Что проверяет налоговая при ликвидации?

Закрыть ООО без налоговой проверки — задача, которую легко осуществить при знании законодательства РФ, способов и особенностей ликвидации компании. Причины и тонкости прохождения процедуры могут быть разными, что требует осознанного подхода от исполнителя. По статье №89 НК РФ проверка ФНС является обязательным этапом закрытия ООО. Но при определенных обстоятельствах этого можно избежать.

Содержание

Пути ликвидации компании

По законодательству общество можно закрыть несколькими способами:

  1. Добровольное прекращение деятельности.
  2. Реорганизация ООО.
  3. Оформление банкротства.

Проверка налоговыми структурами напрямую зависит от выбранного пути. Опытные предприниматели знают, что во избежание контроля ФНС стоит выбирать второй вариант. Если речь идет о банкротстве, без ревизии не обойтись. Как только деятельность компании прекращена, арбитражный суд выдает решение о формировании комиссии, в задачу которой входит изучение работы общества.

Лучшее решение — реорганизация, которая считается более удобным и безопасным способом закрытия ООО. По сути, компания продолжает работу, но с измененной структурой. Теоретически налоговая проверка в этом случае возможна, но на практике такое происходит редко.

Последствия ревизии

В процессе проверки работники ФНС могут выявить долги компании и наложить штрафные санкции за невыполнение обязательств. Важно понимать, что во время проверки досконально изучается деятельность ООО за последние три года. Минимальная сумма, которую приходится платить после ревизии, составляет 80-100 тысяч рублей. Для крупных организаций с большим оборотом эти суммы могут исчисляться миллионами.

Предприниматели часто подключают юристов и профессиональных бухгалтеров для оспаривания результатов, но это не дает желаемого эффекта. Вот почему лучшим путем считается ликвидация ООО без налоговой проверки. Сделать эту работу самостоятельно не всегда удается, поэтому стоит привлечь грамотных юристов, которые изучают нюансы деятельности компании и правильно проводят закрытие общества.

Как избежать ревизии — частные ситуации

Проверка начинается с оформления и передачи в налоговую службу отчетной документации предприятия. По результатам изучения документов комиссия, контролирующая процесс ликвидации, принимает решение о необходимости выезда на место. Существует несколько причин, по которым проверка ООО не осуществляется:

  • Организация вовремя и полностью отчитывалась по налогам. Передаваемые декларации заполнялись без нарушений, и имеют необходимую информацию. При этом у сотрудников ФНС не возникает подозрений в отношении подлинности данных, приведенных в документации.
  • Компания не имеет кредиторов и дебиторов. Это относится как к обычным гражданам, так и к различным типам фондов, в том числе внебюджетным и бюджетным.
  • Последние три года компания не вела деятельности. Это должно подтверждаться отсутствием движения денег на счетах, выплат зарплаты и других платежей.
  • Баланс общества «нулевой», что свидетельствует об остановке деятельности.
  • В компании работает единственный участник, что исключает разделение активов ООО на несколько долей.
  • Для ликвидации привлечен профессиональный юрист или специальная компания.

Чтобы снизить вероятность ревизии ФНС, можно выполнить следующие мероприятия:

  • Провести внутреннюю проверку (реализует бухгалтерия ООО).
  • Организовать внешнюю проверку. Здесь к работе привлекаются сторонние аудиторские компании. Отчет таких организаций позволяет внести правки в документы и своевременно доплатить налоги.

Аудиторская проверка позволяет вовремя выявить и устранить имеющиеся нарушения законодательства и ошибки в бухгалтерии.

Способы альтернативного закрытия ООО

Многие бизнесмены применяют альтернативные пути ликвидации общества, подразумевающие формальное прекращение работы. При этом организация еще работает, но ее связь с администрацией и участниками теряется. Такие пути ликвидации не нарушают законодательство, но позволяют избежать проверки ФНС даже при наличии долгов.

Рассмотрим каждый из путей подробно:

  1. Продажа ООО. В этом случае происходит передача частей общества новому хозяину после внесения последним определенной платы. Такой способ ликвидации не противоречит требованиям закона и формально считается закрытием компании. Общество исключается из одного госреестра юрлиц и продолжает существование. При этом управляющие лица и участники прекращают каким-либо образом влиять на работу ООО.

Но здесь имеются нюансы. После оформления соглашения на прошлых руководителей может распространяться субсидиарная ответственность при условии, что новый владелец не может рассчитаться с долгами. Кроме того с 2016 года введено обязательство проходить нотариальные процедуры утверждения операций, связанных с реализацией долей.

Такой путь больше подходит компаниям, которые имеют сертификаты, гранды и прочие бумаги, позволяющие осуществлять деятельность с определенными поблажками со стороны законодательства.

  1. Замена руководителя или участников. Этот способ актуален при наличии разногласий между учредителями ООО. Недостаток подобной ликвидации в том, что юридически общество продолжает деятельность, что приводит к наличию информации о прошлых периодах работы, а управляющие субъекты даже со временем могут быть привлечены к ответственности.

К недостаткам стоит отнести еще ряд моментов — потребность в подготовке большого пакета бумаг с обязательным посещением нотариуса, а также необходимость выплаты государственных пошлин и сборов на крупную сумму.

  1. Изменение юридического адреса или района деятельности. Возможна и другая ситуация, когда общество меняет юрадрес и информирует об этом налоговую службу. В таком случае организация снимается с учета в старой ФНС, а после регистрируется в налоговой инспекции нового региона. Получается, что прежняя инспекция теряет полномочия и уже не может произвести полноценную проверку с последующим начислением штрафных санкций. Этот путь подходит компаниям, которые имеют долги перед кредиторами и несвоевременно погасили задолженность по налоговым платежам.
  2. Реорганизация. Как отмечалось выше, этот вариант считается одним из лучших для защиты от ревизии ФНС. Суть реорганизации заключается в ликвидации компании, а также выборе правопреемника, который должен выплатить задолженность, сборы и долги по налогам прошлого общества. Процесс организован в несколько этапов:
  • Кредиторы ставятся в известность о проведении процедуры реорганизации.
  • Информация публикуется в СМИ (два раза).
  • Налоговая служба составляет и выдает свидетельства, подтверждающие завершение деятельности.
  • ФНС готовит документ о регистрации преемника.

Недостаток реорганизации в том, что для ее проведения требуется потратить немало времени, ведь приходится проходить все процедуры — организовывать публикации в СМИ, информировать кредиторов и так далее.

  1. Вывод ООО в оффшоры. В такой ситуации управление переходит в руки владельца, являющегося нерезидентом государства, а сама компания будет выступать в качестве представительства.

В какой период проходит закрытие ООО?

В среднем ликвидация общества проходит в течение 6-12 месяцев. Здесь многое зависит от выбранного пути. Если речь идет об альтернативных способах закрытия, на все процессы уходит меньше времени, ведь нет необходимости ставить в известность кредиторов, оповещать ПФР, документально оформлять заявления и решения учредителей. Если помощь нотариуса исключается из повестки, это ускоряет процедуру.

Что касается добровольной ликвидации, на реализацию такого пути уходит больше времени, ведь на протяжении 2-х месяцев кредиторы вправе выдвигать свои требования. Если компания проходит процедуру банкротства, большое значение имеет наличие долгов. Ниже рассмотрены приблизительные сроки ликвидации в зависимости от выбранного пути:

  • Банкротство — от года до полутора лет.
  • Вывод в оффшор — 14-21 день.
  • Реорганизация — 4-5 месяцев.
  • Замена гендиректора — 14 дней.
  • Официальная ликвидация — 4-6 месяцев.
  • Замена руководителя и учредителей — 15-30 дней.
  • Продажа — 1-2 недели.

Когда вероятность проверки возрастает?

Важно понимать, что ФНС — представитель государства, представляющий его интересы при взаимодействии с кредиторами. Если компания ответственно подходила к выполнению обязательств и справлялась с выплатой налогов, сдавала отчетность в полном объеме и выполняла другие задачи, проверка может и не проводиться. Главное, чтобы у налоговой службы не было претензий к руководителям компании.

Если в ООО имеет место нулевой баланс, получить документы для закрытия ООО от ФНС и внебюджетных фондов не составит проблем. Это связано с тем, что у компании отсутствуют долги, а ее баланс равен нулю. Если решение о ликвидации принимается руководителем общества, проведение ревизии является неизбежным условием. Но этого не нужно бояться представителям компаний, имеющих небольшой финансовый оборот.

Особенность ревизии ФНС при банкротстве ООО

Банкротство — один из путей, позволяющий компании законным путем избавится от задолженности, и уйти от проверки со стороны ФНС. Закон не запрещает работникам налоговой службы проверять такие ООО. Но существуют обходные пути. Если руководство общества подает заявление в арбитражный суд, работники налоговой инспекции теряют возможность контролировать процесс. Это объясняется следующим образом:

  • Решение ФНС о привлечении должника к ответственности начинает действовать с момента закрытия реестра кредиторов. Если общество расплатилось с кредиторами, денег на покрытие требований ФНС уже не будет.
  • Если вероятность получения штрафов, дополнительных налогов и пени минимальна, интерес в ревизии несостоятельного ООО пропадает.
  • По закону долги выплачиваются в порядке очередности, оговоренном в статье 142. Налоги выплачиваются в третью очередь, поэтому вероятность получить долги очень низка.

Банкротство бывает двух типов:

  1. Добровольным. В этом случае в роли инициатора выступает сам должник. При этом схема ликвидации подразумевает упрощенный путь закрытия ООО, без проведения конкурса, а общее время на прохождение процедур составляет до полугода. Что касается арбитражного управляющего, он подбирается должником.
  2. Принудительным. В этой ситуации роль инициаторов берут на себя кредиторы, налоговая служба и прочие лица, которые заинтересованы в прохождении ликвидации. Схема реализации процесса простая, с наблюдением и проведением конкурса. По этой причине ликвидация общества занимает больше шести месяцев. Выбор арбитражного управляющего производится инициатором — стороной, которая запустила процесс банкротства.

Актуальные вопросы и ответы

В завершение приведем несколько моментов, которые больше всего интересуют бизнесменов при ликвидации общества:

  • Когда закрывать расчетный счет при прекращении деятельности компании? По закону ФНС вправе запретить закрытие ООО при наличии минимальных долгов. Если поспешить с закрытием счета, придется открывать его вновь. Вот почему эту процедуру лучше проводить «задним числом».
  • Возможна ли продажа компании по цене, которая меньше ее активов на момент смены участника? По закону это реально, ведь нижний предел продажи ООО нигде не оговаривается. Важно, чтобы в будущем общество не выдвинуло требований об упущении выгоды.
  • Реальна ли добровольная ликвидация, если по делу компании ведется административное производство, а судебного решения еще нет? В такой ситуации можно оформить и подать заявление на прекращение деятельности общества, но нужно быть готовым к длительной процедуре.

Как видно из статьи, ликвидация ООО может происходить многими способами и от выбранного пути зависит вероятность проверки ФНС. Если сделать правильный выбор, ревизии и, соответственно, дополнительных штрафных санкций можно избежать.

Сегодня, для того, чтобы узнать о том, ликвидировано ли ООО совсем необязательно составлять запрос, распечатывать его на бумаге и везти в налоговую инспекцию. Все сведения можно получить, не покидая дома или офиса. Наша новая статья расскажет читателям о том, как это можно сделать легко и совершенно бесплатно.

Выписка из ЕГРЮЛ

Это самый распространенный и простой способ получения информации об ООО. Для это следует зайти на сайт ФНС РФ (https://egrul.nalog.ru/index.html) и получить выписку из ЕГРЮЛ. Сервис предложит указать в поисковой строке название фирмы, либо ее ОГРН или ИНН. Следует сразу предупредить, что в этом случае, лучше всего, использовать ОГРН либо ИНН компании. Они индивидуальны. А вот юрлиц с одним и тем же наименованием может быть очень много и система сформирует целый список организаций с такими же или похожими названиями. Это крайне неудобно для поиска и придется потратить время, чтобы найти нужную организацию. Поэтому для поиска используйте ИНН либо ОГРН.

Выписка будет сформирована в формате PDF. Информация о том является ли ООО действующим или уже ликвидировано — находится в самом конце документа. Данная выписка с web — сайта ФНС РФ предоставляется абсолютно бесплатно. Более того, с недавних пор она подписана усиленной квалифицированной электронной подписью ФНС РФ. Еще 2 — 3 года назад для скачивания документа, подписанного УКЭП, надо было использовать личный кабинет на сайте фискальных органов. А сегодня его (документ, конечно) может получить любой желающий.

Сайты судебных решений

Несмотря на то, что выписка из ЕГРЮЛ является лучшим из доступных и бесплатных способов для получения информации об ООО — она имеет один существенный недостаток. Последний заключается в том, что сведения в ЕГРЮЛ не всегда отражают реальное положение вещей. Например, фирма давно не работает и суд принял решение о ее ликвидации, однако реестр всё еще содержит сведения о компании, как о действующем юрлице. Это происходит в силу разных причин: нерасторопность фискальных органов, требования закона, технические проблемы и так далее.

Так, ООО может не работать годами, не сдавать отчеты и тем не менее считаться действующей организацией. Правда в последние 2 года ФНС РФ принялась активно «чистить» реестр от подобных фирм, однако их остаётся еще очень много. У налоговой инспекции просто не хватает сил, чтобы закрыть эти ООО. Да и сама процедура административной ликвидации занимает почти полтора года. Так, в соответствии со ст. 21.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП № 129 — ФЗ от 08.08.2001 года, фискальные органы вправе исключить из ЕГРЮЛ компанию, когда она в течении 12 месяцев не сдаёт отчеты и не проводит операции хотя бы по одному банковскому счету. То есть год уже есть. К этому периоду следует прибавить срок, по истечении которого у местной ИФНС «дойдут руки» до такой фирмы. А это может быть и полгода, и год и даже несколько лет. Ну и наконец сам срок ликвидации составляет полгода. И всё это время, недействующее ООО может спокойно числиться в ЕГРЮЛ, как работающая фирма.

Более того, сами налоговые органы не всегда оперативно вносят информацию в ЕГРЮЛ о ликвидации компании в административном порядке. Например, суд еще в сентябре 2018 года вынес решение о принудительной ликвидации ООО «Мак Дак Ломбард» по иску ЦБ РФ (решение арбитражного суда Красноярского края по делу №А33 — 15294/2018 от 05.09.2018 года). Регистрирующий орган был обязан внести сведения о данном факте в ЕГРЮЛ. Однако по состоянию на 22.02.2019 года этой информации в реестре до сих пор нет (выписка из ЕГРЮЛ от 22.02.2019 года. ОГРН 1142468060162).

Поэтому, мы рекомендуем, при проверке ООО, не ограничиваться выпиской из реестра, а использовать ещё и картотеку арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru) с web — сайта арбитражных судов.Здесь можно осуществлять поиск по названию фирмы, ее ИНН и ОГРН. И если суд принял решение о ликвидации компании, то вы легко найдете соответствующую информацию на данном ресурсе.

Для этой же цели можно поискать фирму и на сайте «Судебные акты РФ» (https://www.sudact.ru).Однако он имеет некоторые недостатки, затрудняющие поиск. Так, часть решений в нём обезличены. Кроме того, нельзя искать фирму по ИНН или ОГРН. Но в целом — это полезный ресурс.

Сведения о банкротстве ООО или «слепая зона»

Может случиться и так, что выписка из ЕГРЮЛ и сайты судебных решений не содержат никакой информации о проблемах ООО. И тем не менее над ним уже сгущаются тучи. Это происходит, когда кредитор (или само Общество) публикуют сведения о намерении обратиться в арбитраж с заявлением о банкротстве. Ст. 7 Закона о несостоятельности № 127 — ФЗ от 26.10.2002 года обязывает кредиторов не менее, чем за 15 дней до направления заявления о банкротстве в суд опубликовать сообщение об этом на сайте Единого Федерального реестра юридически значимых сведений о деятельности юрлиц и ИП (ЕФРСФДЮЛ).

Этот промежуток времени и составляет «слепую зону», когда вы не найдете сведений об этом факте ни в ЕГРЮЛ, ни в картотеке арбитражных судов. Такую информацию можно обнаружить только на Федресурсе (https://fedresurs.ru/about). Для этого следует зайти на данный сайт и ввести в поисковик ИНН, ОГРН либо название ООО. И если заинтересованное лицо опубликовало такое сообщение, то оно обязательно появится.

Для примера: 16.01.2019 года кредитор опубликовал на ЕФРСФДЮЛ сообщение о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве ООО СУ № 197 (ОГРН 1022701298003). Информация о поступлении дела в арбитраж появилась только 22.02.2019 года. То есть через месяц после публикации. Естественно, что в ЕГРЮЛ данных сведений нет и быть не может.

После возбуждения дела о банкротстве сведения о значимых фактах процедуры можно будет отслеживать ещё и на сайте ЕФРСБ ( https://bankrot.fedresurs.ru/). Он входит в Федресурс и является его составной частью.

Проверка «чистых» ООО

На основании открытых данных из интернета можно с большой долей вероятности ещё и спрогнозировать судьбу ООО. И пусть, при этом, ЕГРЮЛ, сайт арбитражных судов или ЕФРСФДЮЛ вообще не содержат негативной информации. Для этого следует воспользоваться сайтами Росстата и ФНС РФ. Начнем с Росстата (http://www.gks.ru/accounting_report ). На этом ресурсе вы бесплатно получите бухгалтерскую отчетность интересующего вас ООО. Для этого следует только ввести ИНН компании в поисковое окно. И если Общество сдавало отчетность, то последняя, появится на экране монитора. По состоянию на 25.02.2019 года доступна отчетность юрлиц по итогам 2017 года. Ну, а если система выдает отказ по причине того, что интересующая вас компания не предоставляла отчеты, то есть повод насторожиться.

Далее, на сайте ФНС РФ кроме выписки из ЕГРЮЛ можно изучить информацию о том зарегистрировано ли ООО по адресу массовой регистрации, являются ли его учредители и руководители дисквалифицированными лицами и так далее. Данные сведения вы получите в разделе «Прозрачный бизнес» (https://pb.nalog.ru).

Ну и наконец, на странице https://service.nalog.ru/zd.do того же сайта ФНС РФ пользователь узнает имеет ли ООО задолженность по налогам или нет.

Коммерческие ресурсы

Некоторые коммерческие ресурсы также предоставляют ограниченно — бесплатную информацию о том является компания действующей или ее давно исключили из ЕГРЮЛ. К таковым следует, например, отнести сайт «За честный бизнес» (https://zachestnyibiznes.ru).Здесь можно бесплатно узнать работает ли компания, каковы ее основные показатели и числится ли она в реестре. В принципе этого вполне достаточно для получения нужных сведений.

Выводы

Итак, интернет предоставляет неограниченные возможности для поиска и сбора информации об ООО. При этом, мы даже не рассматривали специализированные ресурсы. Например, такие, как сайт ФССП РФ, где сконцентрированы сведения об исполнительных производствах, или Дом. РФ (https://дом.рф) на котором находится достаточно полная информацию о застройщиках. А ведь существуют еще десятки коммерческих и специализированных ресурсов, где вы за плату или бесплатно получите информацию о компании.

Таким образом, при желании, сегодня, не покидая рабочего места, можно не только узнать ликвидировано ли то или иное ООО, но и собрать полноценные сведения об экономической деятельности фирмы и даже информацию о её руководителях и участниках.

Теги: банкротство, ликвидация фирм, общества с ограниченной ответственностью, некоммерческие организации, юридический адрес

Почему так происходит? По каким критериям отбираются организации для назначения ВНП? Все критерии прописаны в концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Разберем каждый из них в отдельности.

1. Налоговая нагрузка налогоплательщика ниже среднего уровня хозяйствующего субъекта в конкретной отрасли.

Все предприятия, функционирующие в конкретном субъекте Российской Федерации, сдают налоговые декларации, по которым считается нагрузка. По разным отраслям налоговая нагрузка варьируется в пределах 12-18% (на сайте ФНС можно найти данную таблицу). 12% – это тот минимум, который требует налоговая инспекция. Во избежание ВНП следует тщательно следить, чтобы значение налоговой нагрузки не опускалось ниже этой цифры. Налоговая инспекция терпимо относится к налогоплательщикам, которые указывают нормальную либо высокую налоговую нагрузку – от 12% до 18%.

Вывод. Не указывать налоговую нагрузку ниже 12%.

2. Отражение убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

Практика показывает, что отражение убытков не только на протяжении нескольких налоговых периодов, но даже в один период является фактором риска для вызова руководителя в налоговую инспекцию для выяснения, почему данные убытки образовались. По результатам данного исследования обычно решается вопрос, в какую очередь будет назначена ВНП. Это один из тревожных звонков: вызов в налоговую инспекцию или письмо от нее означает, что ваша компания занесена в список организаций, претендующих на скорое назначение ВНП.

Вывод. Не отражать в бухгалтерской или налоговой отчетности убытки.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за налоговый период.

Следует знать, что использование компанией значительного количества услуг, позволяющих уменьшить налоговую нагрузку, является фактором риска для назначения ВНП. Бухгалтерам и руководителям нужно быть внимательным к этому пункту, поскольку значительная сумма налоговых вычетов в оценке рисков для назначения ВНП вынесена отдельным пунктом.

Вывод. Следить за тем, чтобы налоговые вычеты соответствовали налоговой нагрузке – она не должна опускаться ниже 12%.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров, работ и услуг соответственно.

Бывает, что налоговая нагрузка в пределах нормы, убытков нет и объемы налоговых вычетов некритичны. Однако доходы остаются на прежних показателях, а расходы продолжают расти. Либо расходы растут быстрее, нежели доходы. Налоговая инспекция относится к таким фактам настороженно и считает их фактором риска для назначения ВНП.

Вывод. Не допускать опережающего темпа роста расходов над темпами роста доходов.

5. Выплата заработной платы ниже среднего по данному субъекту в конкретной отрасли.

Занижение среднемесячной заработной платы также является фактором риска для назначения ВНП. Долгое время считалось, что выплата более низкой среднемесячной заработной платы, чем это указано в статистических сборниках по региону для конкретной отрасли, чревато последствиями в виде трудовой инспекции, налоговой проверки по ЕСН и Пенсионным фондом. Налоговая инспекция следит за этим очень тщательно и может быть назначена общая ВНП по НДС и по прибыли.

Вывод. Следить за показателем среднемесячной заработной платы.

6. Неоднократное приближение к предельному значению, установленных Налоговым Кодексом величин показателей, предоставляющих право использовать специальный налоговый режим.

Если выручка компании и (-или) число сотрудников неоднократно приближались к предельному значению, позволяющей применять УСНО, налоговая инспекция записывает такую компанию в кандидаты на проведение выездной налоговой проверки. Прибыль не должна приближаться к предельному значению. И количество сотрудников должно быть в пределах нормы. Примерно за 80% заходить не стоит.

Вывод. «Прятать» прибыль и держать на контроле число сотрудников.

7. Отражение расходов, максимально приближенных к сумме дохода.

Предприниматели, применяющие УСНО в виде «доходы минус расходы», очень любят уплачивать 1% в бюджет, и считают, что после этого они могут спать спокойно. Однако если у компании невысокий оборот, он идет в совокупности с п. 6. Если предельные показатели превышаются, и еще идет завышение суммы расхода, который приближается к доходу, это уже является фактором для назначения ВНП.

Вывод. Контролировать, чтобы показатели расходов не приближались к показателям доходов. (Если прибыль достаточно маленькая, то можно указывать расходы в полном объеме).

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщикаки.

Как частенько строят свою работу предприниматели? Строят цепочку контрагентов, что позволяет им максимально уменьшить прибыль на одном, другом и третьем контрагенте, сами делают минимальную накрутку и уплачивают в бюджет минимальный налог. Однако налоговая инспекция тщательно следит за цепочкой контрагентов. Возникает вопрос: как налоговая инспекция узнает о применении цепочки контрагентов, если это выясняется только при ВНП? Дело в том, что данные налоговая инспекция берет из внешних источников: это и органы внутренних дел, и Интернет, и данные о проведении ВНП по другим налогоплательщикам. Если ваш контрагент много раз встречается в документах при проведении других налоговых проверок, он попадает в список неблагонадежных налогоплательщиков, список фирм-однодневок. И при проверке данных фирм-однодневок очень часто выявляются компании, которые пользуются услугами данных поставщиков для занижения суммы налогов.

Вывод: Максимально избегать использования услуг компаний, которые могут быть в списках ненадежных налогоплательщиков.

9. Непредоставление налогоплательщиком пояснений в налоговый орган в случаях убытков за данный налоговый период либо несоответствия по декларациям по НДС и прибыли.

Если пришло такое письмо, не следует уподобляться страусу и прятать голову в песок, что чаще всего и делают руководители, говоря своим бухгалтерам «забудь, забудь, не надо отвечать». Непредставление пояснений по данному вопросу налоговая инспекция расценивает как неблагонадежность налогоплательщика и как критерий для проведения ВНП. Если пришло уведомление, значит, какой-то из факторов риска уже есть. Не отвечая на уведомление, мы добавляем для себя фактор, который повышает пропорционально риск назначения ВНП.

Вывод. Незамедлительно реагировать на требования налоговой инспекции о предоставлении пояснений.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах.

Иногда возникает необходимость снятия с учета в одном налоговом органе и постановке на учет в другом: сменилась прописка у директора или компания переезжает в новый офис. Однако бывает и другое. Многие налогоплательщики периодически перемещаются между разными налоговыми инспекциями, наивно полагая, что это поможет им избежать ВНП: ведь в одной налоговой инспекции они снялись с учета, в другую только недавно пришли. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет, «мигрирование» между налоговыми органами ФНС вынесла отдельным пунктом в критериях к назначению ВНП.

Вывод: Не мигрировать между налоговыми органами без крайней необходимости.

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета.

Этот пункт несколько перекликается с пунктом 4. У предприятий по каждой отрасли существует значение рентабельности, которое не должно быть занижено. Уровень рентабельности должен быть примерно всегда на одном уровне, причем не только по вашему предприятию, но и перекликаться с теми предприятиями, которые действуют в той же отрасли в том же субъекте федерации. Данные можно взять из статистики. Если в вашем регионе 90 предприятий сдали рентабельность 30%, а вы сдали 25%, это является фактором риска для назначений ВНП.

Вывод. Держать показатели рентабельности на одном уровне.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Налогоплательщики продолжают придумывать самые разные схемы занижения налоговой базы. К сожалению, налоговая инспекция очень быстро выявляет подобные схемы и даже помогает налогоплательщикам в узнавании подобных схем. На сайте ФНС расписаны все схемы, которые любят применять налогоплательщики, в том числе известны налоговикам и вексельные схемы. Обнаружение подобных схем в деятельности предприятий – прямой повод для ВНП.

Вывод. Не рисковать с занижением налоговой базы.

Если на предприятии существует хотя бы один из перечисленных факторов риска назначения ВПН, то можно быть уверенным – это бомба замедленного действия, которая ждет своего часа.

Наиболее популярные способы уклонения от налоговой проверки

Каким образом налогоплательщики любят уходить от ВНП? Вот самые распространенные способы: уводят фирму из региона, продают, меняют участника, меняют директора, меняют адрес в другой регион по принципу «Чем дальше, тем лучше».

Риски этой, говоря на юридическом языке, «альтернативной ликвидации» велики. И самое главное, на что хочется обратить внимание читателей – это то, что альтернативная ликвидация не позволяет избежать налоговой проверки.

Риски, возникающие при разных способах уклонения от ВНП

Уголовная ответственность за регистрацию юридического лица на подставное лицо

В декабре 2011 года в Уголовный Кодекс РФ были внесены изменения, позволяющие привлекать к уголовной ответственности лиц, зарегистрировавших либо реорганизовавших предприятие через подставных лиц. Статья так и звучит: «Регистрация либо реорганизация предприятий через подставных лиц». Круг лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности по данной статье, достаточно обширен: это и руководители предприятия, и учредители, заключившие договор купли-продажи, и главный бухгалтер, который помогал заключать договор, и юристы, которые являлись посредниками. Уголовное наказание предусматривает штраф до 500 тыс. руб. либо лишение свободы до 5 лет. В моей практике было лишь несколько случаев заявлений по данному факту.

Первый случай из практики. Ко мне обратились клиенты за помощью в следующей ситуации: покупатель, приобретший их компанию, спустя почти год написал заявление в органы внутренних дел о том, что он данное предприятие не приобретал. К счастью, моим клиентам тогда повезло, поскольку была грамотно проведена сама купля-продажа, и покупатель подписывал заявление у нотариуса лично. Это было проверено, подпись оказалась действительной, да и нотариус подтвердил данный факт.

Произошло это летом 2011 года. Моим клиентам в силу изложенных обстоятельств тогда удалось избежать уголовной ответственности. Но если бы это произошло после вступления в силу вышеуказанного закона, им не удалось бы избежать наказания, даже если бы было доказано, что подставное лицо подписывало заявление у нотариуса самолично.

Второй случай из практики. Он произошел уже после введения в УК РФ статьи, как раз связанный с ВНП. Руководителю компании принесли требование о проведении ВНП, и он счел отличной идею о продаже своей компании. Когда инспекторы пришли за документами, он предъявил акт приемки-передачи компании и заявил, что он уже не является директором данной компании.

В данном случае налоговая инспекция написала заявление в органы внутренних дел о том, что совершается преступление по статье 173.1 УК РФ. Но, к счастью, уголовная ответственность не наступила. Нам удалось завершить это уголовное дело до того, как оно попало в суд.

Бывают ситуации, когда ВНП назначается контрагенту, при этом приходит требование на предприятие о предоставлении документов для встречной налоговой проверки. Если компания уехала на Чукотку, как часто просят клиенты, то представить документы для встречной проверки не представляется возможным, поскольку директор другой и компания в другом регионе. Как правило, и требование предоставить документы адресат не получает, потому что оно высылается уже по новому адресу. Кроме того, даже если получено требование и покупателя предупредили, представить документы очень сложно, потому что инспекция находится очень далеко.

Случай из практики. Ко мне обратился клиент, который из года в год закрывал свою организацию при помощи «альтернативной ликвидации»: перезаключал договор с покупателем на новую компанию и продолжал спокойно работать. Однажды эта схема дала сбой: через несколько месяцев после смены адреса ВНП была назначена его основному покупателю, от которого он получал прибыль 12 млн в год. Его любимый клиент пришел к нему и спросил: «У нас прошла ВНП. Нам выдали акт, в котором указано, что ты не представил документы для проведения встречной проверки. Почему так случилось? Из-за тебя нам доначислили огромные суммы по НДС и прибыли».

Ответа не последовало, поэтому контракт, приносивший моему клиенту 12 млн. в год, был расторгнут. Согласитесь, сумма немаленькая. Так что нужно учитывать, что при обращении к альтернативной ликвидации мы подводим своих контрагентов.

Повышенный риск назначения ВНП при смене адреса

Заявление в налоговую инспекцию о смене адреса, о продаже компании подобно собственноручному нажиманию на спусковой крючок. На следующий же день налоговая инспекция приходит с требованием о назначении ВНП.

Многие думают, что если они поменяли адрес, то налоговая проверка не будет завершена: снялись с налогового учета, уехали в другой регион, имеется постановление о снятии с учета в данном налоговом регионе.

Однако надеяться на это не стоит. В Налоговом кодексе прямо указано, что ВНП завершает та инспекция, которая эту проверку назначила: акт о проведении ВНП напишет местная налоговая инспекция, и решение о привлечении к ответственности вынесет местная налоговая инспекция. Не надо думать, что смена местонахождения поможет избежать ответственности за налоговые правонарушения.

Был случай в практике, когда клиент, которому поступили сведения о том, что готовится проверка, решил, что при помощи смены местонахождения удастся ее избежать. Однако на следующий же день пришла инспекция с требованием, и ему пришлось уплатить доначисления в сумме 10 млн. руб. Непредставление документов, которые требуются для проведения ВНП, не является фактором, который поможет вам избежать доначислений.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов

При налоговых доначислениях больше 2 млн. рублей налоговая инспекция обязана подать сведения в органы внутренних дел о том, что совершается налоговое преступление. Ответственность по статье 199 УК РФ существует давно, и уже сложилась устойчивая практика о привлечении директоров, бухгалтеров и даже лиц, которые имеют право контролировать предприятие, к уголовной ответственности по данной статье. Если правонарушение совершено в городе Х, то органы внутренних дел города Х будут расследовать данное дело, и к ответственности будет привлекаться именно тот директор, в период деятельности которого было совершено данное правонарушение. А то многие думают, что после смены директора по всем вопросам будет отвечать новый директор. К сожалению лиц, не любящих платить налоги, к ответственности привлекается тот директор, в период деятельности которого было совершено налоговое преступление. Уголовное наказание по данной статье – штраф до 500 тыс. рублей либо лишение свободы до 6 лет.

Субсидиарная ответственность учредителей, директора.

Но на этом опасности для руководителей предприятий, которым доначислены налоги, не заканчиваются. Существует еще такое понятие как субсидиарная ответственность – когда учредитель несет все налоговые обязательства и долги, начисленные налоговой инспекцией.

Часто учредители пребывают в уверенности, что если они внесли в уставный капитал 10 тыс. рублей, значит, они отвечают по долгам предприятия в пределах этой суммы. Однако Гражданским кодексом предусмотрено такое понятие, как субсидиарная ответственность, и в случае, если налоговые доначисления не были погашены, руководитель, кроме того, что может быть привлечен к уголовной ответственности, – он еще может быть привлечен к субсидиарной ответственности. К субсидиарной ответственности точно так же привлекаются и руководители. Исключение составляют главные бухгалтера, которые однако не смогут избежать уголовной ответственности.

Итак, к субсидиарной ответственности могут привлекаться как руководители, так и учредители. Имеются случаи в практике, когда к уголовной и субсидиарной ответственности привлекались лица, которые имели право контролировать организацию, несмотря на то, что они не были ни учредителями, ни директорами данной компании.

Сегодня существует мода регистрировать предприятие на подставных лиц, пользоваться услугами и потом ее бросать, думая, что никакой ответственности не последует. Однако есть в практике случай, когда привлекались к субсидиарной ответственности именно лица, которые контролировали данную организацию.

Есть три случая из практики, когда к субсидиарной ответственности были привлечены руководители, несмотря на то, что директор был уже другой. Заявление было подано о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя нынешнего, который в данный момент является директором. Однако суд счел, что данный руководитель не ответственен за те долги, которые были совершены предприятием, и привлек к ответственности того руководителя, который осуществлял деятельность в период совершения данных налоговых правонарушений. Решения суда уже подтверждены в апелляционной и кассационной инстанциями, но еще не дошли до Высшего арбитражного суда.

Как законным способом избежать налоговой проверки

Однако на деле не так страшен черт, как его малюют. Есть способы, позволяющие избежать выездной налоговой проверки, и проистекают они из концепции ее проведения.

Первый способ. Этот способ общедоступен, его может применять каждый из вас – это соблюдение всех 12 критериев. Давайте повторим их:

1. Не указывать налоговую нагрузку ниже 12%.

2. Не отражать в бухгалтерской или налоговой отчетности убытки.

3. Не отражать в отчетности значительные суммы налоговых вычетов.

4. Не допускать опережающего темпа роста расходов над темпами роста доходов.

5. Не занижать показатели среднемесячной заработной платы.

6. Для УСНО: не допускать неоднократного приближения к предельному значению прибыли.

7. Для УСНО: не допускать приближения сумм расхода к сумме дохода.

8. Не пользоваться услугами ненадежных контрагентов.

9. Не избегать предоставления пояснений.

10. Не мигрировать между налоговыми органами.

11. Не допускать значительного отклонения уровня рентабельности в отрасли.

12. Не допускать ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Второй способ. Часто руководители, не желая работать с высокой налоговой нагрузкой, применяют схемы, которые позволяют ее уменьшить, и никакие доводы бухгалтеров их не убеждают. Для таких компаний существует абсолютно законный, в отличие от альтернативной ликвидации, способ избежать ВНП — это ликвидация через банкротство.

Положительные последствия банкротства:

ü сохраняются хорошие отношения с контрагентами, что является важным для многих предпринимателей;

ü выдается свидетельство о прекращении деятельности, и уже нет обязанности представлять документы для встречной проверки;

ü списывается вся задолженность, которая существует у предприятия, будь то налоговые платежи, платежи перед контрагентами либо кредитные обязательства перед банками.

Заключение

Если предприятие нашло у себя хотя бы один фактор риска для назначения ВНП, уже сейчас можно начинать к ней готовиться. Риск назначения ВНП возрастает прямо пропорционально совокупности факторов риска: если вы используете один фактор риска, риск минимален, если два – риск возрастает, если три – 100% гарантия.

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Процедуре ликвидации хозяйствующих субъектов, как правило, сопутствует выездная налоговая проверка.

Рассмотрим особенности налоговой проверки при ликвидации организации

Регистрация и ликвидация хозяйственных субъектов осуществляется регистрирующим органом – налоговой инспекцией. В какой момент налоговая инспекция узнает о предстоящей ликвидации организации? Учредителями (либо органами, принявшими решение о ликвидации) юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации подается в налоговый орган сообщение о начале процесса ликвидации (ст.20 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту — Закон №129-ФЗ)). И на основании поданного сообщения налоговая инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Таким образом, налоговой инспекции становится известна информация о процессе ликвидации налогоплательщика.

Ликвидатор юридического лица уведомляет налоговые органы о формировании ликвидационной комиссии, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Налоговая проверка при ликвидации – право или обязанность?

Сразу отметим, что обязанность налогового органа проводить налоговые проверки при ликвидации организаций, налоговым законодательством не установлена (постановление АС Уральского округа от 07.07.2015 г. №А60-43521/2014).

Но в том случае, если налоговая инспекция, располагая данными о ликвидации организации (в связи с внесением ею в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации), не воспользовалась своим правом на проведение мероприятий налогового контроля, предусмотренных п.11 ст.89 НК РФ, то она не может заявить никаких требований как кредитор в части задолженности по налогам и сборам (решение АС г. Москвы от 14.10.2015 г. №А40-95304/2015).

Напомним, что ликвидируемая организация должна разместить сообщение о предстоящей ликвидации с указанием адреса и срока для направления требований кредиторами в Вестнике государственной регистрации (ст.63 ГК РФ). Кредиторы (в т.ч. и налоговая инспекция) в течение двух месяцев должны направить организации требование о включении сумм пеней, недоимок в реестр требований кредиторов. Если такое требование в двухмесячный срок не будет направлено, то ликвидационная комиссия вправе завершить ликвидацию без учета требований налогового органа.

Таким образом, процедура ликвидации налогоплательщика не всегда сопровождается проведением выездной налоговой проверки.

Важно!

Положения п.11 ст.89 НК РФ устанавливают право налогового органа на осуществление выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации — налогоплательщика независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.

Как правило, ликвидируемые организации с «нулевой» отчетностью или организации с несущественными оборотами, не представляют интереса для налоговых органов.

В поле зрения налоговых органов попадают налогоплательщики, имеющие задолженность перед бюджетом, масштабы деятельности и пр.

Когда к вам может прийти налоговая проверка?

И при этом не имеет значения, что в отношении данного налогоплательщика уже ранее проводилась проверка. При проведении проверки проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Суды поддерживают право налоговых органов на повторное проведение проверки по одним и тем же налогам (решение АС Камчатского края от 28.12.2015 г. № А24-4330/2015).

Но, налоговые органы, воспользовавшись своим правом на проведение проверки, не могут ликвидировать юридическое лицо до момента ее завершения (постановление АС Московского округа от 18.11.2014 г. №Ф05-11476/2014).

Процедурные моменты

Налоговые органы при проведении налоговой проверки ликвидируемой организации используют те же методы, что и при «обычной» проверке: осмотр помещений, складов (ст.92 НК РФ), истребование документов (ст.93 НК РФ), выемку документов (ст.94 НК РФ). В рамках проведения выездной налоговой проверки налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, ознакомиться с любыми документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (письмо Минфина РФ от 25.01.2012 г. №07-02-06/10).

Оформление результатов проверки

Проанализируем, какие оплошности налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля могут сыграть на руку налогоплательщика.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки (п.1,6 ст.100 НК РФ). А организация, подлежащая ликвидации вправе в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения.

После рассмотрения возражений налоговый орган должен вынести решение о привлечении (отказе) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Но, в ряде случаев налоговые органы нарушают процедурные моменты и предъявляют требование об уплате налогов ликвидируемой организации на основании одного лишь акта.

Важно!

Акт проверки не является ненормативным актом налогового органа, на основании которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов и не может являться самостоятельным основанием для обращения в суд с требованием о включении в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (определение АС Республики Алтай от 19.02.2016 г. №А02-1081/2015).

Причины назначения выездных налоговых проверок

Статья актуальна на 08.03.16

Наталья Нагорнова, главный редактор «Блога о налогах Турова Владимира»

Выездная проверка – зрелище не для слабонервных. Стать главным героем такого «шоу» не пожелаешь и врагу. Даже у 100% «белой» компании начнут «трястись коленки» при получении злосчастного уведомления. Конечно, просто так налоговики не поедут проверять. В Письме Минфина России от 15 февраля 2017 г. №03-02-07/1/8547 чиновники напомнили про 12 критериев отбора кандидатов для выездных проверок. Налоговики тщательно выискивают следы налогового преступления. Ведь, придя в гости, уйти ни с чем… как-то непрофессионально… Но в поисках доказательств налоговики совершают ошибки. Кто-то нарушает из-за незнания, кто-то из-за «надуманной короны», а кто-то впопыхах…

Итак, нарушения налоговиков на выездных проверках, и как с ними бороться?

Необоснованно продлевают проверку

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013г. по делу №А43-17631/2012. Налоговики решили продлить выездную проверку до 6 месяцев. Почему?

  • Потому что, для квалификации проведенных строительно-монтажных работ нужно привлечь специалиста. Налоговики искали-искали недорогого профи в этой области и нашли, но он не мог сиюминутно приступить к своей работе, а только после окончания выездной проверки. Стоимость услуг аналогичных специалистов в других компаниях в 4 раза дороже, поэтому проверяющие решили, что целесообразно подождать экономного эксперта и продлить проверку;

  • Потому что, налоговики не могли провести допрос сотрудников на рабочих местах, т.к. они либо уволены, либо находились в административном отпуске.

Законны ли данные основания для продления сроков выездной проверки?

Суд, руководствуясь ст.89 НК РФ, Приказом ФНС от 25.12.2006г. №САЭ-3-06/892@, Решением ВАС РФ от 21.07.2010г. по делу №ВАС-7688/10, пришел к выводу, что такие основания для продления срока выездной налоговой проверки не являются исключительными.

В Постановлении АС Северо-Западного округа от 11.09.2015г по делу №А21-6006/2014 налоговики продлили выездную проверку, аргументируя принятое решение огромным документооборотом и большим объемом продукции. Что тоже не является аргументом для продления.

А в Постановлении АС Московского округа от 17.07.2015г. по делу №А41-46433/14 налоговики решили, что выездную проверку можно затянуть на год. Например, приостановить, чтобы проверить контрагентов второго и третьего звена, которые ничего не знали о налогоплательщике. Также сотрудники фискальной службы ссылались на получение важной информации от правоохранительных органов, которые подозревают налогоплательщика в схеме по уклонению от уплаты налогов в особо крупном размере. Однако, подтвердить эти данные проверяющие не смогли.

Мария Морозова, юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:

У налоговиков по общему правилу есть два месяца для проведения выездной проверки. Причем вне зависимости от времени нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. Этот срок может быть продлен до четырех или шести месяцев (п.6 ст.89 НК РФ), а также приостановлен на срок до шести (девяти) месяцев (п.9 ст.89 НК РФ). Общая продолжительность выездной проверки с учетом этого может составить год и три месяца.

Налоговый орган не обязан откладывать проверку по вашей просьбе, приходят и суды (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 28.03.2016г. №А63-4717/2015). Если налоговый орган по своей инициативе примет решение перенести (отложить) выездную проверку, на исчисление ее срока это не повлияет. Указанный срок будет течь с даты вынесения решения о проведении проверки.

Повторно проводят проверку

Постановление АС Центрального округа от 03.04.2017г. №А54-3304/2016. Налоговики назначили одну выездную проверку, а затем спустя 3 месяца еще одну. Доначислили во время повторной. Причем первая проверка была не завершена, справка о проведении не составлена, доказательств того, что срок проведения первой проверки продлен либо приостановлен у налоговиков не было. Проверяющие ссылались на перенос сроков и отмены своего решения, однако весомые основания отсутствовали. Поэтому, руководствуясь ст.89 НК РФ, суд пришел к выводу, что налоговики нарушили сроки проведения выездной проверки. В п.5 ст.89 НК РФ четко прописано, что налоговый орган не вправе проводить более двух выездных проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Мария Морозова, юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:

Повторная налоговая проверка может быть проведена в организации в двух случаях.

Во-первых, это возможно, если вышестоящий налоговый орган решит проконтролировать деятельность налоговой инспекции и оценить качество проведенной ею выездной проверки. С этой целью руководитель вышестоящего налогового органа может принять решение о проведении повторной выездной проверки в организации (аб.5 п.10 ст.89 НК РФ).

Во-вторых, основанием для проведения повторной проверки может стать подача уточненной налоговой декларации, в которой отражена сумма налога к уменьшению.

В отношении любых повторных налоговых проверок ограничения, установленные п.5 ст.89 НК РФ, не действуют (абз. 2 п.10, п.11 ст.89 НК РФ). Например, даже если в организации в течение года были проведены две выездные проверки по разным налогам или периодам, то при необходимости в этом же году инспекция сможет провести неограниченное количество повторных выездных проверок по любым налогам.

Штрафуют не по делу

Штрафовать налоговики, ой как, любят… Был бы повод, а он всегда найдется. Но соответствует ли этот повод требованиям НК РФ?

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.04.2014г. по делу №А81-271/2013. Предприниматель не успел представить 992 документа, и налоговики его оштрафовали. Причем требование представить эти бумаги было предъявлено одновременно с решением о приостановлении выездной проверки. Суд решил, что принятая в отношении ИП мера ответственности по ст.126 НК РФ неправомерна.

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.10.2013г. №А39-4516/2012. Организация представила в налоговую оригиналы документов. Подлинников сотрудникам фискальной службы оказалось мало, и они запросили копии. И оштрафовали, т.к. не были представлены «надлежащим образом заверенные копии документов». Суд указал, что «действующим законодательством не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять налоговому органу копии документов при представлении ему указанных документов в подлинниках. Таким образом, в рассмотренном случае непредставление копий документов не образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п.1 ст.126 НК РФ».

Мария Морозова, юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:

Налоговая инспекция вправе привлечь организацию к ответственности за непредставление документов в установленный законодательством срок (ст.126 НК РФ). Однако при определении меры ответственности за несвоевременное представление документов инспекция должна учитывать наличие смягчающих обстоятельств (п.4 ст.112 НК РФ) и обстоятельства, исключающие вину организации (п.2 ст.111 НК РФ). Перечень смягчающих обстоятельств приведен в п.1 ст.112 НК РФ, перечень обстоятельств, исключающих вину, – в п.1 ст.111 НК РФ. Оба перечня открыты, поэтому инспекция или суд могут признать смягчающими (исключающими вину) и другие обстоятельства, прямо не поименованные в Налоговом кодексе РФ (подп.3 п.1 ст.112, подп.4 п.1 ст.111 НК РФ).

При наличии обстоятельств, исключающих вину, организация полностью освобождается от налоговой ответственности (п.2 ст.111 НК РФ). При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа должен быть снижен не менее чем в два раза (п.3 ст.114 НК РФ). Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода. Так, при рассмотрении дел о несвоевременном представлении документов по требованию инспекции суды значительно снижают размеры штрафных санкций при наличии следующих обстоятельств:

  • инспекция запросила у организации большой объем документов (например, Определения ВАС РФ от 22 сентября 2009 №ВАС-12510/09, от 31 августа 2009 №ВАС-11530/09);

  • организация представила документы с небольшим опозданием (например, Определение ВАС РФ от 22 сентября 2009 №ВАС-12510/09);

  • инспекция не удовлетворила просьбу организации о продлении срока представления документов (например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 октября 2009 №А05-1221/2009);

  • в организации отсутствует бухгалтер (например, требование о представлении документов поступило в организацию, когда прежний бухгалтер уволился, а новый еще не был принят на работу) (например, Постановление ФАС Московского округа от 8 октября 2008 № КА-А41/9303-08);

Несмотря на то, что в ряде судебных решений речь идет о камеральных налоговых проверках, выводы в отношении привлечения организации к ответственности за несвоевременное представление документов могут быть применены и к выездным проверкам (ст.93, ст.126 НК РФ).

Проводят как попало выемку документов

Постановление ФАС ВСО от 01.08.2014г. №А74-6105/2013. ИП-шник во время выездной проверки представил в налоговую оригиналы документов, при этом указал, что не имеет технической возможности сделать копии. Проверку приостановили. Все это время документы были в целости и сохранности у налоговиков, да и предприниматель был не против такого места хранения. Затем бизнесмен опомнился: ему срочно понадобились эти бумаги. И дальше события развивались молниеносно… Проверку возобновили, в 14-10 на основании сопроводительного письма провели возврат оригиналов документов, через 5 минут вручили постановление о производстве выемке документов, а еще через 5 минут эта выемка успешно началась. Возврат был формальным, а в ходе выемки изъяли черновики. Суд пришел к выводу, что налоговая инспекция не доказала необходимость и обоснованность действий, касающихся возвращения и выемки документов и признал, что оспариваемые действия налоговой инспекции не соответствует целям проведения выемки документов, предусмотренным ст.94 НК РФ.

Мария Морозова, юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:

Инспекция проводит выемку предметов и документов в присутствии:

  • понятых;

  • представителей организации, в которой проводится выемка;

  • специалистов (при необходимости).

Об этом сказано в аб.1 п.3 ст.94 НК РФ.

Присутствие понятых при производстве выемки обязательно для подтверждения содержания и результатов выемки (п.5 ст.98 НК РФ). В качестве понятых проверяющие могут пригласить любых незаинтересованных лиц (п.2 ст.98 НК РФ). Например, привлекать сотрудников инспекции в качестве понятых проверяющие не вправе (п.4 ст.98 НК РФ). В производстве выемки должно участвовать не менее двух понятых (п.2 ст.98 НК РФ).

До начала выемки сотрудники инспекции предъявляют постановление о производстве выемки и разъясняют всем присутствующим их права и обязанности (абз.2 п.3 ст.94 НК РФ). Далее сотрудники инспекции предлагают представителям организации, в которой проводится выемка, добровольно выдать документы и предметы. В случае отказа они проводят выемку принудительно. Если представители организации, в которой проводится выемка, отказываются вскрывать помещения и иные места (например, сейф), где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, то инспекция вправе сделать это самостоятельно. При этом сотрудники инспекции по возможности должны избегать повреждений запоров, дверей и иных предметов (например, сейфа). Это следует из положений п.4 ст.94 НК РФ.

Проводить выемку документов и предметов в ночное время инспекция не вправе (п.2 ст.94 НК РФ). Ночным признается время с 22 часов вечера до 6 часов утра (ст.96 ТК РФ).

Изымаемые документы и предметы сотрудники инспекции обязаны предъявлять всем участникам выемки и при необходимости тут же их упаковывать (абз.1 п.9 ст.94 НК РФ).

Если в ходе выемки сотрудники инспекции изымают подлинники документов, то они должны снять с подлинников копии. Копии заверяет сотрудник инспекции и передает их представителю организации, в которой проводится выемка. Если снять копии одновременно с изъятием подлинников документов невозможно, передать заверенные копии в организацию инспекция обязана в течение пяти рабочих дней после их изъятия. Об этом говорится в аб.2 п.8 ст.94 НК РФ.

Изъятые инспекцией документы (подлинники, копии) должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью организации либо подписью ее представителя. Если представитель организации отказывается поставить печать или подпись на изъятых документах, то инспектор делает об этом отметку в протоколе выемки. Об этом говорится в п.9 ст.94 НК РФ.

Путаются, когда, куда и кому вручать документы

Постановление ФАС СЗО от 02.02.2012г. №А66-6/2011. Инспекция отправила предпринимателю почтовые уведомления о вручении акта, о рассмотрении материалов проверки. Но письма ИП-шник не получил, и они вернулись обратно. Проверяющие решили не заморачиваться и отправили акт таким же методом. Никаких попыток вручить акт лично налоговики не предприняли, только ссылались на то, что налогоплательщик уклонялся от вручения акта. Суд решил, что сотрудники фискальной службы нарушили процедуру проверки.

Постановление ФАС УО от 24.01.2011г. №Ф09-10932/10-С2. В этом деле налоговики подумали, что требование о представлении уточненки и уведомление о времени и месте ознакомления и получения акта проверки можно вручить кому угодно, в том числе охранникам, которые не являлись сотрудниками компании. Не тут-то было: налоговики не соблюли требования п.5 ст.100 НК РФ.

Мария Морозова, юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:

В течение пяти рабочих дней после принятия решения по итогам проверки оно должно быть вручено организации (абз.1 п.9 ст.101, п.6 ст.6.1 НК РФ). Отсчет срока начинается со следующего дня после подписания решения (п.2 ст.6.1 НК РФ). Например, если решение по проверке было принято 6 марта 2015 года (пятница), то вручить его организации инспекция должна не позднее 16 марта 2015 года.

Вручить решение инспекция должна лично законному или уполномоченному представителю организации. Если вручить решение невозможно, то инспекция может направить его по почте заказным письмом. В таком случае решение считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма. При этом отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки. Это следует из совокупности положений п.13 ст.101, п.2 и 6 ст.6.1 НК РФ.

Ищут новые нарушения в ходе дополнительных мероприятий

Постановления ФАС МО от 25.12.2012г. № А40-523/11-20-3. Налоговики вынесли решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Однако, дополнительные мероприятия были направлены на поиск новых правонарушений и последующих доначислений. «Описание правонарушения, повлекшего неправомерное предъявление к вычету НДС, в акте проверки и решении инспекции отсутствует». Суд сделал правомерный вывод о нарушении прав налогоплательщика.

Мария Морозова, юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:

Если по итогам рассмотрения материалов у руководителя инспекции (его заместителя) имеются сомнения, которые мешают принять окончательное решение по проверке, то он может потребовать:

  • дополнительных разъяснений;

  • дополнительных (недостающих) сведений.

Для получения недостающих сведений руководитель инспекции (его заместитель) может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля. Такие мероприятия могут включать в себя:

  • истребование документов как у самой организации, так и у ее контрагентов или иных лиц (например, банков);

  • проведение экспертиз;

  • допрос свидетелей.

Об этом сказано в абз.3 п.6 ст.101 НК РФ.

Если инспекция не уведомила организацию о повторном рассмотрении материалов проверки, ее действия можно обжаловать. При этом суд будет исходить из конкретных обстоятельств дела. И если судьи сочтут, что рассмотрение дополнительных материалов в отсутствие организации не привело к существенному нарушению ее прав, решение инспекции будет оставлено в силе. Об этом сказано в п.38 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57.

Лишают возможности представить возражения

Постановление ФАС ДВО от 28.04.2014г. №Ф03-1579/2014. Сотрудники фискальной службы не представили компании материалы дополнительных мероприятий налогового контроля, поэтому общество не смогло заявить возражения, что нарушает права налогоплательщика.

Постановление ФАС ВВО от 17.06.2014г. №А17-162/2013. «Сверскоростные» налоговики решили, что 1 дня достаточно для прочтения и изучения 285 листов материалов дополнительных мероприятий. Успеть за 24 часа изучить 285 листов – задача для очень быстро читающих и переваривающих информацию людей… Как бизнесмен не просил в письменной форме предоставить ему отсрочку по изучению, проверяющие оказались беспощадны и вынесли решение о привлечении к ответственности. Суд занял позицию налогоплательщика.

Делают ошибки в документах

Больше всего ошибок налоговики совершают в вопросах, связанных с документацией. Сотрудники фискальной службы требуют от налогоплательщиков грамотно оформленных документов, а сами порой забывают о грамотности в оформлении своих бумажек. Например:

  • В решении о проведении выездной проверки указано одно должностное лицо, а на проверку приходит другое;

  • Запрашивают документы, не относящиеся к периоду проведения проверки и т.д.

Постановление ФАС МО от 22.03.2013г. №А40-38385/12-91-211. Проверяющие забыли указать точный адрес здания и номер кабинета, в котором будут рассмотрены материалы выездной проверки. А т.к. здания было два, налогоплательщик запутался, куда ему нужно идти и не попал на рассмотрение. Неточность налоговиков сыграла в пользу бизнесмена.

Не допускают на рассмотрение материалов проверки

Постановление ФАС ВСО от 28.05.2014г. №А19-10260/2013. Налоговики не пустили на рассмотрение материалов проверки представителя налогоплательщика. Хотя с документами все в порядке, есть соответствующая доверенность, оформленная нотариально. Суд счел недопуск нарушением.

В Постановлении АС Центрального округа от 03.02.2015г. по делу №А54-2952/2013 налоговики, напротив, не углядели полномочия и сроки доверенностей исполняющего обязанности генерального директора. Некоторые доверенности были просрочены, а действующие наделяли его правом подписывать постановление о выемке документов и протокол осмотра. В свою очередь сотрудники фискальной службы вручили И.О. решение о проведении проверки, а т.к. доверенности отсутствовала, значит компания не была оповещена. Уведомление о рассмотрении материалов проверки также вручили этому сотруднику. В общем, суд решил, что проверка прошла с грубыми нарушениями.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *