Должность государственной гражданской службы

Уровни государственной службы

«Система управления государственной службой создается на

федеральном уровне, на уровне субъекта Российской Федерации и на уровне государственного органа.» Исходя из данной цитаты уровнями государственной службы являются:

· федеральный уровень

· уровень субъекта Федерации

· уровень государственного органа

Таким образом, реализуется следующая схема управления: основное законодательство принимается на уровне Федерации, дополнения и корректировки в него вносятся на региональном и местном уровнях. В связи с этим происходит адаптация федерального законодательства и установленных на федеральном уровне принципов деятельности государственных служб к местным требованиям. Но есть одно условия в проведении данных корректировок — дополнения и адаптация не должны противоречить принятому на федеральном уровне законодательству.

Организация государственной службы, согласно пункту 2 статьи 4, находится в ведении Федеральных органов.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

§ федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — государственные органы);

§ законность;

§ приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

§ равный доступ граждан к государственной службе;

§ единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

§ взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

§ открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

§ профессионализм и компетентность государственных служащих;

§ защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Организационно-правовые основы государственной службы РФ

Государство, организуя и формируя свою государственную службу, использует в этих целях, прежде всего, закон, право. Законодательство о службе — непременное условие и правовая основа всей ее организации и деятельности. Характерным для развития законодательства о службе многих государств является наличие законодательных актов двоякого рода: акты, регулирующие только отношения по службе и всецело отводимые для этой цели. Это, как правило, законы (декреты, указы и др.) о государственной службе; другую группу составляют акты по иным вопросам государственной деятельности, в которых регулирование отношений по службе проводится частично, в связи с основным вопросом, например, положения о министерствах и других органах государства, законы о судебной системе, о прокуратуре и т.д., в которых кадровые вопросы решаются в своей основе, с последующей детализацией в специальных правовых актах.

Сказанное характерно и для развития законодательства о службе Российского государства. Принципиальное упорядочение отношений в сфере государственной службы обычно связывают с реформами Петра 1, в частности, с принятым им Табелью о рангах, установившем 14 классов для чиновников на государственной службе, — их звания, оплату труда, порядок прохождения службы. Впоследствии были приняты и многие другие законодательные акты, из которых следует назвать Закон о гражданской службе 1896 года, который вобрал в себя многие нормы предшествовавших актов о государственной службе и который действовал вплоть до 1917 года.

Советское государство на протяжении всей своей истории правовому регулированию государственной службы уделяло крайне незначительное внимание. Как парадокс в этом деле надо отметить тот факт, что единственным законодательным актом общего характера о государственной службе в РСФСР и СССР было «Временное положение о службе в государственных предприятиях и учреждениях» 1922 года, действовавшее в течение более 70 лет. Отдельные вопросы государственной службы регулировались в актах по отраслям, например, о званиях, чинах и рангах, о прохождении службы, о порядке замещения должностей по конкурсу и т.д. и лишь в 1995 году принят, наконец, общий, так сказать, стартовый. Закон о государственной службе — «Об основах государственной службы Российской Федерации» 31 июля 1995 года.

Такое состояние законодательства о службе, в частности, отсутствие на протяжении 70 лет закона о государственной службе, что вообще-то недопустимо для цивилизованного государства, имеет свое объяснение. Дело в том, что кадровая политика, о содержании которой сказано выше, всецело находилась в руках КПСС, которая, как известно, меньше всего строила руководство обществом и государством на основе закона. Все кадровое дело строилось не на законе, а на усмотрении партийных инстанций. Основной же организационной формой кабинетного решения кадровых вопросов была номенклатура, не предусмотренная никаким законодательством. В таких случаях надобности в законе не было, он был бы помехой сложившемуся порядку в кадровой политике.

Закон «О государственной гражданской службе РФ» ориентирует на принятие значительного числа законов как общего, так и отраслевого, регионального характера.

Является важнейшим положение Закона о том, что законодательство о государственной службе состоит из Конституции РФ и других федеральных нормативных актов, и также конституций, уставов, законов, иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Стало быть, теперь каждая республика в составе Российской Федерации и каждая область (край) будут иметь свои законы о государственной службе, которые дополнят и разовьют применительно к региональным условиям федеральный Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» впервые закладывает правовые и организационные основы государственной службы применительно к современным условиям социального и государственного характера.

В разделе 5 Концепции реформирования системы государственной службы РФ, разработанной В.В. Путиным, сказано следующее:

«Нормативное правовое регулирование системы государственной службы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».

Государственно — служебные отношения, возникающие при реализации гражданином Российской Федерации конституционного права на равный доступ к государственной службе и ее прохождение, становятся предметом регулирования федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о государственной службе.

Основой обеспечения целостности системы государственной службы станут федеральные законы о системе государственной службы и о государственной гражданской службе Российской Федерации.

Нормативное правовое регулирование государственной службы в отдельных государственных органах осуществляется посредством разработки и принятия федерального закона о дипломатической службе и федеральных законов, регламентирующих особенности прохождения государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации, органах юстиции Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно — исполнительной системы Минюста России, а также путем внесения изменений и дополнений в действующие федеральные законы о воинской обязанности и военной службе, о прокуратуре, о налоговой полиции, о таможенной службе и другие.

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменяются и дополняются на систематизированной основе. Это восполнит имеющиеся пробелы правового регулирования, в особенности в отношении профилактики коррупции и борьбы с ней.

Законодательство субъектов Российской Федерации о государственной службе приводится в соответствие с федеральным законодательством.

Законодательство Российской Федерации, в том числе трудовое

законодательство, будет использоваться на основе субсидиарности по отношению к законодательству о государственной службе.»

Основными законодательными актами в сфере регулирования отношений в государственной службе являются: Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 14.02.2010) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другие федеральные законы о государственной службе.

В предыдущей редакции Закона «О государственной гражданской службе РФ» было сказано: «Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация — в ведении субъекта Российской Федерации.»

Уровни государственной гражданской службы

ДОЛЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТАМ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Должности государственной службы подразделяются на:

· должности федеральной государственной гражданской службы;

· должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

· воинские должности;

· должности правоохранительной службы.

В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.

Состав и перечень должностей государственной гражданской службы устанавливаются гл. 2 Федерального закона 79-ФЗ. В частности ст. 8 предусматривается, что должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации — законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;


3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Соотношение между категориями и группами должностей представлено на рис. 2.1.

Обеспечивающие специалисты

Специалисты

Рис. 2.1. Классификация должностей государственной гражданской службы по категориям и группам

Таблица 2.1

Квалификационные требования к должностям федеральной ГГС

Категория Группы должностей Требования к образованию (79-ФЗ) Требования к стажу (Указ Президента РФ №16 от 16.01.2017)
руководители, помощники, специалисты высшая ВО не ниже уровня специалитет, магистратура не менее 6 лет стажа ГГС или не менее 7 лет стажа работы по специальности, направлению подготовки
главная ВО не ниже уровня специалитет, магистратура не менее 4 лет стажа ГГС или не менее 5 лет стажа работы по специальности, направлению подготовки
ведущая ВО не менее 2 лет стажа ГГС или не менее 4 лет стажа работы по специальности, направлению подготовки Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение 3 лет со дня выдачи диплома — не менее 1 года стажа ГГС или стажа работы по специальности, направлению подготовки
специалисты старшая ВО без предъявления требований к стажу.
обеспечивающие специалисты главной ВО не менее 4 лет стажа ГГС или не менее 5 лет стажа работы по специальности, направлению подготовки
ведущей ВО не менее 2 лет стажа ГГС или не менее 4 лет стажа работы по специальности, направлению подготовки Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение 3 лет со дня выдачи диплома — не менее 1 года стажа ГГС или стажа работы по специальности, направлению подготовки
старшая профессиональное образование без предъявления требований к стажу
младшая профессиональное образование


Требования к гражданам, поступающим на государственную гражданскую службу

В соответствии со ст. 21 №79-ФЗ правом поступления на гражданскую службу обладают граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным к должностям государственной гражданской службы Российской Федерации.

Стоит обратить внимание, что нижняя граница возраста граждан установлена на уровне 18 лет, в отличие от положений ст. 63 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой прием на работу осуществляется с шестнадцатилетнего возраста. Увеличение возраста поступления на государственную гражданскую службу обусловлено спецификой профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и ответственностью за выполнение возложенных на него функций.

Предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе — 65 лет (с 01.01.2017).

Перечень квалификационных требований к должностям гражданской службы содержится в ст. 12 Федерального закона 79-ФЗ. Это требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования разделяются на базовые и профессионально-функциональные:

Квалификационные требования
Базовые Профессионально-функциональные
Профессиональные Функциональные
Образование уровень образования специальность (направление подготовки) профессионального образования
ст. 12 Федерального закона № 79-ФЗ ст. 12 Федерального закона № 79-ФЗ + справочник
Стаж продолжительность по специальности (направлению подготовки)
Указ Президента Российской Федерации № 16/ закон субъекта Российской Федерации
Знания и умения Законодательство: Конституция Российской Федерации; государственная служба; противодействие коррупции в зависимости от области и вида деятельности в зависимости от функциональных обязанностей
Русский язык
Информационно-коммуникационные технологии
Общие и управленческие умения Профессиональные и личностные качества (компетенции)

СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ.

Профессиональное развитие гражданского служащего направлено на поддержание и повышение гражданским служащим уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, и включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию.

Этап 1. Подготовительный

1) Издание правового акта о проведении аттестации

2) Утверждение состава аттестационной комиссии

3) Утверждение графика аттестации

4) Составление списка гражданских служащих, подлежащих аттестации

5) Подготовка оценочных средств

6) Информирование гражданских служащих о проведении аттестации (не менее чем за месяц)

7) Подготовка и представление в аттестационную комиссию мотивированного отзыва об исполнении должностных обязанностей гражданским служащих за аттестационный период (за 2 недели)

8) Ознакомление гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении должностных обязанностей гражданским служащих за аттестационный период (за 7 дней)

Муниципальном.

Правовое регулирование муниципальной службы на федеральной уровне составляют:

Конституция РФ;

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ

Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ от 02.03.2007;

иные нормативные правовые акты РФ.

Федеральным законом № 25-ФЗ устанавливаются основы правового регулирования отношений, связанных с поступлением граждан РФ на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения муниципальных служащих.

Структурно Федеральный закон № 25-ФЗ подразделяется на 10 глав и 38 статей:

1. Общие положения (ст. 1–5).

2. Должности муниципальной службы (ст. 6–9).

3. Правовое положение (статус) муниципального служащего (ст. 10–15).

4. Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождение и прекращение (ст. 16–19).

5. Рабочее (служебное) время и время отдыха (ст. 20–21).

6. Общие принципы оплаты труда муниципального служащего. Гарантии, предоставляемые муниципальному служащему. Стаж муниципальной службы (ст. 22–25).

7. Поощрение муниципального служащего. Дисциплинарная ответственность муниципального служащего (ст. 26–27).

8. Кадровая работа в муниципальном образовании (ст. 28–33).

9. Финансирование и программы развития муниципальной службы (ст. 34–35).

10. Заключительные положения (ст. 36–38).

Федеральным законом № 25-ФЗ устанавливается особый характер правового положения муниципальных служащих.

Принципиальное отличие статуса муниципальных служащих от статуса государственных гражданских служащих РФ, заключается в том, что замещение должностей муниципальной службы осуществляется на основе трудового договора (контракта), а не служебного контракта, как это предусмотрено для государственных гражданских служащих РФ.

Данное положение, установленное Федеральным законом № 25-ФЗ, является одной из его концептуальных основ, поскольку позволяет не дублировать в законодательстве о муниципальной службе многочисленные нормы трудового законодательства, обеспечивая тем самым их прямое действие и облегчая порядок их применения. Учитывая положение ст. 11 ТК РФ, согласно которому нормы трудового права распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными законодательством о муниципальной службе.

Правовое регулирование муниципальной службы на региональном уровнеосуществляется конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Уставом Псковской области (Закон №1-У от 12.04.2001 г) главой 9 ст. 77 установлено, что местное самоуправление в Псковской области — самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций, на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, настоящего Устава и законов области.

Закон ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «Об организации муниципальной службы в Псковской области» №700-ОЗ от 30.07.2007г. устанавливает понятие, правовые основы, порядок поступления на муниципальную службу, порядок прохождения муниципальной службы.

Законом субъекта РФ устанавливаются:

n Реестр муниципальных должностей муниципальной службы,

n Соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы Российской Федерации с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной и государственной службы.

n Дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации по контракту.

n Виды ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим.

n Виды поощрений.

n Программы развития муниципальной службы.

СОДЕРЖАНИЕ КАДРОВОЙ РАБОТЫ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ. РЕФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ.

Требования к содержанию кадровой работы для органов государственного управления законодательно закреплены Ст. 44. 79-ФЗ и ст. 28 25-ФЗ:

1) формирование кадрового состава для замещения должностей гражданской службы;

2) подготовку предложений о реализации положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе и внесение указанных предложений представителю нанимателя;

3) организацию подготовки проектов актов государственного органа, связанных с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением, заключением служебного контракта, назначением на должность гражданской службы, освобождением от замещаемой должности гражданской службы, увольнением гражданского служащего с гражданской службы и выходом его на пенсию за выслугу лет, и оформление соответствующих решений государственного органа;

4) ведение трудовых книжек гражданских служащих;

5) ведение личных дел гражданских служащих;

6) ведение реестра гражданских служащих в государственном органе;

7) оформление и выдачу служебных удостоверений гражданских служащих;

8) обеспечение деятельности комиссии по урегулированию конфликтов интересов;

9) организацию и обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение гражданских служащих в кадровый резерв;

10) организацию и обеспечение проведения аттестации гражданских служащих;

11) организацию и обеспечение проведения квалификационных экзаменов гражданских служащих;

12) организацию заключения договоров с гражданами на время их обучения в образовательном учреждении профессионального образования с последующим прохождением гражданской службы;

13) организацию профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих;

14) формирование кадрового резерва, организацию работы с кадровым резервом и его эффективное использование;

15) обеспечение должностного роста гражданских служащих;

16) организацию проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу, а также оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну;

17) организацию проведения служебных проверок;

18) организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения гражданскими служащими ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

19) консультирование гражданских служащих по правовым и иным вопросам гражданской службы.

Уровни государственной гражданской службы

Уровни
Федеральная государственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Осуществляется на должностях федеральной гражданской службы в Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства РФ, в аппаратах палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, в федеральных государственных органах, подведомственных Президенту РФ и Правительству РФ, а также на иных должностях гражданской службы в соответствии с законодательством РФ.
Государственная гражданская служба субъектов РФ – профессиональная служебная деятельностью граждан на должностях государственной гражданской службы субъ­екта РФ по обеспечению исполнения полно­мочий субъекта РФ, а также полномочий госу­дарственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ. Осуществляется в аппаратах органов представительной, исполнительной и судебной власти, а также в иных государственных органах, выполняющих от имени субъекта РФ его государственные функции и отнесенных его законодательными актами к гражданской службе.

Правовое регулирование и организация федеральной государс­твенной гражданской службы находятся в ведении Российской Фе­дерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении РФ и субъек­тов РФ, а ее организация — в ведении субъекта РФ.

Государственная гражданская служба субъектов РФ устанавливается законами, принимаемыми органами законодательной власти каждого субъекта РФ.

Правовые основы прохождения государственной гражданской службы в Российской Федерации определены следующими нормативными правовыми актами:

Конституция Российской Федерации

Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»

Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

другие федеральные законы, в том числе ФЗ, регулирующие особенности прохождения гражданской службы;

указы Президента Российской Федерации;

постановления Правительства Российской Федерации;

нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

нормативные правовые акты государственных органов.

Законодательство о гражданской службе имеет двухуровневую структуру: федеральное и субфедеральное законодательство. Законодательство и нормативные акты субъектов РФ уточняет особенности прохождения гражданской службы в субъекте Федерации.

Например, в Псковской области правовое регулирование областной государственной гражданской службы определяется следующими законами и подзаконными нормативными правовыми актами:

  • Законом Псковской области «Устав Псковской области» от 12.04.2001 г. №1-У в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает систему органов государственной власти области, определяет другие существенные аспекты правового статуса области как субъекта Российской Федерации;
  • Законом Псковской области «О государственной гражданской службе Псковской области» от 05.12.2005 года №491-ОЗ регулирует отношения, связанные с областной гражданской службой, в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, установленных федеральным законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации и др.

ДОЛЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТАМ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Должности государственной службы подразделяются на:

· должности федеральной государственной гражданской службы;

· должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

· воинские должности;

· должности правоохранительной службы.

В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.

Состав и перечень должностей государственной гражданской службы устанавливаются гл. 2 Федерального закона 79-ФЗ. В частности ст. 8 предусматривается, что должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации — законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Соотношение между категориями и группами должностей представлено на рис. 2.1.

Обеспечивающие специалисты

Специалисты

Рис. 2.1. Классификация должностей государственной гражданской службы по категориям и группам

Таблица 2.1

Квалификационные требования к должностям федеральной ГГС

Категория Группы должностей Требования к образованию (79-ФЗ) Требования к стажу (Указ Президента РФ №16 от 16.01.2017)
руководители, помощники, специалисты высшая ВО не ниже уровня специалитет, магистратура не менее 6 лет стажа ГГС или не менее 7 лет стажа работы по специальности, направлению подготовки
главная ВО не ниже уровня специалитет, магистратура не менее 4 лет стажа ГГС или не менее 5 лет стажа работы по специальности, направлению подготовки
ведущая ВО не менее 2 лет стажа ГГС или не менее 4 лет стажа работы по специальности, направлению подготовки Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение 3 лет со дня выдачи диплома — не менее 1 года стажа ГГС или стажа работы по специальности, направлению подготовки
специалисты старшая ВО без предъявления требований к стажу.
обеспечивающие специалисты главной ВО не менее 4 лет стажа ГГС или не менее 5 лет стажа работы по специальности, направлению подготовки
ведущей ВО не менее 2 лет стажа ГГС или не менее 4 лет стажа работы по специальности, направлению подготовки Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение 3 лет со дня выдачи диплома — не менее 1 года стажа ГГС или стажа работы по специальности, направлению подготовки
старшая профессиональное образование без предъявления требований к стажу
младшая профессиональное образование

Категории и группы должностей гражданской службы

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Согласно ст. 9, гл. 2 ФЗ — 79, должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

  • 1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
  • 2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
  • 4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Данные категории свидетельствуют о том, что это должности государственной гражданской службы, а люди, которые их замещают, являются государственными служащими, для всех данных должностей существует порядок и правила замещения, к данным должностям и лицам, замещающим их, устанавливается единая система профессионально — квалификационных требований и оценки персонала.

В структуре государственных органов основной должностной категорией являются должности категории «руководители». Существуют различные уровни данной категории и закон дает им возможность занимать руководящую должность на конкретный срок или без ограничения срока полномочий. Лица, которые замещают эти должности обладают наиболее широкими полномочиями по сравнению с другими категориями.

Категория «руководители» обладает рядом признаков, таких как:

  • · Широкие административно — распорядительные полномочия;
  • · Право издавать правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, применять меры поощрения и взыскания;
  • · Реализация своих полномочий в целях осуществления компетенции возглавляемого органа и его структурного подразделения;
  • · Осуществление координации и контроля за выполнением принятых решений и тд.

Категория «помощники (советники)» предназначена исключительно для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов. На эти должности набираются люди, исходя из принципа деловых качеств, в соответствии с персональными рекомендациями, а не по конкурсу.

Гражданские служащие данной категории занимаются:

  • · Осуществляют деятельность для обеспечения полномочий своего начальника;
  • · Осуществляют свою деятельность только на основании срочного контракта, на время нахождении у власти своего руководителя;
  • · Разрабатывают и вносят предложения по вопросам компетенции лица, деятельность которого обеспечивается;
  • · Осуществляют контроль за ходом выполнения решений руководителя;
  • · Выполняют иные личные поручения руководителя.

Категория «специалисты» основывается на профессиональном обеспечении выполнения государственным органом своих задач и функций. Хотя данная категория и предусмотрена в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, государственные органы самостоятельно учреждают и ликвидируют их. Это зависит от характера государственного органа и компетенции должности государственной службы.

Гражданские служащие данной категории занимаются:

  • · Исполнением полномочий государственных органов;
  • · Осуществляют карьерное прохождение государственной службы в результате конкурсного отбора и регулярных аттестационных оценок;
  • · Проходят службу на основе контракта, как правило, без ограничения срока полномочий.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» существуют для выполнения второстепенных, вспомогательных, а не профессиональных функций государственного органа. Это младшие должности государственной гражданской службы. Они осуществляют карьерное происхождение государственной службы в результате конкурсного отбора и регулярных аттестаций. Проходят службу на основе служебного контракта без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

  • · Высшие должности гражданской службы;
  • · Главные должности гражданской службы;
  • · Ведущие органы гражданской службы;
  • · Старшие должности гражданской службы;
  • · Младшие органы гражданской службы.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы. Указанные перечни составляют разделы Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, который утверждается указом Президента Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574).

Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в государственных органах субъекта Российской Федерации, учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей, составляют перечни должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, являющиеся соответствующими разделами реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации составляется с учетом принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Два данных реестра, вместе, образуют Сводный реестр должностей государственной гражданской службы Российской Федерации. Порядок ведения данного реестра утверждается указом Президента РФ.

>
newinspire

Категории и группы должностей государственной и муниципальной службы

Категории и группы должностей государственной службы

Современное законодательство о службе не дает легального общего определения понятия должности, поэтому необходимо уяснить организационно-юридическую сущностную характеристику понятия должности как государственно-правового установления, в котором:

1) должность — это первичная ячейка структуры аппарата любого государственного или муниципального органа, предусмотренная действующим законодательством и штатно-организационными нормативами;

2) за каждой должностью закреплена часть компетенции соответствующего государственного или муниципального органа с точным установлением компетенционных должностных обязанностей и полномочий лица, замещающего эту должность;

3) профессионально-квалификационные характеристики и требования, предъявляемые государством к лицу ее замещающему или претендующему на занятие этой должности, четко закреплены за каждой должностью.

Все должности государственной службы подразделяются на:

— должности федеральной государственной гражданской службы;

— должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

— воинские должности;

— должности правоохранительной службы.

Необходимо различать и четко разграничивать понятия «государственная должность» и «должность государственной службы».

Государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов РФ — должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации, а должности федеральной и субъектов Федерации государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ или законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ соответственно.

Государственные должности занимают, например, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, губернаторы и другие лица, поименованные в специальном Реестре государственных должностей.

Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования.

Все лица, замещающие должности государственной службы всех ее разновидностей, нанимаются государством через представителя нанимателя — руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы. Подразделяются они на следующие четыре категории:

1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово- экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Далее, должности государственной гражданской службы подразделяются на следующие пять групп: 1) высшие; 2) главные; 3) ведущие; 4) старшие; 5) младшие должности государственной гражданской службы.

При этом должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей государственной гражданской службы.

Для отдельных видов государственной службы в соответствии с федеральным законом вводятся другие виды квалификационных разрядов: воинские звания, иные специальные звания для работников правоохранительных органов, дипломатические ранги и т.д.

Присвоение квалификационных раз рядов действительных государственных советников РФ, государственных советников РФ (и соответствующих этому уровню других видов квалификационных разрядов) производится Президентом РФ.

Государственные должности в субъектах РФ также подразделяются на аналогичные по наименованию категории и классификационные группы государственных должностей.

Категории и группы должностей муниципальной службы

Муниципальные должности в органах местного самоуправления также делятся на несколько категорий и классификационных групп, но по несколько иным критериям и основаниям, чем государственные должности:

— выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных вы боров;

— муниципальные должности муниципальной службы, замещаемые путем заключения трудовых договоров.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *