Бюджет структура

Андрей Алексеевич ПоповКандидат экономических наук, преподаватель дисциплины «Финансы организаций (предприятий)» кафедры финансов и кредита экономического факультета Воронежского государственного университета.
© Элитариум — Центр дистанционного образования

Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой части. Механизм бюджетного планирования доходов и расходов целесообразно внедрять для обеспечения экономии денежных средств, большей оперативности в управлении этими средствами, снижения непроизводительных расходов и потерь, а также для повышения достоверности плановых показателей (в целях налогового планирования). Бюджеты обычно составляются на год, чаще всего с разбивкой по кварталам.

Бюджет — оперативный финансовый план, составленный, как правило, в рамках до одного года, отражающий расходы и поступления средств по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В практике управления финансами фирмы используются два основных вида бюджетов — текущий (оперативный) и капитальный.

Бюджетирование — процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования (например, платежный баланс на предстоящий месяц).

Бюджетирование капитала — процесс разработки конкретных бюджетов по формированию источников капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса). Например, прогноз баланса активов и пассивов на предстоящий квартал, полугодие, год.

Бюджетный контроль — текущий контроль за исполнением отдельных показателей доходов и расходов, определенных плановым бюджетом.

Смета — форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей. В определенном смысле понятие «смета» является аналогом западного термина «бюджет».

Для составления бюджетных планов используются следующие информационные источники:

  • данные бухгалтерской отчетности (формы № 1, 2, 4, 5) и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц, квартал, год);
  • договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;
  • прогнозные расчеты продаж продукции или планы сбыта исходя из заказов, прогнозы спроса, уровень цен и другие условия рыночной конъюнктуры. На основе показателей сбыта рассчитывается объем производства, затраты на выпуск продукции, прибыль, рентабельность и иные показатели;
  • экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами (налоговые ставки, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента, минимальная месячная оплата труда и т. д.);
  • утвержденная учетная политика.

Разработанные на основе этих данных финансовые планы служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов.

Для организации эффективной системы бюджетного планирования деятельности предприятия предлагается составлять следующую сквозную систему бюджетов:

  • материальных затрат;
  • потребления энергии;
  • фонда оплаты труда;
  • амортизационных отчислений;
  • прочих расходов;
  • погашения ссуд банков;
  • налоговый бюджет.

С позиции количественных оценок планирование текущей деятельности заключается в построении так называемого генерального бюджета, представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов. Данная система бюджетов охватывает весь денежный оборот предприятия. Генеральный бюджет предприятия равен сумме всех бюджетов структурных подразделений. Дирекции предприятия целесообразно добиваться более активного участия всех структурных подразделений в подготовке бизнес-плана и консолидированного бюджета. При составлении бюджетов структурных подразделений и служб предприятий необходимо руководствоваться принципом декомпозиции. Он заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т. е. бюджеты цехов и отделов входят в сводный (консолидированный) бюджет предприятия. Оптимальным считается такой бюджет, в котором доходный раздел равен расходной части. При дефиците сводного бюджета возникает необходимость его корректировки посредством увеличения доходов или снижения расходов.

Рассмотрим в общих чертах логику и смысловое содержание каждого из бюджетов.

Бюджет продаж. Цель данного бюджета — рассчитать прогноз объема продаж в целом. Исходя из стратегии развития предприятия, его производственных мощностей и, главное, прогнозов в отношении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции в натуральных единицах. Прогнозные отпускные цены используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Расчеты ведутся в разрезе основных видов продукции.

Бюджет производства. Цель данного бюджета — рассчитать прогноз объема производства товарной продукции исходя из результатов расчета предыдущего бюджета и целевого остатка произведенной, но нереализованной продукции (запасов продукции). Формула расчета для каждого вида продукции выглядит следующим образом:

Qn = Впр + Ок — Он

где Qn — продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;

Впр — прогноз объема продаж;

Ок — целевой остаток готовой продукции на конец планируемого периода;

Он — остаток продукции на начало планируемого периода.

Бюджет прямых затрат сырья и материалов. На основе данных предыдущего бюджета об объемах производства, а также нормативах затрат сырья на единицу производимой продукции, целевых запасах сырья на начало и конец периода и ценах на сырье и материалы определяются потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая величина расходов на приобретение. Данные формируются как в натуральных единицах, так и в денежном выражении.

Бюджет прямых затрат труда. Цель данного бюджета — рассчитать общие затраты на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве (в стоимостном выражении). Исходными данными блока являются результаты расчета об объемах производства в бюджете производства. Алгоритм расчета зависит от многих факторов, в том числе от систем нормирования труда и оплаты работников. В частности, если установлены нормативы в часах на производство той или иной продукции или ее компонента, а также тарифная ставка за час работы, можно рассчитать прямые затраты труда.

Бюджет переменных накладных расходов. Расчет ведется по статьям накладных расходов (амортизация, электроэнергия, страховка, прочие общецеховые расходы и т.п.) в зависимости от принятого в компании базового показателя (объем производства, прямые затраты труда в часах и др.).

Бюджет запасов сырья, готовой продукции. Исходными данными для расчета служат: целевые остатки запасов готовой продукции в натуральных единицах, сырья и материалов (бюджет производства и бюджет прямых затрат сырья и материалов), данные о ценах за единицу сырья и материалов, а также данные о себестоимости готовой продукции.

Бюджет управленческих и коммерческих расходов. Здесь исчисляется прогнозная оценка общезаводских (постоянных) накладных расходов. Постатейный состав расходов определяется различными факторами, в том числе и спецификой деятельности компании.

Бюджет себестоимости реализованной продукции. Расчет ведется на основании данных предыдущих бюджетов с использованием алгоритмов, определяемых принятой методикой исчисления себестоимости.

Формируемые в рамках каждого бюджета количественные оценки не только используются по своему предназначению как плановые и контрольные ориентиры, но и как исходные данные для построения финансового бюджета, под которым в данном случае понимается прогнозная финансовая отчетность в укрупненной номенклатуре статей.

Логика построения отдельных форм такова.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках. Рассчитывают прогнозные значения: объема продаж, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера (проценты к выплате по ссудам и займам), налогов к уплате и др. Большая часть исходных данных формируется в ходе построения операционных бюджетов. Величину налоговых и прочих обязательных платежей можно рассчитать по среднему проценту.

Инвестиционный бюджет на основе выбранного критерия эффективности инвестиций определяет, какие долгосрочные активы необходимо приобрести или построить. Влияет на бюджет денежных средств, прогнозный баланс.

Бюджет движения денежных средств является важнейшим документом по управлению текущим денежным оборотом предприятия. Он разрабатывается на предстоящий год с разбивкой по кварталам и месяцам. С помощью этого документа обеспечивается оперативное финансирование всех хозяйственных операций предприятия. На основе бюджета движения денежных средств предприятие прогнозирует выполнение своих расчетных обязательств перед государством, кредиторами и партнерами, фиксирует происходящие изменения в платежеспособности. Данный документ позволяет планировать поступление собственных средств, а также оценивать потребность в привлечении заемного капитала.

Изменение денежных средств за период определяется денежными потоками, представляющими собой, с одной стороны, поступления от покупателей и заказчиков, прочие поступления и, с другой стороны, платежи поставщикам, работникам, бюджету, органам социального страхования и обеспечения и т. д. В целом между поступлениями денежных средств, объемом реализации и изменением остатков дебиторской задолженности существуют следующие зависимости:

Приток денежных средств = Выручка от продаж + Дебиторская задолженность на начало периода — Остатки дебиторской задолженности на конец планового периода

Для того чтобы установить сумму денежных поступлений, необходимо определить величину дебиторской задолженности по состоянию на конец прогнозируемого периода. Если ожидается, что в предстоящем периоде характер расчетов с покупателями не изменится, можно использовать средние остатки дебиторской задолженности в прогнозируемом периоде.

Существует способ планирования денежных поступлений, основанный на составлении графика погашения задолженностей покупателей. Так, если по результатам анализа состава дебиторской задолженности и характера ее движения известно, что в среднем 40% задолженности погашается в квартале ее возникновения, 30 % — в следующем квартале, 20 % — в третьем квартале, а 10 % обязательств остаются неоплаченными, можно составить график ожидаемых поступлений. Прогнозирование прочих поступлений, как правило, бывает затруднено вследствие их эпизодического характера (штрафы, пени, неустойки к получению и т. д.).

К числу статей, по которым наблюдается наибольший отток денежных средств, относятся расчеты с поставщиками:

Отток денежных средств = Начальное сальдо + Увеличение кредиторской задолженности — Конечное сальдо

Увеличение кредиторской задолженности определяется объемом поступлений материальных ценностей, следовательно:

Увеличение кредиторской задолженности = Фактическая себестоимость материалов + НДС по приобретенным ценностям

Для определения необходимого объема закупок можно воспользоваться следующей зависимостью:

Поступление материальных ценностей = Потребление + Запасы на конец периода — Начальные запасы

Составление бюджета движения денежных средств позволяет определить объем прибыли, необходимый для обеспечения платежеспособности предприятия. В бюджет движения денежных средств на плановый период целесообразно включать следующие показатели, раскрывающие динамику высоколиквидных средств предприятия:

  • поступления средств на счет предприятия в текущем периоде за отгруженные товары и оказанные услуги в прошлом периоде;
  • поступления оплаты за отгруженные товары и оказанные услуги в текущем периоде;
  • динамику доходов от финансовой деятельности (управление фондовым портфелем, доходы от эмиссии ценных бумаг и др.);
  • расходование выручки от продаж по основным направлениям: закупка сырья и материалов, оплата труда, постоянные расходы и другие текущие потребности предприятия;
  • выплату процентов по кредитам;
  • выплату дивидендов;
  • инвестиционные расходы;
  • величину собственных оборотных средств предприятия (или величину их дефицита).

Прогнозный баланс. Необходимо спрогнозировать остатки по основным статьям бухгалтерского баланса: внеоборотные активы, запасы и затраты, дебиторская задолженность, денежные средства, долгосрочные пассивы, кредиторская задолженность и др. Каждая укрупненная балансовая статья оценивается по стандартному алгоритму для статей активов и пассивов соответственно:

А = Сн + Од — Ок,

П = Сн + Ок — Од

где А — расчетная величина активов (конечное сальдо);

П — расчетная величина пассивов (конечное сальдо);

Сн — начальное сальдо (из отчетности);

Ок — оборот по кредиту (прогнозная оценка);

Од — оборот по дебету (прогнозная оценка).

В частности, для любой статьи дебиторской задолженности оборот по дебету представляет собой прогнозную оценку продажи товаров по безналичному расчету с отсрочкой платежа; оборот по кредиту — прогноз поступлений от погашения дебиторской задолженности.

Таким образом, в финансовой системе предприятия финансовые планы выступают в качестве путеводителя, который позволяет ориентироваться в его финансовых возможностях и выбрать наиболее эффективные с точки зрения конечных результатов действия. Построение прогнозной отчетности в рамках бюджетного планирования текущей деятельности или на более длительную перспективу является неотъемлемой функцией финансовой службы любого предприятия. Эта отчетность может использоваться для различных целей: как ориентир для контроля текущей деятельности, при прогнозировании степени удовлетворительности структуры баланса и т. п. При этом успешное выполнение оптимальных финансовых планов обеспечивает устойчивое финансовое положение предприятия, которое является залогом его эффективного функционирования.

Версия для печати

Общий бюджет любого предприятия состоит из двух основных бюджетов – операционного и финансового.

Операционный бюджет фокусируется на моделировании будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный период и включает:

  • • бюджет продаж;
  • • бюджет производства;
  • • бюджет прямых расходов на материалы;
  • • бюджет прямых расходов на оплату труда;
  • • бюджет общепроизводственных расходов;
  • • бюджет производственных запасов (готовой продукции, незавершенного производства, материалов);
  • • бюджет производственной себестоимости;
  • • бюджет коммерческих расходов;
  • • бюджет управленческих расходов;
  • • бюджет доходов и расходов (прогноз отчета о финансовых результатах).

Состав операционного бюджета определяет руководство организации, прежде всего исходя из характера целей, стоящих перед организацией, специфики бизнеса.

Цель финансового бюджета – планирование баланса денежных поступлений и выплат для поддержания финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода.

Финансовый бюджет включает:

  • • инвестиционный бюджет;
  • • бюджет налоговых платежей;
  • • бюджет движения денежных средств;
  • • прогнозный балансовый отчет.

Структура общего бюджета коммерческого предприятия показана на рис. 7.2.

«Выходными» результатами бюджетного процесса являются плановые формы сводной финансовой отчетности:

  • • отчет о доходах и расходах – «выходная» форма операционного бюджета;
  • • отчет о движении денежных средств – «выходная» форма финансового бюджета;
  • • бухгалтерский баланс – интегральная «выходная» форма, объединяющая результаты операционного и финансового бюджетов.

Для постановки бюджетного процесса необходимы не только грамотное решение методологических проблем, осмысление нужного инструментария финансового планирования, но также и разработка соответствующих организационных процедур, регламентирующих все вопросы взаимоотношений отдельных структурных подразделений с руководством предприятия.

Бюджетный регламент – это установленный в организации порядок составления (разработки), представления (передачи), согласования (визирования), консолидации (обра-

Рис. 7.2. Структура системы бюджетов на предприятии

ботки и анализа), проведения план-факт анализа и оценки исполнения бюджетов различного вида и уровней. Все это должно находить отражение в организационных документах:

  • • Положении об организационной структуре компании;
  • • Положении о финансовой структуре компании;
  • • Положении о бюджете доходов и расходов;
  • • Положении о бюджете движения денежных средств. Главная задача бюджетного регламента – обеспечение возможности контролировать ход исполнения бюджетов различных видов и уровней. Кроме того, бюджетный регламент – это способ установления финансовой дисциплины.

Для эффективного бюджетного планирования важно не только содержание общего бюджета, но и процедура его составления.

Первым этапом разработки общего бюджета является составление предварительного прогноза объема продаж на бюджетный период в стоимостном и физическом выражении в разрезе отдельных видов продукции (работ, услуг), результаты которого влияют на все последующие бюджеты.

Бюджет продаж

В зависимости от прогнозного объема продаж на последующих этапах планируются производственная программа, величина и структура запасов, инвестиции и источники финансирования.

Верхний предел физического (в натуральных единицах) объема продаж предприятия объективно определяется существующими производственными мощностями и величиной запасов в разрезе видов продукции на начало бюджетного периода.

В бюджете продаж отражаются запланированные на бюджетный период объем реализованной продукции (работ, услуг) в натуральных единицах измерения, ассортимент продукции (работ, услуг), цена и выручка от реализации.

Почти у всех предприятий разработка бюджета продаж является наиболее сложным этапом в процессе планирования. Прогноз объема продаж осуществляется на основании анализа и обсуждения различных микро- и макроэкономических факторов, в том числе описываемых статистическими данными.

Факторы, влияющие на прогноз объема продаж:

  • • объем продаж предшествующих периодов;
  • • производственные мощности;
  • • зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня личных доходов и т.д.;
  • • рентабельность продукции;
  • • изучение рынка, рекламная кампания;
  • • ценовая политика, качество продукции;
  • • конкуренция;
  • • сезонные колебания;
  • • долгосрочные тенденции продаж для различных товаров.

Бюджет продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета движения денежных средств.

Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и т.д. с учетом безнадежных долгов.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Не задумывались, почему одни коммерческие проекты через год или два приходят в упадок, а другие не только продолжают существовать, но и успешно расширяются и приносят владельцам солидный доход?

Есть определенные экономические инструменты, которые помогают не только получать прибыль сейчас, но и планировать преумножение капитала в перспективе. Один из этих инструментов — инвестиционный бюджет.

Что это такое?

Каждое предприятие формирует свой бюджет. Практически это план текущих финансовых операций, который отражает информацию о распределении доходов и расходов. Вы можете спросить: если уже есть один бюджет, для чего тогда создавать еще и инвестиционный?

Все очень просто: текущий предоставляет информацию о хозяйственных операциях в настоящем времени или в краткосрочной перспективе (в течение года), а инвестиционный устремлен в будущее. Это стратегический план компании, отражающий расходы и те инвестиции, что нужны для развития и получения прибыли.

Цели и задачи

На практике основные цели и задачи для бюджетирования инвестиций у разных организаций примерно одинаковы — это планирование и контроль, но я приведу в пример еще несколько.

Цели:

  1. Определение основных параметров роста бизнеса. Это может быть капитальное строительство или модернизация устаревшего оборудования.
  2. Разработка моделей проектов с ростом участия инноваций.
  3. Минимизация издержек хозяйственной деятельности.

Задачи:

  1. Определение источников внешнего инвестирования (заемные средства частных лиц, кредитование, долевое участие).
  2. Выработка стратегии финансирования.
  3. Моделирование финансовых потоков.
  4. Оценка финансовой эффективности: существует ли надежда на получения прибыли после покрытия всех издержек на внедрение и продвижение инноваций.

Состав показателей

Состав показателей бюджета относительно простой и формируется по видам:

  • расходов;
  • финансирования (источники поступления).

Показатель расходов — это все виды издержек на подготовку и запуск нового проекта. Показатель финансирования — источники (свои и внешние) на его реализацию.

Регламент инвестиционного бюджета

Регламент — это локальный нормативный документ, предназначенный для регулирования деятельности и определения видов ответственности при планировании и контроле исполнения.

Условно регламент состоит из трех частей:

  1. Принятие решения о целесообразности инвестиционных проектов, по каждому из которых составляется отдельный бюджет.
  2. Модель формирования сводного бюджета.
  3. Разработка отчетной документации для анализа и контроля исполнения плановых значений.

Пример регламента

Руководитель принимает регламент, в котором:

  1. Назначаются ответственные сотрудники — участники процесса, их компетенция и порядок работы.
  2. Устанавливается определенный алгоритм для планирования новых проектов.
  3. Определяются данные, необходимые для составления бюджета.
  4. Фиксируются принципы учета и обработки информации.
  5. Называются порядок и сроки предоставления данных.
  6. Формируется бюджетная модель с учетом особенностей хозяйственной деятельности.
  7. Утверждается форма отчетности и сроки ее предоставления для своевременного анализа и контроля.

Регламент инвестиционного бюджетирования в фазе планирования

На этапе планирования ставятся задачи найти самые рациональные и доходные варианты использования финансовых ресурсов.

Разрабатывается алгоритм действий, формируется планируемый результат в количественном и качественном выражении, предлагаются наиболее продуктивные пути для его достижения:

  1. Выбор перспективных направлений для разработки бизнес-идей, оценка целесообразности инвестирования.
  2. Сбор и исследование информации для более точного распределения издержек на этапах продвижения.
  3. Сбор и исследование информации для определения источников финансирования по этапам продвижения.
  4. Определение сроков развития от начальной стадии до получения первой прибыли.
  5. На основании полученных данных формируется бюджет по каждому проекту отдельно.
  6. Составление консолидированного бюджета.
  7. Утверждение документа руководством.

Регламент инвестиционного бюджетирования в фазе учета контроля и анализа

Развитие и расширение бизнеса, это в первую очередь вложение средств и издержки продвижения. Чтобы вовремя корректировать возможные отклонения от плана, оптимально использовать все доступные средства, необходим регулярный контроль и анализ.

Контроль исполнения — это поиск отклонений полученных (реальных) показателей от плановых. Анализ исполнения — это выявление факторов, которые привели к отклонению показателей от запланированных.

Пример регламента на этапе учета контроля и анализа:

  1. Утверждение форм оперативной отчетности (ежедневной, еженедельной).
  2. Утверждение форм заключительной отчетности (месячной, квартальной, полугодовой, годовой).
  3. Формирование фактического бюджета по данным отчетности.
  4. Поиск отклонений и оценка обстоятельств расхождения фактических данных от плана.
  5. Принятие оперативных решений и минимизация негативных факторов, обнаруженных в ходе анализа.

Модель инвестиционного бюджета

В основе этой модели бюджетирования лежит БДДС (бюджет движения денежных средств). Эта модель довольно простая в части применения и внедрения. Основная цель: управление и контроль ликвидности финансируемых планов.

Пример разработки бюджета проекта

При разработке бюджета проекта необходимо учесть все обстоятельства, дать оценку и сделать выводы по массе параметров. Поэтому применить универсальный шаблон не получится.
Вот самый простой пример разработки бюджета:

  1. Оценка статьи расходов на внедрение и продвижение инвестиционного плана и предполагаемых при этом рисков. Этап поможет избежать ситуаций, которые способны повлиять на получение прибыли в будущем.
  2. Детальный расчет затрат на реализацию.
  3. Определение инвестиционных ресурсов, направленных на внедрение и продвижение.
  4. Этап утверждения бюджета руководством.

Надеюсь, что статья была полезной и ответила на все ваши вопросы. Желаю вам успехов в познании нового, не забудьте подписаться на наши статьи и кинуть ссылочку в соцсетях.

Государственный бюджет — это основной финансовый план государ­ства на текущий год, представляющий собой роспись его доходов и рас­ходов и имеющий силу закона; а также это все денежные средства, име­ющиеся в наличии у государства.

Бюджет разрабатывается Правительством РФ и утверждается Федеральным Собранием РФ.

Бюджет состоит из двух частей — доходной и расходной.

Доходная часть бюджета формируется за счет налогов, займов, до­ходов от госсобственности и эмиссии денег.

Расходная часть бюджета — затраты, которые осуществляет государ­ство для выполнения своих экономических, социальных и политико-административных функций.

Соотношение доходной и расходной части — сальдо государствен­ного бюджета.

Бюджетный профицит — положительное сальдо. Бюджетный де­фицит — отрицательное сальдо. Сбалансированный бюджет — доходная часть бюджета равна расходной. Дефицит приводит к возникновению государственного долга. Государственный долг делится на внутренний (задолженность государства гражданам, предприяти­ям и организациям своей страны) и внешний (долг гражданам, орга­низациям и правительствам других стран).

Внутренний долг делится на рыночный (проценты по гособлигациям) и нерыночный (задол­женность бюджетным организациям). По срокам погашения долг делится на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет).

Реструктуризация государственного долга — изменение сроков, суммы и процентов выплаты долга.

Помимо бюджета государство формирует внебюджетные фонды:

  • пенсионный фонд,

  • фонд медицинского страхования,

  • фонд страхования по безработице.

Эти фонды формируются за счет страховых взносов, отчисляемых предприятиями.

Бюджетная политика — разработка стратегии управления доходной и расходной статьями госбюджета.

2.15. Мировая экономика

  • совокупность национальных экономик, связанных международны­ми экономическими отношениями.

Структуру мировой экономики составляют развитые страны («пер­вый эшелон»), развивающиеся страны («второй эшелон», в том чис­ле Российская Федерация), страны с переходной экономикой («третий эшелон»). На долю первых стран приходится 14% государств, на долю вторых — 71%, на долю третьих — 15%.

К международным экономическим отношениям относят:

  • международное разделение труда;

  • международное движение товаров и услуг;

  • международное движение рабочей силы и капитала.

Международное разделение труда — специализация стран на про­изводстве определенного типа товаров. Она определяется: природны­ми условиями, степенью научно-технического прогресса, традициями и культурой производства.

Международная торговля определяется экспортом (вывоз товаров и услуг), импортом (ввоз товаров и услуг), сальдо торгового баланса (разница между импортом и экспортом).

Государства стремятся регулировать международную торговлю по­средством осуществления мер:

1) протекционизма (защиты отечественных производителей):

  • тарифные методы — импортные и экспортные тарифы, таможен­ные союзы;

  • нетарифные методы — установление квот (норма сбыта какого-либо товара), установление специфических стандартов, эмбарго (пол­ный запрет на торговлю с определенной страной);

2) фритредерства (от англ. free trade — свободная торговля) — отсут­ствие каких-либо ограничений во внешней торговле;

3) умеренной торговой политики — совмещение протекционизма и фритредерства.

Какие существуют виды бюджетов? Что представляют из себя финансовые бюджеты (БДР, БДДС и ББЛ) и зачем они нужны? В каком порядке формируются финансовые бюджеты?

Процесс формирования среднесрочных и краткосрочных финансовых планов, именуемых бюджетами, называется бюджетированием. Бюджетирование является частью общего финансового планирования в корпорации (подробнее об этом читайте в этой статье).

Бюджеты дают количественные ориентиры для планирования деятельности компании и позволяют провести анализ достижения плановых показателей впоследствии. Сами бюджеты могут использоваться не только руководителями, но и сотрудниками финансовых служб для координации, коммуникации, распределения ответственности, мотивации и самоконтроля.

Подробнее о том, что представляет собой процесс бюджетирования, читайте .

Существует также отдельная профессия – специалист по бюджетированию, о которой также есть отдельная статья на ресурсе ВашКазначей.

В целом все бюджеты в компании подразделяются на два вида:

  1. Операционные:
  • бюджет продаж;
  • бюджет производства;
  • бюджет прямых затрат на сырье и материалы;
  • бюджет прямых затрат труда;
  • бюджет переменных накладных расходов;
  • бюджет запасов сырья,
  • бюджет запасов готовой продукции;
  • бюджет управленческих расходов;
  • бюджет коммерческих расходов;
  • бюджет себестоимости реализованной продукции.
  1. Финансовые:
  • бюджет формирования и распределения финансовых ресурсов («прогнозный баланс», «бюджет по балансовому листу», «ББЛ»);
  • бюджет доходов и расходов («прогнозный отчет о прибылях и убытках» или «БДР»);
  • бюджет движения денежных средств («прогноз движения денежных средств», «БДДС», «кассовый бюджет» или «Cash Flow»).

К области компетенции специалистов по корпоративным финансам относятся только финансовые бюджеты, хотя оба блока бюджетов взаимосвязаны, потому что финансовые бюджеты формируются на основе операционных.

Кроме того, выделяют также дополнительные (чаще всего это инвестиционные) бюджеты, которые составляются под специальные проекты, целью которых является детализация инвестиционной программы (описание конкретных объектов с указанием точных параметров и источников финансирования).

Финансовые бюджеты: ББЛ, БДР и БДДС

Финансовые бюджеты призваны спрогнозировать финансово-экономические показатели по трем направлениям:

  • финансовый результат (БДР),
  • финансовое положение (ББЛ),
  • финансовые потоки (БДДС).

Обычно компании используют стандартизованные формы вышеуказанных финансовых бюджетов (ББЛ, БДР и БДДС), которые внешне между собой очень похожи, хотя и могут отличаться названиями некоторых статей, потому что корректируются в соответствии с особенностями конкретной компании.

Например, шаблон прогноза движения денежных средств можно скачать на нашем сайте.

Обычно составление финансовых бюджетов начинается с формирования БДР (Бюджет доходов и расходов). БДР позволит определить рентабельность бизнеса в плановом периоде и возможность реализации финансового плана компании. С помощью этой формы бюджета прогнозируется прибыль компании (на основании данных о планируемой себестоимости и выручке за период). БДР внешне очень похож на бухгалтерскую форму 2 – «Отчет о прибылях и убытках». В БДР, в отличие, например, от БДДС, можно увидеть финансовый результат по таким «неденежным” операциям, как амортизация или ввод в действие основных средств, списание материалов на себестоимость или курсовые разницы.

Если компания использует прямой метод составления плана движения денежных средств (о прямом и косвенном методах составления БДДС читайте в этой статье), то после формирования БДР составляется бюджет движения денежных средств (БДДС). Отличительной особенностью отчета БДДС является то, что он содержит только те операции, которые связаны с движением денежных средств за период и прогноз остатока денежных средств в кассе и на счетах на конкретные даты.

Составление БДДС помогает определить, насколько финансовый план (представленный в плане БДР) может быть реализован за счет собственных денежных ресурсов (бездифицитный бюджет) или потребует внешних заимствований (привлечение финансирования).

После БДР и БДДС (прямым методом) сотрудники, ответственные за бюджетирвоание, переходят к составлению бюджета по балансовому листу (ББЛ), который отразит будущее финансовое положение компании после реализации финансового плана, отраженного в БДР и БДДС. В случае, если БДДС получился дефицитным, ББЛ позволит ответить на вопрос, почему это произошло. Кроме того, построив ББЛ, сотрудники могут проверить корректность запланированной финансовой модели, на основе которой делались расчеты, если активы и пассивы равны.

Иногда компании прибегают к косвенному методу построения БДДС (после на основе БДР и ББЛ), который позволяет ответить на вопрос: почему размер чистой прибыли не соответствует объему чистого денежного потока компании?

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *