Бухгалтерский учет шин

ШИНЫ – ЭТО НЕ ЗАПЧАСТИ, НО УЧИТЫВАЮТСЯ НА СУБСЧЕТЕ «ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ»

В бухгалтерском учете шины |*|, приобретаемые отдельно от транспортных средств, а также находящиеся в запасе и обороте, учитываются на счете 10 «Материалы» (субсчет 10-5 «Запасные части») (п. 16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50; далее – Инструкция № 50).

* Информация о бухгалтерском учете шин

Шины транспортных средств (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе, входят в комплектацию транспортного средства при его приобретении. Они включаются в первоначальную стоимость основного средства, и в бухгалтерском учете стоимость таких шин отдельно не отражается (п. 16 Инструкции № 50; п. 10 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26).

Важно! В составе запасов на счете 10 «Материалы» (субсчет 6 «Прочие материалы») транспортные организации учитывают отработанные масла, тормозную жидкость, свинцовые аккумуляторы, отработанный аккумуляторный электролит и т.п., материалы, полученные от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в организации, а являются отходами производства. Изношенные шины и утильную резину также рекомендуется учитывать в составе прочих материалов. Отходы производства и вторичные материалы, используемые как твердое топливо, учитываются на субсчете 10-3 «Топливо».

ТРИ ВАЖНЫХ ПРАВИЛА УЧЕТА ШИН, КОТОРЫЕ НАДО СОБЛЮДАТЬ БУХГАЛТЕРУ

1. Учет автошин, находящихся на складе, ведется по их видам (покрышки, камеры, ободные ленты), сортам и размерам, а также по степени эксплуатации (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта местных повреждений, требующая восстановления и утильная (негодная)).

2. Автошины, выделенные службе технической помощи на линии, вулканизационным и ремонтным участкам, учитываются отдельно от находящихся на складе, т.е. учитываются как автошины в обороте (под отчетом). Учет ведется по видам, размерам и месту нахождения.

3. Бухгалтерский учет шин ведется раздельно по наименованиям, номенклатурным номерам, местам хранения и материально ответственным лицам.

Как реализовать требования названных правил, рассмотрим ниже.

В целях раздельного учета шин, находящихся в запасе, в обороте службы технической эксплуатации, в отведенных местах их хранения, особенно в организациях, имеющих большое количество транспортных средств, к субсчету 10-5 «Запасные части» целесообразно предусмотреть субсчета второго и третьего порядка, что должно быть закреплено в учетной политике организации.

Например, субсчета первого порядка:

10-5-1 «Запасные части»;

10-5-2 «Аккумуляторы»;

10-5-3 «Автомобильные шины»;

10-5-4 «Запасные части и детали с остаточным ресурсом».

Субсчета второго порядка:

10-5-3-1 «Автомобильные шины новые (в запасе)»;

10-5-3-2 «Автомобильные шины, переданные в эксплуатацию»;

10-5-3-3 «Автомобильные шины, подлежащие восстановлению»;

10-5-3-4 «Автомобильные шины восстановленные»;

10-5-3-5 «Шины для сезонной замены (летние/зимние)».

ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН

Пример 1. Организация приобретает новые шины

ООО «Авто» перечислило денежные средства ОАО «Белшина» в размере 1 008,82 руб. за 2 автомобильные шины, в т.ч. НДС по ставке 20 % – 168,14 руб. Услуги собственного автотранспорта по доставке шин – 30 руб.

Приобретение шин отражается в учете следующими записями (табл. 1):

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН

Замена изношенных шин

Вследствие естественного износа протектора за время эксплуатации шин, старения резины по мере увеличения их выработки производится замена изношенных шин новыми |*|. Такую операцию следует рассматривать как проведение текущего ремонта автомобиля. Фактические затраты на поддержание в рабочем состоянии транспортных средств включаются в себестоимость выполненных транспортных работ (услуг), т.е. относятся к затратам по текущей деятельности организации в том отчетном периоде, в котором они произведены, независимо от того, выполняются работы силами организации или на станции технического обслуживания (СТО).

* Информация о замене шин, если автомобиль находится в безвозмездном пользовании

При замене шин силами организации все расходы, которые она несет (стоимость установленных шин, заработная плата рабочих с отчислениями в ФСЗН и Белгосстрах и т.д.), включаются в затраты в месяце, в котором произведена замена, на основании первичного учетного документа, составленного в организации.

При замене с привлечением подрядчика (СТО) расходы организации (стоимость выполненных подрядчиком работ и стоимость переданных ему для установки шин) включаются в затраты на производство (расходы на реализацию) на основании документов, предъявленных подрядчиком. НДС подрядной организации принимается к вычету на основании полученного и подписанного организацией ЭСЧФ.

В бухгалтерском учете замена автомобильных шин отражается следующими записями (см. табл. 2):

Сезонная замена шин

Порядок бухгалтерского учета шин при их сезонной замене законодательно не установлен. В связи с этим организация вправе определить его самостоятельно, закрепив в учетной политике.

Вариант 1

Шины, снятые с автомобиля при их сезонной замене, могут быть оприходованы на склад по стоимости недопробега, рассчитанной на основании данных карточек учета работы автомобильных шин с учетом применения норм эксплуатационного пробега.

Пример 2. Расчет стоимости недопробега шин при сезонной замене

ОАО «АВТО» установила на автомобиль новый комплект зимних шин при их сезонной замене. Стоимость каждой шины – 160 руб. Эксплуатационная норма пробега шины составляет 56 000 км. К моменту их замены весной на летние шины пробег зимних шин составил 8 000 км.

Стоимость недопробега каждой зимней шины на момент сезонной замены – 137,14 руб. (160 / 56 000 × (56 000 – 8 000)).

Пробег летних шин за сезон составил 14 000 км при эксплуатационной норме 56 000 км. Стоимость летней резины – 120 руб.

Стоимость недопробега каждой летней шины на момент сезонной замены 90,00 руб. (120 / 56 000 × (56 000 – 14 000)).

Сезонная замена шин отражается на счетах бухгалтерского учета следующим образом (см. табл. 3):

Вариант 2

Шины, изначально учтенные в составе запасов, списывают со склада в эксплуатацию единовременно в момент установки, и в дальнейшем их стоимость не корректируют при смене сезона исходя из фактического времени эксплуатации до достижения ресурса пробега.

Снятые с автомобиля шины при сезонной замене отражаются в складском учете только в количественном выражении без стоимостной оценки и без внутренних записей по субсчетам счета 10. Факт замены шины будет фиксироваться в карточке учета работы автомобильной шины |*| с указанием даты и причины снятия шины с автомобиля.

* Информация о правилах заполнения карточек учета пробега шин

Важно! Затраты, связанные с сезонной заменой шин, следует относить к затратам на поддержание основных средств в рабочем состоянии и приведением объекта в соответствие с требованиями технических нормативных правовых актов. Они признаются расходами в том отчетном периоде, в котором были произведены, вне зависимости от способа выполнения работ (п. 20 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26).

Расходы на приобретение дисков и в бухгалтерском, и в налоговом учете должны признаваться по дате их передачи в эксплуатацию единовременно как материальные расходы (п. 16 ПБУ 5/01, п. 2.1 ст. 254, п. 2 ст. 272 НК РФ). Будут эти расходы в налоговом учете отнесены к прямым или косвенным, зависит от состава прямых расходов, который организация утвердит самостоятельно в учетной политике (п. 1 ст. 318 НК РФ).

Автор статьи: И.С. Гривцова, эксперт журнала

Экспертиза статьи: Е.В. Мельникова, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Дебет 19 Кредит 60 378 руб. (2100 руб. x 18%) — отражена сумма «входного» НДС по расходам на ремонт и восстановление шин; Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19 378 руб. — «входной» НДС предъявлен к налоговому вычету; Дебет 10-5, субсчет «Автомобильные шины на складе», Кредит 10-7 1600 руб. — на склад оприходованы отремонтированные и восстановленные шины; Дебет 26 Кредит 10-5, субсчет «Автомобильные шины на складе», 3600 руб. (1600 руб. + 2000 руб.) — шины, в том числе одна новая, вновь переданы в эксплуатацию. В налоговом учете движение шин не отражается.

Отметим, что в настоящее время нормативные документы, устанавливающие нормы затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин, отсутствуют.

Автошины это запчасти или нет

При снятии зимних шин в марте организация вправе учесть в расходах по обычным видам деятельности часть стоимости зимней резины – 4126, 80 руб. (11 400 руб. : 35 000 км х 12 670 км).

В бухгалтерском учете операции по установке зимней резины и замене её на летнюю сопровождается следующими записями:

Дебет 10 субсчет «Автомобильная резина в эксплуатации» Кредит 10 субсчет «Автомобильная резина в обороте»

— 11 400 руб. — переданы зимние шины в эксплуатацию;

Дебет 26 Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина в эксплуатации»

— 4126,80 руб. – часть стоимости зимних шин учтена в расходах по обычным видам деятельности;

Дебет 10-5 субсчет «Автомобильная резина в запасе» Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина в обороте»

Почему автошины и диски нельзя отнести к основным средствам? ОС1 признается имущество, используемое в течение длительного времени как средство производства. Пунктом 46 Положения по ведению бухгалтерского учета2 определена характеристика ОС — использование объекта в качестве средства труда.

Шины и диски не могут эксплуатироваться в качестве самостоятельных единиц, так как они являются составной частью автомобиля. Эту позицию подтверждает Классификатор основных средств3 — в его списке отсутствуют шины и диски.

А инструкция к Плану счетов предписывает учитывать шины на счете 10 «Материалы» в составе запасных частей на субсчете 10-54. Установку шин и дисков нельзя признать модернизацией.

Они не увеличивают стоимость ОС. Это связано с тем, что шины и колесные диски используются не на конкретном автомобиле и могут быть установлены на другое авто.

Шины это запчасти или нет

Прописать, к прямым или косвенным затратам компания будет относить услуги сторонних организаций по шиномонтажу. Что касается списания автошин и дисков в бухгалтерском учете, то это будет зависеть от выбранного компанией и утвержденного в учетной политике метода.
Так как списание и учет колесных дисков в российском законодательстве на сегодняшний день не нашли документального отражения в специальных документах, значит, бухгалтеру следует применять единовременное списание стоимости дисков. В отношении автошин бухгалтер должен руководствоваться общими нормами, в соответствии с которыми МПЗ списывают в момент их первичной установки.
Обычно летне-зимняя резина по окончании сезона возвращается на склад.
Хотя действие Временных норм Распоряжением Минтранса России от 05.01.2004 N АК-1-р было приостановлено, тем не менее, по мнению автора, методика определения норм пробега шин может быть использована в целях определения степени износа шин, снятых с транспортного средства. Разработанные нормы должны быть утверждены в учетной политике организации (п.7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).Бухгалтерский финансовый учет: учеб.

/ И.Н. Богатая, Н.Н. Хахонова. — М.: КНОРУС, 2011. — 488с — 592 с.

Расходы на ремонт и замену автомобильных шин являются одной из основных статей затрат, связанных с работой автомобильного транспорта. В соответствии с п. п.

Стоимость колесных дисков для установки их на комплекте зимней резины составила 15 600 руб. (в т. ч. НДС — 2380 руб.). Списание дисков бухгалтер отразит следующим образом: ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 2380 руб.

Учет же в прочих расходах затрат на приобретение шин на автомобили работников, которым выплачивается компенсация за использование личного транспорта при служебных поездках, вызовет негативную реакцию налоговых органов.

Однако определять срок полезного использования амортизируемого имущества нужно в соответствии с этими документами (п. 1 ст. 258 НК РФ).

Таким образом, шины, приобретенные отдельно от автомобиля (как для замены изношенных и поврежденных шин, так и для сезонных замен), нельзя относить к объектам основных средств. Затраты на их приобретение следует квалифицировать как расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества (подп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ).

ОСНО: сезонная замена

При сезонной замене стоимость шин относится к расходам на содержание служебного транспорта и включается в состав прочих расходов (п. 11 ст. 264 НК РФ).

Вариант второй. Бухгалтер может использовать данные о фактическом и нормативном пробегах для возврата на склад летне-зимних шин с учетом того, что они подлежат эксплуатации в следующем сезоне.

Использование зимних шин в летний сезон может привести к аварийной ситуации, поскольку они по сравнению с летними снижают курсовую устойчивость и управляемость, комфортабельность и тормозные качества автомобиля. Именно поэтому замену сезонных шин следует рассматривать как содержание основного средства с целью поддержания эксплуатационных свойств этого объекта (п. 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Установка сезонных шин

Поскольку шины в бухгалтерском учете отражаются на счете 10, их передача в эксплуатацию близка по экономическому смыслу к передаче материалов в производство. При передаче шин в эксплуатацию в бухгалтерском учете производится единовременное списание их стоимости на счета учета затрат (п.

«Налоги» (газета), 2010, N 31

Как известно, автомобильные шины относятся к наиболее изнашиваемым комплектующим транспортных средств. Необходимость их замены возникает не только при их износе или повреждении, но и при смене зимнего и летнего сезонов.

В данной статье рассмотрим классификацию автомобильных шин, особенности документооборота по приему, отпуску и перемещению шин, а также их порядок бухгалтерского учета и налогообложения.

Автомобильные шины различаются по своему назначению, конструкции, рисунку протектора, климатическому исполнению и габаритам. По этим показателям автомобильные шины могут быть следующих видов:

  • шины постоянного использования (всесезонные шины);
  • шины периодической эксплуатации (зимняя и летняя резины).

Последние обладают лучшими эксплуатационными свойствами, но в целях экономии организации часто используют на автомобилях всесезонные шины. Они подлежат замене, если пробег превысил установленный заводом-изготовителем километраж для шин или произошло повреждение шин.

Документооборот

В первую очередь организациям нужно разработать необходимые для учета и контроля автомобильных шин внутренние организационно-распорядительные документы.

Согласно п. 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н (далее — Методические указания N 119н), в них могут устанавливаться:

  • формы первичных документов по приему, отпуску и перемещению шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;
  • перечень должностных лиц подразделений, которым доверены получение и отпуск МПЗ;
  • порядок осуществления контроля рационального использования автомобильных шин.

Документами, которые необходимы для оформления в учете хозяйственных операций по движению автомобильных шин, являются:

  • товарно-транспортные накладные и иные сопроводительные документы (при приемке и оприходовании автомобильных шин);
  • карточка учета автомобильной шины (в процессе эксплуатации);
  • ведомость (акт) на списание автомобильных шин.

Обратите внимание! В настоящее время порядок учета автомобильных шин не регулируется ни одним нормативным документом, поскольку Правила эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04), утвержденные Распоряжением Минтранса России от 21 января 2004 г. N АК-9-р (далее — Правила N АЭ 001-04), прекратили действовать 31 декабря 2007 г. Поэтому организациям с начала текущего года в учетной политике необходимо предусмотреть правила учета автомобильных шин.

При разработке таких правил можно воспользоваться вышеуказанным документом или разработать их самостоятельно. В любом случае организация должна организовать учет пробега автомобильных шин. В этих целях на каждую шину, установленную на автомобиль (новую, восстановленную или с углубленным рисунком протектора) при его комплектации или во время эксплуатации, следует заводить карточку учета ее работы. Организация может самостоятельно разработать ее форму или использовать ту, которая была приведена в Приложении 12 к Правилам N АЭ 001-04.

Информация, содержащаяся в карточке учета работы шины, позволяет дать оценку ее техническому состоянию. Если шина пригодна для эксплуатации, то она не может быть снята с автомобиля или передана в утиль. Если же шина не пригодна к эксплуатации, то ее снимают, а в ее учетной карточке указываются пробег, причина снятия и порядок ее дальнейшего использования (в ремонт, на восстановление или в утиль).

Затем данные из карточки учета переносятся в ведомости (акты) на списание автомобильных шин, на основании которых в учете отражаются данные хозяйственные операции.

Бухгалтерский учет автомобильных шин

Автомобильные шины, приобретаемые организацией, по своим характеристикам и предназначению являются оборотными активами, которые в бухгалтерском учете организации отражаются как материально-производственные запасы (далее — МПЗ), учет которых следует вести в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н (далее — ПБУ 5/01).

Согласно п. 2 ПБУ 5/01 в составе МПЗ принимаются активы, используемые в качестве сырья при выполнении работ, оказании услуг. Исключение составляют шины (в том числе и запасные), которые поступили в организацию вместе с приобретенными автомобилями. В этом случае они учитываются в составе объекта основных средств.

Согласно п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее — ПБУ 6/01), объектом основных средств признается инвентарный объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций.

Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Таким образом, как объект основных средств учитывается имущество или комплекс, которые могут выполнять свои функции самостоятельно. Если имущество не обладает функциональной самостоятельностью, его следует отражать в составе комплекса, который может считаться инвентарным объектом с позиций приведенных норм ПБУ 6/01.

Аналогичное положение представлено и в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (далее — Инструкция по применению Плана счетов).

В Инструкции по применению Плана счетов к счету 10 «Материалы», субсчет 5 «Запасные части», сказано, что автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств.

Согласно абз. 2 п. 6 ПБУ 6/01 при наличии у объекта нескольких частей с различным сроком полезного использования каждая из них учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Этот порядок выгоден налогоплательщику, поскольку он позволяет разделять дорогостоящее имущество на несколько объектов и сразу списывать в учете те из них, стоимость которых не превышает 20 000 руб. (или иного установленного в учетной политике лимита), экономя на налоге на имущество.

Однако учитывать автомобиль как основное средство без колес нельзя, так как он не способен приносить доход. А это является одним из условий принятия актива к учету как объекта основных средств.

Кроме того, в п. 6 ПБУ 6/01 есть оговорка, что при наличии у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

В бухгалтерском стандарте не сказано, какой уровень существенности следует применять для разделения комплекса предметов, представляющих единое целое, на несколько инвентарных объектов, что дает право бухгалтеру решить этот вопрос по собственному усмотрению.

Поэтому организация может установить в учетной политике свой уровень существенности. Если он будет невысоким, то у организации появляются налоговые риски в отношении расчетов с бюджетом по налогу на имущество. Во избежание этого по общей методологии учета капитальных затрат автомобильные шины, находящиеся на колесах транспортных средств (в том числе и на запасном колесе), следует отражать в первоначальной стоимости автомобиля.

При передаче шин в эксплуатацию в бухгалтерском учете организации производится единовременное списание их стоимости на счета учета затрат на основании п. 93 Методических указаний N 119н. При этом все условия для признания расхода, установленные п. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н (далее — ПБУ 10/99), выполнены, а именно:

  • расход произведен в соответствии с обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть достоверно определена;
  • в результате установки шин на транспортное средство произошло уменьшение экономических выгод организации.

При передаче в использование автомобильные шины оцениваются согласно п. 16 ПБУ 5/01 по себестоимости каждой единицы.

Пример. ООО «Автодор» зимой текущего года приобрело легковой автомобиль с зимним комплектом шин. Автомобиль используется в управленческих целях.

В октябре этого же года был приобретен комплект летней резины (4 штуки) за 9440 руб., в том числе НДС 18% — 1440 руб., и установлен на автомобиль.

В бухгалтерском учете ООО «Автодор» были сделаны следующие бухгалтерские записи:

Дебет счета 10 «Материалы», субсчет 5 «Запасные части», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 8000 руб. — оприходован на склад комплект летней резины.

Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 1440 руб. — отражена сумма «входного» НДС.

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС», Кредит счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» — 1440 руб. — сумма «входного» НДС предъявлена к налоговому вычету.

Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит счета 10 «Материалы», субсчет 5 «Запасные части», — 8000 руб. — шины установлены на легковом автомобиле.

Сезонные шины, которые были сняты с автомобиля в связи со сменой сезона, необходимо оприходовать на склад.

Порядок отражения подобных операций не предусмотрен нормативными актами по бухгалтерскому учету. Сезонные шины, которые были сняты с транспортного средства и оприходованы на склад, не относятся ни к неиспользованным материалам, ни к возвратным отходам. С одной стороны, они уже находились в эксплуатации (были использованы), а с другой — не утратили своих потребительских свойств.

Оприходование сезонных шин в бухгалтерском учете организации следует отражать по дебету субсчета 10-5 «Запасные части» в корреспонденции с кредитом счетов учета затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и другие).

Снятые с автомобилей шины, которые еще можно использовать без ремонта, учитываются по стоимости, рассчитанной с учетом износа, который определяется исходя из пробега.

Таким образом, производится уменьшение затрат на производство (или расходов на продажу) текущего отчетного периода на сумму возвращенных на склад автомобильных шин.

Определить стоимость снятых с колес автошин организация может самостоятельно, установив нормы эксплуатационного пробега, ориентируясь на технические характеристики соответствующих шин, а также на Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02) (далее — Временные нормы). Хотя действие Временных норм Распоряжением Минтранса России от 5 января 2004 г. N АК-1-р было приостановлено, тем не менее методика определения норм пробега шин может быть использована в целях определения степени износа сезонных шин, снятых с транспортного средства.

Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются организациями на основе среднестатистического пробега шин. Минтранс России предлагает использовать поправочные коэффициенты к среднестатистическим нормам пробега шины в зависимости от условий эксплуатации транспортного средства. При этом норма эксплуатационного пробега шины, согласно п. 3.3 Временных норм, не должна быть ниже 25% среднестатистического пробега.

Среднестатистический пробег шин российского производства для легковых автомобилей составляет приблизительно 40 000 — 45 000 км. Для шин зарубежного производства средний пробег составляет 50 000 — 55 000 км. Пробег шин грузовых автомобилей существенно выше:

  • для отечественных шин он может достигать 100 000 км;
  • для шин зарубежного производства — до 180 000 км.

Стоимость шин, возвращенных на склад, рассчитывается по следующей формуле:

Стоимость возвращенных на склад шин = (Норма пробега шины — Фактический пробег) / Норма пробега шины x Цена приобретения шины.

Пример. Используем условия предыдущего примера.

Зимние шины, снятые с автомобиля, еще можно использовать. Первоначальная стоимость каждой шины составляет 2000 руб. Норма пробега данных шин, установленная организацией, составляет 50 000 км. За период эксплуатации фактический пробег составил 20 000 км. Следовательно, стоимость каждой шины, возвращенной на склад, равна 1200 руб. ((50 000 км — 20 000 км) / 50 000 км x 2000 руб.).

В бухгалтерском учете ООО «Автодор» будет сделана следующая запись:

Дебет счета 10 «Материалы», субсчет 5 «Запасные части», Кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы» — 4800 руб. (1200 руб. x 4 штуки) — на склад оприходован комплект зимней резины, снятой с легкового автомобиля.

Налоговый учет автомобильных шин

Транспортное средство, которое организация приобретает, учитывается как единый инвентарный объект не только в бухгалтерском учете, но и в целях налогообложения.

Автомобильные шины, которые приобретаются организацией отдельно от автомобиля, не включаются в состав амортизируемого имущества на основании пп. 2 п. 1 ст. 253 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), а учитываются в составе расходов на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии.

Если осуществляется замена сезонных шин, то расходы на приобретение нового комплекта шин следует квалифицировать как материальные расходы на приобретение материалов, используемых на содержание основных средств, согласно пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Если происходит замена изношенных шин, то на основании п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на их приобретение квалифицируют как ремонт основных средств и признают для целей исчисления налога на прибыль.

Согласно п. 2 ст. 272 НК РФ расходы на приобретение автомобильных шин следует признавать в целях налогообложения на дату передачи их в использование, т.е. на дату установки шин на автомобиль.

Что касается сезонных шин, снятых с автомобиля и переданных на склад, в налоговом учете стоимость этих активов не отражается. Поскольку сумма материальных расходов уменьшается на стоимость:

  • остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца (п. 5 ст. 254 НК РФ);
  • возвратных отходов (п. 6 ст. 254 НК РФ).

Остатки материально-производственных запасов оцениваются по той же стоимости, по которой они были включены в состав расходов при списании.

Шины, снятые с транспортного средства, не могут быть квалифицированы как товарно-материальные ценности, не использованные в производстве на конец месяца, поскольку автомобильные шины были установлены на автомобиле, а значит, использовались, изнашивались и утратили свое первоначальное состояние.

В то же время использованные шины нельзя рассматривать в качестве возвратных отходов. При этом под возвратными отходами понимаются остатки сырья и материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов и в силу этого используемые с повышенными расходами или не используемые по прямому назначению.

Сезонные шины под данное определение не подпадают. Следовательно, в целях налогообложения сезонные шины не могут рассматриваться ни как остатки запасов, ни как возвратные отходы.

Таким образом, сумма материальных расходов не уменьшается на стоимость сезонных шин, снятых с транспортного средства.

В результате при оприходовании снятых шин на склад в бухгалтерском учете образуется налогооблагаемая временная разница согласно п. 12 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н. На основании данной разницы формируется отложенное налоговое обязательство.

Пример. Используем условия предыдущего примера.

В налоговом учете стоимость автомобильных шин, оприходованных на склад, не учитывается. В результате возникает налогооблагаемая временная разница в размере 3600 руб., на основании которой сформировано отложенное налоговое обязательство:

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», Кредит счета 77 «Отложенное налоговое обязательство» — 960 руб. (4800 руб. x 20%) — сформировано отложенное налоговое обязательство.

При износе автомобильных шин у организации возникает необходимость их ремонта или замены.

Ремонт и восстановление автошин могут производиться как самой организацией, так и на специализированных автосервисах. В случае самостоятельного ремонта организация несет расходы на закупку запчастей к автомашинам (камер, покрышек, ободов колес, балансировочных грузов и прочих) и оплату труда рабочим, которые производят ремонт.

Если отремонтировать автошины без специального оборудования невозможно, то организация может воспользоваться услугами специализированных предприятий. В этом случае запчасти к автомашинам могут быть закуплены самостоятельно. В такой ситуации организация оплачивает автосервису только услуги по замене и установке запчастей, или же стоимость запчастей будет учтена в стоимости ремонтных работ автосервиса.

При передаче шин для восстановления на шиноремонтные заводы их стоимость переносится в бухгалтерском учете на субсчет 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону».

Согласно п. п. 7, 18 ПБУ 10/99 затраты по поддержанию транспортных средств в исправном состоянии являются расходами по обычным видам деятельности и признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. При этом в бухгалтерском учете организации делается следующая проводка:

Дебет счетов 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — отражены затраты на ремонт или замену автомобильных шин.

Для целей налогообложения расходы на ремонт шин можно учесть как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Отметим, что в настоящее время нормативные документы, устанавливающие нормы затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин, отсутствуют. Именно поэтому данные затраты являются расходами на проведение текущего ремонта, которые включаются в себестоимость продукции, работ, услуг как затраты по поддержанию основных средств в рабочем состоянии. При этом нормирование указанных расходов не предусмотрено.

Если шины имеют разрушения, которые не подлежат местному ремонту или восстановлению путем наложения нового протектора, то они по решению специальной комиссии, созданной на предприятии, списываются в утиль. На склад такие шины приходуются по весу по прейскурантным ценам, по которым они сдаются на шиноремонтные заводы. В бухгалтерском учете организации не подлежащие восстановлению шины зачисляются на счет 10-6 «Прочие материалы».

Каждое предприятие, за которым закреплено транспортное средство, обязано контролировать расход материалов, используемых для работы и для поддержания авто в исправном техническом состоянии. В том числе ведется и учет автомобильных шин. Для этого заводится специальный документ. Карточка учета работы автомобильной шины утверждена российским законодательством и является единой для всех транспортных средств.

Основные пункты документа

Для заполнения бланка назначается ответственное лицо из технического отдела предприятия. Информация заносится в документ только после обоснованных выводов экспертов. В их состав входят сотрудники, утвержденные приказом руководителя.

Бланк заводится на каждую единицу автомобильной детали в единичном экземпляре. Карточка контролирует поступление автошин на баланс предприятия, эксплуатацию, а также списание ресурса, как непригодного. В связи с этим в документе отображается следующая информация:

  • технические характеристики детали: название колес, для которых она предназначена, номер, дата изготовления, компания-изготовитель;
  • данные транспортного средства, в том числе прицепа и полуприцепа, за которым она закреплена;
  • Ф.И.О. и паспортные данные водителя, управляющего данным автомобилем;
  • ежемесячная отметка о пробеге транспорта и, соответственно, автошины. Также указывается и общий пробег;
  • степень изношенности детали. Здесь указывается остаточная высота рисунка проектора, появившиеся дефекты;
  • техническое состояние детали. В случае установки уже используемых шин, прописывается их пробег. Также делается отметка об имеющихся дефектах и повреждениях. Если автошина нуждается в ремонте, эта информация также заносится в бланк, с указанием выводов экспертной комиссии.

Важно! После проведенных ремонтных работ и устранения неполадок, контроль работы автошины продолжается по той же карточке.

​В случае замены водитель обязан передать ответственному лицу, осуществляющему заполнение формы, данные списанной и установленной детали. Здесь же указывается причина и дата замены.

Образец заполнения бланка показан на фото. Шаблон можно скачать по ссылке ниже.

В каком случае автошина подлежит списанию

Контроль работы шин помогает определить момент, когда ее можно списать. Делается это только в случае полной ее непригодности к дальнейшей эксплуатации.

Причины и обстоятельства, при которых деталь подлежит замене, можно узнать из видео:

Формы контроля автошин хранятся по номеру транспорта и закрываются после ее списания.

В этой ситуации в бланк учета заносится следующая информация:

  • дата снятия шины с транспортного средства;
  • полный пробег на момент демонтажа;
  • описание причины снятия;
  • износ протектора и остаточная высота;
  • дальнейшее передвижение детали. Здесь необходимо указать подлежит ли она ремонту или восстановлению, будет ли производиться углубление рисунка протектора, или же автошина подлежит утилизации.
  • выводы комиссии.

После внесения информации в формы, бланк подписывается всеми членами экспертной группы. Это считается актом списания шины с дальнейшей эксплуатации.

Если деталь была направлена на обезличенную нарезку, после проведения ремонтных работ заводится новый бланк.

Если проводилось углубление протектора автошин, учет дальнейшего пробега ведется в старой карточке.

Важно! Большой пробег шины не считается основанием для ее списания, если остальные технические характеристики находятся в пределах нормы.

Карточка учета работы автошин позволяет контролировать их техническое состояние. Благодаря этому можно вовремя выявить появившиеся дефекты, провести восстановление или замену детали при ее непригодности.

Практически все коммерческие организации содержат на своем балансе транспортные средства, это могут быть автобусы, грузовые и легковые автомобили. Поскольку автомобильные шины имеют ограниченный ресурс пробега, а во время эксплуатации техника подвергается амортизации, то автошины изнашиваются. Соответственно, их нужно списывать.

Как учитывать затраты на шиномонтаж?

Нормы эксплуатации автомобильных шин

На основании норм, предусмотренных Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ (ст.19), запрещается эксплуатировать транспортные средства, имеющие технические неисправности, поскольку это может привести к угрозе безопасности дорожного движения.

Такой перечень неисправностей определен Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090. В этот перечень входят следующие повреждения, предусмотренные для автомобильных шин, при наличии которых автошины эксплуатировать нельзя:

  • Стерт протектор шины, т.е. рисунок протектора имеет высоту ниже нормы: для легковых автомобилей предусмотрена норма, равная 1,6 мм, для грузовых высота протектора не должна быть ниже 1 мм, для автобусов – 2 мм.
  • Покрышка имеет существенные повреждения в виде пробоин, разрезов, разрывов, которые обнажают корд. К таким неисправностям относятся и расслоенный каркас шины, и отслоенный протектор или боковина покрышки.
  • Недостаток креплений (болтов, гаек), нарушенная форма крепежных отверстий или изменение размера.
  • Присутствие на диске и ободьев колес различных трещин.
  • Пробег автошин превысил нормативное количество километров или закончился срок использования шин, установленный законом.

Наличие вышеуказанных повреждений является основанием для списания автомобильных шин, поскольку с такими повреждениями их использовать нельзя. Следовательно, на автомобили необходимо устанавливать новые шины.

Списание непригодных для эксплуатации шин должно отражаться в бухгалтерских документах учета. Законодательство, которое бы регламентировало вывод автошин из эксплуатации, на сегодняшний день отсутствует. В результате чего организациям приходится либо руководствоваться рекомендациями завода-изготовителя по использованию покрышек, либо самим устанавливать срок службы шин по их состоянию и пригодности к эксплуатации.

Важно! Использование автопокрышек, пришедших в негодность из-за повреждений, опасно! Это может привести к дорожно-транспортному происшествию. Истертая поверхность протектора ведет к ухудшению управления автомобилем, а обнаженный корд может спровоцировать разрыв резины, что приводит к полной потере управления автомобилем и аварии.

Шины, подлежащие списанию, должны утилизироваться. Для этого заключается определенной формы договор с той организацией, которая принимает автошины на утилизацию и затем переправляет списанную резину на шиноремонтный завод для ее переработки.

Как организовать учет зимних автошин?

Нормы эксплуатационного пробега автомобиля

ВАЖНО! Образец Положения об эксплуатации и учете автошин от КонсультантПлюс доступен

В настоящее время каких-либо правовых документов на списание автошин и других запасных частей транспортных средств для коммерческих организаций не существует.

Нормы, определяющие эксплуатационный пробег автомобильных шин, устанавливаются заводом-изготовителем на основании письма Минтранса России. В связи с этим каждый руководитель коммерческой организации имеет право самостоятельно устанавливать нормы пробега, опираясь на рекомендации завода-изготовителя, и закреплять эти нормы своим приказом по организации.

В случае отсутствия информации от завода-изготовителя по рекомендациям эксплуатации автомобильных шин используется собственный опыт предприятия по эксплуатации либо рекомендации от других заводов-изготовителей по выпуску таких же автошин.

Разрабатывая и утверждая нормы эксплуатационного пробега автошин, руководитель организации обязан учитывать, что утверждаемые им нормы соответствуют критериям, установленным Налоговым кодексом РФ. Эти нормы он должен обосновать, экономически оправдать и документально подтвердить.

Автомобильные шины, подлежащие списанию, должны быть оценены и утверждены специально созданной экспертной комиссией. Главным документом является акт на списание. Он подтверждает, что шины не пригодны к дальнейшей эксплуатации и вместо них необходимо установить на транспортное средство новые автопокрышки.

Бухгалтерский учет

Автомобильные шины, которые приобретаются отдельно от автомобиля, в бухучете отражаются на сч.10 «Материалы». Основанием является План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению, принятая Минфином России.

Передавая автошины для использования, их списывают на счета учета затрат.

Основанием для этого являются Методические указания по бухучету, утвержденные Минфином России.

Стоимость самих автошин списывается со сч.10 «Материалы», субсчет «Запчасти» в дебиторские счета учета затрат. Контроль движения автомобильных шин осуществляется учетом на забалансовом счете Д-т сч.012.

В случае выбывания автошин из эксплуатации, основанием которого является акт на списание, их (автошины) оприходуют на склад по стоимости отходов. Движение списанных автошин, их наличие, а также утильная резина учитываются на счетах «Материалы» и «Прочие материалы» в качестве утильсырья.

Отходы, которые образуются в подразделениях предприятий, установленным образом собирают, в сдаточных накладных указывают их наименование и количество и передают с накладными на склад для отходов. Предприятие, ориентируясь на сложившиеся цены на лом, утиль и ветошь определяет стоимость отходов. Цена должна соответствовать той, которая может быть использована при продаже.

К сведению! Автошины, непригодные к восстановлению, могут утилизироваться специализированной организацией на основании заключенного договора.

Материальные ценности, которые остаются в организации после списания предметов, непригодных для восстановления и дальнейшего использования, приходуются по стоимости рынка на данный момент. Соответствующие суммы зачисляют как финансовые результаты у коммерческого предприятия, то есть в бухучете отходы, которые остаются после списания утильсырья, относят в кредит сч.91: Д-т сч.10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы» К-т сч.91 «Прочие доходы и расходы». Автошины, непригодные к восстановлению, принимаются к учету как утильсырье.

В бухучете сдача непригодных для употребления шин на баланс специализированной организации оформляется как обычная реализация. А доход, полученный при продаже материально-производственных запасов, учитывается вместе с прочими доходами. При этом шины, подлежащие утилизации, отражаются в бухгалтерской документации как прочие расходы.

Налоговый учет

Затраты, которые произвел налогоплательщик на ремонт основных средств, учитываются как прочие расходы. Они признаются тем отчетным (налоговым) периодом, когда они были осуществлены в размере затрат по факту.

На основании Налогового кодекса РФ возвратные отходы – это остатки сырья или материалов, образованных при производстве товаров, утративших свои качества (химических или физических свойств), использующихся с завышенными расходами или не по прямому назначению.

Если остатки, относящиеся к материально-производственным запасам, были переданы как полноценное сырье в другие подразделения, чтобы произвести другие виды товаров, то они (остатки) не являются возвратными отходами.

Важно! Остатки признаются возвратными отходами с целью налогообложения прибыли в том случае, если их не используют по назначению и они относятся к остаткам, которые утратили свои потребительские качества.

В нормах Налогового кодекса России сказано, что автошины, которые подлежат утилизации, не пригодные к дальнейшей эксплуатации, не относятся к возвратным отходам и не признаются ими.

Подводя итоги, можно сказать, что для списания отработанных автошин нужно выполнить следующие действия:

  1. Создать экспертную комиссию по списанию непригодных для дальнейшей эксплуатации автомобильных шин.
  2. Составить акт на списание с обязательным обоснованием причин списания.
  3. Создать распоряжение (приказ) о списании автошин и их утилизации.
  4. Оформить списание в бухгалтерских документах.
  5. Организовать утилизацию автошин у компании, имеющей лицензию на эту деятельность.

Мишанина М., эксперт журнала

Журнал «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение» № 6/2018

В предложенном материале рассказано об организации учета таких комплектующих к автомобилю, как шины, приведены особенности отражения на соответствующих счетах бухгалтерского (бюджетного) учета операций по их приобретению, установке (замене) и списанию.

Карточка учёта пробега как необходимый документ

Каждая шина, что устанавливается на новую машину или уже бывшую в эксплуатации, нуждается в заведении документа на неё, который называется карточка учёта пробега автошин. Учёт покрышек производится в первую очередь по номерам производителя. Они в полном объёме и отмечаются в карточке. Разрешено использовать спецприбор, чтобы выжигать гаражные номера на плечевом участке протектора шин. Стоит отметить, что глубина выжигания не должна быть больше 1 мм. Ещё в карточку учёта пробега заносится информация о том, в каком состоянии находится шина, которая на тот момент является комплектующей машины: производится указание возможных разного рода дефектов и, если есть повреждения, то их характеристика. В карточки покрышек, что раньше уже были в комплектации какой-либо машины, прописывается их старый пробег. Среднее значение высоты отмечается в пункте «Техсостояние шины при установке». В том случае, когда покрышка получила повреждение, и её ремонт был произведён успешно, её учёт пробега продолжает вестись далее в той же карточке. Каждомесячно в карточке учёта отмечают пробег шин по показателям спидометра, однако только в том случае, если за истёкший месяц на машине не производилась замена покрышек.

Интересные моменты в заполнении карточки учёта шины. Верный путь определения учёта пробега

Если владелец меняет на своей машине покрышку на запасную, то он в обязательно должен подать информацию о дате замены, а также номер от завода-изготовителя или гаражный номер от покрышки, которую заменили. Ещё требуется информация о показаниях спидометра в тот момент, когда устанавливалась запасная покрышка и в тот момент, когда она снималась. Вся эта информация отмечается в таком документе как карточка учёта пробега автошин. Нельзя находить значение пробега каждой покрышки делением всего пробега покрышек, находящихся на ходовых колёсах, на число всех автошин, какие только есть у автомобиля, в том числе и запасных. Этот расчёт даёт начисление пробега и на ту покрышку, которая в работе не была, так как является запасной, и в итоге получается неправильная информация о пробеге каждой автошины.

Для верного ведения учёта пробега, человек, который работает над этим, должен каждый квартал делать проверку по заводским номерам, чтобы выяснить: сходятся ли они у шин, используемых на транспортном средстве, с шинами, данные о которых закреплены в карточке учёта.

В том случае, когда покрышка снимается с эксплуатации, то в карточке в «Причины снятия шины с эксплуатации» требуется отметить получившийся пробег автошины за весь период её использования, её техсостояние и куда отправляется непригодная для дальнейшей работы шина: на частичный ремонт или же восстановление, а может и в утиль.

Если шина направляется на восстановление или в утилизацию, то в карточке требуется наличие подписи председателя комиссии, коим может быть главный инженер или руководитель организации, и членов комиссии. Здесь карточка учёта очень похожа на акт списания шины. Благодаря обработке всей занесённой в карточку информации о покрышке, её владельцу могут либо выплатить награду за сдачу шины на восстановление и пробег превышающий норму, либо принять по отношению к нему меры, которые установлены соответственно правилам организации, за получившийся пробег ниже отмеченной нормы.

Если автошина начала вновь эксплуатироваться после своего восстановления, на неё делается новая карточка учёта пробега.

Дабы иметь данные о пробеге покрышек на персональных машинах, их владельцам нужно записать данные со спидометра, когда заменяют установленные автошины запасными.

Заметки к карточке учёта работы покрышек

Для каждой из присланных в компанию шин требуется карточка учёта. В ней не должно быть ни одной незаполненной графы.

Указывается день, месяц и год, когда была снята шина с авто. Ещё сразу после произведения снятия указываются причины этого. Среди них возможны:

  1. выход из строя шины;
  2. покрышка нуждается в сервисном обслуживании;
  3. переустановка с одной машины на другую.

Через минимум времени после того как автошина была снята на восстановление или в утиль, несколько людей собираются в комиссию и определяют, может ли покрышка ещё быть пригодной в будущем, а потом подводят итог по этому вопросу, который заносится в карточку.

Если автошину нужно заменить вследствие необходимости отправить её в ремонт или утиль, для её отпуска нужен акт-требование на замену материалов формы типа М-10. Если же материал по форме относится к типу М-11, нужна накладная-требование на отпуск.

Замена может быть произведена только в том случае, если заменяемая шина сдаётся в хранилище. Покрышки, которые были сняты из-за того, что их нужно ремонтировать либо отправить в утиль, сдаются в хранилище через накладную-требование на отпуск. Выписка на неё осуществляется рабочим, ведущим учёт пробега покрышек. К этому документу прилагается и сама карточка.

Если покрышки доставляются совместно с восстановленной, бывшей в эксплуатации или просто подаренной компании машиной, то карточки учёта заводятся, опираясь на протокол получения-передачи, где в процентном значении указывается износ и все шины, что есть в транспортном средстве.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *