Аккредитация образовательного учреждения

При представлении в Рособрнадзор заявления о государственной аккредитации образовательной деятельности следует учитывать, что в соответствии с частью 18 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательной деятельности (приказ о государственной аккредитации) организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия этих заявления и документов требованиям, установленным Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 №1039.

День приема заявления о проведении государственной аккредитации следует считать дату регистрации Уведомления о принятии заявления на рассмотрение по существу.

ЗАЯВЛЕНИЕ И СВЕДЕНИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

В соответствии с пунктом 8 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 №1039 к заявлению и сведениям о реализации образовательных программ организация, осуществляющая образовательную деятельность, прилагает:

В соответствии с пунктом 15 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности Заявление и прилагаемые документы представляются организацией, осуществляющей образовательную деятельность в Рособрнадзор (единое окно по адресу г. Москва, ул. Шаболовская, д.33 тел. 8-495-984-89-19) на бумажном носителе одним из следующих способов:

  1. уполномоченным представителем организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее — уполномоченный представитель);
  2. заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

Рособрнадзор в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых документов проверяет (в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия) соответствие организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также заявления и прилагаемых документов следующим требованиям:

а) отнесение государственной аккредитации к компетенции аккредитационного органа;
б) наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, заявленным организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для государственной аккредитации;
в) истечение 1 года со дня отказа организации, осуществляющей образовательную деятельность, в государственной аккредитации или лишения государственной аккредитации;
г) отсутствие неисполненного предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства об образовании аккредитационного органа (за исключением предписания, выданного до представления документов на переоформление свидетельства о государственной аккредитации в соответствии с подпунктами «а», «в» и «г» пункта 78 Положения о государственной аккредитации , а также предписания, выданного организации, осуществляющей образовательную деятельность, только в части реализации образовательных программ в ее филиале (филиалах), не заявленных для государственной аккредитации образовательной деятельности, либо только в части реализации образовательных программ дошкольного образования, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных образовательных программ);
д) отсутствие распорядительного акта аккредитационного органа о приостановлении действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки;
е) правильность оформления и заполнения заявления и прилагаемых документов, полнота прилагаемых документов.

В случае соответствия организации, осуществляющей образовательную деятельность, требованиям, указанным в подпунктах «а» — «д» пункта 17 настоящего Положения, и невыполнения требований, указанных в подпункте «е» пункта 17 Положения о государственной аккредитации, аккредитационный орган в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых документов направляет в адрес организации, осуществляющей образовательную деятельность, или вручает ее уполномоченному представителю уведомление о несоответствии.

Уведомление о несоответствии содержит сведения о том, что заявлением и прилагаемые документы не могут быть приняты к рассмотрению по существую в связи с их несоответствием установленным требованиям (с указанием несоответствий), а также информацию о том, что для проведения государственной аккредитации необходимо в течение 2 месяцев со дня направления аккредитационным органом уведомления о несоответствии представить в аккредитационный орган правильно оформленные и заполненные заявление и прилагаемые документы и (или) недостающие документы.

В случае если организация, осуществляющая образовательную деятельность, в течение 2 месяцев со дня направления аккредитационным органом уведомления о несоответствии представила правильно оформленные и заполненные заявление и прилагаемые документы и (или) недостающие документы (далее — документы, представленные на основании уведомления), аккредитационный орган осуществляет в соответствии с их прием и регистрацию.

В соответствии п.1 п.п 6 ст. 333.18. «Порядок и сроки уплаты государственной пошлины» Налогового кодекса, при подаче заявления о государственной аккредитации необходимо предоставить документ, подтверждающий факт оплаты государственной пошлины.

— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 № 885 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

— Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности» (вместе с Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности);

— Постановление Правительства РФ от 24.03.2013 № 370 «Об утверждении Правил оплаты услуг экспертов и экспертных организаций и возмещения расходов, понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы»;

— Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»

— Приказ Минобрнауки РФ от 17.02.2011 № 201 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) «бакалавр» и «магистр», перечни которых утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. № 337, направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1136, направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятом и введенном в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. № 276-СТ»;

— Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования»;

— Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1060 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения»;

— Приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»;

— Приказ Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1245 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования — бакалавриата, направлений подготовки высшего образования — магистратуры, специальностей высшего образования — специалитета, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061, направлениям подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) «бакалавр» и «магистр», перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. № 337, направлениям подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. №1136″;

— Приказ Минобрнауки России от 20.05.2014 № 556 «Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы»;

-Приказ Рособрнадзора от 29.11.2019 N 1628 «Об утверждении форм заявлений о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и/или приложения (приложений) к нему, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности, о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и/или приложения (приложений) к нему, формы сведений о реализации основных образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации образовательной деятельности, и требований к их заполнению и оформлению»;

-Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»;

— Приказ Минобрнауки России от 05.06.2014 № 632 «Об установлении соответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 354, и специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 355»;

— Приказ Минобрнауки России от 17.10.2016 № 1288 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения, направлений подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1060, и направлений подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, направлений подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061, научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. N 59»;

— Приказ Минобрнауки России от 16.09.2014 № 1227 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности»;

— Приказ Минобрнауки России от 09.11.2016 №1385 «Об утверждении перечней документов и материалов, необходимых для проведения аккредитационной экспертизы с выездом (без выезда) в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или ее филиал»;

— Приказ Минобрнауки России от 09.11.2016 №1386 «Об утверждении порядка работы экспертов и (или) представителей экспертных организаций, включенных в состав экспертной группы, при проведении аккредитационной экспертизы»;

-Приказ Минобрнауки России от 27.01.2014 №45 «Об утверждении форм свидетельств о государственной аккредитации, временного свидетельства о государственной аккредитации и приложений к ним, а также технических требований к указанным документам» (зарегистрировано Минюстом России 28.02.2014 регистрационный № 31446);

— Приказ Минобрнауки России от 22.09.2014 № 1273 «Об утверждении Порядка включения экспертов и (или) представителей экспертных организаций в состав экспертной группы при проведении аккредитационной экспертизы в отношении профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, связи для нужд органов государственной власти, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту» (зарегистрировано Минюстом России 18.11.2014 регистрационный № 34763);

— Приказ Минобрнауки России от 24.10.2014 № 1345 «Об утверждении Порядка включения в состав экспертной группы экспертов, соответствующих требованиям к экспертам, и (или) представителей экспертных организаций, соответствующих требованиям к экспертным организациям, при проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ, реализуемых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, представительствами Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях» (зарегистрировано Минюстом России 03.12.2014 регистрационный № 35067);

— Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 № 275 «Об утверждении Порядка приобретения, учета, хранения и заполнения бланков свидетельств о государственной аккредитации, временного свидетельства о государственной аккредитации и приложений к ним» (зарегистрировано Минюстом России 30.04.2014 регистрационный № 32158);

— Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (зарегистрировано Минюстом России 14.07.2017 регистрационный № 47415);

— Приказ Минобрнауки России от 19.11.2013 № 1258 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам ординатуры» (зарегистрировано Минюстом России 28.01.2014 регистрационный № 31136);

— Приказ Минобрнауки России от 19.11.2013 № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» (зарегистрировано Минюстом России 28.01.2014 регистрационный № 31137);

— Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам ассистентуры-стажировки, включающего в себя порядок приема на обучение по программам ассистентуры-стажировки» (зарегистрировано Минюстом России 20.04.2015 регистрационный № 36918);

— Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (зарегистрировано Минюстом России 18.09.2017 регистрационный № 48226);

— Приказ Рособрнадзора от 12.09.2014 № 1484 «Об утверждении Порядка хранения аккредитационных дел организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» (зарегистрировано Минюстом России 01.12.2014 регистрационный № 34997);

— Приказ Рособрнадзора от 14.06.2018 N 809 Об установлении нормативов трудозатрат и коэффициентов, учитывающих изменения сложности работ в зависимости от контингента обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации основным образовательным программам при проведении аккредитационной экспертизы;

— Письмо Рособрнадзора от 25.03.2015 № 07-675 «О направлении Методических рекомендаций представления информации об образовательной организации в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательства в сфере образования (для образовательных организаций высшего образования)»;

— Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, образовательные стандарты, устанавливаемые образовательными организациями высшего образования самостоятельно, федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

Государственная аккредитация – это установление или подтверждение государственного аккредитационного статуса образовательного учреждения по типу (высшее учебное заведение) и по виду (институт, академия, университет), уровня реализуемых образовательных программ и их направленности, а также соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям сроком на 5 лет.

Если при прохождении процедуры государственной аккредитации учебное заведение подтвердило качество предоставляемых образовательных услуг, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) выдает свидетельство о государственной аккредитации.

Наличие свидетельства об аккредитации дает вузу право предоставлять при поступлении абитуриентам льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а студентам очной формы обучения предоставлять отсрочку от призыва на срочную военную службу. Важно помнить, что только аккредитованный вуз имеет право выдавать выпускнику диплом о высшем профессиональном образовании государственного образца, который дает право в дальнейшем на поступление в магистратуру, а также признается работодателями как государственных, так и негосударственных учреждений.

Выданное учебному заведению Свидетельство о государственной аккредитации действительно только при наличии Приложения к нему. Именно в Приложении указан перечень всех аккредитованных профессиональных образовательных программ, по которым вуз имеет право предоставлять вышеуказанные льготы учащимся и выдавать по окончании диплом государственного образца.

В случае если государственная аккредитация не пройдена или у нее истек срок действия, вуз выдает «диплом установленного образца».

Если учебное заведение открывает новую специальность или само является недавно образованным, то оно не может иметь свидетельства о государственной аккредитации, т.к. процедура аккредитации, как вуза в целом, так и новой специальности в отдельности проводится только после первого выпуска. В таком случае, студенты первого выпуска должны в процессе учебы интересоваться у руководства вуза вопросом о том, подано ли заявление на аккредитацию и успеет ли вуз получить свидетельство о государственной аккредитации к моменту окончания их обучения. В случае отсутствия свидетельства об аккредитации по каким-либо причинам на момент первого выпуска, студентам может быть выдан «диплом установленного образца» или «диплом государственного образца», который при проверке в федеральном банке данных документов об образовании государственного образца, может быть признан недействительным.

Аккредитация филиалов вузов происходит согласно законодательству РФ совместно с государственной аккредитацией головных учебных заведений, т.к. они являются их подразделениями. Информация об аккредитации филиала, а также о его аккредитованных образовательных программах указывается в Приложении к свидетельству об аккредитации головного высшего учебного заведения. Головной вуз, в свою очередь, обязан передать филиалу заверенную копию свидетельства о государственной аккредитации с приложениями.

Общественная аккредитация учебного заведения представляет собой признание уровня учебного заведения или его заслуг любыми общественными или профессиональными организациями, союзами, ассоциациями. Общественная аккредитация очень важна для престижа учебного заведения, но не может заменять государственную аккредитацию и не влечет за собой каких-либо гарантий со стороны государства.

Это может быть интересным:

Что такое лицензия учебного заведения?

Лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений

Государственная аккредитация образовательных учреждений

В настоящее времязаконодательного понятия аттестации в настоящее время нет. Если обратиться к имеющимся словарным источникам, то они под атте­стацией понимают определение деловой квалификации, уровня знаний.

Существует аттестация арбитражных управляющих, бухгалтеров, военнослужащих, государственных и муниципальных служащих и т.д.

Аттестация муниципального служащего – проводимая в установленном законодательством порядке проверка квалификации, профессиональной подготовки, деловых качеств, а также соответствия служащего замещаемой муниципальной должности муниципальной службы путем периодической оценки его знаний, опыта, навыков, результатов деятельности и способностей к выполнению полномочий по замещаемой муниципальной должности муниципальной службы.

Данное понятие аттестации подразумевает наличие субъектов, вступающих между собой в определенные отношения, среди которых можно выделить государство в лице специально уполномочен­ных органов, осуществляющих аттестацию, и иные органы, в отно­шении которых данная аттестация проводится.

Это, в свою очередь, позволяет сделать вывод, что сама процедура аттестации лежит на стыке интересов государства и субъектов, в отношении которых проводится аттестация, ибо эти субъекты, а круг их достаточно широк, заинтересованы осуществлять свою деятельность более профессионально и качественно, а государство, со своей стороны, вводит соответствующую систему контроля за качеством их деятельности, с учетом требований, предусмотренных действующим законодательством.

Под аккредитацией в международном праве понимается процесс наделения лица полномочиями представлять одно государство в другом, возглавляя дипломатическое представительство. В национальном праве под аккредитацией понимается процедура признания (подтверждения) государственными органами особых полномочий различного рода субъектов (образовательных учреждений, научных организаций, медицинских учреждений, коммерческих банков и т.д.).

Государственная аккредитация образовательного учреждения – это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ).

Из данных определений следует, что по своей природе аккредитация является особой формой государственного регулирования, в рамках которой специально уполномоченные органы государствен­ной власти наделяют определенных субъектов особыми полномочиями.

В ряде случаев аккредитация возможна только на основании аттестации. Например, положительное заключение аттестационной комиссии является условием для получения образовательным учреждением государственной аккредитации.

Процедуры аттестации и аккредитации обладают всеми признаками административных процедур. Все эти процедуры имеют стадии, в рамках которых осуществляется определенный порядок действий субъектов участвующих в данном процессе.

Субъектами с одной стороны выступают заявитель, а с другой – администрация, являющаяся органом исполнительной власти как федерального, так и субъектного уровня. В ряде случаев, прямо определенных законом, в качестве другой стороны может выступать и орган местного самоуправления.

Заявителем в данных процедурах может выступать:

– физическое лицо;

– юридическое лицо — любая организация независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и их объе­динения, в том числе общественные;

– общественное объединение, не являющееся юридическим лицом.

При этом заявителям предоставлено право лично осуществлять свои права и обязанности в рамках административной процедуры, а также при помощи института представителей.

В качестве администрации в данных процедурах может выступать:

– федеральный орган исполнительной власти, иной государ­ственный орган федерального уровня (например, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ);

– орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, иной государственной орган субъектного уровня;

– исполнительный орган местного самоуправления;

– иные публичные организации, которым в установленном законом порядке переданы властные полномочия в сфере управле­ния, а также государственные служащие федеральной государственной службы, государственные служащие государственной службы субъек­тов Российской Федерации, муниципальные служащие.

Различают следующие стадии административной процедуры:

Первая стадия. Обращение в администрацию – подача заявления в орган, непосредственно выдающий такое разрешение.

В заявлении должно быть указано требование о принятии ре­шения по данному заявлению. Кроме того, заявитель должен пре­доставить определенный перечень документов, необходимых при рассмотрении и принятии предварительного решения по данному вопросу.

Перечень документов для каждого вида рассматриваемых видов деятельности различен, но, как правило, на данной стадии необ­ходимо предоставить:

– копии учредительных документов и копия документа о го­сударственной регистрации соискателя в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не завере­ны нотариусом) — для юридического лица;

– копию свидетельства о государственной регистрации граж­данина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявле­нием оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) — для индивидуального предпринимателя;

– копию свидетельства о постановке соискателя на учет в на­логовом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

– документ, подтверждающий уплату финансового сбора за рассмотрение органом заявления о предоставлении разрешения;

– сведения о квалификации работников соискателя разрешения.

Например, для проведения аттестации образовательное учреждение представляет следующие документы:

а) заявление с приложением информационной карты (паспорта) образовательного учреждения;

б) копию устава образовательного учреждения;

в) копию лицензии на образовательную деятельность;

г) учебный план образовательного учреждения;

д) гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведением аттестации;

е) данные о результатах итоговых аттестаций выпускников в течение 3-х последних лет;

ж) материалы, отражающие специфику образовательной деятельности, представляются дополнительно по желанию образовательного учреждения.

Такое обращение предполагает существование у заявителя того или иного права либо свободы, для реализации которого недостаточно толь­ко воли заявителя, но обязательно также принятие (издание) админист­ративного акта. Основания приобретения такого права либо свободы могут быть различны: в силу закона или в силу договора. В связи с этим администрация на первой стадии рассмотрения обращения должна вы­явить соответствие заявленных требований таким юридическим основа­ниям, которые признали бы эти обращения допустимыми.

Таким образом, первая стадия административной процедуры – обращение в администрацию – завершается принятием промежу­точного решения о приемлемости обращения, с точки зрения его соответствия следующим условиям:

а) обращение подано субъектом, обладающим административной процессуальной правосубъектностью;

6) обращение подано в надлежащей правовой форме, требова­ния основаны на нормах закона;

в) представлены доказательства фактических, обстоятельств ад­министративного дела (необходимые сведения или необходимые документы).

В случае соблюдения этих условии первая стадия административ­ной процедуры завершается принятием административного дела к рас­смотрению. При их несоблюдении заявитель должен быть уведомлен о непринятии его заявления с указанием мотивов такого решения.

Вторая стадия. Рассмотрение заявления в рамках административного дела и принятие административного решения. Приняв административное дело к рассмотрению, администрация имеет право и обязана провести исследование заявления и представленных материалов, установить все обстоятельства конкретного дела. К этим мерам относятся: консультирование, проведение проверок и экспертиз, дополнительное информирование заявителя, заслушивание заявителя и свидетелей, истребование необходимых материалов, находящихся в иных органах и организациях, у иных лиц. Итогом стадии является принятие административного акта или совершение требуемого действия.

К числу наиболее общих вопросов, составляющих обязательную часть административной процедуры второй стадии, относятся:

– права и обязанности заявителя и администрации;

– ответственность заявителя и администрации за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также за нарушение установленных сроков;

– сроки осуществления процедуры и ее отдельных элементов.

Приняв административное дело к рассмотрению, администрация имеет право и обязана провести исследование заявления и представ­ленных материалов, установить все обстоятельства конкретного дела. Именно администрация определяет объем и характер необходимых дли исследования мер. К таким мерам можно отнести: консультиро­вание, проведение проверок и экспертиз, дополнительное информи­рование заявителя, заслушивание заявителя и свидетелей, проведение осмотра места события и т.д. Особое место занимают полномочия администрации по истребованию необходимых материалов, находя­щихся в иных органах и организациях, у иных лиц.

На данном этапе может формироваться аттестационная или аккредитационная комиссии (коллегии), в состав которых входят представители заявителя и административного органа.

Например, при аттестации образовательного учреждения в состав аттестационной комиссии включаются представители образовательных учреждений, научных организаций, методических служб, профессиональных общественных организаций и объединений. В случае необходимости, при аттестации учреждений начального профессионального образования, в состав аттестационной комиссии включаются представители Минобрнауки России, других заинтересованных министерств и ведомств.

При аккредитации образовательного учреждения в состав аккредитационной комиссии включаются представители органа управления образованием субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и (или) местных (муниципальных) органов управления образованием, профессиональных общественных организаций и объединений, а также, при необходимости, представители органа (службы), проводившего аттестацию данного образовательного учреждения.

Имеется еще одна обязанность у администрации: информиро­вать заявителя о порядке осуществления административной проце­дуры, о правах, обязанностях и ответственности заявителя, а также о способах и форме пересмотра решения по административному делу.

Определяя правовой статус заявителя (представителя заявителя) в ходе осуществления административной процедуры, следует особо отметить его право быть выслушанным администрацией перед тем, как будет принят административный акт по вопросам, имеющим значение для разрешения дела. Заявитель также обладает правом хо­датайствовать перед администрацией об истребовании дополнительных материалов, проведении тех или иных процедурных действий.

Следует также сказать и об ответственности, которая может на­ступать на данной стадии. Ответственность наступает, если нару­шены требования федерального закона, при этом необходимо учесть, что в отношении администрации могут быть применены как чисто дисциплинарные меры ответственности, так и материальные, а в исключительных случаях – уголовные.

Административная процедура, как правило, предполагает добросовестность заявителя, однако если будут обнаружены правонару­шения, то в отношении заявителя могут быть применены меры от­ветственности, предпочтительно материальные.

Сроки рассмотрения административного дела могут быть общи­ми и специальными.

Общий срок осуществления рассматриваемой стадии (один месяц с даты поступления (регистрации) полного комплекта документов), с одной стороны, должен предоставлять администрации реальную возмож­ность исследовать материалы административного дела в полном объеме, а с другой – не должен создавать существенных препятствий правам заявителя.

Специальный (сокращенный) срок рассмотрения обращений устанавливается в особых случаях, например, когда без немедленного прекращения или приостановления действий администрации жизни или имуществу заявителя может быть нанесен существенный ущерб. В этом случае решение принимаются немедленно.

Итогом рассматриваемой стадии станет окончательное решение по административному делу – принятие административного акта или совершение требуемого действия. По характеру решения адми­нистративный акт может быть как позитивным – удовлетворение заявленного требования, так и негативным – отказ в нем.

Например, решение об аккредитации вуза утверждается распорядительным документом аккредитационного органа, на основании которого вузу выдается свидетельство о государственной аккредитации. Свидетельство является документом, подтверждающим статус вуза, соответствие содержания и качества подготовки выпускников по аккредитованным программам требованиям государственных образовательных стандартов, право вуза на выдачу своим выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Свидетельство подписывается руководителем аккредитационного органа и заверяется печатью этого органа.

В свидетельстве указываются регистрационный номер, дата выдачи и срок действия свидетельства, местонахождение (юридический адрес) вуза и его полное наименование, включающее название (в том числе специальное — консерватория, высшее училище и др.), вид вуза (институт, академия, университет), организационно-правовая форма.

Уполномоченный орган имеет право приостановить действие или аннулировать свидетельство об аттестации или аккредитации.

Третья стадия. Пересмотр административного решения (факультативная). На этой стадии лицо, не согласное с принятым решением об отказе на занятие определенным видом деятельности, имеет право обратиться в вышестоящую организацию, а также в органы судебной власти.

Следовательно, данная стадия может наступить в случае отказа лицу разрешения со стороны государства, то есть в случае неудовлетво­рительного для него решения.

Этой стадии присущи принципы законности, своевременности, объективности. Основными ее элементами являются:

– права и обязанности заявителя, администрации и выше­стоящей администрации;

– ответственность вышестоящей администрации за неиспол­нение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также нарушение установленных сроков;

– сроки осуществления процедуры.

На сегодняшней день, в условиях формирования правового, де­мократического государства, реализация данной стадии имеет особо важное значение, так как направлена на обеспечение прав граждан и юридических лиц, реализующих свое право на получение разре­шении от государственных органов на занятие определенным видом деятельности.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *