Авторский заказ договор

Согласно мнениям судов существенными условиями договоров авторского заказа являются:
1. Предмет договора, который должен быть указан наиболее подробно (п.1 ст.1288 ГК РФ «По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение»). Так, Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 26 декабря 2005 г. N А17-295/1-2005 договор заказа был признан незаключенным, поскольку стороны недостаточно точно определили его объект. Произведение, создаваемое по договору заказа, должно быть определено как можно более точно и конкретно, а именно его объем, вид, жанр, сфера применения и название. Следовательно, объектом авторского договора заказа является конкретное произведение, отвечающее установленным договором требованиям и созданное автором к определенному сторонами сроку.
2. Сроки создания произведения (абз2 п.1 ст.1289 ГК РФ: «Договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным».)
3. Возмездность договора авторского заказа, если договором прямо не предусмотрена его безвозмездность. При этом цена отчуждения может быть определена на основании п.3 ст.424 ГК РФ.
Согласно п.2 ст.1288 ГК РФ, договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах.
Особенностями договора об отчуждении исключительного права, согласно части 4 ГК РФ является обязательное заключение договора в письменной форме (п.2 ст.1234 ГК РФ: «Несоблюдение письменной формы или требования о государственной регистрации влечет недействительность договора»). Существенными условиями договора об отчуждения исключительного права являются:
1. Предмет договора путем указания на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации
2. Обязательное указание цены отчуждения исключительного права или порядка ее определения для возмездного договора, при этом безвозмездность договора должна быть указана прямо (п.3 ст.1234 ГК РФ: «При отсутствии в возмездном договоре об отчуждении исключительного права условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным»).
3. В договоре об отчуждении исключительного права должно быть указано, что «исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации передается в полном объеме», иначе он будет считаться лицензионным (п.3 ст.1233 ГК РФ).
Лицензионный договор так же заключается только в письменной форме. Отсутствие письменной формы договора служит основанием признания его недействительным (п.2 ст.1235 ГК РФ). Существенными условиями лицензионного договора являются:
1. предмет договора путем указания на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, право использования которых предоставляется по договору, с указанием в соответствующих случаях номера и даты выдачи документа, удостоверяющего исключительное право на такой результат или на такое средство (патент, свидетельство) (пп. 1 п. 6 ст. 1235 ГК РФ);
2. способы использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (пп. 2 п. 6 ст. 1235 ГК РФ);
3. условие о размере вознаграждения или порядке его определения (для возмездного лицензионного договора) (п. 5 ст. 1235 ГК РФ).
На мой взгляд, наиболее интересным в отношении толкования договора авторского заказа как смешанного, является комментарий к п. 2 ст.1288 ГК РФ, изложенный в Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации части четвертой (постатейный) / В.О. Калятин, О.М. Козырь, А.Д. Корчагин и др.; отв. ред. Л.А. Трахтенгерц. (М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2009. 812 с.):
«Сравнительный анализ положений ст. ст. 1288 и 1291 ГК показывает, что договор авторского заказа может быть трех видов:
1) договор, по которому автор обязуется создать произведение и передать его заказчику без предоставления ему каких-либо правомочий в отношении исключительного права на произведение;
2) договор, по которому автор обязуется создать произведение, передать его заказчику и уступить исключительное право на произведение. К такому договору по общему правилу применяются правила Кодекса о договоре об отчуждении исключительного права (п. 3 ст. 1288);
3) договор, по которому автор обязуется создать произведение, передать его заказчику и предоставить право использования произведения (выдать лицензию). К такому договору применяются по общему правилу нормы Кодекса об авторском лицензионном договоре — ст. ст. 1286, 1287 (п. 4 ст. 1288).
Первый вид договора применяется тогда, когда ценен сам оригинал созданного произведения (картина, скульптура) и заказчик не ставит перед собой цели использовать произведение как объект исключительного права. В этом случае используется не произведение, а сам оригинал произведения.
В тех же случаях, когда заказ на создание обусловлен именно необходимостью использовать произведение (распространение экземпляров произведения, сообщение произведения для всеобщего сведения в эфир или по кабелю), договор заказа требует включения условий об уступке исключительного права или выдаче соответствующей лицензии на использование произведения. Но в любом случае материальный носитель по договору авторского заказа передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование (абз. 2 п. 1 ст. 1288).
С точки зрения видовой принадлежности авторский договор заказа, который не предполагает предоставления каких-либо прав по использованию произведения, является особой разновидностью обязательств по выполнению работ. Авторские договоры заказа, которые связаны с отчуждением исключительного права или предоставлением лицензии, являются договорами смешанными, поскольку объединяют и обязательства по выполнению работ, и обязательства по передаче прав на произведение».
Таким образом, включение или не включение в договор авторского заказа условий об отчуждении исключительного права или предоставления права использования в установленных договором пределах, осуществляется исключительно по воле сторон.
То, что договор авторского заказа, который связан с отчуждением исключительного права или предоставлением лицензии, является смешанным, на мой взгляд не вызывает сомнения.
При совмещении условий договоров входящих в состав договора авторского заказа, общим для всех договоров являются следующие условия:
1. Предмет договора, путем указания на результат интеллектуальной деятельности
2. Возмездность договоров, в случае отсутствия прямого указания на их «безвозмездность».
При этом:
1. В договоре авторского заказа предмет должен быть указан подробно и точно (п.1 ст.1288 ГК РФ).
2. В отличии от договора авторского заказа, порядок определения цены, предусмотренный п. 3. ст.424 ГК, для договоров об отчуждении исключительного права и лицензионного не применяются и в случае отсутствии цены или порядка ее определения договор считается незаключенным (п. 3 ст.1234 и п.5 ст.1235 ГК РФ).
3. Дополнительным условием договора авторского заказа является срок создания произведения (п.1 ст.1289 ГК РФ). Срок создания важен так и для договоров связанных с правами, поскольку только по созданию произведения гражданин признается автором и приобретает весь комплекс прав, в том числе Исключительное право (п.1 и п.3 ст.1228 ГК РФ).
4. Все условия договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, в отличии от договора авторского заказа должны быть оформлены в письменной форме (п.2 ст.1234 и п.2 ст.1235 ГК РФ), иначе они ничтожны. Несоблюдение простой письменной формы договора авторского заказа лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.
Все это составляет пределы соглашений по договору авторского заказа.
Если перечислить обязательные (существенные) условия по договору авторского заказа с отчуждением исключительного права – они будут следующими:
1. Предмет договора путем подробного указания на характеристики создаваемого произведения
2. Сроки создания произведений, причем отчуждение исключительного права не может быть осуществлено ранее создания произведения.
3. Условие о размере вознаграждения или порядке его определения за отчуждение исключительного права согласованное в письменной форме
4. Условие о том, что исключительное право на произведение передается в полном объеме.
Если перечислить обязательные (существенные) условия договора авторского заказа с предоставлением права использования произведения в установленных договором пределах (лицензии), то они будут следующими:
1. Предмет договора путем подробного указания на характеристики создаваемого произведения
2. Сроки создания произведений, причем предоставление права использования произведения в установленных договором пределах (лицензии) не может быть осуществлено ранее создания произведения.
3. Способы использования произведения (пп. 2 п. 6 ст. 1235 ГК РФ)
4. Условие о размере вознаграждения или порядке его определения (для возмездного лицензионного договора) согласованное в письменной форме.
Однако, возникает вопрос, что подразумевается под случаем, «если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора» в п.3 ст.421 ГК РФ применительно к договору авторского заказа?
О чем могут договориться автор и заказчик?
1. О безвозмездности каждого вида договоров, включенных в договор авторского заказа.
2. О включении стоимости создания в стоимость отчуждения исключительного права или предоставления права использования в предусмотренных договором пределах (лицензии или сублицензии). Обратного не дано, поскольку стоимость их отчуждения или предоставления должны быть указаны в договоре в письменной форме, в противном случае лицензионный договор или договор об отчуждении исключительного права считается незаключенным.
3. О моменте отчуждения исключительного права или предоставления права использования в предусмотренных договором пределах (лицензии или сублицензии). В случае, если договором предусмотрена передача прав на произведения по акту, моментом отчуждения всегда будет считаться подписание акта. При отсутствии акта приема-передачи прав как договорного условия по фиксации юридической процедуры перехода исключительного права, моментом отчуждения в договоре можно назвать момент его возникновения у автора.
Что может считаться существом договора в целях применения п.3 ст.421 ГК РФ?
Согласно абз.2 п.1 ст.1240 ГК РФ, в случае, когда лицо, организовавшее создание сложного объекта, приобретает право использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в такой сложный объект, соответствующий договор считается договором об отчуждении исключительного права, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
При этом, под лицом, организовавшим создание сложного объекта, понимается лицо, ответственное за организацию процесса создания такого объекта, в частности лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание соответствующего объекта (продюсер и т.п.).
Исходя из смысла п.1 ст.1240 ГК РФ, лицо организующее создание сложного объекта должно приобретать данные права использования произведения в составе сложного объекта и только в этом случае данный договор будет считаться договором об отчуждении исключительного права.
К данному произведению не может быть применено право на отзыв (ст.1269 ГК).
Таким образом, при включении в договор условий о приобретении прав на создаваемое произведение для включения в сложный объект, такой договор будет всегда считаться договором об отчуждении исключительного права, при наличии у приобретателя статуса организатора.
Однако необходимо помнить, что и для договора об отчуждении исключительного права и для лицензионного договора существенным условием является условие о вознаграждении за отчуждение или предоставление прав. Без данного условия лицензионный договор на предоставление прав использования произведения в составе сложного объекта и создаваемого специально для него(который считается договором об отчуждении исключительного права) является незаключенным.
Таким образом, договор авторского заказа всегда будет считаться смешанным. К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре (п.3 ст.421 ГК РФ), за исключением случая, указанного в ст.1240 ГК РФ, но с учетом одинаковых существенных условий договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора.

1. По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме.

Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование.

Договор авторского заказа является возмездным, если соглашением сторон не предусмотрено иное.

2. Договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах.

3. В случае, когда договор авторского заказа предусматривает отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, к такому договору соответственно применяются правила настоящего Кодекса о договоре об отчуждении исключительного права, если из существа договора не вытекает иное.

4. Если договор авторского заказа заключен с условием о предоставлении заказчику права использования произведения в установленных договором пределах, к такому договору соответственно применяются положения, предусмотренные статьями 1286 и 1287 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 1288 ГК РФ

1. Договор авторского заказа представляет собой договор о создании результатов интеллектуальной деятельности — произведений науки, литературы и искусства.

В п. 1 комментируемой статьи дается определение авторского договора заказа, которое несколько отличается от определения ст. 33 Закона об авторском праве и смежных правах, согласно которой по авторскому договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Передача произведения заказчику лишена смысла, поскольку фактически передаваться может только материальный носитель, в котором выражено произведение, что учтено в п. 1 комментируемой статьи.

Исполнителем по данному договору может быть только автор. Наследники могут приобрести лишь право на получение вознаграждения после создания произведения. Правовая природа договора авторского заказа состоит в том, что такому договору, с одной стороны, присущи признаки договора о распоряжении исключительными правами, в результате которого передаются права на нематериальный объект, а с другой стороны, налицо признаки договора подряда, по которому исполнитель должен выполнить работу, а результат передать заказчику. Основное отличие от договора подряда состоит в предмете договора, т.е. в том, что по договору авторского заказа объектом является нематериальный (идеальный) результат, в отличие от договора подряда, где объект носит материальный характер. Кроме того, по авторскому договору заказа, как правило, включающему в себя условия договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, передается не само произведение, а права на него. При этом передача материального носителя не влечет возникновение у заказчика прав на произведение. Для заказчика имеет значение лишь передача прав на это произведение. Возможность включения в договор условия о передаче прав на еще не созданное произведение заказчику ранее была ограничена положениями п. 5 ст. 31 Закона об авторском праве и смежных правах, согласно которой предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем. По мнению Э.П. Гаврилова, «для того чтобы произведение, создаваемое по договору заказа, не подпадало под п. 5 ст. 31 Закона об авторском праве и смежных правах, его следовало указывать как можно более точно и конкретно: объем, вид, жанр, сфера применения, название и т.п. Иначе говоря, объектом договора заказа должно быть произведение, уже задуманное автором, а может быть, даже уже сложившееся в голове автора, но еще «технически» не созданное им» .

———————————
Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах». С. 206.

Названное ограничение снято частью четвертой ГК РФ, а п. 2 настоящей статьи допускает возможность включения в авторский договор заказа условий об отчуждении исключительного права или предоставления права использования произведения.

2. Договор авторского заказа имеет много общего с трудовыми договорами, в рамках которых создаются служебные произведения (см. комментарий к ст. 1295 ГК). В соответствии с абз. 3 ст. 11 Трудового кодекса РФ в тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства.

3. Существенным условием договора авторского заказа является предмет, который включает в себя определение произведения (жанр, объем, тема), кроме того, в договоре может быть изложено краткое содержание произведения, перечислены основные вопросы, раскрываемые в нем. При отсутствии описания произведения, которое позволяет идентифицировать данный объект, договор может быть признан незаключенным. Судебная практика знает немало подобных примеров. Так, Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 26 декабря 2005 г. N А17-295/1-2005 договор заказа был признан незаключенным, поскольку стороны недостаточно точно определили его объект. Произведение, создаваемое по договору заказа, должно быть определено как можно более точно и конкретно, а именно его объем, вид, жанр, сфера применения и название. Следовательно, объектом авторского договора заказа является конкретное произведение, отвечающее установленным договором требованиям и созданное автором к определенному сторонами сроку . Постановлением Президиума ВАС РФ от 27 июня 2006 г. N 2039/06 по делу N А56-10018/2005 суд установил, что простого указания в авторском договоре заказа на то, что произведение, права на использование которого передаются заказчику, будет вторым произведением, созданным автором, и будет соответствовать определенному жанру без указания иных параметров, характеристик будущего произведения, например сюжета, названия, или без представления творческой заявки, плана, недостаточно. Стороны не достигли соглашения о предмете авторского договора заказа, поэтому у судов апелляционной и кассационной инстанций не было оснований для признания его заключенным .

———————————
СПС «КонсультантПлюс».

Вестник ВАС РФ. 2006. N 9.

Постановлением ФАС Московского округа от 8 июня 2000 г. N КГ-А40/2196-00 было отказано в удовлетворении исковых требований об уплате задолженности и неустойки по договору о передаче прав на использование фильмов, так как в отношениях по использованию результатов интеллектуальной деятельности предмет договора под угрозой незаключенности сделки должен быть определен путем указания на конкретный объем прав. Договор оценен судебными инстанциями как незаключаемый в связи с тем, что в нем не определен предмет, т.е. не определены фильмы, права на использование которых киностудия им. М. Горького передала ЗАО «2 x 2 Телемаркет» .

———————————
СПС «КонсультантПлюс».

Недействительными являются условия договоров авторского заказа, как и иных договоров об ограничении автора в праве создавать произведения на данную тему или в данной области (например, написать учебник по тому же предмету, что и заказанное произведение).

4. Наряду с предметом и вознаграждением (в возмездном договоре) как существенными условиями в договоре авторского заказа срок исполнения договора также является существенным условием (см. комментарий к ст. 1289 ГК). Ранее п. 2 ст. 33 Закона об авторском праве и смежных правах в качестве существенного условия устанавливал аванс. Часть четвертая ГК РФ исключила данное условие из состава существенных, допуская при этом заключение безвозмездных договоров авторского заказа.

5. К существенным условиям относятся также условия, характерные для договора отчуждения исключительного права на произведение или лицензионного договора о предоставлении права использования произведения в соответствии с п. 3, 4 комментируемой статьи.

Ответственность автора по договору авторского заказа носит ограниченный характер, как это было предусмотрено и п. 2 ст. 34 Закона об авторском праве и смежных правах, в размере реального ущерба (см. комментарий к ст. 1290 ГК) и наступает при наличии вины. В числе неправомерных действий Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений» в качестве «недобросовестных» рассматривались, например, неправомерное использование чужих произведений, представление своего ранее опубликованного произведения под видом нового, искажение фактов в документальном произведении, искажение оригинала при переводе, включение в рукопись непроверенных данных, подлежавших проверке автором, и т.п.

В зависимости от вида произведения нормативными правовыми актами могут быть предусмотрены дополнительные требования к качеству, характеристикам произведения. Так, Н.И. Добрякова обращает внимание на подобного рода требования к учебным материалам . Она пишет, что «закон предусматривает как ответственность автора за недоброкачественность произведения, так и государственный контроль за качеством учебников. Однако ответственность за недоброкачественность учебного произведения наступает для автора только в случае нарушения условий авторского договора заказа».

———————————
Добрякова Н.И. О некоторых вопросах договорного регулирования создания учебных произведений, предусмотренных частью четвертой Гражданского кодекса РФ // Правовые вопросы связи. 2008. N 1.

Согласно Приказу Минобрнауки России от 11 января 2007 г. N 4 «Об экспертизе учебников» в задачи экспертизы входят оценка соответствия содержания учебника федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (обязательному минимуму содержания общего образования), возрастным и психологическим особенностям обучающихся, а также принадлежности учебника к системе учебников, обеспечивающих преемственность изучения учебного предмета в полном объеме на соответствующей ступени обучения (завершенной предметной линии учебников), и оценка соответствия содержания учебника современным научным представлениям с учетом уровня образовательной программы (ступени обучения). Экспертиза учебников проводится по инициативе заказчиков экспертизы, в качестве которых выступают юридические и физические лица, заинтересованные в проведении данной экспертизы.

———————————
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 5.

Экспертиза учебников проводится Российской академией наук и Российской академией образования или иными организациями, имеющими в своем штате специалистов соответствующего профиля и квалификации, обладающих опытом проведения экспертизы учебных и научных материалов, включенными в список, формируемый Минобрнауки России.

6. Авторский договор заказа заключается в письменной форме. В том случае, если в договоре предусмотрено условие об отчуждении исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных, которые будут в дальнейшем зарегистрированы, такие условия целесообразно рассматривать как элементы предварительного договора, а после создания названных объектов и после их регистрации целесообразно заключить договор об отчуждении исключительного права в виде отдельного документа и зарегистрировать в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности в соответствии с требованием абз. 1 п. 5 ст. 1262 ГК РФ.

1. Какой договор должен быть заключен, если правообладатель передает право на использование своего фирменного наименования:

*а) договор коммерческой концессии

б) договор об уступке патента

в) авторский договор

г) лицензионный договор

2. В какой форме должен быть заключен авторский договор:

а) только в письменной форме

б) в любой форме по соглашению сторон

*в) в письменной форме, за исключением договоров об использовании произведения в периодической печати

г) в письменной форме, за исключением договоров об использовании произведения в средствах массовой информации

3. Может ли автор, заключивший авторский договор о передаче исключительных прав, сам использовать произведение тем способом, который указан в договоре:

*а) нет

б) да

в) да, если иное не предусмотрено договором

г) да, при условии уведомления об этом пользователя

4. Какими считаются права, передаваемые по авторскому договору:

*а) исключительными

б) неисключительными

в) неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное

г) исключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное

5. Какие условия авторского договора не являются существенными:

*а) условие об ответственности сторон

б) условие о территории, на которой действуют переданные права

в) условие о способах использования произведения

г) условие о вознаграждении

6. В течение какого срока будет действовать авторский договор, если в нем не указано условие о сроке:

*а) договор будет действовать в течение 5 лет с момента заключения

б) договор действует бессрочно и не может быть расторгнут

в) договор может быть расторгнут по инициативе автора по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора

г) в течение срока действия авторских прав без права расторжения, за исключением случаев существенного нарушения договора

7. Может ли пользователь по авторскому договору передать полученные права другим лицам:

а) нет

*б) да, если это прямо предусмотрено договором

в) да, если это не запрещено договором

г) да, без ограничений

8. Какую ответственность несет автор за нарушение обязанности представить произведение по авторскому договору заказа:

*а) автор освобождается от ответственности

б) автор обязан возместить ущерб, причиненный заказчику

в) автор обязан возместить причиненные убытки

г) автор обязан возместить упущенную выгоду

9. Требуется ли регистрация авторского договора при его заключении:

*а) нет

б) да, регистрации осуществляет Патентное ведомство

в) пет, за исключением договоров о передаче прав на программы для ЭВМ и базы данных, которые могут быть зарегистрированы в Патентном ведомстве

г) да, за исключением договоров об использовании произведений в периодических изданиях

10. Какой государственный орган, по общему правилу, осуществляет регистрацию договора коммерческой концессии:

*а) государственный орган, регистрирующий правообладателя

б) государственный орган, регистрирующий пользователя

в) Российское Агентство по патентам и товарным знакам

г) Патентное ведомство Российской Федерации

11. По какому договору могут передаваться права на товарный знак:

*а) по лицензионному договору

б) по авторскому договору

в) по договору о передаче ноу-хау

г) по договору об уступке патента

12. В течение какого срока с момента выдачи патента патентообладатель не использует запатентованное изобретение, чтобы заинтересованное лицо, желающее и готовое использовать охраняемый объект, могло потребовать предоставления принудительной лицензии:

*а) в течение 4 лет

б) в течение 5 лет

в) в течение 3 лет

г) в течение 10 лет

13. Какая лицензия выдается в качестве принудительной лицензии:

а) исключительная

*б) неисключительная

в) полная

г) открытая

14. Какие требования предъявляет законодательство к оформлению патентно-лицензионных договоров:

*а) договор должен быть составлен в письменной форме и подлежит государственной регистрации в Патентном ведомстве

б) договор должен быть составлен в письменной форме и нотариально удостоверен

в) договор должен быть составлен в письменной форме, нотариальное удостоверение и государственная регистрация не требуются

г) договор может быть заключен в устной форме при условии, что правообладатель получает вознаграждение при заключении договора

15. Подлежит ли государственной регистрации договор о передаче ноу-хау:

*а) нет

б) да, в Российском Агентстве по патентам и товарным знакам

в) да, в Федеральном институте промышленной собственности

г) возможна факультативная регистрация договора в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам

16. При отсутствии каких условий авторский договор считается не заключенным:

а) условия о способах использования произведения

б) условия о территории действия авторских прав

в) условия о сроке действия авторских прав

*г) условия о вознаграждении

17. В отношении каких объектов интеллектуальной собственности осуществляется заключение договоров в виде «оберточных» лицензий:

*а) программ для ЭВМ

б) изобретений

в) произведений искусства

г) полезных моделей

18. Влечет ли признание договора об уступке товарного знака не заключенным при отсутствии в нем условия о том, что качество товара пользователя не должно быть ниже качества товаров правообладателя:

а) нет

*б) да

в) да, но при определенных условиях

г) нет, если производимый товар удовлетворяет требования потребителей,

19. Какой территорией ограничивается действие передаваемого по договору права при отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право:

*а) территорией Российской Федерации

б) территорией субъекта РФ, на которой заключен договор

в) территорией всего мира

г) территорией стран СНГ

20. Кто может выступать в качестве сторон договора коммерческой концессии:

*а) коммерческие организации и предприниматели без образования юридического лица

б) коммерческие и некоммерческие организации

в) любые субъекты гражданских прав

г) юридические лица и публичные образования

21. Может ли соавтор использовать произведение, созданное им в соавторстве, без согласия другого соавтора:

*а) нет, ни при каких обстоятельствах

б) право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно

в) да, каждый из соавторов использует созданное ими произведение по своему усмотрению

г) да, без каких-либо ограничений

22. Может ли работодатель, уведомленный о создании работником изобретения, передать право на подачу заявки на получение патента другому лицу:

а) да

*б) нет

в) да, но только при наличии согласия работника

г) нет, за исключением тех случаев, когда работник согласен с таким решением

23. Какой государственный орган осуществляет регистрацию патентно-лицензионных договоров:

*а) Российское Агентство по патентам и товарным знакам

б) Министерство юстиции Российской Федерации

в) Российское авторское общество

г) Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам

24. Может ли быть передано право преждепользования по патентно-лицензионному договору:

а) нет, ни при каких условиях

б) нет, право преждепользования может быть передано только совместно с производством, на котором имело место использование тождественно го решения или были сделаны необходимые к этому приготовления

*в) да, без каких-либо ограничений по патентно-лицензионному договору, предметом которого является право на изобретение

г) нет, за исключением случаев, предусмотренных договором

25. Кто может приобрести права на фирменное наименование по договору:

а) любое юридическое лицо

*б) только коммерческая организация, в том числе на основании договора коммерческой концессии

в) любой субъект гражданских правоотношений

г) при приобретении прав по договору коммерческой концессии – коммерческие организации, также индивидуальные предприниматели

26. Права на какие объекты могут передаваться по лицензионному договору:

*а) на товарные знаки

б) на наименования мест происхождения товаров

в) на фирменные наименования

г) на информацию ноу-хау

27. Права на какие из объектов не могут передаваться по договору коммерческой концессии:

а) исключительные права на товарный знак

б) исключительные права на промышленный образец

в) коммерческая информация правообладателя

*г) «деловая репутация» правообладателя

28. Какие действия могут не входить в круг обязанностей пользователя по договору коммерческой концессии:

а) использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменное наименование

б) обеспечивать соответствие качества производимых им на основе до говора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем и др.

в) выплатить вознаграждение

*г) обеспечить регистрацию договора коммерческой концессии

29. Какие действия входят в круг обязанностей правообладателя по договору коммерческой концессии:

а) предоставить права на фирменное наименование или коммерческое обозначение

б) предоставить информацию ноу-хау, необходимую пользователю для осуществления прав

в) оказывать консультационные услуги, в частности проинструктировать работников по вопросам, связанным с осуществлением исключительных прав

*г) все вышеперечисленные действия

30. За какой период времени стороны договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока, отказавшись от договора, должны уведомить об этом другую сторону:

а) правообладатель должен уведомить пользователя за шесть месяцев, а пользователь – за три месяца, если договором не предусмотрено иное

б) за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок

*в) за шесть месяцев, если договором не предусмотрен иной срок

г) правообладатель должен уведомить пользователя за девять месяцев, а пользователь – за шесть месяцев, если договором не предусмотрено иное

Ключи к тестам по дисциплине «Гражданское право. Особенная часть» (промежуточный)

Ключи к тестам по дисциплине «Гражданское право. Особенная часть» (итоговый)

Под исключительным правом автора подразумевается группа прав, которые обеспечивают автору и его наследникам контроль над использованием творения и получения доходов от использования этого произведения. То есть, исключительное авторское право (эксклюзивное право) — это право использовать объект авторского права, а также распоряжаться им. Это право можно предоставить (лицензия) или передать (отчуждение).

Основная цель исключительных прав

Основная цель исключительных прав заключается в обеспечении правообладателю возможности выгодно использовать свое творение, а также получать от этого произведения доход.

Эти права означают, что только автор или тот, кто получил специальное разрешение на законном основании, имеет право производить соответствующие действия в отношении произведения.

В п. 2 ст. 16 Закона об авторских правах можно найти список существующих исключительных авторских прав.

Срок правовой охраны исключительных прав

Исключительное право охраняется ограниченное время. Бернской конвенцией предусмотрена минимальная охрана в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. РФ как страна-участник Конвенции, не может предоставить меньший срок правовой охраны, и указанный срок расширен до 70 лет после смерти автора. После этого произведение переходит в общественное достояние, и его можно использовать любыми способами, не выплачивая никому вознаграждение.

Исключительные личные (неимущественные) и исключительные имущественные права

Авторское право — это термин, означающий целый комплекс прав, к которым относятся: исключительные (имущественные) права, личные неимущественные и иные права.

Авторские права могут быть разделены на имущественные и личные (неимущественные) исключительные права.

Исключительные личные (неимущественные) права

Как правило, первоначально возникают неимущественные права. Сюда относятся право авторства на имя, на название и неприкосновенность произведения. Неимущественные права не отчуждаемы и не могут быть переданы иным лицам, то есть проданы, сданы в аренду. Такого рода права неотъемлемо связаны с личностью автора и сущностью созданного им произведения.

Исключительные имущественные права

Автор обладает и исключительными имущественными правами.

Кроме гражданина, создателя творческого произведения, такими правами может обладать фирма, в которой работает гражданин или государство.

В основе имущественных прав лежат права на воспроизведение и распространение произведений с целью извлечения прибыли, а также запрет иным лицам пользоваться данными произведениями. Так, к их числу относятся следующие права:

  • распространение объекта авторского права с помощью продажи или отчуждения иным способом его копий или оригиналов;

  • воспроизведение объекта авторского права, под которым понимают изготовление одного и более экземпляров объекта или его части в любой форме, в том числе звуко- или видеозаписи. Стоит учитывать, что запись на электронный носитель, например, запись в память компьютера, также считается воспроизведением. Под воспроизведение не подпадает краткосрочная запись, носящая временный, случайный характер и составляющая неотъемлемую и часть технического процесса для правомерного использования произведения либо посредничества между третьими лицами при передаче произведения в информационно-телекоммуникационной сети, если результат такой записи не носит экономического значения;

  • передача в прокат оригинала либо копий творческого произведения;

  • импортирование оригинала или копий объекта авторского права с целью дальнейшего распространения;

  • показ произведения публичным способом, то есть такая демонстрация оригинала или копии, которая происходит на экране с помощью любых технических средств, или же демонстрация отдельных частей произведения при помощи технологических методов в месте, которое свободно посещается людьми;

  • исполнение произведения публично, а именно таким образом, чтобы произведение было представлено в живом виде или при помощи техники (радио, телевидения и др.), а также аудиовизуальная демонстрация произведения в открытом для свободного посещения месте, которая происходит на экране с помощью любых технических средств, или же демонстрация отдельных частей произведения при помощи технологических методов в месте, которое свободно посещается людьми.

Понятие исключительных прав и ГК РФ

Понятие исключительных прав нашло свое отражение в статье 1291 ГК РФ «Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение»:

  1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное. При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное. Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.

  2. В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение.

Отличие авторских прав от исключительных прав

При режиме авторства возникают личные и исключительные прав на произведение. Законодательство РФ и международные акты допускают распоряжение только имущественными правами на творение. А личные права сохраняются неизменными в течение бессрочного периода.

Рассмотрим основные отличия между личными и исключительными правами на авторский объект. Отметим, что сразу после создания нового произведения у его автора появляются личные и исключительные права. При этом не имеет никакого значения ценность творения, содержание произведения или целевое назначение авторского объекта.

Исключительные права дают возможность автору творения самостоятельно определять дальнейшую судьбу своего произведения, в том числе:

  • продавать или передавать права иным субъектам – правообладатель может оговорить выплату вознаграждения, либо передать творение на безвозмездной основе;

  • передавать права по наследству – по условиям завещательного бланка правопреемником может быть назначено любое лицо, а по закону наследовать будут родственники покойного автора;

  • использовать объект для собственных целей, издавать его в коммерческих целях или на безвозмездной основе, публиковать или оставить неопубликованным.

Эти указанные права могут быть реализованы на весь срок действия правовой охраны. Этот срок определяется периодом жизни создателя или правообладателя, а также на протяжении 70 лет после его кончины. Поэтому, после истечения указанного срока творение будет признано общественным достоянием, а исключительные права будут аннулированы.

Совсем другой режим защиты действует в отношении личных прав автора. Эти права действуют без ограничения срока и не могут передаваться иным лицам. Это означает следующее:

  • личные права сохраняются при наследовании – любые наследники или правопреемники не могут произвольно нарушать право на имя автора или на неприкосновенность объекта;

  • даже при заключении договора уступки или лицензионного соглашения создатель сохранит право на авторство и имя, а также на неприкосновенность своего творения;

  • режим личных прав сохранится даже при переходе творения в статус общественного достояния – при свободном использовании или распространении объекта не допускается изменять имя автора или нарушать неприкосновенность произведения.

Возможность внести в произведение исправления и изменения может предусмотреть только сам автор творения.

Еще одним существенным отличием является возможность оценки исключительных прав. Так, стоимость исключительных прав определяется при заключении и согласовании условий договора, либо в результате независимой оценки.

Для личных прав оценка невозможна. И при защите личных прав допускается лишь возмещение фактически причиненных убытков.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *