Авторские отчисления

Право на вознаграждение за служебное произведение является особым правом на вознаграждение автора, предусмотренным ст. 1295 ГК РФ. Несмотря на то, что указанная норма существует в российском законодательстве достаточно давно, в литературе продолжаются споры вокруг порядка выплаты такого вознаграждения, определения его размера и возможности включения указанного вознаграждения в заработную плату.

С одной стороны, доктрина и судебная практика приходят к однозначному выводу о гражданско-правовой природе рассматриваемого вознаграждения и необходимости его выплаты сверх заработной платы, но, с другой стороны, многие исследователи отмечают явное расхождение нормы ст. 1295 ГК РФ с действительностью, когда «введение и поддержание процедур выявления, учета таких произведений и начисления вознаграждения за них является непосильной ношей для абсолютного большинства организаций, что приводит к практически повсеместному игнорированию обсуждаемой нормы»1. Попробуем разобраться в аргументах участников указанной дискуссии.

На основании п. 2 ст. 1295 ГК РФ действует правило, согласно которому исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. Важно отметить, что исключительное право в соответствии с п. 3 ст. 1228 ГК РФ всегда первоначально принадлежит автору. Соответственно, в рассматриваемой ситуации происходит автоматический переход права к работодателю, первоначально оно у работодателя не возникает. Данное правило служит основанием для возникновения права на вознаграждение2, которое по сути представляет плату за переданное таким образом исключительное право3.

Таким образом, право на вознаграждение за служебное произведение возникает в связи с переходом исключительного права от работника к работодателю и выполнением работодателем в установленный срок одного из трех действий, предусмотренных третьим абзацем п. 2 ст. 1295 ГК РФ:

  • использование служебного произведения;
  • передача исключительного права на указанное произведение другому лицу;
  • принятие решения о сохранении служебного произведения в тайне.

Отметим, что автоматический переход исключительного права может и не состояться, если стороны прямо установят такое регулирование в трудовом или гражданско-правовом договоре между ними (первый абзац п. 2 ст. 1295 ГК РФ). Также исключительное право возвращается работнику, если работодатель в течение трех лет с момента, когда служебное произведение поступило в его распоряжение, не выполнит ни одно из необходимых действий, указанных во втором абзаце п. 2 ст. 1295 ГК РФ.

Считаем обоснованным отметить, что сам переход исключительного права от работника к работодателю происходит в силу закона и, по сути, никаким образом не зависит от договора по выплате вознаграждения автору. То есть в случае невыплаты или ненадлежащей выплаты вознаграждения работодатель несет риски получения имущественных претензий авторов. Однако исключительное право не вернется к работнику по причине того, что работодатель откажется от заключения договора о выплате вознаграждения либо не будет платить вознаграждение надлежащим образом.

Как установлено третьим абзацем п. 2 ст. 1295 ГК РФ, размер вознаграждения за служебное произведение, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора – судом. Вопрос о том, что только работодатель является надлежащим плательщиком вознаграждения, получил свое однозначное решение в судебной практике4 и не является предметом широкого обсуждения в доктрине. Как уже было сказано, наиболее дискуссионными вопросами являются возможность включения указанного служебного авторского вознаграждения в размер заработной платы, а также определение его возможных размеров.

Главный тезис сторонников подхода необходимости выплачивать рассматриваемое вознаграждение сверх заработной платы строится вокруг различной природы указанных выплат: гражданско-правовой у вознаграждения и трудо-правовой у заработной платы. Природа договора о выплате вознаграждения нашла отражение в судебной практике. В п. 26 постановления пленума Верховного суда Российской Федерации от 19 июня 2006 г. № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» сказано, что договор о выплате вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения носит гражданско-правовой характер и на него распространяются общие правила о порядке заключения договоров. В п. 39.2 постановления пленумов Верховного суда и Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 26 марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – постановление № 5/29) установлено, что условия, относящиеся к такому вознаграждению, могут быть предусмотрены как в трудовом договоре, так и в иных дополнительных соглашениях, заключаемых работником и работодателем. Наконец, в п. 91 постановления пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» (далее – постановление № 9) было вновь подчеркнуто, что договор о выплате вознаграждения имеет гражданско-правовой характер, даже если соответствующие положения о выплате вознаграждения включены в текст трудового договора.

Вывод о гражданско-правовой природе права на вознаграждение и договора о выплате вознаграждения важен тем, что создает определенные гарантии, связанные с изменением либо прекращением трудовых отношений автора и работодателя, а также дает ответы на вопросы о возможности включения вознаграждения в размер заработной платы. Учитывая гражданско-правовую природу договора, в доктрине были сделаны выводы о продолжении действия договора о выплате вознаграждения после прекращения трудовых обязанностей5.

Многие исследователи, опираясь на тезис о гражданско-правовой природе анализируемого вознаграждения, также делают вывод о различной природе заработной платы и авторского вознаграждения, то есть об обязательности выплаты вознаграждения сверх заработной платы6. Так, Е.А.Моргунова отмечает: «Законодатель прямо предусмотрел основания возникновения данного права, которые не связаны с трудовой деятельностью автора, заработная плата представляет собой не что иное, как плату за выполнение определенной трудовой функции. Таким образом, природа права на вознаграждение за служебный результат интеллектуальной деятельности и природа заработной платы полярно различаются. Первое носит гражданско-правовой характер, второе – трудовой»7.

Отметим, что действующая судебная практика также идет по пути признания необходимости выплаты вознаграждения сверх заработной платы: «…нельзя согласиться с выводом суда о том, что вознаграждением истца за написание им книги в рамках трудовых отношений являлась получаемая им заработная плата. Требуемое истцом вознаграждение предусмотрено нормами не трудового, а авторского права и не может замещаться выплатой заработной платы»8.

Аргументы сторонников иного подхода, позволяющего включать размер вознаграждения в заработную плату, строятся на следующих основаниях. Часть исследователей считают, что законодатель разграничивает основания для выплаты вознаграждения: за создание произведений может быть выплачена заработная плата, а за их использование – вознаграждение гражданско-правового характера9. Н.В.Иванов также отмечает, что содержание права работника на вознаграждение за служебное произведение должно охватывать случаи именно его использования, но не создания10.

Считаем возможным не согласиться с таким подходом, так как современное правовое регулирование четко разграничивает права на вознаграждение за использование произведения в авторско-правовом смысле и вознаграждение за служебное произведение, несмотря на схожую терминологию. Право на вознаграждение за использование произведения возникает у правообладателя (не обязательно автора) в случае заключения возмездного договора об использовании произведения в авторско-правовом смысле, то есть способами, предусмотренными ст. 1270 ГК РФ.

Как уже отмечалось, право на вознаграждение за служебное произведение возникает в связи с переходом исключительного права от работника к работодателю и выполнением работодателем в установленный срок одного из трех действий, предусмотренных третьим абзацем п. 2 ст. 1295 ГК РФ. Одним из таких действий является начало использования произведения работодателем, однако возможно и сохранение произведения в тайне, что нельзя считать использованием произведения в авторско-правовом смысле. Законодатель не устанавливает какой-либо связи между использованием произведения работодателем (к примеру, частотой, способами использования) и вознаграждением работника. Разумеется, такое условие может быть отдельно предусмотрено в договоре между автором-работником и работодателем, однако данный факт остается на усмотрение сторон и ни к чему не обязывает работодателя.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что право на вознаграждение за служебное произведение возникнет у автора только после перехода исключительного права работодателю, то есть невозможно одновременное наличие и права на вознаграждение за служебное произведение, и права на вознаграждение за использование аналогичного произведения, так как последнее принадлежит работодателю11. В данном случае очевидной становится особая природа рассматриваемого права на вознаграждение, которое является определенной компенсацией автору за отсутствие исключительного права и по умолчанию не имеет прямой связи с использованием произведения в авторско-правовом смысле. Из сказанного также следует, что в ситуации, когда исключительное право принадлежит автору (к примеру, оно изначально не перешло работодателю либо вернулось автору в силу второго абзаца п. 2 ст. 1295 ГК РФ), а работодатель желает использовать данное произведение, необходимо заключить соответствующий договор на выплату вознаграждения за использование произведения (в случае возмездности использования), а не вознаграждения за служебное произведение.

Отметим, что судебная практика также не противопоставляет создание и использование произведения: «…выплата такого вознаграждения осуществляется только при достижении работником конкретного результата, то есть создания служебного произведения»12. Возможно, некоторое смешение понятий возникает по причине того, что ранее в ст. 1295 ГК РФ использовалась терминология «вознаграждение за использование служебного произведения», которая получила свое отражение в п. 10 постановления № 5/29. Скорее всего, термин «использование» в отношении служебных произведений является следствием подхода, реализованного во втором абзаце п. 2 ст. 14 закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», в котором размер вознаграждения был поставлен в зависимость от вида использования служебного произведения: «Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем». Тем не менее с учетом всех вышеприведенных аргументов считаем, что ранее существовавшая в законодательстве терминология «за использование служебного произведения» не должна вводить в заблуждение.

Еще одним аргументом в пользу возможности включения рассматриваемого вознаграждения в размер заработной платы исследователи считают обоснованность применения дифференцированного подхода к служебным произведениям и служебным объектам промышленной собственности. Его основа заложена в разной сущности данных объектов и выражается формулировками законодателя «создано в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей» в отношении произведений и «в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя» в отношении объектов промышленной собственности.

Другими словами, служебные произведения могут создаваться на постоянной основе (для некоторых творческих работников это является их основной трудовой функцией), а объекты промышленной собственности не могут. Э.П. Гаврилов полагает, что в таких случаях работодатель не обязан выплачивать какое-либо вознаграждение сверх заработной платы: «Если предположить, что вознаграждение за использование служебного произведения всегда должно выплачиваться сверх заработной платы, невозможно дать ответ на вопрос о том, за что же работнику выплачивается зарплата. В связи с этим такое предположение следует признать неверным»13. С данной аргументацией согласна Е.А.Салицкая14.

Несмотря на то, что формально данный подход противоречит действующей судебной практике и аргументам о различной природе служебного авторского вознаграждения и заработной платы, нельзя не отметить, что он во многом отражает подход большинства работодателей и соответствует фактической ситуации в указанной сфере. Таким образом, несмотря на широко распространенную практику включения вознаграждения в заработную плату, представляется обоснованным указать, что это несет в себе правовые риски, так как противоречит гражданско-правовой природе вознаграждения, что находит свое подтверждение в решениях судов.

На практике часто встает вопрос о возможных размерах такого вознаграждения. Прежде всего стоит определить, может ли рассматриваемый договор о выплате вознаграждения быть безвозмездным, а также действуют ли какие- либо минимальные ставки вознаграждения в отношении служебных произведений. Вопрос о минимальных ставках может возникнуть в связи с существованием п. 3 раздела II постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства», в котором автору, создавшему в порядке выполнения служебного задания образец произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, устанавливается авторское вознаграждение за воспроизведение или тиражирование такого произведения.

Некоторыми исследователями в связи с этим был сделан вывод о существовании особого права на вознаграждение в отношении некоторых видов служебных произведений15, который нам представляется неверным. В данном случае речь идет не о вознаграждении за служебное произведение, а о вознаграждении за использование произведения, что не одно и то же. Соответственно, их нельзя рассматривать как минимальные ставки вознаграждения за служебные произведения16. Более того, современная редакция п. 5 и 6 ст. 1246 ГК РФ в принципе не предусматривает возможность Правительства Российской Федерации устанавливать минимальные ставки вознаграждения за служебные произведения, в отличие от служебных изобретений, служебных полезных моделей, служебных промышленных образцов, где такие ставки существуют17 и создают определенные гарантии для авторов.

Таким образом, учитывая отсутствие минимальных ставок вознаграждения, встает вопрос о возможности отнесения договора о выплате рассматриваемого вознаграждения к числу безвозмездных. П.П.Баттахов отрицает такую возможность18, несмотря на то, что прямого запрета безвозмездного договора в действующем законодательстве нет. В.О.Калятин, напротив, утверждает: «Действующее законодательство не ограничивает стороны в возможности определить такое вознаграждение по своему усмотрению. Из этого следует, что допустимо и определение в договоре нулевого вознаграждения сверх выплачиваемой работнику заработной платы. Ведь целью найма такого сотрудника как раз и было приобретение работодателем возможности использовать создаваемые этим сотрудником произведения»19.

Несмотря на приведенные мнения и отсутствие прямого законодательного запрета, по нашему мнению, установление нулевого вознаграждения работодателем – не лучшее решение рассматриваемого вопроса не только из-за отсутствия материального стимулирования творческой деятельности, но и в связи с возможным признанием судом указанных действий злоупотреблением правом.

Возможно ли в принципе установить такие ставки в сфере авторского права? Несмотря на различные предложения установить тот или иной размер вознаграждения в литературе (к примеру, О.В. Богданова предлагает зафиксировать вознаграждение в размере 20% от дохода организации (работодателя), связанного с отчуждением права на результат интеллектуальной деятельности работника)20, как таковая возможность создания унифицированных ставок представляется труднодостижимой задачей. В первую очередь это объясняется природой объектов авторских прав, низкими, по сравнению с объектами патентного права, критериями охраноспособности произведений, что на практике приводит к беспрерывному созданию множества объектов авторского права, имеющих различную ценность для работодателя.

Судебная практика дает ответы лишь на некоторые возникающие вопросы. Так, представляет интерес судебное дело, в котором истец Т. обратился в суд с иском к НП «Ассоциация выпускников Военмеха», в котором просил взыскать с ответчика вознаграждение за использование служебного произведения – книги «Военмеховцы на службе Отечеству». Президиум Санкт-Петербургского городского суда подтвердил два важных вывода: отсутствие у работодателя с автором-работником договора, предусматривающего условия о размере и порядке выплаты вознаграждения, не лишает последнего права на получение вознаграждения за использование произведения; требуемое истцом вознаграждение за написание им книги предусмотрено нормами не трудового, а авторского права и не может замещаться выплатой заработной платы21.

При новом рассмотрении указанного дела Ленинский районный суд г. Санкт-Петербурга исковые требования удовлетворил и принял решение взыскать с НП «Ассоциация выпускников Военмеха» в пользу автора вознаграждение в размере 58000 руб. Расчет указанного вознаграждения был представлен истцом и приведен исходя из доказанного факта, что ответчик осуществил распространение служебного произведения – книги «Военмеховцы на службе Отечеству» (не менее 435 экземпляров) по цене 500 руб. В связи с этим истец, как соавтор, имеет право на получение вознаграждения. По расчетам истца, размер причитающегося ему вознаграждения составил 58000 руб. (435 экз. х 500 руб. – 20% (налог на прибыль) : 3 соавторов)22.

Конечно, указанная формула расчета не может рассматриваться как универсальная в такой категории дел, однако представляет интерес как возможный выход в отсутствие какого-либо нормативного регулирования ставок рассматриваемого вознаграждения. Отметим, что отсутствие минимальных ставок вознаграждения не является единственным показателем дифференцированного подхода законодателя к вознаграждению за различные служебные результаты интеллектуальной деятельности.

Возможно выделить две модели в регулировании наследования прав на вознаграждение за служебный результат интеллектуальной деятельности: в отношении служебных произведений (ст. 1295) и исполнений (ст. 1320) по наследству право на вознаграждение не переходит, переходят только права по договору и не полученные автором доходы. В отношении служебных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов (ст. 1370), служебных селекционных достижений (ст. 1430) и служебных топологий интегральных микросхем (ст. 1461 ГК РФ) право на вознаграждение переходит по наследству на оставшийся срок действия исключительного права.

Отметим, что данный подход отличается от ранее принятого единого регулирования наследования всех прав на вознаграждение за служебные результаты интеллектуальной деятельности (п. 91 постановления № 9), что вызывает вопросы в доктрине. Н.В.Иванов отмечает: «Норма о недопустимости наследования права на вознаграждение выглядит еще более странной в условиях введения с 1 октября 2014 г. прямо противоположного правила в отношении права на вознаграждение за служебные объекты патентного права, служебные селекционные достижения и служебные топологии интегральных микросхем»23. В.В.Орлова, Ю.А.Яхин также высказывают сомнения относительно данного законодательного решения: «… не вполне объяснимо, почему природа вознаграждения в отношении объектов авторских и объектов патентных прав различна»24.

В чем разница между наследованием различных прав на вознаграждение?

По нашему мнению, наследники автора служебного произведения наследуют только обязательственные права по уже заключенному договору о выплате вознаграждения. Это означает, что они не вправе, во-первых, требовать заключить такой договор, если он не был заключен при жизни автора, а во-вторых, как-либо влиять на условия договора, то есть на размер и порядок выплаты вознаграждения. В отличие от них, наследники права на вознаграждение за служебные объекты промышленной собственности вправе требовать заключения такого договора, согласования его условий и, конечно, получения вознаграждения. Все это свидетельствует о низкой степени защищенности наследников автора служебного произведения, по сравнению с наследниками авторов служебных объектов промышленной собственности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что права авторов служебных произведений, по сравнению с правами авторов служебных объектов промышленной собственности, в должной мере не обеспечены, что проявляется в отсутствии минимальных ставок вознаграждения и различных режимах наследования. Стоит еще обратить внимание на срок, в течение которого работодатель должен принять то или иное решение в отношении служебного произведения, – три года, это довольно длительный срок. Фактически возможна ситуация, когда в течение 2 лет и 11 месяцев служебное произведение находится в распоряжении у работодателя, который не осуществил ни одно из указанных в третьем абзаце п. 2 ст. 1295 ГК РФ действий. В данной ситуации исключительное право еще не вернулось работнику, но и право на вознаграждение у него также не возникло.

Фактически на практике складывается ситуация, когда большинство работодателей не выплачивают какое-либо вознаграждение за служебные произведения либо считают, что выплачивают его в виде заработной платы. Возможно, стоит признать, что такой подход в определенной степени объективен, особенно когда создание тех или иных произведений сопутствует основной трудовой функции работника. Однако судебная практика не считает данный подход соответствующим законодательству. В связи с этим многие работодатели вынуждены инициативно регулировать отношения с работниками в поисках определенного компромисса между требованиями закона и объективными сложностями учета всех возможных служебных произведений.

Первый вариант решения указанной проблемы – проводить обязательный учет, фиксацию прав и выплату вознаграждения только в отношении стратегически важных служебных произведений (к примеру, когда создание и реализация того или иного продукта является основной деятельностью компании). Отметим, что выплаты вознаграждения сверх заработной платы в указанных случаях зачастую фиксированы и минимальны. Учитывая отсутствие минимальных ставок вознаграждения и общепризнанных методик его определения, существенный пересмотр размера вознаграждения в судебном порядке представляется маловероятным.

Второй вариант – уход некоторых работодателей от традиционной модели распределения прав к максимальному закреплению исключительных прав на создаваемые результаты интеллектуальной деятельности за их авторами (за исключением определенных случаев, к примеру, обязанности по «очистке» прав на такие результаты перед третьими лицами и т.д.) с возможностью их использования в собственной деятельности на основе простой (неисключительной) безвозмездной лицензии25.

Надеемся, будущее законодательное регулирование указанной проблемы сможет повысить гарантии прав авторов служебных произведений на вознаграждение, а практика найдет компромиссные решения, учитывающие интересы как работников, так и работодателей.

  1. Таскаев С. Актуальна ли норма о вознаграждении работника за служебное произведение? // zakon.ru (дата обращения – 25 декабря 2018 г.).
  2. Дозорцев В.А. охарактеризовал данное положение так: «Если бы право автора не было первоначальным, с ним не о чем было бы заключать договор и не за что было бы платить ему вознаграждение». См.: Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. статей. М.: Статут, 2005. С. 297.
  3. См.: Баттахов П.П. Служебные результаты интеллектуальной деятельности по законодательству Российской Федерации: Дисс. канд. юрид. наук. М., 2010. С. 137.
  4. П. 51 постановления пленумов Верховного суда и Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 26 марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».
  5. Право интеллектуальной собственности: актуальные проблемы / Под общ. ред. Е.А.Моргуновой. М.: Норма, ИНФРА-М, 2014.
  6. См., например: Гурский Р.А. Служебное произведение в российском авторском праве: Дисс. канд. юрид. наук. Самара, 2007. С. 160; Соломоненко Л.А. Особенности правовой охраны произведений, созданных в порядке выполнения трудовых обязанностей в высшем образовательном учреждении: Дисс. канд. юрид. наук. М., 2014. С. 68.
  7. Право интеллектуальной собственности: актуальные проблемы / Под общей ред. Е.А.Моргуновой. М.: Норма, ИНФРА-М, 2014.
  8. Постановление президиума Санкт-Петербургского городского суда от 30 ноября 2016 г. № 44г-157/2016.
  9. Лушникова М.В. Интеллектуальные права работников: проблемы и решения // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 9. С. 124.
  10. Иванов Н.В. Право на вознаграждение за служебное произведение и служебное исполнение // Закон. 2017. № 1. С. 147.
  11. Данный тезис находит поддержку в научной литературе. См., например: Право интеллектуальной собственности: актуальные проблемы / Под общей ред. Е.А.Моргуновой. М.: Норма, ИНФРА-М, 2014.
  12. Апелляционное определение Московского городского суда от 24 июля 2014 г. по делу № 33-20810.
  13. Гаврилов Э. Права на служебные результаты интеллектуальной деятельности и секреты производства // Хозяйство и право. 2007. № 10. С. 111–112; Гаврилов Э. О наследовании интеллектуальных прав // Там же. 2011. № 10. С. 52.
  14. Салицкая Е.А. Выплата вознаграждения авторам служебных результатов интеллектуальной деятельности: правовые аспекты // Наука. Инновации. Образование. 2014. № 15. С. 110.
  15. Соломоненко Л.А. Указ. соч. С. 71–72.
  16. Право интеллектуальной собственности: актуальные проблемы / Под общей ред. Е.А.Моргуновой. М.: Норма, ИНФРА-М, 2014.
  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июня 2014 г. № 512 «Об утверждении Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы».
  18. См.: Баттахов П.П. Указ. соч. С. 141.
  19. Научно-практический комментарий судебной практики в сфере защиты интеллектуальных прав / Под общей ред. Л.А.Новоселовой. М.: Норма, 2014.
  20. Богданова О.В. Защита интеллектуальных авторских прав гражданско-правовыми способами. М.: Юстицинформ, 2017.
  21. Постановление президиума Санкт-Петербургского городского суда от 30 ноября 2016 г. № 44г-157/2016.
  22. https://bit.ly/2rUXrDW (дата обращения – 24 декабря 2018 г.).
  23. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть четвертая / Под ред. А.П.Сергеева. М.: Проспект, 2015.
  24. Орлова В.В., Яхин Ю.А. Правовое регулирование ноу-хау и служебных результатов интеллектуальной деятельности в свете реформы ГК РФ // Закон. 2014. № 5. С. 73.
  25. Примером может служить политика в области интеллектуальной собственности Национального исследовательского университета Высшая школа экономики. См.: Кодекс практики в области интеллектуальной собственности Высшей школы экономики // https://legal.hse.ru/rndip/ip_handbook_opening_remarks (дата обращения – 25 декабря 2018 г.).

Список литературы

  1. Баттахов П.П. Служебные результаты интеллектуальной деятельности по законодательству Российской Федерации: Дисс. канд. юрид. наук. М., 2010.
  2. Богданова О.В. Защита интеллектуальных авторских прав гражданско-правовыми способами. М.: Юстицинформ, 2017.
  3. Гаврилов Э. О наследовании интеллектуальных прав // Хозяйство и право. 2011. № 10.
  4. Гаврилов Э. Права на служебные результаты интеллектуальной деятельности и секреты производства // Хозяйство и право. 2007. № 10.
  5. Гурский Р.А. Служебное произведение в российском авторском праве: Дисс. канд. юрид. наук. Самара, 2007.
  6. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. статей. М.: Статут, 2005.
  7. Иванов Н.В. Право на вознаграждение за служебное произведение и служебное исполнение // Закон. 2017. № 1.
  8. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть четвертая / Под ред. А.П.Сергеева. М.: Проспект, 2015.
  9. Лушникова М.В. Интеллектуальные права работников: проблемы и решения // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 9.
  10. Научно-практический комментарий судебной практики в сфере защиты интеллектуальных прав / Под общей ред. Л.А.Новоселовой. М.: Норма, 2014.
  11. Орлова В.В., Яхин Ю.А. Правовое регулирование ноу-хау и служебных результатов интеллектуальной деятельности в свете реформы ГК РФ // Закон. 2014. № 5.
  12. Право интеллектуальной собственности: актуальные проблемы / Под общей ред. Е.А.Моргуновой. М.: Норма, ИНФРА-М, 2014.
  13. Салицкая Е.А. Выплата вознаграждения авторам служебных результатов интеллектуальной деятельности: правовые аспекты // Наука. Инновации. Образование. 2014. № 15.
  14. Соломоненко Л.А. Особенности правовой охраны произведений, созданных в порядке выполнения трудовых обязанностей в высшем образовательном учреждении: Дисс. канд. юрид. наук. М., 2014.
  15. Таскаев С. Актуальна ли норма о вознаграждении работника за служебное произведение? // https://zakon.ru/discussion/2017/2/22/aktualna_li_ norma _o_voznagrazhdenii_rabotnika_za_sluzhebnoe_proizvedenie.

Л. Ларцева
Журнал «Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 8/2015

Авторское вознаграждение представляет собой некий гонорар (денежную сумму), выплачиваемый автору литературного, музыкального, научного произведения, изобретения, а также его наследникам за публикацию и использование его произведений. В каких случаях возникает право на авторское вознаграждение?

Авторское вознаграждение представляет собой некий гонорар (денежную сумму), выплачиваемый автору литературного, музыкального, научного произведения, изобретения, а также его наследникам за публикацию и использование его произведений. В каких случаях возникает право на авторское вознаграждение? В каком порядке названное вознаграждение выплачивается? Облагается ли авторское вознаграждение НДФЛ и страховыми взносами? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Возникновение права на авторское вознаграждение

В соответствии со ст. 1255 ГК РФ автору принадлежат исключительные права на созданные им произведения науки, литературы и искусства. Автор вправе использовать произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом (п. 1 ст. 1270 ГК РФ). Использование произведения иными лицами может быть осуществлено только с согласия автора и с выплатой автору вознаграждения, если иное не установлено законодательством.

Использованием авторского произведения, независимо от того, совершаются соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считаются, в частности (п. 2 ст. 1270 ГК РФ):

  • воспроизведение произведения – изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением;
  • распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;
  • публичный показ произведения – любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;
  • импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
  • прокат оригинала или экземпляра произведения;
  • публичное исполнение произведения – представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;
  • сообщение в эфир – сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия, независимо от его фактического восприятия публикой;
  • сообщение по кабелю – сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;
  • ретрансляция – прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания;
  • перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработка, экранизация, аранжировка, инсценировка и т. п.);
  • практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;
  • доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).
  • Использование произведений без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного их использования, в частности, в таких:
  • воспроизведение в личных целях (ст. 1273 ГК РФ);
  • использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях (ст. 1274 ГК РФ);
  • использование произведения библиотеками, архивами и образовательными организациями (ст. 1275 ГК РФ);
  • использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения (ст. 1276 ГК РФ);
  • публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст. 1277 ГК РФ);
  • воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью (ст. 1278 ГК РФ);
  • запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования (ст. 1279 ГК РФ);
  • в иных случаях, предусмотренных гл. 70 «Авторское право» ГК РФ.

Установление размера авторского вознаграждения

Размер авторского вознаграждения, а также порядок его выплаты устанавливаются в договорах, заключаемых между автором произведения (иным правообладателем) и лицом, которому передаются права на использование произведения, созданного автором (далее – авторские договоры). В качестве названных договоров могут выступать:

Название авторского договора

Содержание авторского договора

Статья ГК РФ

Договор об отчуждении исключительного права на произведение

По такому договору автор передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права

Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения

В рамках такого договора автор (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах. Выплата лицензиару авторского вознаграждения может быть предусмотрена в таком договоре в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме

Издательский лицензионный договор

Одной из сторон такого договора выступает издатель. Отличительной особенностью названного договора является обязанность издателя начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре. В противном случае автор вправе расторгнуть договор, потребовав при этом выплату ему вознаграждения, предусмотренного данным договором, в полном размере

Договор авторского заказа

На основании такого договора автор создает произведение по заказу другой стороны (заказчика). Договор авторского заказа является возмездным, если соглашением сторон не предусмотрено иное

Размер и порядок выплаты авторского вознаграждения могут определяться также трудовым договором в случае использования работодателем служебного произведения (ст. 1295 ГК РФ).

Напомним, что служебным произведением признается произведение, созданное в пределах трудовых обязанностей, установленных для работника.

Особенностью произведения, созданного по служебному заданию работодателя и за его счет либо в порядке выполнения служебных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, является то, что исключительные права на него переходят к работодателю.

Согласно п. 6 ст. 1246 ГК РФ Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки вознаграждения за отдельные виды использования произведений, исполнений и фонограмм в случаях, если в соответствии с законом использование таких результатов интеллектуальной деятельности осуществляется с согласия правообладателей и с выплатой им вознаграждения. Указанные ставки могут устанавливаться Правительством РФ и в случае, если использование произведений осуществляется без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения.

На сегодняшний день установлены следующие минимальные ставки авторского вознаграждения:

1) Постановлением Правительства РФ от 21.03.1994 № 218 (далее – Постановление № 218);

  • ставки авторского вознаграждения в процентах от сумм валового сбора, поступающих от продажи билетов за публичное исполнение одного произведения или программы (приложение 1);
  • ставки авторского вознаграждения (в %) за воспроизведение произведений в звуковой (механической) записи, за сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений (видеофильмов) в прокат (приложение 2);
  • ставки авторского вознаграждения за воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства в процентах от отпускной цены каждого экземпляра изделия;

2) Постановлением Правительства РФ от 29.05.1998 № 524 минимальные ставки вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 года, за использование этих произведений путем передачи в эфир и по кабелю, воспроизведения (тиражирования) на всех видах материальных носителей и распространения (продажи, сдачи в прокат), а также путем их публичного показа. Ставки установлены в процентах от дохода, полученного за каждый вид использования кинематографического произведения.

Уплата авторских вознаграждений через РАО

Управление правами на коллективной основе – это система, позволяющая авторам получать причитающееся за использование их произведений вознаграждение, а пользователям, не заключая договоры с каждым автором индивидуально, не быть правонарушителями и выплачивать вознаграждение правообладателям за использование произведений. Такой способ управления авторскими (смежными) правами является наиболее удобным и для правообладателей, и для пользователей авторских прав.

В настоящее время на территории Российской Федерации интересы российских и иностранных авторов и иных правообладателей представляют Российское авторское общество (РАО). Репертуар РАО составляет 100% иностранных произведений, используемых (способом публичного исполнения) в России, и практически 100% отечественных, за исключением произведений, изъятых из управления РАО. Перечень таких произведений размещен и регулярно обновляется на сайте РАО (www.rao.ru).

Иными словами, РАО представляет интересы авторов произведений и выступает (в том числе осуществляет сбор авторских вознаграждений) от их имени.

С целью правомерного использования авторских прав их пользователи заключают с РАО договоры о предоставлении прав на использование произведений способами, предусмотренными действующим законодательством об авторском праве. Такие пользователи, как дома культуры, концертные залы, организаторы концертно-зрелищных мероприятий, заключают с РАО лицензионные договоры и уплачивают по ним авторское вознаграждение.

Ставки авторского вознаграждения, выплачиваемого пользователями, ежегодно утверждаются постановлением Авторского совета РАО. При установлении таких ставок учитываются минимальные ставки, установленные Постановлением № 218. Ознакомиться с размерами и критериями установления ставок авторского вознаграждения можно на сайте РАО в разделе «Пользователи».

НДФЛ с сумм авторских вознаграждений

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им и в денежной, и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками не только от источников в Российской Федерации, но и от источников за пределами Российской Федерации (ст. 209 НК РФ).

Доходы, полученные от использования авторских или смежных прав, могут относиться как к доходам, полученным от источников в Российской Федерации (пп. 3 п. 1 ст. 208 НК РФ), так и к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации (пп. 3 п. 3 ст. 208 НК РФ).

С учетом вышесказанного суммы авторского вознаграждения, полученные налогоплательщиками (авторами или иными правообладателями) за использование созданных ими произведений, являются объектами обложения НДФЛ. К суммам авторского вознаграждения, полученным физическими лицами – налоговыми резидентами РФ, применяется налоговая ставка в размере 13%. Для сумм авторского вознаграждения, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, установлена налоговая ставка в размере 30% (Письмо Минфина РФ от 19.02.2015 № 03-01-11/7819).

При определении облагаемой базы налогоплательщики – налоговые резиденты РФ, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов (п. 3 ст. 221 НК РФ).

Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в следующих размерах:

Авторское вознаграждение

Нормативы затрат

(в % к сумме начисленного дохода)

Выплачиваемое за создание литературных произведений, в том числе для театра, кино, эстрады и цирка

Выплачиваемое за создание художественно-графических произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна

Выплачиваемое за создание произведений скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного и оформительского искусства, станковой живописи, театрально- и кинодекорационного искусства и графики, выполненных в различной технике

Выплачиваемое за создание аудиовизуальных произведений (видео-, теле- и кинофильмов)

Выплачиваемое за создание музыкальных произведений: музыкально-сценических произведений (опер, балетов, музыкальных комедий), симфонических, хоровых, камерных произведений, произведений для духового оркестра, оригинальной музыки для кино-, теле- и видеофильмов и театральных постановок

Выплачиваемое за создание других музыкальных произведений, в том числе подготовленных к опубликованию

Выплачиваемое за исполнение произведений литературы и искусства

Выплачиваемое за создание научных трудов и разработок

Выплачиваемое за открытие, изобретение, полезные модели и создание промышленных образцов (к сумме дохода, полученного за первые два года использования)

Налогоплательщики, получающие авторское вознаграждение, реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи налоговому агенту письменного заявления.

Расходы авторов произведений, созданных работниками в рамках выполнения трудовых обязанностей, осуществляются за счет работодателя, поскольку в соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. В таких случаях авторы произведений расходов, произведенных за свой счет, не несут и, соответственно, оснований для предоставления профессиональных налоговых вычетов не имеется.

Стоит отметить, что физические лица, получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, обязаны самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ (пп. 6 п. 1, п. 2 ст. 228 НК РФ).

Страховые взносы с сумм авторского вознаграждения

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов – организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам:

  • авторского заказа,
  • об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;
  • издательским лицензионным;
  • лицензионным о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (в том числе договорам, заключаемым с организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений).

Учитывая Разъяснения о применении отдельных норм Федерального закона № 212-ФЗ в части, касающейся обложения страховыми взносами выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц по авторским договорам, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.02.2010 № 112н (далее – Разъяснения № 112н), уплата страховых взносов с указанных вознаграждений осуществляется плательщиками страховых взносов (работодателями) на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование соответствующих категорий застрахованных лиц.

Страховые взносы, уплачиваемые в ФСС, с авторских вознаграждений не взимаются (пп. 2 п. 3 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ).

Кроме того, п. 3 Разъяснений № 112н установлено, что страховыми взносами облагаются только те вознаграждения, которые выплачиваются по договорам, заключенным с автором произведений. Выплаты в пользу правообладателей, не являющихся авторами (например, наследников автора), не являются объектом обложения страховыми взносами.

Особенности включения в базу для обложения страховыми взносами авторских вознаграждений определены п. 7 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ. Согласно данному пункту доход в виде полученного авторского вознаграждения, учитываемый при определении базы для начисления страховых взносов, подлежит уменьшению на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением такого дохода. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету по нормативам, установленным в п. 7 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ. Стоит отметить, что такие нормативы аналогичны вышеприведенным нормативам профессиональных вычетов, учитываемых при исчислении НДФЛ.

Авторские вознаграждения за использование служебных произведений, созданных в рамках исполнения трудовых обязанностей (то есть в рамках трудовых отношений), подлежат обложению страховыми взносами, уплачиваемыми и в ПФР, и в ФФОМС и в ФСС. При этом расходы, связанные с созданием произведения, в данном случае не уменьшают базу для начисления страховых взносов.

Бухгалтерский учет

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы на выплату авторского вознаграждения по авторским договорам подлежат отражению по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

В случае если выплата авторского вознаграждения осуществляется на основании трудового договора, в силу выполнения сотрудником соответствующих функций, вмененных данным договором в его обязанности, расходы на выплату указанных вознаграждений подлежат отражению по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ.

Порядок отражения операций по начислению и выплате авторского вознаграждения в бухгалтерском учете рассмотрим на примере.

Для создания театральной постановки театр (автономное учреждение) использовал оригинальную музыку. Музыка используется на основании лицензионного договора о предоставлении права использования произведения, заключенного с композитором (автором музыки). По условиям такого договора автору выплачивается авторское вознаграждение в фиксированном размере – 50 000 руб. (цифры условные).

Автор (налоговый резидент РФ) подал в театр заявление о предоставлении в отношении него профессионального вычета, но не представил документы, подтверждающие расходы на создание произведения. В целях расчета НДФЛ и страховых взносов (взносов в ФФОМС, в ПФР (на страховую часть)) применяется норматив 40% от суммы начисленного вознаграждения. Операции осуществляются в рамках деятельности, приносящей доход. Расходы на выплату авторского вознаграждения включены в себестоимость оказываемых платных услуг.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся на основании Инструкции № 183н следующим образом:

Заполнить интернет-сайт полезной и уникальной информацией своими силами получается не у каждой компании. Для написания необходимых статей привлекаются сторонние авторы, которые за вознаграждение пишут тексты на заказ. На сегодняшний день в инфобизнесе также процветает «продюсирование», когда автор курса — один человек, а организует его продажу — другой. В этом случае заказчику необходимо помнить, что на него возлагается обязанность начислить и уплатить взносы и налоги по договору авторского заказа.

Договор

В данной статье рассмотрим ситуацию, когда автор – физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем.

Заказчик (организация или ИП) должен заключить с автором договор гражданско-правового характера. Однако предметом такого договора будет выступать не выполнение работ и не оказание услуг. В данном случае стороны должны заключить договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ).

Помимо стандартных данных договора ГПХ в договоре авторского заказа также следует указать:

— кому будут принадлежать авторские права. Они могут передаваться заказчику на время или насовсем,

— когда автор должен предоставить заказчику произведение. Если срок невозможно определить, исходя из условий договора, такой договор не считается заключенным.

Страховые взносы

Взносы в Пенсионный фонд начисляются в обычном порядке, т.к. выплаты по договорам авторского заказа являются объектом обложения на основании п. 1 ст. 7 212-ФЗ.

При этом заказчик может применить вычет, предусмотренный п. 7 ст. 8 212-ФЗ. Доход по договору авторского заказа может быть уменьшен на сумму понесенных расходов, если они документально подтверждены. Если же документального подтверждения расходов нет, то при создании литературных произведений можно применить норматив затрат в размере 20%.

Взносы в ФСС при этом не выплачиваются (письмо Минздравсоцразвития России от 16 июля 2010 г. № 10-4/339985-19). Об этом говорится в п. 3 ст. 9 212-ФЗ. Однако по желанию сторон в договоре можно прописать обязанность заказчика начислять и выплачивать взносы от несчастных случаев.

Данные о выплаченных вознаграждениях нужно включить в отчетность в ПФР (РСВ-1) и ФСС (4-ФСС).

НДФЛ

В день выплаты вознаграждения автору заказчик должен удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет. Если договор подразумевает выплату аванса, то НДФЛ с этой сумму также должен быть удержан (письмо Минфина 28.08.14 № 03-04-06/43135).

Как и в случае с начислением взносов, при расчете налога могут применяться вычеты. Профессиональные вычеты по договорам авторского заказа применяются в соответствии со ст. 221 НК РФ. Налоговую базу можно уменьшить на сумму документально подтвержденных расходов или, если их нет, то при создании литературных произведения можно применить вычет в размере 20%.

В общем порядке, как и о сотрудниках организации, заказчик должен отчитаться перед ИФНС о выплаченных авторам вознаграждениях. Для этого заказчик должен предоставить в налоговую справку 2-НДФЛ на автора вместе со справками на сотрудников.

ООО «Мамочка» заключило договор авторского заказа с Мамочкиной Г.В. Автор обязан в срок до 24 октября 2014 года передать компании 10 статей на заданные темы по развитию детей. Автор выполнила условия. После проверки статей заказчик выплатил ей вознаграждение. Сумма вознаграждения по договору составляет 11 000 руб. до вычета НДФЛ. Документально подтвержденных расходов произведено не было. Взносы в ПФР начисляются в общем порядке, выплаты в ФСС договором не предусмотрены.

В бухгалтерском учете компания сделает следующие проводки:

Прежде всего, рассчитаем сумму вознаграждения, которая будет облагать взносами и НДФЛ:

11 000 – 11 000х20% = 8 800 руб.

Д20 (44 и т.д.) К76.05 – 11 000 руб. – начислено авторское вознаграждение,

Д76.05 К68 – 1 144 руб. (8 800х13%) – начислен НДФЛ,

Д76.05 К50(51) – 9 856 руб. (11 000 – 1 144) – выплачено авторское вознаграждение,

Д20 (44 и т.д.) К69 – 2 384,8 руб. (22% в ПФР и 5,1% в ФФОМС от 8 800) – начислены взносы.

Если вам нужна консультация по бухгалтерскому и налоговому учету в интернет-бизнесе, пишите мне на странице . Узнайте, чем я еще могу помочь интернет-предпринимателям, загляните на страницу .

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *