Бухгалтерский учет в государственных организациях

Ведение бухгалтерского учета в бюджетной сфере

Бюджетное учреждение — это отдельная некоммерческая организация, образованная в РФ на любом уровне с целью оказания государственных, муниципальных услуг и реализации конкретных государственных программ (7-ФЗ от 12.01.1996).

В настоящее время классифицируют 3 типа таких учреждений:

  • бюджетное;
  • автономное;
  • казенное.

Ведение бухучета на предприятии таких типов регулируется действующим бюджетным законодательством, а также 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011.

Рассмотрим три вида ГБУ в сравнительной таблице:

Наименование сравнительного параметра Бюджетное Автономное Казенное
НПА 7-ФЗ «О некоммерческих объединениях и компаниях» 174-ФЗ «Об автономных организациях» БК РФ
Основной вид деятельности Оказание услуг населению в области науки, образования, здравоохранения, социальной защиты Оказание государственных услуг и выполнение определенных функций
Возможность использования средств от приносящей доход деятельности Возможно по усмотрению организации (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ)

Перечисление таких доходов в региональный, федеральный бюджеты

Основной источник финансирования Субсидирование Бюджетные средства
Документ, на основании которого осуществляется расходование средств План финансово-хозяйственной деятельности Бюджетная смета
Расчетный счет В органах Федерального казначейства В ФК и коммерческих банках В ФК
Владение имуществом Право оперативного управления
Распоряжение объектами имущества По факту получения согласия собственника имущественного объекта
Ответственность по основным обязательствам Ответственность своими активами, за исключением случаев, когда такие обязательства образованы из-за причинения вреда гражданам, при недостатке активов, которыми можно распоряжаться (ответственность остается за учредителем) Ответственность осуществляется посредством денежных средств. При недостатке таковых наступает ответственность учредителя

Как осуществляется бухгалтерский учет БУ

Особенности ведения бухгалтерского учета бюджетных пользователей предопределяются их организационно-правовой формой. При осуществлении бухучета и составлении отчетности необходимо учитывать не только нормы и правила, закрепленные действующим законодательством, но и отраслевые особенности конкретной организации бюджета: образование, наука, здравоохранение и проч. Финансово-хозяйственная деятельность в БУ, АУ и КУ строится исходя из следующих характеристик:

  • учет в разрезе КОСГУ и КБК;
  • контроль за исполнением доходных и расходных статей сметы;
  • казначейская система исполнения бюджета;
  • классификация кассовых и фактических расходов.

Отчетность в обязательном порядке должна предоставляться в вышестоящие контролирующие органы в установленные сроки (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно). Баланс БУ существенно отличается от коммерческих организаций структурой обязательств и активов предприятия.

Порядок применения классификации по КБК утвержден Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н (применяется с 2020 года). Инструкция по составлению и подаче отчетности об исполнении бюджета, формы такой отчетности и правила их заполнения представлены в Приказах Минфина № 191н от 28.12.2010 и № 33н от 25.03.2011. Первичка и основные учетные регистры закреплены Приказом № 52н от 30.03.2015.

Основные правила ведения бухгалтерского учета в БУ, АУ, КУ заключаются в следующем:

  1. Бухгалтерский учет ведется только в рублях.
  2. Бухгалтерский учет ведется на постоянной основе, начиная с момента регистрации организации.
  3. Основы бухучета, а именно бюджетный план счетов и инструкция его применения, утверждены Приказом Минфина № 157н от 01.12.2010. Ключевой метод — двойная запись по корреспондирующим счетам.
  4. Аналитические данные должны соответствовать оборотам и сальдо в разрезе синтетических счетов.
  5. Каждая финансово-хозяйственная операция должна быть зарегистрирована, проведена и подтверждена первичной документацией.
  6. Учреждению необходимо самостоятельно разработать и утвердить учетную политику.
  7. В БУ необходимо обеспечить должный уровень внутреннего контроля.
  8. Все активы и обязательства учета надлежит периодически пересчитывать.
  9. Информация, предоставляемая БУ, АУ, КУ в отчетах, должна быть актуальной и достоверной.

Принципы бухгалтерского учета и отчетности БУ базируются на таких ключевых понятиях, как законность, достоверность, независимость, постоянство, доступность, уместность, правильность, осмотрительность, сопоставимость, своевременность и денежная измеряемость.

Учетная политика учреждения

Правила бухгалтерского учета предусматривают обязательное следование положениям собственной учетной политики предприятия. С 01.01.2019 учетная деятельность организации строится на основании Приказа № 274н от 30.12.2017 об утверждении федерального стандарта бухучета об учетной политике для учреждений государственного сектора. В соответствии с нормами федеральных стандартов, каждому бюджетному учреждению необходимо разработать свою учетную политику (Письмо Минфина РФ № 02-06-05/30974 от 08.05.2018).

Под учетной политикой понимается свод основных способов, методов и правил бухучета в учреждении. Порядок составления УП пользователи также находят в ФЗ № 402 и ПБУ 1/2008.

Учетная политика — это документ, который в первую очередь отражает методологию работы с реальными активами и обязательствами организации. Изменения в этот документ вносятся один раз в год — перед началом нового отчетного периода. Однако предусмотрен ряд ситуаций, когда корректировка УП проводится в течение календарного года.

В УП 2020 года, составленной согласно ФСБУ и действующему законодательству, прописываются следующие аспекты:

  • выбранная форма бухучета;
  • структурные и отраслевые особенности финансово-хозяйственной деятельности;
  • способы амортизации, применяемые в бюджетном учреждении;
  • используемые нормативно-правовые акты, первичные документы (журналы, отчетные формы);
  • ответственные сотрудники;
  • порядок отражения операций с доходностью и затратами, материалами, основными средствами и проч.;
  • методы оценки объектов бухучета;
  • правила инвентаризации;
  • рабочий план счетов и т. п.

Ответственным за формирование и соблюдение правил ​УП назначается главный бухгалтер или иной сотрудник, отвечающий за бухучет на предприятии.

Бюджетный план счетов

Минфин разработал для бюджетной сферы единый план счетов и инструкцию по его применению (Приказ Минфина № 157н от 01.12.2010). Указанный регистр действителен и для государственных органов, и для БУ. В самом же едином плане есть указание, что каждый тип государственных организаций должен использовать частный план счетов:

  • АУ — Приказ № 183н от 23.12.2010;
  • БУ — Приказ № 174н от 16.12.2010;
  • КУ — Приказ № 162н от 06.12.2010.

ПС для БУ, АУ, КУ состоит из балансовых и забалансовых счетов. Балансовые счета поделены на пять разделов:

На забалансовых счетах отражается движение в стоимостной оценке тех активов, которые не принадлежат организации, либо по установленным причинам не могут быть учтены на балансовых счетах. Например, основные средства стоимостью до 10 000 рублей.

Особенности составления бухгалтерских проводок

Принципы ведения бухгалтерского учета подразумевают отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности посредством бухгалтерских проводок. Проводка — это инструмент учета, при помощи которого записываются операции учреждения.

Схема составления проводок довольна проста — каждая операция записывается по дебету одного и кредиту другого (корреспондирующего) счета учета. Данный способ получил название двойная запись. Метод двойной записи — это ключевой принцип ведения бухучета.

Все счета учета подразделяются на три вида:

  • активные — на них проводятся активы организации;
  • пассивные — необходимы для отражения источников формирования активов, то есть пассивов;
  • активно-пассивные, или смешанные — для записи попеременно сформировавшейся дебиторской и кредиторской задолженности перед контрагентами на одном и том же счете, а также для учета активных и пассивных финансовых результатов.

При этом в проводке могут быть учтены следующие комбинации счетов:

  • актив — пассив;
  • актив — активно-пассивный;
  • пассив — активно-пассивный;
  • два активно-пассивных счета.

Федеральные стандарты БУ

Бухучет учреждения регулируется не только законодательными нормами, но и, согласно ст. 21 402-ФЗ, федеральными, отраслевыми стандартами, стандартами экономического субъекта и различными методическими рекомендациями.

Под федеральными стандартами учета понимается документация, определяющая ключевые требования к организации и осуществлению учета на предприятии. Федеральные стандарты обязательны к использованию всеми организациями, в том числе бюджетными и государственными учреждениями.

ФС разработаны с целью корректного и эффективного ведения учетной деятельности. Каждый стандарт регламентирует какой-либо раздел учета. При этом стандарты могут определять специальные требования к бухучету организаций, относящихся к бюджетной сфере РФ.

В 2020 году начали действовать пять стандартов:

С 2020 года также введены новые стандарты:

Все стандарты будут вводиться постепенно вплоть до 2021 года.

В расчетах государственных учреждений с контрагентами ранее следовало только определить, кем является для учреждения контрагент: дебитором (от лат. Debitor — должник, обязанный) или кредитором (от лат. creditor — веритель).

Приказ Минфина России от 29.11.2017 № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» внес дополнительную классификацию в оборотные КОСГУ расчетов в зависимости от того, с кем эти расчеты производятся.

Таким образом, 26-тизначный счет расчетов с 01.01.2019г. в части 24-26 разрядов (КОСГУ) теперь имеет дополнительную детализацию.

Детализация движения задолженности осуществляется в разрезе типа (вида организационно-правовой формы) контрагента:

1. участники бюджетного процесса

2. государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения

3. финансовые и нефинансовые организации государственного сектора

4. иные нефинансовые организации

5. иные финансовые организации

6. некоммерческие организации и физические лица — производители товаров, работ, услуг

7. физические лица

8. наднациональные организации и правительства иностранных государств

9. нерезиденты

Ниже приводится таблица детализированных КОСГУ с расшифровкой.

Статья 540 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям»

541 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;

542 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям государственным (муниципальным) автономным учреждениям»;

543 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям финансовым и нефинансовым организациям государственного сектора»;

544 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям иным нефинансовым организациям»;

545 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям иным финансовым организациям»;

546 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям некоммерческим организациям и физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг»;

547 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям физическим лицам»;

548 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;

549 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям нерезидентам».

Статья 550 Увеличение стоимости иных финансовых активов

551 «Привлечение средств участников бюджетного процесса»;

552 «Привлечение средств государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»;

553 «Привлечение средств финансовых и нефинансовых организаций государственного сектора»;

554 «Привлечение средств иных нефинансовых организаций»;

555 «Привлечение средств иных финансовых организаций»;

556 «Привлечение средств некоммерческих организаций и физических лиц — производителей товаров, работ, услуг»;

557 «Привлечение средств физических лиц».

Статья 560 Увеличение прочей дебиторской задолженности

561 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»;

562 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями»;

563 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора»;

564 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями»;

565 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»;

566 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг»;

567 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с физическими лицами»;

568 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств»;

569 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с нерезидентами».

Статья 640 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям»

641 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;

642 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям государственным (муниципальным) автономным учреждениям»;

643 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям финансовым и нефинансовым организациям государственного сектора»;

644 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям иным нефинансовым организациям»;

645 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям иным финансовым организациям»;

646 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям некоммерческим организациям и физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг»;

647 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям физическим лицам»;

648 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;

649 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям нерезидентам».

Статья 650 Уменьшение стоимости иных финансовых активов

651 «Возврат средств участников бюджетного процесса»;

652 «Возврат средств государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»;

653 «Возврат средств финансовых и нефинансовых организаций государственного сектора»;

654 «Возврат средств иных нефинансовых организаций»;

655 «Возврат средств иных финансовых организаций»;

656 «Возврат средств некоммерческих организаций и физических лиц — производителей товаров, работ, услуг»;

657 «Возврат средств физических лиц».

Статья 660 Уменьшение прочей дебиторской задолженности

661 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»;

662 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетным и автономными учреждениями»;

663 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора»;

664 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями»;

665 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»;

666 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг»;

667 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с физическими лицами»;

668 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств»;

669 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с нерезидентами».

Статья 730 Увеличение прочей кредиторской задолженности

731 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»;

732 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями»;

733 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора»;

734 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями»;

735 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»;

736 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг»;

737 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами»;

738 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств»;

739 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с нерезидентами».

Статья 830 Уменьшение прочей кредиторской задолженности

831 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»;

832 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями»;

833 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора»;

834 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями»;

835 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»;

836 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг»;

837 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами»;

838 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств»;

839 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с нерезидентами».

Таким образом, в учете государственных учреждений с 01.01.2019 году на счетах расчетов не должно быть группировочных КОСГУ, типа 560/660, 730/830 и т.п.

То есть прежде чем сформировать бухгалтерскую запись по любому из счетов расчетов (205, 206, 209, 302, 303, 304 и т.п.), бухгалтеру следует четко знать тип (организационно-правовую форму) контрагента по расчетам.

Для облегчения определения типа контрагента ниже приведена таблица с группировкой (расшифровкой) типа (вида организационно-правовой формы) контрагента согласно Порядку 209н.

Код

Наименование

Перечень типов (видов организационно-правовой формы) контрагента

Примеры

1

Участники бюджетного процесса

— главные распорядители бюджетных средств; распорядители бюджетных средств;

— получатели бюджетных средств;

— государственные (муниципальные) бюджетные, государственные (муниципальные) автономные учреждения, осуществляющие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме;

— иные получатели бюджетных средств, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени соответствующего публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета;

— главные администраторы доходов бюджетов; администраторы доходов бюджетов;

— главные администраторы источников финансирования дефицита бюджетов; администраторы источников финансирования дефицита бюджетов;

— органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами (п.13.5.1 Порядка № 209н)

ИФНС, ФСС РФ, ПФР РФ, все казенные учреждения, органы власти, министерства и ведомства

2

Государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения

Бюджетные / автономные учреждения

Все бюджетные и автономные государственные учреждения (ФБУ, ФАУ, ФГБНУ, КГУ, ГБУЗ, КГАУ и т.д.)

3

Финансовые и нефинансовые организации государственного сектора

— государственные (муниципальные) унитарные предприятия;

— государственные корпорации и компании, публично-правовые компании;

— корпоративные юридические лица, владельцем более 50 процентов акций (долей) которых являются публично-правовые образования или государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения (п.9.5 Порядка № 209н)

ФГУП, МУП, КГУП, прочие корпорации с государственным участием более 50%

4

Иные нефинансовые организации

-организации, занимающиеся производством товаров и оказанием нефинансовых услуг, работ (п.10.4 Порядка № 209н)

Все коммерческие организации – юридические лица (ООО, ЗАО, ПАО и т.п. с государственным участием менее 50%)

5

Иная финансовая организация

-банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на осуществление банковских операций, а также юридические лица, предоставляющие на основании соответствующей лицензии услуги страхования, перестрахования, взаимного страхования, микрофинансовые организации, иные финансовые организации (п.10.4 Порядка № 209н)

Банки, страховые компании (Сбербанк, Крайинвестбанк, Ингосстрах, Альфа-страхование)

6

Некоммерческие организации и физические лица — производители товаров, работ, услуг

-НКО, НОУ

-Физические лица, являющиеся ИП

Некоммерческие организации, все индивидуальные предприниматели

(НКО, ИП)

7

Физические лица

-Иные физические лица

Прочие физические лица

8

Наднациональные организации и правительства иностранных государств

-наднациональные организации / правительства иностранного государства

9

Нерезиденты

-граждане других государств (п.9.3.1 Порядка № 209н)

Начиная с релиза 1.0.56.7 для программы «1С:БГУ8» ред.1 и 2.0.61.19 для программы «1С:БГУ 8» ред.2, программа включает в себя функционал, детализирующий КОСГУ счетов расчетов в зависимости от значения реквизита «Тип контрагента» в карточке контрагента.

Данные этого поля заполнились автоматизировано при одном из предыдущих обновлений.

Для корректного формирования 26-тизначного счета расчетов пользователю ОБЯЗАТЕЛЬНО следует проверить правильность автозаполнения поля «Тип контрагента» в карточке контрагента.

Проверка типа контрагента в программе «1С:БГУ8» ред.2

Карточка контрагента в программе «1С:БГУ8» ред.2:

Для того, чтобы не входить в карточку каждого контрагента, можно сформировать отчет «Анализ субконто» из раздела «Главное».

На закладке «Основные» в поле «Виды субконто» с помощью команды «Добавить» следует выбрать вид субконто «Конрагенты».

На закладке «Дополнительные» в разделе «Дополнительные данные» с помощью команды «Добавить» следует выбрать поле, дополнительные данные к которому следует отобразить.

Для этого следует открыть знак «+» рядом с полем «Контрагенты».

В появившемся списке следует указать поле для выбора «Тип контрагента» и нажать команду «Выбрать».

Можно выбрать два типа размещения дополнительных данных: в одной колонке или в отдельных колонках.

На закладке «Группировка» с целью сокращения отображаемой информации не следует устанавливать флаг в позицию «По субсчетам».

Отображаемый отчет будет иметь нижеуказанный вид.

Пользователю следует внимательно изучить установленный тип контрагента, и при необходимости вручную откорректировать его, войдя в карточку контрагента двойном щелчком мыши.

Чем шире будет период построения отчета, тем больший охват справочника «Контрагенты» можно получить для проверки.

При этом следует помнить, что чем больше контрагентов в базе, тем дольше будет время формирования отчета.

Далее при вводе нового контрагента пользователь должен самостоятельно заполнять поле «Тип контрагента» соответствующими данными.

Проверка типа контрагента в программе «1С:БГУ8» ред.1

Карточка контрагента в программе «1С:БГУ8» ред.1:

Для проверки автозаполнения поля «Тип контрагента» в карточке контрагента можно сформировать отчет «Анализ субконто» из пункта меню «Бухгалтерский учет»- «Стандартные отчеты».

В разделе «Виды субконто» панели настроек с помощью команды «Добавить» следует выбрать вид субконто «Контрагенты».

В разделе «Дополнительные данные» панели настроек с помощью ко манды «Добавить» следует выбрать поле, дополнительные данные которого мы хотим увидеть. Это поле «Контрагенты».

Открыв знак «+» рядом с полем «Контрагенты», следует найти и выбрать для отображения поле «Тип контрагента».

Данные можно разместить в одной или в отдельных колонках.

Сформированный отчет имеет вид:

Пользователю следует внимательно изучить установленный тип контрагента, и при необходимости вручную откорректировать его, войдя в карточку контрагента двойном щелчком мыши.

Далее при вводе нового контрагента пользователь должен самостоятельно заполнять поле «Тип контрагента» соответствующими данными.

Для того чтобы узнать, для чего детализировали КОСГУ, прочитайте нашу новую статью «Послушайте! Ведь, если КОСГУ детализируют — значит -это кому-нибудь нужно?»

Управление любым предприятием в условиях рыночной экономики невозможно без информации или совокупности сведений о состоянии управляемой системы, управляющих действиях и внешней среде. В таком понимании экономическая информация выступает как основа процессов подготовки, принятия и реализации управленческих решений.

В общей совокупности экономической информации большая часть приходится на данные бухгалтерского учета. Расчеты показывают, что на долю бухгалтерской информации приходится свыше 70% общего объема экономической информации (колебания этого показателя зависят от особенностей техники и технологии производства, организации производства, труда, управления и др.). Информация становится основным ресурсом, решающим фактором экономического статуса хозяйствующего субъекта. По данным мировой статистики утрата лишь 20% информации ведет к разорению 65% хозяйствующих субъектов.

Именно системный бухгалтерский учет фиксирует и накапливает всестороннюю синтетическую (обобщающую) и аналитическую (детализированную) информацию о состоянии и движении имущества и источниках его образования, хозяйственных процессах, о конечных результатах финансовой и производственно-хозяйственной деятельности. Только в бухгалтерском учете отражается фактическая информация по каждому виду основных средств, материально-сырьевых, топливно-энергетических, трудовых, финансовых ресурсов, что позволяет осуществлять финансовую и производственно-хозяйственную деятельность, добиваться желаемых результатов деятельности предприятия. Бухгалтерская информация широко используется в оперативно-техническом, статистическом учете, для планирования, прогнозирования, выработки тактики и стратегии деятельности и др.

Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей в бухгалтерском учете формируется информация о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Основное требование к информации, формируемой в бухгалтерском учете – полезность, т.е. возможность использования для принятия пользователями обоснованных экономических решений. Для того, чтобы информация считалась полезной заинтересованным пользователям она должна быть уместной, надежной (достоверной) и сравнимой.

Уместность информации определяется ее способностью влиять на экономические решения пользователей. Информация считается уместной, если она своевременна, существенна и представляет ценность для прогнозирования и оценки результатов деятельности организации.

Своевременность информации означает, что она вся значимая информация своевременно включена в финансовую отчетность и что отчетность предоставлена вовремя. Существенной считается информация, отсутствие или неправильная оценка которой приводит к иным решениям пользователей. Ценность информации означает, что ее можно использовать для оценки результатов деятельности и прогнозирования тенденций развития организации.

Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть надежной (достоверной) т.е. не содержать существенных ошибок и пристрастных оценок. Чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности и быть нейтральной. Факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учете не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования.

Нейтральность информации означает, что она не содержит пристрастных оценок, т.е. беспристрастна по отношению к разным группам пользователей и не нацелена на получение заранее заданного результата.

Сопоставимость (сравнимость) информации означает возможность сравнения финансовой отчетности во времени (за несколько периодов) и в пространстве (с отчетностью других предприятий).

При формировании бухгалтерской информации необходимо всегда иметь в виду, что польза, извлекаемая из формируемой информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.

Основными носителями учетной информации являются первичные документы. Каждый факт хозяйственной жизни, в соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» должен оформляться первичным учетным документом. Бухгалтерский учетный документ — это письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственной жизни, право на ее совершение или устанавливает материальную ответственность работников за доверенные им ценности. Первичный учетный документ должен составляться при совершении фактов хозяйственной жизни, а если это не предоставляется возможным – сразу после его окончания. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Регистры бухгалтерского учета составляются на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Записи в учетных регистрах используются для контроля за хозяйственной деятельностью организации, последующего экономического анализа и подготовки рекомендаций для принятия управленческих решений. По информации, представленной в учетных регистрах, определяется финансовый результат деятельности предприятия

В системе бухгалтерского учета формируется информация для внешних и внутренних заинтересованных пользователей. Заинтересованными пользователями информации, формируемой в бухгалтерском учете, считаются лица, имеющие какие – либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию.

В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, которая необходима для заинтересованных пользователей.

Внешние пользователи подразделяются на пользователей информации с прямым финансовым интересом, с косвенным финансовым интересом, и без финансового интереса. Каждый из них преследует свои интересы в информации, формирующейся в бухгалтерском учете. Они пользуются информацией, содержащейся в бухгалтерской отчетности.

Сторонними заинтересованными пользователями бухгалтерской информации с прямым финансовым интересом являются состоявшиеся или потенциальные инвесторы, банки, поставщики, покупатели и другие дебиторы и кредиторы.

Инвесторы и их представители заинтересованы в следующей информации: о рискованности и доходности предполагаемых или осуществленных ими инвестиций, о возможности или целесообразности распоряжаться инвестициями, о способности организации выплачивать дивиденды. Банки заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли своевременно погашены предоставленные ими организации кредиты и выплачены соответствующие проценты. Поставщики и подрядчики заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы. Покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности организации.

К сторонним заинтересованным пользователям бухгалтерской информации с косвенным финансовым интересом относятся органы, уполномоченные управлять государственным и финансовым имуществом, налоговые и финансовые органы и др.

Органы власти заинтересованы в информации для осуществления возложенных на них функций по распределению ресурсов, регулированию народного хозяйства, разработке и реализации общегосударственной политики, ведению статистического наблюдения. Налоговые и финансовые органы в отличии от других внешних пользователей имеют право получать не только отчетную, но и всю другую учетную информацию, необходимую для проверки правильности исчисления налогов.

К сторонним заинтересованным пользователям без финансового интереса относятся органы статистики, аудиторы, арбитраж, общественность и др.

Общественность в целом заинтересована в информации о роли и вкладе организации в повышении благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях.

В отношении информации для внутренних пользователей цель бухгалтерского учета заключается в формировании информации, полезной руководству для принятия управленческих решений. К внутренним пользователям учетной информации относятся: руководство предприятия, управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений, работники организации.

Руководство предприятия интересует информация о результатах финансово – хозяйственной деятельности предприятия за определенный промежуток времени с целью разработки стратегии развития предприятия, планирования его деятельности, разработке мероприятий по повышению эффективности производства, снижению себестоимости продукции и пр.

Работники организации заинтересованы в информации о стабильности и прибыльности работодателей способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест.

Формирование информации, удовлетворяющей потребности заинтересованных пользователей, обеспечивает руководство организации. Оно несет ответственность за предоставление этой информации пользователям и обеспечение ее защиты. С этой целью для обеспечения экономической безопасности предприятия должны быть разработаны мероприятия по обеспечению защиты информации, и в первую очередь по защите коммерческой информации о финансово – хозяйственной деятельности. К сведениям, составляющим коммерческую тайну, относятся:

— в сфере производства: сведения о структуре производства, производственных мощностях, запасах сырья, материалов, комплектующих изделий и готовой продукции, типе и размещения оборудования; об особенностях используемых и разрабатываемых технологий производства и специфике их применения, аналитические справки, отчеты о деятельности предприятия в целом и его структурных подразделений, материалы проверок;

— в сфере управления: сведения с применяемых организационных методах управления предприятием, о подготовке, принятии и исполнении решений руководства предприятия по коммерческим, организационным, производственным и научно – техническим вопросам, информация о персональных данных работников предприятия;

— в области планирования: сведения о планах расширения или свертывания производства различных видов продукции и их технико – экономических обоснованиях, о планах инвестиций, закупок и продаж, индивидуальные планы, графики работ и личный информационный фонд, персональные базы руководителей предприятий, структурных подразделений;

— в части совещаний, переговоров, контрактов: сведения о фактах проведения, целях, предмете, результатах совещаний и заседаний органов управления предприятием, о подготовке и результатах проведения переговоров с деловыми партнерами предприятия, условиях конфиденциальности которые установлены в договорах, контрактах, соглашениях с деловыми партнерами предприятия;

— в сфере финансов: сведения о финансовых операциях предприятия, о состоянии банковских счетов предприятия и производимых операциях, сведения, содержащиеся в учетных регистрах, долговых обязательствах предприятия, об уровне доходов предприятия;

— в сфере рынка: сведения о применяемых предприятием оригинальных методах изучения рынка, о рыночной стратегии предприятия, состоянии и перспективы развития рыночной конъюнктуры, о применяемых предприятием оригинальных методах продаж, об эффективности коммерческой деятельности предприятия;

— в отношении партнеров: сведения о внутренних и зарубежных поставщиках, подрядчиках, покупателях, компаньонах , спонсорах, посредниках и других партнерах предприятия;

— в области науки и техники: сведения о целях, задачах, программах перспективных научных исследований, ключевые идеи научно – исследовательских работ: точные значения характеристик создаваемых изделий, данные об условиях экспериментов и оборудовании, на котором они производились, сведения о состоянии программного и компьютерного обеспечения;

— в сфере безопасности: сведения о порядке и состояния защиты коммерческой тайны, о порядке и состоянии охраны, пропускной системы, системе сигнализации, о разработке и проведении мероприятий по обеспечению безопасности предприятия, планы действий в чрезвычайных ситуациях.

Коммерческую тайну, кроме выше названной информации, могут составлять и другие сведения, которые определены правообладателем. Для обеспечения защиты информации в первую необходимо разработать ряд внутренних нормативных документов:

— положение о защите коммерческой тайны;

— инструкцию по работе с документами, содержащими коммерческую тайну;

— правила предоставления доступа к информационным ресурсам;

— правила работы в корпоративной сети;

— правила работы в Интернете;

— правила выбора, хранения и использований паролей;

— иные документы по выбору руководства службы безопасности фирмы.

С целью организации информационной безопасности систем учета следует придерживаться определенных мер, а именно:

— провести анализ учетных систем организации и разработать мероприятия по их совершенствованию и развитию;

— разработать учетную политику по организации оперативного, бухгалтерского и управленческого учета;

— осуществить, согласно учетной политике, подбор соответствующего программного обеспечения;

— назначить ответственных лиц за контролем внутренней документации;

— доведения до всех сотрудников инструкций по хранению информации (как на бумажных носителях, так и в электронном виде) и получение от них расписки о неразглашении тайны;

— обеспечения уничтожения неиспользуемых документов и записей.

Таким образом, обеспечение мер по защите учетной информации является составляющим элементом в деятельности Службы безопасности и бухгалтерской службы предприятия и гарантией стабильного функционирования бизнеса предприятия в условиях конкурентной борьбы.

⇐ ПредыдущаяСтр 54 из 59

*Из лекции: субъектами б./у. являются любые экономические субъекты: ИП, организации, субъекты, занимающиеся проф. деятельностью, органы власти, ЦБ РФ, филиалы и представительства иностранных ЮЛ.

НК РФ:

Статья 6. Обязанность ведения бухгалтерского учета

1. Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом могут не вести:

1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности;

2) находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

3. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

4. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять, если иное не установлено настоящей статьей, следующие экономические субъекты:

1) субъекты малого предпринимательства;

2) некоммерческие организации;

3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

5. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют следующие экономические субъекты:

1) организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) жилищные и жилищно-строительные кооперативы;

3) кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);

4) микрофинансовые организации;

5) организации государственного сектора;

6) политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;

7) коллегии адвокатов;

8) адвокатские бюро;

9) юридические консультации;

10) адвокатские палаты;

11) нотариальные палаты;

12) некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Организация ведения бухгалтерского учета.

Статья 7. Организация ведения бухгалтерского учета

1. Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

В случае, если индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, ведут бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, они сами организуют ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, а также несут иные обязанности, установленные настоящим Федеральным законом для руководителя экономического субъекта.

3. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель экономического субъекта, который в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также руководитель субъекта среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в части 5 статьи 6 настоящего Федерального закона, может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

4. В открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

1) иметь высшее образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

5. Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами.

6. Физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно соответствовать требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи. Юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно иметь не менее одного работника, отвечающего требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи, с которым заключен трудовой договор.

7. Главный бухгалтер кредитной организации и главный бухгалтер некредитной финансовой организации должны отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации.

8. В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *