Дополнительные мероприятия налогового контроля

При выявлении нарушения налогового законодательства, акт налоговой проверки и другие материалы рассматриваются руководителем налоговой, которая проводила проверку. Руководитель при этом может принять решение провести дополнительные мероприятия налогового контроля.

Права налогового органа

Налоговым кодексом РФ руководитель налоговой инспекции или его зам наделен правом требования дополнительных данных, подтверждающих факт нарушения налогового законодательства. Такое требование выражается в виде решения о проведении допмероприятий налогового контроля. Такое решение содержит обстоятельства, которые вызвали необходимость проведения мероприятий, а также срок их проведения и форма (Читайте также статью ⇒ Как проходит выездная налоговая проверка ООО в 2020 году).

Важно! В решении о проведении допмероприятий налогового контроля обязательно должны быть указаны обстоятельства, которые вызвали необходимость их проведения.

Условия проведения допмероприятий

Для того, чтобы у налогового органа появилась возможность провести допмероприятия, его руководителем должно быть установлено:

  • Совершил (или не совершил) проверяемый налогоплательщик нарушение законодательства;
  • Выявленные при проверке нарушения образуют или нет состав правонарушения.

Все мероприятия по налоговому контролю должны быть направлены лишь на сбор допдоказательств в отношении выявленных нарушений, но не на выявление новых. То есть, если налоговики требуют доказательства, которые не имеют отношение к отраженным в акте проверки нарушениям, это нарушение интересов организации – налогоплательщика.

Сроки проведения допмероприятий

Срок, в которые должны проводиться допмероприятия налогового контроля не должны превышать 1 месяца. Исключение составляет только проверка консолидированной группы организаций – налогоплательщиков. Для них срок увеличен до 2 месяцев (Читайте также статью ⇒ Сроки проведения камеральной налоговой проверки в 2020 году).

В течение этого периода налоговики могут провести следующие мероприятия:

  • Требование документов;
  • Проведение допроса свидетелей;
  • Проведение экспертизы.

Список таких мероприятий закрытый и добавлять в них другие мероприятия запрещено, но количество по каждому их перечисленных мероприятий не ограничено.

На основании того, что все перечисленные мероприятия являются законными, то если налогоплательщик отказывается предоставить какие-либо требуемые документы, налоговая вправе произвести их изъятие. Для того, чтобы налоговая могла изъять нужные документы должны соблюдаться такие условия:

  • Для проведения налогового контроля копий документов от проверяемой стороны недостаточно;
  • Налоговики имеют основания полагать, что оригиналы нужных документов могут быть сокрыты, исправлены, подменены или уничтожены.

Оформление результата допмероприятий

Определенного порядка, следуя которому налоговики должны направлять материалы по допмероприятиям не установлено. В налоговом кодексе также не предусмотрен и порядок по оформлению результата таких мероприятий, то есть составление какого-либо акта, либо справки.

Однако, статьей 101 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на ознакомление с материалами как самой проверки, так и дополнительных мероприятий по ней. Другими словами, налоговая должна обеспечить реализацию такого права и сделать это в течение двух дней с момента обращения налогоплательщика с соответствующим заявлением. Процесс ознакомления происходит путем визуального изучения выписок, копий и прочих материалов на территории налоговых органов.

После ознакомления с материалами проверки составляется протокол по форме, указанной в приложении к Письму №СА-4-9/14460@.

Возражение налоговым органам

После проведения допмероприятий в течение десяти дней у налогоплательщика есть право направить в налоговую возражения по их результатам. Такое возражение направляется в письменном виде и содержит комментарии по всем результатам или по некоторым из них. К возражению прикладывают копии документов, которые обосновать доводы налогоплательщика.

Такие возражения рассматриваются налоговиками до принятия основного решения по выездной проверке. Если в возражении содержаться объективные причины, то налоговики могут отложить рассмотрение материалов проверки (Читайте также статью ⇒ Обжалование решения налогового органа в суде в 2020 году).

Решение по налоговой проверке

Налоговые органы рассматривают акт налоговой проверки, другие материалы, по которым в ходе проверки были выявлены нарушения и возражения плательщика в письменном виде. После этого налоговиками выносится решение, либо:

  • Привлечь за совершение налогового правонарушения к ответственности;
  • Отказать в привлечении за совершение налогового правонарушения к ответственности.

Решение налоговики выносят в течение 10 дней с момента истечения срока по подаче возражений от проверяемого лица. Срок рассмотрения материалов проверки может быть продлен как до проведения домероприятий, так и после них. Сроки по принятию решения налоговиками зависят от факта их продления и составляют:

  • 10 дней – обычный срок;
  • 1 месяц – если налоговые органы приняли решение о продлении срока на рассмотрение материалов проверки и допмероприятий, по итогам которых выносится основное решение;
  • 1 месяц (2 месяца – для консолидированной группы) – если налоговыми органами принято решение о проведении допмероприятий.

Ожидаемые изменения в законодательстве

Основаниями для отмены решения налоговиком могут быть только нарушения условий по рассмотрению материалов налоговой проверки, к которым относят:

  • непредставление возможности налогоплательщику принимать участие в рассмотрении материалов дела, как лично, так и через его представителя;
  • непредставление налогоплательщику возможности давать объяснения.

В настоящее время Госдумой рассматривается законопроект № 249505-7, по которому налоговики должны будут составлять акт по итогам допмероприятий. Налогоплательщик в этом случае получит возможность свободно ознакомиться с актом и представить свои письменные возражения. Полагается также, что такой законопроект позволит более объективно выносить решение налоговыми органами о результатах проверки.

Такой акт должен будет содержать дату начала и дату окончания допмероприятий и показывать сущность правонарушения. Вручаться такой акт должен налогоплательщику в течение 5 дней с даты окончания допмероприятий. Все документы, которые были представлены самим налогоплательщиком, налоговики к акту прикладывать не будут. Акт должен передаваться налогоплательщику под расписку, либо другим способом, но при условии, что плательщик подтвердит его получение.

При уклонении налогоплательщика от получения такого акта, налоговики могут направить его заказным письмом по почте в адрес физлица.

Кроме вышеизложенного, данный законопроект должен сократить сроки проведения камеральных проверок. Напомним, что на сегодняшний день срок «камералки» составляет 3 месяца. Сократить же его предлагается до одного месяца.

Таким образом, попав под выездную проверку налоговых органов, организации – налогоплательщику, важно контролировать сроки этой процедуры. При назначении дополнительных мероприятий, проверяемый должен предоставить требуемые документы и не сопротивляться другим мероприятиям. В силу того, что налоговая на сегодняшний день не обязана представлять проверяемому акт о проведении допмероприятий, налогоплательщик должен самостоятельно изъявить желание ознакомиться с результатами допмероприятий. Если какие то моменты результата мероприятий проверяемого не устроят, он может написать в налоговую возражение. Главное, чтобы к этому возражению были приложены соответствующие доказательства.

Законодательная база

Законодательный акт

В статье рассматриваются контрольные мероприятия, которые проводятся в отношении проверяемого налогоплательщика, при этом отмечено, что мероприятия налогового контроля также могут проводиться в отношении его контрагентов, а также иных лиц, располагающих необходимой информацией. Автором с учетом судебной практики раскрыты вопросы, связанные с истребованием документов, выемкой документов и предметов, осмотром помещений, территорий, предметов и документов, привлечением экспертов, а также рассмотрены последствия нарушения процедуры в ходе проведения мероприятий налогового контроля.

Мероприятия налогового контроля представляют собой деятельность налогового органа по проверке соблюдения налогового законодательства. По результатам проведения мероприятий налогового контроля во время налоговых проверок налогоплательщику могут предъявляться претензии к исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов (п. 5 ст. 82, пп. 1 и 2 ст. 54.1 НК РФ). Однако проведение мероприятий налогового контроля не ограничивается рамками налоговых проверок.

Конечной целью мероприятий налогового контроля является сбор доказательств наличия (или отсутствия) факта налогового правонарушения у проверяемого лица, при этом полученные доказательства должны обладать признаками относимости, допустимости, достоверности и достаточности для разрешения дела о налоговом правонарушении (Письмо ФНС России от 6 марта 2018 г. N ЕД-4-2/4335@).

Истребование документов

Истребование документов является наиболее распространенным видом мероприятий налогового контроля. Требование о представлении документов направляется проверяемому налогоплательщику в рамках ст. 93 НК РФ.

Требование должно содержать основание для истребования документов: проведение выездной или камеральной налоговой проверки, осуществление иных мероприятий налогового контроля. При этом отсутствие в тексте требования упоминания о конкретной форме налогового контроля еще не является самостоятельным поводом для признания данного документа незаконным, такой вывод был сделан в Постановлении АС ДО от 15.05.2017 N Ф03-1232/2017.

При перечислении запрашиваемых документов допускается свободная формулировка с обязательным указанием наименования документа и даты или периода его составления. Запрашивая документы, проверяющий имеет право указывать только родовые признаки документа, например: договоры финансово-хозяйственной деятельности с ООО «Р.» за 2017 г.; при этом налогоплательщик обязан представить все договоры, которые были заключены и действовали в течение 2017 г. с указанным контрагентом. Как отметил суд в Постановлении АС ЗСО от 20.02.2017 N Ф04-6998/2017, при направлении требования налоговый орган не располагает информацией о том, какие конкретно документы и когда оформлены налогоплательщиком при осуществлении тех или иных хозяйственных операций, равно как и о видах таких операций, в связи с чем налоговый орган не может указать в требовании конкретное наименование каждого истребованного документа, их реквизиты и количество.

Положения ст. 89, 93 НК РФ, предоставляющие налоговому органу право истребовать у налогоплательщика документы, не содержат обязательных предписаний по указанию конкретных реквизитов истребованных документов, а также их количества, что подтверждается судебной практикой: Постановления АС ДО от 08.11.2017 N Ф03-4291/2017 и АС ВСО от 28.07.2017 N А19-22283/2016.

В Письме ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 указано, что объем документов, исследуемых в ходе налоговой выездной проверки, определяется должностными лицами налогового органа самостоятельно, таким образом, неисполнение требования о представлении документов в связи с тем, что налогоплательщик считает запрошенные документы не относящимися к предмету проверки, незаконно.

Если требование о представлении документов содержит все признаки, позволяющие индивидуализировать запрошенные документы (номер и дата договоров с контрагентом), но налогоплательщик не представляет запрашиваемые документы, то его ждут штрафные санкции по ст. 126 НК РФ. Правомерность наложения ответственности в данном случае подтверждается в том числе Постановлением АС СКО от 22.02.2017 N Ф08-500/2017.

При этом налоговый орган вправе штрафовать за невыдачу документов только в том случае, если эти документы фактически составлялись и имелись у налогоплательщика, иначе штраф незаконен (Постановление АС ЦО от 10.08.2017 N А83-5867/2015).

Выемка документов и предметов

В соответствии с положениями п. 4 ст. 93 НК РФ в случае отказа или непредставления документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку, может производить выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ. Также выемка может производиться в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, в частности для проведения почерковедческой экспертизы, что не противоречит нормам законодательства (Постановление ФАС СКО от 27.01.2012 N А53-27001/2010).

При этом непредставление налогоплательщиком документов по требованию является основанием для проведения выемки, когда у налогового органа есть обоснованные доводы предполагать, что подлинники непредставленных документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены и заменены (подп. 3 п. 1 ст. 31 и п. 8 ст. 94 НК РФ). О правомерности производства выемки в ситуации, когда налогоплательщик не представил документы по требованию, свидетельствует судебная практика: Определение ВС РФ от 28.10.2016 N 305-КГ16-13774, Постановления АС МО от 11.09.2017 N Ф05-12975/2017 и АС МО от 30.06.2016 N Ф05-8637/2016.

Основания для производства выемки предполагают субъективную оценку налоговым органом обстоятельств проведения проверки и проявления определенного усмотрения со стороны налогового органа, правомерность данного подхода подтверждается в том числе выводами, приведенными в Постановлении АС МО от 12.09.2017 N Ф05-12882/2017.

Однако мотивация в Постановлении к производству выемки не может иметь формальный характер. Недопустимым является ссылка в постановлении на положения ст. 94 НК РФ без указания конкретных обстоятельств дела, подтверждающих совершение налогоплательщиком действий по сокрытию, исправлению, замене подлинных документов. В противном случае в судебном споре действия налогового органа по производству выемки могут быть признаны незаконными, если при этом будет установлено, что налогоплательщик не препятствовал проведению мероприятий налогового контроля, об этом говорится в Постановлении АС ЦО от 01.03.2016 N Ф10-174/2016 по делу N А54-1021/2015.

Осмотр помещений, территорий, предметов и документов

В целях осуществления мероприятий налогового контроля налоговые органы уполномочены производить осмотр любых помещений и территорий, предметов и документов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения (п. 3.1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» и пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ). Осмотр проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции в соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ. Порядок проведения осмотра регламентирован положениями ст. 92 НК РФ.

Проведение осмотра возможно в рамках выездной налоговой проверки и в определенных случаях при камеральной налоговой проверке, когда НДС заявлен к возмещению либо выявлено несоответствие сведений данным контрагента в налоговых декларациях по НДС. В остальных случаях налоговый орган не имеет права на проведение осмотра в рамках камеральной налоговой проверки (Письмо ФНС России от 16.10.2015 N СД-4-3/18072). Однако осмотр может проводиться вне рамок налоговых проверок, если от налогоплательщика получено согласие на проведение такого осмотра, или данные документы и предметы были получены налоговым органом в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля.

По окончании процедуры составляется протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов. Протокол составляется в одном экземпляре, выдача его копии по результатам проведенного осмотра законодательством не предусмотрена. В Постановлении АС ВСО от 14.03.2017 N Ф02-94/2017 суд указал, что выдача копий протоколов осмотра по требованию налогоплательщика не предусмотрена, протоколы подлежат вручению налогоплательщику вместе с актом налоговой проверки. При этом протокол осмотра будет приложен к акту налоговой проверки, только если он служит доказательством совершения налогового правонарушения.

Ограничение по времени при проведении контрольных мероприятий

Согласно положениям п. 2 ст. 94 НК РФ, а также рекомендациям ФНС России по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками (Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837), выемка документов и предметов в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) запрещена.

Временные рамки проведения осмотра помещений, территорий, предметов и документов не регламентируются нормами НК РФ. Но в судебной практике есть мнение, согласно которому осмотр помещений налогоплательщика по аналогии с п. 2 ст. 94 НК РФ как и выемка документов, не может производиться в ночное время, то есть после 22:00 (Постановление 14 ААС от 06.03.2013 N А05-13210/2012).

Под запрет в ночное время подпадают именно действия по изъятию или осмотру документов и предметов лица, в отношении которого проводится проверка. При этом запрет не распространяется на составление и подписание протокола, таким образом, оформление результатов проведенного мероприятия налогового контроля может проводиться после 22.00, такой вывод сделан в Письме Минфина России от 5 октября 2017 г. N 03-02-08/64830.

Мероприятия налогового контроля в отношении оргтехники налогоплательщика

При проведении контрольных мероприятий особый интерес представляют компьютерное оборудование и/или программное обеспечение, находящиеся в офисе и хранящие наиболее полную информацию о деятельности проверяемого налогоплательщика. В отношении оргтехники налогоплательщика проверяющие имеют право проводить выемку в соответствии со ст. 94 НК РФ, а также осуществлять осмотр согласно требованиям ст. 92 НК РФ.

В рамках производства выемки может быть изъята как сама оргтехника, так и только информация, находящаяся на ней, которая копируется на переносные носители хранения информации. О правомерности изъятия информационных баз и компьютеров, содержащих информацию о деятельности налогоплательщика, необходимых для проведения налоговой проверки, свидетельствует сложившаяся арбитражная практика: Постановления АС ЗСО от 16.11.2015 по делу N А70-13750/2014, АС УО от 10.02.2016 по делу N А50-948/2015, АС МО от 11.09.2017 N Ф05-12975/2017.

Предметы выемки должны быть упакованы, опечатаны и подписаны лицами, участвующими и присутствующими при проведении мероприятия налогового контроля, таким образом, чтобы исключить бесконтрольный доступ к содержимому без нанесения существенного вреда упаковке. Все изымаемые документы и предметы в обязательном порядке предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки.

Без производства выемки информация, содержащаяся в оргтехнике налогоплательщика, может быть исследована налоговым органом в рамках осмотра. Положения ст. 92 НК РФ позволяют представителям налогового органа проводить осмотр любых документов и предметов, в том числе компьютерной техники проверяемого налогоплательщика, такой вывод подтверждается положениями Определения ВС РФ от 17 июля 2017 г. N 302-КГ17-8315. Осмотр компьютера, установленного в офисе налогоплательщика, включает в себя осмотр установленного на нем программного обеспечения, поскольку именно таким образом можно определить, какие задачи решает данный компьютер, а также узнать какие технологические, программные процессы осуществлялись на данном оборудовании.

Привлечение эксперта или специалиста

Для проведения осмотра программного обеспечения, установленного на компьютере налогоплательщика, налоговый орган может привлекать сторонних специалистов, обладающих специальными знаниями, навыками и не заинтересованных в исходе дела (п. 3 ст. 92, ст. 96 НК РФ). Специалисты привлекаются налоговым органом на договорной основе, при этом копия договора должна находиться в материалах налоговой проверки. Если в нарушение ст. 96 НК РФ договор о предоставлении услуг специалистом отсутствует, то в дальнейшем показания специалиста не могут служить надлежащим доказательством правонарушения налогоплательщика, об этом говорится в Постановлении АС ЗСО от 09.09.2016 N Ф04-3486/2016.

Если у проверяющих есть весомые основания для опровержения реальности сделки с заявленным контрагентом проверяемого налогоплательщика, налоговый орган может привлекать эксперта для проведения почерковедческой экспертизы. Для подтверждения либо опровержения факта правонарушения, фиктивности документооборота налоговый орган назначает проведение почерковедческой экспертизы подлинников документов, которые для этого изымаются у проверяемого налогоплательщика в ходе выемки. Экспертиза проводится в соответствии с положениями ст. 95 НК РФ.

В данном случае в материалах дела могут отсутствовать доказательства угрозы уничтожения, сокрытия, исправления или замены налогоплательщиком подлинников документов, необходимые для производства выемки. Ведь в п. 8 ст. 94 НК РФ одним из случаев, позволяющих произвести изъятие документов, является недостаточность наличия в распоряжении налогового органа копий документов, об этом говорится в том числе в Постановлении АС ЦО от 07.07.2016 N Ф10-2170/2016 по делу N А54-3168/2015.

В Постановлении о назначении экспертизы указываются основания для ее назначения, фамилии экспертов, наименование организации, в которой будет произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертами, и материалы, подлежащие предоставлению в распоряжение эксперта. Кроме того, при привлечении эксперта налоговый орган в обязательном порядке обязан реализовать право налогоплательщика на постановку эксперту вопросов, заявления эксперту отвода, на участие в проведении экспертизы, в таком случае проведение экспертизы будет носить легитимный характер. Данный вывод подтвержден в Определении ВС РФ от 01.08.2017 N 304-КГ17-9399.

Для проведения исследования образцов почерка лица, подписавшего документы от имени генерального директора контрагента, налоговый орган может привлекать специалиста, а не эксперта, правомерность такого подхода подтвердил суд в Определении КС РФ от 29.09.2016 N 1749-О. КС РФ отметил, что специалист в отличие от эксперта привлекается налоговым органом преимущественно для оказания технической помощи в проведении конкретных действий, которая не предполагает совершения им самостоятельных процессуальных действий при непосредственном участии в проводимых налоговым органом налоговых проверках. Данное правовое регулирование направлено на получение при осуществлении мероприятий налогового контроля достоверной и объективной информации для целей налогообложения, при этом оно не предусматривает возможности проведения экспертизы специалистом, привлеченным налоговым органом.

Последствия нарушения процедуры при мероприятиях налогового контроля

Соблюдение законности проведения мероприятий налогового контроля обеспечено положениями абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ, которые не допускают использования налоговым органом доказательств, полученных с нарушением требований НК РФ.

При проведении контрольных мероприятий (выемки, экспертизы и осмотра) принципиальное значение имеет заблаговременное уведомление налогоплательщика о дате и времени проведения данного мероприятия. Если представитель налогоплательщика не смог принять участие в процедуре по той причине, что его своевременно не уведомили о времени проведения данного мероприятия, то это может привести к невозможности использования его результатов в материалах налоговой проверки, данный вывод сделан в Постановлениях АСВ СО от 05.05.2017 N Ф02-1681/2017, АС ВСО от 20.04.2017 N Ф02-1130/2017.

Проведение осмотра или выемки без участия понятых также может привести к тому, что доказательства, полученные в ходе проведения такого мероприятия налогового контроля, будут признаны недопустимыми в силу п. 3 ст. 64 АПК РФ, об этом говорится в Постановлении Девятого ААС от 27.10.2016 N 09АП-46481/2016-АК.

Однако несоблюдение сотрудниками налогового органа отдельных процессуальных моментов в ходе осуществления мероприятий налогового контроля не является безусловным основанием для отмены решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в силу п. 14 ст. 101 НК РФ. Отмена решения (либо его части) возможна, если вышестоящий налоговый орган или суд посчитает, что отсутствие налогоплательщика при осмотре привело к существенному нарушению его прав на защиту и принятию неправомерного решения.

Е.Н. Колесникова Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса

Дополнительные мероприятия налогового контроля — мероприятия налогового контроля, которые проводятся дополнительно, после окончания выездной налоговой проверки, в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых.

«Дополнительные мероприятия налогового контроля» иногда называют сокращенно, как ДМНК.

Разъяснение

Дополнительные мероприятия налогового контроля проводятся после окончания выездной налоговой проверки, в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых.

Порядок проведения дополнительных мероприятия налогового контроля определен пунктом 6 статьи 101 НК РФ, а также Определением Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 650-О-О.

Дополнительные мероприятия налогового контроля могут продолжаться в срок, не превышающий один месяц (два месяца — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков).

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут проводиться только следующие процедуры:

— истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ (см. Истребование документов при проведении налоговой проверки)

— допрос свидетеля (см. Допрос свидетеля в ходе налоговой проверки)

— проведение экспертизы

Порядок проведения ДМНК

Порядок проведения ДМНК регулируется п. 6.1. и 6.2. статьи 101 НК РФ.

Результаты ДМНК фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки (п. 6.1. ст. 101 НК РФ).

Налогоплательщик вправе в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки представить в налоговый орган письменные возражения по такому дополнению к акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям (п. 6.2. ст. 101 НК РФ).

п. 6.1. ст. 101 НК РФ:

Начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля, сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля, а также полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК в случае, если НК предусмотрена ответственность за эти нарушения законодательства о налогах и сборах, фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки.

Дополнение к акту налоговой проверки должно быть составлено и подписано должностными лицами налогового органа, проводящими дополнительные мероприятия налогового контроля, в течение пятнадцати дней со дня окончания таких мероприятий.

Дополнение к акту налоговой проверки с приложением материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в течение пяти дней с даты этого дополнения должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

При проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении консолидированной группы налогоплательщиков дополнение к акту налоговой проверки в течение десяти дней с даты этого дополнения вручается ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков в порядке, установленном настоящим пунктом.

Дополнение к акту налоговой проверки направляется иностранной организации (за исключением международной организации, дипломатического представительства, иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ), не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через обособленное подразделение, по почте заказным письмом по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков. Датой вручения этого дополнения к акту налоговой проверки считается двадцатый день, считая с даты отправки заказного письма.

При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, к дополнению к акту налоговой проверки не прилагаются.

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), уклоняется от получения дополнения к акту налоговой проверки, такой факт отражается в дополнении к акту налоговой проверки. В этом случае дополнение к акту налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица и считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма.

п. 6.2. ст. 101 НК РФ:

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения по такому дополнению к акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям.

Письменные возражения по дополнению к акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков (иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ) представляются ответственным участником этой группы (иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ) в течение пятнадцати дней со дня получения такого дополнения к акту налоговой проверки.

При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Пример из судебной практики

Уточненная налоговая декларация, представленная после завершения выездной налоговой проверки и до вынесения налоговым органом решения, может представлять собой форму информирования налогового органа о возражениях налогоплательщика относительно выводов налогового органа по соответствующему налогу, изложенных в материалах проверки.

п. 16 раздела «IV. Практика применения законодательства о налогах и сборах » Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).

В период после проведения выездной налоговой проверки, но до вынесения решения по ней предприниматель представил в налоговый орган уточненные налоговые декларации.

По итогам изучения этих деклараций и документов к ним налоговым органом принято решение о доначислении предпринимателю сумм налогов.

Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным этого решения, ссылаясь на нарушение налоговым органом процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, поскольку увеличение суммы взыскиваемых налогов осуществлено не на основании материалов выездной налоговой проверки, а в ходе дополнительных проверочных мероприятий при изучении представленных предпринимателем уточненных налоговых деклараций и приложенных к ним документов.

Решение суда в пользу налоговиков:

Налоговый орган, завершив выездную налоговую проверку, должен обладать всей полнотой информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, осуществленной в проверенном периоде (включая сведения о доходах и расходах по соответствующим налогам).

Таким образом, уточненная налоговая декларация, представленная после завершения выездной налоговой проверки и до вынесения инспекцией решения, может представлять собой форму информирования налогового органа о возражениях налогоплательщика относительно выводов налогового органа по соответствующему налогу, изложенных в материалах проверки.

Поэтому при представлении уточненной налоговой декларации после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе провести дополнительные мероприятия налогового контроля, руководствуясь п. 6 ст. 101 НК РФ, либо, вынося решение без учета данных уточненной налоговой декларации, назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных.

Определение N 310-КГ16-5041

17.01.2020

Дополнительно

Истребование документов при проведении налоговой проверки — форма налогового контроля, применяемая при проведении налоговой проверки, которая заключается в предоставлении налоговому органу заверенных копий или оригиналов первичных учетных документов налогоплательщика.

Допрос свидетеля в ходе налоговой проверки — регулируется статьей 90 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Налоговые проверки

Выездная налоговая проверка

Словари:

Словарь

Налоговый словарь

Словарь бухучета

Юридический словарь

Словарь инвестора

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *