Банкротство с долгами

Единственным законным способом ликвидации организации, имеющей перед ИФНС, ПФР и др. компаниями, является банкротство. В результате этой процедуры будут списаны все долги, а сама организация будет ликвидирована с внесением записи в ЕГРЮЛ. В таких ситуациях, когда у компании есть задолженность перед бюджетом, возможности погасить которую нет, ее обязанностью является подача заявления на банкротство. То есть это не право компании, а обязанность, за которую предусмотрена ответственность. При банкротстве налоговая является кредитором и каких-либо дополнительных преимуществ не имеет. Требования налоговой будут также удовлетворены в порядке очереди, а если быть точнее, то в порядке третьей очереди.

Содержание

Размер задолженности для инициации процесса банкротства налоговым органом

При процедуре банкротства налоговый орган имеет статус кредитора, то есть они также имеют право на участие в собрании кредиторов, а также вправе определять судьбу как имущества должника, так и его самого. Физлицо, коммерческая компания, налоговый орган или любой другой кредитор может осуществлять контроль деятельности арбитражных и финансовых управляющих, а также обжаловать из действие или бездействие.

Важно! Самым частым инициатором банкротства является налоговый орган (ФНС), который является уполномоченным органом в этой процедуре. Поэтому при проведении такой процедуры, налоговая консолидирует задолженность компании перед государственными внебюджетными органами и органами исполнительной власти.

300 000 рублей является порогом, достаточным для инициации процедуры банкротства. При этом суммируется совокупный долг компании по налогам, страховым взносам, а также иным обязательным платежам. Когда инициатором банкротства по налоговой задолженности выступает налоговый орган, то помимо подачи заявления в суд, инспекция также уведомляет государственные внебюджетные фонды, госведомства, а также запрашивает сведения по долгам этой компании. После этого полученные сведения направляют в судебный орган для того, чтобы общая задолженность была включена в реестр требований всех кредиторов.

Оспаривание решение налогового органа

В НК РФ указывается о вступлении решения налогового органа в силу после того, как его утвердило УФНС. Для дальнейшего оспаривания решения в суде не нужно будет дожидаться решения арбитражного суда. В связи с этим необходимо своевременно реализовать свои права, то есть обратиться в арбитражный суд нужно сразу же с момента получения решения от УФНС, а также подать ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения.

Кроме этого, ИФНС проводит только инициацию процедуры банкротства юрлица. Дальнейшей процедурой уже руководит арбитражный управляющий, кандидатура которого представлена заявителем в арбитраж. Это может быть кредитор или уполномоченный орган (Читайте также статью ⇒ Банкротство управляющей компании: причины, последствия).

Порядок банкротства юридического лица налоговой инспекцией

Как уже отмечалось выше, для того, чтобы налоговый орган инициировал банкротство компании, ее задолженность по налогам должна быть не менее 300 тыс. рублей. В том случае, если должник не выполняет требования, ФНС направляет в арбитражный суд заявление о признании компании банкротом. Сделать это можно:

  • не раньше чем через 30 дней, но не позднее 90 дней с даты направления постановления налоговой о взыскании долга за счет имущества или исполнительного листа судебному приставу;
  • в срок до 30 дней с момента получения уведомления от органов исполнительной власти о наличии задолженности по обязательным платежам.

Важно! Если обратиться к судебной практике, то будет понятно, что подать заявление в суд для признания компании банкротом ФНС может и после окончания 90 дней.

Заявление, которое налоговый орган подает в арбитражный суд для признания юрлица банкротом должно отвечать требованиям, которые предусмотрены для заявления кредитора. Одним из них является указание в заявлении ссылки на доказательства оснований возникновения долга, а также его размера. Кроме того, требуется приложение к заявлению соответствующих доказательств. Среди них должно быть решение уполномоченного органа о взыскании долга за счет имущества компании должника, а также иные документы, подтверждающие взыскиваемую сумму и соблюдение процедуры по ее взысканию.

Права налогового органа при инициировании банкротства юрлица

При инициировании банкротства налоговый орган имеет следующие права:

  • обращаться в арбитражный суд, представив заявление о признании компании банкротом;
  • направлять представителей налогового органа на собрание всех кредиторов, взаимодействовать с иными участниками данного процесса и арбитражными управляющими;
  • контролировать должника в вопросах выполнения им обязательств, списание задолженности по окончании конкурсного производства.

Отсрочка процедуры банкротства юрлица

В определенных случаях существует возможность отсрочки обращения налоговой в арбитражный суд для признания компании должником на срок до полугода. Это возможно в том случае, если должник предоставил:

  • копию решения суда, заверенную арбитражным судом, которым установлено предоставление отсрочки или рассрочки по исполнению обязательств по задолженности;
  • документы, которые могут подтвердить, что компания осуществляет взыскание просроченной дебиторской задолженности, сумма которой превышает кредиторскую задолженность компании, а также график погашения.

В случае предоставления последних указанных документов и нарушении графика погашения задолженности, уполномоченный орган вправе подать в арбитражный суд заявление о признании компании банкротом в течение 5 дней.

Можно ли избежать процедуры банкротства?

Важно! Компания не сможет избежать процедуры банкротства при исключении юрлица из ЕГРЮЛ в соответствии с решением ИФНС.

Даже в том случае, если владельцы бизнеса бросают свою компанию в надежде на то, что налоговый орган исключит ее из ЕГРЮЛ как недействующую, то это не поможет избавиться от фирмы и ее долгов.В соответствии с законом №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП», существует возможность закрытия юрлица без ее длительной ликвидации. То есть в том случае, когда происходит ее исключение из ЕГРЮЛ по решению налогового органа.

Без обращения в суд налоговый орган может ликвидировать компанию в случае соблюдения определенных условий:

  • юрлицо в предыдущие 12 месяцев не предоставляло отчетов по налогам и сборам;
  • хотя бы по одному из счетов юрлица не производились операции.

Налоговым органом принимается решение о том, чтобы исключить юрлицо из ЕГРЮЛ, после чего оно подлежит публикации в «Вестнике государственной регистрации». Далее происходит ожидание трехмесячного срока с момента публикации заявлений от заинтересованных лиц возражениями относительно исключения фирмы из ЕГРЮЛ. Если заявлений не поступит, то юрлицо будет признано недействующим.

В настоящее время в Закон о регистрации внесены изменения, согласно которым введен запрет на принятие решения об исключении компании из ЕГРЮЛ в том случае, если по ней ведется производство по делу о банкротстве (Читайте также статью ⇒ Банкротство супруга, созаемщика или поручителя по ипотеке).

Процедура банкротства юридического лица с долгами состоит из нескольких шагов: 1. Формирование + подача заявления. 2. Возбуждение дела о банкротстве. 3. Судебное признание правомерности заявления + установление наблюдения. 4. Осуществление наблюдения (с финансовым анализированием и первым собранием кредиторов). 5. Учреждение конкурсного производства. 6. Само конкурсное производство (с пошаговой инвентаризацией, оценкой и имущественной распродажей). 7. Окончание конкурсного производства и удаление банкрота из ЕГРЮЛ.

Ведение бизнеса — дело изначально непростое и довольное рискованное. Наличие долгов в бизнес-процессе не редкость. Часто избавиться от них позволяет только признание финансовой несостоятельности.

О том, как обанкротить ООО с долгами, в основном говорит ФЗ от 26.10.2002 № 127. Там содержится информация:

  • о показателях банкротства;
  • этапах соответствующего процесса;
  • ответственности конкретных лиц.

Дополнительные сведения (об ответственности участников, размере уставного капитала, режиме закрытия ООО) дает ФЗ от 08.02.1998 № 14, а также ГК РФ (ст. 65).

Куда, кому и при каких условиях заявлять о банкротстве юридического лица

Дела о банкротстве разбираются арбитражным судом по месту регистрации ООО. Обратиться в такой суд с соответствующей инициативой вправе:

  • должники (пользуются правом с соблюдением условий ст. 8-9 ФЗ № 127);
  • конкурсные кредиторы;
  • уполномоченные органы (налоговики, таможенники и т. п.);
  • бывшие и действующие работники юридического лица, которым не выплатили выходные пособия либо зарплаты.

Сумма долга для банкротства юридического лица — это налоговые, кредитные, зарплатные и др. задолженности, которые вместе составляют минимум 300 000 рублей и наличествуют более 90 дней с момента даты исполнения обязательств. Иной минимальный размер долга для банкротства юридического лица установлен в ФЗ № 127 для юридических лиц:

  • сельскохозяйственных — полмиллиона рублей (ст. 177);
  • финансовых — 100 000 руб. и 14 дней существования долга (ст. 183.16);
  • кредитных — 1000 МРОТ и 14 дней наличия долга либо после отзыва лицензии (ст. 189.64);
  • стратегических — миллион рублей (ст. 190);
  • естественных монополий — миллион рублей (ст. 197).

В заявлении о банкротстве, которое подают в суд, обязательно отмечают:

  • размер долга;
  • всех кредиторов;
  • все активы фирмы;
  • почему невозможно взыскать долги;
  • сумму вознаграждения управляющего (ст. 20.6 ФЗ № 127).

Заявление снабжается приложениями:

  • выпиской из ЕГРЮЛ;
  • бухбалансом;
  • регистрационным свидетельством ООО;
  • протоколом, учредительским решением о подаче этого заявления и осуществлении банкротства;
  • уставным образцом.

Частичное погашение долгов, если оставшаяся их сумма равна установленным ФЗ № 127 минимумам, не препятствует суду в принятии заявления о банкротстве.

Банкротство ООО с долгами: пошаговая инструкция 2020

После подачи заявления о признании финансовой несостоятельности ООО в суд и его последующего удовлетворения этапами дефолта станут:

  • наблюдение (длится до полугода, гл. IV ФЗ № 127) — проверяется материальное положение фирмы, калькулируется общее долговое количество, должник готовит бумаги, необходимые в будущем, информирует всех, кого коснется банкротство; проводится первое собрание кредиторов;
  • внешнее управление (до полутора лет с возможностью продления на полгода, гл. VI ФЗ № 127) — часто устанавливается по воле кредиторов. Внешний управляющий принимает все меры для улучшения финансового состояния фирмы;
  • финансовое оздоровление (максимум на два года, гл. V ФЗ № 127), когда юридическое лицо пытается избежать ликвидации, его финансовое состояние улучшается через реструктуризацию долгов. Суд определяет и размеры выплат, и график их внесения;
  • конкурсное производство (максимум полгода с возможностью аналогичного продления, гл. VII ФЗ № 127). Этим занимается специальный управляющий, которого назначает суд. Он распродает имущество ООО через открытые торги и вырученными средствами погашает имеющиеся долги.

На любой стадии дефолта должник и его кредиторы вправе заключить мировое соглашение (гл. VIII ФЗ № 127).

Часто процедура банкротства ООО с долгами укладывается только в наблюдение и конкурсное производство.

Упрощенное банкротство

Упрощенное банкротство фирмы, когда ее банкротят учредители, выглядит так:

  1. Составляется промежуточный ликвидационный баланс.
  2. В арбитражный суд направляется заявление (с приобщениями);
  3. Учредители ООО определяют арбитражного управляющего, которому вверяют дефолтный процесс.
  4. Суд назначает это физическое или юридическое лицо.
  5. Управляющий исследует основания для ответственности руководства.
  6. Долги списываются.
  7. Фирма объявляется банкротом и ликвидируется.

Стандартная процедура

Полнообъемное банкротство ООО выглядит так:

  1. Предоставление заявления в суд.
  2. Назначение временного управляющего, который наблюдает за фирмой с анализом финансовой обстановки.
  3. Деятельность юридического лица продолжается, но управляющий участвует в принятии всех решений.
  4. По окончании наблюдения суд определяет дальнейшие действия.
  5. Определение кредиторов, финансовое оздоровление (для подъема платежеспособности ООО) осуществляет управляющий.
  6. Оплата долгов.
  7. Провозглашение банкротом.
  8. Обусловливается проведение конкурсного производства с назначением надлежащего управляющего.
  9. Сведения об этом печатаются в СМИ для защиты интересов тех, кого затрагивает ликвидация.
  10. Претензии кредиторов принимают два месяца.
  11. Формируется регистр требований.
  12. Фиксируется цена собственности юридического лица.
  13. Взимается дебиторская задолженность.
  14. Формируется конкурсная масса.
  15. Долги выплачиваются в очередности ст. 134 ФЗ № 127.

Банкротство фирмы с долгами: последствия для директора

Директор ООО обладает полномочиями, благодаря которым он влияет на деятельность юридического лица. Следовательно, вероятно его привлечение к субсидиарной (дополнительной) ответственности, если полностью погасить требования кредиторов будет невозможно.

Для привлечения директора к субсидиарной ответственности управляющий или кредиторы подают иск в суд. Возможность подачи такого иска существует еще десятилетие после начала процесса банкротства. Необходимо обосновать виновность директора в возникновении задолженностей. Субсидиарная ответственность возможна из-за совершения сделок, которые существенно вредят кредиторам (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53). Директор избежит такой ответственности, если докажет свою невиновность в невозможности ликвидации задолженностей ООО (подробнее — гл. 3.2 ФЗ № 127).

Директора могут привлечь и к административной ответственности за фиктивный или преднамеренный дефолт (по ст. 14.12 КоАП РФ). Фиктивность здесь — это публично объявленное заведомо ложное информирование о несостоятельности конкретного юридического лица. Преднамеренность — это совершение действий, бездействие, которые заведомо вызывают неспособность юридического лица отвечать по своим обязательствам. За неправомерные действия (сокрытие имущества, фальсификация документов и др.) при банкротстве директор ответит по ст. 14.13 КоАП РФ: в качестве должностного лица — заплатит штраф в размере от 50 000 до 100 000 или будет дисквалифицирован на срок от полугода до 3 лет.

Уголовная ответственность для директора при дефолте по УК РФ наступает за:

  • неправомерные действия по ст. 195;
  • преднамеренность по ст. 196;
  • фиктивность по ст. 197.

В качестве наказания используются:

  • штраф до 500 000 рублей или равный зарплате осужденного за период до 3 лет;
  • ограничение свободы;
  • принудительные работы;
  • арест и т. п.

Использование механизма признания финансово несостоятельным юридического лица, в частности, общества с ограниченной ответственностью, в настоящее время достаточно распространено и часто используется. Это обусловлено тем, что в случае такой процедуры:

  • юридическое лицо полностью освобождается от уплаты тех обязательств долгового характера, которые у него имеются перед различными финансово-кредитными организациями, а также перед государственными органами. Сюда же относятся и задолженности перед сотрудниками организации;
  • все имеющиеся активы общества с ограниченной ответственностью полностью защищены от возможности наложения на них арестов;
  • исключается возможность привлечения учредителей и руководителей юридического лица к административной или налоговой ответственности.

Случаи признания банкротом ООО с долгами

Для того чтобы быть признанным банкротом с имеющимися долгами, общество с ограниченной ответственностью должно соответствовать следующим параметрам:

  • наличие суммы просрочки по взятым на себя обязательствам в объеме от трехсот тысяч рублей. При этом стоимость активов, которые могут быть направлены на погашение таких задолженностей, в рассмотрение не берутся;
  • срок действия просрочки составляет не менее трех месяцев (отсчет ведется от дня первого просроченного платежа по обязательству);
  • юридическое лицо не обладает достаточным уровнем потенциала, который может быть использован для погашения существующих просрочек и задолженностей, в том числе и начисленных за это время процентов и неустоек.

Однако далеко не все юридические лица, имеющие такие признаки, могут пройти процедуру признания финансово несостоятельными. Для того чтобы суд принял такое дело к рассмотрению, на этапе изучения поданного заявления он должен выявить критические признаки невозможности финансового восстановления организации. К таким признакам, в частности, относятся:

  • сокращение значения активов, находящихся в постоянном обороте;
  • увеличение размеров просроченных задолженностей дебиторского типа, что происходит по причине неправильного осуществления расширения имеющихся рынков для сбыта товара, заключение договоров с контрагентами, с которыми ранее взаимодействие налажено не было, выдача займов в крупных размерах тем лицам, которые, по своей сути, являются неплатежеспособными;
  • отсутствие рационального механизма при осуществлении распределения имеющихся доходов и расходов;
  • выявленное и подтвержденное, с практической точки зрения, неправильное взаимодействие с потребителем путем установления несоразмерно высоких цен на продукцию при наличии более качественных и дешевых аналогов на рынке, а также установление цен, характеризуемых как неконкурентные, в отношении предлагаемых потребителям товаров;
  • неправильно установленное соотношение имеющихся на балансе организации активов по отношению к используемым для осуществления деятельности заемным средствам.

Кроме того, при рассмотрении дела арбитражным судом может быть проведен анализ предоставленного бухгалтерского баланса, в котором также могут быть установлены критические признаки относительно невозможности восстановления финансовой состоятельности организации и необходимости проведения процедуры банкротства.

Круг лиц, имеющих право на подачу заявления

Самостоятельно объявить себя банкротом общество с ограниченной ответственностью не имеет права: вынести такое решение может только суд после проведения специальной процедуры по признанию финансово несостоятельным данного юридического лица. Для того чтобы подать заявление о правомерном признании юридического лица банкротом, необходимо входить в установленный законом круг лиц, правомочных на подачу такого заявления. В такой круг лиц входят следующие лица:

  • уполномоченные сотрудники государственных органов контролирующего и надзорного типа (например, сотрудники Федеральной налоговой службы), а также различных государственных фондов, куда должны осуществляться обязательные перечисления денежных средств (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования). Подавать заявление в арбитражный суд о признании общества с ограниченной ответственностью банкротом такие органы вправе только в том случае, если по платежам, которые должны быть направлены в их адрес, образовалась существенная задолженность;
  • контрагенты-кредиторы, перед которыми у юридического лица – потенциального банкрота имеется официально подтверждаемая задолженность за полученный ранее товар, оказанные услуги или выполненные работы. В этом случае потребуется доказать обоснованность и правомерность возникновения такой задолженности документально;
  • финансово-кредитные организации, в отношении которых общество с ограниченной ответственностью имеет просроченные задолженности в отношении имеющихся регулярных платежей по выданным кредитам. В том случае, если задолженность образовалась по нерегулярным платежам, необходимо ждать периода в три месяца для получения права инициировать процедуру признания финансово несостоятельным;
  • руководитель общества с ограниченной ответственностью, а также его учредитель, если у него есть все основания считать, что восстановить финансовую платёжеспособность организации не удастся. Однако в этом случае придется предоставить доказательства обоснованности таких выводов при подаче заявления в суд.

В том случае, если основанием для признания организации банкротом является имеющаяся задолженность перед работниками, инициировать процедуру банкротства может только представитель надзорного органа.

Чаще всего таким представителем является прокурор, который действует в интересах сотрудников общества с ограниченной ответственностью, имеющего долги.

Необходимые документы

В зависимости от того, кто будет подавать заявление о признании несостоятельным юридического лица, необходимо сформировать различные пакеты документов. В общий комплект документов, с которого начинается подготовка материалов для признания общества с ограниченной ответственностью банкротом, входят:

  • заявление о признании организации банкротом;
  • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.

Дальнейший состав пакета будет различаться в зависимости от того, кто выступает инициатором проведения процедуры – учредитель организации, ее руководитель или одно из сторонних лиц, например, кредитор.

Если инициатор ликвидации – учредитель или руководитель юрлица

В случае если речь идет об учредителе юридического лица или о его руководителе, в пакет документов будут входить:

  • финансовый баланс организации, подготовленный сотрудниками финансового подразделения организации, в отношении которой планируется проведение процедуры банкротства;
  • документы, подтверждающие факт постановки на учет организации как плательщика налогов (свидетельство о присвоении ЕГРН);
  • документы о принятии решения о необходимости проведения процедуры банкротства (либо протокол собрания учредителей общества с ограниченной ответственностью, либо решение единственного учредителя или владельца уставного капитала);
  • копия устава организации со всеми имеющимися редакциями.

Если заявление подается кредитором или сотрудником уполномоченного государственного органа

Если заявление о необходимости проведения процедуры признания общества с ограниченной ответственностью финансово несостоятельным подается кредитором или сотрудником уполномоченного государственного органа, то пакет документов будет отличаться. В него потребуется включить:

  • документы, подтверждающие право выступать в качестве инициатора процедуры банкротства (документы, подтверждающие наличие задолженности перед организацией-кредитором, либо выписки из специально рассмотренного прокурорского дела, в котором зафиксированы обстоятельства возникновения долгов перед работниками организации по заработной плате и т. д.);
  • документы, удостоверяющие личность заявителя и подтверждающие его полномочия выступать в качестве автора заявления в арбитражный суд;
  • документы, подтверждающие сроки существующей задолженности (оригиналы и копии платежных документов о последнем совершенном платеже с отметкой о регистрации в специальных базах данных);
  • в случае выступления заявителя от имени юридического лица или государственного органа в виде доверенного лица потребуется предоставить оформленную надлежащим образом доверенность.

Исковое заявление

Особое внимание должно быть уделено исковому заявлению, так как от правильности составления этого документа зависит то, будет ли принято дело к производству или нет. В тексте искового заявления о проведении процедуры банкротства необходимо указать следующие данные:

  • о суде, в который направляется заявление. Выбор происходит в соответствии с территориальной подсудностью общества-должника;
  • о самом должнике (указываются его полное и сокращенное наименования в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, юридический и фактический адреса, идентификационный номер налогоплательщика, данные о руководителе организации);
  • сведения о том, когда возник долг, из-за которого необходимо проводить процедуру признания финансово несостоятельным;
  • данные о тех кредиторах, о которых известно заявителю (в том случае, если заявление подается не учредителем или руководителем, данный раздел информации не включается в состав обязательной к предоставлению – суд сам установит круг кредиторов);
  • сведения об имеющихся активах общества с ограниченной ответственностью, а также о тех имущественных объектах, которые имеются в распоряжении должника;
  • данные о том, по каким причинам у заявителя нет возможности взыскать долги с организации, в адрес которой подается такое заявление.

Образец искового заявления на закрытие ООО можно посмотретьздесь.

Дополнительно можно указать сведения о том, какое вознаграждение планируется перечислить арбитражному управляющему.

Этапы проведения процедуры

Вся процедура признания банкротом общества с ограниченной ответственностью занимает по времени от девяти до двенадцати месяцев, что связано с необходимостью проведения государственными органами проверки для получения информации о том, является ли банкротство фиктивным, или в действительности организация находится в тяжелом финансовом положении, которое исправить не представляется возможным. Однако все стадии будут различаться по своей длительности ввиду того, что в продолжении каждой предыдущей может не быть необходимости по причине отсутствия средств для погашения имеющихся долгов у организации.

Наблюдение

Первой стадией является наблюдение. На этом этапе общество с ограниченной ответственностью продолжает работать в том же порядке, в котором работало ранее. Однако все действия, которые выполняются на данном этапе руководителями организации или ее учредителями, находятся под тщательным контролем арбитражного управляющего. Кроме того, на этом этапе ни одна сделка, которую хотелось бы провести руководству организации, не может быть осуществлена без получения одобрения арбитражного управляющего.

На этапе наблюдения определяется перечень кредиторов организации и отдельно формируется круг тех лиц, которые заявляют свои требования по удовлетворению имеющихся задолженностей. Также на этом этапе не происходит выплата дивидендов, и не осуществляется распределение полученной прибыли. Все это необходимо для того, чтобы понять, возможно ли избежать риска полного признания организации банкротом и ликвидации либо такого действия избежать не удастся и после финансового оздоровления будет проводиться стадия конкурсного производства с вытекающими последствиями.

На этапе наблюдения главной задачей, которая ставится перед арбитражным управляющим, является определение признаков фиктивного банкротства. Срок, в течение которого может проводиться данный этап, не превышает семи месяцев, после чего арбитражный управляющий должен обратиться в суд с предложением о дальнейших действиях в отношении должника.

Финансовое оздоровление

Следующим шагом, в случае возникновения такой необходимости, становится проведение финансового оздоровления. Это следующая стадия банкротной процедуры для любой организации, в том числе для общества с ограниченной ответственностью. Этот этап проводится с целью предпринять попытки «сохранить на плаву» общество.

На данном этапе организация должна осуществлять расчеты с долгами на основании специально разработанного плана. При этом погашение имеющихся долгов происходит в пропорциональном порядке, то есть посредством распределения имеющихся средств между кредиторами в зависимости от объема имеющихся задолженностей.

Для осуществления данного этапа могут быть использованы займы, осуществленные у третьих лиц, которые ранее в виде кредиторов не выступали, а также может быть заключено специальное соглашение с налоговыми органами с целью получения возможности использовать режим льготного налогообложения. Предельный срок для проведения данного этапа – не более двадцати четырех месяцев, в ходе которых должны быть предприняты действия, направленные на восстановление финансовой состоятельности общества с ограниченной ответственностью.

Внешнее управление

Если этап финансовой санации не достиг в должном объеме поставленных целей, может быть введен следующий этап – внешнее управление.

В ходе данного этапа руководство и учредители общества с ограниченной ответственностью полностью лишаются тех полномочий, которыми они были наделены ранее.

Требования кредиторов в этот момент не удовлетворяются, так как на них накладывается мораторий. Это становится причиной высвобождения определенного объема денежных средств (которые ранее должны были быть направлены на уплату задолженностей перед кредиторами). Эти средства направляются арбитражным управляющим на формирование положительной динамики с целью стабилизации юридического лица в экономическом плане.

Конкурсное производство

Если перечисленные действия не возымели должного эффекта, и юридическое лицо не смогло восстановить свое финансовое состояние для продолжения деятельности, наступает финальная стадия процедуры банкротства – введение конкурсного производства. На этом этапе руководитель и учредитель общества с ограниченной ответственностью полностью исключаются из круга лиц, оказывающих влияние на деятельность организации. Главной целью данного этапа становится формирование конкурсной массы, то есть объема денежных средств, которые должны быть подготовлены для осуществления расчетов с кредиторами.

Именно на этом этапе может произойти ситуация, когда общество с ограниченной ответственностью будет ликвидировано с долгами. Возможно это в том случае, если средств конкурсной массы не хватает для осуществления расчетов с имеющимися кредиторами вне зависимости от той очередности, к которой они относятся.

Если арбитражный управляющий не обнаружил того имущества, которое может быть использовано для формирования конкурсной массы, то конкурсное производство прекращается за невозможностью выплаты имеющихся долгов. При этом арбитражный управляющий должен уведомить о выявленном факте суд и получить соответствующее решение. Обращение субсидиарной ответственности на руководителя организации в этом случае не производится, как и на учредителя, что соответствует положениям действующего законодательства о функционировании обществ с ограниченной ответственностью.

Как только суд вынесет соответствующее решение, арбитражный управляющий направляет заявление в Федеральную налоговую службу об исключении общества из Единого государственного реестра юридических лиц, приложив к такому заявлению копию вынесенного решения суда с отметкой о вступлении в силу.

Последствия и риски

Проведение процедуры банкротства общества с ограниченной ответственностью имеет ряд положительных и отрицательных сторон в виде последствий такой процедуры и взаимосвязанных с ней рисков. Если говорить о последствиях данной процедуры, то к ним можно отнести:

  • возможность погашения имеющихся задолженностей, но при наличии новых кредитных обязательств, которые также надо будет погашать в соответствии с установленным сроком внесения платежей;
  • в том случае, если признаков фиктивного банкротства судом не было обнаружено, то руководитель и учредитель общества могут избежать ответственности по факту данной процедуры;
  • в случае назначения опытного управляющего организация может пройти период финансового внутреннего кризиса и начать функционировать полноценно, вернувшись к нормальному финансовому состоянию.

Если же говорить о рисках, то к ним относятся:

  • возможность выявления неправомерных действий руководителей организации или ее учредителей, что может стать причиной признания конкретной ситуации в качестве фиктивного банкротства;
  • проведение большого количества финансовых проверок общества с ограниченной ответственностью с целью выявления всех обстоятельств, которые привели к его финансовой несостоятельности, в результате чего велик риск выявления неправомерных действий со стороны участников общества (например, выявление сделок, которые могут быть признаны недействительными или расценены как неправомерные по причине негативного влияния такой сделки на общую финансовую ситуацию в организации);
  • существенная потеря денежных средств из-за высокой стоимости процедуры банкротства юридического лица в силу необходимости выплаты вознаграждения арбитражному управляющему и привлеченным им лицам для осуществления возложенных на них по суду полномочий.

Ответственность директора и учредителя при банкротстве ООО с долгами

В случае если общество с ограниченной ответственностью признается банкротом с сохранением у него долгов, классической формы ответственности у руководителя организации и ее учредителей не будет. Это обусловлено правилами применения законодательства об обществах с ограниченной ответственностью.

Однако есть один вариант развития событий, когда ответственности (административной или уголовной) избежать не удастся. Таким вариантом является проведение фиктивного банкротства.

Выявить признаки фиктивного банкротства может арбитражный управляющий на этапе наблюдения, о чем немедленно уведомляется суд и имеющиеся кредиторы организации. Также данный вариант банкротства может определить суд в случае, если будет проводиться специальное изучение предоставленных финансовых документов.

Если все доказательства, предоставленные в суд арбитражным управляющим, будут расценены как правомерные, и суд примет решение о признании банкротства фиктивным, все собранные материалы передаются в уполномоченные государственные органы для проведения специальных следственных мероприятий (в случае вероятности привлечения к уголовной ответственности за фиктивное банкротство, осуществленное с мошенническими целями) либо для составления специального протокола о привлечении к административной ответственности (если состав совершенного правонарушения не подпадает под действие Уголовного кодекса Российской Федерации).

Применяемые меры ответственности в данном случае будут определены судом на основании предоставленных материалов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Екатерина Алейникова Юрист. Автор статей. Практика в сфере госзакупок, недвижимости, ДТП, споров со страховыми компаниями Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

действует Редакция от 29.06.2004 Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ МНС РФ от 29.06.2004 N САЭ-3-15/400@ «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТДЕЛЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА УПРАВЛЕНИЯ МНС РОССИИ ПО СУБЪЕКТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа приказ, положение
Принявший орган мнс рф
Номер документа САЭ-3-15/400@
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 29.06.2004
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ МНС РФ от 29.06.2004 N САЭ-3-15/400@ «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТДЕЛЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА УПРАВЛЕНИЯ МНС РОССИИ ПО СУБЪЕКТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТДЕЛЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО СУБЪЕКТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1.1. Отдел обеспечения процедуры банкротства (далее — Отдел) является структурным подразделением Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее — Управление).

1.2. Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями МНС России, положением об Управлении и настоящим Положением.

1.3. Работа Отдела организуется на основе ежемесячных планов, утверждаемых руководителем Управления, и осуществляется во взаимодействии со структурными подразделениями Управления.

1.4. Положение об Отделе утверждается руководителем Управления.

II. Задачи

Основными задачами Отдела являются:

2.1. Участие в реализации прав и исполнении обязанностей в деле о банкротстве и в процедурах банкротства, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

2.2. Участие в обеспечении условий реализации процедур банкротства организаций-должников.

2.3. Подготовка документов для представления в деле о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

2.4. Проведение анализа финансового состояния организаций-должников по платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и оценка их платежеспособности.

2.5. Участие в установленном порядке в подготовке экспертных заключений о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства организаций.

III. Функции

Отдел в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

3.1. Рассматривает заявления о признании должников банкротами и подготавливает решения о направлении или при наличии определенных условий отклонении их подачи в арбитражный суд.

3.2. Обобщает и анализирует информацию о ходе дел о банкротстве и процедурах банкротства.

3.3. Проводит анализ финансового состояния организаций-должников по платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и оценку их платежеспособности.

3.4. Подготавливает документы для представления в деле о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

3.5. Принимает участие в подготовке документов о банкротстве и реализации соответствующих процессуальных прав Управления МНС России по субъекту Российской Федерации при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) арбитражными судами.

3.6. Проводит анализ финансового состояния организации-должника для подготовки к рассмотрению вопросов о целесообразности подачи заявлений в арбитражный суд о признании должника банкротом.

3.7. Принимает участие в разработке предложений по проведению мероприятий по финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций по отраслям промышленности и месту их расположения.

3.8. Анализирует возможные последствия обращения взыскания по обязательным платежам и требованиям Российской Федерации по денежным обязательствам на имущество должника в соответствии с поступившими уведомлениями судебных приставов-исполнителей о произведенном аресте имущества организации-должника и в пределах компетенции подготавливает предложения о действиях, вытекающих из результатов этого анализа, в том числе по подаче заявления в арбитражный суд о несостоятельности (банкротстве) организации-должника.

3.9. Подготавливает заключения по вопросам, связанным с определением несостоятельности (банкротстве) и финансовым анализом организаций.

3.10. Участвует в установленном порядке в подготовке экспертных заключений о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства организаций.

3.11. Принимает участие в подготовке сообщений судебному приставу-исполнителю об осуществлении или неосуществлении действий по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника в соответствии с действующим законодательством.

3.12. Принимает участие в выборе в установленном порядке саморегулируемой организации арбитражных управляющих при направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

3.13. Принимает участие в осуществлении контроля за реализацией процедур банкротства организаций.

3.14. Осуществляет иные функции, связанные с основными задачами Управления.

IV. Обеспечение деятельности Отдела

Отдел для осуществления своих основных функций имеет право:

4.1. Взаимодействовать в пределах сферы своей деятельности и компетенции с отделами Управления, вести переписку и осуществлять другие способы передачи информации по вопросам, входящим в компетенцию Отдела, в соответствии с действующей инструкцией по делопроизводству Управления.

4.2. Запрашивать и получать от отделов Управления информационно-справочные материалы, рекомендации, предложения и заключения по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.

V. Руководство Отдела

5.1. Руководство Отделом осуществляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем Управления.

5.2. Начальник Отдела находится в непосредственном подчинении руководителя (заместителя руководителя) Управления (далее — руководство Управления).

5.3. Начальник Отдела:

5.3.1. Руководит работой Отдела, обеспечивает решение возложенных на Отдел задач, контролирует исполнение работниками должностных обязанностей и поручений.

5.3.2. Разрабатывает и представляет руководству Управления для утверждения должностные инструкции работников Отдела.

5.3.3. Вносит предложения по кандидатурам для назначения на должности, по освобождению от должности, поощрению и привлечению к дисциплинарной ответственности работников Отдела.

5.3.4. Визирует служебную документацию в пределах своей компетенции.

5.4. Начальник Отдела несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных настоящим Положением на Отдел, соблюдение действующего законодательства, исполнение приказов, распоряжений, иных нормативных актов, указаний руководства Управления, сохранность имущества и документов, находящихся в ведении Отдела, обеспечение соблюдения работниками Отдела Правил внутреннего трудового распорядка и исполнительской дисциплины.

5.5. Заместитель (заместители) начальника Отдела координирует работу работников Отдела, обеспечивает качественную и своевременную подготовку документов, выполняет поручения начальника Отдела.

В ходе этих процедур должник будет нести дополнительные издержки, связанные с судебными разбирательствами.

Помимо прочего, ФНС имеет основание применить к должникам меры по ограничению действий с имуществом неплательщика, блокировать счета, запретить выдачу загранпаспорта и закрыть выезд за пределы государства.

Банкротство, инициируемое ФНС

Игнорируемые долги перед налоговой ООО могут привести к запуску процедуры банкротства. Процесс стартует с подачи заявления в судебную инстанцию с требованием начать процедуру.

После одобрения судом назначается арбитражный управляющий, которого наделяют полномочиями исполнительного органа.

В ходе процесса реализуются все официальные активы предприятия-должника. Это радикальная мера, которая позволяет быстро и эффективно удовлетворить все долговые требования перед государственными структурами и другими кредиторами. Кроме того, реализованное имущество послужит источником для покрытия судебных издержек. 📌 Реклама

Как правило, движимое и недвижимое имущество неплательщика в ходе банкротства распродается через электронные торги.

В этих мероприятиях может принять участие любой желающий.

В обязанности арбитражного управляющего входит контроль за тем, чтобы сделки осуществлялись в законном порядке и в рамках, предписанного судом решения.

Этим порядком реализуется, как недвижимость, так и другое имущество. Реализуемые активы заносятся в специальный список и распродаются в законно принятом порядке. Важно отметить, что очередь по погашению задолженности при банкротстве со стороны налоговой будет отличаться от правил, предусмотренных в Гражданском кодексе. Все долги подразделяются на три вида. Среди них реестровые, текущие и зареестровые. Во время процедуры банкротства арбитражный управляющий задается единственной целью — реализовать активы и удовлетворить долговые обязательства перед кредиторами. Он не несет ответственности за коммерческую деятельность бывшего директора предприятия и может отступить от соблюдения договоров, которые заключались в прошлом. 📌 Реклама

По завершению процедуры банкротства с налогоплательщика взыскивается вся задолженность перед государством и кредиторами.

Для должника последствия такого оборота дела могут очень серьезными, поскольку все его имущество может быть реализовано в пользу долгов.

На практике, предприятия, прошедшие через банкротство, больше не возобновляют свою деятельность, поскольку у них не остается никаких финансовых средств.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *