Бухгалтерия бюджетного учреждения

Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета

Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством. Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.1 закона № 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:

  • автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

В следующей таблице представлено сравнение трех видов госучреждений.

Автономные (АУ)

Бюджетные (БУ)

Казенные (КУ)

Основной регулирующий НПА

Закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ

Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ

Бюджетный кодекс РФ

Вид деятельности

Обслуживание в следующих областях: наука, образование, медицина, культура, соцзащита, занятость населения, физкультура и спорт и др. (п. 1 ст. 2 закона № 174-ФЗ, п. 1 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Выполнение гос. функций, а также оказание госуслуг (ст. 6 БК РФ).

Использование доходов от коммерческой деятельности

На свое усмотрение (пп. 2–3 ст. 298 ГК РФ).

Перечисляются в бюджет (п. 3 ст. 161 БК РФ)

Расчетные счета

В Федеральном казначействе и коммерческих банках (п. 3 ст. 2 закона № 174-ФЗ)

Только в Федеральном казначействе (п. 9 ст. 9.2 7-ФЗ, п. 4 ст.161 и ст. 220.1 БК РФ)

Владение имуществом

На праве оперативного управления. Собственником является РФ, субъект РФ, муниципалитет (п. 1 ст. 3 закона № 174-ФЗ, п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Распоряжение имуществом

Должно быть получено согласие собственника:

  • для недвижимости, переданной собственником или купленной на средства, выданные им;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного на средства, выданные им.

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Должно быть получено согласие собственника:

  • для любой недвижимости;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного за средства, полученные от собственника.

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Необходимо согласие собственника для действий с любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Крупные сделки (п. 1 ст. 15 закона № 174-ФЗ), которые совершаются только с одобрения наблюдательного совета АУ (п. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ) или учредителя БУ (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) независимо от вида имущества

Ответственность
по
обязательствам

Отвечает по своим обязательствам своими активами (за исключением тех, на распоряжение которыми нужно согласие учредителя). Если обязательства образованы по причине причинения вреда гражданам, при нехватке активов, которыми можно распоряжаться, ответственность несет учредитель (п. 5 ст. 2 закона № 174-ФЗ, пп. 5–6 ст. 123.22 ГК РФ)

Отвечает по обязательствам денежными средствами, при нехватке таковых отвечает учредитель (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ)

Источник финансирования

Субсидии (п. 1 ст. 78.1 БК РФ)

Бюджетная смета (п. 2 ст. 161 БК РФ)

Об особенностях бюджетной бухотчетности читайте в статье «Порядок сдачи бюджетной отчетности в налоговую».

Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету

Прежде чем разобрать планы счетов, применимые к госучреждениям, отметим, что главным нормативным актом по бухучету является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который обязаны применять не только коммерческие организации, но и некоммерческие, в том числе и государственные. Этот закон содержит базовые требования к бухучету и правила его ведения в РФ. Перечислим основные из них:

  1. Ведение бухучета обязательно для всех субъектов экономики, за исключением ИП и подразделений иностранных организаций, если они соблюдают правила налогового законодательства.
  2. Глава экономического субъекта ответственен за функционирование бухгалтерской службы.
  3. Организация должна составлять учетную политику самостоятельно.
  4. Необходимо регистрировать все экономические события организации в первичных документах, данные из которых переходят в регистры бухучета.
  5. Активы и обязательства подлежат периодическому пересчету.
  6. Все данные в бухучете регистрируются в рублях.
  7. Организация должна обеспечивать достоверность содержащейся в отчетности информации.
  8. В организации должны быть налажены процедуры внутреннего контроля.

Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.

На базе принципов бухучета для госорганизаций разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:

  • приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н для АУ;
  • приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н для БУ;
  • приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н для КУ.

Отметим еще один нюанс в терминологии. Часто словосочетание «бюджетный учет» употребляют применительно ко всем видам госучреждений. Однако исходя из формулировок, используемых в перечисленных выше НПА, АУ и БУ ведут бухгалтерский учет, а вот государственные органы, внебюджетные фонды и прочие учреждения, указанные в п. 1 инструкции (приказ № 162н), ведут бюджетный учет.

Также важно уделить внимание другим основным законодательным актам, которые необходимы для ведения учета в госучреждении. Приказ Минфина России от 29.11.2019 № 207н содержит перечни КБК на 2020 год, а приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н утвержден порядок применения КОСГУ с 01.01.2019. Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н и инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, содержат формы отчетности и правила их заполнения. Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетников. Помимо того, имеется ряд правовых актов для определенных отраслей и прочих специфических НПА.

В феврале 2019 года были внесены правки в некоторые КОСГУ. Какие проводки изменились для бюджетных, унитарных и казенных учреждений, узнайте в Обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

План счетов госучреждения содержит 5 разделов. В первый раздел «Нефинансовые активы» входят:

  • основные средства в разрезе различных групп и видов;
  • нематериальные активы;
  • непроизведенные активы;
  • производственные запасы, товары, готовая продукция;
  • амортизация;
  • вложения в нефинансовые активы;
  • расходы.

Необычным подразделом для знакомых только с классическим бухучетом могут быть непроизведенные активы, которыми являются земля, ресурсы недр и прочие активы, не созданные человеком на производстве. Они отражаются в бухучете по первоначальной стоимости, только когда начали участвовать в экономическом обороте (кроме земли). А получение прав на пользование такими объектами показывается за балансом на счете 01. Земельные участки числятся по кадастровой стоимости. Еще одной особенностью является применение счета для вложений в материальные запасы. Он используется для аккумулирования затрат на производство или покупку материалов.

Более детально о первом разделе плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».

Второй раздел «Финансовые активы» охватывает:

  • денежные средства с указанием мест их хранения;
  • финансовые вложения, а именно все виды ценных бумаг и участие в других компаниях;
  • дебиторскую задолженность, относящуюся к контрагентам, плательщикам страховых социальных взносов, налоговым поступлениям, выданным кредитам и т. д.;
  • авансы работникам, контрагентам, иностранным организациям и т. д.;
  • вложения в финансовые активы.

Кредиторская задолженность по кредитам, заработной плате, долги контрагентам за товары, работы услуги, обязательства по перечислениям другим госструктурам, социальным выплатам, оплате налогов и т. д. содержатся в третьем разделе «Обязательства».

В четвертом разделе «Финансовый результат» сгруппированы счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В основном состав активов и обязательств сравним с соответствующими статьями в небюджетных организациях, но также есть и отличия, как в перечне возможных счетов, так и в их бухучете. В инструкции к единому плану счетов можно найти информацию по учету и по использованию счетов.

Особенностью учета в госучреждениях, помимо прочего, является наличие раздела 5 «Санкционирование расходов» в плане счетов. Он необходим для записи получения и использования денежных средств, выделенных из бюджета, лимитов обязательств, полученных от распорядителей бюджетов, использования этих лимитов, планируемых доходов и расходов. То есть при поступлении уведомления от вышестоящих органов на текущий период о лимитах на приобретение, например, материально-производственных запасов учреждение отражает это на счетах учета. Проводки со счетами данного раздела содержатся в пп. 190–209 (приказ № 183н), пп. 161–180 (приказ № 174н), пп. 131–150 (приказ № 162н) инструкций к планам счетов. Бухгалтерские записи по санкционированию расходов делаются между счетами этого раздела.

Для госучреждений предусмотрено 30 забалансовых счетов. Подход для записи на них такой же, как в учете коммерческих организаций, с помощью односторонней записи, то есть только по дебету для поступлений и только по кредиту — для выбытий. За балансом числится имущество, которое не находится в оперативном управлении, гарантии, награды, бланки строгой отчетности, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, и пр. Организация также имеет право самостоятельно открыть дополнительные забалансовые счета для осуществления контроля сохранности имущества и других задач управления.

Счета учета в государственных организациях

Номер счета бухучета для госучреждений состоит из 26 разрядов, о чем сказано в п. 21 единого плана счетов. В следующей таблице описано значение каждого разряда:

Номер разряда счета

1–17

19–21

24–26

Классификационный признак поступлений и выбытий

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета по КОСГУ

Увидеть расшифровку номера счета на примере можно .

С разрядами 18–26 все однозначно, значения для разрядов 19–26 указаны в самих таблицах частных планов счетов, разряд 18 выбирается из значений 1–9 в соответствии с классификацией, обозначенной в п. 21 единого плана счетов. Причем при ведении бюджетного учета для разряда 18 используются только значения 1 — обеспечение за счет средств соответствующего бюджета, 3 — обеспечение за счет средств во временном распоряжении.

Для заполнения разрядов 1–17 необходимо познакомиться с бюджетной классификацией. Она нужна для того, чтобы соотнести показатели из разных бюджетов, которые составляют бюджетную систему страны. Она является базой для разработки нумерации счетов бухучета госучреждений. Система кодировки описана в указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н. КБК состоят из 20 знаков и делятся на коды, обозначающие доходы, расходы, источники. В таблице ниже приведен состав кода бюджетных расходов.

Номер разряда КБК (кода расходов)

1–3

4–5

6–7

8–12

13–17

Код главного распорядителя бюджетных средств

Код раздела

Код подраздела

Код целевой статьи

Код вида расходов

Программная (непрограммная) статья

Направление расходов

группа

подгруппа

элемент

Приложение 2 к указаниям № 85н

Приложение 3 к указаниям № 85н

Приложение 4 к указаниям № 85н

Чтобы определить знаки 1–17 для счета АУ и БУ, необходимо следовать следующей схеме:

Номер разряда счета АУ или БУ

1–2

3–4

5–14

Соответствующий номер разряда КБК

4–5

6–7

На месте разрядов 5–14 ставятся нули (п. 3 приказа № 183н, п. 2.1 приказа № 174н), если иного не прописано в учетной политике.

Для счетов бюджетного учета (КУ и прочие организации, указанные в приказе № 162н) на место разрядов 1–17 переносятся разряды 4–20 КБК (либо разряды 1–17 КБК переносятся на место разрядов 1–17 счета для финансовых органов). Приложение 2 к инструкции № 162н содержит информацию о виде КБК, который нужно применять для каждого счета.

О ведении бухучета в КУ подробнее читайте в материале «Правила ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях».

Итоги

Для определения правил ведения бухучета необходимо понять, какой вид государственных учреждений нам интересен, поскольку существует 4 плана счетов для бюджетников. В едином плане счетов содержатся общие правила, а в остальных 3 частных планах счетов можно найти детальные примеры использования счетов, перечни типовых проводок и разъяснения по структуре счета.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Бухгалтерский учет исполнения плана финансирования осуществляется по мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в государственных учреждениях.

Бухгалтерский учет в государственном учреждении осуществляется бухгалтерской службой государственного учреждения, являющейся его самостоятельным структурным подразделением или централизованной бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.

В государственных учреждениях, не имеющих бухгалтерскую службу, бухгалтерский учет и отчетность может осуществляться соответствующим специалистом, назначенным письменным распоряжением руководителя государственного учреждения.

Руководитель обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками государственного учреждения, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

Основанием для отражения записей в регистрах бухгалтерского учета служат надлежаще оформленные первичные документы, которые фиксируют факт совершения операции или события.

Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события, если это не представляется возможным непосредственно по окончании операции или события.

Первичные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), дату составления; наименование организации или фамилию и инициалы, от имени которого составлен документ; содержание операции или события; единицы измерения операции или события (в количественном и стоимостном выражении); наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления; регистрационный номер налогоплательщика.

Электронный образ первичного документа имеет силу первичного документа, оформленного на бумажном носителе. Использующий электронные подписи должен установить надлежащие меры предосторожности и контроля, касающиеся права использования и доступа к электронным подписям.

При составлении первичных документов и регистров бухгалтерского учета на электронных носителях государственные учреждения должны изготовить копии таких документов на бумажных носителях для других участников операций, а также по требованию государственных органов, которым такое право требования предоставлено в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

В необходимых случаях в первичном документе могут быть приведены дополнительные реквизиты: номер документа, название и адрес государственного учреждения, основание для совершения операции, зафиксированной документом, другие дополнительные реквизиты, определяемые характером документируемых операций.

В первичных документах как в текстовой части, так и цифровых данных подчистки и неоговоренные исправления не допускаются.

Ошибки в первичных документах исправляются путем зачеркивания неправильного текста или суммы и надписания над зачеркнутым правильного текста или суммы. Зачеркивание производится тонкой чертой так, чтобы можно было прочитать ранее написанное. Исправление ошибки в первичном документе должно быть оговорено надписью «Исправлено» и подтверждено подписями лиц, подписавших документ, с указанием даты внесения исправления.

Внесение исправлений в кассовые и банковские первичные документы не допускается.

Проверенные и принятые к учету документы сисТематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и оформляются мемориальными ордерами — накопительными ведомостями, которым присваиваются следующие постоянные номера:

  • — мемориальный ордер 1 — накопительная ведомость по кассовым операциям ф. 381;
  • — мемориальный ордер 2 — накопительная ведомость по движению средств на кодах государственных учреждений ф. 381;
  • — мемориальный ордер 3 — накопительная ведомость по учету денег на КСН платных услуг, КСН спонсорской, благотворительной помощи, КСН временного размещения денег, на счете в иностранной валюте и специальных счетах бюджетного инвестиционного проекта по внешним займам и грантам ф. 381;
  • — мемориальный ордер 5 — свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям ф.405;
  • — мемориальный ордер 6 — накопительная ведомость по расчетам с организациями ф.408;
  • — мемориальный ордер 7 — накопительная ведомость по расчетам в порядке авансовых платежей ф.408;
  • — мемориальный ордер 8 — накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами ф.386;
  • — мемориальный ордер 9 — накопительная ведомость по выбытию и перемещению активов ф.438;
  • — мемориальный ордер 10 — накопительная ведомость по выбытию и перемещению малоценных и быстроизнашивающихся предметов ф.438;
  • — мемориальный ордер 11 — свод накопительных ведомостей по приходу продуктов питания ф.398;
  • — мемориальный ордер 12 — свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания ф.411;
  • — мемориальный ордер 13 — накопительная ведомость по расходу материалов ф.396;
  • — мемориальный ордер 14 — накопительная ведомость начисления доходов от реализации товаров (работ, услуг) ф.409;
  • — мемориальный ордер 15 — свод ведомостей по расчетам с родителями за содержание детей ф.406.

По остальным операциям и по операциям «Сторно» составляются отдельные мемориальные ордера ф.274, которые нумеруются начиная с 16 за каждый месяц в отдельности.

Мемориальные ордера подписываются главным бухгалтером или его заместителем и исполнителем.

Все мемориальные ордера регистрируются в книге «Журнал-главная» ф.308. Учет в книге «Журнал-главная», как правило, ведется по субсчетам.

Аналитический учет ведется в учетных регистрах (в книгах, карточках, накопительных ведомостях и др.).

Обеспечение государственного учреждения инструктивными документами для ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности осуществляется администраторами бюджетных программ.

1. План счетов бухгалтерского учета.

Для бухгалтерского учета операций исполнения плана финансирования государственными учреждениями применяется следующий план счетов:

В разделе «Активы» учитываются наличие и движение всех принадлежащих государственному учреждению активов, в том числе и сданных в аренду.

На счетах раздела «Материальные запасы» учитываются принадлежащие государственному учреждению, строительные материалы, оборудование к установке, материалы, продукты питания, топливо и горючее, корма, фураж, тара, запасные части к машинам и оборудованию, продукция и изделия подсобных хозяйств, молодняк животных и животные на откорме, материалы для учебных, научных и других целей, а также материалы длительного использования и на лабораторном испытании, спецоборудование для хоздоговорных научно-исследовательских работ.

В разделе «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» учитываются наличие и движение всех принадлежащих государственному учреждению малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

В разделе «Затраты на производство и другие цели» учитываются затраты, планируемые по планам поступлений и расходов денег от реализации товаров (работ, услуг), на изготовление изделий и продукции производственных (учебных) мастерских, подсобных сельских и учебно-опытных хозяйств, по изданию печатной продукции и оказанию услуг, по выполнению научно-исследовательских и конструкторских работ по договорам с государственными учреждениями по изготовлению экспериментальных устройств, а также затраты по заготовке и переработке материалов.

На счетах раздела «Денежные средства» государственные учреждения учитывают операции по коду государственного учреждения, по КСН платных услуг, по КСН спонсорской, благотворительной помощи, по КСН временного размещения денег, по счету в иностранной валюте и по специальным счетам бюджетного инвестиционного проекта по внешним займам и связанным грантам, а также по учету денег в кассе и прочих денежных документов.

На счете раздела «Внутриведомственные расчеты по финансированию» учитываются расчеты по финансированию из бюджета, возникающие в процессе исполнения плана финансирования между администраторами бюджетных программ и подведомственными им государственными учреждениями.

В разделе «Расчеты» учитываются расчеты с поставщиками и подрядчиками за товары, выполненные работы и оказанные услуги, расчеты с бюджетом по взносам социального налога и другим платежам, с подотчетными лицами, рабочими и служащими, стипендиатами, депонентами, с родителями за содержание детей в школах-интернатах и других детских учреждениях, прочими дебиторами и кредиторами, расчеты по обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды, и другие виды расчетов.

В разделе «Расходы» учитываются фактические расходы по средствам, производимым государственными учреждениями на мероприятия, предусмотренные по плану финансирования, а также расходы, полученные из других бюджетов.

В разделе «Финансирование» учитывается счет 23, который применяется администраторами бюджетных программ

В разделе «Фонды и средства целевого назначения» учитывается счет 24, который подразделяется на субсчета: 240 «Фонд материального поощрения»; 245 «Гранты»; 246 «Фонд производственного и социального развития»; 247 «Внутреннее кредитование»; 248 «Кредиты банка»; 249 «Внешние займы».

В разделе «Реализация продукции» (счет 28) учитывается реализация готовых изделий и продукции производственных (учебных) мастерских, подсобных сельских и учебно-опытных хозяйств, готовой печатной продукции, оказания услуг.

На «Забалансовых счетах» учитываются ценности, временно находящиеся в государственном учреждении и не принадлежащие ему (арендованные активы, материальные ценности, принятые на ответственное хранение или переработку), а также бланки строгой отчетности, путевки в дома отдыха и санатории и др. Учет на забалансовых счетах ведется по простой системе.

2. Учет операций по исполнению плана финансирования по бюджету и внебюджетным средствам.

На счете 14 «Внутриведомственные расчеты по финансированию» учитываются расчеты по финансированию из бюджета, возникающие в процессе исполнения плана финансирования между администраторами бюджетных программ и подведомственными им государственными учреждениями. Этот счет подразделяется на субсчета:

  • 140 «Расчеты по финансированию из бюджета на расходы государственного учреждения и другие мероприятия»;
  • 142 «Расчеты по финансированию за счет других бюджетов»;
  • 143 «Расчеты по финансированию из бюджета капитальных вложений».
  • 141. На субсчете 140 «Расчеты по финансированию из бюджета на расходы государственного учреждения и другие мероприятия» государственные учреждения учитывают суммы финансирования, полученные от администраторов бюджетных программ. Администраторы бюджетных программ на этом субсчете учитывают суммы произведенного финансирования подведомственных государственных учреждений.

Администраторы бюджетных программ в дебет соответствующего субсчета счета 14 «Внутриведомственные расчеты по финансированию» записывают суммы финансирования подведомственных государственных учреждений и расходы, произведенные для подведомственных государственных учреждений за счет ассигнований по плану финансирования на централизованные мероприятия, а в кредит — уменьшение финансирования подведомственных государственных учреждений и суммы расходов, произведенных государственными учреждениями за год.

141-1. В государственных учреждениях результаты по операциям, связанным с поступлениями в соответствующий бюджет в виде стоимости товаров (работ, услуг) и расходованием их, отражаются как финансирование за счет соответствующего бюджета.

При этом указанные в них суммы по операциям, связанным с поступлениями в соответствующий бюджет в виде стоимости товаров (работ, услуг) и расходованием их, отражаются по дебету соответственно субсчета 098 «Плановые назначения на принятие обязательств по операциям, связанным с поступлениями в республиканский бюджет в виде стоимости товаров (работ, услуг) и расходованием их», 108 «Плановые назначения на принятие обязательств по операциям, связанным с поступлениями в местный бюджет в виде стоимости товаров (работ, услуг) и расходованием их» и по кредиту субсчета 140 «Расчеты по финансированию из бюджета на расходы государственного учреждения и другие мероприятия». Одновременно производится вторая запись с отражением по дебету субсчета 158 «Расчеты по операциям, связанным с поступлениями в бюджет в виде стоимости товаров (работ, услуг) и расходованием их» и по кредиту субсчета 098 «Плановые назначения на принятие обязательств по операциям, связанным с поступлениями в республиканский бюджет в виде стоимости товаров (работ, услуг) и расходованием их», 108 «Плановые назначения на принятие обязательств по операциям, связанным с поступлениями в местный бюджет в виде стоимости товаров (работ, услуг) и расходованием их». По окончании финансового года списание произведенных расходов осуществляется заключительными оборотами записью по дебету субсчета 140 «Расчеты по финансированию из бюджета на расходы государственного учреждения и другие мероприятия» и кредиту субсчета 200 «Расходы по бюджету на содержание государственного учреждения и другие мероприятия в пределах утвержденного плана финансирования».

  • 143. На субсчете 142 «Расчеты по финансированию за счет других бюджетов» учитываются суммы финансирования, полученные на проведение отдельных мероприятий за счет других бюджетов.
  • 144. На субсчете 143 «Расчеты по финансированию из бюджета капитальных вложений» учитываются суммы финансирования капитальных вложений и других мероприятий за счет бюджета.
  • 145. Государственные учреждения учет расчетов по субсчетам 140, 142, 143 ведут на карточках ф.283 в разрезе показателей, предусмотренных в справке «О движении сумм финансирования из бюджета» к балансу исполнения плана финансирования.

При составлении сводного баланса остатки по субсчетам 140, 142, 143, 145 в активе баланса администратора бюджетных программ по этим субсчетам в пассиве балансов подведомственных государственных учреждений взаимно исключаются.

Медицинские учреждения могут действовать на основе частного или бюджетного финансирования. Законодательством разрешено создавать клиники образованием юридических лиц или путем регистрации в качестве ИП. Для работы в сфере медицинских услуг необходимо оформить лицензию. После получения разрешительной документации можно оказывать услуги по амбулаторному и стационарному лечению, экстренной помощи и санаторно-курортному оздоровлению.

Вопрос: Можно ли для целей отсрочки или рассрочки уплаты налога подтвердить письмами главных распорядителей бюджетных средств факт задержки финансирования из бюджета?
Посмотреть ответ

Организация учета в медицинских учреждениях

Организация системы бухгалтерского учета в бюджетных медучреждениях строго регламентирована. Основное отличие их деятельности от коммерческих предприятий – отсутствие большой свободы действий и преобладание бесплатных видов услуг. Правила обслуживания пациентов закреплены в правительственном Постановлении от 4 октября 2012 года №1006. Тарификация услуг коммерческими структурами производится на основании решения руководства. В бюджетных организациях за ценообразование отвечают государственные органы.

Учетная политика

Для создания эффективной системы учета на предприятии инициируется разработка и утверждение учетной политики. Документ носит локальный характер, содержит нормы и стандарты отражения операций для конкретного учреждения с привязкой к законодательным положениям. Текст документа утверждается руководством компании.

Учетная политика должна быть сформирована на этапе открытия предприятия. На протяжении работы организации документ не надо аннулировать и принимать заново, при необходимости разрешено вносить в него изменения и дополнения. Структура учетной политики медицинских предприятий:

  1. Блок с организационной информацией. В нем приводятся формы ведения учета, утверждается рабочий вариант плана счетов и типовые корреспонденции по основным хозяйственным операциям. В разделе указывают перечень и формы первичной документации, которая должна применяться должностными лицами учреждения. В первой части учетной политики фиксируются правила документооборота и назначаются лица, которые наделяются правом подписи.
  2. В следующем пункте раскрывается технология обработки сведений из документов, согласовывается порядок мониторинга операций и выдачи наличных денежных средств работникам предприятия, закладываются правила распределения накладных затрат.
  3. Отдельный раздел должен быть посвящен особенностям применяемой системы налогообложения и списку льгот по налоговым ставкам.

Из каких разделов состоит учетная политика для целей налогообложения?

Особенности бухгалтерского учета в коммерческих медицинских организациях

Основная цель создания клиник и медицинских центров с частным капиталом – извлечение прибыли. Доходы формируются за счет оказания платных услуг населению или юридическим лицам.

ВАЖНО! Частные медицинские организации отражают операции по рабочему плану счетов, созданному на основе Приказа Минфина от 31 октября 2000 г. под №94н.

Осуществляемые расходы компаний отражаются в учете на 20 счете. Структура затрат представлена:

  • оплатой стоимости лекарственных препаратов;
  • расходами на инвентарь, медицинское оборудование;
  • оплатой труда персонала;
  • суммами перечислений в бюджет в счет погашения налоговых обязательств.

Медицинским предприятиям предоставлена возможность оказания услуг, подлежащих обложению НДС и освобожденных от этого вида налога. При наличии льготной категории операций в бухгалтерском учете необходимо организовать раздельный их учет с обычными видами услуг. Перечень ситуаций, позволяющих обойтись без начисления НДС, приведен в ст. 149 НК РФ.

Бухгалтерия учреждения в своей работе ориентируется на нормы ПБУ 10/99. Этот документ регламентирует порядок признания расходов и приводит упрощенную классификацию затрат. По стандарту расходы подразделяются на обычные, операционные и внереализационного характера. Траты, осуществляемые при проведении медицинских манипуляций в рамках услуг клиентам, причисляются к обычным видам деятельности. Их отражают в учете в размере фактически понесенных расходов.

Доходные операции показываются на счетах учета по правилам, оговоренным в ПБУ 9/99. В медицинских учреждениях доходными поступлениями по обычным видам хозяйственной деятельности являются принимаемые платежи за оказание платных услуг.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Доходы признаются в учете только после фактического оказания медицинской услуги.

Для отражения сумм доходов используется 90 счет. На его субсчетах аккумулируется выручка, себестоимость и НДС и выводится сумма прибыли или убытка. Выручку показывают через корреспонденцию с участием Д62 и К90.1. Параллельно производится списание суммы сформированной себестоимости по услуге через дебетование 90.2 и кредитование 20 счета.

Учет медикаментов и расходных материалов

В учете медицинских организаций к категории МПЗ относятся:

  • медикаменты;
  • расходное сырье и материалы.

Их оприходование осуществляется по накладным, получаемым от поставщиков. Стоимость отгружаемых МПЗ отражается в дебете 10 счета с разбивкой по номенклатурным группам. Для списания ценностей предприятие может использовать метод, который прописан в учетной политике:

  • способ списания по стоимости единицы изделия;
  • методика ФИФО;
  • вариант со средней стоимостью.

Как отражаются в бухгалтерском учете затраты на аптечку с медикаментами для работников?

Для медучреждений характерно проведение постоянного мониторинга сроков годности лекарственных препаратов. Для реализации контрольных мероприятий руководством предприятия назначается отдельное должностное лицо. При выявлении просроченных экземпляров медикаментов они должны быть возвращены поставщику или переданы на утилизацию. Документальное оформление избавления от просроченных лекарств производится путем составления акта. В нем прописываются наименования препаратов, их номерные обозначения и серии, сроки годности.

Процедура инвентаризации в медицинских структурах не отличается от стандартного алгоритма действий. Исключение составляют психотропные вещества и препараты, относимые к группе наркотических веществ.

ЗАПОМНИТЕ! Контроль медикаментов особого назначения (наркотических и психотропных) отличается от общепринятых стандартов, он регламентируется нормами Закона от 8 января 1998 г. №3-ФЗ.

Если по средствам особого назначения обнаруживаются недостачи, то о выявленном несоответствии в трехдневный срок надо сообщить в МВД. Инвентаризационные мероприятия реализуются каждый месяц. В состав комиссии можно включать только персонал с актуальным допуском к работе с наркотическими веществами.

Ежемесячно по каждому врачебному кабинету делается подсчет норм расходования материалов, сведения о фактическом использовании вносятся в отчет. Документы передаются в бухгалтерию. Типовые корреспонденции счетов:

  • принятие к учету медикаментов и расходного сырья – Д10 – К60;
  • Д20 – К10 – запись при расходовании лекарственных препаратов.

Учет медицинской техники и оборудования

Медицинское оборудование учитывается в составе основных средств. Они подлежат амортизации. Выбор способа амортизации осуществляется по нормам ПБУ 6/01. Каждой единице оборудования присваивается индивидуальный инвентарный номер. Приемка и постановка на учет техники осуществляется на основании:

  • товарной накладной;
  • акта приемки-передачи ОС;
  • карточки ОС-6.

Примеры бухгалтерских проводок:

  • Д07 – К60 на предприятие поступило медицинское оборудование к установке;
  • Д07 – К76 – отражается сумма средств, потраченная на доставку техники;
  • Д08 – К07 – списана фактическая стоимость оборудования, учтены расходы на его монтаж;
  • Д01 – К08 – оборудование установлено, настроено и готово к эксплуатации, техника переводится в состав основных средств.

Особенности учета в бюджете

Бюджетные медицинские структуры могут оказывать платные услуги. В ежегодную смету доходов и расходов должно быть включено предполагаемое финансирование из бюджета и плановые показатели поступлений от платного набора услуг. Выручка от коммерческой деятельности направляется на оплату счетов, связанных с осуществлением платных услуг, погашение налоговых обязательств. Оставшиеся ресурсы показываются как доход бюджета.

Имущественные активы государственными медицинскими структурами эксплуатируются на праве оперативного управления. Списание вышедшего из строя или устаревшего оборудования производится после документального обоснования необходимости такого действия комиссией. Для согласования процедуры с собственником списываемых объектов используются:

  • списки оборудования, подлежащего списанию;
  • копии решения по созданию комиссии, занимающейся вопросами списания основных средств;
  • копии, снятые с протокола заседания комиссии;
  • акты на списание техники.

Документальное оформление снятия с учета оборудования происходит путем заполнения акта формы 0306003 или формы 0306033.

К СВЕДЕНИЮ! Отражение в учете операций по списанию имущества невозможно, если нет документов на согласование процедуры вывода из эксплуатации конкретных объектов.

Медикаменты списываются в таких случаях:

  • при просрочке Д 0 401 101 72 – К 0 105 21 440;
  • при выявленных недостачах, оформленных актом, дебетуется 0 401 101 72 и кредитуется 0 105 214 40 (0 105 314 40);
  • при продаже через аптеку по дебету показывается 2 401 101 30, а по кредиту – 2 105 214 40 (2 105 314 40).

Если после утилизации медоборудования остались материалы, подлежащие оприходованию, в учете делается запись между дебетом 0 105 00 000 и кредитом 0 401 10 172. Стоимость материалов определяется по текущим рыночным ценам.

Нюансы налогообложения

Медицинские организации наделены правом применять ставку по НДС в размере 0%. Норма закреплена в ст. 284.1 НК РФ. Получаемые организацией средства от страховой компании в рамках программы ОМС не включаются в базу налогообложения налогом на прибыль. Не входят в налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль и доходы, которые были получены медучреждением в форме имущества по программе целевого финансирования.

Частные медицинские предприятия могут выбрать общую систему налогообложения или перейти на УСН. В случае с УСН выгодно использовать схему налогообложения «доходы за минусом расходов». ЕНВД для медицинского профиля деятельности нельзя применять.

План счётов бюджетного учёта — систематизированный перечень счетов, пронумерованных в определенном порядке и предназначенных для ведения бюджетного учета. План счётов бюджетного учёта, включающий бюджетную классификацию,- ключевой инструмент при разработке статистики бюджета. Номер счета плана счетов бюджетного учета состоит из 26 разрядов.

При формировании номера счета плана счётов бюджетного учёта используется структура: разряды с 1 по 17- коды классификации доходов бюджетов, классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов (без кода классификации операций сектора государственного управления); 18 разряд- код вида деятельности (1- для бюджетной деятельности, 2- для приносящей доход деятельности, 3- для деятельности со средствами, находящимися во временном распоряжении, 4- для деятельности некоммерческих организаций государственного управления сектора, не являющихся участниками бюджетного процесса); 19- 21 разряды- код синтетического счета плана счётов бюджетного учёта; разряды 22 и 23- код аналитического счета плана счётов бюджетного учёта; разряды с 24 по 26–- код классификации операций сектора государственного управления. Разряды с 18 по 26 образуют код счета бюджетного учета.

Применение кода классификации операций сектора государственного управления в составе кода счета бюджетного учета позволяет отразить изменение (увеличение или уменьшение) соответствующего объекта учета. Напр., для нефинансовых активов используются коды классификации операций сектора государственного управления, отражающие увеличение или уменьшение стоимости соответствующих объектов учета: 310 (увеличение стоимости осн. средств) и 410 (уменьшение стоимости осн. средств); 320 (увеличение стоимости нематериальных активов) и 420 (уменьшение стоимости нематериальных активов), 330 (увеличение стоимости непроизведенных активов) и 430 (уменьшение стоимости непроизведенных активов), 340 (увеличение стоимости материальных запасов) и 440 (уменьшение стоимости материальных запасов). План счётов бюджетного учёта охватывает все объекты бюджетного учета и составляющие их элементы, а также отражает изменение каждого объекта (уменьшение или увеличение).

Финансовым органам, органам казначейства и учреждениям разрешается введение разрядов в код аналитического счета плана счетов, что создает возможность получения дополнительной информации, необходимой при ведении управленческого, статистического или налогового учета. План счётов бюджетного учёта состоит из пяти разделов (нефинансовые активы, финансовые активы, обязательства, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета) и группы забалансовых счетов. Раздел 1 «Нефинансовые активы» объединяет счета для учета объектов нефинансовых активов, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также для учета амортизации указанных объектов.

В состав счетов раздела 1 включаются счета для учета осн. средств (жилых помещений, нежилых помещений, сооружений, машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хоз. инвентаря, библиотечного фонда, драгоценностей и ювелирных изделий, прочих осн. средств), нематериальных активов, непроизведенных активов (земли, ресурсов недр, прочих непроизведенных активов), амортизации (амортизации жилых помещений, нежилых помещений, сооружений, машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хоз. инвентаря, библиотечного фонда, прочих осн. средств, нематериальных активов, недвижимого имущества в составе имущества казны, движимого имущества в составе имущества казны, нематериальных активов в составе имущества казны), материальных запасов (медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, горюче-смазочных материалов, строительных материалов, мягкого инвентаря, прочих материальных запасов, готовой продукции), вложений в нефинансовые активы (капитальных вложений в осн. средства, капитальных вложений в нематериальные активы, капитальных вложений в непроизведенные активы, изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)), нефинансовых активов в пути (осн. средств в пути, нематериальных активов в пути, материальных запасов в пути), нефинансовых активов имущества казны (недвижимого имущества в составе имущества казны, движимого имущество в составе имущества казны, нематериальных активов в составе имущества казны, непроизведенных активов в составе имущества казны, материальных запасов в составе имущества казны).

Объекты нефинансовых активов принимаются к бюджетному учету по их первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических вложений в приобретение, сооружение и изготовление объектов нефинансовых активов, с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой налогом на добавленную стоимость (НДС). Первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические вложения учреждения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хоз.) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету.

Изменение первоначальной стоимости объектов нефинансовых активов производится лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов. Балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом указанных изменений. Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по договору дарения, признаются их рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования. При этом под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бюджетному учету. Учреждения проводят переоценку стоимости объектов нефинансовых активов, за исключением активов в драгоценных металлах, по состоянию на начало текущего года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации.

Осн. средства стоимостью свыше 3 тыс. руб. и до 20 тыс. руб. включительно, объекты библиотечного фонда стоимостью до 20 тыс. руб. включительно относятся к амортизируемому имуществу с начислением 100% амортизации при вводе в эксплуатацию. В случае если осн. средства и объекты библиотечного фонда оцениваются свыше 20 тыс. руб., амортизация начисляется по норме исходя из срока полезного использования на основании решения постоянно действующей комиссии учреждения. Вложения в нефинансовые активы включают затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объектов нефинансовых активов, включая содержание дирекции строящегося объекта и технический надзор.

Раздел 2 «Финансовые активы» состоит из:

счетов для учета денежных средств учреждения (денежных средств учреждения на счетах, денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение, денежных средств учреждения в пути, кассы, денежных документов, аккредитивов, денежных средств учреждения в иностранной валюте), средств на счетах бюджетов (средств единого счета бюджета, средства бюджета в пути, средств бюджета в иностранной валюте), средств на счетах органа казначейства (средств поступлений, распределяемых между бюджетами бюджетной системы РФ;

средств единого счета бюджета в органе казначейства; средств на счетах органа казначейства в пути; средств на счетах для выплаты наличных денег;

средств единого счета бюджета в органе казначейства, в иностранной валюте), финансовых вложений (депозитов, иных финансовых активов, акций и иных форм участия в капитале, облигаций, векселей), расчетов по доходам (с плательщиками налоговых доходов, с плательщиками по доходам от собственности, по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ, по поступлениям от наднациональных орг-цийи правительств иностранных государств, по поступлениям от междунар. финансовых организаций, по доходам от реализации активов и др. расчетов по доходам;

расчетов по выданным авансам: на заработную плату, за услуги связи, за работы, услуги по содержанию имущества и др.; расчетов по бюджетным кредитам: юридическим и физическим лицам, резидентам РФ, другим бюджетам бюджетной системы РФ, правительствам иностранных государств, по бюджетным кредитам, предоставленным иностранным юридическим лицам, расчетов с дебиторами по бюджетным кредитам междунар. финансовым организациям; расчетов с подотчетными лицами: по оплате труда, по оплате коммунальных услуг, по безвозмездным перечислениям гос. и муниципальным организациям, др.);

расчетов по недостачам: осн. средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов, финансовых активов; расчетов с прочими дебиторами: расчетов по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам, расчетов по поступлениям в бюджет с финансовыми органами, расчетов по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств, расчетов по поступлениям с органами казначейства), внутренних расчетов по поступлениям в бюджет, внутренних расчетов по выбытиям из бюджета, вложений в финансовые активы.

Следует отметить, что вложения (инвестиции) средств бюджета в акции, иные формы участия в капитале хоз. обществ и товариществ (паи, доли и т.п.) и уставные фонды унитарных пр-тий, вложения средств бюджета в облигации, векселя, иные ценные бумаги, кроме акций, принимаются к бюджетному учету по их первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью признается сумма фактических вложений учреждения в приобретение акций и иных форм участия в капитале, облигаций, векселей, иных ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале, в соответствии с договором. На счете расчетов по доходам учитываются расчеты по суммам поступлений в бюджет, начисленным администратором доходов бюджета (администратором источников финансирования дефицита бюджета) в момент возникновения требований к их плательщикам, а также поступлений по приносящей доход деятельности.

На счете расчетов по недостачам учитываются расчеты по суммам выявленных недостач и хищений денежных средств и ценностей, суммы потерь от порчи материальных ценностей и другие суммы, подлежащие удержанию, списанию в установленном порядке. При определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.

Раздел 3 «Обязательства» включает счета для учета расчетов с кредиторами по долговым обязательствам: по внутреннему долгу, по внешнему гос. долгу; расчетов по принятым обязательствам: по заработной плате, по прочим выплатам, по начислениям на выплаты по оплате труда, по оплате услуг связи, по оплате транспортных услуг, по оплате прочих работ, услуг, по безвозмездным перечислениям гос. и муниципальным орг- циям, по прочим расходам, по приобретению осн. средств, по приобретению нематериальных активов, расчетам по другим принятым обязательствам; расчетов по платежам в бюджет: по налогу на доходы физических лиц, по налогу на прибыль организаций, по НДС и др.; прочих расчетов с кредиторами: по средствам, полученным во временное распоряжение, с депонентами, по удержаниям из выплат по оплате труда, внутриведомственных расчетов, по платежам из бюджета с финансовыми органами; расчетов по невыясненным поступлениям в органах казначейства; расчетов по выплате наличных денег; расчетов по операциям единого счета бюджета в органах казначейства; внутренних расчетов по поступлениям в бюджет; внутренних расчетов по выбытиям из бюджета. Согласно порядку применения плана счётов бюджетного учёта задолженность по долговым обязательствам отражается по номинальной стоимости гос. и муниципального долга по выпущенным в обращение ценным бумагам, заключенным кредитным соглашениям (договорам) и иным видам долговых обязательств, кроме гос. и муниципальных гарантий. На счете расчетов с кредиторами по долговым обязательствам также учитываются расчеты по обслуживанию долговых обязательств.

В Разделе 4 «Финансовый результат» предусмотрены счета: финансовый результат учреждения (финансовый результат текущей деятельности учреждения, финансовый результат прошлых отчетных периодов, доходы будущих периодов), результат по кассовым операциям бюджета (результат по кассовому исполнению бюджета, результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета). Для отражения по методу начислений результатов финансовой деятельности учреждения на счете «Финансовый результат текущей деятельности учреждения» сопоставляются суммы начисленных расходов учреждения с суммами начисленных доходов учреждения. Кредитовый остаток по счету отражает положительный результат от деятельности учреждения, а дебетовый остаток- отрицательный результат. На счете по учету результатов по кассовому исполнению бюджета финансовым органом формируется результат кассового исполнения бюджета отчетного финансового года. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов по данному счету показывает конечный результат года по кассовому исполнению бюджета, который должен равняться остатку на едином счете бюджета.

Счета раздела 5 «Санкционирование расходов бюджета» плана счётов бюджетного учёта предназначены для ведения учета учреждениями, финансовыми органами показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и принятых учреждениями обязательств. Номер счета санкционирования расходов бюджета формируется с отражением в 22 разряде номера счета кода аналитического учета соответствующего финансового года: 1- текущий финансовый год; 2- первый год, следующий за текущим (очередной финансовый год); 3- второй год, следующий за текущим (первый год, следующий за очередным); 4- второй год, следующий за очередным. Учет санкционирования расходов бюджета ведется в разрезе счетов: лимиты бюджетных обязательств (лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года, лимиты бюджетных обязательств первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), лимиты бюджетных обязательств второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным), лимиты бюджетных обязательств второго года, следующего за очередным), принятые обязательства (принятые обязательства на текущий финансовый год, принятые обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год), принятые обязательства на второй год, следующий за текущим (первый год, следующий за очередным), принятые обязательства на второй год, следующий за очередным), бюджетные ассигнования (бюджетные ассигнования текущего финансового года, бюджетные ассигнования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), бюджетные ассигнования второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным), бюджетные ассигнования второго года, следующего за очередным), сметные назначения по приносящей доход деятельности (сметные назначения по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год, сметные назначения по приносящей доход деятельности на очередной финансовый год).

На забалансовых счетах плана счётов бюджетного учёта учитываются ценности, находящиеся у учреждения, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления (арендованные осн. средства; нефинансовые активы, полученные с правом безвозмездного пользования, поступившие на хранение и (или) переработку, а также по централизованным закупкам и т.п.); материальные ценности, учет которых согласно предусмотрен вне балансовых счетов (основные средства, стоимостью до 3000 включительно, введенные в эксплуатацию, периодические изд. для пользования в составе библиотечного фонда независимо от их стоимости, бланки строгой отчетности, имущество, приобретенное в целях награждения (дарения), переходящие награды, призы, кубки, материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению (централизованным поставкам), специальное оборудование для выполнения н.-и. работ по договорам (гос. (муниципальным) контрактам) с заказчиками, экспериментальные устройства, иные активы), расчеты; обязательства, ожидающие исполнения, а также дополнительные аналитические данные о проведенных операциях, необходимые для раскрытия сведений об исполнении бюджета в бюджетной отчетности. Учет на забалансовых счетах ведется по простой системе. Учреждениям разрешается вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета.

Т.о., план счётов бюджетного учёта, интегрированный с бюджетной классификацией, обеспечивает возможность формирования информации на всех этапах бюджетного процесса, осуществления контроля за состоянием активов и обязательств сектора государственного управления, составления бюджетной отчетности об исполнении бюджета, а также о финансовом положении и финансовых результатах деятельности публично-правовых образований.

Источник: Энциклопедия статистических терминов. — М.: Федеральная служба государственной статистики, 2013.

Гражданское право определяет правовой статус организации как коммерческий или некоммерческий. К последним относят и муниципальные и государственные учреждения, которые чаще всего являются бюджетными (но могут быть и казенными, и автономными). В таких организациях бухгалтерский учет ведется с соблюдением некоторых нюансов, которые нужно учитывать специалисту.

Рассмотрим, чем отличается бухучет в бюджетных организациях от учета в коммерческих структурах, какими нормативными документами он регулируется, какие особенности нужно принимать во внимание бухгалтеру.

Понятие бюджетного бухучета

В каких предприятиях бухгалтерский учет нужно вести по бюджетным принципам? В тех, которые полностью или в какой-то части финансируются из государственного бюджета Российской Федерации.

К бюджетным организациям относятся созданные государственными органами РФ юридические лица, главной целью деятельности которых не является получение прибыли.

Для того чтобы регулярно выделялись деньги из бюджета на финансирование некоммерческой организации, нужно не просто правильно вести бухучет, как в любой структуре, но и в дополнение к традиционным отчетам регулярно предоставлять сметы по доходам и расходам. Это необходимо для отслеживания целей использования государственных денег. Деятельность по формированию этой документации и называется бюджетным бухгалтерским учетом.

Специфика бюджетной организации с точки зрения учета

Бухгалтер-бюджетник должен принимать во внимание особенности обязательств этой сферы по финансам и имуществу:

  • одна из целей деятельности муниципального учреждения – госзадание – выполняется на средства определенного уровня государственного бюджета;
  • имущество находится не в собственности бюджетного учреждения, а по праву оперативного управления, а владельцем является РФ или ее субъект;
  • если бюджетной организации принадлежит земельный участок, он предоставляется в пользование бессрочно;
  • обязательства собственников имущества не тождественны обязательствам бюджетного учреждения;
  • если даже собственник закрепил за бюджетной организацией право управления ценным имуществом и недвижимостью, то распоряжаться им организация самовольно не может.

ВНИМАНИЕ! Все специфические отличия приводятся в ст. 9 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях».

Сравниваем бюджетный и коммерческий бухучет

Главные положения бухгалтерского учета неизменны, в какой бы организации он ни производился. Везде нужно учитывать денежные средства, материальные запасы, всевозможные активы и обязательства, отражая это в документации и своевременно информируя контролирующие органы.

Однако в бюджетной организации бухучет имеет особую специфику, все эти операции отражаются на бухгалтерских счетах несколько по-иному. Поэтому бухгалтеру-бюджетнику понадобятся некоторые специфические знания, не обязательные для бухгалтера в коммерческих структурах.

Рассмотрим эти особенности подробнее.

Отдельные планы счетов

Главное отличие коммерческого и бюджетного бухгалтерских учетов – это разные счета, на которых отражаются все хозяйственные операции. Для бюджетной сферы предусмотрен специальный План счетов, содержащий 26 разрядов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Номера счетов и их наименования в разных планах бухучета не совпадают. Например, в коммерческом ПБУ «Материалы» учитываются на счете 10, а в бюджетном «Материальные запасы» – на счете 105.

Каждый разряд бюджетного ПБУ несет определенные данные об особенностях деятельности учреждения:

  • классифицирует доходы;
  • распределяет виды расходов;
  • показывает, из какого источника организация финансируется;
  • какой вид деятельности является целевым;
  • синтетические и аналитические счета;
  • поступление и выбытие объектов.

Законодательное регламентирование

Бухучет как хозяйственная операция для любого типа организаций регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ. Но, кроме общего регламента, обязательны к применению дополнительные подзаконные акты, разработанные для бюджетной и коммерческой сферы:

  1. Муниципальные государственные организации, помимо базового Закона, «подвластны» приказу Министерства финансов РФ от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».
  2. Бухгалтерскую отчетность для бюджетных организаций декларируют такие государственные документы:
    • приказ Минфина РФ от 29 декабря 2010 года № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • приказ Минфина Российской Федерации от 25 марта 2011 года № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

Откуда берутся деньги

Финансирование коммерческой организации – ее личное дело, можно использовать личные средства учредителей, банковские кредиты и т.п. Бюджетная же сфера, как следует из ее названия, спонсируется государством. Форма субсидирования может быть различной:

  • средства, предоставляемые на выполнение госзадания;
  • деньги, предоставленные во временное распоряжение;
  • средства по медстрахованию;
  • собственные доходы учреждения и др.

Отличия в отчетности

Коммерческие и «бескорыстные» структуры по-разному предоставляют отчетность в контролирующие органы. Отличия лежат не только в составе документации, но и в сроках предоставления: для бюджетников разработаны собственный график и периодичность.

ВАЖНО! В бюджетной сфере объем отчетности значительно больше, чем в коммерческой, поскольку принципы действия в них кардинально отличаются.

Бюджетные организации различного типа сдают довольно много форм в конце разных учетных периодов:

  • каждый месяц – от 1 до 5 документов;
  • каждый квартал – от 5 до 10 отчетов;
  • ежегодно – от 10 до 30 бланков.

Все необходимые документы для отчетов приведены в специальных нормативных актах, рассмотренных выше. Среди них:

  • баланс главного распорядителя (администратора, получателя бюджетных средств) – по форме 0503130;
  • баланс самого учреждения – по форме 0503730;
  • отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности – по форме 0503737;
  • отчет о финансовых результатах деятельности организации – по форме 0503721;
  • данные по дебиторской и кредиторской задолженности – по форме 0503769;
  • информация об остатках денежных средств организации – по форме 0503779.

Отражение средств на балансе

Балансы коммерческой сферы и бюджетников в своей основе едины, но имеют несколько серьезных различий:

  1. Любой бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива. Отличие в том, что бюджетники распределяют эти статьи, отдельно отражая применение целевых средств и собственных прибылей.
  2. «Коммерсанты» отражают в отчетности, помимо текущего, еще два предыдущих года, а «бюджетники» – только один предыдущий.
  3. Бюджетные сферы разделяют активы на финансовые и внефинансовые, а средства – на материальные и денежные; у коммерческих структур разделение принципиально другое.
  4. Пассив бюджетной сферы отражает все виды обязательств, а коммерческая разделяет их по срокам.

Бухгалтерский учет «коммерсантов» и бюджетников имеют глобальные отличия на всех уровнях существования: самих объектах учета, ПБУ, отражении активов и пассивов, составе и порядке предоставления отчетности. Государство постоянно совершенствует систему бюджетного учета, внося в нее различные изменения. Поэтому бухгалтеру бюджетной организации нужно быть постоянно в курсе нововведений, для чего изучать обновления законодательства, читать спецлитературу, посещать профильные семинары.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *