Аис налог

Не секрет, что за нашей деятельностью пристально наблюдают
налоговые органы. Мы много читаем об открытости налоговых органов для налогоплательщиков. А вот с помощью, каких методов поступает
информация в фискальные органы и как контролируется уплата и начисление налогов нам не совсем понятно.

За финансово-хозяйственной деятельностью предпринимателей стало
возможно наблюдать более пристально в связи с развитием и внедрением
информационных систем налоговой службы.

В недалеком прошлом таким инструментом контроля была АИС Налог-2
(Автоматизированная информационная система ФНС), сегодня на смену этой системе пришла более современная АИС Налог-3.

Система постоянно совершенствуется, в нее добавляются дополнительные функции и задачи.

Основные направления контроля АИС Налог-3:

— Администрирование НДС
— Постановка на учет физических и юридических лиц
— Администрирование налогов физических лиц
— Учет контрольно-кассовой техники

Данная система позволяет контролировать движение всех средств между
юридическими и физическими лицами.

«Алгоритм интеллектуального поиска дает возможность
автоматически выстраивать цепочки движения денег
между юридическими и физическими лицами и видеть,
в числе прочего, уплачен ли НДС в этих цепочках».

Какая информация в онлайн-режиме доступна налоговикам

Все сведения о работе предпринимателя или юридического лица могут быть получены налоговым инспектором, даже если бизнес зарегистрирован в другом районе или регионе. А именно можно получить следующую информацию:

— о руководителе (директоре) фирмы;
— обо всех учредителях предприятия;
— обо всех подразделениях и филиалах.

Также система предоставит:

— учредительные документы;
— сведения о физических лицах – налогоплательщиках;
— движения на банковских счетах, их наличие и остатки;
— налоговые декларации, бухгалтерские отчеты и т.д.

Так как АИС Налог-3 постоянно совершенствуется, планируется полностью автоматизировать камеральные и выездные проверки налогоплательщиков.

В систему войдут данные всех банков, таможенной службы и
правоохранительных органов.

Вскоре система начнет отслеживать движение импорта на территории ЕАЭС, в автоматическом режиме система вычислит недобросовестных или не честных плательщиков, в том числе и юридических лиц.

Данный материал подготовлен порталом «Бухгуру». Мы попытались разобраться в причинах проблем, которые в 2019 году затруднили работу многих бухгалтеров.

Все, кому в 2019 году приходится взаимодействовать с ФНС, помнят масштабные проблемы с новой системой АИС «Налог-3» (внедряется с 01.01.2019). Как не проходили отчеты, как терялись платежи и как из-за этого у многих блокировались в автоматическом режиме расчетные счета.

Несмотря на явные недоработки и очевидные проблемы, руководство ФНС продолжало бодро рапортовать о том, что внедрение «Налог-3» идет успешно и с мая 2019 все заработает «в полную силу». Дело было за малым – следовало перенести из старой базы в новую налогоплательщиков-юрлиц.

И вот их перенесли…

Теперь те, кого перенесли не могут получать налоговые возвраты. По разъяснениям налоговиков в ИФНС – они не могут направить в казначейство платежки на выплаты из бюджета. По всем налогоплательщикам, кого перегрузили в «Налог-3» нельзя провести никакой налоговый возврат. Процесс просто не предусмотрен в «новой улучшенной» системе.

На закономерные вопросы: «Что делать?» налоговики на местах отвечают, что уведомили о проблеме … казначейство и руководство. «А как же разработчики системы? Техподдержка?» — на эти вопросы ответы вообще очень странные. Налоговики не знают, кто виноват в таких сбоях и к кому из технарей надо обращаться, чтобы что-то заработало. Якобы, в ФНС нашли дешевых исполнителей в регионах, которые задешево делают все вот так, как делают. Медленно и плохо. И прямой связи с ними нет.

Налогоплательщики, уставшие от проблем, провели нечто вроде собственного расследования. И вот что получилось.

На разработку системы «Налог-3» из бюджета было выделено порядка 1,5 миллиарда рублей. Объем работ был разделен на несколько частей и на каждую был проведен конкурс и заключен отдельный госконтракт. Все эти госконтракты можно найти на сервисе zakupki.gov.ru. Все были заключены в октябре-ноябре 2018. Ввиду отсутствия других желающих в конкурсах – все их заключило АО «ГНИВЦ».

Что странного:

Странность № 1

Период, в течение которого все контракты были исполнены. До 31.12.2018. То есть федеральную систему для всей России сделали за срок менее 2 месяцев? Любой IT-специалист удивится такой скорости.

Странность № 2

АО «ГНИВЦ» включило во все контракты субподрядчиков. Никому не известные фирмы, среди которых, действительно, есть региональные. Например (информация о субподрядчиках внизу страницы)

Странность № 3

Субподрядчики по разным контрактам частично совпадают. Например, некое московское ООО «АПЛАНА». Если выгрузить сведения из ЕГРЮЛ, то у этого субподрядчика основной вид деятельности 72.19 – научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие. Как-то не очень вяжется с развитием автоматизированных информационных систем, прописанным в госконтракте. И непонятно, что все эти ООО-субподрядчики сделали за полученные деньги?

Если проанализировать всю информацию с сайта госзакупок и ЕГРЮЛ, то картина получается печальная. Существенная часть бюджетных средств, выделенные на «Налог -3», направлены в никому неизвестные фирмы. Фирмы непонятно, что делали и ни за что не отвечают. Госконтракты закрыты, деньги освоены. «Налог 3» нормально не работает, неизвестно, каких еще проблем от него можно ожидать и когда будут решены уже имеющиеся.

Сервис АИС РСА функционирует с перебоями: большой наплыв потенциальных клиентов вызывает задержки в работе сервиса. Пользователи жалуются на то, что не могут получить доступ к обещанной услуге быстрого автострахования. Решением проблемы может стать обращение к страховому брокеру: помощь специалиста в получении страховки ускорит процесс для клиентов, нуждающихся в скорейшем оформлении договоров. Сроки восстановления бесперебойной работы сервиса пока неизвестны.

Почему не работает АИС РСА?

Электронное оформление полисов – это возможность, которой автолюбители ждали уже довольно давно. Добавление функции на сайт РСА привело к поступлению огромного количества пользовательских запросов на проверку договоров ОСАГО. В результате, «Росгосстраху» пришлось временно отключить услугу: на данный момент у ресурса нет технических возможностей для того, чтобы обрабатывать заявки в бесперебойном режиме.

Не все автомобилисты готовы ждать, когда АИС РСА снова откроет доступ к регистрации полисов. Тем, кому страховка нужна в кратчайшие сроки, больше подойдет заказ ОСАГО с доставкой через посредника. Этот вариант обеспечивает максимальную простоту и скорость получения полиса: то есть, все то, что обещал временно закрытый функционал РСА.

Большой поток посетителей никак не повлиял на работоспособность всего сайта в целом, поэтому остальные сервисы доступны в прежнем режиме. Снова запустить получение е-ОСАГО планируется после окончания плановых работ, но точные даты пока не называются.

Критерии бесперебойности услуг по онлайн-продажам

Пользователи отмечают, что перспективный функционал не соответствует критериям бесперебойности для оформления е-ОСАГО, ранее утвержденным ЦБ. Предполагалось, что сервис будет отвечать следующим требованиям:

  • Доступ к услугам не должен прерываться более чем на полчаса в день. Такие же нормативы действуют для внутренней обработки заявок.
  • Плановые технические работы должны проводиться исключительно с предварительным размещением объявления, в котором четко прописано время начала и завершения работ.
  • Плановые работы проводятся только один раз в месяц, в удобные для пользователей часы (с 22.00 по 8.00).

Тем не менее, многие автолюбители все еще лояльно настроены по отношению АИС РСА. Услуга имеет большой потенциал, а дополнительные технические работы могут способствовать обеспечению бесперебойной работы сервиса в будущем.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 26 декабря 2018 г.

Расскажем в нашем материале об АИС «Налог-3» и программном обеспечении АСК НДС расскажем в нашем материале.

АИС «Налог-3»

Автоматизированная информационная система (АИС) «Налог-3» – это единая информационная система ФНС, которая обеспечивает автоматизацию деятельности налогового ведомства по всем выполняемым им функциям, определяемым Положением о ФНС (утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506). Сюда относятся в том числе прием, обработка, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС и предоставления информации внешним потребителям (п. 2 Положения, утв. Приказом ФНС от 14.03.2016 № ММВ-7-12/134@).

Пользователями информационных ресурсов АИС «Налог-3» являются (п. 5 Положения, утв. Приказом ФНС от 14.03.2016 № ММВ-7-12/134@):

  • центральный аппарат ФНС, территориальные налоговые органы;
  • организации, подведомственные ФНС.

Пользователями информации и сведений АИС «Налог-3» являются также федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и налогоплательщики.

АСК НДС-2

АСК НДС-2 – это программное обеспечение, являющееся одним из компонентов АИС «Налог-3», которое обеспечивает автоматизацию перекрестных проверок налоговых деклараций по НДС на основе сведений из книг покупок, книг продаж и журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур.

Получается, что сведения из АСК НДС-2 представляют собой совокупность показателей из разделов 8-12 налоговых деклараций по НДС, показанных во взаимосвязи с аналогичными показателями налоговых деклараций по НДС контрагентов налогоплательщика.

Опытная эксплуатация АСК НДС-2 проводилась в 7 региональных УФНС в соответствии с Приказом ФНС от 13.02.2015 № ММВ-7-6/68@.

В промышленную эксплуатацию ПО АСК НДС-2 было введено на основании Приказа ФНС от 10.02.2017 № ММВ-7-15/176@.

В состав компонентов АСК НДС-2 входят, в частности, следующие:

  • прием налоговой декларации по НДС по ТКС;
  • камеральная налоговая проверка налоговых деклараций по НДС на основе сведений из книг покупок, книг продаж и журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур;
  • сопоставление сведений об операциях контрагентов, подлежащих отражению в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

АСК НДС-2 включает в себя также подсистему управления рисками СУР АСК НДС-2, которая в автоматическом режиме распределяет налогоплательщиков-организаций, представивших декларации по НДС, на 3 группы налогового риска: высокий, средний, низкий. По результатам оценки рисков принимаются решения в том числе о возмещении НДС или о проведении выездной проверки.

По сути, когда налогоплательщику направляется требование о представлении пояснений по НДС (по форме, утв. Приказом ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@), это передается выписка, сформированная в АСК НДС-2.

Используются выводы АСК НДС-2, в частности, и при составлении акта выездной налоговой проверки.

АСК НДС-3, как предполагается, придет на смену АСК НДС-2 и будет обладать расширенным функционалом. В частности, новый программный комплекс позволит контролировать движение денежных средств между счетами организаций и физлиц.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *