Аудит по охране труда

Внутренний аудит компании

Существует два вида аудита по охране труда: внешний и внутренний. Первый вид предполагает проведение проверки представителями сторонней организации. Внутренний аудит осуществляется силами сотрудников самой проверяемой компании. Это доступный инструмент для контроля условий труда на предприятии. Проверяться может как компания в общем, так и конкретное рабочее место. Рассмотрим преимущества внутреннего аудита:

  • Получение достоверных сведений об условиях труда.
  • Составление локальных статистических данных.
  • Возможность составления объективного отчета, который будет предоставлен инвесторам и акционерам.

Внутренний аудит может проводиться как планово, так и внепланово. Плановые проверки выполняются 1-2 раза в год. В каких случаях имеет смысл проводить мероприятие внепланово? Оно связывается с падением эффективности труда. Если какой-либо показатель, относящийся к охране труда, резко меняется, следует осуществить проверку.

Виды внутреннего аудита

Различают следующие виды аудита по охране труда:

  • Внеплановый. Цель – сбор информации для оперативного устранения нарушений. Проводится представителями службы охраны труда.
  • Целевой. Цель – сбор информации о конкретном объекте.
  • Комплексный. Цель – осуществление полноценной проверки системы управления условиями труда. Для проведения мероприятия назначается комиссия, в которую входят представители службы охраны труда.

При любой проверке, как правило, предварительно формируется график предстоящих работ.

Рассмотрим все этапы внутреннего аудита:

  1. Разработка стандарта проведения аудита. В стандарте указывается порядок проведения проверки, форма отчета по итогам мероприятия, порядок устранения обнаруженных нарушений. Разрабатывается стандарт на неопределенный срок. Если требуется, его можно пересмотреть. Хранится он вместе с прочей внутренней документацией.
  2. Определение предметов проверки. Можно выбрать несколько объектов, если это целевой аудит. Также может быть проведена проверка всех аспектов деятельности. Проверяться могут такие предметы, как наличие опасности здоровью сотрудников, знание сотрудниками охраны труда, наличие всей необходимой документации, готовность работников к аварийным ситуациям.
  3. Разработка программы аудита. Ответственность за разработку возложена на назначенную комиссию. Документ включает в себя следующие пункты: предмет проверки, ее цель, продолжительность мероприятия, лица, входящие в состав комиссии. Программ аудита может быть несколько.
  4. Издание приказа. Руководителю требуется издать приказ об осуществлении проверки. Составляется он по соответствующему образцу. Если проводится аудит в структурных подразделениях, о мероприятии нужно предупредить руководителя предприятия за 10 суток до его начала.
  5. Изучение всех требуемых документов. Аудитору нужно предоставить документацию, касающуюся охраны труда. В частности, на этом этапе анализируются внутренние акты, нормативные и правовые документы, технологические бумаги. Также понадобится разработать контрольные листы.
  6. Проведение проверки. На этом этапе выполняется сбор информации, проведение интервью с работниками, анализ собранных данных, наблюдение за деятельностью сотрудников. Нужно проверить, имеется ли на предприятии вся необходимая документация. Проверка проводится в рабочие часы. Если это невозможно, аудит осуществляется в нерабочее время. Однако на это, согласно статье 99 ТК РФ, требуется письменное согласие сотрудника. Сверхурочный труд, согласно статье 152 ТК РФ, оплачивается дополнительно. При этом должно быть соответствующее распоряжение руководителя.
  7. Составление протокола несоответствия и подготовка отчета. По результатам аудита составляется протокол. В нем прописываются все обнаруженные правонарушения. К примеру, это может быть нарушение сроков проведения учебных мероприятий по охране труда. Желательно указать значимость нарушения и его содержание. Составленный отчет предоставляется руководителю компании. Документ должен быть подготовлен в течение 7 дней. На его основании проводится дальнейшее устранение нарушений.
  8. Организация итогового собрания по результатам проверки. О результатах аудита требуется известить ответственных лиц. Желательно проинформировать их также о причинах нарушений. На этапе встречи определяются лица, которые будут заниматься устранением нарушений, а также сроки этого мероприятия.
  9. Устранение нарушений. Предположительное время ликвидации несоответствий – 30 дней. Этот срок продлевается при увеличенных объемах работы, необходимости в привлечении профессионалов или финансовых средств.
  10. Регистрация материалов проверки в реестре локальных аудитов. В реестр включается программа мероприятия, его график, итоговый отчет, контрольные листы.

Регулярное проведение внутренних аудитов позволяет увеличить безопасность условий труда, снизить опасность травм, своевременно исправлять все нарушения, не допускать появления аварийных ситуаций. Внешний аудит осуществляется по похожему алгоритму.

1. Порядок организации и проведения комплексных, целевых, оперативных (внеплановых) проверок.

При осуществлении контрольно-профилактической работы в подразделениях Общества проводятся комплексные, целевые и внеплановые (оперативные) проверки.

Комплексные проверки

Комплексные проверки состояния условий и охраны труда, безопасности производства проводятся согласно «Сводному плану работы главных специалистов ОАО «ТАНЕКО», но не чаще одного раза в год в одном подразделении Общества. Комплексная проверка включает в себя всестороннюю проверку деятельности подразделения Общества по всем направлениям.

Основной задачей комплексных проверок является выявление имеющихся нарушений в работе по обеспечению требований промышленной, пожарной, энергетической и экологической безопасности, охраны труда и разработка мероприятий по их устранению. В связи с этим комплексные проверки рекомендуется проводить с участием всех главных специалистов.

При комплексном обследовании проверяются:

 состояние аварийности, травматизма и профзаболеваемости;

 своевременность и качество проведения инструктажа, обучения и проверки знаний; соблюдение порядка допуска к самостоятельной работе;

 соблюдение технологической дисциплины и обеспечение безопасности технологических процессов;

 соблюдение требований безопасности при обслуживании и ремонте технологического оборудования и коммуникаций;

 соблюдение требований при проведении газоопасных и огневых работ, работ повышенной опасности;

 соблюдение требований безопасности при эксплуатации внутризаводского транспорта;

 порядок содержания и эксплуатации складов для хранения химических веществ и материалов;

 санитарно-техническое состояние подразделения Общества;

 состояние санитарно-бытовых помещений;

 состояние и эксплуатация систем вентиляции и кондиционирования воздуха;

 обеспечение работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ);

 организация и проведение профилактической работы по охране труда:

 состояние эксплуатируемого оборудования (проводятся выборочные проверки);

 устранение ранее выявленных нарушений.

Комплексные обследования проводятся комиссией, в состав которой входят: председатель комиссии (заместитель директора проекта  технический директор), заместитель председателя комиссии (начальник УПБ), члены комиссии (главные специалисты Общества). Время проведения комплексного обследования и состав комиссии определяется приказом, проект которого готовит заместитель председателя комиссии комплексного обследования.

Руководители проверяемых подразделений обязаны заранее проинформировать подчиненный персонал о предстоящем обследовании, и выдать указания о подготовке и предоставлении проверяющим необходимой документации и оказании помощи в проведении обследования.

Комплексное обследование проводится на основе действующих нормативно-технических документов. Члены комиссии анализируют представленные материалы, выявляют имеющиеся нарушения требований безопасности.

Отсутствие необходимых для проверки материалов является основанием для вывода о том, что данная работа в подразделении Общества не проводится.

Завершение комплексной проверки сопровождается проведением учебной тревоги по ПЛАС, оперативному плану (карточек пожаротушения) действий персонала при пожаре и т.п.

Члены комиссии результаты (замечания) комплексной проверки в электронном варианте (программа Exsel) прикладывают к служебной записке и направляют по СЭД «Дело» начальнику УПБ. Результаты (замечания) комплексной проверки составляются с указанием отступлений от требований охраны труда, промышленной, пожарной, энергетической и экологической безопасности, сроков устранения нарушений, а также лиц, ответственных за устранение нарушений.

Начальник УПБ оформляет предоставленные результаты (замечания) комплексной проверки в виде акта комплексного обследования. Акт комплексного обследования подписывается всеми членами комиссии и утверждается заместителем директора проекта – техническим директором.

Оригинал акта в течение 5 лет хранится у начальника УПБ. После утверждения акта комплексного обследования начальник УПБ регистрирует данный документ в СЭД «Дело и направляет по СЭД «Дело» руководителям по направлению деятельности для проведения анализа, проработки и устранения нарушений, председателю комиссии комплексного обследования, заместителю председателя комиссии комплексного обследования, членам комиссии комплексного обследования, участвовавшим в комплексном обследовании данного подразделения Общества.

После получения по СЭД «Дело» акта комплексного обследования руководитель по направлению деятельности обеспечивает ознакомление с данным документом подчиненный персонал.

Контроль за устранением нарушений акта комплексного обследования в установленные сроки возлагается на руководителя по направлению деятельности, в подразделениях которого были выявлены данные нарушения.

Общий контроль за устранением нарушений акта комплексного обследования возлагается на председателя комиссии комплексного обследования.

В сроки, указанные в акте, руководитель подразделения предоставляет служебную записку о ходе устранения нарушений акта комплексного обследования члену комиссии комплексного обследования (главному специалисту), который выявил нарушение (нарушения).

Члены комиссии комплексного обследования (главные специалисты) предоставляют председателю комиссии комплексного обследования служебную записку о ходе устранения выявленных нарушений акта комплексного обследования.

Целевые проверки

Целевые проверки проводятся в соответствии со Сводным планом работы главных специалистов ОАО «ТАНЕКО». Проведение целевой проверки не должно исключать выявления нарушений и по другим вопросам безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, охраны труда.

При целевой проверке проверяются:

 правильность и безопасность выполнения технологических операций, работа приборов, средств защиты и автоматики;

 безопасность и правильность эксплуатации технологического оборудования, трубопроводной арматуры и трубопроводов, установленный порядок их подготовки к ремонту;

 безопасность и правильность эксплуатации энергетического оборудования, трубопроводной арматуры и трубопроводов, электрических сетей и установок, систем защиты, установленный порядок их подготовки к ремонту, соблюдение мер безопасности при проведении ремонтных работ в электроустановках;

 состояние, правильность показаний и эксплуатации контролирующих, регулирующих и сигнализирующих приборов и устройств, систем противоаварийной защиты, автоматизации управления технологическим процессом;

 техническое состояние внутризаводского транспорта;

 состояние инструктажа, обучения, проверки знаний персонала;

 исправность систем противопожарной защиты, паровых завес технологических печей в цехах;

 порядок выдачи и применения средств индивидуальной защиты;

 соблюдение требований стандартов предприятия интегрированной системы менеджмента работниками Общества;

 соблюдение правил производства ремонтных работ, работ повышенной опасности, установленного порядка вывода технологического оборудования в ремонт и приема его из ремонта;

 техническое состояние сливо-наливных эстакад, ведение технической документации по СНЭ;

 соблюдение в подразделениях Общества требований промышленной и пожарной безопасности при длительной остановке объектов (оборудования) и их консервации;

 состояние технологической дисциплины;

 готовность персонала подразделения Общества к действиям в аварийных ситуациях;

 состояние систем контроля, управления и противоаварийной защиты;

 состояние и безопасная эксплуатация грузоподъемных машин и механизмов;

 состояние вентиляционного оборудования в подразделениях Общества;

 состояние ограждающих устройств;

 организация и проведение сварочных работ, соблюдение правил эксплуатации сварочного оборудования;

 другие вопросы соблюдения требований охраны труда, промышленной, пожарной и энергетической безопасности, охраны окружающей среды.

Периодичность проведения целевых проверок:

Главный специалист Общества с участием руководителей и специалистов возглавляемого подразделения Общества не реже одного раза в квартал, совместно с уполномоченным по охране труда (проверяемого подразделения Общества) проводят целевые проверки как минимум в одном подразделении Общества.

Целевые проверки планируются с учетом динамики аварийности, травматизма, профзаболеваемости и состояния профилактической работы, а также уровня взрывопожароопасности подразделения Общества, наличия вредных (опасных) производственных факторов. Более частым проверкам подвергаются взрывопожароопасные подразделения Общества с тяжелыми и вредными условиями труда. Периодичность проверок обуславливается структурой и количеством подразделений Общества.

Отсутствие необходимых для проверки материалов являются основанием для вывода о том, что данная работа в подразделении Общества не проводится.

По окончании целевой проверки составляется акт, либо предписание.

Акты целевых проверок в течении 5 лет хранятся в подразделениях Общества, проводившие данные проверки.

После подписания акта целевой проверки главный специалист, проводивший целевую проверку, регистрирует данный документ в СЭД «Дело» и направляет по СЭД «Дело» руководителю подразделения в целях устранения выявленных нарушений. Руководитель обеспечивает доведение акта целевой проверки до уполномоченного по охране труда.

Контроль за выполнением мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе целевых проверок, осуществляют главные специалисты Общества, проводившие данные проверки.

Главный специалист, проводивший плановую целевую проверку, направляет начальнику УПБ служебной запиской информацию о выполнении «Сводного плана работы главных специалистов ОАО «ТАНЕКО».

Аудит по охране труда

  • Разработка стандартов. Включает в себя порядок проведения проверки, выбор формы отчетности и методов устранения выявленных нарушений. Оформляется в виде документации, имеет неограниченный срок действия, но может быть пересмотрен при изменении условий деятельности предприятия.
  • Составление перечня проверяемых аспектов. В нем могут быть указаны отдельные объекты (целевой аудит) или все стороны работы компании (общий). В ходе проверки выявляется, есть ли на предприятии опасность для здоровья сотрудников, какова готовность организации к аварийным ситуациям, имеется ли вся требуемая документация.
  • Подготовка программы аудита. В ней указываются предмет, цель, сроки проверки, виды мероприятий, состав комиссии.
  • Приказ руководителя. Документ составляется по определенному образцу и издается не менее, чем за 10 дней начала аудита.
  • Проведение проверки. Аудитор изучает документацию, собирает данные об условиях труда, проводит производственный контроль.
  • Подготовка отчета. Если в результате проверки специалист выявил нарушения, он составляет протокол несоответствия. Документ подается непосредственно руководителю для ознакомления. На основании протокола разрабатывается программа по ликвидации нарушений.
  • Подведение итогов. После проверки назначаются лица, которые отвечают за устранение выявленных недочетов, и определяются сроки работ.
  • Регистрация материалов аудита. Программа проверки, СОУТ и контрольные листы включаются в специальный реестр. При необходимости по этим документам можно быстро восстановить сроки аудита по охране труда, перечень рекомендованных и выполненных работ. Регулярные проверки позволяют вовремя реагировать на изменения в нормативных актах, касающихся охраны труда.

Аудит охраны труда

Аудит системы охраны труда представляет собой комплексное инспектирование предприятия на предмет нарушения законодательства в области охраны труда. Она включает в себя:

Проверку всей документации по охране труда. Это инструкции, журналы учета, протоколы, приказы и прочие. Помимо этого, на предприятии должны иметься журналы испытаний и проверок грузоподъемных механизмов и прочих объектов, представляющих дополнительную опасность для здоровья и жизни работников. Отдельные специалисты должны в обязательном порядке иметь документы, предоставляющие допуск к работе (удостоверения, аттестаты и прочее) и медицинскую справку.
Обучение рабочего и инженерно-технического персонала основам техники безопасности, охраны труда и промышленной безопасности.
Проверку наличия необходимых средств защиты и условий труда в целом. Отдельные работники, такие как сварщики, должны в обязательном порядке иметь специальные сварочные маски, а также одежду, обувь и рукавицы (перчатки). Помимо этого, каждое рабочее место должно соответствовать санитарным нормам по предельно допустимым концентрациям вредных веществ, шуму и прочим вредным и опасным факторам. Это необходимо обеспечить заранее (выдать средства индивидуальной защиты, разделить рабочие зоны, установить систему вентиляции), так как при выявлении подобных нарушений во время инспекции органами государственного надзора, предприятие и ответственные специалисты (как правило руководство) могут понести наказание в виде штрафа.
Расследование несчастных случаев. В данной ситуации крайне важно оперативно определить причину и найти виновных, так как по стечении времени улики и доказательства могут исчезнуть. В случаях тяжелого травмирования людей или причинения большого материального ущерба расследование в любом случае будет проводиться следственными органами. В большинстве случаев при отсутствии доказательной базы к ответственности привлекается только руководство компании.
Оценку рисков на предприятии, выявление особо опасных производственных факторов и разработку комплекса мер, направленных на предотвращение несчастных случаев.
Разработку средств информационного обеспечения и пропаганды в области безопасности труда. Это могут быть плакаты на рабочих участках, информационные стенды, брошюры на рабочих местах и прочее.

По результатам аудита на начальном этапе предприятию будут выданы отчет о выявленных нарушениях и рекомендации по их устранению. Далее, по согласованию с руководством аудитор может оказать помощь в постановке охраны труда, либо обеспечить консультирование и контроль за выполнением работ по устранению нарушений.

Аудит Системы управления охраной труда: вопрос-ответ

Вопрос:

Положение о системе управления охраной труда (СУОТ) в образовательной организации разработали и ввели в действие в 2017 году. Вот уже проходит 2 года действия нашей системы управления и как проанализировать эффективность её действия?

Ответ:

В нашей стране Положения о системе управления охраной труда (СУОТ) разрабатывались всегда. В свое время были разные требования по её разработке. Последние требования по разработке её содержания изложены в межгосударственном стандарте ГОСТ 12.0.230-2007″ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования». Позже появились сопутствующие стандарты, рекомендации и т.д.

На момент разработки СУОТ Вашей образовательной организации возможно её содержание соответствовала требованиям межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007. Однако время движется вперед. При этом меняются и требования различных законодательных нормативных правовых актов в области охраны труда. Становятся не действительными изжившие себя правила и появляются новые нормативы.

Исходя из этого, в дальнейшем, согласно требованиям национального стандарта ГОСТ Р 12.0.008-2009 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит)» и межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230.2-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования» рекомендую узнать, организовать и провести следующие мероприятия:

1. Необходимо знать и помнить то, что аудит СУОТ состоит из следующих Видов:

а) Аудит адекватности и аудит соответствия.

Аудит адекватности устанавливает, отвечает ли документация СУОТ требованиям стандарта (ГОСТ 12.0.230-2007).

Аудит соответствия устанавливает, в какой степени требования этих документов понятны и соблюдаются персоналом.

б) В зависимости от количества объектов аудит делится на оперативный (внеплановый), целевой и комплексный.

Оперативный (внеплановый) аудит проводят специалисты службы охраны труда в организации при установлении недопустимых фактов. Его основная цель – сбор данных для оперативного принятия корректирующих мер. Инициаторами данного вида аудита могут быть руководитель службы охраны труда или соответствующий руководитель группы аудиторов.

Целевой аудит по сути аналогичен оперативному, но проводится согласно утвержденному плану и своей основной целью имеет сбор информации об одном из объектов аудита. Такой аудит включают в планы работы группы, которые утверждает руководитель службы охраны труда, и в обязательном порядке рассылают руководителям подразделений организации.

Комплексный аудит проводится по всем возможным объектам аудита и четко по графику, который разрабатывается в службе охраны труда, утверждается руководителем организации до начала следующего года и направляется руководителям структурных подразделений.

Периодичность аудита в подразделениях определяется по результатам проведенной оценки риска. В подразделениях с относительно высоким уровнем проверки он должен проводиться не реже 2 раз в год. В отдельных случаях (увеличение количества травм и обращений, нарушений требований охраны труда, большое количество существенных несоответствий по результатам предыдущих проверок и др.) принимается решение о проведении проверок 1 раз в квартал. В остальных подразделениях проверки должны осуществляться не реже 1 раза в год.

Планируя объем аудита, определяют для проверки максимально возможное количество объектов аудита. При последующих аудитах допускается исключать отдельные объекты, если во время предыдущего аудита по ним не было выявлено ни одного существенного несоответствия и если в целом система по данному направлению функционирует хорошо.

в) Аудит может быть внешним и внутренним.

Внешний аудит осуществляется организацией, не зависящей от проверяемого субъекта.

Вам советую проводить внутренний аудит, так как ваш объект управления охраной труда (образовательная организация) не сопоставима с гигантским промышленным производственным объектом.

Внутренний аудит связан с изучением организацией своей собственной СУОТ. Это самый важный вид аудита из всех аудитов. Он обеспечивает руководство организации информацией об эффективности системы. Его осуществляет внутренняя аудиторская группа (комиссия) организации.

2. Внутреннюю аудиторскую группу необходимо создавать по мере необходимости, но не реже 1 раза в год из лиц, обладающих навыками организации работ по охране труда, знаниями требований нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на область аудита, и владеющими принципами проведения аудита. Согласно п.7.4 и таблицы 1 ГОСТ Р 12.0.008 аудиторами могут быть лица, имеющие опыт работы, прошедшие курс обучения по аудиту и опыт проведения аудита. Полный курс обучения аудиторов следует проводить в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда, утвержденным Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 №1/29.

Считаю, что этими лицами могут быть руководители подразделений, специалист службы охраны труда, члены комиссии по охране труда, уполномоченные лица по охране труда первичной организации Профсоюза и др.

3. Аудиторской группе необходимо:

-разработать программу и план комплексного аудита элементов СУОТа;

-произвести комплексный аудит СУОТа, при необходимости подключить компетентных сторонних либо своих технических экспертов (узких специалистов) в целях экспертизы функционирования отдельных элементов управления;

-получить заключение по результатам аудита с выводами (наблюдения) аудита с указанием на необходимость корректирующих, предупреждающих действий или, при необходимости, действий по улучшению;

-после получения официального заключения (отчета), служба охраны труда отражает результаты аудита (анализа) и порядок выполнения корректирующих действий в организационно-распорядительных документах (приказах, распоряжениях, протоколах совещаний, перечнях утвержденных мероприятий и т. п.);

-служба охраны труда вносит коррективы в действующий СУОТ и доводит эти изменения и дополнения (коррективы) до исполнителей — участников реализации Политики СУОТ образовательной организации.

При производстве любого из видов аудита рекомендую учитывать современные требования к разработке системы управления охраной труда в следующих нормативных требованиях в области охраны труда:

-Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.08.2016 г. № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»;

-Постановление Исполкома Профессионального союза работников народного образования и науки РФ от 06.12.2017 № 11-12 «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда в образовательной организации высшего образования»;

-Постановление Исполкома Профессионального союза работников народного образования и науки РФ от 06.12.2017 № 11-12 «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда в общеобразовательной организации»;

-Постановление Исполкома Профессионального союза работников народного образования и науки РФ от 06.12.2017 № 11-12 «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда в дошкольной образовательной организации»;

-Постановление Исполкома Профессионального союза работников народного образования и науки РФ от 06.12.2017 № 11-12 «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда в образовательной организации дополнительного образования»

-Письмо Департамента государственной службы, кадров и управления делами Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2015 г. N 12-1077 «О направлении рекомендаций по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;

-Постановление совместного заседания коллегии Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики и Комитета Чувашской республиканской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26.01.2017 г. № 6 «О Примерном положении о системе управления охраной труда в образовательной организации»;

-ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования», с изменениями от 31 октября 2013 г. N 1334-ст;

-ГОСТ Р 12.0.007-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»;

-ГОСТ Р 12.0.008-2009 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит)»;

-ГОСТ 12.0.230.1-2015. «ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007»;

-ГОСТ 12.0.230.2-2015. «ССБТ. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования»;

-Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

Все работодатели, независимо от размера организации, должны создавать и обеспечивать функционирование системы управления охраной труда (СУОТ). Это указано в пункте 4 статьи 212 Трудового кодекса РФ.

Из статьи вы узнаете:

  • что такое и для чего проводится аудит охраны труда на предприятии;
  • о видах аудита ОТ;
  • о порядке проведения;
  • о результатах.

Виды аудита по охране труда

Аудит бывает внешним и внутренним. Внешний проводят специализированные организации или индивидуальные предприниматели. Внутренний проводится силами самой организации.

Для того чтобы провести внешний аудит охраны труда, исполнителю необходимо разработать методику и согласовать ее с заказчиком. Целью может быть проверка не только работы СУОТ, но и состояния дел по охране труда при реорганизации, либо при сомнениях в эффективности работы специалиста по ОТ

Сколько денег теряет работодатель, экономя на охране труда

Убедить работодателя потратить деньги на улучшение условий труда сотрудников – задача специалиста по охране труда. Но как доказать, что проводить мероприятия по охране труда выгодно? Самый эффективный аргумент – цифры. Редакция журнала «Справочник специалиста по охране труда» предлагает решение: анализ экономических потерь организации от производственного травматизма. После расчета вы узнаете сумму, которую на самом деле теряет организация из-за производственного травматизма и представите ее своему работодателю.

Для оценки эффективности необходимо разработать ключевые показатели, по которым можно делать оценку. Внешние аудиторские компании используют свой опыт, опыт лучших предприятий в отрасли. Анализ СУОТ в конкретной организации происходит с использованием чек-листов, показатели сравниваются с лучшими значениями в области ОТ.

Аудит в виде сравнения наиболее прост, но может давать ошибочный результат, так как не учитывает специфику разных предприятий, методические подходы к ОТ, финансовые возможности, квалификационный уровень работников. Поэтому аудиторские фирмы применяют одновременно несколько методик. Внутренняя проверка помогает контролировать, насколько эффективно СУОТ на предприятии выполняет свои функции, способствует снижению производственного травматизма и повышению культуры безопасного производства.

Татьяна Чиркина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

Порядок проведения

Для того чтобы провести внешний аудит по охране труда, составляются проверочные листы. Аудиторская компания может использовать чек-листы Минтруда России.

Затем аудитор вместе с ответственным лицом по ОТ должен пройти по территории организации-заказчика, отметить в проверочном листе каждый пункт несоответствия и дать свое пояснение в проверочном листе. Необходимо задокументировать все нарушения требований правил охраны труда.

Для проведения внутреннего аудита СУОТ также можно разработать собственный стандарт, в котором указать, в каких целях он проводится, составить план, разработать форму отчета, а также перечень действия в ходе корректирующих мероприятий.

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в самой полной библиотеке шаблонов Справочной системы «Охрана труда». Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!

Кто может проводить

Внешний аудит проводит аудитор – высококвалифицированный специалист в области охраны труда и промышленной безопасности, имеющий большой стаж работы в отрасли, хорошую нормативную правовую подготовку и опыт успешного прохождения проверок по ОТ со стороны Рострудинспекции.

Внутренний может провести новый специалист по ОТ, принимающий дела, или главный инженер, но лучше всего, если аудит внутри организации будет проводить комиссия в составе не менее чем из трех человек, включая привлеченных экспертов. Если в организации нет отдельного подразделения службы охраны труда или штатного специалиста, то для аудита охраны труда можно заключить договор со сторонним подрядчиком (исполнителем).

Это может быть:

  • специализированная организация, имеющая государственную аккредитацию в области ОТ;
  • специалист, привлекаемый по гражданско-правовому договору, в том числе ИП. Это предусмотрено частью 3 статьи 217 Трудового кодекса.

Что проверяют

Работников предприятия нужно подготовить к аудиту. Для этого следует известить руководителей в каждом структурном подразделении, провести беседу с персоналом. Необходимо разъяснить цели проверки, порядок поведения работников (никакой паники, никакой показухи, обычный производственный процесс). Проверочные мероприятия не проводят в период повышенной концентрации внимания на результат работы (сдачи квартальной, годовой отчетности для бухгалтерии или отдела продаж, например).

Аудиторы знакомятся с локальной документацией и сравнивают ее с требованиями, содержащимися в нормативных правовых актах по ОТ, анализируют технологические карты, планы производства и проекты производства работ повышенной опасности.

Попробуйте совершенно бесплатно Систему Охрана труда

  • Готовые решения по действующему законодательству
  • Более 3 000 заполненных шаблонов
  • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

Затем проводятся полевые исследования. Для этого проверяющие проводят встречу с каждым работником, анализируют эффективность управления охраной труда в рамках многоступенчатого контроля. Если это необходимо, выполняют наблюдения за технологическим процессом, за работой персонала, особенно при работах повышенной опасности. Важно проверить, как в организации работники ведут документацию по ОТ: наряды, акты-допуски, журналы регистрации инструктажей на рабочем месте и т.п.

Важно, чтобы информация, которую получают проверяющие во время аудита охраны труда, была достоверной и объективной. Бывает, что на достоверность итогов влияют нарушения в технологическом процессе или поверхностный подход к проверке, сосредоточение внимания на маловажных деталях, нехватка времени. Формально проведенная проверка не помогает в работе, а лишь снижает уровень доверия работников к системе управления ОТ.

Результаты аудита системы управления охраной труда

Недостаточно просто провести аудит. Аудитор должен сообщить обо всех обнаруженных пробелах и проблемах в охране труда руководителям структурных подразделений и другим ответственным лицам, обсудить с ними причины нарушений, запланировать корректирующие мероприятия и определить исполнителей и сроки выполнения.

Результаты проверки заносят в отчет. Утвержденной его формы нет. Отчет предоставляют заказчику – руководству организации – генеральному директору или главному инженеру.

По результатам проверки оформляется протокол несоответствий. В нем отображают обнаруженные нарушения.

Например:

  • сроки проведения обучения на предприятии регулярно нарушают;
  • руководители структурных подразделений не проходят обучение в учебном центре;
  • ответственные сотрудники не оформляют протоколы проверки знаний при внутреннем обучении;
  • руководителям и специалистам организации не выдают удостоверения о проверке знаний.

Такие факты указывают в протоколе.

Устранить выявленные нарушения и несоответствия нужно в течение месяца. Для этого составляют план работы. Если понадобится, срок выполнения корректировочных мероприятий можно продлить.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *