Допущение имущественной обособленности организации предполагает

Допущение — имущественная обособленность

Cтраница 1

Допущение имущественной обособленности исходит из права собственности. Имущество и обязательства каждого предприятия строго разграничены и существуют обособленно от имущества и обязательств его собственников и других предприятий. В странах с развитой рыночной экономикой это допущение соответствует принципу хозяйственной единицы учета.  

Допущение имущественной обособленности означает, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой и других организаций.  

Допущение имущественной обособленности — активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций.  

Допущение имущественной обособленности, закрепленное в качестве основного принципа в российском бухгалтерском законодательстве, прямо связано с гражданско-правовым понятием обособленное имущество. Статья 48 Гражданского кодекса РФ определяет юридическое лицо как организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.  

Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.  

Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Для нашей страны в период становления рыночной экономики это допущение представляется особенно важным, так как во многих организациях ( особенно в хозяйственных товариществах и обществах) их имущество находится в личном пользовании учредителей, участников или работников. Кроме того, в соответствии с данным допущением имущество организации, принадлежащее ей на правах собственности, отражается на балансовых синтетических счетах.  

Противоречие допущения имущественной обособленности и требования соблюдения приоритета содержания перед формой в конечном итоге сказывается на достоверности показателей финансовой отчетности предприятий, а также свидетельствует о недостаточной проработанности основ построения системы регулирования бухгалтерского учета в России.  

Принцип автономности ( допущение имущественной обособленности) означает, что активы ( имущество) и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций.  

Возникает вопрос: можно ли применять допущение имущественной обособленности и при этом соблюдать требование приоритета содержания перед формой.  

Указанная норма имела непосредственное отношение к допущению имущественной обособленности, которое закреплено в качестве основного принципа в российском бухгалтерском законодательстве и прямо связано с гражданско-правовым понятием обособленное имущество. Подробно о допущении имущественной обособленности см. раздел 1.2 главы 1 настоящего издания.  

В российских нормативных актах одним из основных допущений является допущение имущественной обособленности организации. Следует отметить, что в разделе Принципы МСФО указанное допущение не упомянуто. По нашему мнению, это связано, в первую очередь, с тем, что международные стандарты уходят от юридического основания отражения в бухгалтерском учете активов предприятия.  

В российских нормативных актах одним из основных допущений является допущение имущественной обособленности организации. Как уже было отмечено, в Принципах МСФО указанное допущение не упомянуто. По нашему мнению, допущение имущественной обособленности, равно как и требование о признании актива только в том случае, если он принесет доход в будущем, являются основными положениями при построении системы ведения бухгалтерского учета. Однако, если исходить из предположения, что в бухгалтерской отчетности отражаются только собственные активы предприятия, то право собственности будет превалирующим: если право собственности на вещи перешло предприятию, то активы отражаются в бухгалтерском балансе, если предприятие утрачивает право собственности, то активы списываются с баланса. При этом не имеет значения, приносит ли актив доход или нет. Противоположная ситуация складывается в случае выбора в качестве основного — требования о получении от актива выгоды в будущем.  

Таким образом, можно сделать вывод о том, что допущение имущественной обособленности, которое принято к качестве основополагающего в российских нормативных актах, вступает в противоречие с требованием приоритета содержания перед формой. Федерального закона О бухгалтерском учете ) ставит под сомнение возможность применения иного критерия, чем право собственности, для признания активов в бухгалтерской отчетности организации.  

Отметим, что первый вариант отражения доходов и расходов противоречит допущению имущественной обособленности и допущению временной определенности фактов хозяйственной деятельности, поэтому применение этого способа будет более обосновано, если организация не имеет достаточной степени уверенности в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод.  

Для достижения указанных целей бухгалтерского учета предполагается, что он будет осуществляться в соответствии с допущениями имущественной обособленности, непрерывности деятельности организации, последовательности применения учетной политики и временной определенности фактов хозяйственной деятельности.  

Страницы:      1    2

РСБУ и МСФО — сходства и различия этих групп стандартов помогают понять основные учетные принципы и подходы национальных и международных систем учета и отчетности. Об этом пойдет речь в нашем материале.

Кому необходимо сравнение РСБУ и МСФО?

Компании, вынужденные (в силу причин внутреннего и внешнего характера) составлять отчетность по РСБУ и МСФО, затрачивают немалые средства на трансформацию составленной по национальным нормам отчетности в МСФО-отчетность.

Чем больше между национальными и международными стандартами различий в общих принципах, учетных подходах и оценках, тем значительнее объем производимых фирмой корректировок и осуществляемых в связи с этим затрат.

Говоря о различиях или сходствах указанных групп стандартов, необходимо исходить из того, что исторически каждая группа была предназначена для разных целей использования сформированной по их нормам информации:

  • МСФО-отчетность, понятная пользователям во всем мире, используется для принятия экономических решений инвесторами, зарубежными партнерами и др.;
  • РСБУ-отчетность, понятная только знакомым с российской нормативкой пользователям, составляется, в первую очередь, для государственного фискального контроля и статистического учета.

Из-за принципиальных различий данных групп стандартов у РСБУ-отчетности более узкая сфера применения — познакомить пользователей с текущим положением дел в фирме и результатами работы за истекшие периоды. У МСФО-отчетности в этом вопросе существует серьезное преимущество — отраженная в ней информация позволяет заглянуть в будущее и сделать предположения о потенциале компании.

Подробнее о сходствах и различиях РСБУ и МСФО расскажем в следующих разделах.

Основные отличия международных стандартов от национальных

Учитывая, что целью МСФО является раскрытие основных подходов к формированию понятной и полезной отчетной информации, а целью РСБУ — ведение учета и составление отчетности в соответствии с национальными требованиями, между указанными группами стандартов существуют принципиальные различия. Например:

  • преобладание экономического содержания фактов хозяйственной деятельности над их правовой формой — характерно для МСФО и отсутствует в РСБУ (хотя и задекларировано в п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций», утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н);
  • отсутствие в МСФО жесткой привязки факта наличия первичного документа к моменту признания в учете и отчетности активов, обязательств, доходов и расходов;
  • использование в МСФО профессионального суждения как инструмента по оценке и признанию учетных элементов;
  • применение МСФО специальной терминологии, способствующей адекватному отражению реального финансового состояния фирмы (временная стоимость денег, справедливая стоимость, обесценение активов и др.);
  • отсутствие в МСФО жестко закрепленной формы финансовых отчетов и валюты ее представления;
  • наличие в МСФО возможности выбора отчетной даты;
  • различия в подходах, методах и оценках имущества и иных учетных элементов.

Наличие принципиальных отличий между МСФО и РСБУ приводит зачастую к тому, что прибыльные по нормам национальных стандартов фирмы оказываются убыточными после трансформации «национальной отчетности» в МСФО. Это является ярким подтверждением неспособности РСБУ-отчетности выполнить свою основную функцию — снабдить ее пользователей достоверной, полезной, понятной, уместной и сопоставимой информацией.

Изучайте и сравнивайте международные и национальные стандарты с материалами нашего сайта:

  • «МСФО № 16 Основные средства — особенности применения»;
  • «Отражаем основные средства в бухгалтерском балансе»;
  • «МСФО № 36 Обесценение активов — особенности применения».

Сходство РСБУ и МСФО

Сравнивая национальные и международные стандарты можно говорить о наличии сходных аспектов учета и отчетности, хотя следует подчеркнуть их малочисленность.

К примеру:

  • идентичные применяемые допущения при составлении отчетности (допущение непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики);
  • аналогичные требования к отображаемой в отчетности информации (требование осмотрительности).

Более детальный анализ стандартов может выявить и иные сходные моменты, но назвать их абсолютно совпадающими затруднительно.

Итоги

Сравнение международных и национальных стандартов выявляет множество различий в принципах, подходах и оценках.

Учитывая возрастающую потребность в Международных стандартах финансовой отчетности, в нашей стране проводится планомерная работа по сближению национальных стандартов с МСФО.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Введение……………………………………………………………………………….3

Основная часть……………………………………………………………………….. 4

Заключение…………………………………………………………………………….9

Список использованной литературы………………………………………………..10

Глоссарий………………………………………………………………….………….11

Введение.

Международные стандарты финансовой отчетности содержат требования к представлению отчетов о деятельности компании за финансовый год, который может совпадать или не совпадать с календарным. Однако для принятия обоснованных решений пользователи заинтересованы в более частом представлении обновленной финансовой информации. Регламентирует подачу такой информации МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность».

Какие компании и в каких случаях составляют промежуточную отчетность МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность» не требует от организаций обязательного представления промежуточной отчетности. Однако ее подготовку могут потребовать от компании акционеры, фондовые биржи, кредитные организации и др. Совет по МСФО только рекомендует регулирующим органам требовать составления отчетности чаще, чем раз в год, от компаний, чьи ценные бумаги находятся в свободном обращении.

Кроме основных финансовых отчетов, которые отражают финансовое положение всего предприятия и представляются один раз в год, предприятие часто вынуждено представлять пользователям финансовой отчетности более подробную информацию. Часто инвесторы нуждаются в отчетности не за один год, а за более короткие периоды, например, за полгода, квартал или даже месяц. Кроме того, интерес могут представлять результаты не только всего предприятия в целом, но и его отдельных подразделений. Поэтому разработан стандарт, посвященный промежуточной финансовой отчетности – МСФО 34 «Промежуточная финансовая отчетность», регулирующий вопросы составления промежуточной отчетности.

В докладе рассмотрены МСФО 34 «промежуточная финансовая отчетность», понятие промежуточной финансовой отчетности, цель ее составления, а также сферу ее применения. Кроме того будет раскрыты основные формы и содержание промежуточной финансовой отчетности.

Согласно МСФО 34 промежуточная финансовая отчетность представляет собой полный пакет или набор сжатых финансовых отчетных форм за период, который короче полного финансового года. Компания сама решает, будет ли она готовить полную финансовую отчетность или сжатую. Если компания принимает решение в пользу сжатой финансовой отчетности, то такая отчетность должна соответствовать требованиям МСФО 34. Если принимается решение о подготовке полной финансовой отчетности, то кроме требований МСФО 34 в части оценки и дополнительных раскрытий такая отчетность должна соответствовать всем требованиям МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» в области раскрытий.Промежуточная финансовая отчетность играет немаловажную роль для самого предприятия, хоть ее составления не является обязательным.

Главная цель моей работы – это более углубленно изучить Международный стандарт финансовой отчетности 34 «промежуточная финансовая отчетность» и сравнить с ПБУ 4/99.

Основная часть.

Целью 34 стандарта является определение минимального содержания промежуточного финансового отчета, и установить принципы признания и оценки в полной или сокращенной версии отчета за промежуточный период. Промежуточная отчетность повышает способность инвесторов, кредиторов и других лиц понять возможности предприятия по генерированию прибыли и потоков денежных средств.

Сфера применения данного стандарта описание содержания промежуточной финансовой отчетности, которая готовится в соответствии с МСФО. Данный стандарт не регулирует следующие вопросы:

-какие компании должны готовить промежуточную финансовую отчетность;

— как часто; или

-как скоро это делается после окончания предыдущего промежуточного периода.

Эти вопросы определяются государственными органами, регулирующими рынок ценных бумаг, фондовой биржей и местными правилами бухгалтерского учета. Тем не менее, стандарт поощряет представление промежуточной финансовой отчетности, которая соответствует МСФО 34, компаниями, у которых есть долговые или долевые ценные бумаги в открытом обращении. Представление промежуточной финансовой отчетности рекомендовано, по крайней мере, за первую половину финансового года не позднее, чем 60 дней после окончания промежуточного периода.

Содержание промежуточной отчетности.

Стандартом предлагаются два варианта представления отчетности за промежуточный период:

— Полный комплект финансовой отчетности (по аналогии с отчетностью за полный финансовый год);

-Сокращенная финансовая отчетность.

Промежуточная сокращенная финансовая отчетность должна содержать минимум следующие документы:

Полная финансовая отчетность

Промежуточная финансовая отчетность

1. Отчетный бухгалтерский баланс

1. Сжатый бухгалтерский батане

2. Отчет о прибылях и убытках

2. Сжатый отчет о прибылях и убытках

3.Отчет о всех изменениях в собственном капитале

3. Сжатый отчет о всех изменениях в собственном капитале

4. краткий отчет о потоках денежных средств (со сравнительными данными за аналогичный период предыдущего промежуточного периода);

5. выборочные примечания к отчетности

Если деятельность компании имеет ярко выраженную сезонность, стандарт рекомендует предоставлять финансовую информацию за последние 12 месяцев, заканчивающихся датой промежуточной финансовой отчетности, и сравнивать ее с информацией за предшествующий 12-ти месячный период, в дополнении к финансовой отчетности промежуточного периода.

Необходимые раскрытия.

В МСФО 34 делается допущение о том, что любой пользователь промежуточной финансовой отчетности также имеет доступ к предыдущему годовому отчету. Поэтому, МСФО 34 избегает повторения годовых раскрытий в промежуточных отчетах. Минимальный список раскрытий в промежуточной финансовой отчетности:

— указание на то, что при составлении промежуточной финансовой отчетности использовались те же самые учетные принципы, что и при составлении последней годовой финансовой отчетности;

— комментарии по поводу сезонности и цикличности за промежуточный финансовый период;

-характер и размер статей, влияющих на компоненты финансовой отчетности, которые необычны по своему размеру, характеру или периодичности;

— характер и величина изменений расчетных оценок, если они существенны;

— предоставление, получение или погашение долевых и долговых ценных бумаг;

— выплаченные дивиденды;

— выручка и финансовые результаты по сегментам;

— существенные события, произошедшие после окончания промежуточного периода;

— приобретения бизнеса (МСФО (IFRS) 3);

— долгосрочные вложения;

— реструктуризация активов;

— прекращаемая деятельность;

— корректировка ошибок предыдущего периода;

— списание запасов до чистой стоимости реализации;

— приобретение и выбытие основных средств и обязательства по приобретению основных средств;

— признание убытков от обесценения основных средств, нематериальных или других активов, а также восстановление такого убытка;

— восстановление резервов по реструктуризации;

— разрешение судебных разбирательств;

— неуплата или нарушение любых обязательств по полученных займам, которые не решены до отчетной даты;

— операции со связанными сторонами.

Существенность.

В выборе того как признавать, оценивать или раскрывать статью для целей промежуточной финансовой отчетности, существенность оценивается относительно финансовых данных промежуточного периода. Принимая решение о включении информации в промежуточную финансовую отчетность, следует руководствоваться принципом существенности. Промежуточные отчетные показатели могут в большей степени носить оценочный характер, чем показатели годовых финансовых отчетов.

Информация является существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на решения пользователей.

МСФО (IAS) 8 требует, чтобы при отражении чистой прибыли за отчетный период требуется отдельно раскрывать информацию о необычных статьях, прекращаемой деятельности, изменениях учетных оценок, об ошибках, а также об изменениях учетной политики. МСФО (IAS) 8 не содержит положений, определяющих количественные параметры критерия существенности.

Учетная политика.

При составлении промежуточной финансовой отчетности необходимо использовать ту же самую учетную политику, что и при составлении годовой финансовой отчетности.

Признание и оценка.

Принципы признания активов, обязательств, доходов и расходов за промежуточный отчетный период совпадают с принципами, применяемыми при составлении годовой финансовой отчетности. Однако МСФО 34 также требует, чтобы периодичность составления финансовой отчетности не влияла на оценку ее годовых результатов, поэтому оценки для целей промежуточной отчетности должны проводиться на основе нарастающего итога с начала года.

Расходы по налогу на прибыль необходимо признавать в каждом промежуточном отчетном периоде исходя из наилучшей оценки средневзвешенной годовой ставки налога на прибыль, ожидаемой за полный финансовый год.

Затраты, которые понесены неравномерно в течение финансового года, следует признавать с опережением или отсрочкой в промежуточной финансовой отчетности только в том случае, если опережение или отсрочка признания данных затрат были бы приемлемы на конец финансового года.

Выручка, получаемая сезонно, не должна признаваться с опережением или отсрочкой в промежуточной финансовой отчетности, если такое опережение или отсрочка не были бы приемлемы на конец финансового года.

Если последняя годовая финансовая отчетность представлялась как сводная (консолидированная) отчетность, то и промежуточная финансовая отчетность представляется в сводном варианте.

Поскольку отчет об изменениях в капитале можно представлять в двух формах, в промежуточной отчетность необходимо использовать тот же формат, что использовался при представлении последней годовой финансовой отчетности.

Выборочные пояснительные примечания не должны содержать повторения примечаний, которые приводились в годовой финансовой отчетности. Информация в примечаниях должна представляться в качестве характеристики всего отчетного года, но необходимо также раскрывать события и операции, имеющие значение для понимания отчетности за данный промежуточный период.

К промежуточной финансовой отчетности, представляемой в полном комплекте, предусмотренном МСФО 1 и МСФО 7, нужно представлять все раскрытия и пояснения в потном объеме, предусмотренном всеми международным стандартами финансовой отчетности. Факт составления промежуточной финансовой отчетности в соответствии с МСФО 34 должен быть специально объявлен в примечаниях.

Бухгалтерский баланс представляется по состоянию на конец текущего промежуточного периода и сравнительный бухгалтерский баланс по состоянию на конец предшествовавшего отчетного года.

Отчеты о прибылях и убытках представляются за текущий промежуточный период и нарастающим итогом с начала отчетного года. Сравнительные отчетные показатели — за сопоставимый промежуточный период прошлого года и нарастающим итогом с начала прошлого года до даты окончания сопоставимого промежуточного периода.

Отчет о движении денежных средств и отчет об изменениях собственного капитала — нарастающим итогам с начала отчетного периода по дату окончания текущего промежуточного периода. Сравнительные отчетные данные — за сопоставимый промежуточный период, нарастающим итогом с начала прошлого года.

Активы к промежуточной отчетности признаются и оцениваются по тем же правилам и критериям, которые применяются в стандартах для годовой финансовой отчетности.

Обязательства в промежуточной отчетности отражают, так же как и в годовой отчетности. Признаются существующие обязательства на промежуточную дату. Возможные обязательства по предварительным оценкам, не вытекающие из операций промежуточного периода, не должны отражаться, в особенности, когда не ясно, будут ли они отражены в годовой финансовой отчетности.

Доходы и расходы в промежуточной отчетности признаются, если они возникли с начала отчетного года в течение периода до промежуточной отчетной даты. Как правило, доходы признаются тогда, когда они возникают.

Сравнение IAS 34 и ПБУ 4/99

ПБУ

МСФО

Различия

В соответствии с п.48, 49,51 ПБУ 4/99, организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, в составе баланса и отчета о прибылях и убытках в объеме и формате, соответствующих годовой отчетности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Промежуточная финансовая отчетность – это финансовая отчетность, которая содержит полный, либо сжатый набор финансовых отчетов за период более короткий, чем полный финансовый год компании (п.4 МСФО 34).
МСФО 34 не устанавливает, какие компании должны публиковать промежуточную отчетность, как часто и как скоро после окончания промежуточного периода.
Причиной составления промежуточной финансовой отчетности могут быть как требования регуляторов фондового рынка (для компаний, чьи акции и долговые ценные бумаги свободно обращаются на нем), так и использование ее показателей в управленческом учете.

МСФО, в отличии от РСБУ, не требуют обязательного представления промежуточной финансовой отчетности.
В отличие от РСБУ, в МСФО не устанавливается периодичность, с которой формируется промежуточная отчетность и сроки ее представления.
МСФО 34 лишь поощряет компании к ее представлению «по крайней мере, по состоянию на конец первой половины их финансового года и представлению не позже чем через 60 дней после завершения промежуточного периода» (п.1 МСФО 34) .

Финансовая отчетность – обязательная документация для любой предпринимательской деятельности. Когда предприятия сотрудничают, им необходимо знакомиться с отчетностью друг друга. Именно на основании ее изучения и принимаются решения относительно возможности и формы сотрудничества с предприятием.

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно российскому законодательству о бухгалтерском учете.

С прогрессирующей глобализацией нарастает взаимодействие не только между предприятиями, но и между странами, в том числе и с отличающимися финансовыми системами. Чтобы предоставляемая контрагентам финансовая информация была более полной и прозрачной, она должна подаваться в относительно унифицированной форме.

Иными словами, финансисты разных стран должны «разговаривать на одном языке». Именно это и стало причиной создания комитета по МСФО – международным стандартам финансовой отчетности.

Рассмотрим, какова цель этого собрания документов, что именно входит в его состав, а также проследим особенности применения в экономике нашей страны, особенно в свете современных реформ.

Что такое МСФО: как объяснить российскому предпринимателю

Международные стандарты финансовой отчетности – свод документов, содержащих регламент для ведения финансовой отчетности, необходимой для внешнего предоставления, по единым принципам. Данное словосочетание сокращается в аббревиатуру МСФО (избегайте часто встречающегося ошибочного употребления МФСО).

Собрание текстов и интерпретаций к ним представляет собой официальный перевод оригинальных англоязычных документов, изданных Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) со штаб-квартирой в Великобритании. Этот Комитет – автономная организация частного характера, целью которой является объединение правил финансового учета и их унификация для международного применения.

Разъяснения Международных стандартов финансовой отчетности.

На сегодняшний день данным стандартам добровольно подчиняются 105 стран мира. Из экономически ведущих государств этой системы не придерживаются только 3:

  • Соединенные Штаты Америки;
  • Канада;
  • Япония.

Еще ряд государств, преимущественно в Латинской Америке и в Азии, находятся в состоянии выбора, принять ли им МСФО или американскую систему GAAP.

СПРАВКА! До начала 21 века свод правил и разъяснений по ведению учета обозначался другой аббревиатурой — IAS (International Accounting Standards, «международные бухгалтерские стандарты»). Современное обозначение МСФО в англоязычной литературе значится как IFRS (International Financial Reporting Standards).

Отличие МСФО от ПБУ

Приближенным аналогом для российского предпринимателя может служить термин «стандарты бухгалтерского учета». Но главное отличие ПБУ от МСФО состоит в том, что в последних отсутствует первичная документация. Если ПБУ диктует правила ведения учета, то МСФО провозглашает его принципы. Можно сказать, что МСФО – итоговый показатель бухгалтерского учета, в который уже не нужно включать:

  • план счетов;
  • бухгалтерские проводки;
  • учетные регистры;
  • документальное сопровождение тех или иных финансовых операций;
  • другую «первичку».

Отсюда следует, что сами принципы счетоводства каждая страна может применять по своему разумению. А вот конечный результат учета, который и создает финансовый «портрет» компании, должен быть оформлен по единым стандартам.

Каков порядок расчета ставки дисконтирования в целях применения МСФО?

Главный принцип МСФО

Смысл МСФО как единого регламента денежного учета состоит в том, что на него не влияют международные различия: культурные реалии, традиции, финансовые модели, законодательные нормы разных государств. Экономические законы объективны независимо от способов их применения. Поэтому основополагающим принципом МСФО является преобладание экономического содержания над формой.

Такой принцип позволяет предпринимателям в спорных случаях следовать его духу, базовым положениям, а не искать способы обойти жестко прописанные правила.

Дополнительные принципы, регламентирующие составление финансовых отчетов по МСФО:

  • принцип начисления;
  • принцип непрерывности деятельности;
  • принцип уместности и др.

Как определяется дата перехода на МСФО в целях сдачи первой отчетности?

Что входит в МСФО

На сегодняшний день МСФО представляет собой объединение из 44 документов и 25 разъяснений к ним. В этих текстах содержатся рекомендации:

  • по составу финансовой отчетности;
  • каким способом учитывать конкретные объекты внимания бухгалтеров;
  • какую информацию, где и как именно отражать.

Стандарты периодически меняются и обновляются, поэтому в них регулярно вносятся поправки и изменения. По иерархии документы в составе МСФО можно разделить на 4 степени.

  1. Действующие IFRS и IAS вместе со стандартными приложениями к ним.
  2. Разъяснения Комитета по МСФО (IFRIC и SIC).
  3. Приложения к Международным стандартам, не входящие в официальную версию.
  4. Рекомендации по внедрению в конкретной стране.

Кто в России должен придерживаться МСФО

В практике отечественного предпринимательства составление отчетов по требованиям МСФО регулируется Федеральным законом РФ №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27 июля 2010 года.

Согласно тексту этого акта нужно предоставлять систематизированные данные относительно динамики и финансового результата деятельности организаций, или, как они обозначаются в международной терминологии, групп. К таким группам закон РФ относит:

  • банковские организации;
  • страховые компании (кроме предприятий по обязательному медстрахованию);
  • ипотечные фирмы;
  • коммерческие пенсионные фонды;
  • инвестиционные компании;
  • акционерные общества с акциями, принадлежащими государству (по перечню Правительства РФ);
  • компании, чьи ценные бумаги значатся в официальных котировках.

КРОМЕ ТОГО, знание стандартов МСФО обязательно для следующих категорий:

  • бухгалтеры;
  • аудиторы;
  • экономические консультанты;
  • преподаватели экономических дисциплин высших учебных заведений.

Для кого МСФО не обязательны

Под действие ФЗ о консолидированной отчетности не подпадают, поскольку их их деятельность не выходит на международный рынок:

  • государственные компании;
  • сводные отчеты муниципальных заведений;
  • сводная отчетность бюджетных организаций.

Отечественные проблемы при внедрении МСФО

С 1998 года в России действует программа по реформированию бухучета, приведении его в соответствие с МСФО.

Закон, принятый в 2010 году, обязал переработку бухгалтерской отчетности по МСФО приведенных в нем категорий организаций, начиная с 2012 года. Принятие или приостановка действия того или иного стандарта на территории Российской Федерации принимается Министерством Финансов РФ. Именно на сайте Минфина тексты МСФО на русском языке доступны для широкого изучения.

Некоторые трудности, связанные с внедрением МСФО в РФ, выявились с началом практической работы по их применению, главным образом, аудиторской практики. Можно скомпоновать их по нескольким направлениям:

  1. Трудности перевода. Текст на русском языке, приведенный на сайте МинФина, к сожалению, не вполне совершенен в качестве перевода. Чтобы перевести стандарт с официального английского на русский, нужна работа представителей Комитета по МСФО, после чего сделанный перевод должен пройти процедуру обсуждения экспертами. Поэтому изменения в МСФО в переводе появляются с большой задержкой.
  2. Несоответствие основного принципа де-факто. Несмотря на то что в российских стандартах отчетности также провозглашен приоритет содержания над формой, на практике он далеко не всегда соблюдается. В отечественной документации крайне жестко регламентированы сами способы документального сопровождения финансовых операций. Это делает затруднительным трансформацию отечественных результатов учета в требующиеся по нормам МСФО.
  3. Разный подход к активам и обязательствам. В нашей стране имущественные активы классифицируются немного не так, как это принято по международным стандартам. Кроме того, при формировании финансового показателя нужна рыночная оценка актива, что далеко не всегда будет справедливо в современных российских реалиях.
  4. Юридические разночтения. Бухучет любого государства всегда входит в его законодательную базу, он не может находиться в противоречии с нормативными документами. Также нельзя пользоваться иной терминологией, нежели предусмотренная, к примеру, в Налоговом кодексе и других законах. Это создает некоторые сложности при взаимодействии с иными нормами. Корректировать такой законодательный «пат» на данном этапе крайне затруднительно, если вообще возможно.
  5. Расширение круга информации. Стандарты МСФО предусматривают больший объем обнародуемой информации, в том числе и о лицах, от которых зависят финансовые показатели, нежели это принято в РФ.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *