Банкротство 2015

По данным Объединенного Кредитного Бюро, на конец прошлого года наличие открытых кредитов в банках было отмечено у 44.7 миллиона россиян, а часть экономически активного населения, пользующегося ими, возросла до 61%. Отмечено, что при общем снижении суммы догов граждан РФ перед банками, объем просроченной задолженности граждан возрос:

  • по кредитам наличными – на 15%;
  • по автокредитам – на 25%;
  • по ипотеке – на 14%.

Приведенные показатели свидетельствуют, что часть заемщиков не может обслуживать собственные долги. Пред многими из них появляется реальная перспектива банкротства физического лица перед банком.

Содержание

Что такое банкротство физических лиц?

Термин «банкротство» имеет несколько значений. Одно из них — комплекс мер (процедура), выполняющийся с целью:

  • объективной оценки платежеспособности (финансового состояния) должника перед банком;
  • оздоровления отношений физического лица с кредиторами;
  • если предыдущее невозможно — погашения финансовых обязательств (полностью или частично) за счет активов, имущества, материальных ценностей должника.

Основное же его значение – несостоятельность, неспособность должника рассчитываться по финансовым обязательствам перед банком.

К сведению Фактически, признание физического лица банкротом показывает, что гасить задолженность перед кредиторами (банками и другими финансовыми организациями, частными лицами, государственными органами) он не в состоянии. Наиболее реальной возможностью для кредиторов становиться частичное удовлетворение своих требований.

Некоторые склонны видеть в банкротстве возможность уклониться от выплаты банкам задолженностей по кредитам или освободиться от некоторых обязательных платежей. Реальное положение дел можно понять только после подробного ознакомления с правовой базой.

Можно ли объявить себя банкротом перед банком?

Вопрос банкротства в России регулируется действующей редакцией Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. С внесением в него изменений (законами №476-ФЗ от 29.12.2014 г., № 154-ФЗ от 29.06.2015 г. и другими законодательными актами), вступивших в силу с 01.10.2015 г., возможность стать банкротом перед банком (быть признанным несостоятельным) появилась не только у субъектов хозяйствования, но и у физических лиц.

Это означает, что любой гражданин может получить статус банкрота (объявить себя банкротом перед банком). Условия этого — следующие:

  • общая сумма задолженности превышает 500 тысяч рублей;
  • задержка платежей составляет 3 и более месяца.

К сведению Процедура банкротства может быть начата и при задолженности менее 500 тыс. руб. Для этого необходимо доказать неплатежеспособность субъекта (подтвердить, что оставшаяся после обязательных выплат сумма на руках не достигает установленного законодательством прожиточного минимума).

Стать инициатором рассмотрения вопроса о банкротстве может кредитор (несколько кредиторов). Предоставлена законом возможность начать процедуру банкротства перед банком и гражданину.

Есть у этого утверждения два существенных «но»:

  1. Прийти к такому заключению и сделать объявление самому не получится – признание человека банкротом отнесено в компетенцию суда;
  2. В суде принятие такого решения – не гарантировано.

Первое связано с положением, гласящим, что при банкротстве учитываются интересы всех сторон. Гарантом справедливого рассмотрения вопроса и принятия обоснованного решения и является суд.

Второе основано на праве суда в ходе детального рассмотрения принять решение об альтернативных способах устранения ситуации:

  • заключении мирового соглашения между сторонами;
  • реструктуризации долга.

Существуют и другие сдерживающие факторы для физических лиц желающих объявить банкротство перед банком. В суде выясняются обстоятельства, ставшие причиной финансовой несостоятельности должника. При этом вскроются и такие действия, как передача другим лицам имущества или банковских активов. Такие действия могут восприниматься, как попытка утаить имущество и обман суда, что преследуется по закону, вплоть до уголовной ответственности. Закон диктует и возможность оспорить такие сделки должника.

Пошаговая инструкция подачи заявления о несостоятельности перед банком

Процедура банкротства физического лица перед банком включает несколько этапов. На некоторых должнику придется предпринимать активные действия, другие пройдут без его участия.

Максимум усилий от желающего объявить себя банкротом перед банковской организацией потребует подготовительный этап. Он включает несколько шагов.

Шаг 1. Подготовка пакета документов несостоятельности граждан.

По закону к заявлению о банкротстве физического лица прилагается объемный пакет документов. Их можно разбить на несколько групп:

  • Документы, подтверждающие личные данные. В этот перечень входят копия паспорта и копии документов, отражающих семейное положение — свидетельств о заключении и расторжении брака, о рождении детей, копии брачного контракта, справки о находящихся на содержании иждивенцах, о разделе имущества при разводе и пр.
  • Данные государственной регистрации. Предоставляются копии ИНН, справка о присвоении СНИПС и выписка по лицевому счету, документы о регистрации ИП (или подтверждение отсутствия статуса).
  • Подтверждение материального и финансового положения. Справки об уровне доходов за указанный период (3 года), подтверждение статуса безработного, документы об удержанных налогах, подтверждение прав собственности на недвижимость и другое имущество, описание ценностей, справки о банковских счетах и выписки с остатками по ним, сведения из реестров акционеров (при наличии акций).
  • Документы, подтверждающие задолженность. Список кредиторов, кредитные договора и выписки банков, подтверждающие просрочку уплаты и размер долга, подтверждения других непогашенных обязательных платежей.
  • Подтверждение обстоятельств, которые привели к невозможности оплаты. В эту группу входят медицинские справки и документы об инвалидности, справки об увольнении или снижении размеров заработной платы и др.

Шаг 2. Составление заявления о банкротстве перед банком.

Заявление имеет установленную форму и требует указания:

  • личных данных заявителя (должника);
  • наименование банка;
  • суммы задолженности;
  • причин ее возникновения;
  • оснований для признания банкротства.

Шаг 3. Выбор СРО для назначения финансового управляющего.

Назначение финансового управляющего – обязательное действие в процессе производства дела о банкротстве перед банком. Функции арбитражного управляющего — поиск компромиссного решения с банковской организацией (например, устраивающих обе стороны вариантов реструктуризации долга), распоряжение имуществом должника и его реализация для покрытия финансовых обязательств и др. Список СРО, из состава которых назначается финансовый управляющий, прикладывается к заявлению, иначе дело к рассмотрению принято не будет.

Ограничений по территориальному признаку для выбора таких организаций нет.

Важно Указывать конкретного управляющего запрещено. Это прерогатива суда!

Перечень СРО арбитражных управляющих приведен на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве физических лиц.

Шаг 4. Уплата госпошлины.

Должник перед подачей заявления о банкротстве физического лица перед банковской организацией уплачивает госпошлину в размере 6 000 рублей. Квитанция прикладывается к заявлению.

Шаг 5. Отправка уведомлений кредиторам.

Банку и всем кредиторам рассылаются копии заявления, с подтверждением отправки. При отсутствии почтовых документов дело к рассмотрению принято не будет.

Шаг 6. Подача заявления в суд.

Дело о банкротстве гражданина перед банком рассматривает Арбитражный суд по месту проживания или регистрации (прописки) должника. Возможно подать заявление одним из способов:

  • пакет документов лично, на втором экземпляре заявления в суде ставится отметка о принятии документов;
  • пакет документов почтовым отправлением (желательно, с описью документов и уведомлением о вручении);
  • заполнив форму на сайте суда (в электронном виде).

Важно При рассмотрении дела на имущество должника будет наложен арест и назначен финансовый управляющий, кредиторы получат соответствующие уведомления. По результатам рассмотрения принимается решение.

Последствия банкротства перед банком

Решение о банкротстве физического лица суд может и не принять, заменив его одним из альтернативных вариантов.

Принятие мирового соглашения – лучший выход для обеих сторон. Согласно ему кредитор (банк) получает в уплату долга часть имущества или активов должника (не обязательно в сумме, равной размеру задолженности), и проблема считается урегулированной.

При реструктуризации долга принимается согласованный сторонами при участии финансового управляющего новый график расчетов. Он может содержать снижение сумм регулярных платежей, увеличение сроков погашения кредитов, предоставление дополнительных отсрочек (кредитных каникул) и т.д. Платежеспособность должника восстанавливается, банк возвращает свои активы в полном объеме.

Последствия банкротства для обеих сторон выглядят менее привлекательными.

Последствия для банка признания должника несостоятельным

Погашение долгов перед банком производится из средств, полученных при реализации имущества физического лица. Все кредиторы имеют право на справедливое возмещение. Если этих средств не хватит на покрытие всей суммы задолженности, банк вернет свои средства лишь частично. Все обязательства должника переходят в разряд погашенных, и дальнейшие претензии не принимаются.

Последствия несостоятельности для физического лица

Наиболее тяжелые последствия имеет признание банкротом перед банком для самого физического лица. Конечно, даже если для уплаты долгов его средств не хватит, они будут признаны погашенными. Но потери окажутся значительно больше.

  • Финансовый управляющий получает вознаграждение, выплачивает его должник. Сумма вознаграждения – не менее 10 тыс. руб. в месяц.
  • Продается все имущество и ценности, активы реализуются. Средства направляются на погашение обязательств. Исключение составляет только единственное жилье, вещи личного пользования и домашнего обихода, имущество, необходимое для трудовой деятельности. Продана может быть даже доля в совместной с супругом недвижимости.
  • Ограничиваются некоторые права на весь срок действия статуса банкрота (5 лет). Это касается прав на повторную процедуру банкротства, занятие руководящих должностей в руководстве компаний.

Еще больше репутационные потери. Хотя законодательство и не предусматривает никаких ограничений, доверие работодателей и потенциальных бизнес-партнеров будет потеряно, что сулит определенные сложности.

К сведению Кроме того, банкрот освобождается далеко не от всех обязательств. К примеру, обязанность выплачивать алименты, компенсировать нанесенный моральный вред или вред здоровью сохраняется.

О возможности списать долги без дорогостоящей процедуры более активно заговорили в начале года. Позже был разработан законопроект, предусматривающий возможность списать долг без суда и без каких-либо затрат для должника.

Раньше, чтобы признать себя банкротом и списать долги, приходилось обращаться в суд и платить немалые деньги за услуги финансового управляющего, нередко сумма затрат составляла 100 000 рублей и более.

Понятно, что в такой ситуации должники, не имевшие никаких денег, просто не имели возможности выложить столько денег. Но вот ситуация изменилась, и закон об упрощенном банкротстве граждан, который внес изменения в ФЗ о несостоятельности (банкротстве), был принят Государственной думой, а совсем недавно, 31 июля, подписан Президентом РФ. Заработает закон с 1 сентября 2020 года. Рассмотрим основные нюансы.

Что меняется

Сейчас для признания банкротом физического лица необходимо обращаться в Арбитражный суд, а это чревато немалыми расходами. Нужно заплатить государственную пошлину, оплатить услуги финансового управляющего и нести затраты, связанные с процессом банкротства. Для многих такая процедура была просто недоступна из-за финансовых сложностей. С 1 сентября вводится упрощенный порядок банкротства физических лиц, а самое главное, он будет полностью бесплатным.

Должнику нужно будет обратиться в МФЦ по месту жительства с заявлением о признании банкротом. К данному заявлению нужно приложить список кредиторов, перед которыми у должника есть обязательства. Госпошлиной такое заявление облагаться не будет. После чего в МФЦ проводят проверку, в том числе направляя запрос в Федеральную службу судебных приставов.

Если в отношении должника есть неоконченное исполнительное производство, то заявление вернут, а повторно подать его можно будет только через месяц. Если исполнительное производство было окончено в связи с невозможностью исполнения решения суда (из-за отсутствия средств), то будет возбуждена процедура внесудебного банкротства, а сведения внесены в реестр.

После этого никаких неустоек, пеней и штрафов в отношении должника начислять не имеют права. Если появились новые исполнительные документы, то они будут направляться судебным приставам. Непосредственно в банк направлять их будет запрещено. При этом «специальные» долги, например, алименты, компенсация за вред, причиненный жизни или здоровью, долги по заработной плате и т.п., списанию подлежать не будут.

Основные условия

Важно отметить условия, при которых должник сможет воспользоваться такой возможностью.

Во-первых, сумма долга должна быть не более 500 000 рублей, а минимальный предел установлен в размере 50 000 рублей. В эту сумму не могут входить штрафные санкции за просрочку исполнения обязательства. Например, если основной долг по кредиту составляет 400 000 рублей, а вместе с неустойкой – 600 000 рублей, то за основу будет браться лишь сумма в 400 000 рублей, т.е. должник сможет воспользоваться упрощенным банкротством.

Во-вторых, у должника не должно быть активных исполнительных производств. Все они должны быть окончены по причине невозможности их взыскания (п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ об исполнительном производстве). Таким образом, у должника не должно быть имущества или доходов, на которые можно обратить взыскание.

Как видим, условия достаточно жесткие, поскольку пристав может долгое время не оканчивать исполнительное производство, а даже если оно будет окончено, не ранее чем через полгода взыскатель может повторно направить исполнительный лист судебному приставу.

Чем это грозит должнику

Процедура банкротства чревата для должника определенными последствиями. Пока идет процедура банкротства, должнику запрещено брать кредиты, займы и т.п. Если в течение полугода, пока идет процедура банкротства, у должника появится имущество, он обязан об том сообщить в течение 5 рабочих дней, а если этого не сделать, то кредиторы получат право инициировать банкротство должника в судебном порядке, и тогда процедура снова станет платной для должника.

После банкротства у должника появляется обязанность в течение 5 лет обязательно уведомлять банки о данной процедуре, если он решит взять кредит.

Повторно инициировать банкротство в упрощенном порядке можно будет лишь через 10 лет, а в судебном порядке – через 5 лет.

В течение 3 лет должник не будет иметь права занимать руководящие должности и управлять юридическими лицами.

Таким образом, несомненно, изменение очень важное, поскольку многие граждане погрязли в огромных долгах, а из-за ситуации в стране исполнить свои обязательства могут не все. Однако условия все равно остаются серьезными, поэтому лишь факт наличия долга не дает оснований для того, чтобы воспользоваться данной процедурой. Но самое важное, что новая процедура абсолютно бесплатна, и должнику не нужно платить ни одного рубля, чтобы инициировать внесудебное банкротство.

Будьте здоровы и берегите себя!

Если статья понравилась, прошу поставить лайк, если не понравилась, то дизлайк. Любая оценка очень важна.

Благодарю за внимание!

Презентация: пояснение Минэкономразвития к проекту закона банкротство физических лиц.

Банкротство физических лиц определяется законодательством Российской Федерации, как неспособность должника (гражданина) в полном объеме уплатить обязательные платежи и (или) удовлетворить требования долговых обязательств в связи с отсутствием денежных средств.

Предусмотрены следующие варианты банкротства физических лиц:

-Банкротство гражданина,не относящегося к категории индивидуального предпринимателя;

-Банкротство индивидуального предпринимателя;

-Банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства;

Условием для возбуждения дела о несостоятельности физ. лица является наличие установленных признаков банкротства:

минимальный объем задолженности гражданина – не менее десяти тысяч рублей;

максимальная просрочка по погашению долга – 3 месяца после даты оговоренного исполнения долговых обязательств.

Решение о признании несостоятельности (банкротство) физических лиц принимается арбитражным судом по месту жительства должника.

Формально в России процедуру банкротства физических (как и юридических) лиц регулирует Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 года. Законопроект «О реабилитационных процедурах в отношении гражданина-должника», являющийся отдельным законодательным актом о банкротстве физических лиц, на период 2011 года находится в Правительстве РФ в стадии рассмотрения.

Согласно ст.7 и ст.8 действующего закона «О несостоятельности (банкротстве)», право на подачу заявления в арбитражный суд об инициировании процедуры банкротства физического лица имеют:

Должник, при наличии обстоятельств, свидетельствующих о предстоящем банкротстве или невозможности по каким-либо причинам выполнить уплату обязательных платежей и (или) исполнить денежные обязательства перед кредиторами в установленный срок.

В заявлении должник указывает, принимаемую им, сумму долговых обязательств и обоснование причин невозможности удовлетворить данные требования.

Должником может быть составлен и приложен к заявлению план планируемого погашения долговых обязательств. После согласования с кредитором, арбитражный суд утверждает или отклоняет данный план.

Кредитор, в случае неисполнения физическим лицом своих долговых обязательств (сумма которых должна составлять не менее 10 тыс.руб.) на протяжении 3 месяцев и более.

Долговой минимум для подачи заявления о банкротстве может быть достигнут суммой единого долга, путем совокупности требований по нескольким задолженностям (ряд кредитов, взятых в одном банке) или объединением требований нескольких кредиторов (кредиты, оформленные в нескольких банках).

Уполномоченный орган, в связи с неудовлетворением долговых обязательств по истечении тридцати дней после даты, оговоренной решением суда, третейского суда, арбитражного суда.

Осуществление процедуры банкротства предполагает отсутствие у физ лица денежных средств, которые, в соответствии с законом об исполнительном производстве, взыскиваются с должника в первую очередь.

В связи с этим, в данном случае, внимание судебных приставов распространяется на имущество должника.

Взысканию подлежит имущество, за исключением: жилья (при условии, что оно единственное, пригодное для проживания); одежды и обуви; предметов домашней обстановки; призов и государственных наград.

Если имущество должника находится в совместном владении, взыскание распространяется только на часть, принадлежащую должнику.

Дела о банкротстве (несостоятельности) физических лиц должны быть рассмотрены не позднее 7 месяцев с момента поступления заявлений в арбитражный суд,где выносится определение о признании должника банкротом и назначается Арбитражный управляющий.

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника»

История российского законопроекта о банкротстве граждан:
• 1998 – норма о банкротстве физических лиц прописана в законе «О несостоятельности (банкротстве)»
• 2002 – норма о банкротстве физических лиц продублирована в новой версии закона «О несостоятельности (банкротстве)»
• 2006 – Минэкономразвития разработало законопроект «О банкротстве физических лиц»
• февраль 2007 – Совет по кодификации гражданского законодательства при президенте РФ поддержал введение в действие правил о банкротстве граждан
• март 2008 – законопроект «О банкротстве физических лиц» внесен в Правительство• май 2008 – законопроект возвращен на доработку
• ноябрь 2009 – законопроект «О реабилитационных процедурах в отношении гражданина-должника» Минэкономразвития внесен в Правительство Российской Федерации
• март 2010 – премьер поручил правительству до июля 2010 года внести в Госдуму законопроект о банкротстве граждан
Внесение законопроекта о банкротстве физических лиц в Госдуму РФ к июлю 2010 года включено в План антикризисных действий Правительства РФ на 2010 год Проект федерального закона «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника» (далее – законопроект) направлен на совершенствование действующего гражданского законодательства, регулирующего правовое положение граждан-должников, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
В настоящее время вопросы банкротства гражданина регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 25. Банкротство индивидуального предпринимателя), Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о несостоятельности).
При этом статьей 231 Закона о несостоятельности предусматривается, что положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы.
В то же время расширение рынка ипотечного кредитования, потребительского кредитования и рост объема просроченной задолженности по кредитам обусловили необходимость адекватного законодательного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства) гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
В настоящее время выполнение задачи обеспечения развития рынка потребительского кредитования (что, безусловно, выгодно как физическим лицам, так и действующим в данном сегменте услуг кредитным организациям) значительным образом осложнено негативными ожиданиями потребителей (страх перед возможностью оказаться неспособным вовремя расплатиться с кредитной организацией).
В результате исполнительного производства гражданин-должник остается с минимумом имущества, что отнюдь не стимулирует деловую активность населения.
C другой стороны, действующее законодательство не отвечает интересам кредиторов, ограничивая их в возможности нормальными правовыми средствами взыскать по долгам. Единственная возможность для банка взыскать долги с неплатежеспособного заемщика – это исполнительное производство, суть которого заключается в обращении взыскания на имущество гражданина судебными приставами-исполнителями по требованию первого кредитора, обратившегося в суд с таким требованием.
Кредиторы, не успевшие предъявить свои требования по причине незнания об исполнительном производстве или длительности рассмотрения в суде их требований, остаются ни с чем. Кроме того, это увеличивает издержки кредиторов в связи с необходимостью постоянного мониторинга должника, стимулирует кредиторов, в том числе кредитные учреждения, к использованию полукриминальных способов взыскания долгов (так называемая проблема «private enforcement of contracts»), что также увеличивает расходы на обслуживание кредитов и, соответственно, процентную ставку.
Наконец, если имущества гражданина недостаточно, банку выгоднее не забирать у должника последнее имущество, фиксируя в документах дефолт по выданному кредиту, а помочь должнику сохранить имущественный и социальный статус с реструктуризацией выплат по кредиту.
В связи с этим на данном этапе развития рыночных отношений представляется целесообразным законодательное закрепление так называемых «реабилитационных», «восстановительных» процедур в отношении граждан, признанных несостоятельными (банкротами).
Мировая практика регулирования процедур банкротства исходит из признания института «потребительского банкротства» благом для добросовестного гражданина, поскольку позволяет ему в ходе одного процесса освободиться от долгов, предоставив для расчета с кредиторами свое имущество (правовая доктрина «fresh start»).
Необходимо отметить, что в зарубежном законодательстве, регулирующем отношения, связанные с банкротством, имеются достаточно успешные механизмы применения подобных процедур. Законопроект сконструирован с учетом опыта зарубежных законодателей в сфере разрешения проблем, связанных с потребительской задолженностью, в частности США (глава 13 Кодекса о банкротстве 1978 г.), Германии (Закон о банкротстве 1994 г.), Швеции (Закон о банкротстве и принятый в дополнение к нему Акт об освобождении от долгов) и др.

Законопроект направлен на расширение возможностей урегулирования задолженности физических лиц и предусматривает:

— наличия у него постоянного дохода;

— возможность введения реабилитационной процедуры, предусматривающей возможность реструктуризации долгов в соответствии с планом, утверждаемым арбитражным судом на срок до 5 лет;

— предоставление должнику, оказавшемуся в сложном положении, возможности освободиться от долгов, предоставив кредиторам свое имущество и часть доходов (доктрина «fresh start»);

— снижение рисков и расходов кредиторов в связи со сложностью взыскания долгов;

— уменьшение расходов на администрирование процедуры банкротства гражданина.

Законопроект относится к гражданскому законодательству.

В законопроекте также содержатся нормы процессуального права, которыми устанавливаются особенности рассмотрения дела о банкротстве граждан арбитражными судами.

Законопроект предусматривает возможность для кредиторов или должника, при неплатежеспособности последнего, подать в арбитражный суд заявление о признании гражданина-должника несостоятельным (банкротом), с особенностями, вытекающими из существа правоотношений кредиторов с должником – физическим лицом.

В соответствии с законопроектом гражданин признается арбитражным судом банкротом, если установлена его неплатежеспособность, то есть неспособность удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Если не будет доказано иное, предполагается, что должник является не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Законопроектом также предусмотрено, что заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют не менее чем 50’000 рублей и указанные требования не исполнены в установленный срок, за исключением случая, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом должник обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд.

Представляется целесообразным увеличить совокупный объем задолженности, достаточный для возбуждения дела о банкротстве гражданина, так как установленный в настоящее время размер задолженности 10’000 рублей не отвечает требованиям современной ситуации, в связи с тем, что размер расходов по делу о банкротстве, как правило, существенно превышает указанный размер задолженности.

С учетом размера задолженности, установленного в отношении юридических лиц, представляется целесообразным установить совокупный объем задолженности, достаточный для возбуждения дела о банкротстве гражданина, в размере 50’000 рублей.

В целях исключения возможности злоупотреблений со стороны должника посредством использования процедуры банкротства законопроектом предусматривается, что заявление должника может быть подано только при наличии средств на выплату вознаграждения арбитражному управляющему за два месяца.

По результатам проверки обоснованности заявления о банкротстве суд вводит в отношении должника-гражданина конкурсное производство на срок, составляющий 6 месяцев.

Введение данной процедуры означает приостановление взыскания по исполнительным документам, что отвечает международным принципам урегулирования потребительской задолженности, заключающихся в предоставлении должнику времени для изыскания наиболее приемлемых вариантов дальнейших расчетов с кредиторами («мораторий на предъявление требований к должнику»).

В ходе конкурсного производства должник вправе представить в арбитражный суд план реструктуризации долгов, составленный в соответствии с требованиями норм законопроекта и согласованный с большинством кредиторов. С даты утверждения плана реструктуризации долгов арбитражным судом вводится новая процедура, применяемая в деле о банкротстве гражданина – реструктуризации долгов.

Законопроектом сформулированы две группы основных требований, с учетом которых осуществляется разработка плана реструктуризации долгов, – требования к должнику, рассчитывающему на утверждение плана, и требования к самому плану, касающиеся его содержания.

Должник, представляющий план реструктуризации долгов, представляет в суд доказательства:

— отсутствия неснятой или непогашенной судимости по уголовным делам за умышленные преступления в сфере экономики и непривлечения его в течение трех лет до принятия заявления о банкротстве к административной ответственности за хищение, а также умышленное уничтожение или повреждение имущества, преднамеренное или фиктивное банкротство; отсутствия фактов признания его банкротом в течение 5 лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов.

Указанные требования являются стандартными для законодательства многих зарубежных государств и призваны, во-первых, предоставить возможность восстановить свою платежеспособность возможно более широкому кругу лиц, а во-вторых – дать определенные гарантии добросовестности претендента на реструктуризацию долгов для кредиторов и арбитражного суда.

Аналогичные цели преследуют и установленные законопроектом требования к содержанию и процедуре утверждения плана реструктуризации долгов.

План реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке, сроках и размере выплат, направляемых на удовлетворение требований всех кредиторов, и согласовывается должником с большинством кредиторов.

Согласованный план реструктуризации долгов утверждается арбитражным судом.

Вместе с тем законопроектом предусмотрена возможность утвердить план реструктуризации долгов и при отсутствии согласия кредиторов, в том случае, если планом предусмотрено полное удовлетворение требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, а также удовлетворение требований кредиторов третьей очереди в размере равном или большем, чем они могли бы получить при немедленной реализации имущества должника и распределении его доходов.

Срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина ограничен пятью годами, чего в большинстве случаев достаточно для успешного завершения расчетов с кредиторами и освобождения от долгов.

Установленный пятилетний срок полностью соответствует мировой практике разрешения проблем, связанных с потребительской задолженностью.

При этом расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему возмещает кредитор (кредиторы), настоявший на его введении в процесс.

В случае успешного выполнения плана реструктуризации долгов гражданин освобождается от долгов, сохраняя при этом активную социальную позицию.

Если гражданин, напротив, в силу тех или иных причин все же не сумел расплатиться с кредиторами в ходе реструктуризации долга, арбитражный суд выносит определение об отмене плана реструктуризации долгов, признании гражданина банкротом и переходе к конкурсному производству, в ходе которого активы должника, включаемые в конкурсную массу, распределяются между ними пропорционально суммам их требований.

Данные ограничения касаются, прежде всего, возможности повторной подачи гражданином на себя заявления о признании его банкротом и реструктуризации новых долгов (установлен пятилетний «период ожидания» между предыдущей и последующей процедурами банкротства), а также получения новых кредитов в банках без указания на факт признания гражданина банкротом.

В целях исключения возможности злоупотреблений со стороны должника законопроект также предусматривает определенные негативные последствия для должников, в отношении которых установлен факт преднамеренного или фиктивного банкротства, либо неправомерных действий при банкротстве. Согласно законопроекту в случае, если должник привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство, если такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданин не освобождается от обязательств.

Реализация мер, предлагаемых законопроектом, позволит стимулировать граждан-должников и их кредиторов к цивилизованным методам реструктуризации потребительской задолженности.

Принятие законопроекта позволит привести законодательство Российской Федерации о банкротстве в соответствие с текущей рыночной ситуацией.

смотреть:
Каталоги сайта
Посмотри статьи по теме:

  • Арбитражным управляющим признается Гражданин
  • Банкротство субъектов предпринимательской деятельности
  • Банкротство физических лиц презентация закона
  • Федресурс ликбез работа банкротство должника заёмщика банкрота
  • Банкротство физических лиц без регистрации
  • Опыт физических лиц прошедщих банкротство
  • Хочу стать банкротом
  • Банкротство физических лиц польза закона
  • Личное банкротство гражданина: нюансы, о которых стоит знать
  • Ликбез по банкротству физических лиц читать бесплатно

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *