Аренда автомобиля без экипажа

Организации необходимо взять у физического лица в аренду машину с экипажем.
Возможно ли это, или арендодатель должен иметь статус ИП? В этом случае необходимо ли водителю перед выходом в рейс проходить медосвидетельствование?

3 сентября 2019

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ). В соответствии с положениями ст. 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. При этом со стороны арендодателя могут выступать как физические лица, так и юридические лица.
Согласно п. 2 ст. 635 ГК РФ члены экипажа передаваемого в аренду транспортного средства являются работниками арендодателя и подчиняются его распоряжениям, относящимся к управлению и технической эксплуатации, а также распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства. По нашему мнению, сама по себе указанная норма не исключает возможности для арендодателя — физического лица управлять автомобилем, переданным в аренду, в качестве члена экипажа. Вместе с тем из ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 196-ФЗ) следует, что водитель, т.е. лицо, управляющее транспортным средством, может управлять транспортным средством если не в личных целях, то только в качестве работника или индивидуального предпринимателя.
В связи с чем полагаем, что управлять собственным транспортным средством в качестве члена экипажа в рамках договора аренды транспортного средства с экипажем, заключенного с организацией, арендодатель — физическое лицо (как являясь работником арендатора, так и не являясь им) может только в качестве индивидуального предпринимателя. В таком случае удовлетворяются требования гражданского законодательства и законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Вместе с тем на практике заключение с физическим лицом, в том числе с сотрудником, договора аренды транспортного средства с экипажем практикуется повсеместно*(1).
Если организация решит оформить договор аренды транспортного средства с экипажем с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, следует учесть следующее.
Пункт 1 ст. 20 Закона N 196-ФЗ устанавливает обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в том числе организовывать в соответствии с требованиями названного федерального закона, Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.
Пунктом 3 той же статьи предусмотрено, что обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов. Указанные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя (п. 5 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).
Требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами, осуществляющими перевозки (п. 4 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).
Формально из п.п. 3, 4 и 5 ст. 23 Закона N 196-ФЗ следует, что обязанность проходить медицинские осмотры, в том числе предрейсовые и послерейсовые, распространяется только на индивидуальных предпринимателей и на лиц, работающих по трудовому договору. Однако мы полагаем, что по смыслу ст.ст. 20 и 23 Закона N 196-ФЗ медицинские осмотры в установленных случаях обязаны проходить все лица, управляющие транспортными средствами в интересах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации транспортных средств, независимо от оснований возникновения правоотношений между водителями и лицами, которые осуществляют эту деятельность. По нашему мнению, арендодатель, оказывающий услуги по управлению грузовым автомобилем, не может быть освобожден от обязанности по прохождению предварительных и послерейсовых медицинских осмотров на том основании, что он не является работником арендатора или индивидуальным предпринимателем.
Причем, поскольку коммерческая эксплуатация автомобиля (то есть деятельность, связанная с эксплуатацией этого транспортного средства) осуществляется арендатором, полагаем, что по смыслу приведенных норм обязанность по организации проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров (поскольку их проведение в настоящей ситуации является обязательным) лица, управляющего арендованным автомобилем, возлагается на организацию-арендатора.
Косвенное подтверждение этому мнению можно обнаружить и в судебной практике. Так, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 26.11.2010 по делу N А70-3549/2010 отметил, что лицо, использующее транспортное средство на праве аренды, признается владельцем транспортного средства, следовательно, осуществляя деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, оно обязано организовывать и проводить медицинские осмотры водителей. А Пятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 10.12.2014 N 05АП-14405/14 пришел к выводу о том, что лицо, от чьего имени фактически осуществляется перевозка груза, признается лицом, осуществляющим эксплуатацию транспортного средства, в связи с чем независимо от распределения прав и обязанностей сторон по гражданско-правовому договору (договор субаренды транспортного средства с экипажем) не освобождается от обязанностей, возникающих при вступлении его в правоотношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения.
Таким образом, при заключении договора аренды транспортного средства с экипажем с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, обязанность по организации и проведению медицинских осмотров водителя арендованного транспортного средства (независимо от того, будет ли он являться работником организации или нет) будет лежать на организации-арендаторе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ложечникова Елена

Ответ прошел контроль качества

16 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите, например:
— Вопрос: Организация, применяющая общую систему налогообложения, заключила с физическим лицом, не являющимся ИП, договор аренды транспортного средства с экипажем.
Можно ли расходы на содержание транспортного средства (топливо и др.) включить в арендную плату? Какие документы необходимы для подтверждения расходов организации в целях налога на прибыль? Обязательно ли оформлять путевые листы с указанием маршрута движения? Обязательна ли отметка о медицинском осмотре? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2017 г.)
— Вопрос: Организация ежемесячно заправляет по топливной карте личные транспортные средства сотрудников (главный инженер, прораб, инженер по охране труда и т.д.). Сотрудники используют личный транспорт в производственных целях (несколько строительных объектов), не в рамках командировок. Организация не является автотранспортной. Использование личного транспорта в служебных целях планируется оформить договором аренды или договором безвозмездного пользования. Можно ли списать ГСМ на затраты в целях налогообложения (налог на прибыль) с учетом возможных последствий по НДФЛ и страховым взносам? Нужны ли при этом приказы, распоряжения, договоры? Какой документооборот должен быть в данной ситуации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2018 г.)
— Вопрос: Организация (арендатор) и работник (арендодатель) заключили договор аренды транспортного средства с экипажем. Необходимо ли работнику проходить предрейсовые медосмотры и вести путевые листы в этом случае? Каким образом организация и ее работник могут оформить использование работником личного автомобиля для служебных поездок, не прибегая к заключению с ним договора аренды транспортного средства? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2019 г.)
— Вопрос: Организация (арендатор) заключила с физическим лицом договор аренды грузового автомобиля. Физическое лицо — арендодатель по договору не выступает в качестве ИП, не является работником арендатора. Предполагается, что услуги по управлению транспортным средством арендодатель будет оказывать лично. Кто при договоре аренды с экипажем между арендодателем — физическим лицом и арендатором — юридическим лицом несет ответственность за несоблюдение режима труда и отдыха водителя? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2015 г.)

ИА ГАРАНТ

Каков порядок отражения в бухгалтерском учете организации операций, связанных с ремонтом автомобиля сторонней организацией?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Стоимость использованных при выполнении работ (оказании услуг) запасных частей и расходных материалов (в данном случае — нового кондиционера) следует рассматривать в качестве составной части расходов на ремонт транспортного средства.

Обоснование вывода:

В бухгалтерском учете ремонт является одним из способов восстановления имущества (п. 26 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

Затраты на текущий ремонт отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств, в том числе арендованных) на основании п. 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Согласно п. 67 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н) затраты по ремонту объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, далее — План счетов) для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу, отражаемых на счете 44) используются счета 20-29 (реже — 20-39).

Отношения сторон по выполнению работ и оказанию услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобильной техники, регулируются нормами гражданского законодательства о подряде (глава 37 ГК РФ) и о возмездном оказании услуг (глава 39 ГК РФ).

Из разъяснений, представленных, например, в письмах Минфина России от 05.08.2014 N 03-11-11/38552, от 28.08.2013 N 03-11-06/3/35364, от 24.07.2013 N 03-11-06/3/29245, от 05.04.2013 N 03-11-06/3/11238, следует, что договор на оказание услуг (выполнение работ) по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства может предусматривать замену (установку) подрядчиком (исполнителем) конкретных запчастей, при этом стоимость данных запчастей включается в общую стоимость предоставленных услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства (независимо от того, выделяется ли стоимость таких запчастей отдельной строкой в договоре на оказание услуг или нет). Такая деятельность рассматривается Минфином России как деятельность по оказанию услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства.

В приведенных письмах также допускается ситуация, когда при оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства заключается отдельный договор купли-продажи на передаваемые запчасти и оплата запчастей осуществляется отдельно от оплаты услуг, предоставляемых в рамках договора по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства. Такую деятельность по продаже запчастей, по мнению финансового ведомства, следует рассматривать как самостоятельный вид предпринимательской деятельности.

Указанные выводы сделаны Минфином России с учетом того, что пп. «ж» п. 15 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290, определено, что соответствующий договор (заказ-наряд, квитанция или иной документ) должен содержать перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество.

Отметим, что упомянутые правила регулируют отношения с потребителями услуг — физическими лицами, имеющими намерение заказать, либо заказывающими, либо использующими услуги (работы) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Вместе с тем и для отношений сторон по выполнению работ и оказанию услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобильной техники, заказчиком которых является юридическое лицо, законом определено, что работа выполняется иждивением подрядчика — из его материалов, его силами и средствами, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 704, ст. 783 ГК РФ). При этом предусматривается, что установленная сторонами цена включает компенсацию издержек подрядчика (исполнителя) и причитающееся ему вознаграждение (п. 2 ст. 709 ГК РФ).

В рассматриваемой ситуации договор на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобильной техники подразумевает, что при выполнении работ исполнитель использует собственные запасные части (кондиционер) и расходные материалы, отдельного договора купли-продажи на данное имущество не заключается, поэтому отношения, возникающие между сторонами в части запасных частей и расходных материалов, не следует рассматривать как обособленные отношения по договору купли-продажи товаров, выходящие за рамки отношений по договору на техническое обслуживание и текущий ремонт.

С учетом изложенного выше мы полагаем, что при отражении в бухгалтерском учете операций по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобильной техники организации-заказчику не следует рассматривать использованные подрядчиком (исполнителем) для выполнения работ (оказания услуг) запасные части и расходные материалы (в данном случае кондиционера) в качестве отдельных активов, подлежащих отражению в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

Стоимость использованных при выполнении работ (оказании услуг) запасных частей и расходных материалов организации-заказчику целесообразно рассматривать в качестве составной части расходов на техническое обслуживание и (или) текущий ремонт транспортных средств, что с учетом Плана счетов подразумевает следующие бухгалтерские записи:

Дебет 20 (26, 44…) Кредит 60
— отражены расходы на техническое обслуживание и (или) текущий ремонт автомобильной техники исходя из их общей стоимости (с учетом стоимости использованных подрядчиком (исполнителем) собственных запасных частей и расходных материалов);

Дебет 60 Кредит 51 (50)
— оплачена стоимость ремонта (технического обслуживания) автомобиля.

К сведению:

В соответствии с п. 14 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (далее — ПБУ 6/01) стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных ПБУ 6/01 и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету. Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Определения понятий достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации основных средств в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету не содержатся. Вместе с тем эти понятия предусмотрены нормами главы 25 НК РФ, которые регулируют порядок определения стоимости амортизируемого имущества, включая основные средства, для целей налогового учета. Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

При этом к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

Той же нормой определено, что в целях главы 25 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

Полагаем, что понятия, содержащиеся в п. 2 ст. 257 НК РФ, могут быть применены и при решении вопроса об основаниях изменения первоначальной стоимости основных средств для целей бухгалтерского учета.

Как разъясняется в письме Минфина России от 21.02.2012 N 03-03-06/1/94, установка на автомобиль нового оборудования может быть квалифицирована как дооборудование, влекущее изменение первоначальной стоимости основного средства, если в результате такой установки произошло изменение технологического, служебного назначения объекта, связанное с повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

К схожим выводам приходят и суды. Так, Четвертый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 03.04.2014 N 04АП-4378/13 указал следующее: действующее правовое регулирование позволяет сделать вывод, что основным признаком для квалификации произведенных работ в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ, как при модернизации, так и при техническом перевооружении, являются технические изменения (улучшения), которые приводят к положительным экономическим последствиям (повышение производительности).

ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 09.06.2008 N А05-12045/2007 пришел к выводу о том, что установка охранной и акустической систем не отвечает признакам, установленным п. 2 ст. 257 НК РФ, и не может быть признана ни модернизацией, ни дооборудованием, ни иными работами, которые увеличивают первоначальную стоимость автомобиля как объекта основных средств.

По существу аналогичное мнение высказал ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 26.10.2010 по делу N А32-23439/2008-26/334-2009-4/914, указавший, что при оснащении автомобиля газобаллонным оборудованием технико-экономические показатели автомобиля не изменяются, поэтому произведенные затраты не могут быть признаны затратами, связанными с техническим перевооружением автомобилей, и не могут увеличивать первоначальную стоимость.

Таким образом, установка на автомобиль того или иного оборудования (приборов) может быть квалифицирована как работы по дооборудованию, реконструкции, модернизации, приводящие к увеличению первоначальной стоимости основного средства, если она вносит изменения в технические характеристики, улучшает эксплуатационные свойства транспортного средства.

В данном случае в результате замены кондиционера таких изменений не произошло. Поэтому вести речь о модернизации или дооборудовании нет оснований.

Рекомендуем ознакомиться с материалом:

— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на ремонт основных средств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

Аренда автомобиля в командировке становится все более частым и все более популярным явлением. И если для работника это сплошное удобство, то у бухгалтера может вызывать ряд вопросов и даже некоторые затруднения. Попробуем разобраться. Начнем с вопроса: а нужно ли вообще возмещать работнику затраты на аренду авто в командировке?

Условия возмещения работнику расходов на аренду авто

Право работника на возмещение расходов, понесенных в связи со служебной поездкой, закреплено в ст. 167 ТК РФ. Ст. 168 ТК РФ конкретизирует, какие именно это могут быть расходы, и называет в числе прочего расходы на проезд. Что именно следует к ним относить, в ТК РФ не прописано, однако установлено, что порядок и размер возмещения командировочных в коммерческих фирмах определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. Значит, чтобы работники могли использовать в командировках арендные авто и получать за них компенсацию, это нужно закрепить в коллективном договоре или ЛНА: правилах внутреннего трудового распорядка, положении о командировках и т. п.

Что еще потребуется для возмещения? Конечно же, авансовый отчет, который работник оформит по возвращении из командировки и к которому приложит все оправдательные документы. Отчитаться он должен в течение 3 рабочих дней (п. 26 Положения о служебных командировках, утв. постановлением Правительства от 13.10.2008 № 749).

Оправдательными документами в данном случае будут (письмо УФНС России по г. Москве от 28.01.2019 № 13-11/011687@):

  • договор аренды транспортного средства (ст. ст. 633, 643 ГК РФ);
  • документы о внесении арендной платы (чеки, счета и т. п.);
  • документы, подтверждающие использование арендованного автомобиля в целях исполнения служебного поручения в период нахождения в командировке.

Компенсировать нужно и бензиновые траты. Для этого нужны чеки на оплату ГСМ, а также документы, подтверждающие пробег автомобиля.

Налоги и учет

Для целей налога на прибыль расходы на аренду автомобиля в командировке прямо к командировочным расходам не относятся. В подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ говорится только о расходах на проезд к месту командировки и обратно, но не о перемещении работника в месте командирования. Однако Минфин не видит в этом препятствий для учета данных расходов, при условии что они экономически обоснованны и документально подтверждены (письма от 28.06.2016 № 03-04-06/37671, от 29.11.2010 № 03-03-06/1/742).

Зарплатные отчисления с данных возмещений делать не нужно: они подпадают под освобождение от НДФЛ и взносов как компенсации, связанные с выполнением работником его трудовых обязанностей (п. 3 ст. 217, подп. 2 п. 1, п. 2 ст. 422 НК РФ, подп. 2 п. 1, п. 2 ст. 20.2 закона «О страховании от НС и ПЗ» от 24.7.1998 № 125-ФЗ).

В бухучете расходы нужно провести через счет 71 в корреспонденции с затратными счетами:

Дт 20, 25, 26, 44 Кт 71 — списание расходов по авансовому отчету.

Дт 71 Кт 50, 51 — возмещение перерасхода. Или:

Дт 50 Кт 71 — возврат неизрасходованных сумм.

См. также: «Отражаем расходы на такси в налоговом учете (нюансы)».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добрый день, уважаемый читатель.

Самым популярным способом передачи права управления транспортным средством в 2020 году является доверенность.

С 2012 года доверенность не нужно предъявлять сотрудникам ГИБДД, поэтому автомобили зачастую передаются просто на основании устного соглашения. У подобных схем есть недостатки, которые и будут рассмотрены сегодня.

Кроме того, Вы узнаете, как заполнить договор аренды автомобиля между физическими лицами, получите бланк и образец данного документа:

  • Зачем нужен договор аренды авто?
  • Составление договора.
  • Бланк договора.
  • Образец договора.
  • Заполнение договора аренды.

Отмечу, что целью составления договора аренды в рамках данной статьи является минимизация возможных рисков владельца автомобиля при передаче транспортного средства.

На практике договор аренды может также применяться и для получения прибыли, т.е. для сдачи автомобиля в аренду незнакомым лицам. В этом случае я советую дополнить договор дополнительными пунктами. Например, об обеспечительных мерах (о сумме залога за автомобиль).

Зачем нужен договор аренды авто?

На практике для передачи автомобиля другому водителю обычно используется доверенность. Этот способ находится на слуху у водителей и получил широкое распространение.

Доверенность выдается собственником автомобиля и подписывается только им. После выдачи доверенности автомобилем может пользоваться как собственник, так и доверенное лицо.

В связи с этим на практике владелец автомобиля может получить следующие проблемы:

  • Штрафы, зафиксированные камерами, работающими в автоматическом режиме, приходят на имя владельца и именно он должен их оплачивать. Существует возможность «переписать» штрафы на доверенное лицо, однако для этого само доверенное лицо должно обратиться в ГИБДД и сообщить, что именно оно было за рулем в момент нарушения. Зачастую доверенное лицо отказывается обращаться в ГИБДД по тем или иным причинам. При накоплении штрафов на сумму более 10 000 рублей действие прав владельца автомобиля может быть приостановлено за долги.
  • Если доверенное лицо скроется с места ДТП, то лишение прав может быть наложено на владельца автомобиля. Стоимость ремонта чужого автомобиля также будет взыскана с владельца. Естественно, на практике есть вероятность, что собственнику автомобиля удастся доказать, что за рулем в момент ДТП был не он. Однако это потребует значительных затрат времени, да и нервы придется потрепать. Особенно, если явных доказательств (алиби) не найдется.
  • Если доверенное лицо сядет за руль в состоянии алкогольного опьянения или не имея водительского удостоверения, то собственник автомобиля может получить наказание за передачу управления лицу в состоянии опьянения или лицу, не имеющему права управления. Штрафы в каждом из случаев довольно крупные — 30 000 рублей. Плюс лишение прав на срок от полутора до двух лет в случае пьяного водителя. При этом можно попытаться доказать невиновность собственника автомобиля, однако придется изрядно потрудиться.
  • Текущий ремонт автомобиля производится за счет его собственника. Доверенное лицо, например, может проехать на автомобиле несколько десятков тысяч километров. За это время успеют выйти из строя детали подвески, потребует обслуживания двигатель.

В общем, у доверенности есть много недостатков. Если подвести итоги сказанному выше, то можно сказать, что не стоит доверять автомобиль непроверенному человеку.

Например, можно без опасений выписать доверенность на имя супруга или супруги. Бюджет у семьи общий, поэтому в любом случае финансировать возможные неприятности придется за общий счет.

С другой стороны, если Вы передаете автомобиль товарищу, которому нужно один раз «сгонять в деревню за картошкой», то лучше заключить договор аренды. Даже если поездка и займет всего несколько часов.

Лучше потратить 20 минут на составление договора аренды, чем впоследствии пытаться доказать собственную невиновность, многократно обращаясь в ГИБДД и в суд.

Составление договора аренды машины

Составить договор аренды автомобиля между физическими лицами можно в простой письменной форме. Ниже Вы найдете бланк и образец договора, однако при желании Вы можете написать договор самостоятельно. При этом Вы можете вычеркнуть ненужные пункты, а также добавить дополнительную информацию по собственному желанию.

В договоре важно указать следующую информацию:

1. Стоимость транспортного средства. Сумму можно выбрать по соглашению сторон. Она необходима на тот случай, если за время использования автомобиля арендатор его разобьет или автомобиль будет украден из-за халатности.

2. Срок, на который передается автомобиль. В течение этого срока ответственность за машину будет нести арендатор.

3. Стоимость аренды, а также порядок выплат.

В данной статье речь идет о договоре аренды, как альтернативе для доверенности, поэтому в качестве стоимости аренды можно указать «0 (ноль рублей)».

4. Обязанности арендатора по несению всех расходов, связанных с автомобилем. В данном случае речь идет об оплате штрафов, ущерба при ДТП, ремонте транспортного средства за время аренды. Все это должно производиться за счет Арендатора.

Договор, в отличие от доверенности, подписывается обоими участниками сделки. Кроме того, составляется акт передачи автомобиля в аренду, также подписанный сторонами.

Перечисленные выше условия позволят владельцу автомобиля избежать негативных последствий.

Например, если на имя собственника придет штраф, то он сможет обратиться в ГИБДД со своей копией договора и актом приема-передачи и доказать, что автомобилем в указанное время он не пользовался и не мог пользоваться.

То же самое касается и других неприятных ситуаций, описанных в начале статьи.

Бланк договора аренды автомобиля

Pdf-файл содержит 4 страницы:

1-2. Текст договора аренды.

3. Акт приема-передачи автомобиля от Арендодателя Арендатору.

4. Акт приема-передачи автомобиля, подтверждающий возврат машины Арендодателю.

Образец договора аренды транспортного средства

Чтобы упростить заполнение договора аренды, предлагаю воспользоваться следующим образцом:


Заполнение договора аренды автомобиля

1. В первую очередь следует заключить сам договор аренды. Его нужно заполнить и распечатать на одном листе формата А4 с двух сторон. Договор составляется в двух экземплярах, по одному для каждого из участников сделки.

2. Передачу автомобиля в аренду следует зафиксировать с помощью акта приема-передачи (страница 3). В пункте 2 акта нужно описать все недостатки, которые есть у автомобиля в момент его передачи в аренду. Этот список неисправностей потребуется продавцу впоследствии, при возврате автомобиля.

3. Возврат автомобиля фиксируется с помощью другого акта приема-передачи (страница 4). В этот акт вносятся недостатки, которые есть у автомобиля после завершения срока аренды. Если у автомобиля появились какие-то новые повреждения, то они должны быть устранены за счет арендатора.

Подведем итоги:

  • Для передачи автомобиля другому водителю может использоваться как доверенность, так и договор аренды.
  • Использование доверенности может вызвать определенные проблемы у собственника машины.
  • Заключение договора аренды требует чуть больше времени, зато этот договор защищает автовладельца от возможных претензий со стороны ГИБДД и владельцев других автомобилей.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 27 ноября 2018 Раздел: Автомобили Об авторе: Максим Калашников — эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Полис ОСАГО на каких условиях должен быть оформлен?

Эд, возможны разные варианты.

Если автомобиль сдается в аренду на длительное время, то лучше сделать страховой полис, где собственником будет указан владелец автомобиля, а водителем — человек, берущий автомобиль в аренду.

Если же автомобиль сдается в аренду на короткие сроки, то лучше сделать «открытую» страховку без ограничения числа водителей. Обратите внимание, на этот случай в полисе ОСАГО предусмотрен специальный флажок «прокат/краткосрочная аренда», однако на стоимость полиса он не влияет.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте.

А надо ли наториально заверять или хватит только росписей владельца и арендатора?

Максим, здравствуйте.

Нотариальное заверение договора аренды автомобиля не требуется.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте.

Скажите пожалуйста, а как быть если ко мне приезжает друг из Европы (он гражданин Евросоюза) и я хочу сделать договор аренды, то с какими проблемами я могу столкнуться? Он хочет взять у меня машину и рвануть через всю страну на Байкал.

Иван, здравствуйте.

Законодательство не запрещает передавать транспортные средства в аренду иностранным гражданам.

Вы спросили про проблемы, значит предполагаете, что они возможны. Со стороны кого? ГИБДД, налоговой, страховой или еще кого-то?

Здравствуйте,подскажите пожалуйста как оформить договор ,если авто сдаеш в аренду с последующим выкупом.Договор меж. физ.лицами.

Куба, здравствуйте.

В данном случае Вам следует вписать в договор все необходимые условия. Например, указать, что через 1 год после заключения договора арендатор обязуется выкупить автомобиль за 100 000 рублей.

Удачи на дорогах!

Можно ли взять автомобиль в аренду на 10 лет с арендной платой 1 рубль в год оплатив ее авансом, и в случае досрочного расторжения договора аренды по инициативе арендодателя взыскать с него неустойку в размере 150 000,00 рублей (прописать это пунктом в договоре)?

Иван, если арендодатель согласится на такие условия, то почему бы и нет. Каждый может распоряжаться своим автомобилем так, как ему угодно.

Удачи на дорогах!

Добрый день! Хочу поехать на машине за границу в Украину.

Машина оформлена на юр.лицо какой документ нужен от юр.лица довереность или договор аренды?

и в какой формы это написать?

Дмитрий, здравствуйте.

При управлении автомобилем на территории РФ проблем не должно быть при использовании любого из предложенных документов. Что касается таможни, то рекомендую позвонить туда и уточнить, какие требования к автомобилям юридических лиц предъявляются.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте, если я арендатор могу ли я предоставить управление этим тс другому человеку с правами при моём личном присутствии?

Здравствуйте.

Если в условиях договора нет ограничений по поводу передачи автомобиля в управление другим лицам, то это возможно.

Удачи на дорогах!

Ссылка для скачивания доступна внизу страницы

аренды транспортного средства

1.ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.2. Транспортное средство эксплуатируется в режиме, предусмотренном правилами внутреннего распорядка Арендатора.

1.3. Транспортное средство арендуется в служебных целях Арендатора.

2.АРЕНДНАЯ ПЛАТА И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

2.1. Сумма арендной платы составляет _________ (___________ тысяч) тенге в месяц.

2.2. В стоимость арендной платы входят расходы по приобретению ГСМ.

2.3. Выплата арендной платы производится Арендатору ежегодно, не позднее _____ (______) числа следующего месяца за отчетным.

2.4. Из суммы, подлежащей уплате Арендодателю, указанной в пункте 2.1., Арендатор удерживает налог, в размере, определенном действующим налоговым законодательством Республики Казахстан.

2.5. В случае изменения ставок налога для физических лиц, предусмотренных Налоговым Кодексом РК, сумма арендной платы подлежит корректировке.

3.ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

3.1. Арендодатель обязуется:

3.1.1. Обеспечить оснащение передаваемого им в аренду Транспортного средства полным комплектом оборудования и необходимыми документами;

3.1.2. По требованию Арендатора осуществлять за свой счет капитальный ремонт Транспортного средства, если повреждение Транспортного средства не были вызваны виновными действиями Арендатора;

3.1.3. Застраховать гражданско-правовую ответственность как владелец Транспортного средства.

3.1.4. Осуществлять за свой счет хранение Транспортного средства в нерабочее время.

3.2. Арендодатель вправе:

3.2.1. Требовать возмещения или выплаты стоимости Транспортного средства в случае его утраты либо уничтожения Арендатором. В случае частичного повреждения Транспортного средства Арендатором, произвести ремонт по его восстановлению за счет Арендатора;

3.2.2. Требовать от Арендатора принятия мер, направленных на надлежащее использование переданного Транспортного средства.

3.3. Арендатор обязуется:

3.3.1. Своевременно производить оплату арендных платежей.

3.3.2. Производить за свой счет техническое обслуживание Транспортного средства и его текущий ремонт.

3.4.При передаче Транспортного средства Арендодателем Арендатору Стороны обязуются подписать акт приема-передачи.

4.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

4.1. За просрочку выплаты платежа, указанного в пункте 2.1. настоящего договора, Арендатор обязан уплатить пеню в размере 0,1% (ноль целых одной десятых процента) от суммы арендной платы, подлежащего уплате за месяц.

4.2. В случае нарушения Арендодателем своих обязательств по договору, выразившихся в нарушении условии пункта 3.1. Арендатор имеет право производить удержание в размере 5% от суммы арендной платы за месяц, за каждый случай нарушения.

4.3. За иное невыполнение или ненадлежащее выполнение условий настоящего Договора, стороны несут ответственность согласно действующему законодательству Республики Казахстан

5.РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ

5.1. Стороны обязуются разрешать все споры и разногласия, которые могут возникнуть между ними из применения или толкования настоящего договора, путем переговоров.

5.2. Если спор не может быть урегулирован между сторонами путем переговоров, он подлежит рассмотрению в суде, по месту нахождения ответчика.

5.3. Все вопросы, которые не регламентированы сторонами в настоящем договоре, решаются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

6.СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА И ПОРЯДОК ЕГО РАСТОРЖЕНИЯ

6.1. Настоящий договор вступает в силу со дня подписания обеими сторонами и действует до ________ 201___ г.

6.2. Если за 10 (десять) календарных дней до предполагаемой даты расторжения договора ни одна из сторон не уведомила другую сторону о своем намерении расторгнуть договор, настоящий договор считается автоматически пролонгированным на неопределенный срок.

6.3. В течение срока аренды, начало и конец которого определены в пункте 6.1. настоящего Договора, а также в течение всех последующих сроков возможной пролонгации настоящего Договора, Арендодатель не имеет право в одностороннем порядке расторгнуть настоящий договор.

6.4. Арендатор имеет право в любое время в одностороннем порядке расторгнуть настоящий договор, предварительно уведомив об этом Арендодателя за 5 (пять) календарных дней до предполагаемой даты расторжения.

7.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

7.1. Арендодатель приступает к исполнению обязательств по настоящему договору с момента его подписания Сторонами.

7.2. Риск случайной гибели или случайного повреждения переданного в аренду Транспортного средства, в течение срока действия настоящего договора несет Арендодатель.

7.3. При обратной передаче Арендатором Транспортного средства Арендодателю, последний согласен с тем, что транспортное средство будет передано с учетом естественного износа.

7.4. Вопросы, не урегулированные настоящим договором, разрешаются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

7.5. Нарушение одной из Сторон условий настоящего договора не дает права другой Стороне предпринимать какие-либо ответные действия, также противоречащие условиям договора.

7.6. Настоящий договор составлен на русском языке, подписан Сторонами в двух подлинных идентичных экземплярах имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

7.7. Заголовки статей в настоящем договоре приводятся исключительно для удобства пользования текстом и не принимаются во внимание при толковании условии договора.

7.8. В случае, если отдельные положения настоящего договора теряют силу, другие положения договора остаются действующими и сохраняют силу. Вместо неправильного либо упущенного положения действующим признается то имеющееся в договоре положение, которое является наиболее близким по смыслу недействующему или пропущенному.

Получить ссылку Получить ссылку

Возможно Вам будут полезны следующие документы:

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *