Аттестация гражданских служащих

Аттестация работников: что нужно знать работодателю?

Т. В. Шадрина

Журнал «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение» № 4/2016

Обязательно ли проводить аттестацию работников? Как правильно организовать ее проведение? Что включить в положение о проведении аттестации и на какие моменты обратить внимание при его разработке? Каковы основные этапы аттестации?

Многие работодатели воспринимают аттестацию работников как нечто формальное. Оно и понятно: четких указаний о порядке и сроках ее проведения в Трудовом кодексе не содержится. Да и нормативных актов в данной области, предназначенных для коммерческих организаций, за последнее время не издавалось (аттестация обязательна только для работников организаций определенных сфер деятельности): законодательством в основном урегулирован порядок проведения аттестации работников бюджетной сферы. Между тем результаты аттестации могут служить основанием для увольнения работника, поэтому рекомендуем со всей ответственностью отнестись к проведению самой аттестации, поскольку трудовые споры нередки и в большинстве случаев судьи встают на сторону работника. О том, как правильно организовать проведение аттестации, читайте в настоящей статье.

Аттестация: как много в этом слове…

Определения аттестации в Трудовом кодексе мы не найдем, но если обратиться к словарям, то можно сказать, что аттестацией является оценка деловых качеств и квалификации работника с целью установления его соответствия занимаемой должности.

Результаты аттестации помогут оптимизировать использование трудовых ресурсов, создать дополнительные стимулы к профессиональному росту работников, сформировать кадровый резерв из наиболее компетентных специалистов, а также уволить работников, квалификация которых не соответствует требованиям, предъявляемым к занимаемым ими должностям.

Рассматривая понятие аттестации, нельзя пройти мимо определения квалификации работника, которое дает ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ: это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Характеристика квалификации, необходимой сотруднику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности, определяется профессиональным стандартом (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). В настоящее время разработано уже достаточно большое количество таких стандартов. Они действуют наряду с квалификационными справочниками (ЕКС и ЕТКС): обязанность применять стандарты пока не установлена.

Однако с 1 июля 2016 года вступит в силу ст. 195.3 ТК РФ, согласно ч. 1 которой соблюдать профстандарты обязаны будут все работодатели, для работников которых законами или нормативными правовыми актами установлены специальные требования. Это медицинские и педагогические работники, аудиторы, работники контрактной службы и т. д., то есть те, к кому федеральные законы предъявляют квалификационные требования (в частности, к их образованию).

На основании ч. 2 данной статьи характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена, будут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Таким образом, в настоящее время работодатели для определения квалификации работника для установления его соответствия занимаемой должности пользуются как квалификационными справочниками, так и профессиональными стандартами.

Вопрос

Обязательно ли проводить аттестацию работников?

Аттестация может быть предусмотрена законодательными актами и быть обязательной. Например, аттестация обычно проводится в бюджетных учреждениях в отношении государственных и муниципальных служащих (педагогических работников, работников сферы искусства, медицинских работников и т. п.). А вот для коммерческих организаций, так сказать, частных компаний, аттестация необязательна, если только компания не осуществляет тот вид деятельности, где обязательность проведения аттестации установлена законами. Например, если организация или индивидуальный предприниматель выполняет (оказывает) вспомогательные работы (услуги) при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом, аттестация их работников обязательна (ст. 13 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»). А в силу ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты (объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются воспламеняющиеся, окисляющие, горючие вещества), должна обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников.

Разрабатываем локальный акт

Частью 2 ст. 81 ТК РФ предусмотрено, что порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

Соответственно, если руководство приняло решение о необходимости проведения в компании аттестации работников, нужно разработать локальный нормативный акт, регламентирующий порядок ее проведения.

Перед тем как приступить к разработке такого локального акта, надо проанализировать существующие в компании должности и работы на предмет обязательности аттестации, и если будут выявлены таковые, то нужно учитывать положения нормативных актов, регламентирующих порядок проведения аттестации на них. Если же в компании нет таких должностей и работ, работодатель свободен в установлении процедуры проведения аттестации. Однако мы все-таки рекомендуем ориентироваться:

  • на Постановление ГКНТ СССР № 470, Госкомтруда СССР № 267 от 05.10.1973 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи» (далее – Постановление № 470/267);
  • на Положение о порядке проведения аттестации руководящих, научных, инженерно-технических работников и специалистов научно-исследовательских учреждений, конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и других организаций науки, утвержденное Постановлением ГКНТ СССР № 38, Госстроя СССР № 20, Госкомтруда СССР № 50 от 17.02.1986.

Отметим, что суды достаточно часто обращаются к названным нормативным актам при рассмотрении споров о восстановлении уволенных по итогам аттестации работников. Например, в Определении Московского городского суда от 10.09.2015 № 4г/8-7875/2015 судебная коллегия сделала вывод, что положение об аттестации ООО ухудшает положение работников по сравнению с Постановлением № 470/267 и не может быть применено. Поскольку истица в соответствии с названным положением отнесена к лицам, не подлежащим аттестации, проведенная работодателем в отношении нее аттестация является незаконной, в связи с чем признается незаконным увольнение по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Что включить в положение о проведении аттестации и на какие моменты обратить внимание при его разработке? Ответы представим в таблице.

Раздел

Понятие аттестации, ее задачи и цели проведения

Целями аттестации могут быть установление системы поощрений и потребности в повышении квалификации работников, определение уровня квалификации работников для оптимизации процессов производства в дальнейшем или для повышения аттестуемых в должности

Категории работников, в отношении которых может проводиться аттестация, и категории работников, которые не подлежат аттестации

В частности, согласно Постановлению № 470/267 очередную аттестацию не проходят лица, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, молодые специалисты в период срока обязательной работы по назначению после окончания учебных заведений, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до одного года

Сроки аттестации

Сроки аттестации могут устанавливаться в зависимости от целей и задач ее проведения, а также от категорий работников, подлежащих аттестации. На практике выделяют плановую (очередную) аттестацию (особенностью такой аттестации является то, что она проводится через определенные промежутки времени (раз в полгода, год,

три года и т. д.)) и внеплановую (внеочередную) аттестацию (эта аттестация проводится лишь при выявлении факта необходимости ее проведения, например, при возникновении проблем в работе конкретного структурного подразделения (изготовление некачественной продукции)).

Здесь же рекомендуем указать пункт, посвященный срокам проведения аттестации для отдельных категорий работников, не прошедших ее вместе с остальными работниками (после отпуска по уходу за ребенком и т. д.), а также длительности ее проведения

Формы аттестации

Устная – собеседование. Оно может проводиться как индивидуально, так и коллегиально. В ходе такого собеседования комиссия задает работнику интересующие ее вопросы, предлагает ему оценить свою работу и заслушивает мнение работника о том, что может сделать работодатель для улучшения результата работы.

Письменная – заполнение тестов, опросников. Данная форма проведения аттестации обеспечивает равный подход к оценке уровня профессиональной подготовки и знаний каждого аттестуемого работника.

Смешанная – устное собеседование с обязательным ответом в письменном виде на вопросы теста или анкеты

Состав и полномочия аттестационной комиссии

В этом разделе определяется состав аттестационной комиссии с распределением функций ее членов. Как правило, в состав комиссии включаются председатель, члены комиссии (в том числе заместитель председателя), секретарь, а также представитель профсоюза (при наличии) (ч. 3 ст. 82 ТК РФ). Также в комиссию могут входить эксперты из числа высококвалифицированных работников, обладающих достаточными знаниями в определенной области, что позволяет объективно оценить квалификацию подлежащих аттестации работников, а также руководители соответствующих подразделений

Критерии оценки

Критерии оценки устанавливаются исходя из сложности выполняемой работы, а также из возложенных на работника обязанностей. Следовательно, определить соответствие квалификации работника выполняемой им работе можно, только если в трудовом договоре (должностной инструкции) функции работника описаны максимально четко. Если он признан не соответствующим занимаемой должности, а его должностные обязанности документально не закреплены, могут возникнуть споры. Работники, подлежащие аттестации, должны быть ознакомлены с такими критериями заранее, до проведения аттестации

Порядок проведения аттестации, в частности, порядок уведомления работников о ней, проведения заседания аттестационной комиссии, голосования, ведения протокола заседания аттестационной комиссии, ознакомления работников с результатами аттестации после принятия решения членами комиссии

Процедура аттестации должна быть описана как можно подробнее. Например, можно описать порядок ведения протокола заседания аттестационной комиссии, указать на обязательность его заполнения, представить форму протокола и порядок его утверждения и ознакомления работников с результатами аттестации после принятия решения членами комиссии. Хорошо бы зафиксировать вид голосования (открытое (в присутствии аттестуемого) или закрытое (без участия работника)) для принятия решения, а также привести перечень причин, которые являются уважительными и при наличии которых аттестация может переноситься на другой срок. Также нужно установить подразделение или лицо, ответственное за подготовку материалов для представления в аттестационную комиссию (таковым может стать, например, юрисконсульт или отдел персонала), в должностные обязанности которого входит участие в проведении аттестации, а также отразить этапы подготовки к проведению аттестации: формирование списков работников, подлежащих аттестации, информирование руководителей подразделений о необходимости подачи характеристик или аттестационных листов на работников, составление графика проведения аттестации и пр.

Результаты аттестации

В данном разделе нужно закрепить виды решений, которые могут быть приняты в отношении аттестуемого (например, работник соответствует занимаемой должности и рекомендован к переводу в порядке должностного роста, работник соответствует занимаемой должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв, работник соответствует занимаемой должности, работник не соответствует занимаемой должности). В этом же разделе можно указать срок, в течение которого работодателю необходимо исполнить рекомендации аттестационной комиссии

Конечно, в локальном акте могут быть и иные разделы, необходимые для конкретной организации. Дополнительно, обычно приложением, вводятся формы документов (например, протокола заседания комиссии, аттестационного листа и пр.).

После согласования всех разделов положения о проведении аттестации оно утверждается руководителем организации: либо изданием приказа, либо проставлением грифа «Утверждено» за подписью руководителя. Отметим, что если положение будет утверждено неуполномоченным лицом, то результаты аттестации, пусть и проведенной в соответствии с правилами, установленными в организации, будут признаны незаконными (см., например, Апелляционное определение Суда Чукотского автономного округа от 27.10.2014 по делу № 33-173/14, 2-25/14).

Помните, с утвержденным положением о проведении аттестации работников следует ознакомить под подпись. В случае возникновения трудового спора работодатель обязан представить доказательства того, что работник был поставлен в известность о возможности оценки результатов его работы и его личных деловых качеств в форме аттестации и о том, что по результатам аттестации работник может быть уволен.

Процедура проведения аттестации

Утвердив положение о проведении аттестации, не стоит думать, что работа закончена: мало прописать все на бумаге, нужно еще организовать аттестацию и провести ее. Обычно аттестация делится на несколько этапов:

  1. подготовка к проведению аттестации;
  2. проведение аттестации;
  3. подведение итогов и принятие мер по итогам аттестации.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

На этапе подготовки к проведению аттестации необходимо создать аттестационную комиссию. Делается это приказом, причем можно издать отдельный приказ о создании комиссии, а можно прописать это в приказе о проведении аттестации. Приведем пример.

Общество с ограниченной ответственностью «Мир»

(ООО «Мир»)

12.01.2016 г. Нижний Новгород

№ 17

Приказ

о проведении аттестации в 2016 году

В целях объективной оценки профессиональных и деловых качеств работников ООО «Мир» и в соответствии с положением об аттестации работников, утвержденным 18.03.2014,

приказываю:

1. Для проведения аттестации создать аттестационную комиссию в составе:

  • председателя комиссии – директора по персоналу И. И. Ивановой;
  • заместителя председателя комиссии – главного бухгалтера И. А. Петровой;
  • членов комиссии: старшего инспектора отдела кадров О. И. Сидоровой;

начальника отдела продаж И. П. Васечкина;

  • секретаря комиссии – офис-менеджера Е. А. Смирновой.

2. Утвердить график проведения аттестации работников на 2016 год (прилагается).

3. Руководителям структурных подразделений в срок до 08.02.2016 подготовить и представить в аттестационную комиссию все необходимые документы на аттестуемых работников.

4. Директору по персоналу И. И. Ивановой в срок до 01.02.2016 ознакомить работников, в отношении которых проводится очередная аттестация, с настоящим приказом и утвержденным графиком аттестации.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Директор Королев П. Л. Королев

С приказом ознакомлены:

Директор по персоналу Иванова, 12.01.2016 И. И. Иванова

Главный бухгалтер Петрова, 12.01.2016 И. А. Петрова

На этом же этапе разрабатывается график проведения аттестации работников. В нем необходимо указать не только Ф. И. О. работников и наименования занимаемых ими должностей, но и дату, время и место проведения аттестации, а также привести перечень документов, необходимых для представления в аттестационную комиссию. Кроме того, обязательно предусмотрите в графике графу для ознакомления работника, где он поставит свою подпись. Если сотрудник отказывается знакомиться с графиком проведения аттестации, необходимо сделать соответствующую отметку в графике и составить акт, подтверждающий это.

Лицо, ответственное за подготовку для комиссии документов по аттестуемым работникам, на подготовительном этапе оформляет и собирает необходимые для аттестации документы: отзывы, характеристики, анкеты, отчеты и пр.

Также рекомендуем провести разъяснительную работу с сотрудниками во избежание неправильного толкования ими целей и задач аттестации.

Следующий этап – проведение аттестации. Сама процедура проходит в обозначенном месте. Аттестация должна проводиться в присутствии аттестуемого работника и его непосредственного руководителя. В случае неявки работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин или отказа от прохождения аттестации комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.

К сведению

Проведение аттестации без работника допускается лишь при наличии письменного ознакомления работника с датой проведения аттестации. При этом работодатель вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности.

В ходе заседания комиссия заслушивает непосредственного руководителя аттестуемого (тот кратко оценивает его профессиональные, деловые и личные качества), рассматривает представленные документы, задает вопросы для выявления уровня профессиональных знаний, проводит письменное тестирование уровня профессиональной подготовки и знаний каждого аттестуемого работника.

Отметим, что важно правильно составлять письменные задания или задавать устные вопросы. Например, в Апелляционном определении Красноярского краевого суда от 24.12.2014 по делу № 33-12241 работник, уволенный за несоответствие занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, был восстановлен, поскольку ответчик нарушил порядок проведения аттестации: вопросы, указанные в аттестационном листе, не соответствуют требованиям должностной инструкции, отсутствуют ответы истца на вопросы членов комиссии.

К сведению

Оценка сотрудника основывается на его соответствии квалификационным требованиям по занимаемой должности, изложенным в его должностной инструкции, трудовом договоре. При этом должны учитываться профессиональные знания работника, опыт работы, повышение квалификации, переподготовка и другие объективные данные.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист (его форма обычно утверждается локальным нормативным актом), который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании и принимающими участие в голосовании. Аттестованный работник должен быть ознакомлен с аттестационным листом под подпись.

Проведение аттестации сопровождается ведением протокола, в который заносится вся информация, в том числе об оценке квалификации работника. Затем члены комиссии проводят обсуждение и принимают решение по каждому аттестуемому в порядке, предусмотренном положением об аттестации (открытым или закрытым голосованием, в присутствии или в отсутствие работника и пр.). Решение комиссии закрепляется в протоколе и доводится до сведения работников под подпись в установленные сроки. После завершения процедуры аттестации в личную карточку работника вносится соответствующая информация.

Завершающим этапом аттестации является принятие работодателем решения, которое оформляется приказом. По итогам аттестации кого-то из аттестованных, возможно, поощрят или предложат ему перевод на вышестоящую должность, а кого-то, вероятно, будет решено уволить.

С таким приказом (об итогах аттестации) необходимо ознакомить всех заинтересованных работников.

Какие из перечисленных категорий служебных споров по письменным заявлениям представителя нанимателя могут рассматриваться непосредственно в суде?

· О возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами

· О расторжении служебного контракта

· О переводе гражданского служащего на иную должность государственной гражданской службы

· Об изменении существенных условий служебного контракта

443. Неуведомление гражданским служащим о случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений может повлечь:

· его увольнение с государственной гражданской службы

· перевод гражданского служащего на иную должность

· привлечение гражданского служащего к уголовной ответственности

· перевод гражданского служащего в другой государственный орган

444. Рассмотрение вопроса о нарушении гражданским служащим положений кодекса этики и служебного поведения гражданских служащих входит в полномочия:

· представителя нанимателя

· комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов

· квалификационной комиссии

· аттестационной комиссии

С какой целью проводится аттестация?

· с целью решения вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина государственной гражданской службы

· с целью определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности государственной гражданской службы

· с целью решения вопроса о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания

· с целью решения вопроса о снятии с гражданского служащего дисциплинарного взыскания

446. Аттестации не подлежат гражданские служащие:

· замещающие должности государственной гражданской службы категории «специалисты» замещающие должности государственной гражданской службы, исполнение должностных обязанностей которых связано с использованием сведений составляющих государственную тайну

· замещающие должности государственной гражданской службы по срочному служебному контракту

· замещающие должности государственной гражданской службы категории «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт

· не достигшие возраста 60 лет

Подлежит ли аттестации гражданский служащий, замещающий должность государственной гражданской службы категории «руководители»?

· Подлежит в случае, если с указанным гражданским служащим заключен срочный служебный контракт

· Не подлежит в любом случае

· Не подлежит в случае, если с указанным гражданским служащим заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации)

· Подлежит в любом случае

448. Состав аттестационной или конкурсной комиссии считается правомочным:

· если число независимых экспертов составляет не менее одной четверти от общего числа членов комиссии

· если число независимых экспертов составляет не менее одной трети от общего числа членов комиссии

· если число независимых экспертов составляет не менее половины от общего числа членов комиссии

· без участия независимых экспертов

Гражданский служащий не явился на аттестацию без уважительной причины. Каковы будут для него последствия?

· он будет считаться не прошедшим аттестацию

· он будет уволен с гражданской службы

· он будет привлечен к дисциплинарной ответственности, а аттестация будет перенесена

· он будет лишен классного чина

Как часто проводится аттестация гражданского служащего?

· ежегодно

· один раз в 2 года

· один раз в 3 года

· срок устанавливается представителем нанимателя

В каком случае аттестация гражданского служащего может быть проведена раньше срока?

· при совершении гражданским служащим более двух дисциплинарных нарушений

· при принятии решения о повышении гражданского служащего в должности

· при принятии решения о сокращении должностей государственной гражданской службы в государственном органе

· при принятии представителем нанимателя решения об изменении существенных условий профессиональной служебной деятельности гражданского служащего

В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии. (в ред.

Российское административное право

В качестве независимых экспертов могут привлекаться представители научных и образовательных учреждений либо других организаций, которые являются специалистами по вопросам, связанным с гражданской службой.
Эксперты приглашаются для участия в работе аттестационной комиссии соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя. Закон запрещает указывать в запросе персональные данные приглашаемых экспертов.11. Определенными особенностями обладает состав комиссии, которая создается для проведения аттестации гражданских служащих, исполнение должностных обязанностей которых связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В данном случае следует учитывать положения законодательства о государственной тайне.12 — 13. Персональный состав аттестационной комиссии утверждается представителем нанимателя.

Сведения, которые должны быть отражены в отзыве о муниципальном служащем при проведении его аттестации Кадровая служба (специалист по кадрам) органа городского самоуправления не менее чем за две недели до дня аттестации обязана ознакомить каждого аттестуемого муниципального служащего с отзывом о его служебной деятельности под расписку.

После ознакомления с отзывом аттестуемый служащий вправе самостоятельно представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей служебной деятельности, являющиеся, по его мнению, важными для оценки этой деятельности. В случае несогласия с отзывом о служебной деятельности аттестуемый служащий вправе представить в аттестационную комиссию аргументированное заявление об этом.

Как часто должна проводится аттестация гражданских служащих

С аттестационным листом гражданский служащий должен быть ознакомлен под расписку.16.

Результаты аттестации гражданского служащего представляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения.
Представитель нанимателя в течение одного месяца после проведения аттестации и по ее результатам издает соответствующий правовой акт государственного органа.

При этом он может принять одно из следующих решений в отношении соответствующего гражданского служащего:о включении его в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;о направлении на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;о понижении в должности гражданской службы.17.

Необходимо отметить, что ст.
При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой государственной должности.Аттестационная комиссия может вынести в отношении аттестуемого гражданского служащего одно из следующих решений:соответствует замещаемой должности гражданской службы;соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;не соответствует замещаемой должности гражданской службы.Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии.
Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.Комментарий к статье 481. Согласно ч. 1 комментируемой нормы аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. В ходе аттестации оценивается соответствие гражданского служащего квалификационным требованиям по замещаемой им должности, выполнение им своих служебных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации было утверждено Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г.

Как проходит аттестация госслужащих

Основная законодательная норма, утверждающая статус этих специалистов — это Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 ФЗ, аттестация госслужащих тоже частично подчиняется ему. Законодательство различает два основных вида государственных служащих:

  • Служащий, работающий в федеральном органе;
  • Служащий, занимающий должность в гражданском органе субъекта РФ.

Аттестация госслужащих проводится для того, чтобы определить, соответствует ли специалист занимаемой должности. Она проводится достаточно тщательно и под пристальным вниманием со стороны правительства. Государственным служащие должны соответствовать множеству критериев и требований, чтобы хорошо выполнять свою работу. А учитывая цену ошибки, которую могут допустить эти люди, не удивительно, что правительство уделяет столько внимание их подготовке и проверке профессиональных знаний и навыков.

Аттестация работников государственных учреждений – не единственный существующий вид проверки знаний. Также подобную оценку навыков должны проходить все специалисты, должности которых имеют большое влияние на жизнь внутри государства. В этот список входят:

  • Судьи;
  • Исполнительный руководитель предприятия или производства;
  • Специалист, отвечающий за безопасность и охрану труда;
  • Педагогический персонал учебных заведений;

Это далеко не полный список всех профессий, которые должны проходить периодическую проверку профессиональных знаний.

Проведение аттестации государственных служащих состоит из таких процедур:

  • Перед началом аттестации орган, ответственный за начало проверки, занимается составлением целей и задач;
  • Ответственные служащие берутся за разработку мероприятий, которые должны подготовить предприятие к проверке;
  • Аттестационная комиссия составляет список всех сотрудников, которые должны пройти аттестацию. Потом они начинают собирать всю доступную информацию по каждому из проверяемых служащих. Они изучают её, полностью разбирают, анализируют и в итоге получают обобщенные данные о сотруднике;
  • Аттестационная комиссия начинает официальную процедуру проверки знаний. Во время неё служащий должен продемонстрировать, что он до сих пор соответствует требованиям, которые выдвигаются к его должности;
  • После того, как проверка знаний закончилась, аттестационная комиссия занимается подготовкой общих рекомендаций по каждому из проверенных сотрудников;
  • Комиссия занимается определением порядка, в котором будут приниматься решения по каждому из сотрудников. На этом этапе специалисты определяют, какой разряд будет присвоен служащему, стоит ли выделить материальные поощрения работникам;
  • Составляется список мероприятий, которые нужно провести, чтобы улучшить качество показателей государственных служащих. Также на этом этапе комиссия занимается определением возможных рисков и последствий для каждого из принятых решений.

На процедуру проведения аттестации, и то, в каком порядке она должна проводиться, влияют несколько нормативных актов, кроме Федерального закона, который указан выше. Это ФЗ №119 от 31.07.1995 и указ Президента №353 от 09.03.1996. Эти законодательные акты следует изучить, чтобы лучше понимать, по каким процессам проходит проверка знаний государственных служащих Российской Федерации.

Порядок проведения аттестации госслужащих

Для того, чтобы аттестация прошла нормально, а её результаты оказались верными и полными, она должна пройти по порядкам и нормам, которые установлены в законодательстве. Проверка знаний государственных служащих проводится один раз в 2-3 года.

Аттестация знаний госслужащих обязательна для всех, кто работает в этой сфере. Кроме определенных категорий граждан, таких как:

  • Сотрудников, которые работают на этой должности меньше 1 года;
  • Сотрудники, достигшие максимального предела возраста для замещений должностей;
  • Сотрудницы, ждущие ребенка;
  • Сотрудники, взявшие у руководителя отпуск, чтобы ухаживать за ребенком;
  • Сотрудники, которые получили эту должность, выигрывав в конкурсе;
  • Сотрудники, получившие разряд по квалификации, например, дипломатический ранг;
  • Сотрудники, недавно прошедшие переподготовку или повысившие свою профессиональную квалификацию, закончив обучение;

Рассмотрением собранных данных о сотрудниках, классификацией полученной информации и вынесением окончательного решения занимается специальная аттестационная комиссия. Для того, чтобы она имела право оценивать знания и навыки государственных служащих, в состав этого органа должны входить:

  • Сотрудник, выполняющий обязанности председателя аттестационной комиссии;
  • Человек, исполняющий обязанности заместителя председателя аттестационной комиссии;
  • Секретарь, ответственный за ведение протокола и обработку полученных от сотрудников данных;
  • Рядовые члены комиссии, ответственные за то, чтобы каждое решение комиссии было объективным и не зависело от личных отношений.

Для того, чтобы комиссия могла выносить решения по любому вопросу, касающемуся качества труда того или иного работника нужно, чтобы в её состав были включены определенные должности. Среди членов аттестационной комиссии должны присутствовать представитель юридического отдела, работник из кадрового органа предприятия, официальный представитель соответствующего профсоюза и независимый консультант, помогающий проводить проверку.

Стоит помнить, что основное требование, которое проверяется на аттестации – это способен ли служащий качественно исполнять обязанности, возложенные на него должностью.

Для того, чтобы сотрудника можно было проверить на аттестации, он должен отработать минимум три года на государственной должности. За это время результаты его деятельности станут ощутимыми и аттестационной комиссии будет легче проводить сбор и анализ данных.

Аттестация проходит в несколько этапов:

  • Подготовительный этап, предполагающий написание сотрудниками итоговых отчетов о своей деятельности;
  • Этап тестирования, когда сотрудники, проходящие проверку, получают практические задания и опросы;
  • Собеседование, во время которого члены комиссии общаются с отдельными сотрудниками, чтобы уточнить неполные данные;
  • Итоговый этап, когда члены аттестационной комиссии составляют окончательное мнение о проведенной проверке и принимают решение;

Стоит отметить, что подготовительный этап нужен не только для сотрудников. Также руководитель предприятия, где будет проводиться проверка, получает время, чтобы заняться проведением нужных для проверки знаний мероприятий. Он должен собрать все необходимые данные, которые понадобятся для первоначальной работы. После этого руководителю предприятия нужно заняться разработкой графика, по которому будет проводиться аттестация. А учитывая, что аттестационная комиссия, которая будет проводить оценивание профессиональных навыков, формируется на базе предприятия, то руководителю нужно заняться формированием её состава. И, кроме этого, начальник производства обязан установить, когда и где будет проводиться проверка.

Большинство подготовительной работы по проведению аттестации проводит именно руководитель. Но не всю. Отдел кадров, отвечающий за набор и обучение персонала, должен определить служащих, которых нужно будет проверить на соответствие занимаемой должности.

После того, как подготовительный этап закончился и всё готово к проведению аттестации, руководитель должен издать указ по предприятию. В этом документе он должен указать, какие именно работники обязаны пройти аттестацию, в какие сроки будет проведено это мероприятие, и где оно будет проходить.

За месяц до того, как начнется аттестация, руководитель организации обязан письменно уведомить всех работников, которые подвергнутся проверке. Для этого начальнику необходимо составить служебную характеристику и отправить её кадровикам, для рассылки. Те ознакомят сотрудника с полученной характеристикой за три недели до того, как пройдет заседание аттестационной комиссии. Если работник не согласен с той информацией, которая указана в предоставленном документе, то он имеет право внести туда собственные правки.

После уведомления и ознакомления с характеристикой, каждому сотруднику предоставляются обязательные аттестационные листы. После того, как работник их заполняет, собранные данные направляются секретарю проверочной комиссии.

Особенности проведения аттестации госслужащих

Порядок проведения аттестации и её особенности выглядят следующим образом:

  • Комиссия имеет право проводить заседание по делу сотрудника только в том случае, если сам оцениваемый находится на заседании. Если он по каким-либо причинам отсутствует на рабочем месте, то заседание нужно перенести на ту дату, когда он появится на предприятии.
  • После того, как все данные рассмотрены и проанализированы, комиссия принимает окончательное решение по каждому сотруднику. Оно может быть, как положительным, с предложением занести работника в кадровый резерв, так и негативным, отмечающим, что человек не отвечает требованиям, которые выдвинуты к нему занимаемой должностью.
  • Пока решение окончательно не принято, комиссия имеет право использовать другие способы добычи информации, кроме собеседования. Это могут быть дополнительные анкеты или даже групповые обсуждения.
  • Если возникает необходимость провести повторную аттестацию, то сделать это можно минимум через полгода после того, как была проведена первичная.
  • После того, как комиссия приняла окончательное решение, она обязана составить специальный протокол и ознакомить с ним работника, который подвергался проверке.
  • Если согласие между комиссией и сотрудником достигнуто, то протокол аттестации подписывается руководством;
  • Лист, где указаны результаты аттестационной комиссии, будет храниться в личном деле сотрудника и может быть использован в будущем.

Сотрудник может не согласиться с решением, которое комиссия прописала в протоколе. В таком случае он имеет право начать трудовой спор по нормам, указанным в законодательстве. Если по окончанию процедуры спора согласие так и не достигнуто, то работник может обратиться за помощью в суд.

2 Аттестация государственных гражданских служащих

Согласно правилам трудового законодательства аттестация работни­ков может иметь обязательный характер в силу закона, а может прово­диться по решению работодателя в соответствии со специальным ло­кальным нормативным актом (положением об аттестации). Специфи­кой государственной службы как особого вида профессиональной деятельности является обязательное проведение аттестации государст­венных служащих. Так, Законом о гражданской службе предусмотрено, что аттестация гражданского служащего проводится один раз в три го­да. Правила и порядок проведения аттестации государственных слу­жащих устанавливаются специальными нормативными правовыми актами.

Положение о проведении аттестации государственных граж­данских служащих Российской Федерации было утверждено Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации».

Указанным Положением закреплен круг лиц, не подлежащих аттестации:

  1. проработавшие в занимаемой должности гражданской служ­бы менее одного года;

  2. достигшие возраста 60 лет;

  3. беременные женщины;

  4. находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттеста­ция указанных гражданских служащих возможна не ранее чем че­рез год после выхода из отпуска;

  5. замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заклю­чен срочный служебный контракт;

  6. сдавшие квалификационный экзамен менее одного года назад.

Как отмечалось выше, по общему правилу аттестация граждан­ского служащего проводится один раз в три года.

Вместе с тем Закон о гражданской службе называет обстоятельства, при которых может проводиться внеочередная аттестация:

  1. по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

  2. по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее — представитель нанимателя), после принятия в установленном порядке решения:

  • о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

  • об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Согласно Положению о проведении аттестации государствен­ных гражданских служащих Российской Федерации не позднее чем за две недели до начала проведения аттестации в аттестацион­ную комиссию представляется мотивированный отзыв непосред­ственного руководителя на подлежащего аттестации гражданского служащего. Отзыв должен содержать оценку исполнения граждан­ским служащим своих должностных обязанностей. В нем должны содержаться следующие сведения:

  1. фамилия, имя, отчество;

  2. замещаемая должность на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

  3. перечень основных вопросов, в решении которых принимал участие служащий;

  4. мотивированная оценка профессиональных, личностных ка­честв и результатов служебной деятельности.

К отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовлен­ных им проектах документов. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.

Гражданский служащий должен быть ознакомлен с отзывом непосредственного руководителя. При необходимости он прила­гает к отзыву пояснительную записку. Например, при несогласии с отзывом аттестуемый гражданский служащий вправе предста­вить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о слу­жебной деятельности.

Для проведения аттестации гражданских служащих по реше­нию представителя нанимателя издается правовой акт государст­венного органа, содержащий положения:

  1. о формировании аттестационной комиссии;

  2. об утверждении графика проведения аттестации;

  3. о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

  4. о подготовке документов, необходимых для работы аттеста­ционной комиссии.

В состав аттестационной комиссии включаются:

  1. представитель нанимателя и (или) уполномоченные им лица (представители кадровой и юридической служб, представители подразделения государственного органа, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность граж­данской службы);

  2. представитель соответствующего органа по управлению го­сударственной службой;

  3. независимые эксперты.

Число независимых экспертов должно составлять не менее од­ной четверти общего числа членов аттестационной комиссии. В качестве независимых экспертов могут привлекаться представи­тели научных и образовательных учреждений либо других органи­заций, которые являются специалистами по вопросам, связанным с гражданской службой. Эксперты приглашаются для участия в работе аттестационной комиссии соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя.

Участие в проводимой в государственном органе аттестации (в том числе внеочередной) является обязанностью гражданского служащего. В случае отказа гражданского служащего от аттеста­ции, а также при неявке его на аттестацию без уважительных при­чин гражданский служащий привлекается к дисциплинарной от­ветственности.

Представитель нанимателя ежегодно утверждает график атте­стации, который доводится до сведения гражданских служащих, подлежащих аттестации, не менее чем за месяц до начала аттеста­ции.

В графике проведения аттестации указываются:

  1. наименование государственного органа, подразделения, в котором проводится аттестация;

  2. список гражданских служащих, подлежащих аттестации;

  3. дата, время и место проведения аттестации;

  4. дата представления в аттестационную комиссию необходи­мых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов. Решение об оценке профессиональных и личностных качеств гражданского служащего, а также рекомендации аттестационной комиссии при­нимаются в отсутствие аттестуемого и его непосредственного ру­ководителя открытым голосованием простым большинством голо­сов присутствующих на заседании членов аттестационной комис­сии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой государственной должности.

Аттестационная комиссия может вынести в отношении атте­стуемого гражданского служащего одно из следующих решений:

  1. соответствует замещаемой должности гражданской службы;

  2. соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадро­вый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

  3. соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной пере­подготовки или повышения квалификации;

  4. не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист граж­данского служащего. Аттестационный лист подписывается пред­седателем, заместителем председателя, секретарем и членами атте­стационной комиссии. С аттестационным листом гражданский служащий должен быть ознакомлен под расписку.

Результаты аттестации гражданского служащего представляют­ся представителю нанимателя не позднее чем через семь дней по­сле ее проведения. Представитель нанимателя в течение одного месяца после проведения аттестации и по ее результатам издает соответствующий правовой акт государственного органа. При этом он может принять одно из следующих решений в отношении соответствующего гражданского служащего:

  1. о включении его в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

  2. о направлении гражданского служащего на профессиональ­ную переподготовку или повышение квалификации;

  3. о понижении в должности гражданской службы.

Если же гражданский служащий отказывается от профессио­нальной переподготовки, повышения квалификации или перево­да на другую должность гражданской службы, представитель на­нимателя вправе освободить его от замещаемой должности и уво­лить с гражданской службы.

Обратим внимание на то, что Закон о гражданской службе, как и трудовое законодательство, предусматривает возможность расторжения служебного контракта вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Одна­ко уволить гражданского служащего непосредственно по резуль­татам аттестации, без предложения ему профессиональной пере­подготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность нельзя.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *