территории, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы. Документация по планировке территории, а также решения об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории (далее — схемы земельных участков), подготовленные на основании такой документации, являются основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о видах разрешенного использования земельных участков. (В редакции федеральных законов от 03.07.2016 № 373-ФЗ, от 27.12.2019 № 455-ФЗ)

2. (Часть утратила силу — Федеральный закон от 03.07.2016 № 373-ФЗ)

3. Указанные в части 1 настоящей статьи особенности установления, изменения видов разрешенного использования земельных участков применяются до утверждения правил землепользования и застройки. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 373-ФЗ)

Глава 2. Особенности резервирования земель и изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества

Статья 6. Резервирование земель

1. Наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, резервирование земель может осуществляться для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. (Часть утратила силу — Федеральный закон от 27.12.2019 № 455-ФЗ)

Статья 7. Основания для изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд

1. Наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд может осуществляться в целях размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. (Часть утратила силу — Федеральный закон от 27.12.2019 № 455-ФЗ)

Статья 8. Выявление лиц, земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных нужд

Выявление лиц, земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных нужд, осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 455-ФЗ)

Статья 9. Принятие решения об изъятии недвижимого имущества

1. Допускается принятие решения об изъятии недвижимого имущества, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Допускается принятие решений об изъятии земельных участков, подлежащих образованию. (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 455-ФЗ)

2. В решении об изъятии недвижимого имущества должны быть указаны все изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и (или) иные объекты недвижимого имущества.

3. В случаях, если у собственника расположенных на земельном участке объектов недвижимого имущества отсутствуют правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельный участок, допускается принятие решения об изъятии указанных объектов недвижимого имущества для государственных нужд без принятия решения об изъятии земельного участка.

4. Переход прав на изымаемое недвижимое имущество, а также образование из объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию, иных объектов недвижимого имущества не влечет за собой необходимость принятия нового решения об изъятии недвижимого имущества.

5. (Часть утратила силу — Федеральный закон от 27.12.2019 № 455-ФЗ)

6. В случае изъятия земельного участка, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, или земельного участка, который подлежит образованию, в том числе из существующего земельного участка, или земельного участка, кадастровые сведения о координатах характерных точек границ которого отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, границами таких земельных участков для целей изъятия являются границы, изображенные на схемах земельных участков, утвержденных в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи. В этом случае схемы земельных участков являются приложениями к решению об изъятии недвижимого имущества. (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 455-ФЗ)

7. Схемы земельных участков утверждаются органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об изъятии недвижимого имущества. Порядок подготовки и утверждения схем земельных участков устанавливается правовым актом органа исполнительной власти, уполномоченного на принятие решения об изъятии недвижимого имущества.

8. Границы земельного участка, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, определяются в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и настоящего Федерального закона на основании сведений, содержащихся в документах, подтверждающих право на земельный участок. При образовании земельных участков учитывается документация по планировке

Ключевые вопросы:

Как Федеральный закон изменил сроки хранения документов по личному составу?

Какие документы относятся к группе документов по личному составу?

Как теперь следует применять утвержденные Минкультуры России сроки хранения документов?

Президент России В.В. Путин 02.03.2016 подписал Федеральный закон № 43-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации”» (далее – Федеральный закон № 43-ФЗ). Закон вступил в силу 13.03.2016.

Два важных изменения

1. Изменения, внесенные Федеральным законом № 43-ФЗ, в Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ), касаются ст. 22 «Сроки временного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации до их передачи на постоянное хранение»: подп. «б» п. 4 этой статьи больше не регламентирует сроки хранения документов по личному составу.

2. Федеральный закон № 125-ФЗ дополнен ст. 22.1 «Сроки временного хранения документов по личному составу», где определен новый срок хранения документов по личному составу – 50 лет. Он касается документов, созданных начиная с 2003 г., за исключением документов по личному составу государственных служащих (не гражданских и не муниципальных).

Теперь документы по личному составу условно делятся на три категории.

  • созданные до 2003 г.

Срок хранения – 75 лет; не изменился;

  • созданные начиная с 2003 г.

Срок хранения — 50 лет; изменился;

  • образовавшиеся в связи с прохождением гражданами государственной службы, не являющейся государственной гражданской службой, начиная с 2003 г.

Срок хранения — 75 лет; не изменился.

Наша справка

Ранее срок временного хранения таких документов в архивах составлял 75 лет с даты закрытия дела (создания документа) для всех организаций.

Документы по личному составу, созданные до 2003 г. и начиная с 2003 г., хранятся (части 1, 2 ст. 22.1 Федерального закона № 125-ФЗ):

  • в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях, выступающих источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами;
  • в государственных и муниципальных архивах, в которые поступают документы по личному составу ликвидированных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и негосударственных организаций;
  • в иных организациях (АО, ООО и др.).

Вопрос в тему

Кто относится к категории государственных служащих, не являющихся гражданскими служащими?

К этой категории относятся граждане, находящиеся на:

  • военной службе. Им присваиваются воинские звания (например, сотрудник Министерства обороны РФ, ФСБ России, ФСО России);

  • правоохранительной службе. Гражданам, находящимся на правоохранительной службе (органы внутренних дел, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков) присваиваются специальные звания и классные чины (например, лейтенант полиции, капитан внутренней службы, майор юстиции);

  • федеральной государственной службе. Это, например, сотрудники прокуратуры (прокуроры, заместители и помощники прокуроров), Следственного комитета РФ (руководители следственных органов, заместители и следователи) и др.

Из истории вопроса

В 2014 г. Министерство культуры РФ совместно с Федеральным архивным агентством (Росархивом) подготовило и представило в Правительство РФ «Концепцию развития архивного дела в Российской Федерации на период до 2020 года» (далее – Концепция). Раздел 4 Концепции «Основные направления реализации» предполагает уменьшение сроков хранение документов по личному составу: «предлагается, в частности, подготовить проекты нормативных правовых актов по: сокращению сроков хранения документов по личному составу с 75 до 20 лет».

У архивистов как ведомственных, так и государственных (муниципальных) архивов эта информация вызвала недоумение и опасение. Возник ряд закономерных вопросов: почему так радикально снижаются сроки хранения? Для каких именно документов по личному составу будет сокращен срок хранения? Не вызовет ли такое сокращение негативные последствия в социальной сфере?

Можно предположить, что в Концепции ставилась задача уменьшить количество документов, поступающих на хранение в государственные и муниципальные архивы, при ликвидации, реорганизации, прекращении финансово-хозяйственной деятельности, банкротстве организаций, ведомств, управлений. С середины 90-х годов прошлого века процесс ликвидации организаций принял катастрофический характер. Архивы не справлялись с тем объемом документов по личному составу, который должен быть поступить к ним на хранение. Встал вопрос об оптимизации и сокращении физических объемов документов, находящихся на ведомственном хранении в архивах организаций. Предполагалось, что сокращение объемов хранящихся в архиве организации документов позволит уменьшить объем документов, поступающих на хранение в государственные и муниципальные архивы. Проблему архивной полки еще никто не отменял, ведь архивы не резиновые, многие не имеют свободных площадей.

Следует отметить, что примерно в это же время начали увеличиваться сроки хранения документов по личному составу.

Ранее, в соответствии с Перечнем типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения (утвержден Главархивом СССР 15.08.1988; далее – Перечень 1988), срок хранения на основные категории документов составлял 75 лет ЭПК минус возраст. В указаниях по применению Перечня 1988 можно найти такую информацию: «Для документов, которым установлен срок хранения 75 лет – «В» ЭПК, исчисление срока хранения следует проводить с учетом возраста человека (обозначенного буквой «В») к моменту окончания дела. Продолжительность хранения дела после его окончания делопроизводством должна равняться разности 75 лет – «В», где «В» – возраст лица к моменту окончания дела.». То есть когда человеку исполнялось 75 лет, его документы по личному составу можно было уничтожать. Например, в 2000 г. можно было уничтожать документы, работников 1925 г. рождения, в 2000 г. им исполнилось 75 лет. Предполагалось, что к этому возрасту человек уже оформил себе пенсию, ему не требуется подтверждение стажа работы, заработной платы и т.п.

В 2000 г. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 был утвержден новый Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (далее – Перечень), и срок хранения документов по личному составу изменился. Новый срок – 75 лет с момента закрытия дела (создания документа).

Увеличение сроков хранения документов по личному составу в новом Перечне аргументировалось тем, что надо сохранять историю страны на примере истории жизни отдельных граждан, а также сохранить историю семьи отдельного человека.

В 2010 г. новый Перечень увеличивает сроки хранения личных невостребованных подлинников документов (например, трудовых книжек). Несомненно, данная инициатива носила бы положительный характер, если бы опиралась на реальную материально-техническую базу. Однако государство оказалось не готово к увеличению затрат на создание новых площадей для хранения документов по личному составу.

Проблему хранения, на наш взгляд, необходимо было решать путем оптимизации состава документов временного (свыше 10 лет) срока хранения. На данный момент есть предпосылки для оптимизации состава документов по личному составу. В соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» создана и ведется информационная база индивидуального персонифицированного учета, ее сведения пополняются в отношении каждого застрахованного лица в период его трудовой деятельности.

Расчет пенсии производится самим Пенсионным фондом РФ по электронным базам данных и документам его ведомственных архивов. Информационная база индивидуального персонифицированного учета, заработала в полном объеме в 2003 г. По мнению Правительства РФ, сокращение сроков временного хранения документов по личному составу с 75 до 20 лет позволит сократить расходы на их содержание в государственных и муниципальных архивах, в архивах органов государственной власти и местного самоуправления, организациях независимо от формы собственности. Кроме того, в данных архивах появятся дополнительные площади для приема документов постоянного срока хранения.

При обсуждении законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации”» в первых чтениях для документов, созданных после 2003 г., предлагалось установить срок хранения 20 лет. Однако к третьему чтению законопроект увеличил этот срок до 50 лет. Полагаем, это можно рассматривать как победу здравого смысла над сиюминутным желанием сэкономить деньги на социальных расходах.

Итак, с момента вступления в силу Федерального закона № ФЗ-43 архивисты при формировании дел и передаче их в архив организации должны указывать на делах новый срок хранения. При составлении описей дел необходимо разделять массив документов на две части в соответствии с датой создания документа, а описи составлять отдельно на документы, имеющие 75-летний и 50-летний срок хранения.

Кроме того, по-видимому, следует ждать изменения в Перечень.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

И.В. Журавлева,

научный редактор журнала «Кадровые решения»

Обращаем ваше внимание на то, что сроки хранения документов теперь предписывается отсчитывать не с года увольнения работника, а «со дня создания». В случае ликвидации организации документы передаются в архив на хранение в течение указанного срока.

Те номенклатуры дел, которые были утверждены за период 2003–2015 гг. переделывать, разумеется, не нужно, а вот номенклатуру дел на 2016 г., как нам представляется, нужно подкорректировать и переутвердить.

Напомним, что срок хранения трудовых книжек в 2010 г., напротив, был увеличен с 50 до 75 лет (Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558). Причем трудовые книжки не относятся к документам по личному составу, создаваемым работодателями, так как являются «подлинными личными документами» работников (см. Перечень). Следовательно, срок их хранения остается 75-летним.

В таблице перечислены основные виды документов по личному составу, а также документы по их учету (журналы, регистрационные книги и т. п.) в соответствии с Перечнем и указаны сроки их хранения после вступления в силу Федерального закона № 43-ФЗ.

Поскольку изменения в Перечень пока не внесены, старые сроки хранения документов по личному составу укажем в столбцах 3, 4, 5 таблицы, а в столбцах 6, 7, 8 – новые (измененные).

Обратите внимание

Определяя сроки хранения на документы по личному составу (графы 6, 7, 8), автор выражает только свое видение данного вопроса. Возможно, при внесении изменений в Перечень некоторые категории документов по личному составу получат срок хранения 75, а не 50 лет или будут понижены сроки хранения на документы, созданные после 2003 г. и имеющие срок хранения «Пост.» на 50 лет.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об архивном деле в Российской Федерации Принят Государственной Думой 1 октября 2004 года Одобрен Советом Федерации 13 октября 2004 года (в ред. Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 202-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5280; Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6079; Федерального закона от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 20, ст. 2253; Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2291; Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4196; Федерального закона от 11 февраля 2013 г. N 10-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 7, ст. 611; Федерального закона от 4 октября 2014 г. N 289-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5320; Федерального закона от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 48, ст. 6723; Федерального закона от 2 марта 2016 г. N 43-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 10, ст. 1317; Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст. 3097; Федерального закона от 18 июня 2017 г. N 127-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 25, ст. 3596; Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 435-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 19) Глава 1. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства. Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере архивного дела в Российской Федерации 1. Законодательство об архивном деле в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. 2. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения в сфере архивного дела в Российской Федерации. 3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора. (Статья 2 в ред. Федерального закона от 18 июня 2017 г. N 127-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 25, ст. 3596) Статья 3. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1) архивное дело в Российской Федерации (далее также — архивное дело) — деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов; 2) архивный документ — материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства; 3) документы по личному составу — архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем; 4) документ Архивного фонда Российской Федерации — архивный документ, прошедший экспертизу ценности документов, поставленный на государственный учет и подлежащий постоянному хранению; 5) особо ценный документ — документ Архивного фонда Российской Федерации, который имеет непреходящую культурно-историческую и научную ценность, особую важность для общества и государства и в отношении которого установлен особый режим учета, хранения и использования; 6) уникальный документ — особо ценный документ, не имеющий себе подобных по содержащейся в нем информации и (или) его внешним признакам, невосполнимый при утрате с точки зрения его значения и (или) автографичности; 7) архивный фонд — совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой; 8) Архивный фонд Российской Федерации — исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению; 9) архив — учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов; 10) государственный архив — федеральное государственное учреждение, создаваемое Российской Федерацией (далее — федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое субъектом Российской Федерации (далее — государственный архив субъекта Российской Федерации), которые осуществляют комплектование, учет, хранение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов (в ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2291); 11) муниципальный архив — структурное подразделение органа местного самоуправления или муниципальное учреждение, создаваемое муниципальным образованием, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов (в ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2291; Федерального закона от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 48, ст. 6723); 12) постоянное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации — хранение документов Архивного фонда Российской Федерации без определения срока (бессрочное); 13) временное хранение архивных документов — хранение архивных документов до их уничтожения в течение сроков, установленных нормативными правовыми актами; 14) временное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации — хранение документов Архивного фонда Российской Федерации до их передачи на постоянное хранение в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона; 15) депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации — хранение документов Архивного фонда Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и организациями в течение сроков и на условиях, определенных соответствующими договорами между ними и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства (в ред. Федерального закона от 18 июня 2017 г. N 127-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 25, ст. 3596); 16) экспертиза ценности документов — изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для включения в состав Архивного фонда Российской Федерации; 17) упорядочение архивных документов — комплекс работ по формированию архивных документов в единицы хранения (дела), описанию и оформлению таких единиц хранения (дел) в соответствии с правилами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства (в ред. Федерального закона от 18 июня 2017 г. N 127-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 25, ст. 3596); 18) владелец архивных документов — государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, осуществляющие владение и пользование архивными документами и реализующие полномочия по распоряжению ими в пределах, установленных законом или договором; 19) пользователь архивными документами — государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации. Статья 4. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере архивного дела (наименование в ред. Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 435-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 19) 1. К полномочиям Российской Федерации в сфере архивного дела относятся (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 435-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 19): 1) разработка и проведение единой государственной политики в сфере архивного дела (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 435-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 19); 2) установление единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов и контроль за соблюдением указанных правил; 3) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов: а) федеральных государственных архивов, федеральных музеев и библиотек; б) федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации, в том числе органов прокуратуры Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации (Банка России) (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6079; Федерального закона от 11 февраля 2013 г. N 10-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 7, ст. 611); в) государственных внебюджетных фондов; г) (Подпункт «г» утратил силу на основании Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст. 3097) д) федеральных государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и федеральных государственных учреждений (далее — федеральные организации), в том числе расположенных за пределами Российской Федерации; е) государственных корпораций, государственных компаний (подпункт «е» введен Федеральным законом от 11 февраля 2013 г. N 10-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 7, ст. 611); 4) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований; 5) решение вопросов о временном вывозе документов Архивного фонда Российской Федерации за пределы Российской Федерации. 2. К полномочиям субъекта Российской Федерации в сфере архивного дела относятся (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 435-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 19): 1) проведение государственной политики в сфере архивного дела на территории субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 435-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 19); 2) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов: а) государственных архивов субъекта Российской Федерации, музеев, библиотек субъекта Российской Федерации; б) органов государственной власти и иных государственных органов субъекта Российской Федерации; в) государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (далее — организации субъекта Российской Федерации); 3) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, в собственность Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований. 3. К полномочиям муниципального образования в сфере архивного дела относятся (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 435-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 19): 1) хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов и архивных фондов: а) органов местного самоуправления, муниципальных архивов, музеев, библиотек; б) муниципальных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и муниципальных учреждений (далее — муниципальные организации); 2) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в муниципальной собственности, в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, иных муниципальных образований. 4. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов и внутригородских районов осуществляют деятельность в сфере архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 48, ст. 6723; Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 435-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 19). 5. Законом орган местного самоуправления муниципального района, городского округа может наделяться отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования, с передачей необходимых для осуществления данных полномочий материально-технических и финансовых средств. Глава 2. Архивный фонд Российской Федерации Статья 5. Состав Архивного фонда Российской Федерации В состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содержащие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документация, кино-, фото-, видео- и фонодокументы, электронные и телеметрические документы, рукописи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлинников, а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах. Статья 6. Включение архивных документов в состав Архивного фонда Российской Федерации 1. Архивные документы включаются в состав Архивного фонда Российской Федерации на основании экспертизы ценности документов. 2. Решение научно-методических вопросов, связанных с экспертизой ценности документов и включением их в состав Архивного фонда Российской Федерации, а также с определением в его составе особо ценных документов, в том числе уникальных документов, осуществляется центральной экспертно-проверочной комиссией уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства (в ред. Федерального закона от 18 июня 2017 г. N 127-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 25, ст. 3596). 3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства утверждает перечни типовых архивных документов с указанием сроков их хранения и инструкции по применению этих перечней (в ред. Федерального закона от 18 июня 2017 г. N 127-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 25, ст. 3596). 4. Решение вопросов о включении в состав Архивного фонда Российской Федерации конкретных документов осуществляется экспертно-проверочными комиссиями федеральных государственных архивов и уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере архивного дела в пределах их компетенции (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 435-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 19). 4-1. Решение о включении в состав Архивного фонда Российской Федерации архивных документов осуществляется также экспертными фондово-закупочными комиссиями государственных муниципальных музеев, экспертными комиссиями государственных или муниципальных библиотек, экспертно-проверочными комиссиями научных организаций, в том числе государственных академий наук, включенных в перечень научных организаций, осуществляющих постоянное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, утвержденный Правительством Российской Федерации (далее — научные организации, включенные в перечень, который утверждается Правительством Российской Федерации) (часть 4-1 введена Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст. 3097). 5. Экспертиза ценности документов осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере архивного дела, государственным, муниципальным архивом совместно с собственником или владельцем архивных документов (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 435-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 19). 6. Экспертизе ценности документов подлежат все документы на носителях любого вида, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности. До проведения в установленном порядке экспертизы ценности документов уничтожение документов запрещается. 7. Включение документов, находящихся в частной собственности, в состав Архивного фонда Российской Федерации осуществляется на основании экспертизы ценности документов и оформляется договором

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *