313 статья НК РФ

Статья 313. Налоговый учет. Общие положения

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 313 НК РФ

См. Информационное сообщение МНС РФ от 19 декабря 2001 г. «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового Кодекса Российской Федерации»

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

См. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N 114н

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

наименование регистра;

период (дату) составления;

измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

наименование хозяйственных операций;

подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

Стр 1 из 3

Лекция 1 Сущность и принципы налогового учета

Цель и задачи налогового учета

С введением в действие главы 25 НК РФ официально закрепилось понятие «налоговый учет» применительно к формированию налоговой базы по налогу на прибыль.

Система нормативного регулирования налогового учета представлена законодательными нормами главы 25 НК РФ, письмами и сообщениями Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ, разъясняющими отдельные вопросы налогового учета. В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет – это «система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов и их группировки в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом».

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой как разница между полученными доходами и произведенными расходами, признаваемыми для целей налогообложения. Цели и задачи налогового учета определены ст. 313 НК РФ. Целями налогового учета являются формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными (налоговыми) периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Отчетными (налоговыми) периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, 2 месяца, 3 месяца и так далее до окончания календарного года.

Задачи налогового учета заключаются в обеспечении формирования следующих показателей о: — сумме доходов и расходов в отчетном (налоговом) периоде; — доле расходов, учитываемых для целей налогообложения в отчетном (налоговом периоде); — создаваемых резервах; — о сумме расходов будущих периодов, подлежащих отнесению на расходы в следующих отчетных (налоговых) периодах Согласно ст. 313 НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета. Подтверждением данных налогового учета являются:

1. первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2. аналитические регистры налогового учета;

3. расчет налоговой базы.

В соответствии со ст. 314 НК РФ Аналитические регистры налогового учета – сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Формы регистров налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно. Регистры налогового учета могут вестись в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. Формы аналитических регистров налогового учета в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты: наименование регистра; период (дату) составления; измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении; наименование хозяйственных операций; подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистров. Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной.

Принципы налогового учета

В главе 25 НК РФ нашли отражение следующие принципы: — денежного измерения; — имущественной обособленности -непрерывности деятельности -начисления -последовательности применения норм и правил налогового учета равномерности признания доходов и расходов. Принцип денежного измерения сформулирован в ст. 249 и 252 НК РФ. Выручка определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и натуральных формах. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Принцип имущественной обособленности реализуется в отношении амортизируемого имущества. Согласно ст. 256 НК РФ условием включения имущества в состав амортизируемого для целей налогообложения является наличие у налогоплательщика прав собственности на это имущество. Принцип непрерывности заключается в том, что налоговый учет ведется налогоплательщиком непрерывно с момента регистрации организации до реорганизации или ликвидации. Принцип начисления является основным. В соответствии со ст. 271 и 272 НК РФ доходы и расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени получения и перечисления денежных средств. Нормы и правила налогового учета закрепляются в учетной политики организации для целей налогообложения и должны применяться последовательно от одного отчетного (налогового) периода к другому. Принцип равномерности отражения доходов и расходов закреплен ст. 271, 272 НК РФ. Доходы и расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Различия в построении и содержании бухгалтерского и налогового учета

Основные различия бухгалтерского и налогового учета заключаются в следующем: — в классификации доходов и расходов; — в порядке признания доходов и расходов; — в порядке отражения поступлений средств, не признаваемых доходом; — в порядке отражения выбытия активов, не признаваемых расходами; — в признании отдельных видов доходов, в частности безвозмездно полученного имущества, дивидендов; — в признании отдельных видов расходов (убытков), в частности отчислений в резервы по сомнительным долгам, расходов на НИОКР, убытков от реализации амортизируемого имущества, процентов по длоговым обязательствам; — в способах (методах) начисления амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов; — в группировке основных средств и нематериальных активов; — в способах оценки незавершенного производства; — в определении первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов — в способах (методах) списания материально-производственных запасов — в порядке списания косвенных расходов.

Лекция 2 Налоговый учет доходов организации

Лекция 3 Налоговый учет расходов, связанных с производством и реализацией

Лекция 4 Налоговый учет внереализационных расходов

Лекция 1 Сущность и принципы налогового учета

Цель и задачи налогового учета

С введением в действие главы 25 НК РФ официально закрепилось понятие «налоговый учет» применительно к формированию налоговой базы по налогу на прибыль.

Система нормативного регулирования налогового учета представлена законодательными нормами главы 25 НК РФ, письмами и сообщениями Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ, разъясняющими отдельные вопросы налогового учета. В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет – это «система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов и их группировки в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом».

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой как разница между полученными доходами и произведенными расходами, признаваемыми для целей налогообложения. Цели и задачи налогового учета определены ст. 313 НК РФ. Целями налогового учета являются формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными (налоговыми) периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Отчетными (налоговыми) периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, 2 месяца, 3 месяца и так далее до окончания календарного года.

Задачи налогового учета заключаются в обеспечении формирования следующих показателей о: — сумме доходов и расходов в отчетном (налоговом) периоде; — доле расходов, учитываемых для целей налогообложения в отчетном (налоговом периоде); — создаваемых резервах; — о сумме расходов будущих периодов, подлежащих отнесению на расходы в следующих отчетных (налоговых) периодах Согласно ст. 313 НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета. Подтверждением данных налогового учета являются:

1. первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2. аналитические регистры налогового учета;

3. расчет налоговой базы.

В соответствии со ст. 314 НК РФ Аналитические регистры налогового учета – сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Формы регистров налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно. Регистры налогового учета могут вестись в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. Формы аналитических регистров налогового учета в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты: наименование регистра; период (дату) составления; измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении; наименование хозяйственных операций; подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистров. Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной.

Принципы налогового учета

В главе 25 НК РФ нашли отражение следующие принципы: — денежного измерения; — имущественной обособленности -непрерывности деятельности -начисления -последовательности применения норм и правил налогового учета равномерности признания доходов и расходов. Принцип денежного измерения сформулирован в ст. 249 и 252 НК РФ. Выручка определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и натуральных формах. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Принцип имущественной обособленности реализуется в отношении амортизируемого имущества. Согласно ст. 256 НК РФ условием включения имущества в состав амортизируемого для целей налогообложения является наличие у налогоплательщика прав собственности на это имущество. Принцип непрерывности заключается в том, что налоговый учет ведется налогоплательщиком непрерывно с момента регистрации организации до реорганизации или ликвидации. Принцип начисления является основным. В соответствии со ст. 271 и 272 НК РФ доходы и расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени получения и перечисления денежных средств. Нормы и правила налогового учета закрепляются в учетной политики организации для целей налогообложения и должны применяться последовательно от одного отчетного (налогового) периода к другому. Принцип равномерности отражения доходов и расходов закреплен ст. 271, 272 НК РФ. Доходы и расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Статья 313 НК РФ: официальный текст

Скачать ст. 313 НК РФ

Что такое налоговый учет, кто его ведет и от чего он зависит?

Налоговый учет — это отдельный вид учета, призванный систематизировать информацию из первичных документов для определения суммы того или иного налога. Осуществляют налоговый учет в основном работники бухгалтерии, хотя в крупных компаниях для этого предусмотрены специальные отделы, службы и даже департаменты — все зависит от масштаба компании, видов уплачиваемых налогов и ряда других факторов (количества и разнообразия объектов налогообложения, их географического расположения и др.).

Объем информации, содержащийся в регистрах налогового учета и необходимый для расчета налогов, зависит от многих факторов. К примеру, для расчета транспортного налога недостаточно иметь перечень транспортных средств, которые зарегистрированы компанией в органах ГИБДД или Ростехнадзоре. Правильный расчет невозможно произвести без данных о мощности двигателя, дате постановки на учет или снятия с него. Кроме того, не обойтись без знания Налогового кодекса (в части порядка расчета налога) и регионального законодательства (по вопросам налоговых ставок, льгот, сроков отчетности и др.).

По вопросу применения положений ст. 313 НК РФ часто возникают споры с налоговиками. Эксперты КонсультантПлюс подобрали свежую судебную практику. Получите пробный доступ к системе К+ и переходите в аналитическую подборку.

Подробнее о расчете транспортного налога читайте в материале «Как рассчитать транспортный налог на автомобиль?».

В чем состоит отличие налогового и бухгалтерского учета: положения ст. 313 НК РФ?

Ст. 313 НК РФ дает определение налоговому учету как системе обобщения информации, с помощью которой можно понять, как рассчитан тот или иной налог. Бухгалтерский же учет — это формирование документированной систематизированной информации об имуществе компании, ее обязательствах и их движении (п. 2 ст. 1 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Оба этих учета во многом схожи: они призваны собирать, накапливать и предоставлять информацию для дальнейшей обработки (составления отчетности, расчета налогов и т.д.). Однако различия у этих видов учета все-таки есть: на основе данных только налогового учета невозможно составить достоверную бухотчетность (баланс, отчет о финансовых результатах и т.д.), потому что правила налогового учета, основанные на положениях Налогового кодекса, отличаются от правил бухучета.

Например, в отчете о финансовых результатах для формирования показателя чистой прибыли отчетного периода требуется полная информация о расходах и доходах, сформированная по правилам бухучета. Налоговый учет даст нам информацию о прибыли, сформированной в соответствии с требованиями НК РФ (с учетом нормирования, особого порядка формирования резервов и др.).

Подробнее о том, как заполнить бухгалтерский баланс, читайте в материале «Заполнение формы 1 бухгалтерского баланса (образец)».

С другой стороны, данных бухучета не всегда достаточно для расчета налогов. К примеру, в целях исчисления НДФЛ недостаточно знать, кто и сколько заработал, — нужна информация по каждому сотруднику о количестве и возрасте детей (для получения стандартных вычетов), количестве календарных дней, в течение которых работник находился на территории нашей страны (для применения ставки НДФЛ в зависимости от статуса резидента), данные о гражданстве работников (для правильного расчета страховых взносов) и многое другое.

Можно ли не вести налоговые регистры?

Налоговый учет по нормам ст. 313 НК РФ можно организовать на основе информации, отраженной в регистрах бухучета, дополняя их недостающими данными. Можно вести отдельные налоговые регистры, закрепив их форму в учетной политике. Совсем не вести налоговые регистры опасно — за это предусмотрено наказание по ст. 120 НК ФР.

Как правильно вести налоговые регистры, детально описано в КонсультантПлюс. Полный пробный доступ к системе К+ можно получить бесплатно. Чаще всего налоговики проверяют регистры по налогу на прибыль — как их оформить смотрите в этом Готовом решении, по учету НДФЛ — пример смотрите в этом материале, по НДС — правильно составить регистры поможет это Готовое решение.

Отсутствие налоговых регистров может быть чревато для организации и другими негативными последствиями. Например, если при налоговой проверке компания не сможет представить необходимые сведения для правильного расчета налогов, контролеры могут определить суммы налогов расчетным путем (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ) — а это может грозить компании огромными доначислениями, пенями и штрафами.

О нюансах оформления копий документов для налоговиков читайте в материале «Как представить документы по требованию налоговой инспекции».

Итоги

Ст. 313 НК РФ определяет, что расчет налогов производится по данным налогового учета. Его организуют сами налогоплательщики и ведут в специальных регистрах на основе информации из первичных документов и иных необходимых документов.

Регистры налогового учета могут разрабатываться на основе регистров бухучета с добавлением в них недостающих реквизитов и информации.

Если компания не ведет обязательные налоговые регистры, она может быть оштрафована.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *