83 ТК РФ

Если к лицу применена мера наказания, не исключающая возможность продолжения прежней работы, он не может быть уволен по п. 4 ч. 1 ст. 83;

5) признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности является основанием для прекращения с ним трудового договора по п. 5 ч. 1 ст. 83 при условии, если работник полностью утратил способность к трудовой деятельности и этот факт установлен медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Такое заключение может быть выдано федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Правила признания лица инвалидом утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

При увольнении работников, признанных полностью неспособными к трудовой деятельности (п. 5 ч. 1 ст. 83), им выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК);

6) факт смерти работника либо работодателя — физического лица, являющийся основанием для прекращения трудового договора по п. 6 ч. 1 ст. 83, устанавливается органами записи актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». Трудовой договор в связи со смертью работника (работодателя — физического лица) прекращается на основании копии свидетельства о смерти, выданного в установленном порядке соответствующим органом записи актов гражданского состояния.

Признание работника либо работодателя — физического лица умершим или безвестно отсутствующим осуществляется судом в соответствии с ГК РФ.

Согласно ст. 45 ГК РФ гражданин может быть объявлен умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного случая, — в течение шести месяцев.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

В соответствии со ст. 42 ГК РФ по заявлению заинтересованных лиц гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Для рассмотрения требований о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим установлен особый порядок. Он заключается в том, что лицо, обратившееся с соответствующим требованием, должно объяснить, для какой цели ему необходимо такое признание. Например, работник просит признать безвестно отсутствующим работодателя — физическое лицо для прекращения с ним трудового договора и получения не выплаченной ему заработной платы. Или работодатель выдвигает данное требование в отношении работника, с которым до признания его безвестно отсутствующим не может прекратить трудовой договор.

Лицо, обратившееся с требованием о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим, должно также доказать не только отсутствие сведений о нем, но и то, что установить место нахождения отсутствующего лица невозможно;

7) прекращение трудового договора по п. 7 ч. 1 ст. 83, т.е. в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений, допускается только в том случае, если это обстоятельство (т.е. невозможность продолжения трудовых отношений в связи с чрезвычайными ситуациями) признано таковым решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Полномочия Правительства РФ и органов государственной власти субъектов РФ в данной области определены Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В соответствии с названным Законом Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение (ст. 10). Органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (ст. 11).

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст. 1).

Для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 утверждена классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии с ней чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются:

— на чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее — зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом число людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее — число пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. руб.;

— чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом число пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. руб., а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

— чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом число пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. руб.;

— чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, при этом число пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. руб., но не более 500 млн. руб.;

— чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом число пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. руб., но не более 500 млн. руб.;

— чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой число пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. руб.

Следует иметь в виду, что при чрезвычайных ситуациях в соответствии со ст. ст. 56 и 88 Конституции РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных Законом о чрезвычайном положении, на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях может вводиться чрезвычайное положение. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

— попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в т.ч. эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ (ст. 3 Закона о чрезвычайном положении);

8) дисквалификация или иное административное наказание может быть основанием прекращения трудового договора при условии, если это наказание исключает возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Так, например, если к работнику применено административное наказание в виде предупреждения (ст. 3.4 КоАП РФ) или штрафа (ст. 3.5 КоАП РФ), то он не может быть уволен на основании п. 8 ч. 1 ст. 83, т.к. такие административные наказания не препятствуют исполнению работником обязанностей по трудовому договору.

В то же время дисквалификация работника исключает возможность выполнения им работы, предусмотренной трудовым договором.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей (ст. 3.11 КоАП РФ). Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена: к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы; к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица; к членам совета директоров (наблюдательного совета); к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; к лицам, занимающимся частной практикой; к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр), работниками иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством РФ функции многофункционального центра, или работниками государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, либо к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные специальным Перечнем, утв. Приказом Минспорттуризма России от 16.04.2012 N 347.

Прекращение трудового договора с дисквалифицированным работником на основании п. 8 ч. 1 ст. 83 возможно независимо от того, на какой срок дисквалифицирован работник. Вместе с тем следует учитывать, что в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи увольнение работника по данному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу.

Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 805 утверждено Положение о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, которое определяет порядок формирования и ведения реестра лиц, подвергнутых дисквалификации в соответствии с КоАП РФ.

Реестр дисквалифицированных лиц формируется и ведется Федеральной налоговой службой в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах.

Копии указанных постановлений направляются вынесшими их судами в уполномоченный федеральный орган.

Информация, содержащаяся в реестре, является открытой.

Форма выписки из реестра, содержащей информацию о конкретном дисквалифицированном лице и предоставляемой заинтересованным лицам, а также порядок ее предоставления устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

Запросы о предоставлении информации, содержащейся в реестре, фиксируются в реестре с указанием лица, обратившегося с запросом, даты запроса и даты предоставления информации.

Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет пять дней с даты получения уполномоченным федеральным органом соответствующего запроса.

Уполномоченный федеральный орган в 10-дневный срок со дня внесения в реестр сведений о дисквалифицированном лице направляет сведения о нем в те федеральные органы исполнительной власти, должностные лица которых в соответствии с КоАП РФ составили протоколы об административных правонарушениях, предусматривающих наказание в виде дисквалификации.

Исключение из реестра дисквалифицированных лиц производится:

— по истечении срока дисквалификации;

— во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации, заверенная копия которого поступила в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, из суда либо от ранее дисквалифицированного лица в составе приложения к заявлению об исключении из реестра дисквалифицированных лиц;

9) истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) является основанием для прекращения трудового договора, если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору (п. 9).

Прекращение трудового договора по данному основанию правомерно при наличии следующих условий:

а) если истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение специального права работника влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;

б) если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

Следует иметь в виду, что работодатель вправе прекратить трудовой договор с работником в связи с приостановлением действия специального права работника только в том случае, если это право приостановлено на срок более двух месяцев. Если же этот срок не превышает двух месяцев, работодатель в соответствии со ст. 76 ТК должен отстранить работника от работы на соответствующий срок (см. коммент. к указанной статье);

10) прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска. Это обстоятельство является основанием для прекращения с работником трудового договора при наличии следующих условий:

— условие о неразглашении государственной тайны предусмотрено трудовым договором с работником;

— исполнение обязанностей по занимаемой в соответствии с договором должности связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

— основание прекращения допуска к государственной тайне соответствует действующему законодательству (см. коммент. к ст. 57 и подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81).

В соответствии со ст. 22 Закона о государственной тайне основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

— признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

— наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

— постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

— выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

— уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти или организации в случаях:

— расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

— однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

— возникновения обстоятельств, являющихся согласно ст. 22 названного Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Решение руководителя организации о прекращении допуска работника к государственной тайне и расторжении на основании этого трудового договора с ним может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает работника от взятых обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи прекращение трудового договора по п. 10 ч. 1 ст. 83 не допускается, если работодатель имеет возможность перевести работника с его согласия на другую работу;

11) отмена решения суда или отмена (признание незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе.

Данное основание прекращения трудового договора дает право работодателю прекратить трудовой договор с работником, неправомерно восстановленным на работе по решению суда или государственной инспекции труда, независимо от того, как долго работник проработал после восстановления. При этом работодатель не обязан предлагать увольняемому работнику другие имеющиеся у него вакантные должности. Однако он вправе это сделать, если сочтет необходимым и возможным;

12) приведение общей численности работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников, установленной Правительством РФ для работодателей, осуществляющих на территории РФ определенные виды экономической деятельности, является основанием прекращения трудового договора с указанными лицами при условии, если их численность у данного работодателя превышает допустимую долю, установленную Правительством РФ.

Трудовой договор по данному основанию прекращается не позднее окончания срока, установленного Правительством РФ для приведения работодателями, осуществляющими на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности, общей численности работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников (ч. 3 ст. 83).

Потребность в привлечении иностранных работников, в т.ч. по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы ежегодно определяется Правительством РФ.

Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта РФ. Определение органами государственной власти субъекта РФ потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство РФ вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.

Подготовка предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, в т.ч. по приоритетным профессионально-квалификационным группам, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ.

Правила подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу определены Постановлением Правительства РФ от 12.09.2013 N 800.

Формирование квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, распределение указанной квоты по субъектам РФ и профессионально-квалификационным группам, увеличение или уменьшение размера указанной квоты и установление ее резерва осуществляются в соответствии с указанными Правилами.

Такие квоты могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда.

Квоты не распространяются на иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности) в соответствии с перечнем профессий (специальностей, должностей), утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию занятости населения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере социально-экономического развития и торговли (ст. 18.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»);

13) возникновение установленных ТК или иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Данное основание прекращения трудового договора введено Федеральным законом от 23.12.2010 N 387-ФЗ в связи с установлением ограничений на занятие педагогической деятельностью.

Так, согласно ст. 331 ТК к педагогической деятельности не допускаются лица:

— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

— имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

— признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

— имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (см. коммент к ст. 331).

В соответствии со ст. 351.1 ТК к занятию педагогической деятельностью, а также иной профессиональной деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности (см. также Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2013 N 19-П «По делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 3511 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.К. Барабаш, А.Н. Бекасова и других и запросом Мурманской областной Думы» и коммент. к ст. 351.1).

2. В соответствии с ч. 2 ст. 83 прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 8 — 10 или 13 допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Иначе говоря, работодатель обязан в данной ситуации предлагать работнику соответствующие вакансии не только непосредственно в самой организации, в которой занят работник, но и в ее структурных подразделениях, если они расположены в той же местности. Если же вакансии имеются в структурных подразделениях, расположенных в других местностях (например, в филиале или представительстве организации), работодатель обязан предлагать их, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При отсутствии у работодателя соответствующей работы, а также в случае отказа работника от предложенной ему другой работы трудовой договор с ним прекращается со ссылкой на соответствующее основание, предусмотренное ст. 83.

Статья 83 ТК РФ. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

1. Статья 83 ТК РФ определяет перечень обстоятельств, возникновение которых влечет за собой прекращение трудового договора независимо от воли сторон.

К ним относятся:

  • 1) призыв работников на военную службу или направление их на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, осуществляемые в соответствии с Законом о воинской обязанности и Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030).

    Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

    Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента РФ. Решение о призыве на военную службу может быть принято только после достижения гражданами 18 лет.

    Граждане, не пребывающие в запасе, призываются на военную службу 2 раза в год: с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента РФ, за следующими исключениями:

    • а) граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера и отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, перечень которых определяется Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля и с 1 ноября по 31 декабря;
    • б) граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря;
    • в) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений, — с 1 мая по 15 июля.

    На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых призывной комиссией района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования принято соответствующее решение (ст. 3 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе»).

    Основанием для прекращения трудового договора с работником, призванным на военную службу, является повестка военного комиссариата о явке на призывной пункт для отправки по месту прохождения военной службы, а направленным на альтернативную гражданскую службу — предписание военного комиссариата для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы (Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 // СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4894; ст. 14 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе»).

    При прекращении трудового договора с работником в связи с призывом его на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу ему выплачивается выходное пособие в размере 2-недельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК);

  • 2) восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу. Данный пункт как основание для прекращения трудового договора может быть применен только по отношению к тому работнику, который принят на работу на место (должность) работника, незаконно уволенного с работы и позднее восстановленного на прежнее место работы (в должности) решением государственной инспекции труда или суда. Основанием для увольнения с работы работника в данном случае будет являться соответствующее решение о восстановлении на этой работе работника, ранее ее выполнявшего.

    При отсутствии решения государственной инспекции труда или суда о восстановлении на работе того или иного ранее уволенного работника работник, занимающий его рабочее место (должность), не может быть уволен по п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Так, не может быть уволен работник, принятый на место уволенного и восстановленного на прежнее место работы работника по решению самого работодателя.

    Нельзя также уволить по данному основанию работника, принятого вместо лица, призванного на военную службу, но впоследствии освобожденного от несения службы и возвратившегося на работу в ту же организацию, если вопрос о его восстановлении на прежней работе не решен судом или государственной инспекцией труда.

    Работнику, подлежащему увольнению с работы в связи с восстановлением на этой работе работника, ранее ее выполнявшего, работодатель обязан согласно ч. 2 настоящей статьи предложить другую имеющуюся в организации работу. И только в том случае, если работодатель не имеет возможности перевести работника на другую работу или работник отказывается от перевода, прекращение трудового договора по п. 2 ч. 1 будет являться правомерным.

    При увольнении работников на основании п. 2 ч. 1 статьи 83 ТК РФ им выплачивается выходное пособие в размере 2-недельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК);

  • 3) неизбрание на должность как основание прекращения трудового договора применяется лишь к тем работникам, с которыми трудовой договор был заключен в связи с избранием их на должность на определенный срок, в т.ч. по результатам конкурса.

    Неизбрание работника на должность на новый срок будет являться правомерным основанием для прекращения с ним трудового договора при условии, если выборы (неизбрание) или конкурс проводились в точном соответствии с условиями и порядком проведения выборов (конкурса), установленными законом, иным нормативным правовым актом или уставом организации;

  • 4) осуждение работника к наказанию как основание прекращения с ним трудового договора применяется только при наличии следующих условий: а) работник осужден к наказанию, исключающему возможность продолжения прежней работы; б) приговор суда, которым работник осужден к такому наказанию, вступил в законную силу. К числу наказаний, исключающих возможность продолжения прежней работы, в частности, относятся: лишение права занимать определенные должности (ст. 47 УК); арест (ст. 54 УК); лишение свободы (ст. ст. 56, 57 УК).

    Если к лицу применена мера наказания, не исключающая возможность продолжения прежней работы, он не может быть уволен по п. 4 ч. 1 комментируемой статьи;

  • 5) признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности является основанием для прекращения с ним трудового договора по п. 5 ч. 1 при условии, если работник полностью утратил способность к трудовой деятельности и этот факт установлен медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Такое заключение может быть выдано федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (см. Правила признания лица инвалидом, утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» // СЗ РФ. 2006. N 9. Ст. 1018).

    При увольнении работников, признанных полностью неспособными к трудовой деятельности (п. 5 ч. 1 ст 83 ТК РФ), им выплачивается выходное пособие в размере 2-недельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК);

  • 6) факт смерти работника либо работодателя — физического лица, являющийся основанием для прекращения трудового договора по п. 6 ч. 1 комментируемой статьи, устанавливается органами записи актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340). Трудовой договор в связи со смертью работника (работодателя — физического лица) прекращается на основании копии свидетельства о смерти, выданного в установленном порядке соответствующим органом записи актов гражданского состояния.

    Признание работника либо работодателя — физического лица умершим или безвестно отсутствующим осуществляется судом в соответствии с ГК.

    Согласно ст. 45 ГК гражданин может быть объявлен умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного случая, — в течение 6 месяцев.

    Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

    В соответствии со ст. 42 ГК по заявлению заинтересованных лиц гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

    Для рассмотрения требований о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим установлен особый порядок. Он заключается в том, что лицо, обратившееся с соответствующим требованием, должно объяснить, для какой цели ему необходимо такое признание. Например, работник просит признать безвестно отсутствующим работодателя — физическое лицо для прекращения с ним трудового договора и получения не выплаченной ему заработной платы. Или работодатель выдвигает данное требование в отношении работника, с которым до признания его безвестно отсутствующим не может прекратить трудовой договор.

    Лицо, обратившееся с требованием о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим, должно также доказать не только отсутствие сведений о нем, но и то, что установить место нахождения отсутствующего лица невозможно;

  • 7) прекращение трудового договора по п. 7 ч. 1 статьи 83 ТК РФ, т.е. в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений, допускается только в том случае, если это обстоятельство (т.е. невозможность продолжения трудовых отношений в связи с чрезвычайными ситуациями) признано таковым решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ.

    Полномочия Правительства РФ и органов государственной власти субъектов РФ в данной области определены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648).

    В соответствии с названным Законом Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение (ст. 10). Органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (ст. 11).

    Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст. 1).

    Для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них применяется Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 (в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») утверждено Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (СЗ РФ. 2007. N 22. Ст. 2640).

    Следует иметь в виду, что при чрезвычайных ситуациях в соответствии со ст. 56 и ст. 88 Конституции РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных Законом о чрезвычайном положении, на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях может вводиться чрезвычайное положение. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

    Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

    • а) попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
    • б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в т.ч. эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ (ст. 3 Закона о чрезвычайном положении);
  • 8) дисквалификация или иное административное наказание может быть основанием прекращения трудового договора при условии, если это наказание исключает возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

    Так, например, если к работнику применено административное наказание в виде предупреждения (ст. 3.4 КоАП) или штрафа (ст. 3.5 КоАП), то он не может быть уволен на основании п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, т.к. такие административные наказания не препятствуют исполнению работником обязанностей по трудовому договору.

    В то же время дисквалификация работника исключает возможность выполнения им работы, предусмотренной трудовым договором, т.к. дисквалификация как вид административного наказания применяется к работникам, занимающим руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в т.ч. к арбитражным управляющим, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ (ст. 3.11 КоАП), а суть дисквалификации заключается в лишении работника права занимать указанные должности или осуществлять указанные функции.

    Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей и устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет.

    Прекращение трудового договора с дисквалифицированным работником на основании п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ возможно независимо от того, на какой срок дисквалифицирован работник. Вместе с тем следует учитывать, что в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи увольнение работника по данному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (см. п. 3 комментария).

    Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 805 утверждено Положение о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц (СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4584), которое определяет порядок формирования и ведения реестра лиц, подвергнутых дисквалификации в соответствии с КоАП.

    Реестр дисквалифицированных лиц формируется и ведется Министерством внутренних дел РФ (далее именуются соответственно — реестр, уполномоченный федеральный орган) и министерствами внутренних дел, управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов РФ в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах.

    Копии указанных постановлений направляются вынесшими их судами в Министерство внутренних дел РФ, министерство внутренних дел, управление (главное управление) внутренних дел соответствующего субъекта РФ по месту вынесения постановления.

    Информация, содержащаяся в реестре, является открытой.

    Форма выписки из реестра, содержащей информацию о конкретном дисквалифицированном лице и предоставляемой заинтересованным лицам, а также порядок ее предоставления устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

    Запросы о предоставлении информации, содержащейся в реестре, фиксируются в реестре с указанием лица, обратившегося с запросом, даты запроса и даты предоставления информации.

    Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет 5 дней с даты получения уполномоченным федеральным органом соответствующего запроса.

    Уполномоченный федеральный орган в 10-дневный срок со дня внесения в реестр сведений о дисквалифицированном лице направляет сведения о нем в те федеральные органы исполнительной власти, должностные лица которых в соответствии с Кодексом составили протоколы об административных правонарушениях, предусматривающих наказание в виде дисквалификации.

    Исключение из реестра дисквалифицированных лиц производится:

    • по истечении срока дисквалификации;
    • во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации, заверенная копия которого поступила в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, из суда либо от ранее дисквалифицированного лица в составе приложения к заявлению об исключении из реестра дисквалифицированных лиц;
  • 9) истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) является основанием для прекращения трудового договора, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору (п. 9).

    Прекращение трудового договора по данному основанию правомерно при наличии следующих условий:

    • а) если истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение специального права работника влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;
    • б) если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

    Следует иметь в виду, что работодатель вправе прекратить трудовой договор с работником в связи с приостановлением действия специального права работника только в том случае, если это право приостановлено на срок более двух месяцев. Если же этот срок не превышает двух месяцев, то работодатель в соответствии со ст. 76 ТК должен отстранить работника от работы на соответствующий срок (см. коммент. к указанной статье);

  • 10) прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска. Это обстоятельство является основанием для прекращения с работником трудового договора при наличии следующих условий:

    • если условие о неразглашении государственной тайны предусмотрено трудовым договором с работником;
    • если исполнение обязанностей по занимаемой в соответствии с договором должности связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
    • если основание прекращения допуска к государственной тайне соответствует действующему законодательству (см. коммент. к ст. 57 и подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК).

    В соответствии со ст. 22 Закона о государственной тайне основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

    • признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
    • наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
    • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
    • выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
    • уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

    Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти или организации в случаях:

    • расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
    • однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
    • возникновения обстоятельств, являющихся согласно ст. 22 названного Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.
    • Решение руководителя организации о прекращении допуска работника к государственной тайне и расторжении на основании этого трудового договора с ним может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

    Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает работника от взятых обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

    В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи прекращение трудового договора по п. 10 ч. 1 статьи 83 ТК РФ не допускается, если работодатель имеет возможность перевести работника с его согласия на другую работу (см. п. 3 комментария);

  • 11) отмена решения суда или отмена (признание незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе как основание для прекращения с работником трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, внесена Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ. Тем самым Федеральный закон устранил имевшийся в правовом регулировании названных отношений пробел, который создавал на практике определенные сложности с прекращением трудового договора с работником, уволенным на законных основаниях, но неправомерно восстановленного на прежней работе по решению суда или государственной инспекции труда. Сложность заключалась в том, что, во-первых, с момента принятия решения о восстановлении на работе и до момента признания этого решения незаконным, как правило, проходило значительное время (порой не один год). Во-вторых, признание неправомерным восстановления на работе работника не предусматривалось в качестве самостоятельного основания для прекращения с ним трудового договора.

    Внесенное Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ дополнение дает право работодателю прекратить трудовой договор с работником, неправомерно восстановленным на работе, независимо от того, как долго работник проработал после восстановления. При этом работодатель не обязан предлагать увольняемому работнику другие имеющиеся у него вакантные должности. Однако он вправе это сделать, если сочтет необходимым;

  • 12) прекращение трудового договора с иностранными гражданами или лицами без гражданства по п. 12 ч. 1 ст. 83 ТК РФ допускается, если количество указанных работников у данного работодателя превышает допустимую долю таких работников, установленную постановлением Правительства РФ для работодателей, осуществляющих на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности.

    Трудовой договор по данному основанию прекращается не позднее окончания срока, установленного Правительством РФ для приведения работодателями, осуществляющими на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности, общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников.

Правительство РФ ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в т.ч. по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы.

Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта РФ. Определение органами государственной власти субъекта РФ потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство РФ вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ.

Квоты, предусмотренные п. 4 ст. 18.1 Закона о правовом положении иностранных граждан, могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда. Указанные квоты не распространяются на иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности) в соответствии с перечнем профессий (специальностей, должностей), утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию занятости населения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития и торговли.

Правительство РФ вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан РФ устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ.

При установлении указанной допустимой доли Правительство РФ определяет срок приведения в соответствии с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством РФ (ст. 18.1 Закона о правовом положении иностранных граждан).

3. В соответствии с ч. 2 статьи 83 ТК РФ прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 8, 9 или 10 ч. 1 этой статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Иначе говоря, работодатель обязан в данной ситуации предлагать работнику соответствующие вакансии не только непосредственно в самой организации, в которой занят работник, но и в ее структурных подразделениях, если они расположены в той же местности. Если же вакансии имеются в структурных подразделениях, расположенных в других местностях (например, в филиале или представительстве организации), работодатель обязан предлагать их, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При отсутствии у работодателя соответствующей работы, а также в случае отказа работника от предложенной ему другой работы трудовой договор с ним прекращается со ссылкой на соответствующее основание, предусмотренное в настоящей статьёй.

Трудовой кодекс Российской Федерации:

Статья 83 ТК РФ. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

Трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:

1) призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

2) восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда;

3) неизбрание на должность;

4) осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;

5) признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

6) смерть работника либо работодателя — физического лица, а также признание судом работника либо работодателя — физического лица умершим или безвестно отсутствующим;

7) наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

8) дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;

9) истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;

10) прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска;

11) отмена решения суда или отмена (признание незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе;

12) утратил силу. — Федеральный закон от 01.12.2014 N 409-ФЗ;

13) возникновение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 8, 9, 10 или 13 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Часть третья утратила силу. — Федеральный закон от 01.12.2014 N 409-ФЗ.

документа: Трудовой кодекс РФ в действующей редакции

Комментарии к статье 83 ТК РФ, судебная практика применения

Позиции Конституционного Суда РФ

Норма п. 3 ч. 1 ст. 83 ТК РФ о прекращении договора ввиду неизбрания на должность не применяется к выборным должностным лицам местного самоуправления

..Что касается положения пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, то оно направлено на регулирование трудовых отношений и не распространяется на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус, т.е., согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», должностных лиц местного самоуправления, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенных 15 собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2).

Поскольку выборное должностное лицо местного самоуправления — это лицо, замещающее муниципальную должность в порядке избрания на муниципальных выборах, посредством которых образующие местное сообщество граждане осуществляют местное самоуправление, предполагается, что характер и содержание деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления определяется взятыми ими непосредственно перед населением конкретного муниципального образования публично-правовыми обязательствами по решению вопросов обеспечения его жизнедеятельности, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2002 года N 7-П).

…отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2013 N 15-П)

Пункт 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ — увольнение ввиду истечения срока действия специального права — не нарушает права граждан

Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 9 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, обусловлено невозможностью исполнения трудовых обязанностей лицом, лишенным специального права, и не зависит от волеизъявления работодателя.

Кроме того, частью второй статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена гарантия для лиц, увольняемых по указанному основанию: прекращение трудового договора с ними допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.

Таким образом, оспариваемая заявителем норма не может расцениваться как нарушающая его конституционные права (определение Конституционного Суда РФ от 23.04.2015 N 750-О)

Пункт 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ — прекращение трудового договора ввиду прекращения допуска к государственной тайне — не нарушает права граждан

Увольнение работника по основанию, предусмотренному пунктом 10 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, носит объективный характер, поскольку обусловлено невозможностью выполнения им работы, требующей допуска к государственной тайне, и имеет целью обеспечение защиты сведений, отнесенных к государственной тайне, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Увольнение по данному основанию допускается только в том случае, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья; при этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями и трудовым договором, — и в других местностях (часть вторая статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации). Таким образом, для работников предусмотрена дополнительная гарантия, направленная на сохранение трудовых отношений.

Следовательно, оспариваемое законоположение не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте (определение Конституционного Суда РФ от 23.04.2015 N 942-О).

Верховный Суд РФ о прекращении трудового договора по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ

По пункту 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ увольнению подлежит работник в сфере образования вне зависимости от даты принятия его на работу

В п. 5 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2012 года, приведена правовая позиция, в соответствии с которой, «возникшие до 7 января 2011 г. трудовые отношения с работником, осуществляющим трудовые функции в сфере образования, воспитания и развития несовершеннолетних детей и имевшим судимость за преступление против жизни и здоровья, после вступления в силу Федерального закона от 23 декабря 2010 г. N 387-ФЗ подлежат прекращению на основании п. 13 части первой ст. 83 ТК РФ». Приведено следующее обоснование.

Внося изменения в Трудовой кодекс РФ, законодатель установил ограничение права на занятие педагогической деятельностью в отношении некоторых категорий лиц, что обусловлено спецификой педагогической деятельности, содержание которой составляют обучение и воспитание граждан в соответствии с требованиями морали, общепризнанными ценностями уважения к закону и правам других лиц, и направлено на защиту общественных интересов и прав обучающихся.

Поскольку трудовые отношения носят длящийся характер, указанные ограничения действуют как в отношении лиц, уже состоящих в трудовых отношениях, так и в отношении тех, кто претендует на занятие педагогической деятельностью.

Одновременно с внесением в Трудовой кодекс РФ изменений, предусматривающих ограничение на занятие педагогической деятельностью, законодателем было введено и новое основание прекращения трудового договора.

Так, согласно новому п. 13 части первой ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в случае возникновения установленных данным Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Из содержания данной нормы следует, что увольнение по указанному выше основанию обусловлено невозможностью исполнения трудовых обязанностей лицом в случае возникновения ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом, и не зависит от волеизъявления работодателя (п. 5 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2012 года»)

>
Ст. 83 ТК РФ: вопросы и ответы

Какие причины для увольнения приведены в статье 83 Трудового кодекса РФ (с комментариями 2019 года)?

Причины увольнения, возникающие вне зависимости от воли сторон, приведены в статье 83 ТК РФ (с комментариями 2019 года). Они могут быть обусловлены:

  1. Волей (решением) третьей стороны:
  • военкомата — призыв на военную или альтернативную ей службу (п. 1);
  • суда или государственной инспекции по труду — восстановление ранее работавшего сотрудника на прежнем месте (п. 2);
  • конкурсной комиссии — неизбрание на выборную должность (п. 3);
  • суда — лишение права заниматься определенной деятельностью или ограничение свободы (п. 4);
  • учреждения медико-социальной экспертизы — полное признание неспособным к труду (п. 5);
  • суда — дисквалификация (п. 8);
  • суда или иного специально уполномоченного органа — лишение возможности использовать имевшееся у работника специальное право (п. 9);
  • суда или иного специально уполномоченного органа — лишение доступа к государственной тайне (п. 10);
  • суда — отмена выполненного решения о восстановлении сотрудника на работе (п. 11);
  • законодателя — установление ограничений на занятие определенной деятельностью (п. 13).
  • Посторонними факторами:
    • смертью или безвестным отсутствием работника или работодателя-физлица (п. 6);
    • чрезвычайными обстоятельствами: войной, аварией, катастрофой, стихийными бедствиями (п. 7).

    Действие п. 12 ст. 83 ТК РФ и комментариев к нему с 13.12.2014 прекращено в связи со вступлением в силу закона «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства» от 01.12.2014 № 409-ФЗ.

    Отличительными чертами увольнения по этим причинам являются:

    • необходимость их документального подтверждения;
    • ненужность заявления работника об увольнении;
    • обязательность попытки трудоустройства подлежащего увольнению по пп. 2, 8–10, 13 ст. 83 работника на иную должность (при его согласии);
    • необходимость выплаты 2-недельного выходного пособия (ст. 178 ТК РФ) при увольнении по пп. 1, 2, 5 ст. 83;
    • отсутствие необходимости в удержании излишне выплаченных отпускных (ст. 137 ТК РФ) при увольнении по пп. 1, 2, 5–7 ст. 83;
    • отсутствие ответственности за несвоевременную выдачу трудовой книжки (ст. 84.1 ТК РФ) при увольнении по п. 4 ст. 83.

    О том, каковы правила ведения трудовой книжки, читайте в материале «Порядок заполнения трудовой книжки — образец».

    Как по п. 1 ст. 83 увольняют при призыве в армию?

    Увольнение по этому основанию происходит при наличии выданных военным комиссариатом:

    • повестки о необходимости явиться на призывной пункт (для призыва на военную службу);
    • предписания о прибытии к месту, где будет проходить служба (для направления на альтернативную военной службу).

    Заявления работника не требуется. Увольнение сопровождается выплатой 2-недельного выходного пособия.

    О том, как оформить увольнение работника, призванного на военную службу, читайте в статье «Порядок увольнения в связи с призывом в армию (нюансы)».

    Трудоустройство после окончания службы происходит в обычном порядке на общих основаниях к любому работодателю (в т. ч. тому, у которого отслуживший работал до призыва в армию).

    Из этого правила есть только 1 исключение: если до призыва человек работал в государственной организации, то в течение 3 месяцев со дня завершения военной службы у него есть право на трудоустройство в ту же организацию, причем на должность не ниже той, которую он занимал до ухода в армию (п. 5 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

    В чем нюансы увольнения осужденного (п. 4)?

    Для увольнения по п. 4 ст. 83 ТК РФ необходимо наличие приговора суда, результатом которого стали:

    • лишение права занимать прежнюю должность или осуществлять деятельность (ст. 47 УК РФ);
    • арест (ст. 54 УК РФ);
    • ограничение свободы на определенный срок (ст. 56 УК РФ) или пожизненно (ст. 57 УК РФ).

    Обязательными условиями для применения этого основания являются:

    • невозможность выполнять прежнюю работу;
    • наличие судебного решения, вступившего в законную силу.

    Если речь идет об освобождении от выполнявшейся до приговора суда работы, это решение должно быть исполнено в течение 3 календарных дней после получения соответствующего документа работодателем (подп. «а» п. 2 ст. 34 УИК РФ).

    Освобождение необязательно предполагает увольнение и может быть заменено переводом на другую работу. Но если оно происходит, в трудовую книжку вносится полная информация о том, на каком основании, на какой срок и какую должность (деятельность) человек лишен права занимать (вести).

    Если работник оказывается под арестом, он прекращает работу до вынесения приговора суда. В этом случае уволить его нужно последним днем фактической работы (ст. 84.1 ТК РФ), но только после того, как приговор вступит в законную силу. Т. е. даты увольнения и издания приказа о нем не совпадут.

    О том, каких действий потребует процедура перевода на другую работу, читайте в материале «Ст. 72 ТК РФ: вопросы и ответы».

    Статья 83. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

    Определение Верховного Суда РФ от 17.04.2017 N 4-КГ17-3 Требование: О возложении обязанности выдать трудовую книжку и иные документы. Обстоятельства: По мнению истца, действия ответчика, выразившиеся в невыдаче ему трудовой книжки и непроизведении с ним полного расчета при увольнении, нарушают его трудовые права. Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение, так как суд апелляционной инстанции не принял во внимание то, что факт подачи истцом заявления об увольнении по собственному желанию установлен судом первой инстанции и подтвержден судом апелляционной инстанции, не дал правовой оценки обязанности работодателя произвести увольнение работника по собственному желанию и оформить его увольнение в установленном законом порядке, принял решение по делу на основании доказательств, которые им не оглашались и не исследовались.

    В соответствии с частью 6 статьи 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки. Работодатель также не несет ответственности за задержку выдачи трудовой книжки в случаях несовпадения последнего дня работы с днем оформления прекращения трудовых отношений при увольнении работника по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 6 части 1 статьи 81 или пунктом 4 части 1 статьи 83 Кодекса, и при увольнении женщины, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности или до окончания отпуска по беременности и родам в соответствии с частью второй статьи 261 Кодекса. По письменному обращению работника, не получившего трудовую книжку после увольнения, работодатель обязан выдать ее не позднее трех рабочих дней со дня обращения работника.

    Определение Конституционного Суда РФ от 20.04.2017 N 823-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гариповой Зои Дмитриевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области»

    1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка З.Д. Гарипова, являющаяся получателем страховой пенсии по старости, оспаривает конституционность пункта 2 части 1 статьи 11 Закона Иркутской области от 15 октября 2007 года N 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», закрепляющего одно из условий назначения пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы, — увольнение с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 — 3, 7 — 9 части 1 статьи 77, пунктами 1 — 3 части 1 статьи 81, пунктами 2, 5, 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1, а также пунктом 3 части 1 статьи 19 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», в части указания на пункт 1 части 1 статьи 13, пункт 2 части 1 статьи 14 данного Федерального закона.

    Определение Верховного Суда РФ от 06.03.2017 N 56-КГ16-46 Требование: О признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула. Обстоятельства: Истец считает увольнение незаконным, так как в приговоре суда не указано, что ему запрещается заниматься определенной деятельностью, кроме того, ответчик не предлагал ему все вакантные должности либо работу, которая бы могла соответствовать его квалификации, включая нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку лишение истца по приговору суда права занимать должности и заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, исключает возможность продолжения им прежней работы.

    Приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо Ружино от 2 декабря 2015 г. N 433 Липкин А.Г. был уволен с работы по пункту 4 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации (осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу).

    Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2016 N 1844-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гуровой Елены Викторовны на нарушение ее конституционных прав частью шестой статьи 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации»

    1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Е.В. Гурова оспаривает конституционность части шестой статьи 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае, когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте; со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки; работодатель также не несет ответственности за задержку выдачи трудовой книжки в случаях несовпадения последнего дня работы с днем оформления прекращения трудовых отношений при увольнении работника по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 6 части первой статьи 81 или пунктом 4 части первой статьи 83 данного Кодекса, и при увольнении женщины, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности или до окончания отпуска по беременности и родам в соответствии с частью второй статьи 261 данного Кодекса; по письменному обращению работника, не получившего трудовую книжку после увольнения, работодатель обязан выдать ее не позднее трех рабочих дней со дня обращения работника.

    Постановление Конституционного Суда РФ от 11.10.2016 N 19-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Н.А. Назарова»

    Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, Н.А. Назаров, работавший в должности юриста с 1 ноября 2012 года по 1 декабря 2013 года, был призван на военную службу, в связи с чем трудовой договор с ним был расторгнут на основании пункта 1 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации. После увольнения с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока он обратился в орган государственной службы занятости населения по месту жительства для постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы. Принимая решение от 6 февраля 2015 года о признании Н.А. Назарова безработным и о назначении ему пособия по безработице в минимальном размере (850 рублей) как лицу, стремящемуся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, орган государственной службы занятости населения исходил из того, что заявитель, хотя и имел до призыва на военную службу оплачиваемую работу в течение 52 недель и среднемесячный заработок в размере 5000 рублей, был признан в установленном порядке безработным лишь спустя 1 год 2 месяца и 22 дня после увольнения с работы.

    Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2016 N 66-КГ16-5 Требование: О признании права на пенсию за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы. Обстоятельства: Уполномоченным органом истице отказано в назначении пенсии за выслугу лет, так как она уволилась с муниципальной службы до достижения пенсионного возраста и назначения трудовой пенсии. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку увольнение истицы с муниципальной службы произведено в связи с ее переводом в другое учреждение, в то время как ст. 11 Закона Иркутской области от 15.10.2007 N 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы» такое основание увольнения не предусмотрено для назначения пенсии за выслугу лет.

    2) увольнения с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 — 3, 7 — 9 части 1 статьи 77, пунктами 1 — 3 части 1 статьи 81, пунктами 2, 5, 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1, а также пунктом 3 части 1 статьи 19 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», в части указания на пункт 1 части 1 статьи 13, пункт 2 части 1 статьи 14 данного Федерального закона;

    «Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)

    Прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 8, 9, 10 или 13 части первой указанной статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (часть вторая статьи 83 ТК РФ).

    Определение Конституционного Суда РФ от 28.01.2016 N 111-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Малаховского Семена Павловича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 части первой статьи 83 и статьей 172 Трудового кодекса Российской Федерации»

    пункта 3 части первой статьи 83 (в жалобе ошибочно указана часть третья статьи 83), закрепляющего такое основание прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, как неизбрание на должность;

    Add a Comment

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *