Бюджетный учет

Основные средства в бюджетном учете — 2019-2020: вводная информация

В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н).

Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2019-2020 годах, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н или от 23.12.2010 № 183н (в зависимости от вида организации) и другие нормативные акты.

О нормативных документах, регулирующих бухучет в бюджетных структурах, читайте .

В данной статье мы будем ссылаться на приказы № 157н и 162н как на основу бюджетного учета. С начала 2018 года организации госсектора должны руководствоваться новым федеральным стандартом «Основные средства», утв. приказом Минфина от 31.12.2016 №257н (далее Стандарт). Эти документы раскрывают общие принципы бухгалтерского учета ОС, а такжео логику составления проводок.

Согласно п.8 Стандарта для отнесения актива к основным средствам должны выполняться следующие критерии:

  • Имущество (за исключением периодических изданий, составляющие библиотечный фонд субъекта учета) относится к ОС вне завситмости от срока полезного использования.
  • Субъектом учета прогнозируется получение от использования актива экономических выгод или полезного потенциала.
  • Первоначальную стоимость имущества как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить.

Если актив не соответствует хотя бы одному из вышеприведенных критериев, он учитывается на забалансовых счетах. Информация о таких материальных ценностях раскрывается в бухгалтерской отчетности.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В состав основных средств не входят объекты, отнесенные согласно п. 99 приказа № 157н к материальным запасам. Например, орудия лова, бензомоторные пилы и т. д.

Каждому инвентарному объекту как единице учета основных средств должен быть присвоен номер. И на каждый объект заводится инвентарная карточка.

Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.

Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов бюджетного учета и в п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).

Номер разряда счета

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета

Пример: счет 110118310 «Увеличение стоимости прочих основных средств — недвижимого имущества учреждения»

1 — за счет средств бюджета

101 —основные средства

1 —недвижимое имущество

8 — прочие основные средства

310 — увеличение стоимости ОС

О создании рабочего плана счетов в бюджетной организации читайте .

Отметим, что для бюджетного учета основных средств согласно приказу № 162н возможны только 2 вида финансового обеспечения: за счет бюджета (код 1) и средств во временном распоряжении (код 3).

Таким образом, казенные учреждения, госорганы и прочие организации, подпадающие под юрисдикцию приказа № 162н, не могут иметь собственные небюджетные доходы.

Учет основных средств при поступлении в бюджетные учреждения

ОС приходуются учреждениями по фактической стоимости, в которую входит (п. 15 Стандарта):

  • стоимость, уплачиваемая поставщику;
  • стоимость строительных работ при создании объекта;
  • стоимость всех затрат, необходимых для создания ОС;
  • транспортные расходы;
  • суммы за сопутствующие услуги;
  • таможенные пошлины;
  • а также другие расходы, связанные с покупкой/созданием ОС.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если объект ОС будет использоваться в бюджетной деятельности, то сумма входящего НДС включается в первоначальную стоимость.

Поступление ОС отражается на синтетическом счете 0010600000 «Вложения в нефинансовые активы», который содержит 3 группировочных счета:

  • 0010611000 — для недвижимого имущества;
  • 0010631000 — для движимого;
  • 0010641000 — для учета объектов финансовой аренды.

В учете основных средств для отражения поступления выделены отдельные аналитические счета, в 24–26 разрядах которых используется код 310 для каждого вида ОС (см. план счетов, утвержденный приказом № 162н). Этот код обозначает увеличение стоимости ОС.

Основные проводки по учету основных средств при поступлении приведены в таблице ниже. Другие транзакции можно найти в пп. 7, 31, 33, 34 инструкции к плану счетов (приказ № 162н).

Проводка

Описание проводки в учете основных средств

Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (010611310, 010631310, 010641310)

Кт 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами» (020831660, 020832660), 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам» (030231730, 030232730)

Приобретение ОС

Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (010611310, 010631310)

Кт 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам», 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами», 010400000 «Амортизация», 030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты, 010500000 «Материальные запасы»

Создание объекта ОС собственными силами

Дт 010100000 «Основные средства» (010111310, 010112310, 010113310)

Кт 010611310 «Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения»

Ввод в эксплуатацию построенного здания

Дт 010100000 «Основные средства» (010111310–010113310, 010115310, 010118310, 010131310–010138310)

Кт 010611310 «Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения», 010631310 «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»

Ввод в эксплуатацию купленного, изготовленного хоз. способом ОС

Дт 010100000 «Основные средства» (010111310–010113310, 010115310, 010118310, 010131310–010138310)

Кт 030404310 «Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств»

Объект ОС получен от другого бюджетного учреждения, имеющего того же распорядителя ресурсов бюджета

Дт 010100000 «Основные средства» (010111310–010113310, 010115310, 010118310, 010131310–010138310)

Кт 040110180 «Прочие доходы»

Объект ОС получен от другого бюджетного учреждения, имеющего иного распорядителя ресурсов бюджета того же уровня, от организаций, физических лиц.

Дт 010100000 «Основные средства» (010111310–010113310, 010115310, 010118310, 010131310–010138310)

Кт 040110100 «Доходы экономического субъекта» (040110151, 040110152, 040110153)

Прочие безвозмездные поступления ОС

Дт 010140000 «Основные средства — предметы лизинга» (010141310–010148310)

Кт 010641310 «Увеличение вложений в основные средства — предметы лизинга»

Принятие к учету в 2016–2018 гг. ОС, взятых в лизинг

О том, как формируется учетная политика бюджетного учреждения, читайте в материале «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)».

Амортизация ОС

Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.

О практическом применении линейного метода читайте в статье «Линейный метод начисления амортизации основных средств (пример, формула)».

Срок полезного использования определяется исходя из:

  • ожидаемого срока получения экономических выгод;
  • рекомендаций, содержащихся в документах производителя;
  • гарантийного срока использования объекта;
  • др. методов, описанных в п. 35 Стандарта

Амортизация отражается на синтетическом счете 010400000 «Амортизация».

Для записи проводок по амортизационным отчислениям предназначены аналитические счета, оканчивающиеся на 410, которые используются в следующей транзакции: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271) Кт 010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010418410, 010431410–010438410).

Для учета основных средств, взятых в лизинг: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» Кт 010440000 «Амортизация предметов лизинга» (010441410–010448410).

В пп. 19, 20 инструкции к плану счетов (приказ № 162н) рассмотрены частные случаи отражения амортизации, например по безвозмездно полученным ОС.

Учет выбытия ОС

Для учета основных средств при их выбытии также используются отдельные счета аналитического учета счета «Основные средства», заканчивающиеся на 410 и обозначающие уменьшение стоимости соответствующих ОС.

Основные проводки по учету основных средств при выбытии приведены в таблице ниже. Другие транзакции можно найти в п. 10 инструкции к плану счетов (приказ № 162н).

Проводка

Описание проводки в учете основных средств

Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010634340 «Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271)

Кт 010100000 «Основные средства» (010134410, 010135410, 010136410, 010138410)

Ввод в эксплуатацию ОС стоимостью не более 3 000 руб.

Дт 030404310 «Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств», 040120200 «Расходы экономического субъекта» (040120241, 040120242, 040120251, 040120252, 040120253)

Кт 010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010118410, 010131410–010138410)

Безвозмездная передача объекта или передача в доверительное управление

Дт 010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010418410, 010431410–010438410)

Кт 010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010118410, 010131410–010138410)

Дт 040110172 «Доходы от операций с активами»

Кт 010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010118410, 010131410–010138410)

Продажа ОС

Подборку практических рекомендаций по списанию определенных видов ОС в учете бюджетников смотрите в аналитическом обзоре от экспертов КонсультантПлюс.

Итоги

Бюджетный учет основных средств имеет сложную структуру счетов и их кодирования. Однако инструкции, перечисленные в статье, содержат подробные разъяснения и перечни возможных проводок, которые могут помочь бухгалтеру. Ведение бюджетного учета основных средств строго регламентировано. Все движения ОС должны быть оформлены первичными документами и отражены в учете бухгалтерскими проводками.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Основными документами по учету основных средств в бюджетных организациях являются:
– ст. 12 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З);
– Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств в бюджетных организациях, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 31.10.2012 № 60 (далее – Инструкция № 60), вступившая в силу с 1 января 2013 г.
В отличие от предыдущей Инструкции (утверждена постановлением Минфина Республики Беларусь от 20.12.2001 № 125) Инструкция № 60 написана в соответствии с требованиями Минюста в ином ракурсе. В Инструкции выделены главы, каждая из которых характеризует действия, производимые с основными средствами (общие положения, поступление основных средств, изменение стоимости объектов, выбытие основных средств).
В гл. 1 Инструкции № 60 предусмотрено, что к бухгалтерскому учету основных средств принимается инвентарный объект, а также поясняется, что инвентарный объект – комплекс конструктивно сочлененных элементов, приведенных в единую систему, или, иначе говоря, это комплект сочлененных элементов. Далее следуют критерии отнесения объектов к основным средствам. Здесь отражен такой элемент, как стоимость объекта (свыше 30 базовых величин за единицу). Ценности должны быть куплены не для перепродажи, на срок действия свыше 12 месяцев и т.д. Одним из ключевых моментов в бухгалтерском учете основных средств является установление первоначальной стоимости объекта. В первоначальную стоимость объекта входят:
– стоимость объекта;
– таможенные сборы и пошлины;
– проценты по кредитам и займам;
– затраты по страхованию при доставке;
– налоги и сборы, установленные законодательством;
– услуги сторонних организаций (так называемые транспортные расходы);
– другие расходы организации при приобретении объекта.
Установление критерия отнесения активов к основным закрепляется учетной политикой организации.

Поступление и бухгалтерский учет основных средств

Глава 2 Инструкции № 60 устанавливает порядок поступления и оприходования объектов. При этом Инструкция № 60 не устанавливает конкретного регистра по ведению аналитического учета основных средств. В связи с этим у главного бухгалтера бюджетной организации возникает необходимость оговорить данный момент в учетной политике, взяв за основу постановление Минфина Республики Беларусь от 08.12.2003 № 168 «Об утверж­дении типовых форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов и Инструкции по их заполнению».
Аналитический учет основных средств ведется на карточках аналитического учета основных средств формы ОС-6 (индивидуального учета) или ОС-6А (группового учета). В карточках полностью отражается информация по приобретенным основным средствам:
– наименование бюджетной организации;
– наименование объекта;
– завод-изготовитель;
– первоначальная стоимость объекта;
– дата ввода в эксплуатацию;
– инвентарный номер;
– заводской (серийный) номер;
– шифр амортизации;
– краткая характеристика объекта;
– содержание драгметаллов и другая информация по тексту карточки.
Карточка регистрируется в описи инвентарных карточек формы ОС-10 (утверждена постановлением Минфина Республики Беларусь от 08.02.2005 № 15), где ей присваивается порядковый номер в хронологической последовательности. Карточка выводится на печать и подписывается ее заполнившим бухгалтером с указанием даты заполнения и расшифровкой подписи лица. Карточки хранятся в картотеке или в папке.
Справочно: в учетной политике бюджетной организации следует прописать и группы основных средств, так как в Инструкции № 60 они отсутствуют, а группы необходимы для присвоения
восьмизначных инвентарных номеров объектам.
Для бухгалтерского учета основных средств применяют субсчета с 010 «Здания» по 019 «Прочие основные средства» в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, утвержденным постановлением Минфина Республики Беларусь от 22.04.2010 № 50. Каждый объект основных средств учитывается на конкретном (ему присущем) субсчете.
При принятии объекта основных средств к бухгалтерскому учету от поставщика (за деньги) производятся записи:
Д-т 01 «Основные средства» – К-т 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»
и одновременно увеличивается фонд в основных средствах:
Д-т 200 «Расходы по бюджету» – К-т 250 «Фонд в основных средствах».
При создании объекта бюджетной организацией самостоятельно в сумме фактических затрат по его созданию:
Д-т 01 – К-т 250.
При поступлении основных средств безвозмездно:
Д-т 01 – К-т 250 (при этом в учетной политике следует указать стоимость, по которой данный объект будет учитываться).
В случае получения объекта основных средств и необходимости его монтажа (например, рентгеновский кабинет, видеокамера, кондиционер и т.д.) в бухгалтерском учете такой объект следует учитывать на субсчете 040 «Оборудование к установке» до момента ввода в эксплуатацию. На этом субсчете также учитываются и расходы, связанные с монтажом данного оборудования. Например, заработная плата привлеченного со стороны лица, начисления на зарплату и др. При вводе объекта в эксплуатацию составляется акт ввода и все произведенные расходы по монтажу оборудования списываются на фактические расходы организации и на эту же сумму приходуется объект основных средств, т.е. составляются следующие бухгалтерские записи:
Д-т 200 – К-т 040
и одновременно
Д-т 01 – К-т 250.
Отдельные бюджетные организации в составе основных средств имеют библиотечные фонды (учебники, специальная, техническая и другая литература). Данный вид ценностей отражается в бухгалтерском учете на субсчете 018 «Библиотечный фонд». Одновременно этим организациям следует выполнять нормы приказа Минкультуры Республики Беларусь от 28.08.1998 № 300 «Аб улiку i захаванню бiблiятэчнага фонду». В штатном расписании таких организаций должна присутствовать должность (ставка, полставки, четверть) библиотекаря. Если должность библиотекаря отсутствует, то данный вид ценностей будет учитываться на субсчете 071 как отдельные предметы в эксплуатации.
Изготовленная бюджетными организациями проектно-сметная документация к бухгалтерскому учету не принимается, а учитывается либо в составе текущих расходов на субсчетах 200, 211 «Расходы по внебюджетным средствам» (при проведении всех видов ремонтов), либо на субсчете 210 «Расходы к распределению» (при строительстве) как расходы будущих периодов с дальнейшим отнесением сумм на увеличение стоимости вводимого объекта. На субсчете 019 учитывается документация по типовому проектированию проектных институтов, которые выполняют работы по изготовлению проектно-сметной документации для бюджетных организаций.
Поступление основных средств отражается в мемориальном ордере 6 «Накопительная ведомость по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами».
Материально ответственные лица ведут учет и движение основных средств в инвентарных списках по наименованиям объектов и в количественном выражении.

Федеральный стандарт «Основные средства».

Какие основные понятия содержит стандарт? Каков порядок учета основных средства в учреждениях в соответствии с этим стандартом? Как определятся первоначальная стоимость ОС? Какие новые положения по начислению амортизации включены в стандарт? Как должно учитываться выбытие ОС и каков порядок раскрытия информации о них в отчетности?

Федеральный стандарт «Основные средства» (далее – Стандарт) устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету активов, классифицируемых как основные средства, а также требования к информации о них, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Стандарт применяется при ведении бухгалтерского учета основных средств, в том числе полученных в рамках арендных отношений, но на основании положений федерального стандарта «Аренда».

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

В Стандарте даны определения основных понятий, применяемых при раскрытии информации об основных средствах. В Инструкции № 157н, которая в настоящее время является основополагающим документом по бюджетному учету основных средств, представлены только некоторые из них. Познакомимся с приведенными в Стандарте понятиями.

Основные средства – материальные ценности, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования, в том числе находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, а также для представления в рамках арендных отношений, в том числе инвестиционная недвижимость.

Не относятся к основным средствам:

  • непроизведенные активы;
  • имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну;
  • права на разработку полезных ископаемых и запасов полезных ископаемых, таких как нефть, природный газ и аналогичные невозобновляемые ресурсы;
  • материальные ценности, в том числе объекты недвижимого имущества, предназначенные для продажи и (или) учитываемые в составе запасов, объектов незавершенного строительства, числящихся в составе капитальных вложений;
  • биологические активы.

Группы основных средств – совокупность активов, выделяемых для целей бухгалтерского учета, сходных по сути или функциям, выполняемым в деятельности субъекта учета, информация о которой раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обобщенным показателем.

Группами основных средств являются:

а) жилые помещения;

б) нежилые помещения (здания и сооружения);

в) машины и оборудование;

г) транспортные средства;

д) инвентарь производственный и хозяйственный;

е) многолетние насаждения;

ж) инвестиционная недвижимость;

з) основные средства, не включенные в другие группы.

Инвестиционная недвижимость – объекты недвижимости или их части, находящиеся во владении и (или) пользовании с целью получения арендной платы и (или) увеличения стоимости недвижимости, но не предназначенные для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета и (или) продажи.

Активы культурного наследия – материальные ценности, возникшие в результате исторических событий и обладающие ценностью с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Первоначальная стоимость – стоимость, по которой актив принят к бухгалтерскому учету.

Амортизация – величина стоимости актива, постепенно относимая в течение срока полезного использования на расходы (на уменьшение финансового результата).

Срок полезного использования – период, в течение которого предусматривается использование субъектом учета в его деятельности актива в тех целях, ради которых он приобретен, создан и (или) получен (использование в запланированных целях).

Переоцененная стоимость – стоимость актива на дату переоценки за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения актива.

Балансовая стоимость – первоначальная стоимость актива с учетом ее изменений.

Остаточная стоимость – стоимость, по которой актив отражается в бухгалтерской (финансовой) отчетности после вычета накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения актива.

Накопленная амортизация – сумма амортизации, исчисленная за период использования актива (на дату проведения операции с активом и (или) на отчетную дату).

Накопленный убыток от обесценения актива – сумма убытка от обесценения актива, исчисленная за период его использования (на дату проведения операции с активом и (или) на отчетную дату).

Обменные операции – это операции, в ходе которых передача (получение) активов происходит по сопоставимой денежной величине (стоимости) в форме денежных средств и (или) иных материальных ценностей, работ, услуг, прав на пользование имуществом.

Необменные операции – это операции, в ходе которых получение (передача) активов происходит без получения взамен других активов (денежных и материальных). Другими словами, это получение (передача) активов безвозмездно или по незначительным ценам по отношению к рыночной цене.

ПРИЗНАНИЕ ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.

В III разделе Стандарта принятие к учету основных средств в учреждениях обозначено понятием «признание». Это не меняет сущности представленных в нем положений, которые отчасти схожи с некоторыми положениями Инструкции № 157н. Рассмотрим основные моменты данного раздела.

Единицей учета основных средств в учреждениях(ОС) является инвентарный объект. Каждому инвентарному объекту присваивается инвентарный номер в порядке, установленном учетной политикой учреждения, с учетом положений Стандарта и Инструкции № 157н. Инвентарный номер сохраняется за объектом на весь период его нахождения в учреждении. После выбытия объекта закрепленный за ним инвентарный номер никому не присваивается.

Объектом ОС признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, либо обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс (на одном фундаменте), в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Объекты ОС, срок полезного использования которых одинаков, а стоимость не является существенной (например, библиотечные фонды, периферийные устройства и компьютерное оборудование, мебель, используемая в течение одного и того же периода времени (столы, стулья, шкафы, иная мебель, используемая для обстановки одного помещения)), согласно Инструкции № 157н могут быть объединены в один инвентарный объект – комплекс объектов ОС.

Единицей учета ОС может также признаваться часть объекта имущества. Это возможно, если часть объекта имеет отличный от остальных частей срок полезного использования и ее стоимость составляет значительную величину.

Объект недвижимости (или его часть), полученный в аренду и предназначенный для сдачи в субаренду, может признаваться инвестиционной недвижимостью.

Актив культурного наследия учитывается в составе ОС, если с его помощью возможно получить экономические выгоды или полезный потенциал либо если его полезный потенциал не ограничивается культурной ценностью.

В иных случаях актив культурного наследия отражается на забалансовых счетах в условной оценке – один рубль.

Объекты ОС могут перемещаться из одной группы в другую (реклассифицироваться). Выбытие объекта из одной группы и включение его в другую группу должно отражаться в бухгалтерском учете одновременно. Реклассификация не приводит к изменению стоимости объектов ОС.

ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ ОБЪЕКТОВ ОС.

В Стандарте много внимания уделено первоначальной стоимости объектов ОС. В нем отдельно рассматривается первоначальная стоимость ОС, приобретенных в результате обменных и необменных операций.

Приобретение ОС в результате обменных операций. Первоначальная стоимость ОС, приобретенного в результате обменных операций или созданного учреждением, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, формируемых с учетом НДС, предъявленного поставщиками.

Какие именно затраты включаются и не включаются в первоначальную стоимость ОС, представим в таблице.

Что включается в первоначальную стоимость

Что не включается в первоначальную стоимость

Цена приобретения, в том числе таможенные пошлины, невозмещаемые суммы НДС, за вычетом скидок (вычетов, льгот)

Затраты на открытие новых производств

Любые фактические затраты на приобретение, создание объекта ОС, его доставку и приведение в состояние, пригодное к эксплуатации, в том числе:

– расходы на оплату труда и страховые взносы;

– стоимость работ (услуг) по договору строительного подряда и иным договорам;

– госпошлины и другие аналогичные расходы, связанные с приобретением (созданием) объекта ОС;

– суммы вознаграждений посредникам;

– затраты на подготовку площадки;

– затраты на доставку и разгрузку;

– расходы на установку и монтаж;

– затраты на проверку функционирования объекта ОС;

– расходы на материалы и услуги сторонних организаций;

– затраты на информационные и консультационные услуги;

– иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением (изготовлением) объекта ОС

Затраты на внедрение новых продуктов и услуг

Затраты на демонтаж и вывод объекта ОС из эксплуатации, а также восстановление участка, на котором объект расположен

Затраты на ведение деятельности на новом месте или с новой группой потребителей услуг (включая затраты на обучение персонала)

Операционные убытки, понесенные до момента достижения инвестиционной недвижимостью планового уровня заполнения арендаторами

Административные, общехозяйственные и прочие общие накладные расходы

Затраты на выполнение операций, сопутствующих строительству (кроме доставки объекта и приведения его в состояние, пригодное для использования)

При приобретении ОС за валюту оценка его первоначальной стоимости производится в рублевом эквиваленте на дату принятия объекта к учету. При перечислении авансов в иностранной валюте, включаемых в фактически произведенные капитальные вложения, рублевый эквивалент исчисляется на дату перечисления аванса.

После принятия объекта к учету любые курсовые разницы, связанные с оплатой оставшейся неоплаченной задолженности, относятся на финансовый результат текущего периода.

Балансовая стоимость объекта ОС изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, замещения объекта или его составной части, а также переоценки ОС.

Первоначальная стоимость объекта ОС, приобретенного в обмен на иные активы, за исключением денежных средств, определяется в справедливой стоимости на дату приобретения.

Приобретение ОС в результате необменных операций. Первоначальной стоимостью ОС, приобретенного в результате необменной операции, является его справедливая стоимость на дату приобретения.

Если объект не может быть оценен по справедливой стоимости, его первоначальная стоимость определяется исходя из остаточной стоимости переданного взамен актива. Если остаточная стоимость не определена или нулевая, то объект ОС оценивается в условной оценке – один рубль.

АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.

Что касается порядка начисления амортизации, в Стандарте появились отличия от норм действующей Инструкции № 157н. Рассмотрим основные положения Стандарта.

Посредством равномерного начисления амортизации стоимость объекта ОС в течение срока полезного использования переносится на расходы (на уменьшение финансового результата).

Амортизация начинает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия ОС к бухгалтерскому учету. Начисление прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта становится равной нулю.

Если объект простаивает или не используется, но имеет остаточную стоимость, начисление амортизации не приостанавливается.

Срок полезного использования ОС определяется:

а) исходя из ожидаемого срока получения экономических выгод и (или) полезного потенциала объекта;

б) исходя из рекомендаций, содержащихся в документах производителя, и (или) на основании принятого решения комиссии по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом:

  • ожидаемого срока использования объекта;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовых и других ограничений объекта;
  • гарантийного срока использования объекта;
  • сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации – для объектов, безвозмездно полученных от иных субъектов учета, государственных (муниципальных) организаций.

Далее в Стандарте предлагаются три метода начисления амортизации.

Учреждение выбирает тот метод, который наиболее точно отражает предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала актива.

Выбранный метод применяется последовательно от периода к периоду.

Далее следует сказать о новых положениях по начислению амортизации в зависимости от стоимости объекта ОС. Теперь они наиболее приближены к налоговому учету и заключаются в следующем:

  • на объекты стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами;
  • на объекты стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением библиотечного фонда, амортизация не начисляется. При вводе в эксплуатацию объектов движимого имущества стоимостью до 10 000 руб. их первоначальная стоимость списывается с балансового учета с одновременным отражением объекта на забалансовом счете;
  • на объекты библиотечного фонда стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче их в эксплуатацию;
  • на объекты ОС стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при вводе их в эксплуатацию.

Амортизация при переоценке. При переоценке объекта ОС сумма накопленной амортизации на дату переоценки учитывается одним из следующих способов:

  • пересчитывается пропорционально изменению первоначальной стоимости таким образом, чтобы остаточная стоимость объекта после переоценки равнялась его переоцененной стоимости. То есть балансовая стоимость и накопленная амортизация умножаются на один и тот же коэффициент;
  • вычитается из балансовой стоимости, после чего остаточная стоимость пересчитывается до переоцененной стоимости актива.

Величина корректировки, возникающая при пересчете или исключении сумм накопленной амортизации, образует часть суммы увеличения или уменьшения остаточной стоимости ОС, подлежащей отражению в бухгалтерском учете.

ВЫБЫТИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.

Признание объекта ОС прекращается в случае выбытия имущества в результате продажи, заключения договора аренды, предусматривающего переход существенных операционных рисков и выгод к пользователю (арендатору), передачи другой организации госсектора, иным организациям на безвозмездной основе, по иным основаниям, предполагающим прекращение права оперативного управления имуществом, а также в случае выбытия имущества в результате списания.

Выбытие объектов ОС отражается по кредиту соответствующих балансовых счетов учета основных средств.

При отражении в учете выбытия ОС необходимо соблюдать следующие критерии:

1. Субъект учета передал все существенные операционные риски и выгоды, связанные с распоряжением (владением, пользованием) объектом имущества, отраженного в составе ОС.

2. Субъект учета больше не участвует ни в распоряжении выбывшим объектом ОС, ни в его реальном использовании.

3. Величина дохода (расхода) от выбытия объекта ОС может быть надежно оценена.

4. Прогнозируемые к получению экономические выгоды или полезный потенциал, связанные с ОС, а также понесенные или ожидаемые затраты могут быть надежно оценены.

Доходы, причитающиеся к получению при выбытии ОС, подлежат первоначальному признанию по справедливой стоимости.

Финансовый результат, возникающий при выбытии объекта ОС, отражается в составе финансового результата текущего периода. Он определяется как разница между поступлениями от выбытия, если таковые имеются, и остаточной стоимостью объекта ОС.

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОС В ОТЧЕТНОСТИ.

По каждой группе ОС в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрывается следующая информация:

а) используемые методы начисления амортизации;

б) применяемые методы определения сроков полезного использования;

в) сумма балансовой стоимости, а также сумма накопленной амортизации в совокупности с суммой накопленных убытков от обесценения ОС на начало и на конец периода по группам ОС;

г) сверка остаточной стоимости на начало и на конец периода.

Дополнительно для каждой группы ОС в отчетности раскрывается следующая информация:

  • наличие и размер ограничений прав собственности или иных предоставленных прав, включая стоимость объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества, которые не могут быть использованы субъектом учета в качестве обеспечения по обязательствам, а также остаточная стоимость ОС, переданных в качестве обеспечения, на начало и конец отчетного периода;
  • сумма затрат, включенных в стоимость ОС в ходе строительства, на начало и на конец отчетного периода;
  • суммы договорных обязательств по приобретению (строительству) ОС на конец отчетного периода;
  • суммы компенсаций, причитающихся к получению от третьих сторон в связи с обесценением, утратой или передачей ОС, включенных в доходы текущего периода.

В отношении инвестиционной недвижимости раскрывается следующая информация:

  • описание объектов инвестиционной недвижимости;
  • критерии для проведения различия между инвестиционной недвижимостью и недвижимостью, занимаемой учреждением, а также недвижимостью, предназначенной для продажи в ходе обычной хозяйственной деятельности;
  • суммы, признаваемые в качестве дохода от предоставления в аренду инвестиционной недвижимости;
  • суммы, признанные в качестве расходов (в том числе на ремонт и текущую эксплуатацию), связанных с инвестиционной недвижимостью, доходы от предоставления в аренду которой отражены в финансовом результате отчетного периода;
  • суммы, признанные в качестве расходов (в том числе на ремонт и текущую эксплуатацию), связанных с инвестиционной недвижимостью, которая не предоставлялась в аренду;
  • наличие ограничений в отношении возможности продажи объектов инвестиционной недвижимости или поступлений экономических выгод (доходов) от выбытия, а также суммы указанных ограничений.

В пояснительной записке, представляемой в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности, дополнительно отражаются сведения:

  • о балансовой и остаточной стоимости временно простаивающих объектов ОС;
  • о балансовой стоимости ОС, находящихся в эксплуатации и имеющих нулевую остаточную стоимость;
  • о балансовой и остаточной стоимости ОС, изъятых из эксплуатации и удерживаемых до их выбытия.

* * *

В Стандарте приведены основные термины и определения, которые затрагивают учет основных средств. В нем изложен порядок принятия их к бухгалтерскому учету. Даны рекомендации по определению первоначальной стоимости ОС, приобретенных в результате обменных и необменных операций. Рассмотрены порядок начисления амортизации, особенности отражения в учете выбытия ОС и особенности раскрытия данных об ОС в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Стандарт планируется применять при ведении учета с 1 января 2018 года.

Объектами бюджетного учета являются доходы, расходы, денежные средства бюджета и их движение в процессе его исполнения, расчеты, фонды, резервы, материальные ценно­сти и валютные поступления.

По методу начислений объектами учета служат активы, обязательства, доходы, расходы, финансовый результат или чистая стоимость, счета по учету санкционирования расхо­дов и юридические обязательства.

По кассовому методу к объектам учета относятся кассовые поступления, кассовые выбытия, финансовый результат и рас­четы, финансовые активы и обязательства, связанные с кассо­выми поступлениями и выбытиями, а также счета по учету санкционирования расходов и юридические обязательства. B учётную практику введены понятия текущих доходов, текущих расходов, результатов финансовой деятельности учреждения.

Результаты финансовой деятельности можно получать как по учреждению в целом, так и по министерству, Правительству Республики Беларусь в секторе государственного управления, Такие результаты являются балансовой величиной и представля­ют собой разницу между совокупными активами и совокупны­ми обязательствами.

Доходы и расходы являются основными объектами бюджет­ного учета. Они функционируют на всех стадиях исполнения бюджета, начиная от начисления и поступления доходов и за­канчивая расходованием полученных распорядителями бюд­жетных средств.

В зависимости от стадии функционирования в процессе ис­полнения бюджета доходы делятся на начисленные и кассовые, а расходы — на кассовые и фактические.

Начисленные доходы бюджета – доходы, подлежащие вне­сению в бюджет, в суммах, начисленных в соответствии с дей­ствующим законодательством о налогах и неналоговых плате­жах. Такие доходы подлежат только оперативному учету в на­логовых инспекциях. Значение учета начисленных доходов за­ключается в том, что они дают необходимую информацию о суммах, подлежащих поступлению в бюджет по тому или ино­му виду доходов, однако они не характеризуют физическое по­ступление доходов в бюджет.

Кассовые доходы бюджета — это доходы, фактически по­ступившие в бюджет и зачисленные учреждениями банков в соответствующие бюджеты. Данные доходы характеризуют степень выполнения доходной части бюджета как в целом, так и по каждому виду доходов. Поэтому результаты исполнения доходной части бюджета можно определить только по кассо­вым доходам.

Раздельный учет начисленных и кассовых доходов позволяет финансовым органам, налоговым инспекциям обеспечить над­лежащий контроль за своевременным и полным поступлени­ем в бюджет доходов, подлежащих зачислению, а при необхо­димости принять меры, направленные на обеспечение посту­пления каждого вида доходов и исполнения доходной части бюджета. Финансовые органы, налоговые инспекции получа­ют информацию о кассовых доходах от учреждений банков.

Кассовые расходы бюджета — это суммы денежных средств, выданные наличными или перечисленные (списан­ные) безналичным путем по платежным поручениям и другим платежным документам с текущих счетов распорядителей бюджетных средств. Они дают только сведения о перечисленных и выданных средствах с текущих счетов распорядителей бюджетных средств и не в полном объеме характеризуют их фактическое использование на мероприятия, предусмотрен­ные в бюджете. Кассовые расходы не охватывают всех затрат бюджета — например, если начислены средства за выполнен­ные работы, но еще не выданы.

Кассовые расходы характеризуют результаты выполнения расходной части бюджета. Однако они не могут характеризовать фактические затраты, произведенные за счет средств бюд­жета. Данные о кассовых расходах отражаются в выписках, получаемых от учреждений банков, и в выписках из лицевого счета казначейства.

Фактические расходы бюджета представляют собой дей­ствительные затраты, произведенные за счет средств бюджета, а также начисленные или произведенные, но еще неоплачен­ные. Они дают полное представление о затратах на те или иные мероприятия и позволяют определить, например, стоимость обучения одного учащегося в школе, содержания одной койки в больнице и т.п.

Фактические расходы учитываются по месту их возникно­вения, т.е. в бюджетных учреждениях. Финансовые органы не ведут учет фактических расходов бюджета и информацию о них получают из отчетности об исполнении смет доходов и рас­ходов бюджетных учреждений.

Учет начисленных и кассовых доходов, кассовых и факти­ческих расходов бюджета характеризует процесс его исполнения на отдельных стадиях. Наличие единой системы бюджетного учета обеспечивает полноту и правильность учета доходов и расходов как основных объектов бюджетного учета во всех органах, осуществляющих учет исполнения бюджета.

Субъекты бюджетного учета определяются с точки зре­ния различных отраслей законодательства:

· согласно частному (гражданскому) праву, субъектом бюд­жетного учета является бюджетное учреждение;

· исходя из публичного (бюджетного) права, субъектами бюджетного учета считаются:

— главный распорядитель бюджетных средств;

— распорядитель бюджетных средств;

— получатель бюджетных средств;

— органы, осуществляющие кассовое обслуживание испол­нения бюджета (органы казначейства и др.);

— органы, организующие исполнение бюджета (финансо­вые органы).

Субъектами бюджетного учета являются учреждения, органи­зации, непосредственно или косвенно участвующие в составле­нии, утверждении и исполнении бюджета. К числу таких уч­реждений и организаций относятся прежде всего Министер­ство финансов и его структурные подразделения на низовых звеньях, включая налоговые инспекции, учреждения банков­ской системы, бюджетные организации, сельские, районные, городские и областные Советы депутатов.

В основе учета доходов и расходов бюджета в органах, осу­ществляющих учет исполнения бюджета, находится бюджетная классификация. Благодаря ей все доходы и расходы распо­лагаются в бюджете в определенном порядке, что обеспечива­ет необходимую детализацию и группировку однородных при­знаков.

Бюджетная классификация — это научно обоснованная экономическая группировка доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета и видов государ­ственного долга по однородным признакам, приведенная в определенную систему и зашифрованная в надлежащем порядке.

Данная классификация имеет организующее и правовое зна­чение. Первое проявляется в единообразии учета доходов и рас­ходов, составлении отчетности об исполнении бюджета, осу­ществлении контроля и анализа по каждому виду доходов и рас­ходов; второе заключается в том, что все показатели дохо­дов и расходов бюджета являются финансовыми планами, обя­зательными для исполнения. В нашей стране применяется клас­сификация доходов и расходов республиканского и местных бюджетов Республики Беларусь, утвержденная постановлени­ем Министерства финансов Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 208.

Бюджетная классификация обеспечивает сопоставление по­казателей бюджетов, унифицирует бюджетную документацию, порядок составления и исполнения бюджетов, позволяет про­водить экономический анализ состава и структуры их доходов и расходов. С ее помощью сводятся консолидированные бюд­жеты отдельных административно-территориальных единиц. В строгом соответствии с бюджетной классификацией состав­ляются сметы бюджетных учреждений.

Бюджетная классификация — это основной методологиче­ский документ, с помощью которого формируются и исполняется бюджеты. Она является систематизированной группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных це­левых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций с присвоением объектам классификации группировочных кодов исходя из их экономической характеристики, что обеспечивает республи­канскую и международную сопоставимость показателей бюд­жетов, необходимую для соответствующего анализа бюджет­но-финансовой политики государства.

Задачей классификации государственного бюджета являют­ся осуществление группировки основных операций сектора государственного управления и создание аналитической базы для определения потребности этих органов в расходах, креди­тах и возможности их удовлетворения за счет имеющихся в на­личии финансовых ресурсов без привлечения заемных или на­копленных за прошлые периоды средств.

Бюджетная классификация не только обеспечивает сопо­ставимость показателей бюджетов всех уровней, но и позволя­ет принимать решения при формировании бюджетов всех уровней на следующий год путем анализа их исполнения за предыдущий год.

Она состоит из двух основных частей: доходов и расходов бюджета. Первые группируются по видам, вторые – по направ­лениям. Затем деление осуществляется по ведомственному, отраслевому и предметному признакам, называемым подраз­делениями бюджетной классификации.

Подразделениями бюджетной классификации являются разделы, главы, параграфы и статьи. Они имеют установленные наименования и шифры. Разделы отражают отдельные виды доходов и расходов, главы показывают плательщиков доходов, параграфы – категории плательщиков, статьи – отдельные виды платежей.

Учет исполнения бюджета и составление отчетности ведет­ся в соответствии с бюджетной классификацией. Это необходимо для того, чтобы данные учета можно было использовать при планировании бюджета и в процессе осуществления кон­троля за его исполнением.

Классификация доходов и расходов позволяет объединять данные об исполнении отдельных бюджетов в сводные отчеты и затем в отчет об исполнении государственного бюджета Республики Беларусь.

Учет доходов в разрезе бюджетной классификации по мест­ным бюджетам ведут финансовые органы, по республиканскому бюджету – Министерство финансов. Классификация до­ходов бюджета является единой и используется при составле­нии, рассмотрении, утверждении и исполнении республикан­ского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государствен­ных внебюджетных фондов, при составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, а также при состав­лении смет доходов и расходов внебюджетных средств бюд­жетных организаций и отчетности по ним.

Классификация доходов бюджета по группам, подгруппам, видам и разделам применяется при их утверждении законом о республиканском бюджете или решением местного Совета де­путатов о бюджете на очередной финансовый год.

Классификация доходов бюджета по подразделам применя­ется для детализации доходов в пределах разделов.

Классификация доходов бюджета включает следующие пя­ть уровней – группу, подгруппу, вид, раздел, подраздел и пред­ставлена в виде семизначного кода классификации доходов бюджета. Код классификации доходов бюджета состоит из семи знаков, в том числе: группа — 1 знак, подгруппа — 1 знак, вид — 1 знак, раздел — 2 знака и подраздел — 2 знака (при от­сутствии уровня используется нулевая позиция «0»).

Код классификации доходов бюджета имеет следующую структуру:

· группа (1 -й разряд кода классификации доходов бюджета);

· подгруппа (2-й разряд кода классификации доходов бюджета);

· вид (3-й разряд кода классификации доходов бюджета);

· раздел (4- и 5-й разряды кода классификации доходов бюджета);

· подраздел (6- и 7-й разряды кода классификации доходов бюджета).

Три первых знака семизначного кода классификации дохо­дов бюджета (с 1-го по 3-й разряды) служат для систематизации доходов бюджета по их экономическому содержанию для обеспечения международной сопоставимости показателей.

С 4-го по 7-й разряды отражают источники формирования доходов бюджета в соответствии с актами законодательства по разделам и подразделам.

Доходы бюджета в зависимости от экономического содержа­ния подразделяются на следующие группы:

· 100 – налоговые доходы;

· 200 – взносы на государственное социальное страхование;

· 300 – неналоговые доходы;

· 400 – безвозмездные поступления.

Дальнейшая детализация групп классификации доходов бюджета осуществляется в разрезе соответствующих под­групп, видов, разделов и подразделов.

Налоговые доходы классифицируются в зависимости от объекта налогообложения и делятся на соответствующие подгруппы. В группу «Налоговые доходы» (100) в зависимости от объекта налогообложения и в соответствии с экономической характеристикой, обеспечивающей международную сопоста­вимость показателей, включаются следующие подгруппы:

· 110 – налоги на доходы и прибыль;

· 120 – налоги на фонд заработной платы;

· 130 – налоги на собственность;

· 140 – налоги на товары (работы, услуги);

· 150 – налоговые доходы от внешнеэкономической дея­тельности;

· 160 – другие налоги, сборы (пошлины) и другие налого­вые доходы.

Детализация подгрупп классификации доходов осуществля­ется в разрезе соответствующих видов, разделов и подразде­лов доходов. В группу «Взносы на государственное социаль­ное страхование» (200) включаются одна подгруппа 210 — взносы на государственное социальное страхование и два вида доходов:

· 211 – обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

· 212 – взносы на профессиональное пенсионное страхо­вание.

В группу «Неналоговые доходы» (300) в соответствии с эко­номической характеристикой, обеспечивающей международную сопоставимость показателей, включаются следующие под­группы:

· 310 – доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

· 320 – доходы от осуществления приносящей доходы дея­тельности;

· 330 – штрафы, удержания;

· 340 – прочие неналоговые доходы.

Детализация подгрупп классификации доходов осущест­вляется в разрезе соответствующих видов, разделов и подразделов доходов.

В группу «Безвозмездные поступления» (400) в зависимо­сти от источника, предоставляющего трансферт, включаются следующие подгруппы:

· 410 – безвозмездные поступления от иностранных госу­дарств;

· 420 – безвозмездные поступления от международных ор­ганизаций;

· 430 – безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Республики Беларусь.

Детализация подгрупп классификации безвозмездных по­ступлений осуществляется в разрезе соответствующих видов в зависимости от того, является этот трансферт текущим или ка­питальным.

Текущие – безвозмездные поступления, предоставляемые на текущие расходы, и капитальные – на осуществление капитальных расходов.

Учет расходов в разрезе отдельных статей ведут бюджетные учреждения. Финансовые органы учитывают эти расходы на основании отчетности по бюджетным ассигнованиям.

Для учета расходов бюджетов применяются функциональ­ная, программная, ведомственная, экономическая классификации. Кроме того, участниками бюджетного процесса использу­ются также классификация финансирования дефицита бюдже­та и классификация видов государственного долга Республики Беларусь.

Функциональная классификация расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей направление средств бюджета на выполнение функций государства. Первым уров­нем функциональной классификации расходов бюджета являются разделы, определяющие расходование средств бюджета на эти цели, вторым – подразделы, конкретизирующие направле­ние этих средств в пределах разделов. Для обеспечения даль­нейшей детализации расходования средств на осуществление деятельности государства в определенной области в пределах подразделов выделяются виды расходов.

Кроме того, в функции классификации расходов выделяется параграф. Он применяется для детализации расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности.

Код функциональной классификации занимает 9 знаков: раздел – 2 знака, подраздел – 2 знака, вид – 2 знака (при отсутствии вида используется нулевая позиция «00») и код параграфа – 3 знака.

Функциональная классификация расходов является единой и используется при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов,

бюджетов государственных внебюджетных фондов, при составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, а также при составлении смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций и отчетности по ним.

При утверждении республиканского и местных бюджетов законом Республики Беларусь или решением Совета депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год расходы предусматриваются по функциональной классификации расходов по разделам, подразделам и видам. Функциональная классификация расходов по параграфам обеспечивает детализацию расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности и применяется при утверждении бюджетной росписи соответствующего бюджета. Министерство финансов Республики Беларусь, а также финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов (далее — местные финансовые органы) для обеспечения целевого использования бюджетных средств имеют право в ходе исполнения бюджета вводить и применять параграфы функциональной классификации расходов 800–880.

При отнесении расходов по функциональной классификации расходов необходимо руководствоваться следующими основными подходами:

· расходы на реализацию функций общего назначения от­носятся на раздел 01 «Общегосударственная деятельность»;

· отнесение расходов на обеспечение деятельности государственных органов в сфере установленных функций осуществляется по соответствующим этим функциям позициям функциональной классификации расходов (за исключением органов местного управления и самоуправления);

· производится разделение расходов в сфере науки на фун­даментальные научные исследования (раздел 01 «Общегосударственная деятельность») и прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты с отнесением расходов в части прикладных исследований по направлениям, установленным для финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, на соответствующие разделы функциональной классификации расходов;

· расходы на капитальные вложения относятся на разделы, подразделы и виды по соответствующим параграфам.

По разделу 01 «Общегосударственная деятельность» отра­жаются расходы на осуществление мероприятий общегосудар­ственного значения (обеспечение деятельности Президента Ре­спублики Беларусь, функционирования Национального собра­ния Республики Беларусь, органов местного управления и са­моуправления, финансовых, налоговых и статистических орга­нов, государственных архивов, а также других государственных органов, выполняющих общегосударственные функции (за ис­ключением отраслевых); международная деятельность; оказа­ние международной экономической и гуманитарной помощи; обеспечение проведения выборов и референдумов; обслужива­ние государственного долга Республики Беларусь; формирова­ние государственных материальных резервов, резервных фон­дов; фундаментальные научные исследования; прикладные на­учные исследования, научно-технические программы и проек­ты; другая общегосударственная деятельность).

Программная классификация расходов состоит из двух уровней. Первым уровнем программной классификации рас­ходов бюджета являются бюджетные программы, утвержден­ные в установленном порядке; второй уровень – это подпро­граммы, детализирующие расходы в рамках бюджетных про­грамм. Код программной классификации состоит из пяти зна­ков: программа – 3 знака, подпрограмма – 2 знака (при отсут­ствии подпрограммы используется нулевая позиция «00»).

Программная классификация расходов является еди­ной и используется при составлении, рассмотрении, утвержде­нии и исполнении республиканского бюджета, местных бюд­жетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, при составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их ис­полнении, а также при необходимости составления смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организа­ций и отчетности по ним.

При принятии региональной программы, основанием для разработки которой явилась государственная программа, этой региональной программе присваивается код программной клас­сификации соответствующей государственной программы. Программам, являющимся продолжением программ, реализуе­мых в текущем году, присваиваются коды программной класси­фикации текущего года. Финансирование отраслевой програм­мы с очередного года должно осуществляться в пределах сре­дств, предусмотренных распорядителем бюджетных средств (разработчиком) по непрограммным расходам (код 999).

При утверждении республиканского и местных бюджетов законом Республики Беларусь или решением Совета депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год расходы пре­дусматриваются в разрезе программной классификации расходов бюджета.

Ведомственная классификация расходов состоит из одного уровня — главы, которая имеет трехзначный код. При утверждении ведомственных классификаций расходов соответствую­щего местного бюджета учитывается, что постоянным распо­рядителям средств соответствующих местных бюджетов при­сваиваются коды глав, соответствующие аналогичным посто­янным распорядителям средств республиканского бюджета, которые сохраняются в последующем периоде. Временным распорядителям средств республиканского и местных бюдже­тов в соответствии с актами законодательства присваиваются временные коды глав на определенный период.

При утверждении расходов республиканского и местных бюджетов законом Республики Беларусь или решением Совета депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год они предусматриваются по главам ведомственной классификации расходов в разрезе функциональной классификации расходов.

Экономическая классификация расходов бюджета состоит из следующих четырех уровней:

· категории расходов (текущие расходы, капитальные расходы, кредитование минус погашение и финансовый резерв);

· статьи (закупки товаров и оплата услуг, обслуживание государственного долга, текущие бюджетные трансферты, капи­тальные вложения в основные фонды, создание государствен­ных запасов и резервов, приобретение земли и нематериаль­ных активов, капитальные бюджетные трансферты, кредитование минус погашение и финансовый резерв);

· подстатьи, детализирующей расходы в пределах статьи (заработная плата рабочих и служащих, приобретение оборудования и предметов длительного пользования, предоставление бюджетных кредитов, ссуд, займов внутри страны и др.);

· элемента расходов, детализирующего при необходимости расходы в пределах подстатьи.

Код экономической классификации расходов бюджета со­стоит из семи знаков: категория – 1 знак, статья – 2 знака, подстатья – 2 знака и элемент – 2 знака (при отсутствии уровня используется нулевая позиция «00»).

Классификация текущих и капитальных расходов и креди­тования за вычетом погашения в соответствии с экономически­ми характеристиками этих трех категорий показывает те виды экономических операций, которые проводятся органами государственного управления для выполнения ими своих функций, а также их воздействие на функционирование рынка товаров и услуг, финансовых рынков и на распределение доходов.

Расходы определяются как не подлежащие возврату государ­ственные платежи, которые не вызывают и не погашают финан­совые требования. Расходы могут быть как на текущие цели, так и на осуществление капитальных затрат, а также как возмезд­ные (при покупке товаров и выполнении работ (оказании ус­луг)) и безвозмездные (все виды бюджетных трансфертов).

Экономическая классификация расходов бюджета показы­вает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.

Классификация финансирования дефицита бюджета яв­ляется группировкой источников финансирования, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета исходя из видов и форм долговых обязательств.

Код классификации финансирования дефицита бюджета со­стоит из семи знаков: вид источника – 1 знак, источник – 2 знака, тип источника – 2 знака и детализация – 2 знака (при отсут­ствии уровня используется нулевая позиция «00»).

По коду 1 01 00 00 «Источники, получаемые от Нацио­нального банка Республики Беларусь» отражаются (с использо­ванием соответствующей детализации) привлечение и пога­шение основного долга по источникам, получаемым от Нацио­нального банка Республики Беларусь в соответствии с законо­дательством.

По коду 1 02 00 00 «Источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц» отражаются привлече­ние средств и погашение основного долга по всем видам госу­дарственных ценных бумаг и ценных бумаг, выпускаемых ор­ганами местного управления и самоуправления с использова­нием соответствующей детализации.

По коду 1 03 00 00 «Источники, получаемые из других сек­торов государственного управления» отражаются:

· по коду 1 03 01 00 — получение бюджетных кредитов из государственных внебюджетных фондов (код 1 03 01 01) и по­гашение основного долга по ним (код 1 03 01 02);

· по коду 1 03 02 00 — получение бюджетных кредитов из других бюджетов бюджетной системы Республики Беларусь (код 1 03 02 01) и погашение основной суммы долга по ним (код 1 03 02 02).

По коду 1 04 00 00 «Прочие источники внутреннего финан­сирования» отражаются:

· поступления непогашенной задолженности за энергоно­сители, образовавшейся по состоянию на 1 февраля 1996 г.;

· погашение задолженности государственным юридиче­ским лицам по заблокированным счетам во Внешэкономбанке СССР по состоянию на 1 января 1992 г.;

· привлечение и погашение прочих заемных средств, привле­каемых для финансирования дефицита бюджета в соответствии с законодательством, не отнесенных к модам 1 01 00 00 – 1 03 00 00.

По коду 1 05 00 00 «Источники от операций с принадлежа­щим государству имуществом» отражаются:

· по коду 1 05 01 00 — поступления средств от реализации принадлежащего государству имущества (в том числе акций) в соответствии с законодательством о приватизации с исполь­зованием соответствующей детализации;

· по коду 1 05 02 00 — платежи, связанные с приобретени­ем акций и увеличением доли государства в уставных фондах.

По коду 1 06 00 00 «Операции по средствам в иностранной валюте» отражаются соответствующие операции по валютным счетам:

· по коду 1 06 01 00 «Разница, образовавшаяся при измене­нии курса иностранной валюты (курсовая разница)» отражает­ся разница, возникающая при переоценке имущества (денеж­ные средства на валютных счетах в банках, в пути) и обяза­тельств (кредиты банков, бюджетные ссуды (займы), займы других организаций) в иностранной валюте при изменении Национальным банком Республики Беларусь курсов иностран­ных валют на дату совершения операции, а также на дату со­ставления бухгалтерской отчетности за отчетный период;

· по коду 1 06 02 00 «Операции по купле-продаже иностран­ной валюты» — курсовые разницы, возникающие при валютно-обменных операциях, в сумме разницы между установленным обменным курсом и курсом Национального банка Республики Беларусь на дату проведения операции.

По коду 1 07 00 00 «Изменение остатков средств бюджета» отражается изменение остатков средств бюджета в течение соответствующего финансового года (уменьшение (со знаком «плюс») или увеличение (со знаком «минус»)). Данная позиция формируется как разность кодов 1 07 01 00 «Остатки на начало отчетного периода» и 1 07 02 00 «Остатки на конец от­четного периода».

По коду 1 08 00 00 «Операции по гарантиям Правительства Республики Беларусь, органов местного управления и самоуправ­ления по кредитам банков Республики Беларусь» отражаются:

· по коду 1 08 01 00 – платежи Правительства Республики Беларусь, органов местного управления и самоуправления в качестве гаранта по погашению основной суммы долга, про­центов и прочих платежей по кредитам, выданным банками Республики Беларусь;

· по коду 1 08 02 00 – возврат сумм, выплаченных Прави­тельством Республики Беларусь, органами местного управления и самоуправления в счет выполнения гарантий по креди­там, выданным банками Республики Беларусь.

По коду источника 2 01 00 00 отражаются получение и по­гашение основного долга по кредитам международных финансовых организаций.

По коду источника 2 02 00 00 отражаются получение и пога­шение основного долга по кредитам иностранных государств и иных иностранных кредиторов.

С использованием кода 2 03 00 00 отражаются привлечение государственных ценных бумаг Республики Беларусь, формирующих внешний государственный долг, и погашение основ­ного долга по ним.

По коду 2 04 00 00 «Операции по гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам» отражаются платежи Правительства Республики Беларусь в качестве гаранта по погашению и обслуживанию внешних займов и возврат сумм, выплаченных Правительством Республики Беларусь в счет вы­полнения гарантий по внешним займам.

Классификация видов государственного долга Респу­блики Беларусь является группировкой внешних и внутренних государственных займов исходя из видов кредиторов и форм долговых обязательств.

Внешние долговые обязательства (200) делятся на:

· кредиты (займы), привлеченные от нерезидентов Республики Беларусь (210);

· государственные ценные бумаги, размещенные на внеш­них финансовых рынках (220);

· обязательства, подлежащие исполнению по выданным гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам (230).

Внутренние долговые обязательства (100) подразделяются на:

· обязательства Правительства Республики Беларусь, оформленные как внутренний государственный долг (110);

· обязательства по государственным ценным бумагам (120);

· обязательства, подлежащие исполнению по выданным гарантиям Правительства Республики Беларусь по внутренним займам (130);

· прочие обязательства Правительства Республики Бела­русь (140).

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *